Какие основные свойства отличают человека от животных биология 8 класс
Вопрос 1. Как древний человек использовал диких животных?
Мир животных всегда имел и имеет очень важное значение для человека. Наши отдаленные предки, жившие 100-150 тыс. лет назад, знали диких зверей, птиц, рыб и других животных. Это и понятно: ведь жизнь людей во многом зависела от охоты и рыболовства. Мясо добытых животных было одним из основных источников питания, из шкур убитых зверей изготовляли одежду, из костей – ножи, скребки, иглы, наконечники копий. Сухожилия использовали при шитье шкур вместо ниток и для тетивы лука. Успех охоты зависел не только от силы и ловкости охотников. Но и от умения обнаружить гнездо птицы или логово зверя, найти нужный след. Выбрать подходящее время для облавы. Одних животных нужно было ловить в расставленные силки и сети, других – подстерегать, притаившись, третьих – с шумом преследовать всем племенем и загонять в замаскированные ямы. Человеку было также важно спасаться от хищников. Отличать ядовитых змей от безвредных. Изучив повадки диких зверей, древние люди сумели приручить некоторых из них. Первым домашним животным стала собака, которую использовали как помощника на охоте. Позднее появились домашние свиньи. Рогатый скот, домашние птицы.
Вопрос 2. Какое животное и почему человек приручил первым?
Всем известно, что первым животным, которое приблизилось к человеку настолько, что стало домашним, был волк: его удалось приручить около 10-15 тыс.лет назад, превратив постепенно с течением времени в собаку. Однако первым животным, от которого человек мог иметь не защиту и дружбу, а нечто более материальное – молоко, мясо, шерсть и т.д. – была коза. Около 9-12 тыс.лет назад древние винторогий и безоаровый козлы, обитавшие на территории Палестины, Ирана и Ирака, были одомашнены человеком для того, чтобы без проблем получать от них много полезного. Надо заметить, что сближение с козами имело для людей отнюдь не только положительные последствия: как оказалось, козы беспощадно превращают любую цветущую землю в настоящую пустыню. Они настолько глубоко проникают в почву в поисках съестного, что ухитряются уничтожить не только побеги растений, но даже глубоко запрятанные в почве семена. Между прочим, многие скудные земли Малой Азии и Кастилии до того, как их облюбовали козы, были прекрасными кедровыми рощами.
Вопрос 3. Каких домашних животных вы знаете? Как их использует человек?
К домашним животным относят котов, собак, лошадей, коров, свиней, курей, уток, гусей и др.
С каждым годом возрастает использование животного мира для рекреационных целей. Прежде главным направлением такого использования служили спортивная охота и рыболовство. Ныне все больше возрастает значение животных в качестве объектов фото охоты, экскурсионных наблюдений. Миллионы людей со всех концов света посещают национальные парки, для того чтобы полюбоваться зверями и птицами в их естественной обстановке.
Участвуя в круговороте веществ в биосфере, животные играют важную роль в динамическом равновесии.
Так же для человека животные служат источником питания и сырья: поставщиком кожевенной (змеи, крокодилы, свиньи) и пушено — меховой (белоспинный альбатрос, коала) промышленности.
Вопрос 4. Как вы думаете, все ли животные полезны? Какие животные приносят человеку вред: вызывают у человека опасные заболевания?
Так же животные имеют и отрицательное значение для человека. Среди них есть возбудители (патоген) и переносчики болезней (крысы), вредитель сельскохозяйственных (клопы) и лесных растений (шелкопряды, огневки, гусеницы).
Но деление животных на “полезных” и “вредных” условно и зависит от и численности, места, времени, от хозяйственной деятельности людей. Например, скворцы весной полезны: они уничтожают большое количество насекомых-вредителей, а, осенью питаясь плодами винограда, приносят виноградникам значительный ущерб. Черный дрозд и полевой жаворонок полезны в Европе, а в Новой Зеландии, куда их привезли, являются вредителями с/х. Поэтому при оценке пользы и вреда необходимо учитывать особенности питания, поведения, численность, роль в распространении природно-очаговых заболеваний в конкретных условиях места и времени.
Вопрос 5. Как человек охраняет природу? Нужно ли охранять животных, с которыми человек непосредственно не связан?
Организация охраны фауны строится по двум основным направлениям – заповедываение и сохранение в процессе использования. Оба направления необходимы и дополняют друг друга.
Все заповедные меры по охране животных носят исключительный, чрезвычайный характер. Чаще всего использование и охрану фауны, мероприятия по ее воспроизводству приходится сочетать с интересами других отраслей природопользования. Опыт многих стран доказывает, что это вполне возможно. Так, при правильной организации землепользования сельскохозяйственное производство можно сочетать с сохранением многих диких животных.
Интенсивное лесное хозяйство, заготовка древесины при правильной организации обеспечивают сохранение условий для обитания в эксплуатируемых лесах многих видов зверей и птиц. Так постепенные и выборочные рубки леса позволяют не только восстанавливать леса, но также сохранять убежища, гнездовья и кормовые угодья для многих видов животных.
В последние годы дикие животные стали важным звеном “индустрии туризма”. Во многих странах успешно осуществляются охрана и использование дикой фауны для рекреационных целей в национальных парках. К числу национальных парков с наиболее богатой и хорошо охраняемой фауной и одновременно с высоким уровнем организации массового туризма относятся Йеллоустонский и Йосемитский парки в США, Крюгера и Серенгети в Африке, Камарг во Франции, Беловежский в Польше и многие другие.
Для обогащения фауны во многих странах в больших размерах проводятся акклиматизация и реакклиматизация диких животных. Под акклиматизацией понимается работа по расселению животных в новые биогеоценозы и их приспособление к новым условиям обитания. Реакклиматизация – это система мер по восстановлению животных, уничтоженных в том или ином регионе. Благодаря акклиматизации удается шире и полнее использовать биоресурсы многих природных комплексов.
Все меры по охране животных бывают достаточно эффективными, если они строятся на основе тщательного учета ландшафтно-экологических условий. При любом виде работ по организации умножения и эксплуатации дикой фауны следует исходить из того, что определенные виды и популяции животных приурочены в своих границах к конкретным природным территориальным и аквальным комплексам или их антропогенным модификациям. Многие животные перемещаются по сезонам года на значительные расстояния, но их миграции всегда приурочены к строго определенным типам ландшафтов. Поэтому охрана животных требует решения задач охраны природных территориальных и аквальных комплексов в целом. Охрана животных – это, прежде всего, охрана их мест обитания.
Основная задача охраны редких и исчезающих видов в том, чтобы путем создания благоприятных условий обитания добиться увеличения их численности, которое устранило бы опасность их исчезновения. Сюда можно включить создание заповедников, заказников, национальных парков, в которых создаются благоприятные для них условия.
Заповедник — участок земли или водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью изъят из хозяйственного пользования и находится под охраной государства (Большое Лимпопо — ЮАР; Абердэрский — Кения; Беловежский — Польша).
Заказник — территория, на которой при ограничении использовании природных ресурсов временно охраняются отдельные виды животных, растений (Припять — Белоруссия).
Национальный парк — территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедников отличается допуском посетителей для отдыха (Йеллоустонский — США; Лосиный остров — Россия).
Редкие и исчезающие видов животных (как и растений) заносятся в Красные книги. Включение вида в Красную книгу — сигнал о грозящем ему опасности, о необходимости принятия мер по его спасению.
Особо важное значение имеет сохранение и восстановление численности промысловых животных. Как известно, ценность промысловых животных состоит в том, что они живут за счет естественных кормов, недоступных или непригодных для домашних животных, о них не нужно специально заботиться. Система охраны диких животных складывается, с одной стороны, из мер по охране самих животных от истребления, гибели от стихийных бедствий, с другой – из мер по сохранению их среды обитания. Охрана самих животных осуществляется законами об охоте, предусматривающие полный запрет охоты на редкие виды, ограничение сроков, норм, мест и способов добычи на промысловые виды.
Рациональное использование запасов промысловых животных не противоречит их охране, если основано на знаниях их биологии. Можно добиваться благополучной популяции промысловых животных, поддерживая определенное соотношение полов и возрастных групп, регулируя численность хищников. В этом и заключается идея рационального использования.
Многие животные причислены к спасенным.
Вопрос 6. Почему важно сохранить многообразие видов животных на Земле?
Биологическое разнообразие — это большое многообразие форм жизни в природе. Бесчисленные виды растений, млекопитающих, насекомых, птиц, рыб и рептилий делают нашу планету красивой и разнообразной. Все животные и растения важны, так как каждый вид является составной частью природного биологического цикла, от которого зависит вся жизнь на Земле. Большая часть Земли покрыта водой, и на дне мирового океана обитают миллионы различных видов, многие из которых до сих пор нам не известны.
На протяжении многих миллионов лет растения и животные появлялись и развивались, превращаясь в то, чем они являются сегодня. Все эти годы перед ними не стояла угроза вымирания. К сожалению, сегодня из-за деятельности человека многие из них находятся в опасности
Все существа являются частью экосистемы и играют важную роль в поддержании жизни на Земле. Например, орлы зависят от мышей, лягушек и других маленьких животных, и если эти животные вымрут, то не станет и орлов. Помимо того, что растения являются основным источником питания для людей и животных, более 60% жителей Земли используют растения в качестве лекарственных средств. Многие виды растений используются в промышленности, где из них изготавливают краски, масла и т. д.
Вопрос 7. Составьте таблицу «Значение позвоночных в жизни человека» (работа в малых группах)
Дикие животные приносят большую пользу, удовлетворяя различные потребности человека.
1. Дикие животные могут быть источником пищи. Дикие животные менее прихотливы, более выносливы и жизнеспособны, чем домашние, в целом, они более продуктивны, чем домашние.
2. Дикие животные – источник пушнины.
3. Дикие животные – поставщики лекарственного и парфюмерного сырья.
4. Дикие животные – генофонд животноводства. В некоторых случаях увеличить продуктивность домашних животных можно только скрещиванием их с дикими. Так, путем скрещивания баранов-мериносов, обладающих великолепной шерстью, с диким бараном-архаром получены архаро-мериносы, сохранившие шерсть породистых овец, но ставшие гораздо крупнее, выносливее.
5. Человек научился использовать диких животных в охране природы, в борьбе с загрязнением среды. Ученые стали успешно применять косуль, оленей, кабанов и других животных в качестве индикаторов загрязнения природной среды различными промышленными отходами.
6. Все возрастающая урбанизация населения вызывает у человека потребность более близкого общения с элементами природы. Если в начале двадцатого века в домашних условиях обычно содержались кошки, собаки и певчие птицы, то сейчас хомяки, ежи, кроты, тушканчики, хорьки, выдры, обезьяны, львы и другие животные.
7. Животные используются в лесном и сельском хозяйстве.
8. Животные используются при поиске полезных ископаемых, в прогнозировании погоды, землетрясений. Индикатором наличия полезных ископаемых может быть пространственное распределение некоторых промысловых рыб. Например, осетровые рыбы в пределах Каспийского моря концентрируются в районах распространения месторождений нефти и газа. Из нефтегазоносных залежей мигрируют углеводороды. Углеводороды, взаимодействуя с окружающей средой, создают хорошую почву для выращивания и восстановления кормовых ресурсов осетровых рыб, которые питаются бентосом.
Животные предчувствуют приближение землетрясений. За несколько дней до землетрясений глубоководные рыбы поднимаются к поверхности. Аквариумные рыбы мечутся по аквариуму. На изменение погоды реагируют животные. Собака усиленно роет землю – к дождю, лежит свернувшись – к холоду, лежит вытянувшись – к теплу.
Общеизвестно значение птиц не только как переносчиков семян, но и как истребителей насекомых. Велика роль птиц в круговороте биогенных веществ, например, в переносе огромных количеств фосфора на сушу морскими птицами (залежи гуано).
Все эти примеры иллюстрируют значение животных в жизни человека. Невозможно предсказать заранее какой вид или экосистема внезапно окажутся полезными для того или иного направления научно-технического прогресса.
Источник
Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.
Год: 2008, 2019
Описание: Гдз к учебнику Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. по биологии для 8 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные описания к практическим работам и итоговым вопросам.
Драгомилов 8 класс / Параграф 60
§60. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.
1. Что изучает физиология высшей нервной деятельности?
Физиология высшей, нервной деятельности — это наука о закономерностях работы головного мозга, влияющих на поведение животных и человека.
2. Как влияют на поведение человека безусловные и условные рефлексы, инстинкты, рассудочная деятельность? Почему они нередко остаются в подсознании?
Безусловные рефлексы и инстинкты обеспечивают приспособление организма к стабильным условиям среды. Условные рефлексы и рассудочная деятельность приспосабливают организм к постоянно меняющимся событиям, но не они определяют основное поведение человека: многие инстинктивные побуждения часто просто не осознаются человеком и составляют его подсознание.
3. Какое значение имеет речь в развитии человека? Какие функции выполняет внешняя и внутренняя речь?
Главное отличие человека от других существ — это сознание и владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни. В головном мозге каждого человека имеются речевые центры. Но на каком языке заговори т человек, зависит не от головного мозга, а от окружающей его языковой среды. На каком языке его научат говорить, таким он и будет пользоваться. Речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей, распределить обязанности между членами группы. Речь, труд и общение во многом изменили и самого человека, содействовали развитию его сознания. Параллельно с развитием внешней речи у каждого человека формируется и внутренняя речь. Она позволяет нам мысленно представить, что мы собираемся сделать, отобрать наилучший вариант, осуществить выбор, короче, действовать сознательно. Именно эти осознанные действия, обдуманные человеком, а не условные и безусловные рефлексы определяют его поведение.
4. Перечислите основные отличия высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных. А в чём проявляется их сходство?
Человек обладает сознанием, речью, абстрактным мышлением и способен к общественному труду. Сходство в том, что животные спят, обладают памятью и вниманием.
5. Перечислите основные познавательные процессы и укажите, какие функции они выполняют.
Ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление являются познавательными процессами. Они неразрывно связаны друг с другом и все вместе участвуют в сборе, обработке и хранении информации. Благодаря этим процессам мы можем разобраться в окружающей нас обстановке и принять адекватные (соответствующие) решения.
6. Чем долговременная память отличается от краткосрочной?
Психологи различают память долговременную и краткосрочную. Допустим, вы захотели узнать номер телефона кинотеатра и позвонили в справочную. Вам ответили, вы набрали номер, занято. Повесили трубку, хотели набрать номер снова и… не смогли — забыли его, потому что была установка на короткий срок. Звонить еще раз вы не собирались. Такую краткосрочную память называют оперативной, поскольку она действует лишь на тот срок, который необходим для совершения операции (в нашем примере — набор телефонного номера кинотеатра). Долговременная память более прочная.
7. Охарактеризуйте особенности механического и логического запоминания.
Механическая память действует, когда каждый факт заучивают отдельно. Логическая — когда между фактами находят систему связей, которая позволяет последовательно извлекать нужную информацию, связывая ее с уже известной.
8. Определите, какая у вас память: зрительная, слуховая, моторная или какие-либо сочетания этих видов.
Память бывает зрительная, слуховая, моторная, и у разных людей наи-более эффективной бывает одна, либо вторая, либо третья, либо какие-то сочетания из них. Зная это, надо решить для себя, что лучше: заучивать материал вслух, читать про себя или составить конспект прочитанного. Последний вариант будет полезен для многих, так как активная работа с учебным материалом позволит лучше запомнить нужную информацию. При запоминании не следует читать текст много раз подряд. Лучше прочесть один раз и попытаться мысленно или вслух его пересказать, заглядывая лишь в забытые места. Если у доски не удалось хорошо ответить по материалу, который вы дома учили, задумайтесь о причинах. Возможно, все дело было в том, что вы плохо представляли себе план ответа и учителю приходилось помогать вам наводящими вопросами. При подготовке к следующему уроку лучше записать план и попробовать ответить, используя этот план, а потом мысленно вспоминая его пункты. Возможно, причина неудачи в том, что бы¬ло трудно отвечать из-за волнения. Одноклассники мешали сосредоточиться, срабатывал механизм безусловного торможения. Преодолеть этот недостаток можно только путем тренировки. Надо как можно чаще выступать перед аудиторией, чтобы привыкнуть к ней.
Источник