Какие пословицы раскрывают свойства камней 3 класс
Бесплодные деревья никто не обдирает; камнями швыряют лишь в те деревья, что увенчаны золотыми плодами.
Богатый не золото глотает, бедный не камни гложет.
Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
В камень стрелять — только стрелы терять.
Вода камень точит.
Время и камень долбит.
Время и камни точит.
Деньги камень бьют.
Как из камня воды, так из него правды.
Камень лежа мохом обрастает.
Камень обрастает мхом, на одном месте лежа.
Камень с поля уберешь — лишний сноп пожнёшь.
Камней — хоть зашибись, воды — хоть залейся, дров — хоть зажгись, хлеба докупить, и можно жить.
Капля камень точит.
Катящийся камень мхом не обрастает.
Копейка и камень долбит.
Кровь не вода, а сердце не камень.
Кто бросил камень и отвернулся, тот пропащий человек.
Кто слушает старшего, о камень не споткнётся.
Кто смелее, тот камень перерубил.
Лучше врагу камни таскать, чем без дела тосковать.
Нашла коса на камень.
Не бросайте камни в стеклянном доме.
Один и камень не сдвинешь, а артелью гору поднимешь.
Одним камнем много горшков перебьёшь.
Он и с камня лыки дерет.
Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся — не успевает.
Под лежачий камень вода не течёт.
Поднимающий тяжелый камень не собирается бросить его в кого-нибудь.
Сердце матери к детям из воска, сердце детей к матери из камня..
Сердце не камень — тает.
Сердце — не камень.
Смелый из камня хлеб добудет.
Смелый камень разобьет, а трус голову разобьет.
Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бросаться камнями.
Тот, чей дом сделан из стекла, не бросает в людей камни.
Учение в детстве подобно гравировке на камне.
Учение в детстве, как резьба на камне.
Хочешь есть орехи — найди камень, чтобы их разбить.
Яйцу камня не разбить.
Источник
Цель: Сформировать представление о
разрушении горных пород под действием
температуры воздуха, воды, льда, ветра, растений,
животных.
Задачи:
- Углубить знания об изменении твёрдых тел под
воздействием различной температуры. - Сформировать знания о постепенном,
последовательном разрушении горных пород. - Развивать познавательный интерес к предмету,
внимание, наблюдательность; умение ставить
простейшие опыты, на их основании делать выводы; - Использовать методы формирования у детей
коммуникативной, проблемной, толерантной
компетенции. - Поддерживать стремление поиска верного ответа
без боязни ошибки
Оборудование: мультимедийное оборудование,
опорные слова; карточки с проблемными
вопросами для каждого ученика; для опытов:
спиртовка, спички, монета, доска с гвоздями,
молоток, кусочки гранита на каждую парту; картины
выветривания гор; энциклопедия для детей
(геология), образцы камней
Методы:
- Беседа с целью воспроизведения знаний о
свойствах воды, воздуха. - Опыты с целью выявления свойств твёрдых тел под
воздействием температуры, физического давления. - Коллективная поисковая работа по проблемным
вопросам. - Эвристическая беседа: коллективный поиск
ответа на проблему урока. - Работа с учебником, дополнительным материалом.
Ход урока
1. Настрой на урок. Слайд 1
– Ребята, сегодня у нас в классе много гостей.
Посмотрите на них, улыбнитесь им и друг другу,
глубоко вдохните, выдохните, отбросьте
напряжение и все страхи. Это гости, они пришли к
нам с добром. Давайте настроимся на рабочий лад,
на поиск правильных ответов. Я уверена, что у нас
всё получится. Сегодня на уроке: проведем с вами
исследование. Что это такое? (опыты,
обсуждения,эксперимент )
2. Актуализация знаний Слайд 2
– Вспомните, что происходит с газами при
нагревании и охлаждении?
(Ответы детей)
– А что происходит с водой при превращении её в
лёд?
(Ответы детей)
– Интересно, а что будет происходить с твердыми
телами при нагревании и охлаждении? (ответы
детей )
Давайте проверим опытным путем. С каким
предметом можно провести оп на примере монетки.
Монета – твердое тело? (да)
3. Демонстрация опыта
Посмотрите, у меня в руках монета, а вот ворота,
размер которых равен её диаметру.
(Показ: монета проходит между двумя гвоздиками,
вбитыми в дощечку.)
– теперь я нагреваю монету в пламени спиртовки…
и снова пробую пропустить её через ворота. Не
проходит!
– Как вы думаете, почему так происходит? (Твёрдые
тела при нагревании расширяются.)
– Но вот монета остыла и снова стала проходить
между гвоздями. Что произошло? (При охлаждении
твёрдые тела сжимаются.)
– Сделайте вывод.
Слайд 4
Вывод при нагревании расширяются, при
охлаждении сжимаются.
4. Актуализация знаний
Слайд 5
– Внимание на экран. Что изображено на слайде ?
(частицы )
– Поднимите карточку с тем номером, где
изображены частицы при охлаждении, при
нагревании.
Слайд 6
– К какой группе твердых тел относится монета ?
(искусственные или созданные человеком)
– А как называется вторая группа твердых
тел?(естественные )
– Назовите объекты, которые относятся к
искусственным телам?
– Объект какой группы остался на экране ?
5. Практическая работа с камнем. (Раздаю на
парты камни.)
– Вот камень. Он прочный и крепкий всегда.
Мы к твёрдым телам отнесём его? Да!
– Давайте попробуем его сломать руками.
– Как вы думаете, может ли человек разрушить
такой камень? Как? Чем? (молотком, в строительстве,
взрыв)
– А могут ли камни разрушаться без влияния
человека?
– Определите тему, над которой мы будем сегодня
работать
6. Коллективное обсуждение.
– Давайте сегодня и порассуждаем на эту тему и
попробуем найти ответ на вопрос: Могут ли
разрушаться камни? Слайд 7
– Как же разрушаются камни? Кто или что влияет на
разрушение камней
(Слайд 8)
Под влиянием человека. В природе без
вмешательства человека.
– Мы сегодня будем говорить о естественном
разрушении камней в природе.
Слайд 9
Скала стоит, крепка, прочна, не дрогнет ни за что
она.
Но это только, кажется, ребята, она ещё прочней
была когда-то.
Но с каждым годом, так уж получается, скала-то
эта всё же разрушается.
– Что в природе может разрушить камень? (предположения
детей) (записать на доске ) (вернуться к ним в
конце урока)
Слайд 10
Вспомним свойство твердых тел при нагревании.
В домашних условиях огонь – это источник тепла,
а в природе что является источником
тепла?(солнце)
– А как солнце влияет на разрушения камня?
(Изменение температуры, неравномерное
нагревание- образование трещин.)
Проверим ваше предположение
Работа с учебником с.63 абзац 2
Что еще может разрушить камень, вы узнаете,
отгадав загадку
Я и тучка, и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода.) Слайд 11
– Может ли вода разрушить камень?
– Как, каким образом?
Вспомните особое свойство воды. Что происходит
с водой при замерзании? (расширяется) Как это
может повлиять на разрушение гор? (Таяние снега
в горах под влиянием солнца или дождь приводят к
тому, что вода попадает в трещинки и при
замерзании ещё больше разрушает камень.)
Проверим предположение, прочитаем в учебнике
Слайд 12,13,14
Прочитайте выражение на слайде (Капля камень
точит)
Встречались ли вы с таким выражением в жизни.
Что обозначает это выражение? (обратить внимание
на форму камней, какие на ощупь)
Вы знаете, что вода есть не только на
поверхности земли, но и под землёй.
Давайте посмотрим разрушает ли она камень под
землей на примере Ботовской пещеры, которая
находится в нашем районе недалеко от деревни
Коношаново (рассказ о пещере, показ образца
сталактита)
Слайд 15 Динамическая пауза
Слайд 16
Рассмотрите фото на слайде. Как вы думаете
какая сила разрушила эти камни? (если не
ответят загадать загадку)
Неизвестно, где живёт,
Налетит – деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (Ветер.)
(ветер )
Как ветер влияет на разрушение камней?
Докажем свое предположение словами из текста?
(абзац 3,4)
(Он выдувает песок из трещин, приносит в трещину
пыль, землю, семена растений.)
Слайд 17, 18
Смотрим отрывок из мульфильма “Кто самый
сильный” и узнаем об ещё одной силе разрушения
камней.
– Как же влияют растения на процесс разрушения
камней?
(Корни растения раздвигают камень. Из истории:
Раньше люди, чтобы разбить камень, вбивали в
трещины деревянные клинья, поливали их водой.
Набухшее дерево имеет сильное раздвигающее
действие. А если наше растение польёт дождик? Его
корни ещё сильнее будут раздвигать камень.)
Слайд 19
Перечислим все факторы, влияющие на разрушение
камней
На какие две группы их можно разделить?
– Какой объект живой природы может влиять на
разрушение ?(животные)
Ккак?
(Они выцарапывают песок, роют норы, скачут по
скалам, отламывая расколовшиеся куски, т. д.)
– Итак, кусок откололся, он падает со скалы,
какие последствия могут быть?
(По пути задевает другие камни. Если они были
с большими трещинами, они тоже откалываются и
вместе падают вниз.)
Вернемся к нашим предположениям.
Все ли наши предложения оказались правильными?
7. Работа в тестовых тетрадях с.18-19
(Взаимопроверка)
8. Итог урока.
– Какие выводы мы с вами сегодня сделали, исходя
из опыта и рассуждений?
1. Твёрдые тела при нагревании расширяются, при
охлаждении сжимаются.
2. Камни в природе разрушаются. Это закон
природы.
(Слайд 21)
Под влиянием человека. В природе без
вмешательства человека под воздействием
температуры, воды, ветра, растений, животных.
– Человек может разрушить камень за считанные
минуты. А как этот процесс идёт в природе?
(Очень медленно, сотни и тысячи лет.)
– Могут ли люди остановить процесс разрушения
камней? (НЕТ – это закон природы.)
9. Домашнее задание: (слайд 22)
1. Найдите в дополнительных источниках, какие
еще причины разрушения камней есть в природе.
2. Найти литературные произведения пословицы,
сказки, загадки, где упоминается о камнях, горах,
скалах.
Источник