Какие оптические свойства у лессировочных красок

Какие оптические свойства у лессировочных красок thumbnail

Открываем новую рубрику про термины в живописи: будем грамотными!

Краски можно не только смешивать, но и наносить друг на друга тонким слоем! Тогда живопись получается сочная, насыщенная, как будто светится изнутри! И в этом вся суть лессировки!

Натюрморт в технике лессировки

Лессировка- это техника нанесения краски на полотно. Суть ее в том, чтобы наносить полупрозрачные слои краски на основной цвет (подмалевок).

В эпоху Возрождения многие живописцы использовали технику лессировки, накладывая многочисленные полупрозрачные слои друг на друга, получая эффект цветных стекол. Так получались мягкие, насыщенные, светящиеся тона.

Лессировка – это метод оптического смешивания, при нашем взгляде на картину.

При лессировке картина получается сочной и воздушной

При правильном нанесении краски получаются уникальные цвета. Таких оттенков невозможно получить путем смешивания на палитре, ведь прозрачные слои пропускают, преломляют и отражают свет. Именно поэтому достигается эффект сияния.

При этом новые слои изменяют цвет основы. В этом и заключается основная трудность техники, необходимо заранее предусмотреть результат.

Краски нужны специальные – полупрозрачные, их также ещё используют в промышленном дизайне и строительстве.

Плюсы лессировки в том что можно наносить многократно! Лессировкой можно заглушить и притемнить кричащие открытые цвета. Но держите себя в руках, а то можно и переусердствовать, тогда картина получится темной и не контрастной.

Лессировка в акварели

Лессировка в живописи маслом

Используют эту технику не только в акварели, но и в живописи маслом. Однако в лессировке маслом есть особенность!

Каждый слой масла необходимо хорошо сушить! Иначе краски смешаются прямо на холсте и получится грязь.

Но это, к сожалению, отнимает много времени ????

Подмалевок нужно делать холоднее и светлее, чем в итоговая картина, так как в процессе работы слой за слоем тональность изменится на необходимую. Для начинающего художника это может быть сложно.

Подмалевок можно делать из акрила или темперы, они очень быстро сохнут, буквально в течении пары минут. А сверху писать маслом.

Затем необходимо хорошо просушить слой, иначе масло может дать трещины. К сожалению, наоборот делать нельзя ????, на масло акрил не ляжет.

Разбавляют масло с разбавителем в сочетании 1:2 или 1:1 в зависимости от того какую консистенцию краски необходимо получить.

Техника нанесения

Краску разводят в консистенции жидкой сметаны и наносят тонким слоем.

Если краски переборщили, то избавиться от излишков можно. Для этого надо сухой кистью проштамповать по излишкам перпендикулярно холсту, затем кисть с краской вытереть о ткань.

Прорисовка. Техника многослойной живописи.

Мастера лессировки

Кто же использовал эту технику в своей живописи?

Леонардо да Винчи и знаменитая “Джаконда”

Леонардо да Винчи “Мона Лиза”

Тициан Вечеллио да Кадоре

Тициан Вечеллио да Кадоре “Портрет папы Павла II”

Рембрандт Харменс ван Рейн

Рембрандт Харменс ван Рейн “Автопортрет”

Кстати, лессировка сгущает цвета, делает их насыщеннее и плотнее, глубже, поэтому в этой технике не стоит писать, например, небо. Для него лучше подойдут матовые краски, которые хорошо отражают свет.

Спасибо всем, что дочитали до конца! Я рада, если Вы узнали что-то новое от меня. Искусство делает нас лучше!

Источник

Лессировка (от нем. Lasierung – глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze – глазурь, глянец) — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета. А так же специальные полупрозрачные краски, использующиеся в строительстве и промышленном дизайне.

Техника широко используется как в живописи, так и при оформлении комнат, покраске изделий.

Основное название техники в русском языке – лессировка. Используется для создания глубокого, сложного цвета путем нанесения полупрозрачных слоев масляной краски поверх основного цвета. Использовалась и как финишная обработка картин художниками с XVI века.

Лессировками называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои масляных и иных красок, наносимые на другие, хорошо уже просохшие такие же краски, для придачи последним желаемого интенсивного и прозрачного тона.

Почти все краски пригодны для лессировок: одни для прозрачных, другие для полупрозрачных. К менее пригодным относятся: кадмий, киноварь, неаполитанские желтые, английская красная, капут-мортуум, черные пробковая и персиковая и некоторые другие.

Прозрачные лессировки изменяют лишь тон нижележащей подготовки в более густой и более прозрачный, не отражаясь на детальности моделировки и основной светотени.

Полупрозрачные в значительной мере могут изменить в зависимости от степени их прозрачности детальность моделировки подмалевка.

Лессировками можно дополнить или закончить почти всякую так или иначе начатую живопись, но еще лучших результатов достигают на специально подготовленном для этой цели подмалевке. В этом случае подмалевок выполняется таким образом, чтобы живопись его была светлее и холоднее, чем она предполагается быть в законченном виде; надлежащий же тон и светотень дают ему лессировки в соединении с тонами подмалевка.

Леонардо да Винчи использовал лессировку при написании своих картин, для получения особых цветов.

Работая лессировками, следует всегда иметь в виду следующее:

1) для разжижения красок пользуются: жирными маслами в обыкновенном и сгущенном виде, масляными лаками и лаками для живописи;

2) лессируют как цельными красками, так и смешением их;

3) лессировать можно как для достижения более яркого и более сильного тона, так и для погашения кричащих красок;

4) чем нежнее по тону лессировка и чем она светлее, тем более светлую подготовку она должна иметь. На темной подготовке, на том же основании, можно получить лишь темную и глубокую лессировку;

5) лессировки могут наноситься одна на другую много раз;

6) ровное наложение негустой лессировочной краски достигается с помощью кисти, кусочка шелковой материи, ладони руки и пр. Густые лессировки разравниваются с помощью «флейца» — обильной волосом мягкой кисти, специально служащей для названной цели;

7) лессировки также необходимо просушивать, как масляную живопись вообще;

8) при слишком большом числе лессировок живопись темнеет, если введено было много масла:

9) неудавшиеся лессировки удаляются с поверхности живописи мякишем хлеба и ватой;

10) лессировки хорошо ложатся только на подмалевок с гладкой поверхностью, и потому при желании лессировать шероховатый подмалевок его необходимо подвергнуть шлифовке.

Лессировки у старых мастеров имели большое значение. Тициан, Рембрандт, Веласкез, их современники и другие мастера более раннего времени прекрасно использовали их в своей живописи. Популярность лессировок в прошедшие эпохи указывает на то, что они как нельзя лучше отвечали живописным запросам художников, пользовавшихся ими. 

С течением времени, однакоже, они мало-помалу стали терять былое значение, и в современной живописи если и находят еще применение, то, во всяком случае, не играют уже той роли, которая им принадлежала когда-то.

Живопись, исполненная лессировками, приобретает на основании законов оптики необычайную насыщенность и звучность красок, придающих ей особую красоту, недостижимую в живописи корпусными красками, но на основании тех же законов она во многих отношениях и теряет.

Лессировки вследствие своего физического строения сильно поглощают свет, и потому картина, исполненная ими, требует для своего освещения значительно большего количества света, чем живопись, выдержанная в корпусных красках, которые больше отражают свет, чем поглощают.

На том же основании живопись, исполненная лессировками, лишена воздушности, которая достигается в живописи лучше всего красками с матовой поверхностью, сильно отражающей и рассеивающей свет.

Тона, получающиеся лессировками, выступают вперед, а не отступают назад. Поэтому небо на картине лессировками не пишут.

Живопись, выполненная лессировками, теряет в свете и воздушности. Естественно, что этот прием живописи не вяжется с живописными задачами нашего времени. Лессировки для современного художника могут иметь вспомогательное служебное значение; при надобности облегчают ему возможность быстро и легко изменять тон всей или части картины в желательном направлении.

Большой интерес для художника нашего времени представляют полулессировки, наносящиеся полупрозрачными тонами.

Полулессировка есть краска, наносимая тонким полупрозрачным слоем. С оптической точки зрения подобный слой красок представляет собой один из видов так называемых «мутных сред», которым обязаны некоторые из видимых цветов природы. Таков синий цвет неба, его же красный цвет при закате солнца и др. На том же оптическом основании светлые полупрозрачные тона красок при нанесении на темную поверхность дадут тона с холодным оттенком; те же тона, будучи нанесенными на белую поверхность, дадут тона с теплым оттенком. Так, старые мастера получали свои серые переходные полутона в живописи тела, нанося полупрозрачные светлые краски на коричневый темный грунт.

Тона, получаемые в живописи с помощью полулессировок, обладают своеобразной красотой. Они не блещут силой и яркостью, но физическим смешением красок на палитре получить их не представляется возможным. Старые мастера позднейшей эпохи много пользовались описываемым методом живописи; им пользуются и современные художники, причем часто случайно или бессознательно.

Глизаль

Используется для покраски стен (например ванных комнат). Глизаль – прозрачная краска или лак, обладает длительным временем высыхания; наносится на ранее окрашенные поверхности для декоративного эффекта при внутренней отделке стен. Более длительное время высыхания нанесенного слоя краски позволяет легко и многократно (до одного часа, в зависимости от температуры и влажности) редактировать рисунок различными инструментами.

Глизаль также смешивается с непрозрачными красками для доведения их консистенции до полупрозрачности; такие краски также используются для декорирования.

Источник

28.07.2010,
22:01

Янгол Олеся

Янгол Олеся

Здравствуйте!
Подскажите пожалуйста название лессировочных красок. Я слышала, они отличаются несколько. Более жидкие.
У меня сохранился один старый, старый тюбик, но названия не знаю, так как туба уже голая. Это коричневая краска. Она прекрасно разводится льняным маслом, и делает прозрачные мазки.
Но вот как найти такую сейчас? В Худ.Салоне, нашего города, вообще не слышали такого слова – лессировка))).

29.07.2010,
17:54

Asveti

Asveti

Насколько мне известно, лессировочные – это прозрачные или полупрозрачные, в лессировках они особенно хорошо смотрятся. Ещё иногда лессировочными называют те, что нежелательно смешивать с другими. Много слышала упоминаний, что краплак, например, в смесях часто меняется со временем.

29.07.2010,
17:59

Denis Pianoff

Denis Pianoff

Цитата:

Сообщение от Янгол Олеся

У меня сохранился один старый, старый тюбик, но названия не знаю, так как туба уже голая. Это коричневая краска.

Марс желтый?

29.07.2010,
18:36

peint

peint

Все марсы, охры, краплаки, фц (голубая и зеленая), зеленые еще есть (изумрудная например)

29.07.2010,
18:54

Borkov_Sergei_Petrovich

Borkov_Sergei_Petrovich

Цитата:

Сообщение от Asveti

Насколько мне известно, лессировочные – это прозрачные или полупрозрачные, в лессировках они особенно хорошо смотрятся. Ещё иногда лессировочными называют те, что нежелательно смешивать с другими. Много слышала упоминаний, что краплак, например, в смесях часто меняется со временем.

Лессировка, когда (ТОНКИЙ) слой за слоем накладываешь масляную краску.Так писали СТАРЫЕ МАСТЕРА, поэтому работы хранятся – веками.

29.07.2010,
18:57

Borkov_Sergei_Petrovich

Borkov_Sergei_Petrovich

Не накладываешь, а ЛЕССИРУЕШЬ, так надо говорить.

29.07.2010,
18:58

Alex-Daos

Alex-Daos

Смотрим на тюбик. Там квадратик. Пустой – прозрачная, половинка черная – полупрозрачная, черный – кроющая корпусная. Но тут еще можно медиум подбирать, толщину слоя (втереть очень тонко в гладкий слой, даже почти корпусная будет просвечивать) и т.д.Лессировка по факту – прозрачная живопись с прохождением света сквозь краску. А то сходный (но иной) эффект можно получить если очень тонкий слой строго корпусной краски в текстурный холст втереть – будет либо сверху либо снизу в ямках… (от техники втирания зависит). Типа точечьки – оптическое смешение цвета выйдет.
А вот лессировочной (с пустым квадратиком) корпусно писать не выйдет – все едино просвечивает сколько-то.

29.07.2010,
19:09

Игорь Тугайбей

Игорь Тугайбей

Олеся марс-ораньжевый подходит под ваше описание

29.07.2010,
20:06

Янгол Олеся

Янгол Олеся

Спасибо всем!

Цитата:

Сообщение от Denis Pianoff

Марс желтый?

Нет, не желтый точно.

Цитата:

Сообщение от Alex-Daos

Смотрим на тюбик. Там квадратик. Пустой – прозрачная, половинка черная – полупрозрачная, черный – кроющая корпусная.

Ценная инфа, как раз что надо.

Цитата:

Сообщение от Игорь Тугайбей

Олеся марс-ораньжевый подходит под ваше описание

Нет она темно-коричневая, Игорь.

29.07.2010,
20:09

Янгол Олеся

Янгол Олеся

А еще, вопрос.
Почему, иногда, когда уже высыхает предыдущий слой, новый не хочет накладываться? Имею ввиду лессировочный. Он как бы растворяется. Я уже и чесноком протирала, но сцепления все равно не получилось.
Тогда я злюсь,)) и начинаю втирать пальцем. Но, конечно уже выходит не то, что нужно.

29.07.2010,
20:30

Alex-Daos

Alex-Daos

Растворяется это как? Не держится или не видится? Если не держится… как там с принципом, что писать надо от тощего к жирному? ну то есть в краске на кисточке от слоя к слою все больше и больше масла и все меньше и меньше, скажем, скипидара? На сильно жирном слое писать как то не хорошо, народ говорит.
Ну а если не видится… вопрос опять же в просвечивании, может он только чуть тон меняет того что под ним.
А вообще. Тут тема была про фламандскую живопись и куча ссылок в ней. Ну и Киплика почитать полезно.

29.07.2010,
20:55

peint

peint

Еще вспомнил: сиена (жженая и натуральная) – отличные краски!

29.07.2010,
21:45

Янгол Олеся

Янгол Олеся

Цитата:

Сообщение от Alex-Daos

Растворяется это как? Не держится или не видится? Если не держится…

Не держится, словно предыдущий слой мылом намазан. А скипидар я не употребляю, только масло.
Вчера так было. Так я добавила к разведенной в масле краске – лак. Слой схватился, но пришлось быстро прорабатывать поверхность, так как быстро застывала краска.

29.07.2010,
21:47

Янгол Олеся

Янгол Олеся

Цитата:

Сообщение от peint

сиена (жженая и натуральная)

У меня скорее всего сиена, вот только какая – жженая или натуральная не знаю.
А вообще, современными красками недовольна. Они быстро сохнут. Старые, сохранившиеся еще с ТЕХ ВРЕМЕН, до сих пор, служат верой и правдой. А вот сегодняшние не те уже.

29.07.2010,
22:10

Alex-Daos

Alex-Daos

Цитата:

Сообщение от Янгол Олеся

Не держится, словно предыдущий слой мылом намазан. А скипидар я не употребляю, только масло.Вчера так было. Так я добавила к разведенной в масле краске – лак. Слой схватился, но пришлось быстро прорабатывать поверхность, так как быстро застывала краска.

Угу. вот вот. А технология многослойная требует более сложного разбавителя да еще с изменением пропорций от слоя к слою… Да еще грамотно время прикидывать, что бы слой не пересох. См то что я писал выше. Масло когда высыхает образует пленку к которой уже ничего толком не пристает без добавочных усилий типа ретушного лака, шкурки и т.д. Вообще масло штука технологичная, просто так накидать красок по цветам не зная технологию мало хорошего выйдет.
Кстати что значит быстро сохнут? Из тюбика Мастер Класс сохнет минимум дня 2 для умбры (на палитре без разбавителя, она первая сохнет у меня), картина отлип дает тоже минимум через 24 часа (тонкий-тонкий слой на скипидаре и лаке) если ничего сиккативного не подмешивать. Уж часов 6 одно место мазюкать можно по мокрому.

29.07.2010,
22:12

Alex-Daos

Alex-Daos

Кстати. Я теорию то знаю и кой что применяю, но художник – лох вокзальный :). А гуры что то не набежали пока.

29.07.2010,
22:24

Янгол Олеся

Янгол Олеся

Знаешь, я тут подумала – сохнут быстро, потому что я практически маслом не разбавляю. Нет, разбавляю конечно, но не всегда. Когда чувствую, что надо. Я тоже до всего сама дохожу – практикой.
У меня практически на другой день уже сухой слой.
Я наверное со скипидаром попробую поработать.
А ты мне правда много ценного написал.
Спасибо!

29.07.2010,
22:34

евгений Яцута

евгений Яцута

Цитата:

Сообщение от Alex-Daos

А гуры что то не набежали пока.

Гуру тут один – Костя Качев.)) Много на форуме на эти и прочие технические вопросы отвечал. Поищите в старых темах, там на небольшую книжку информации накидано. Маслом не злоупотребляйте, лучше скипидар-пинен-терпентин.

29.07.2010,
22:59

Бехор Света

Бехор Света

Лессируем прозрачными красками…..если нет специальных (это вообще баловство и роскошь)….разбавляем маслом какие есть…и по сухим жирными….Кчев же написал один раз…кашу маслом не испортишь….

29.07.2010,
23:26

Янгол Олеся

Янгол Олеся

Цитата:

Сообщение от евгений Яцута

скипидар-пинен-терпентин.

Вот, теперь про пинен и терпентин думать буду)))

Источник

Лессировка (от нем. Lasierung – глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze – глазурь, глянец)

Один из приемов живописи, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх уже высохших красок. 

В основном лессировка используется для того, чтобы:

  • получить более сочный и глубокий составной цвет, недостижимый простым смешением красок на
    палитре;
  • изменить тон уже нанесенных мазков краски, например сделать небо более теплым, а траву
    более холодной;
  • повысить или понизить интенсивность (звучность) ранее наложенных мазков;
  • создать эффект прозрачности, переливчатости;
  • добиться иного нужного автору картины эффекта. 

Применяется лессировка также и для окончательной обработка картин, например для того, чтобы разделить планы картины, делая более сочным, ярким передний план
(как бы “выдвигая” его вперед) и приглушая задний (“отодвигая” его).

С помощью лессировки можно дополнить или закончить почти всякую уже начатую картину, но намного лучший результат достигается при лессировке специально подготовленного для этой цели
подмалевка. В этом случае подмалевок выполняется таким образом, чтобы живопись его была светлее или холоднее, чем должна быть в законченном виде, а нужный тон и светотень
достигается лессировкой, накладываемый на тона подмалевка.

Лессировки условно делятся на прозрачные и полупрозрачные (известные так же как матовые, мутные, глухие).

  • Прозрачная лессировка (лессировка) лишь изменяет
    тон нижележащего слоя, делая его более сочным и более прозрачным, не меняя детали картины.
  • Полупрозрачная лессировка (полулессировка) может
    существенно изменить детали подмалевка, в зависимости от количества и прозрачности наложенной краски.

Лессировка

Эффект прозрачной лессировки подобен результату наложения цветного стекла поверх картины: красочный слой не только меняет свой цвет, но и получает большую силу. Так, зеленый цвет,
полученный в результате лессировки синего желтой краской, будет всегда звучнее того цвета, который получится простым смешиванием желтой и синей красок. Лучи цвета, проникающие через лессировочный
слой, отражаются от лежащего ниже слоя и, возвращаясь сквозь тонкую лессировку, умножают силу цвета.

Живопись, исполненная лессировками, приобретает на основании законов оптики необычайную насыщенность и звучность красок, придающих ей особую красоту, недостижимую в живописи корпусными красками,
но на основании тех же законов она во многих отношениях и теряет.

Лессировки вследствие своего физического строения сильно поглощают свет, и потому картина, исполненная ими, требует для своего освещения значительно большего количества света, чем живопись,
выдержанная в корпусных красках, которые больше отражают свет, чем поглощают.

Возьмем для наглядности этапы написания картины “Стражники” (Sentries) американской
художницей Алекс Зонис. На первом рисунке вы видите имприматуру, на втором – подмалевок, на третьем – первый слой лессировки, а на
четвертом – готовую картину после последующих лессировок.

Полулессировка

То есть наносимая тонким слоем полупрозрачная краска. С оптической точки зрения подобный слой красок передает так называемые «мутные среды», присущие природе. Благодаря таким средам мы
видим, например, синий цвет неба днем, как и его красный цвет на закате и восходе.

Исходя из тех же законов оптики, светлые полупрозрачные краски, нанесенные на темную поверхность, дадут тона с холодным оттенком; а те же краски, но нанесенные на белую поверхность, дадут тона с
теплым оттенком.

Именно с помощью полулессировок старые мастера получали свои серые переходные полутона в живописи тела, нанося полупрозрачные светлые краски на коричневый темный грунт.

Тона, получаемые с помощью полулессировок, обладают своеобразной красотой. Они не блещут силой и яркостью, но простым смешением красок на палитре получить их просто невозможно.

Старые мастера позднейшей эпохи использовали полулессировку широко. Использую ее и современные художники, причем зачастую случайно или бессознательно.

При лессировке следует иметь в виду следующие моменты:

  1. Для разжижения красок используется масло (натуральное или сгущенное путем выстаивания на
    солнце), масляные лаки и лаки для живописи.
  2. Лессировка может выполняться как отдельными красками, так и их смесью.
  3. Лессировкой можно как получить более яркий и более сильный тон, так и
    погасить “кричащие” краски.
  4. Чем нежнее должна быть лессировка по тону и чем светлее, тем более светлыми должны быть
    подлежащие краски. На темном основании, можно получить лишь темную и глубокую лессировку.
  5. Лессировку можно наносить одна на другую много раз, обязательно давая просохнуть предыдущему
    слою.
  6. Чтобы ровно наложить негустую лессировочную краску, можно использовать кисть, кусок
    шелковой материи, ладонь руки и тому подобное. Густые же лессировки лучше наносить с помощью мягкого флейца, то есть широкой плоской кисти, как раз и предназначенной для
    этой цели.
  7. Слои лессировки необходимо хорошо просушивать, как и обычные корпусные мазки.
  8. При слишком большом числе лессировок живопись темнеет, особенно если использовать много
    масла.
  9. Неудавшиеся лессировки легко удаляются с поверхности картины мякишем хлеба или
    ватой.
  10. Лессировки лучше ложатся на гладкую поверхность, а потому перед лессировкой шероховатого
    подмалевка желательно подвергнуть его шлифовке.

Источник