Какие пословицы раскрывают свойства камней 3 класс

  • Бесплодные деревья никто не обдирает; камнями швыряют лишь в те деревья, что увенчаны золотыми плодами.

  • Богатый не золото глотает, бедный не камни гложет.

  • Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.

  • В камень стрелять — только стрелы терять.

  • Вода камень точит.

  • Время и камень долбит.

  • Время и камни точит.

  • Деньги камень бьют.

  • Как из камня воды, так из него правды.

  • Камень лежа мохом обрастает.

  • Камень обрастает мхом, на одном месте лежа.

  • Камень с поля уберешь — лишний сноп пожнёшь.

  • Камней — хоть зашибись, воды — хоть залейся, дров — хоть зажгись, хлеба докупить, и можно жить.

  • Капля камень точит.

  • Катящийся камень мхом не обрастает.

  • Копейка и камень долбит.

  • Кровь не вода, а сердце не камень.

  • Кто бросил камень и отвернулся, тот пропащий человек.

  • Кто слушает старшего, о камень не споткнётся.

  • Кто смелее, тот камень перерубил.

  • Лучше врагу камни таскать, чем без дела тосковать.

  • Нашла коса на камень.

  • Не бросайте камни в стеклянном доме.

  • Один и камень не сдвинешь, а артелью гору поднимешь.

  • Одним камнем много горшков перебьёшь.

  • Он и с камня лыки дерет.

  • Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся — не успевает.

  • Под лежачий камень вода не течёт.

  • Поднимающий тяжелый камень не собирается бросить его в кого-нибудь.

  • Сердце матери к детям из воска, сердце детей к матери из камня..

  • Сердце не камень — тает.

  • Сердце — не камень.

  • Смелый из камня хлеб добудет.

  • Смелый камень разобьет, а трус голову разобьет.

  • Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бросаться камнями.

  • Тот, чей дом сделан из стекла, не бросает в людей камни.

  • Учение в детстве подобно гравировке на камне.

  • Учение в детстве, как резьба на камне.

  • Хочешь есть орехи — найди камень, чтобы их разбить.

  • Яйцу камня не разбить.

Источник

Цель: Сформировать представление о
разрушении горных пород под действием
температуры воздуха, воды, льда, ветра, растений,
животных.

Задачи:

  • Углубить знания об изменении твёрдых тел под
    воздействием различной температуры.
  • Сформировать знания о постепенном,
    последовательном разрушении горных пород.
  • Развивать познавательный интерес к предмету,
    внимание, наблюдательность; умение ставить
    простейшие опыты, на их основании делать выводы;
  • Использовать методы формирования у детей
    коммуникативной, проблемной, толерантной
    компетенции.
  • Поддерживать стремление поиска верного ответа
    без боязни ошибки

Оборудование: мультимедийное оборудование,
опорные слова; карточки с проблемными
вопросами для каждого ученика; для опытов:
спиртовка, спички, монета, доска с гвоздями,
молоток, кусочки гранита на каждую парту; картины
выветривания гор; энциклопедия для детей
(геология), образцы камней

Читайте также:  У какого элемента больше выражены неметаллические свойства у кремния или углерода

Методы:

  • Беседа с целью воспроизведения знаний о
    свойствах воды, воздуха.
  • Опыты с целью выявления свойств твёрдых тел под
    воздействием температуры, физического давления.
  • Коллективная поисковая работа по проблемным
    вопросам.
  • Эвристическая беседа: коллективный поиск
    ответа на проблему урока.
  • Работа с учебником, дополнительным материалом.

Ход урока

1. Настрой на урок. Слайд 1

– Ребята, сегодня у нас в классе много гостей.
Посмотрите на них, улыбнитесь им и друг другу,
глубоко вдохните, выдохните, отбросьте
напряжение и все страхи. Это гости, они пришли к
нам с добром. Давайте настроимся на рабочий лад,
на поиск правильных ответов. Я уверена, что у нас
всё получится. Сегодня на уроке: проведем с вами
исследование. Что это такое? (опыты,
обсуждения,эксперимент )

2. Актуализация знаний Слайд 2

– Вспомните, что происходит с газами при
нагревании и охлаждении?

(Ответы детей)

– А что происходит с водой при превращении её в
лёд?

(Ответы детей)

– Интересно, а что будет происходить с твердыми
телами при нагревании и охлаждении? (ответы
детей )

Давайте проверим опытным путем. С каким
предметом можно провести оп на примере монетки.

Монета – твердое тело? (да)

3. Демонстрация опыта

Посмотрите, у меня в руках монета, а вот ворота,
размер которых равен её диаметру.

(Показ: монета проходит между двумя гвоздиками,
вбитыми в дощечку.)

– теперь я нагреваю монету в пламени спиртовки…
и снова пробую пропустить её через ворота. Не
проходит!

– Как вы думаете, почему так происходит? (Твёрдые
тела при нагревании расширяются.)

– Но вот монета остыла и снова стала проходить
между гвоздями. Что произошло? (При охлаждении
твёрдые тела сжимаются.)

– Сделайте вывод.

Слайд 4

Вывод при нагревании расширяются, при
охлаждении сжимаются.

4. Актуализация знаний

Слайд 5

– Внимание на экран. Что изображено на слайде ?
(частицы )

– Поднимите карточку с тем номером, где
изображены частицы при охлаждении, при
нагревании.

Слайд 6

– К какой группе твердых тел относится монета ?
(искусственные или созданные человеком)

– А как называется вторая группа твердых
тел?(естественные )

– Назовите объекты, которые относятся к
искусственным телам?

– Объект какой группы остался на экране ?

5. Практическая работа с камнем. (Раздаю на
парты камни.)

Читайте также:  Каких свойств среды зависит скорость света

– Вот камень. Он прочный и крепкий всегда.

Мы к твёрдым телам отнесём его? Да!

– Давайте попробуем его сломать руками.

– Как вы думаете, может ли человек разрушить
такой камень? Как? Чем? (молотком, в строительстве,
взрыв)

– А могут ли камни разрушаться без влияния
человека?

– Определите тему, над которой мы будем сегодня
работать

6. Коллективное обсуждение.

– Давайте сегодня и порассуждаем на эту тему и
попробуем найти ответ на вопрос: Могут ли
разрушаться камни? Слайд 7

– Как же разрушаются камни? Кто или что влияет на
разрушение камней

(Слайд 8)

Под влиянием человека. В природе без
вмешательства человека.

– Мы сегодня будем говорить о естественном
разрушении камней в природе.

Слайд 9

Скала стоит, крепка, прочна, не дрогнет ни за что
она.

Но это только, кажется, ребята, она ещё прочней
была когда-то.

Но с каждым годом, так уж получается, скала-то
эта всё же разрушается.

– Что в природе может разрушить камень? (предположения
детей) (записать на доске ) (вернуться к ним в
конце урока)

Слайд 10

Вспомним свойство твердых тел при нагревании.

В домашних условиях огонь – это источник тепла,
а в природе что является источником
тепла?(солнце)

– А как солнце влияет на разрушения камня?

(Изменение температуры, неравномерное
нагревание- образование трещин.)

Проверим ваше предположение

Работа с учебником с.63 абзац 2

Что еще может разрушить камень, вы узнаете,
отгадав загадку

Я и тучка, и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода.) Слайд 11

– Может ли вода разрушить камень?

Как, каким образом?

Вспомните особое свойство воды. Что происходит
с водой при замерзании? (расширяется) Как это
может повлиять на разрушение гор? (Таяние снега
в горах под влиянием солнца или дождь приводят к
тому, что вода попадает в трещинки и при
замерзании ещё больше разрушает камень.)

Проверим предположение, прочитаем в учебнике

Слайд 12,13,14

Прочитайте выражение на слайде (Капля камень
точит)

Встречались ли вы с таким выражением в жизни.
Что обозначает это выражение? (обратить внимание
на форму камней, какие на ощупь)

Вы знаете, что вода есть не только на
поверхности земли, но и под землёй.

Давайте посмотрим разрушает ли она камень под
землей на примере Ботовской пещеры, которая
находится в нашем районе недалеко от деревни
Коношаново (рассказ о пещере, показ образца
сталактита
)

Читайте также:  Какие витамины содержат полезные свойства

Слайд 15 Динамическая пауза

Слайд 16

Рассмотрите фото на слайде. Как вы думаете
какая сила разрушила эти камни? (если не
ответят загадать загадку)

Неизвестно, где живёт,
Налетит – деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (Ветер.)

(ветер )

Как ветер влияет на разрушение камней?

Докажем свое предположение словами из текста?
(абзац 3,4)

(Он выдувает песок из трещин, приносит в трещину
пыль, землю, семена растений.)

Слайд 17, 18

Смотрим отрывок из мульфильма “Кто самый
сильный” и узнаем об ещё одной силе разрушения
камней.

Как же влияют растения на процесс разрушения
камней?

(Корни растения раздвигают камень. Из истории:
Раньше люди, чтобы разбить камень, вбивали в
трещины деревянные клинья, поливали их водой.
Набухшее дерево имеет сильное раздвигающее
действие. А если наше растение польёт дождик? Его
корни ещё сильнее будут раздвигать камень.)

Слайд 19

Перечислим все факторы, влияющие на разрушение
камней

На какие две группы их можно разделить?

– Какой объект живой природы может влиять на
разрушение ?(животные)

Ккак?

(Они выцарапывают песок, роют норы, скачут по
скалам, отламывая расколовшиеся куски, т. д.)

– Итак, кусок откололся, он падает со скалы,
какие последствия могут быть?

(По пути задевает другие камни. Если они были
с большими трещинами, они тоже откалываются и
вместе падают вниз.)

Вернемся к нашим предположениям.

Все ли наши предложения оказались правильными?

7. Работа в тестовых тетрадях с.18-19
(Взаимопроверка)

8. Итог урока.

– Какие выводы мы с вами сегодня сделали, исходя
из опыта и рассуждений?

1. Твёрдые тела при нагревании расширяются, при
охлаждении сжимаются.

2. Камни в природе разрушаются. Это закон
природы.

(Слайд 21)

Под влиянием человека. В природе без
вмешательства человека под воздействием
температуры, воды, ветра, растений, животных.

– Человек может разрушить камень за считанные
минуты. А как этот процесс идёт в природе?

(Очень медленно, сотни и тысячи лет.)

– Могут ли люди остановить процесс разрушения
камней? (НЕТ – это закон природы.)

9. Домашнее задание: (слайд 22)

1. Найдите в дополнительных источниках, какие
еще причины разрушения камней есть в природе.

2. Найти литературные произведения пословицы,
сказки, загадки, где упоминается о камнях, горах,
скалах.

Источник