Какие признаки являются отличительными для свойств личности

Личность обладает неповторимым набором качеств, приобретенных в течение жизни. Эти свойства называют чертами характера. Они указывают на тип и структуру личности, обуславливают ее поведение и поступки. Черты характера изменяются под влиянием внешних условий, в т. ч. обучения и воспитания.

ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР

Характер – критерий оценки человека. В психологии данный термин представляет собой комплекс индивидуальных и относительно устойчивых психических качеств, которые оказывают влияние на все проявления и действия.

Характер еще называют поведенческим синдромом. Это система стойких, типичных для человека мотивов и способов поведения, сформированная под влиянием социальных условий. При этом под влиянием обстоятельств качества могут изменяться, иногда – на кардинально противоположные, если в сложившейся ситуации это будет оптимальным решением.

Характер – понятие, охватывающее социально важные и динамические особенности поведения человека. Первые позволяют ему эффективно адаптироваться в имеющейся социальной среде. Вторые обусловлены его природными качествами.

Еще один важный термин в психологии – склад характера (стабильные качества, сложившийся способ взаимодействия с действительностью).

Знание черт характера человека позволяет прогнозировать его поведение в различных ситуациях. Для оценки психологии индивида рассматривают те качества, которые отличают его от других и имеют целостную структуру.

Классификация черт характера

Существует 4,5 тыс. черт характера. Все они подразделяются на 2 класса – первичные и вторичные, каждый из которых состоит из нескольких групп. В каждую категорию могут входить как отрицательные, так и позитивные черты.

Первичные качества формируются на базе психических процессов и состояний, регулируют активность и поведение человека. Они связаны с его функциями и основываются на свойствах темперамента. К 1-му классу относятся следующие группы черт:

  • Познавательные (интеллектуальные) – характеризуют отношение индивида к познанию и творчеству. Это любознательность, наблюдательность, инициативность.
  • Эмоциональные – выражают уровень принятия или непринятия внешнего или внутреннего воздействия какого-либо объекта, другого человека или самого себя. В эту группу входят тревожность, апатичность, агрессивность, вспыльчивость, а также жизнерадостность, оптимистичность, добродушие, любвеобильность.
  • Волевые – характеризуют отношение индивида к сложностям, способность преодолевать препятствия и завершать начатое дело.Черты, обеспечивающие силу действия и преодоление препятствий – смелость, мужественность, решительность, целеустремленность. Волевые свойства, обуславливающие регулирование поведения: организованность, пунктуальность и дисциплинированность.
  • Коммуникативные – выражают способность к межличностному взаимодействию. Это коммуникабельность, открытость и внимательность, с одной стороны, и замкнутость, застенчивость, равнодушие – с другой.
  • Психомоторные – определяют особенности двигательной активности человека. Положительные качества из этой группы: энергичность, ловкость и сила. Отрицательные: неловкость, неуклюжесть, слабость и медлительность.

Вторичные характеристики имеют нравственно-смысловую нагрузку и отражают отношение индивида:

  • К другим людям. Это общительность, уважительность, тактичность, вежливость, чуткость, равнодушие, неуважение, черствость, грубость и надменность.
  • К себе. В этот список входят скромность, самокритичность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, эгоцентричность, хвастливость, гордость, наглость и тщеславие.
  • К деятельности. Это трудолюбие и даже трудоголизм, инициативность, усидчивость, усердность, настойчивость, исполнительность, добросовестность, ответственность и безответственность, суетливость, безалаберность и лень.
  • К природе. Это заботливость, ответственность, рачительность, доброта и осторожность.
  • К предметам как к результату деятельности. Это аккуратность и неаккуратность, бережливость и небрежность, щедрость и скупость.

Градация по Олпорту

Американский психолог Гордон Олпорт разделил типы характера на 3 диспозиции в зависимости от степени развитости отдельных черт характера:

  • Кардинальные качества, доминирующие на протяжении всей жизни человека и часто являющиеся его отличительными чертами. Они достаточно редки и проявляются в зрелом возрасте.
  • Центральные черты, формирующие основные личностные устои. Они достаточно устойчивы и определяют поведение и поступки индивида в различных ситуациях. Это общие характеристики, которые используют для описания человека: честный, воздержанный, умный, спокойный и др.
  • Вторичные свойства, связанные с отношением к чему-либо. Чаще всего они проявляются в ряде ситуаций: боязнь выступать перед аудиторией, нетерпеливость при длительном ожидании и др.

Структура характера

Структура характера – это закономерное взаимодействие и взаимозависимость отдельных его черт. Знание структурности позволяет прогнозировать поведение человека и наличие у него других взаимосвязанных качеств.

В результате закономерного взаимодействия образуется цельная структура.

По отношению к структурности свойства характера делят на 3 группы:

  • Определяющие поступки человека в выборе цели деятельности: рациональность, расчетливость и др., а также противоположные им качества.
  • Направленные на достижение поставленной цели: настойчивость, целеустремленность, последовательность. Кроме того, пассивность, непоследовательность и др.
  • Инструментальные, связанные со свойствами темперамента: интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-вспыльчивость, пластичность-ригидность, активность-пассивность и др.

В психологии принято выделять в структуре характера форму и содержание. Содержание включает качества, выражающие направленность (устойчивые потребности человека, установки, принципы, интересы, цели) и систему взаимоотношений индивидуума с окружающей действительностью.

На содержание оказывает влияние жизненный уклад, социальное окружение, воспитание, образование, обстоятельства. Форма характера – это способ выражения отношений, устойчивые эмоциональные и волевые особенности поведения и темперамента.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА

Виды темперамента формируются на основе 4 типов высшей нервной деятельности, 3 сильных (холерик – безудержный, сангвиник – живой, флегматик – спокойный) и 1 слабого (меланхолик):

  • Сангвиник. Для типа свойственны такие черты, как экстраверсия, активность, открытость, живость, дружелюбие, жизнерадостность, любознательность, коммуникабельность, эмоциональная стабильность, находчивость, высокая работоспособность при низкой утомляемости. Сангвиники не проявляют чувствительность по мелочам. Они оптимисты, хорошо адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, умеренно реагируют на раздражители, отлично усваивают информацию. Возможные недостатки: легкомыслие, переоценка своих возможностей, поверхностность.
  • Холерик. Типу свойственны экстраверсия, эмоциональная нестабильность, вспыльчивость, нетерпеливость, импульсивность, раздражительность, эмоциональность, высокая активность и реактивность, работоспособность, оптимистичность, энергичность, инициативность, харизматичность. Вероятные недостатки: грубость, агрессивность, несдержанность, неуравновешенность.
  • Флегматик. Характерные качества: интроверсия, эмоциональная стабильность, спокойствие, замедленная реактивность, высокая активность и работоспособность при низкой утомляемости, высокая степень контроля эмоций, действий и мыслей, самообладание, сдержанность, терпение, невозмутимость, педантичность, упорство, уравновешенность.Возможны вялость, лень, пассивность, безразличие, заторможенность.
  • Меланхолик. Для типа характерны интроверсия, высокая чувствительность и эмоциональная возбудимость, мягкость, отзывчивость, рассудительность, инертность, пассивность, сентиментальность, робость, обидчивость, ранимость, нерешительность, боязливость, замкнутость, неуверенность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, невнимательность, склонность к творчеству. Возможны депрессивность, подавленность, тревожность, мрачность, скрытность, пессимистичность, низкая стрессоустойчивость.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Негативные качества характера обусловлены ошибками воспитания, психологическими травмами, социальным окружением. Примеры качеств, имеющих отрицательное значение:

  • Агрессивность – стремление к конфликтам. Для ребенка эта черта является обязательной, поскольку он только учится защищать свои интересы. Агрессивный взрослый может провоцировать конфликт самостоятельно, используя оскорбления, клевету, крик или физическое воздействие.
  • Безразличие – сознательное или бессознательное отсутствие интереса к обозначенному предмету, человеку, событию, обязанностям. Причиной может быть как врожденная холодность, так и недостаток нравственности, что в свою очередь является проблемой воспитания.
  • Болтливость – болезненная потребность быть участником диалога, независимо от содержания и уместности беседы, степени увлеченности ее предметом остальными участниками. Целью в этом случае является не обмен информацией, а удовлетворение желания поговорить.
  • Глупость – отсутствие умения или желания делать логически верные выводы даже из самых простых житейских задач, неспособность к критическому анализу, признание ценными сомнительные источники информации.
  • Гордыня – убеждение в своем социальном, моральном и интеллектуальном превосходстве над окружающими, отрицание возможности наличия достоинств у других людей. Причиной могут стать промахи в воспитании, деградация индивидуума по причине болезни, незрелость характера и недостаток нравственности на фоне высокого социального статуса.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Положительные качества характера приносят пользу, материальные блага, удовольствие, радость и другие позитивные эмоции. Определение, какие черты являются положительными, а какие отрицательными, происходит в соответствие с законами морали и нравственности.

Кроме того, у каждого человека имеются свои внутренние ориентиры, позволяющие определить, какие свойства являются позитивными для него самого и способствуют его успеху и благополучию.

Примером положительных качеств можно назвать деликатность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать и сочувствовать, а также целеустремленность, работоспособность, активность.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА

Основные отличия характера от темперамента:

  • Темперамент влияет на динамику, манеру и стиль деятельности, характер – на ее содержание.
  • Содержание характера обусловлено двумя сторонами жизни человека: активностью (деятельностью) и пассивностью (бездеятельностью). Коррелируя в различных соотношениях, они стимулируют формирование различных качеств характера, совокупность которых может отличаться у лиц с одинаковым типом темперамента.
  • Условия, которые влияют на формирование характера (воспитание, окружение и др.) не воздействуют на темперамент.
  • Все типы темперамента являются вариантами нормы и не могут быть плохими или хорошими. Качества характера могут быть положительными или негативными (щедрость-скупость, уравновешенность-вспыльчивость).

Склад характера формируется на основе свойств темперамента, которые, в свою очередь, обусловлены типом нервной системы и закладываются при рождении. Качества характера могут формироваться в противовес темпераменту, корректируя его недостатки и проявления.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ НАША СТАТЬЯ: СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!)

Источник

Билет 1.

Личность интегрирует все содержимое психики человека.

Психические процессы дают содержание личности, обогащают ее, и т.д.

Личность человека – это основание, интегрирующее все психические процессы, свойства и состояния (Рубинштейн. Личностный подход).

Зависимость психических процессов и состояний от личности выражается в том, что:

а) они развиваются не самостоятельно, а подчинены общему развитию личности (личность меняет свои установки à меняется структура личности (психики)).

б) благодаря личности у человека эти процессы и состояния превращаются в сознательно регулируемые действия (пр: реакция «что такое» à наблюдение; непроизвольное запоминание (до 3 лет) àпроизвольное запоминание, и т.д.).

в) возможны индивидуальные различия между людьми по выраженности и качеству (качественному разнообразию).

Психические процессы и состояния в свою очередь обогащают психологические состояние личности и значимость каждого процесса невозможно переоценить.

Психические процессы à личностные свойства:

Восприятие à Чувствительность, восприимчивость.

Внимание à Внимательность, наблюдательность.

Мышление à Вдумчивость

Воображение à Креативные способности

Речь à Рассудительность

Эмоции à Эмоциональность

и т.д.

Отличия между психич. процессами и свойствами личности:

1. Свойства личности – более устойчивы (определенный устойчивый набор компонентов).

2. Свойства личности более индивидуальны.

3. Свойства личности являются более обобщенными, характеризуют сознание человека в целом.

Личность и психология личности – это основной курс в общей психологии. Это не просто завершающая тема, а, можно сказать, вся психология человека – это психология его личности.

Критерии личности:

1. Наличие сознания (пр: ребенок после 2 месяцев – личность: реакция на маму (улыбка, и т.д.)).

2. Социальная реакция (выпадают: люди с нарушением психики – нет самосознания).

3. Иерархия мотивов – способность человека делать осознанный выбор между «хочу» и «надо». Появляется примерно в 3–4 года (появляется самосознание – «Я»). «Я» становится активным. Когда «Я» становится активным, появляется способность выбирать. (Л.И. Божович).

Леонтьев-Гиппенрейтер. Эффект горькой конфеты.

Эксперимент: не вставая со стула достать игрушку (нувыполнимо). Экспериментатор уходил. Ребенок вставал и брал игрушку.

Экспериментатор возвращался, хвалил, давал конфету.

До 3 лет – ребенок брал конфету.

После 3 лет – не брал конфету. При повторном предложении конфеты à плакал (осознание, что не заслужил).

4. Сознательное регулирование (прилагает усилие над собой).

Основные признаки свойств личности:

1. Носят сознательный характер.

2. Обеспечивают творческий характер деятельности.

3. Характеризуют все сознание человека в целом, образуя целостность.

4. Достаточно постоянны и устойчивы, что позволяет человеку в разных условиях, в разных жизненных ситуациях проявлять свою сущность.

5. Однако это постоянство относительно, т.е. личность поддается изменению.

6. Эти свойства проявляются и формируются в социальных отношениях и социально значимой деятельности.

7. Эти свойства подлежат социально нравственному оцениванию.

8. Эти свойства индивидуально своеобразны, уникальны.

9. Однако эти свойства социально типичны (люди принадлежат к одному социальному слою, этносу, профессии; характеризуются некоторыми общими личностными чертами). Благодаря этому личность поддается изучению.

10. Личность проявляется не в любых обстоятельствах, а только в социально-типичных. Причем по отношению к разным сферам жизнедеятельности может проявлять совершенно противоположные характеристики (пр: друг – «+», враг – «–» – разные типичные ситуации, и т.п.).

Источник

Свойства личности – это такие свойства, когда…

1) субъект общественно-трудовой деятельности (активно воздействует на эту деятельность, активно ее изменять; воздействия имеют сознательный характер, воздействует на среду не индивидуально, а коллективно)

2) возникает отношение человека к чему-то объективному, находящемуся в не сознания (к деятельности, людям, вещам, себе)

3) отношения к окружающей действительности являются наиболее устойчивыми и постоянными, на длительном промежутке времени

4) характеризуют сознание человека в целом, а не отдельные стороны сознания

5) поступки проявляются только лишь в общественных отношениях

6) поступки, которые имеют социальную оценку (нравственность)

7) свойства личности – это такие свойства, которые являются социально-типичными (являются общими для представителей одной социальной группы)

8) свойства личности – это такие свойства, которые являются индивидуально-своеобразными

9) свойства личности – это такие свойства, которые имеют общественное значение, поэтому имеют социальную оценку

21. Структура личности: различные подходы к её трактовке в отечественной психологии.

Личность – высшее интегральное понятие, система отношений человека к окружающей действительности (В.Н. Мясищев).

К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

21. Структура личности: различные подходы к ее трактовке в отечественной психологии.

Структура личности – это то, из чего состоит личность (системы, подсистемы, уровни) и как взаимодействуют между собой эти элементы.

1) Платонов

I подструктура направленности личности. (Убеждения, мировоззрения, интересы, личностные мысли). Инструмент формирования – воспитание.

II подструктура опыта. (Умения, знания, навыки, опыт, привычки). Инструмент формирования – обучение.

III подструктура психических процессов. (мышление, воля, память, воображение, внимание). Инструмент формирования – тренировка.

IV подструктура биологических свойств. (Пол, возраст, нервные процессы, конституция, темперамент). Инструмент формирования – упражнение.

Социальное растет (стрелочка вверх), биологическое падает (стрелочка вниз)

По мнению Платонова, в эти подструктуры укладываются все черты личности.

I убежденность, заинтересованность

II начитанность, умелость

III решительность, сообразительность

IV истощаемость, возбудимость

4) Мясищев

Первый поставил вопрос о структуре личности. Он принципиально отказывается разделять личность на отдельные элементы, а рассматривает личность через отношения.

Отношения – это активная, целенаправленная связь личности с действительностью.

Отношения – это системообразующий элемент личности, т.е. личность – система отношений.

Рассматривает личность через категорию отношений. Отношение- самый главный элемент. Все что происходит с личностью проявляется через отношения. Структура: Система отношений индивида к окружающему миру и к самому себе. Психические качества индивида. Структура отношения: эмоциональное, оценочное, конативное.

5) Мерлин

Структуру личности не следует разделять на части, т.к. между различными подструктурами личности существуют многозначные связи.

Свойство личности: способность, характер, направленность.

Темперамент нельзя относить к структуре личности, надо относить к свойствам индивида, т.к. не зависит от отношений личности.

Свойство личности с точки зрения внутреннего условия успеха деятельности – способность, с другой стороны, если взглянуть с точки зрения уникальности – это характер, с точки зрения отношения человека к чему-либо – это есть направленность.

Структура не равна системе элементов. Свойство тел не относится к свойствам личности.Считает относить к свойствам индивида.Характер способности и направленность это не подсистемы личности а разные функции одних и тех же свойств личности.

22. Роль биологического и социального в личности. ?

Подходы:1) Биологизаторский

Ведущую роль развития личности играет биологический фактор, основные психические свойства заложены от природы.

Холл – «закон рекапитуляции». Индивидуальное развитие повторяет стадии развития человеческого общества.

Крейчмер – «конституциональная теория». Личность определяется телосложением.

Фрейд – « теории психоанализа». Поведение личности обусловлено бессознательным биологическим влечением.

2) Социологизаторский

Личность и ее развитие определяется социальными факторами.

«теория социализации». Человек становится личностью только благодаря социальному фактору.

Торндайк. Скиннер – «теория научения». Личность – результат накопления знаний, опыта, навыков.

Мид – «теория ролей»

Левин – «теория поля». Поведение человека определяется стремлениями, намерениями, целями.

3) Психогенетический

На первом плане развитие психических процессов.

Эриксон – «психодинамическая теория». Поведение объясняется эмоциями, влечениями.

Пиаже, Келли – «когнитивистские теории». Развитие личности определяется ее интеллектом.

Шпрангер, Бюлер, Маслоу – «персонологические теории». Развитие личности имеет свои собственные законы.

4) Современный

О соотношении различных факторов, влияющих на формирование личности (ее развитие и поведение, и саму личность)

Факторы: биологический, социальный, психический, активность личности.

Биологические предпосылки определяют, но не предопределяют развитие личности.

Признается высокая роль социального фактора.

Ведущим и определяющим фактором является активность.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 59 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.019 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник