Какие органы контролируют качество продуктов питания

Последние десятилетия на российском продуктовом рынке господствует ценовая конкуренция. Чтобы удержать завоеванные позиции и пробиться наверх, производители активно «заигрывают» с массами: обещают лучшее качество «за те же деньги», предлагают низкие цены, устраивают акции, организуют рекламные кампании. Однако у любого демпинга есть предел — себестоимость продукции. Фирма не станет работать себе в убыток, поэтому в ход идут знакомые всем хитрости: уменьшение стандартного объема расфасовки, вторичная переработка и замена качественного сырья более дешевыми аналогами.
Одни изготовители «забывают» упомянуть в составе нежелательные ингредиенты, а покупатели недоумевают, почему натуральный продукт имеет странный вкус и непривычный оттенок; другие маркируют товар номером ГОСТ, нисколько не заботясь о его соответствии указанному стандарту.
Российский контроль качества продуктов питания призван выявить суррогаты на прилавках отечественных магазинов — для этого есть уполномоченные организации.
Кто контролирует качество продукции в РФ
- Государственные органы стандартизации и метрологии, выпускающие своды требований к содержанию, качеству и свойствам продукции. Сегодня ГОСТ не является обязательным документом — производитель вправе разработать свои технические условия (ТУ) — но, если на товаре указан номер стандарта, качество должно удовлетворять его требованиям.
- Центры добровольной сертификации. Продукты питания подлежат декларированию соответствия по итогам лабораторной экспертизы. Если свойства образцов выпускаемого товара совпадают с заявленными характеристиками, то центр выдает декларацию, если нет — отказывает. Впрочем, на экспертизу отправляются только качественные образцы, и отказывают коммерческие центры крайне редко. В случае отрицательного ответа производитель может обратиться в другой орган — очевидно, что в таких условиях декларация почти ничего не гарантирует потребителю.
- Завод-изготовитель. Контроль качества готового продукта осуществляется в три этапа: входной, контроль процессов и выходной. Входной контроль — это анализ и оценка сырья; процессный — мониторинг хода производства, соблюдения рецептуры, технологий, температурного режима с отбраковкой и определением допустимых погрешностей; выходной — анализ соответствия товарной партии ТУ или ГОСТам. Только от производителя зависит качество — если он заинтересован в нем, то контроль будет тщательным, если нет — номинальным.
- Роспотребназдор. При регистрации нового продукта орган проверяет документы, подтверждающие его состав и безопасность. Учреждение проводит выездные плановые и внеплановые проверки, а также лабораторные исследования на основании жалоб потребителей. Любые нарушения санитарно-эпидемиологических норм чреваты запретами на реализацию товара.
- Росконтроль качества продуктов. Независимая экспертная организация исследует качество продовольственного (и не только) ассортимента отечественных магазинов. Цель экспертизы: предоставить потребителю объективную и достоверную информацию. Итоги проведенных экспертиз выложены на официальном сайте www.roscontrol.com.
Перенимая опыт зарубежных лидеров, предприятия вводят тотальную систему менеджмента качества (СМК), которая подразумевает всеобъемлющий подход — качество выпускаемой продукции ставится во главу угла работы всех служб. Маркировка «ГОСТ Р ИСО 9001-2015» на этикетке молочных продуктов означает, что на предприятии внедрена эффективная СМК.
Многие компании действительно внедряют эту систему и совершенствуют управление качеством, но, увы, далеко не все. Ряд фирм ограничивается покупкой сертификата СМК «для галочки» — коммерческие центры охотно выдают такие документы. К сожалению, присутствие аббревиатур «ИСО», «ХАССП» на российских упаковках не гарантирует нормальный состав — как и любые другие, включая ГОСТы. Только с помощью дегустации и лабораторного анализа можно убедиться в безопасности товара.
Методы лабораторного анализа проб пищевой продукции
Исследование может проводиться на предприятии (производственный контроль), в Роспотребнадзоре, центре сертификации и силами независимой экспертной организации.
Для этого используют образцы готовой продукции, пробы товарной партии и единичные экземпляры, купленные в магазине. Методы анализа разделяются на четыре группы:
- органолептический;
- физико-химический;
- микробиологический;
- измерительный.
При органолептическом (посредством органов чувств) анализе изучается:
- внешний вид продукта;
- цвет;
- запах;
- консистенция;
- вкус.
Дегустация — это первый этап. Характеристики изделия оцениваются по 10-балльной шкале и сравниваются с нормальными (ГОСТ, ТУ). Иногда этого достаточно: например, когда нужно определить недоброкачественный товар, пришедший в негодность из-за нарушений условий хранения. В других случаях сомнительный привкус или странный оттенок молочного продукта может послужить поводом для обращения в местный Роспотребнадзор для биохимических исследований.
Физико-химический метод позволяет определить:
- влажность;
- кислотность;
- жирность;
- доли сухих веществ, этилового спирта, углеводов, белковых компонентов;
- присутствие посторонних примесей, не заявленных производителем и т.п.
Здесь может быть выявлено несоответствие показателей с указанными на упаковке (другая жирность, меньший процент белка) и/или с государственными нормами, утвержденными для этой категории товара: мясо, молочные продукты, хлебобулочные изделия. Химический анализ позволяет обнаружить токсичные соединения: соли тяжелых металлов, продукты жизнедеятельности бактерий, химические примеси, попавшие извне при транспортировке или хранении.
Микробиологический контроль качества пищевых продуктов и сырья осуществляется в специализированных лабораториях. Он необходим для того, чтобы исключить вероятность заражения продуктов патогенными микроорганизмами:
- кишечная палочка;
- грибки, вызывающие плесень;
- болезнетворные бактерии и вирусы;
- дрожжевые грибы (выше предельного уровня).
Содержание «полезных» бактерий тоже должно соответствовать норме, что не всегда соблюдается производителями. К примеру, на сайте «Росконтроль» представлены результаты микробиологических проб йогуртов, обогащенных бифидобактериями: в одних молочных продуктах доля микроорганизмов превышает допустимые нормы, в других их в десятки и даже сотни раз меньше, чем заявлено на упаковке.
Отчеты независимых экспертиз демонстрируют нам, что качество продовольственных товаров — на риске покупателя. В таких условиях обеспечение контроля качества пищевых продуктов становится непосредственной задачей последнего — гражданин, не желающий травить свой организм пищей сомнительного происхождения, вынужден проверять все сам. Столкнувшись с нарушением правил общепита или заподозрив фальсификат внутри красочной упаковки, потребитель вправе написать жалобу в Роспотребназдор и предоставить образец в лабораторию для детального исследования.
Источник
КонсультантПлюс: примечание.
Положения ст. 13 распространяются также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, федерального государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2022 года Федеральным законом от 23.04.2018 N 101-ФЗ абзац второй пункта 1 статьи 13 признается утратившим силу.
В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации из числа специализированных пунктов пропуска, государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется в рамках осуществления санитарно-карантинного контроля, карантинного фитосанитарного контроля и федерального государственного ветеринарного надзора.
(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2018 N 101-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 47-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ “О техническом регулировании”.
При организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с обращением пищевых продуктов, материалов и изделий, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 532-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 47-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляют соответственно санитарно-карантинный контроль, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей и федеральный государственный ветеринарный надзор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и о ветеринарии.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, участвует в осуществлении государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 194-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации, должностные лица таможенных органов проводят проверку документов, представляемых перевозчиком или лицом, действующим от его имени, при прибытии пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 194-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
По результатам проверки документов должностными лицами таможенных органов принимается решение о ввозе пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию Российской Федерации в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо об их немедленном вывозе с территории Российской Федерации, либо об их направлении в специально оборудованные и оснащенные места в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации, для проведения досмотра пищевых продуктов, материалов и изделий уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора должностными лицами федеральных органов исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 194-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2022 года Федеральным законом от 23.04.2018 N 101-ФЗ пункт 5 статьи 13 признается утратившим силу.
5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, участвует в осуществлении государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации из числа специализированных пунктов пропуска.
В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации из числа специализированных пунктов пропуска, должностные лица таможенных органов проводят проверку документов, представляемых перевозчиком или лицом, действующим от его имени, при прибытии пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию Российской Федерации.
По результатам проверки документов должностными лицами таможенных органов принимается решение о ввозе пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию Российской Федерации в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой, либо об их немедленном вывозе с территории Российской Федерации, либо об их пропуске на территорию Российской Федерации и направлении в соответствии с заявленной таможенной процедурой в места назначения (доставки) для проведения досмотра пищевых продуктов, материалов и изделий уполномоченными должностными лицами федеральных органов исполнительной власти в соответствии с компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации.
(п. 5 введен Федеральным законом от 23.04.2018 N 101-ФЗ)
Источник
Административный надзор государства в сфере бизнеса распространяется на проверку продуктов на качество Роспотребнадзором. На осуществление этой задачи, полномочия доверены службе на основании Постановления Правительства №327, которая обязана проконтролировать еду, ежедневно попадающую на стол граждан.
Виды проверок
Сутью любого контрольного мероприятия становится установление, соответствует ли деятельность организации тем нормативным актам, которыми она регулируется. В зависимости от основания назначения, проверки делятся на два типа:
- плановые;
- внеплановые.
Если плановые происходят в соответствии с утвержденным регламентом и обычно не чаще, чем раз в три года на одном предприятии, то для назначения внеплановой ранее своевременно проверенных компаний необходим повод. Им может стать заявление о выявленном нарушении или невыполнение ранее предъявленного компании-нарушителю предписания, иногда основанием может стать вспышка заболеваний.
ВНИМАНИЕ! Чтобы провести внеплановое контрольное мероприятие на предприятиях общепита, потребуется получить согласие прокуратуры. Срок любой проверки будет продолжаться не более 20 дней.
Плановые мероприятия
График проверок составляется на следующий год до 31 декабря текущего, он утверждается и публикуется в общем доступе. Попасть в план проверок качества продуктов можно на основании того, что деятельность компании относится к сфере производства или реализации продуктов питания, при этом:
- она зарегистрирована более трех лет назад;
- прошло три года с момента последнего планового контрольного мероприятия.
Познакомиться с планом можно на сайте региональных органов прокуратуры, где есть данные о названии юридического лица, планируемом объекте, периоде и сроке проверки. Найти организацию можно, введя номера ИНН или ОГРН.
Контроль качества продуктов
Основой реализации контрольных мероприятий служит постановление руководителя регионального органа Роспотребнадзора об их проведении. В документе обязательно отражается предмет и сроки мероприятия, а также состав проверяющих. После подписания решения, о нем уведомляется проверяемая компания, и на место ее нахождения выезжает группа инспекторов.
В процессе осуществления контроля в соответствии с регулирующим их деятельность регламентом, они имеют право на проведение следующих действий:
- изучать документы, связанные с деятельностью фирмы, отдельными вопросами ее функционирования и качеством продуктов питания;
- проверять помещения и сотрудников, в частности, наличие кассовых аппаратов, медицинских книжек, прейскурантов, соответствия помещения требованиям, правильность хранения и соседства товаров, их качество и многое другое;
- проверять соблюдение закона о защите прав потребителей;
- брать пробы с продукции при условии, что она приготовлена в конкретном магазине и ее стоимость рассчитывается исходя из веса;
- запрашивать и получать разъяснения сотрудников и руководства.
Чтобы проверить, соблюдаются ли санитарно-гигиенические и иные требования к продуктам, инспекторы изучают:
- условия хранения, подготовки, обработки готовых продуктов и полуфабрикатов;
- документы, подтверждающие их соответствие требованиям;
- соблюдение норм санитарии и гигиены при подготовке помещений, производстве работ, уборке;
- в розничных магазинах – соблюдение срока годности и срока хранения пищи.
ВАЖНО! Несмотря на то что к правам инспекторов отнесена возможность взятия проб, это исключено при проверке продуктов в заводской упаковке. С них пробы можно взять только в местах производства.
Документация, подлежащая проверке
Вместе с товаром обязательно проверяются относящиеся к нему документы. Но руководитель компании или замещающее его лицо должно быть готово к тому, что будут истребованы и другие документы, и их копии или оригиналы придется предоставить инспекторам: оригиналы для изучения, а копии будут подшиты к заключению о проверке.
К ним могут относиться:
- любые документы, связанные с правовым статусом предприятия: свидетельства о регистрации, о постановке на учет в ФНС, о регистрации в фондах, коды ОКПО и др.;
- документы, связанные с правами на занимаемое помещение и подтверждающие его соответствие всем предъявляемым требованиям;
- документы, подтверждающие соответствие помещения и производственного процесса санитарным требованиям, это могут быть договоры на дератизацию, на утилизацию отходов, на услуги ЖКХ, договоры о проведении плановых медицинских осмотров работников и результаты этих осмотров;
- документы, связанные с товаром: прайс-листы, ценники, технологические карты;
- документы, касающиеся работников: должностные инструкции, санитарные книжки, разрешения на работу для трудовых мигрантов;
- данные о ранее проведенных проверках, акты об их результатах, выписанные на их основе предписания.
ИНТЕРЕСНО! Многих удивит, но инспекторы обязательно проверят и соответствие требованиям стенда с документацией – «Уголка потребителя». При возникновении вопросов по каким-то моментам, проверяющий может попросить любого оформленного сотрудника написать ему объяснения. И тот обязан будет это сделать, даже без специального разрешения начальника.
Результаты
Результаты проверочных мероприятий оформляются актом проверки. Но еще до этого момента Роспотребнадзор может принять решение о судьбе некачественных продуктов.
Если компания не смогла предоставить сертификаты, иные бумаги, которыми она могла бы подтвердить качество своих товаров или их происхождение, или же достоверно можно установить их опасность для потребителя, в полномочия органа контроля входит принятие решения об их изъятии и дальнейшей утилизации. Для этого не требуется дополнительного тестирования.
Но вот если документы присутствуют, а некоторые сомнения в соответствии потребительских характеристик стандартам появились, необходимой станет оценка экспертизы. Ее назначение также относится к компетенции сотрудников Роспотребнадзора.
Для того чтобы соответствующее решение было принято, потребуется единичное, совместное или одновременное присутствие таких факторов, как:
- нарушение технологической карты;
- заветривание, изменение цвета, нетоварный вид;
- ошибки в хранении, транспорте, реализации;
- неправильная маркировка или ее отсутствие;
- невыполнение ранее выданных предписаний в течение 10-ти дней.
Если экспертиза проведена, ее решениями может стать уничтожение товара или его переработка.
Порядок тестирования продуктов
При проверке ресторана или столовой Роспотребнадзором, или в другой ситуации, его владелец должен быть готов к тому, что продукция будет протестирована. Это отдельное проверочное мероприятие.
Само тестирование производится в следующем порядке:
- приобретение продукции от имени третьих лиц;
- устранение ее индивидуальных признаков, обезличивание;
- проверка в лаборатории с участием сертифицированных экспертов;
- подготовка отчета;
- размещение продукта в рейтинге;
- публикация данных проверки.
Дополнительно по результатам экспертиз создается так называемый «черный список», в который попадают товары, состав и происхождение которых не соответствуют данным, указанным на упаковке. Часто тесты выявляют содержание в еде консервантов, пальмового масла, красителей, о чем не было сообщено потребителю. Он покупал подделку под видом дорогостоящего натурального продукта.
Проверка Роспотребнадзора в магазине или в местах общепита гарантирует, что посетители получат качественную пищу, сохранят свое здоровье, а дополнительное тестирование исключит попадание на прилавки контрафакта.
Источник: https://rospotrebitel.com/obshhie-voprosy/provedenie-ekspertiz/proverka-rospotrebnadzorom-produktov-na-kachestvo
Подписывайтесь на нас:
ВК vk.com/live_inrussia
Telegram t.me/topurist
Facebook facebook.com/govcare
Дзен zen.yandex.ru/media/urist
Одноклассники ok.ru/group/54010342211754
Источник