Какие особые качества присущи цифровым продуктам
Перечисленные выше характеристики свойственны всем информационным продуктам как в цифровой, так и в физической форме. Однако цифровые продукты обладают рядом особых качеств.
- Неразрушимость.
Созданный информационный цифровой продукт может существовать неограниченное время, поскольку он не изнашивается в употреблении. Поэтому продукт, только что созданный производителем, ничем не отличается от аналогичного продукта, уже бывшего в употреблении. В результате производитель конкурирует не только с другими производителями аналогичных товаров, но и со своими же ранее произведенными товарами. Избежать этого можно за счет постоянного обновления производимых товаров и лицензирования прав их производства и использования или других способов защиты от копирования.
- Изменяемость.
Парадоксально, но, наряду с неразрушимостью, электронные продукты могут быть легко изменены. Причем, изменения, внесенные по ошибке, преднамеренно или по злому умыслу могут быть необратимы. Т.е. производитель теряет контроль за своими произведенными продуктами. Разрабатываются специальные технологии, затрудняющие простое изменение. Например, документы в формате PDF можно просмотреть или распечатать, используя программу Adobe’s Acrobat, но нельзя изменить. Стратегическими действиями относительно данной характеристики цифровых продуктов является их дифференциация производителем либо при помощи адаптации к индивидуальным потребностям пользователя, либо постоянного обновления и усовершенствования, либо продажи их в качестве интерактивных услуг, а не конечных продуктов.
- Воспроизводимость.
Основной привлекательностью цифровых продуктов является то, что их можно воспроизводить, передавать и хранить. Таким образом, после первого капиталовложения на производство продукта, последующие предельные издержки практически нулевые. Для официального производителя цифровых продуктов предельные затраты не равняются нулю, поскольку выплата авторских гонораров осуществляется с каждой проданной единицы товара. Поэтому в ценообразовании предельные издержки никогда не равны нулю. Кроме того производителю, тем не менее, нужно возместить свои постоянные издержки, поэтому так актуален вопрос защиты интеллектуальной собственности, предотвращения несанкционированного воспроизведения и перепродажи товара. Поскольку технологически предотвратить такое воспроизведение товара пока не всегда возможно, производители стремятся сделать его менее ценным за счет обновления и изменения своих продуктов.
Виды электронных продуктов
Цифровые продукты многообразны, они включают текстовые файлы, данные, графику, видео, аудио. Существует ряд вариантов классификации цифровых продуктов:
Первым критерием классификации является метод передачи. Продукты делятся на доставленные (которые загружаются сразу или порциями, например, ежедневными обновленными версиями) и интерактивные (товары и услуги, требующие коммуникации сервера производителя с клиентом, например, дистанционная диагностика, интерактивные игры или дистанционное обучение). Хотя по этой классификации все продукты, предусматривающие двустороннюю связь с потребителем, могут быть отнесены к интерактивным, доставка кинофильмов по требованию не является интерактивным продуктом, поскольку доставляется некий стандартный товар. К интерактивным можно отнести только те цифровые продукты, которые требуют общения производителя и клиента в режиме реального времени, объединенного единой целью, например, поиском, игрой, консультацией. В настоящее время большинство цифровых продуктов в Интернет являются доставленными, а не интерактивными, даже если некоторые Интернет издания и называются интерактивными.
Вторым критерием классификации является зависимость от времени. Продукты, зависимые от времени,быстро теряют свою ценность. К таким продуктам относятся новости, котировки акций на фондовой бирже и другие виды информации, используемой для принятия решений. Потребительская ценность таких продуктов может поддерживаться их периодическим обновлением и продажей по подписке. Иногда используется искусственная зависимость от времени, чтобы превратить товары длительного пользования в товары повседневного спроса. Например, страница Интернет с информацией о конкретном курорте обычно посещается клиентом лишь единожды. Чтобы привлечь пользователей совершить повторные посещения, содержание страницы обновляется, тем самым старые версии становятся устаревшими и открываются новые маркетинговые возможности. Фактор времени может распространяться на всех пользователей, а может применяться индивидуально. Новости и биржевые котировки зависимы от времени для всех пользователей одинаково. Результаты поиска определенной информации по заказу конкретного пользователя устаревают и теряют ценность только для него. Другим пользователям эта информация может предоставляться в прежнем виде.
Третьим критерием классификации является интенсивность использования. Продукты однократного использованиясравнимы с товарами повседневного спроса, а продукты многократного использованияс товарами длительного пользования. Примером продуктов однократного использования могут служить результаты поиска. Программные продукты относятся к товарам многократного использования. Потребительская ценность продуктов многократного использования имеет кумулятивный характер и может увеличиваться или уменьшаться со временем. Однако темпы ее увеличения могут меняться. Например, осваивая программу, пользователь открывает все новые возможности ее использования, поэтому ценность программы увеличивается. С другой стороны, компьютерная игра со временем надоедает и ее полезность снижается.
Следующим критерием классификации является операционное использование, т.е. является ли продукт программой или документом. Это различение важно, поскольку производитель может получить больший контроль над продуктом, превратив его в программу. Сегодня программы все чаще являются продуктами многократного использования, но не все продукты многократного использования являются программами, например, музыкальные записи. Тенденция на рынке направлена на выпуск программ в виде товаров однократного использования. Вместо продажи документа, он продается в рамках программы, которая позволяет контролировать его распечатку, воспроизведение, изменение и т.п.
Наконец, последним критерием классификации являются экономические последствия. Продукты с положительными последствиямиувеличивают свою ценность, если их используют большее количество людей или организаций. Примерами служат интерактивные услуги, чаты и игры. У продуктов с отрицательными последствиямиувеличение числа пользователей приводит к пробкам или обесцениванию информации. Например, игроки на бирже получают выгоду от эксклюзивного использования информации. В таких случаях проблема предотвращения перепродажи или несанкционированного распространения информации менее остра для производителя, чем гарантия эксклюзивности информации. Экономические последствия цифровых продуктов очень важны для принятия маркетинговых решений. Если последствия положительные, бесплатное использование продуктов, совместное пользование и распространение демонстрационных копий может увеличить долю рынка. Многие производители программного обеспечения, в том числе и Netscape, использовали эти методы завоевания рынка.
Производитель, следуя своей маркетинговой стратегии, может изменять свой продукт, переводя его из одной категории в другую. Например, несмотря на практически неограниченный срок использования электронного продукта, производитель может сделать его зависимым от времени, тем самым сократив срок его использования.
Источник
Цифровые продукты многообразны, они включают видео-, аудио-, текстовые файлы, данные, графику. К свойствам, присущим только цифровым информационным продуктам, относят свойства неразрушимости; изменяемости и воспроизводимости.
Физический износ информационного цифрового продукта невозможен. Продукты, недавно созданные одним и тем же производителем, могут существенно не отличаться от уже потребляющихся товаров. Это дает повод возникновению конкуренции между этими товарами. Чтобы не стать заложником такой конкуренции, товаропроизводителю целесообразно прибегать к обновлению продукции и выпуску новых товарных версий, а также к лицензированию и иным способам защиты товаров от копирования.
Несмотря на неразрушимость, информационным цифровым товарам свойственно легко оказываться измененными. Данные изменения, внесенные преднамеренно (со злыми намерениями) либо ошибочно, нередко бывают необратимыми. Это ведет к потере контроля производителя за качеством созданных им продуктов.
Цифровые товары поддаются воспроизведению, передаче и хранению. Поэтому для их создателей актуально предотвращать их несанкционированные воспроизведение и перепродажу. Но это невероятно сложно и в ряде случаев невозможно (особенно если продукты продаются в интернете на разных географических рынках). Производителям остается только снижать ценность своих продуктов, обновляя и изменяя их на постоянной основе.
Цифровые товары классифицируют согласно ряду критериев.
Особенности передачи. Товары бывают:
- – доставляемыми — товары, в отношении которых практикуется их одновременная полная загрузка либо загрузка пакетами (к примеру, еженедельные обновления). Они более всего распространены в интернете;
- – интерактивными — товары и услуги, требующие коммуникации и двусторонней связи товаропроизводителя с клиентом (к примеру, дистанционное обучение или диагностика, интерактивные игры). Не относится к интерактивному товару доставка, например, фильмов по требованию, так как в данном случае осуществляется доставка некоего стандартного товара.
Цифровой товар может быть признан интерактивным лишь в случае, если его реализация сопряжена с общением клиента и производителя в режиме реального времени, включающим поиск идей, консультации и т. д.
Тип получения товара покупателями. Различают:
– цифровые товары типа “текст” — скромные по объему текстовые файлы, содержимое которых предназначено для показа покупателям сразу же после совершения покупки.
К этим товарам принято относить: пин-коды пополнения счетов (операторов мобильной связи, провайдеров и вебсервисов); ссылки на страницы в Сети; пароли к архивам; регистрационные ключи к электронным книгам или программным продуктам; атрибуты доступа к аккаунтам веб-сервисов (к примеру, аккаунту баннерной сети) с уже начисленным балансом и т. д.;
– цифровые товары типа “файл” — архивные (чаще всего с расширением .zip или .гаг), запускаемые (.ехе), текстовые (.txt или .doc) или какие-либо еще файлы, которые скачиваются покупателями на компьютер сразу после их покупки. К этим товарам принято относить: электронные книги; учебные материалы (рефераты, тексты, e-mail-курсы); скрипты (для веб-мастеров); программы (утилиты, игры); сборники графики и музыки.
Зависимость товара от времени. Товары подразделяются на зависимые и независимые от фактора времени. Вечных физических товаров нет. И даже если бы такие товары существовали, их производство товаропроизводителям было бы невыгодно. Во многих случаях производители делают свои товары зависимыми от времени, сокращая сроки их использования (искусственное устаревание), чтобы можно было производить и реализовывать все новые и новые продукты.
Если товар особенно зависим от фактора времени, его ценность быстро утрачивается. К таким товарам относят новости, котировки акций на фондовых биржах и иные виды информации, которая используется для принятия решений (в том числе управленческих). Чтобы поддерживать потребительскую ценность подобных товаров, необходимо прибегать к их периодическому обновлению и продаже по подписке. В некоторых случаях практикуется использование искусственной зависимости продуктов от времени путем превращения товаров длительного использования в товары, спрос на которые повседневный. К примеру, клиент обычно посещает интернет-страницу о каком-то доме отдыха только один раз. Но в случае перманентного обновления содержания такой страницы, которое приводит к устареванию прежних ее версий, пользователи могут посещать ее повторно. Воздействие фактора времени может иметь место применительно к одному пользователю или применительно ко всем пользователям. Если взять такие товары, как биржевые котировки и новости, то их влияние одинаковое для всех пользователей. Если говорить о результатах поиска по заказу одного пользователя, то они актуальны лишь для него и лишь для него они обретают и теряют свою ценность. Других пользователей это изменение ценности во времени не касается.
Интенсивность использования. Товары могут быть предназначены:
- – для однократного использования (они схожи с товарами повседневного спроса). Например, таковыми являются результаты поиска в интернете;
- – многократного использования (они схожи с товарами длительного пользования). Это, к примеру, товары, относимые к программным. Их потребительская ценность по характеру кумулятивна, и реально ее уменьшение либо увеличение с течением времени (изменение может при этом происходить разными темпами). Так, освоение программы пользователем может привести к появлению новых возможностей ее применения, что увеличит ее ценность. А компьютерные игры со временем склонны надоедать, соответственно, их ценность падает.
Вид товара. Товары подразделяются на программы и документы. Если документ превратить в программу, можно обрести над ним больше контроля (над его распечатыванием, воспроизведением, изменением). В настоящее время наблюдается тенденция, когда программы все чаще становятся товарами, которые используются многократно. Однако не каждый продукт представляет собой программу, программами не становятся, к примеру, музыкальные записи.
Экономические последствия. Увеличение числа пользователей товара может приводить к возникновению:
- – положительных последствий. При применении таких товаров большим числом людей либо организаций происходит увеличение их ценности. Это относится к предоставлению интерактивных услуг, играм, чатам и др. Компании прибегают к предложению бесплатного или условно-бесплатного использования своих товаров, распространению демонстрационных копий, чтобы их рыночная доля увеличивалась;
- – отрицательных последствий. Такие товары при увеличении численности их пользователей обесцениваются. Эксклюзив всегда был в цене. Например, биржевые игроки получают немалую выгоду от эксклюзивного использования информации.
Возможность повторной продажи в интернете. Цифровые товары подразделяются:
- – на уникальные (каждая из копий продается лишь единожды, поскольку повторная продажа бессмысленна). Каждая из копий товара имеет некоторые отличия, но их продажа производится под одним названием. Это такие товары, как аккаунты и пин-коды;
- – универсальные (можно практиковать продажу копий в неограниченном количестве без утраты качества). Это такие товары, как учебные материалы, электронные книги и др.
Источник
Введение
Начну статью, пожалуй, со слов известного сегодня инженера и предпринимателя Илона Маска:
«Если вернуться в прошлое, лет на 200 назад, то станет понятным тот факт, что все обыденные для современного человека вещи когда-то были фантастикой или магией. Говорить с людьми на другом конце земного шара, моментально отправить и получить письмо, летать, иметь доступ ко всем книгам в мире – все это казалось бы невероятным и волшебным. Изобретательство – это волшебство, воплощение самых невероятных задумок и фантазий. А вы не хотели бы быть волшебником?»
Что же такое цифровой продукт?
Сегодня на этот вопрос ответит практически каждый. Технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы уже не можем себе ее представить без бесконечного потока информации. А ведь для этого достаточно иметь в кармане смартфон и доступ в Интернет. Хотите научиться чему-то новому? Всемирная паутина всегда готова предоставить вам такую возможность. Однако сегодня я хотел поговорить не об этом.
К цифровым продуктам относятся музыка, видео, аудиофайлы, изображения, электронные книги, программное обеспечение, текстовые файлы, исходники графических, музыкальных, 3D-проектов, шрифты, иконки и многое другое.
За последние 10 лет производить продажу подобных товаров в сети стало особенно популярным. Так в чем же преимущества таких продаж? Давайте разберемся.
- Технология создания цифрового товара доступна всем. Достаточно иметь минимальный набор оборудования и обладать необходимыми навыками владения программным обеспечением. Эти навыки вы опять же можете получить, используя Интернет.
- Такой товар имеет низкую себестоимость. Как правило, себестоимость включает в себя лишь временные затраты на разработку и опыт автора, который, возможно, копился годами, и теперь изложен в виде одного файла.
- Интеллектуальный продукт – это нематериальный актив. Распространяя продукт или сдавая его в аренду, вы обеспечите себе пассивный доход на долгое время.
- Высокая прибыльность от продажи цифровых товаров. Из пунктов 2 и 3 можно сделать вполне логичный вывод, что при минимальных затратах получать пассивный доход – занятие, которое безусловно себя оправдывает.
- Заработок на любимом деле. Как сказал Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Отчасти соглашусь с этим высказыванием, но в любом случае – заниматься любимым делом и при этом получать стабильный доход – более чем приятно.
- Низкая, либо вовсе отсутствующая стоимость доставки. К доставке относится лишь предоставление покупателю ссылки на скачивание файла, однако, многие используют сторонние сервисы для тиражирования подобных ссылок с целью повышения продаж, что влечет за собой формальные затраты, которые быстро окупаются.
Кому интересно продавать цифровые материалы?
Ответ очевиден. Всем может быть интересно заниматься подобными продажами, просто далеко не все пришли к этому. «У меня нет необходимых навыков для этого» возможно скажете вы. Каждый человек обладает какими-либо ценными навыками для общества, вероятно, просто вы не считаете их ценными или еще не разглядели их в себе. В любом случае, всему можно научиться, не стоит себя недооценивать.
Исходя из первоначальных целей продавцов, их можно разделить на три большие группы.
Компании
В 21 веке компании, распространяющие цифровой продукт, уже не поддаются счету. В пример можно привести крупнейшие из них: Microsoft, Adobe, Electronic Arts и т.д. Продажа цифрового продукта для этих компаний – основной вид деятельности, это их хлеб. Подробно разбирать эту группу, думаю, нет необходимости.
Организации, оказывающие различные услуги
К таковым относятся фирмы, оказывающие следующие услуги: разработка сайтов, приложений, фото- и видео-студии, студии звукозаписи, студии графического дизайна и другие. Такие организации нуждаются в постоянной рекламе с целью поиска нового клиента. Чтобы сэкономить на рекламном бюджете и к тому же, возможно, дополнительно заработать, многие прибегают к хитростям: регистрируются в различных сообществах для людей, занимающихся схожей деятельностью. В пример приведу несколько самых популярных из них:
- https://www.behance.net/
- https://500px.com/
- https://dribbble.com/
Таких площадок сейчас множество на просторах Интернета. Не доставит особого труда найти подходящую для вас, поэтому вернемся к теме.
Чтобы «подогревать» целевую аудиторию, подобные организации создают свое небольшое портфолио на таких площадках и регулярно пополняют его новым материалом. Каждый может купить себе один из цифровых товаров или просто ознакомиться с качеством услуг, которые эти организации оказывают.
Фрилансеры
Понятие это появилось довольно давно, но популярность стало набирать сравнительно недавно в силу стремительного развития технологий. Выражаясь простым языком, фрилансер – это независимый подрядчик, который самостоятельно осуществляет поиск заказов, либо которого нанимают фирмы без зачисления в свой штат для выполнения какой-либо временной работы. Преимуществ такой работы, собственно как и недостатков – масса.
Преимущества:
- Возможность зарабатывать на любимом занятии
- Высокий уровень дохода
- Свободный график работы
- Свобода выбора заказов
- Возможность работать дома (аутсорс)
- Создание оптимального баланса между работой и семьей
Недостатки:
- Необходимость в постоянном поиске заказов
- Неравномерность дохода
- Требуются дополнительные усилия по мотивации
- Требуется умение управлением времени
- Отсутствие социальных гарантий
Сюда относятся и люди, занимающиеся инфобизнесом. Информация сегодня – ценный ресурс и не всегда можно найти действительно качественный материал в свободном доступе. Люди, занимающиеся инфобизнесом, как правило, имеют многолетний опыт работы в своей области и потому охотно им делятся, естественно, не бесплатно. Это могут быть видео- или аудиоуроки, электронные книги, статьи и т.д.
Какова ситуация в рунете?
Для покупателей товара
Ни для кого не секрет, что инфраструктура зарубежных стран куда более развита, нежели в России. Эта проблема коснулась и продажи цифровых продуктов в частности. Достаточно вбить в поисковике «цифровые товары», чтобы убедиться в моих словах. Основная масса отечественных сервисов – это огромная свалка материала, где мало того трудно сориентироваться и найти то, что необходимо, так и под вопрос встает само авторское право в принципе (не хочу обижать владельцев этих площадок, но я считаю, что работу нужно делать либо на отлично, либо не делать ее вообще). В большинстве случаев покупаешь «кота в мешке». Нет никакого предпросмотра, тестовой версии продукта или хотя бы описания содержимого. Люди загружают все, что находят у себя в папках, абсолютно несерьезно к этому относясь.
Отзываюсь я о сервисах, которые сумел найти сам (если что-то пропустил достойное, скидывайте ссылки в комментариях). На каждом зарегистрировался, протестировал, но ни на одном что-то купить у меня желания не возникло. Другое дело, к примеру, зарубежный сервис по продаже иконок iconfinder.com. Даже человеку, не знающему языка не, составит труда разобраться на сайте и даже что-то купить. Совершал я покупки на этом сервисе несколько раз, но затем понял, насколько курс доллара не позволяет делать это часто. Такие цены в итоге, подтолкнули меня к самостоятельному обучению, чтобы рисовать иконки себе и не отдавать за это неприличные суммы.
Итак. Из всего выше сказанного можно выделить следующие проблемы:
- Российские площадки содержат в основной своей массе ассортимент сомнительного качества, далекого от идеала
- Высокая вероятность натолкнуться на мошенников
- Продавцы, как правило, продают не результаты своей деятельности, а всякие «ключи» и «игровые аккаунты» (ограниченный выбор достойного материала)
- Нет уникальности товаров. В основном это шаблонные материлы
- Отсутствие их предпросмотра
- На зарубежных сервисах продажа материалов ведется в валюте, от чего цены неприлично высокие
Для разработчиков
Еще раз вернусь к разговору о том, что в наше время трудно встретить человека, который не имел бы ценных навыков. И каждый, кто понял, что способен обеспечить себе хоть небольшой доход на этих навыках, ищет возможности выйти на потенциальных покупателей. Одни разрабатывают сайты-визитки или привлекают клиентов через социальные сети, другие используют специальные площадки. И те и другие, безусловно, сталкиваются с множеством проблем. Не думаю, что российские разработчики ощущают дискомфорт, когда их товары покупают на зарубежных сервисах за доллары, однако, они сталкиваются с другой, не менее важной проблемой. Как правило, такие площадки работают на международном уровне, и безусловно, как и везде, там имеются свои крупные «игроки», которые давно уже себя зарекомендовали ответственными и надежными исполнителями. Я говорю о конкуренции, которая там давно достигла своей точки максимума. Новичку трудно выйти на рынок в таких условиях и еще тяжелее закрепиться на нем.
Какое же решение тогда будет оптимальным в данных условиях? Я считаю, что работать нужно и на зарубежных сервисах и на отечественных. Российский рынок, по сути, свободен, у вас есть возможность занять его, стать тем крупным «игроком» и обеспечить себя стабильным доходом.
Мы видим здесь куда меньше проблем, однако они имеют более ощутимый вес:
- Высокая конкуренция на международных площадках
- Отсутствие надежного отечественного сервиса для продажи продукта
Выводы
Целью данной статьи было, в первую очередь, приоткрыть завесу тайны для тех, кто еще не понял, что зарабатывать на своих увлечениях сегодня просто как никогда. Достаточно стать конкурентоспособным исполнителем, предлагающим качественный товар и уметь правильно преподнести его покупателю. Эти два нехитрых правила быстро зарекомендуют вас как надежного и ответственного исполнителя.
Также стоит понять и то, что в рунете этот рынок все еще далек от избытка, у вас есть уникальная возможность занять его, стать «монополистом» своего дела.
На этом все. Если вы сейчас читаете этот текст, то, скорее всего, прочли статью до конца. Надеюсь, она стала для вас полезной. В скором времени ожидается и вторая, в которой я подробно расскажу о том, как можно решить проблемы, выделенные выше.
Все ваши вопросы задавайте в комментариях. Будем рады ответить.
С Уважением, команда Seedraft
Источник