Какие органические вещества содержатся в живых организмах

Урок биологии в 5 классе, УМК Т.С. Суховой, В.И. Строганова
«Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы»
Тип урока: урок «открытие», нового знания.
Цель урока: сформировать понятие об органических и неорганических веществах, необходимых для жизнедеятельности организма; развивать умения анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта, формулировать выводы, применять полученные опытным путём результаты в повседневной жизни, работать с рисунком как источником информации.
Планируемый результат ( для учащихся): познакомиться с важнейшими веществами, содержащимися в живых организмах: белках, жирах, углеводах, изучить источники поступления органических веществ и минеральных солей для живых организмов.
Оборудование:
презентация ;
для опыта: клубень картофеля, семянка подсолнечника, фильтровальная бумага, марлевый мешочек с мукой, раствор йода, стакан с водой.
Формирование УУД
I. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:
Орг. Момент (приветствие, проверка готовности к уроку).
Показывается слайд №1 ( иллюстрация опыта горения органического вещества (сахара) и неорганического вещества (поваренной соли) данная тема изучалась на предыдущем занятии).
Учитель. Какой метод познания природы показан?
Учащиеся. Эксперимент (опыт)
Учитель. Опишите в чем суть данного опыта?
Учащиеся. Опыт демонстрирует различные свойства органических и неорганических веществ.
Учитель. Какой вывод можно сделать, исходя из результата опыта?
Учащиеся. Органические вещества при нагревании обугливаются, а неорганические не изменяются. Органические вещества образуются в живых организмах, неорганические поступают в организм из окружающей среды.
Учитель. А можете ли вы перечислить какие именно органические и неорганические вещества входят в состав живого организма?
Учащиеся. (затрудняются ответить)
Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1) формируем умение проговари вать последовательность действий.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других.
II. Мотивирование к учебной деятельности:
Учитель. Как вы думаете, какова тема урока сегодня?
Учащиеся. Состав живых организмов
Учитель. Тема урока : «Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы»
Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение высказывать свое предположение на основе жизненного опыта.
Регулятивные УУД
1) формируем умение прогнозировать
предстоящую работу.
2) формируем умение определять и формулировать тему урока.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
III. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Учитель. Представьте, что вы –исследователи природы , перед вами задача – выявить химический состав живого организма. С чего вы начнете?
Учащиеся. Выдвигают различные гипотезы, предлагают методы исследования.
Познавательные УУД
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.
Регулятивные УУД
1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение оформлять мысли в устной форме.
IV. Реализация построения проекта
Слайд7 ( рисунок подсолнечника)
Учитель. Как называется данное растение? С какой целью человек выращивает его?
Учащиеся. Подсолнечник выращивают для получения растительного масла.
Учитель. Предлагает провести исследование. Взять фильтровальную бумагу и раздавить семя подсолнечника на нем.
Учитель. Что мы видим на бумаге?
Учащиеся. На бумаге появилось жирное пятно.
Учитель. Какой вывод можно сделать на основании данного опыта?
Учащиеся. В состав живого организма входит жир (записываем вывод в рабочую тетрадь)
Слайд 9 (рисунок сахарной свеклы и сахарного тростника)
Учитель. Какие растения показаны на рисунке? С какой целью их выращивают?
Учащиеся. Из данных растений получают сахар.
Учитель. Как древние люди обнаружили сахар в этих растениях?
Учащиеся. Они поняли это по сладкому вкусу.
Учитель. Как обнаружить сахар в растениях? Например, в плодах?
Учащиеся. Попробовать их на вкус, если сладкие, значит, содержат сахар в своем составе.
Учитель. А можно ли обнаружить сахар опытным путем?
Учащиеся затрудняются.
Учитель. При взаимодействии крахмала (сахаром, содержащимся в растениях) и йода образуется стойкое синее окрашивание раствора. Проведем опыт. Муку (получили из зерен пшеницы, т.е. живого организма) насыпем в марлевый мешочек и промоем в воде, затем добавим раствор йода. Что наблюдаем?
Учащиеся. Сначала мутно-белый раствор приобрел синий цвет.
Учитель. Какое вещество содержалось в муке, а потом в растворе?
Учащиеся. Крахмал.
Учитель. Какой вывод мы должны сделать?
Учащиеся. В состав живых организмов входит сахар (углевод ). Записываем вывод в тетрадь.
Учитель. В мешочке осталось какое-то вещество, оно не растворилось в воде. Если его помять в руках, то можно убедиться в том, что оно липкое, пластичное. Это клейковина. Как вы думаете, почему так назвали это вещество?
Учащиеся. Потому, что оно клейкое.
Учитель. Верно. Клейковина-это белок. Какой вывод можно сделать?
Учащиеся. В состав живого организма входит белок.
Учитель. А теперь проведем еще один опыт. Поместим кусочек сырого картофеля в фильтровальную бумагу. Что мы видим на бумаге?
Учащиеся. Пятно.
Учитель. Чем образовано пятно? Это жир?
Учащиеся. Нет, это пятно от сока, который выделил картофель.
Учитель. Что входит в состав сока? Почему он жидкий?
Учащиеся. В состав сока входит вода.
Учитель. А к какой группе веществ относится вода?
Учащиеся. Вода относится к неорганическим веществам.
Учитель. Какой вывод можно сделать, исходя из опыта?
Учащиеся. В состав организма входит вода.
Учитель. Кроме воды в организм вместе с пищей поступают минеральные соли. Докажите, что это так.
Учащиеся. Пищу солят поваренной солью, а соль относится к группе минеральных солей. Это неорганическое вещество.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Познавательные УУД
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Регулятивные УУД
1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
2) формируем умение работать в паре.
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые.)
Учитель. Попробуйте в парах составить по 1 вопросу к той информации, которую вы услышали на уроке, а также к рис. на стр.15 учебника об источниках поступления веществ в организм.
Задайте свой вопрос другим учащимся класса. (работа в парах)
Познавательные УУД
1) формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
2)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
Регулятивные УУД
1) формируем умение проговаривать последовательность действий.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку)
Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте:
Письмо Незнайки
Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах – географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма -это органическое вещество! Вода – тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!
Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение извлекать информацию из текста.
Регулятивные УУД
1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других.
VII.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности
Учитель. Итак, ребята, какой вы можете сделать вывод по теме урока?
Учащиеся. Живые организмы состоят из органических (жиры, белки, углеводы) и неорганических веществ (вода, минеральные соли).
Учитель. Что интересного было на уроке? Что больше всего понравилось?
Самооценка своей деятельности на уроке
Учитель. Как полученная на уроке информация может вам пригодиться в жизни?
Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
1)формируем умение слушать и понимать речь других.
Личностные УУД
1) формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
VIII. Домаш
нее задание.
Стр.14 выполнить задание (заполнить таблицу)
Подумать над вопросом: «Почему пища человека должна быть разнообразной?»
Источник
Метан, CH4; одно из простейших органических веществ
Органи́ческие соединения, органические вещества́ — вещества, относящиеся к углеводородам или их производным, то есть это класс химических соединений, объединяющий почти все химические соединения, в состав которых входит углерод[1] (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, некоторых оксидов углерода, роданидов, цианидов).
Органические соединения редки в земной коре, но обладают большой важностью, потому что все известные формы жизни основаны на органических соединениях. Такие вещества часто включены в дальнейший круговорот жизни, как например органические вещества почвы (к слову, годовая продукция биосферы составляет 380 млрд.т)[2]. Основные дистилляты нефти считаются строительными блоками органических соединений[3]. Органические соединения, кроме углерода (C), чаще всего содержат водород (H), кислород (O), азот (N), значительно реже — серу (S), фосфор (P), галогены (F, Cl, Br, I), бор (B) и некоторые металлы (порознь или в различных комбинациях)[4].
История[править | править код]
Название органические вещества появилось на ранней стадии развития химии во времена господства виталистических воззрений, продолжавших традицию Аристотеля и Плиния Старшего о разделении мира на живое и неживое. В 1807 году шведский химик Якоб Берцелиус предложил назвать вещества, получаемые из организмов, органическими, а науку, изучающую их, — органической химией. Считалось, что для синтеза органических веществ необходима особая «жизненная сила» (лат. vis vitalis), присущая только живому, и поэтому синтез органических веществ из неорганических невозможен. Это представление было опровергнуто Фридрихом Вёлером, учеником Берцелиуса, в 1829 году путём синтеза «органической» мочевины из «минерального» цианата аммония, однако деление веществ на органические и неорганические сохранилось в химической терминологии и по сей день.
Количество известных органических соединений составляет почти 27 млн.
Таким образом, органические соединения — самый обширный класс химических соединений. Многообразие органических соединений связано с уникальным свойством углерода образовывать цепочки из атомов, что в свою очередь обусловлено высокой стабильностью (то есть энергией) углерод-углеродной связи. Связь углерод-углерод может быть как одинарной, так и кратной — двойной, тройной. При увеличении кратности углерод-углеродной связи возрастает её энергия, то есть стабильность, а длина уменьшается. Высокая валентность углерода — 4, а также возможность образовывать кратные связи, позволяет образовывать структуры различной размерности (линейные, плоские, объёмные).
Классификация[править | править код]
Основные классы органических соединений биологического происхождения — белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты — содержат, помимо углерода, преимущественно водород, азот, кислород, серу и фосфор. Именно поэтому «классические» органические соединения содержат прежде всего водород, кислород, азот и серу — несмотря на то, что элементами, составляющими органические соединения, помимо углерода могут быть практически любые элементы.
Соединения углерода с другими элементами составляют особый класс органических соединений — элементоорганические соединения. Металлоорганические соединения содержат связь металл-углерод и составляют обширный подкласс элементоорганических соединений.
Характерные свойства[править | править код]
Существует несколько важных свойств, которые выделяют органические соединения в отдельный, ни на что не похожий класс химических соединений.
- Органические соединения обычно представляют собой газы, жидкости или легкоплавкие твёрдые вещества, в отличие от неорганических соединений, которые в большинстве своём представляют собой твёрдые вещества с высокой температурой плавления.
- Органические соединения большей частью построены ковалентно, а неорганические соединения — ионно.
- Различная топология образования связей между атомами, образующими органические соединения (прежде всего, атомами углерода), приводит к появлению изомеров — соединений, имеющих один и тот же состав и молекулярную массу, но обладающих различными физико-химическими свойствами. Данное явление носит название изомерии.
- Явление гомологии — существование рядов органических соединений, в которых формула любых двух соседей ряда (гомологов) отличается на одну и ту же группу — гомологическую разницу CH2. Целый ряд физико-химических свойств в первом приближении изменяется симбатно (мера схожести зависимостей в математическом анализе) по ходу гомологического ряда. Это важное свойство используется в материаловедении при поиске веществ с заранее заданными свойствами.
- Горючесть. [источник не указан 1444 дня]
Номенклатура[править | править код]
Органическая номенклатура — это система классификации и наименований органических веществ.
В настоящее время распространена номенклатура ИЮПАК.
Классификация органических соединений построена на важном принципе, согласно которому физические и химические свойства органического соединения в первом приближении определяются двумя основными критериями — строением углеродного скелета соединения и его функциональными группами.
В зависимости от природы углеродного скелета органические соединения можно разделить на ациклические и циклические. Среди ациклических соединений различают предельные и непредельные. Циклические соединения разделяются на карбоциклические (алициклические и ароматические) и гетероциклические.
- Органические соединения
- Углеводороды
- Ациклические соединения
- Предельные углеводороды (алканы)
- Непредельные углеводороды
- Алкены
- Алкины
- Алкадиены (диеновые углеводороды)
- Циклические углеводороды
- Карбоциклические соединения
- Алициклические соединения
- Ароматические соединения
- Гетероциклические соединения
- Карбоциклические соединения
- Ациклические соединения
- Функциональные производные углеводородов:
- Спирты, Фенолы
- Простые эфиры
- Альдегиды, Кетоны
- Карбоновые кислоты
- Сложные эфиры
- Жиры
- Углеводы
- Моносахариды
- Олигосахариды
- Полисахариды
- Мукополисахариды
- Амины
- Аминокислоты
- Белки
- Нуклеиновые кислоты
- Углеводороды
Алифатические соединения[править | править код]
Алифатические соединения — органические вещества, не содержащие в структуре ароматических систем.
Углеводороды — Алканы — Алкены — Диены или Алкадиены — Алкины — Галогенуглеводороды — Спирты — Тиолы — Простые эфиры — Альдегиды — Кетоны — Карбоновые кислоты — Сложные эфиры — Углеводы или сахара — Нафтены — Амиды — Амины — Липиды — Нитрилы
Ароматические соединения[править | править код]
Ароматические соединения, или арены, — органические вещества, в структуру которых входит одна (или более) ароматическая циклическая система (см. Ароматизация).
Бензол-Толуол-Ксилол-Анилин-Фенол-Ацетофенон-Бензонитрил-
Галогенарены-Нафталин-Антрацен-Фенантрен-Бензпирен-Коронен-Азулен-Бифенил-Ионол.
Гетероциклические соединения[править | править код]
Гетероциклические соединения — вещества, в молекулярной структуре которых присутствует хотя бы один цикл с одним (или несколькими) гетероатомом.
Пиррол-Тиофен-Фуран-Пиридин
Полимеры[править | править код]
Полимеры представляют собой особый вид веществ, также известный как высокомолекулярные соединения. В их структуру обычно входят многочисленные сегменты (соединения) меньшего размера. Эти сегменты могут быть идентичны, и тогда речь идёт о гомополимере. Полимеры относятся к макромолекулам — классу веществ, состоящих из молекул очень большого размера и массы.
Полимеры могут быть органическими (полиэтилен, полипропилен, плексиглас и т. д.) или неорганическими (силикон); синтетическими (поливинилхлорид) или природными (целлюлоза, крахмал).
Структурный анализ[править | править код]
В настоящее время существует несколько методов характеристики органических соединений:
- Кристаллография (рентгеноструктурный анализ) — наиболее точный метод, требующий, однако, наличия высококачественного кристалла достаточного размера для получения высокого разрешения. Поэтому пока этот метод не используется слишком часто.
- Элементный анализ — деструктивный метод, использующийся для количественного определения содержания элементов в молекуле вещества.
- Инфракрасная спектроскопия (ИК): используется главным образом для доказательства наличия (или отсутствия) определённых функциональных групп.
- Масс-спектрометрия: используется для определения молекулярных масс веществ и способов их фрагментации.
- Спектроскопия ядерного магнитного резонанса ЯМР.
- Ультрафиолетовая спектроскопия (УФ): используется для определения степени сопряжения в системе.
См. также[править | править код]
- Неорганические вещества
- Органическая химия
Примечания[править | править код]
Источник
Õèìè÷åñêèé ñîñòàâ æèâûõ îðãàíèçìîâ ÿâëÿåòñÿ ïðåäìåòîì òàêîé áèîëîãè÷åñêîé íàóêè êàê áèîõèìèÿ. Êàê ìû óæå çíàåì, âñå æèâûå îðãàíèçìû ñîñòîÿò èç êëåòîê. Êëåòêè, â ñâîþ î÷åðåäü ñîñòîÿò èç õèìè÷åñêèõ ýëåìåíòîâ. Õèìè÷åñêèå ýëåìåíòû, áåç êîòîðûõ áûëà áû íåâîçìîæíà æèçíü íà Çåìëå, íàçûâàþòñÿ áèîãåííûìè ýëåìåíòàìè.
Áèîãåííûå ýëåìåíòû – ýòî õèìè÷åñêèå ýëåìåíòû, êîòîðûå âõîäÿò â ñîñòàâ êëåòîê îðãàíèçìà, à òàêæå òå ýëåìåíòû, áåç êîòîðûõ íåâîçìîæíà æèçíåäåÿòåëüíîñòü êëåòîê: îðãàíè÷åñêèå è íåîðãàíè÷åñêèå âåùåñòâà, ïîëèìåðíûå è íèçêîìîëåêóëÿðíûå. Êàæäûé èç íàñ ñ äåòñòâà çíàåò, ÷òî ÷åëîâåê áîëåå ÷åì íàïîëîâèíó ñîñòîèò èç âîäû. Ñîîòâåòñòâåííî, ïåðâûì è ñàìûì ãëàâíûì áèîãåííûì âåùåñòâîì ÿâëÿåòñÿ âîäà.
Îñíîâíûå õèìè÷åñêèå ýëåìåíòû îðãàíèçìîâ:
– âîäîðîä;
– êèñëîðîä;
– ôîñôîð;
– ñåðà;
– àçîò;
– óãëåðîä.
Íåîðãàíè÷åñêèå ñîåäèíåíèÿ â ñîñòàâå æèâûõ îðãàíèçìîâ:
– êàðáîíàòû;
– ôîñôàòû;
– ñîëè àììîíèÿ;
– ñóëüôàòû.
Òàêæå ê áèîãåííûì ýëåìåíòàì ìîæíî îòíåñòè ñëåäóþùèå íåìåòàëëû:
1) Éîä è éîäíûå ñîåäèíåíèÿ î÷åíü âàæíû äëÿ îðãàíèçìà, èãðàþò áîëüøóþ ðîëü â îáìåííûõ ïðîöåññàõ. Éîä âõîäèò â ñîñòàâ òèðîêñèíà – ãîðìîíà ùèòîâèäíîé æåëåçû.
2) Õëîð. Àíèîíû ýòîãî ýëåìåíòà ïîääåðæèâàþò ñîëåâóþ ñðåäó îðãàíèçìà íà óðîâíå, íåîáõîäèìîì äëÿ ïðàâèëüíîé æèçíåäåÿòåëüíîñòè. Òàêæå âõîäèò â ñîñòàâ íåêîòîðûõ îðãàíè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé.
3) Êðåìíèé. Âõîäèò â ñîñòàâ ñâÿçîê è õðÿùåé (îðòîêðåìíèåâàÿ êèñëîòà), ñëóæèò â êà÷åñòâå ñâÿçêè â íåêîòîðûõ ïîëèñàõàðèäíûõ öåïÿõ.
4) Ñåëåí è åãî ïðîèçâîäíûå. Âõîäÿò â ñîñòàâ íåêîòîðûõ ôåðìåíòîâ (ñåëåíîöåñòåèí).
Äðóãèå îðãàíè÷åñêèå âåùåñòâà, âõîäÿùèå â ñîñòàâ æèâîãî îðãàíèçìà:
- Óêñóñíûé àëüäåãèä;
- Óêñóñíàÿ êèñëîòà;
- Ýòàíîë – ÿâëÿåòñÿ ïðîäóêòîì è ñóáñòðàòîì áèîõèìè÷åñêèõ ðåàêöèé.
Íå ìåíåå âàæíûìè ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå ñîåäèíåíèÿ:
– ÃÅÌ – ýòî ñîåäèíåíèå æåëåçà ñ ìîëåêóëîé ïàðàôèíà;
– êîáàëàìèí – êîáàëüòîâîå ñîåäèíåíèå (âèòàìèí Â12).
Êàëüöèé è ìàãíèé – îñíîâíûå ìåòàëëû, êîòîðûå íàðÿäó ñ æåëåçîì ÷àùå âñåãî âñòðå÷àþòñÿ â áèîëîãè÷åñêèõ ñèñòåìàõ. Ìàãíèé è åãî èîíû èãðàþò âàæíóþ ðîëü äëÿ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ êëåòêè, òî÷íåå, ðèáîñîì è ñèíòåçà áåëêà â êëåòêå. Òàêæå ìàãíèé ÿâëÿåòñÿ ÷àñòüþ õëîðîôèëëà. Êàëüöèé â æèâîì îðãàíèçìå ìîæåò ïðèñóòñòâîâàòü â âèäå íåðàñòâîðèìûõ ñîëåé:
– êàðáîíàò êàëüöèÿ – âåùåñòâî, èç êîòîðîãî ñîñòîÿò ðàêîâèíû ìîëëþñêîâ;
– ôîñôàò êàëüöèÿ – ó÷àñòâóåò â ïîñòðîåíèè ñêåëåòà.
 ñîñòàâ ôåðìåíòîâ âõîäÿò ìíîãèå ìåòàëëû 4 ïåðèîäà ïåðèîäè÷åñêîé ñèñòåìû:
1) Æåëåçî ó÷àñòâóåò â ïðîöåññå íàñûùåíèÿ êëåòîê êèñëîðîäîì, ÿâëÿÿñü ÷àñòüþ ãåìîãëîáèíà.
2) Èîíû öèíêà ñîäåðæàòñÿ ïî÷òè âî âñåõ ôåðìåíòàõ.
3) Ìàðãàíåö òàêæå âõîäèò â ñîñòàâ íåêîòîðûõ ôåðìåíòîâ, íî áîëåå âàæíóþ ðîëü èãðàåò äëÿ ïîääåðæàíèÿ íîðìàëüíîé âíåøíåé áèîñôåðû: îáåñïå÷èâàåò âûäåëåíèå êèñëîðîäà â àòìîñôåðó, à òàêæå ó÷àñòâóåò â ôîòîõèìè÷åñêîì âîññòàíîâëåíèè âîäû.
4) Ìîëèáäåí ÿâëÿåòñÿ ñîñòàâíîé ÷àñòüþ íèòðîäèíàçà – ôåðìåíòà àçîòôèêñèðóþùèõ áàêòåðèé, êîòîðûé ñïîñîáñòâóåò âîññòàíîâëåíèþ àçîòà èçâíå äî àììèàêà.
5) Êîáàëüò – êàê ìû óæå ñêàçàëè, ÿâëÿåòñÿ ÷àñòüþ êîáàëàìèíà èëè âèòàìèíà Â12.
Íèçêîìîëåêóëÿðíûå ñîåäèíåíèÿ, êîòîðûå âõîäÿò â ñîñòàâ æèâûõ îðãàíèçìîâ:
- Àìèíîêèñëîòû – èç íèõ ñîñòîÿò áåëêè.
- Ìîíî è àëèãîñàõàðèäû – èç íèõ ñîñòîÿò ñòðóêòóðíûå òêàíè îðãàíèçìîâ.
- Íóêëåàìèäû – èç íèõ ñîñòîÿò íóêëåèíîâûå êèñëîòû.
- Ëèïèäû – ñîñòàâëÿþùèå êëåòî÷íûõ îáîëî÷åê.
Òàêæå ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî äðóãèõ âåùåñòâ, êîòîðûå àêòèâíî ó÷àñòâóþò â æèçíåäåÿòåëüíîñòè æèâûõ îðãàíèçìîâ: êîôåðìåíòû, òåðïåíû è ìíîãèå äðóãèå.
Источник