Какие проблемы должен решать продукт
Эта статья о том, как определить и конкретизировать проблемы клиента, которые решает отдельный продукт.
Статья отвечает на вопросы:
- Что такое проблема клиента?
- Почему для команды разработки важно перед началом работы над продуктом четко формализовать проблемы клиента?
- Какие шаги нужно сделать, чтобы точно понять, какую из проблем решает конкретный продукт?
- Какие трудности возникают в процессе формализации проблем?
О том, как размытое понимание проблемы стало причиной остановки разработки продукта
Мой первый стартап начался с личной проблемы. В то время я начал работать руководителем проектов. Работы было много, и я мало успевал.
Чтобы стать более продуктивным я пробовал внедрить Getting Things Done. Затем в течение года перепробовал десяток других методик, сервисов и приложений. Ни одна из систем не приживалась.
Со временем у меня сформировалась собственная система повышения продуктивности. Эта система работала на бумаге и мне никак не удавалось перевести систему в цифровой вид. В итоге я и запустил собственный стартап, чтобы реализовать свою бумажную систему в виде цифрового продукта.
За пару месяцев я придумал HELP PEN и весной 2014 года предложил моему другу Александру реализовать идею. Александр первым делом спросил: «Какую проблему клиента будет решать продукт?». Я понимал, что хочу классный, удобный и простой список дел, но ничего внятного о проблеме сказать не смог.
Потом каждая встреча по проекту начиналась с обсуждения проблем нашего клиента. Александр хотел точнее понять, чем мы занимаемся, а я формулировал что-то вроде:
«Часто клиент не успевает сделать то, что запланировал на день»
Встречи и обсуждения продолжались больше года. Мы топтались на месте. Я не хотел разбираться, как правильно выделять проблемы клиентов, а Александр не хотел делать продукт, без понимания проблемы.
После сотни обсуждений, мы все-таки остановились на списке проблем. Список был компромиссный и не очень нам нравился. Но мы уже устали от бесконечных обсуждений и решили наконец начать разработку первой версии продукта.
Из за того, что мы плохо проработали проблему клиента стали возникать трудности с формированием виденья продукта. Мы спорили из за расстановки приоритетов разработки. То и дело мы возвращались к обсуждениям проблем. Было тяжело держать в голове цель разработки без точного понимания проблемы клиента.
В конечном итоге, размытая и непонятная проблема клиента HELP PEN стала причиной остановки разработки.
Оказалось, что ясное и четкое понимание проблемы клиента — это важная вещь для мотивации и сплочения команды. Начинать разработку без общего понимания проблемы — большая ошибка. Для меня стало важно не повторять эту ошибку в будущем и я решил разобраться, как правильно определять проблему, которую решает продукт.
О том, что такое «проблема» и какие проблемы возникают с проблемами
Лично я всегда думал, что проблема — это задача, которую непонятно как решить. Понятно, что должно получиться в результате, но неясно, как этого достичь.
А вот, что написано в толковых словарях:
Большая Советская Энциклопедия. Проблема (от греч. рroblema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.
Даль. Проблема — это задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье, на научное решенье или задача, для отысканья неизвестного по данному.
Ожегов. Проблема — это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
Ушаков. Проблема — теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача, подлежащая исследованию.
Если обобщить, получается, что:
Проблема — это сложная задача.
Получается, что проблема которую решает продукт — это одна из сложных задач клиента. Но не все так просто. Кроме проблемы у клиента может быть боль. Или у клиента может быть простое желание или потребность что-то купить.
Приведу несколько цитат из фейсбука:
Андрей Тян — трекер во ФРИИ пишет:
Продукты должны решать проблему! а не закрывать потребность или давать возможность.
На банке с витаминами написано, что они закрывают потребность дневной дозы витаминов, но ПРОБЛЕМУ человек видит только после того, как у него начинают выпадать волосы.
…и только после этого человек начинает искать решение Проблемы, решение потребности он не ищет
Алексей Крол — предприниматель, автор, лектор и кинопродюсер, как будто отвечает Андрею:
Есть такая мантра — найди боль клиента, страдание, реши проблему и будет у тебя крутой стартап.
Это полная лажа, которая придумана прыщавыми гиками-задротами, и это не соответствует реальности. Но «Я тебя полюбил, я тебя научу!» (с) Зеф (Киндза-дза).
Наслаждение и боль — это смысл нашей жизни. Эмоции это единственное, что отличает живое от всего остального. Мы развиваемся потому, что стремимся убежать от боли, или обрести наслаждение.
Эти цитаты довольно показательные. Каждый понимает под проблемой клиента что-то свое.
Для того, чтобы правильно определять проблему клиента, нужно разобраться в чем ее отличие от боли и желания. Кроме того, нужно ответить на вопрос, как отличить проблемы клиента от его потребностей. Без этого понимания описать проблему будет трудно. Путаница в понятиях рано или поздно даст о себе знать.
О том, как развиваются проблемы клиента и чем проблема отличается от боли
Пришло время обратиться к моей любимое книге о продажах — «СПИН Продажи». Ее автор, Нил Рекхем, пишет о нескольких стадиях развития потребности клиента:
- Сначала покупатель не подозревает о существующих у него потребностях.
- Затем начинается развитие скрытой потребности: обнаруживаются небольшие недостатки или легкая неудовлетворенность текущим положением.
- Потом происходит осознание реальной проблемы и серьезных трудностей. Недовольство нарастает.
- В конце концов, потребность становится явной необходимостью, желанием или намерением действовать.
Описанный процесс происходит в голове клиента до каких-либо действий. Клиент только осознает, что что-то надо делать, чтобы выбраться из текущего положения. Он готов тратить время, чтобы оказаться в более приемлемых условиях. Я уверен, что после осознания желания действовать процесс развития потребности не останавливается. Это легко проверить. Рассмотрим упрощенный сценарий покупки автомобиля:
После осознания своего желания получить машину клиент должен сделать кучу шагов. Сама покупка — это один из шагов на пути к успеху. Процесс выбора и покупки машины сложный и долгий. Но и в небольших сделках есть шаги помимо покупки. Давайте посмотрим, как клиент покупает шоколадку:
Даже такая простая сделка содержит несколько шагов и решений помимо самой покупки.
Чтобы приблизиться к пониманию отличия проблемы от боли и желания клиента, предлагаю шаг за шагом разобрать продажу от появления первого смутного желания что-то поменять до совершения конкретной покупки.
Чтобы не утонуть в деталях, возьмем условный пример — один парень решил купить себе машину. Моей жене нравится рисовать кроликов, и она помогла мне с иллюстрациями. Этого парня зовут Кролень.
Условия жизни вполне устраивали Кроленя, пока он не узнал, что на свете есть транспорт. Для Кроленя стало неожиданностью, что передвигаться можно быстрее и проще. Текущие условия перестали его устраивать. Не узнай он о транспорте — так бы и дожил до глубокой старости без беспокойства. Но все знакомые уже вовсю передвигаются на транспорте и Кроленю больно осознать себя отсталым.
Боль — клиент не может не замечать недостатков своих условий и готов их поменять при первой возможности.
Теперь у Кроленя проблема. Нужно узнать какой бывает транспорт, как он работает. Ему нужно понять что конкретно выбрать для себя: машину, троллейбус или самокат. Кролень хочет лучше представить будущие условия.
Друзья рассказали Кроленю про машины, автобусы и скейтборды. Кролень понял, что хочет машину.
Желание — представление более подходящих условий.
В мечтах Кролень видит себя за рулем тачки с открытым верхом. Ему кажется, что очень круто иметь возможность проехать через весь лес за полчаса с ветерком.
Чтобы попасть в новые условия, нужен план. У Кроленя нет опыта покупки автомобилей. Он снова советуется с друзьями. Друзья советуют Кроленю достать денег, найти автосалон и купить там машину.
Позже, в автосалоне продавец рассказывает Кроленю нечто новенькое. Оказывается, что машины бывают обычные и спортивные. Кролень привык к высокой скорости своих лап и уже видит себя в спортивном кабриолете. По ходу продвижения к цели Кролень все точнее и точнее осознает условия, в которые он хочет попасть.
Потребность — необходимость получения конкретного продукта для решения конкретной задачи.
Кролень почти прошел намеченный путь, но как часто бывает, в конце все пошло не по плану. Денег на кабриолет не хватило. Кроме того, оказалось, что машину нужно регулярно заправлять и обслуживать. Зато Кролень узнал, что в качестве транспорта можно использовать велосипед. Продавец объяснил ему, что это так же полезно для здоровья, как бегать на лапах. На велосипед денег хватило, и Кролень рад своим новым условиям.
От момента осознания желания до момента покупки Кролень столкнулся с тремя базовыми проблемами:
- Проблема выбора и конкретизации будущих условий — «Что выбрать для себя?»
- Проблема выбора плана попадания в новые условия — «Как мне получить желаемое?»
- Проблема совмещения желаемых и возможных условий — «Как найти компромиссное решение?»
Кроме того, Кролень испытал боль от того, что не вовремя влился в тренд с транспортом и желание получить транспорт, чтобы быстрее передвигаться по лесу.
О том, как выделять проблемы, которые решает продукт
По итогу разбора примера я выделил пять шагов, которые нужно сделать для определения, проблемы которую на самом деле решает продукт.
Шаги снабжены примером, на основе продукта HELP PEN, о котором я говорил в начале.
1 | Описать текущие условия клиента Перегруженный срочными делами менеджер не знает, за что хвататься и живет в круглосуточном стрессе |
2 | Определить, в какие условия клиент хочет попасть Менеджер хочет получить важные результаты и снизить уровень стресса |
3 | Cоставить план шагов к новым условиям Чтобы добиться своего, менеджер должен:
|
4 | Найти место своего продукта в цепочке шагов к новым условиям: какие задачи клиента продукт решит Менеджеру нужен продукт, который реализует его собственную систему ведения дел |
5 | Выбрать какие еще задачи клиента на пути к результату можно решить. За решение этих задач клиент заплатит лояльностью. Еще менеджеру будет полезно узнать какие методики ведения дел вообще бывают. Он готов подписаться на рассылку про продуктивность |
Проблема (или задача), которую решает HELP PEN — это повышение продуктивности клиента. А вот проблему, которую решает Велосипед для Кроленя вы теперь можете определить самостоятельно.
Краткое резюме, для тех кто торопится
Процесс удовлетворения потребности клиента всегда содержит несколько шагов:
- Покупая что-то, клиент стремится из неудовлетворительных текущих условий в более приемлемые новые условия.
- Покупка продукта — это только один из шагов на пути клиента из текущих условий в желаемые. Есть и другие задачи.
- На пути к желаемым условиями у клиента всегда есть три базовые проблемы, связанные с покупкой: конкретизация желаемых условий в начале, выбор пути к новым условиям, совмещение желаний и возможности реализации в конце.
- Чтобы понять какую проблему решает продукт, нужно найти его место на пути клиента к новым условиям.
* * *
Это была первая итерация по систематизированию способа описания проблем клиента. Спасибо, что прочитали до конца. В следующих статьях я буду развивать мысль и разбирать конкретные примеры.
Если вам показалось, что я неправ, и это так не работает — напишите в комментариях свои мысли. Буду рад критике и дополнениям.
Источник
Customer development стал одним из ключевых принципов движения «Бережливый стартап» (Lean Startup), принципы которого сформулировал ученик Стива Бланка Эрик Рис, а затем в книге «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели».
Product Manager формирует видение (Vision) как должен выглядеть продукт сейчас и через несколько лет, и транслирует это команде.
Ключевые компетенции: бизнес-аналитика, стратегическое мышление, user research, планирование на уровне продукта.
Создание продукта или услуги — это ключевой этап любого бизнеса. В особенности этот этап важен для бизнеса, связанного с производством высокотехнологичных товаров.
Изучив данную тему, вы сможете понять основные принципы процесса разработки высокотехнологичных продуктов или услуг, спланировать процесс разработки продукта в вашем проекте с использованием современных понятий и инструментов, а также изучить основные методы разработки вашего продукта, который вы собираетесь выводить на рынок в рамках группового проекта.
Какая главная причина провала продукта?
- Он никому не нужен
- Не нашли product-market fit (Продукт удовлетворяющий потребности конкретного рынка)
- Люди не понимают; слишком сложный продукт
- Дорого
- Плохо
Product development — продуктоориентированный подход (Product-oriented approach).
«Сделай классный продукт, а покупатель найдется».
История модели разработки продукта восходит к давним временам. Эта модель используется с начала 1900-х годов. Это было идеально для использования в обрабатывающей промышленности. К 1950-м годам те, кто создавал потребительские товары, начали использовать модель.
Модель Product development (разработки продукта) полезна только для определенных групп предприятий. Эти предприятия понимают свой рынок, своих клиентов и свою конкуренцию.
Модель разработки продукта
- На первом этапе используется видение, создаются идеи, на которых основывается продукт.
- Второй этап включает в себя развитие базового понимания, какие клиенты могут быть заинтересованы в продукте.
- Третий этап включает определение того, будет ли кто-либо готов распространять продукт так, чтобы он доходил до покупателя.
Приведу пример на автомобиле Lamborghini. Когда компания решила создавать автомобиль, она не делала анализов рынка, и не собиралась делать упор именно на удобства своих будущих клиентов. У них была идея сделать самый быстрый и красивый автомобиль. Не важно, что там будет неудобно, что по обычным дорогам с высокой скоростью не погонять. Они сделали продукт, и покупатели нашли их. То есть, они не шли от проблем клиентов. Идея делать спорткары, по одной из версий, родилась, когда Феруччо Ламборгини пришёл со своими идеями в Феррари (до этого он делал тракторы), а над ним посмеялись и послали дальше делать тракторы. А Феруччо сделал крутого конкурента.
Так работает продуктоориентированный подход. Вы делаете ставку на сам продукт, а не на потребности пользователей. Product-oriented approach – это дорогостоящий подход, который имеет большие шансы на существенные финансовые потери, в случае провала. В таком варианте ты показываешь уже готовый продукт, а не какую-то тестовую версию. Продать такой продукт проще, потому что он законченный, но потратить денег на производство тоже нужно на порядок больше.
Customer development
Сustdev — это в общем смысле клиентоориентированный подход.
Термин ввел в 1990-х годах американский серийный предприниматель Стив Бланк в своей книге «Четыре шага к озарению: Стратегии создания успешных стартапов». Согласно концепции customer development продукт обязательно должен решать проблему клиента. Сначала выявляется проблема, потом разрабатывается продукт, а не наоборот.
Манифест Customer Development:
- Внутри вашего здания нет фактов, поэтому выходите на улицу;
- Объедините Customer Development с Agile разработкой;
- Отказ является неотъемлемой частью поиска;
- Делайте непрерывные итерации и меняйте концепции (pivot);
- Ни один бизнес-план не выдерживает первого контакта с клиентами, поэтому используйте Business Model Canvas;
- Планируйте эксперименты и тестируйте, чтобы подтвердить свои гипотезы;
- Очень важно, чтобы вы анализировали правильные типы рынка;
- Существующие компании основаны на балансе и счете упущенной выгоды;
- Быстрое принятие решений, время цикла, скорость и темп;
- Все дело в страсти;
- Названия стартапов сильно отличаются от крупных компаний;
- Сохраняйте все деньги до тех пор, пока они не понадобятся. Тогда потратьте;
- Общайтесь и делитесь знаниями;
- Успех развития клиента начинается с вступительного взноса.
Почему же мы не делаем CustDev?
Комфортнее находиться в состоянии «я всё придумал!» и страшно разочаровываться в своём детище. Играешь в микробога, есть классная команда, и вы делаете нечто крутое. Разбить эту идилилиюстрашно. С этим может помочь только осознанность: выкинуть себя из зоны комфорта и поговорить со своими клиентами.
Банально страшно! К тому же не умеем и не привыкли. Или умеем, но не понимаем важности.
Customer Development Methodology Template
Опрос клиентов для изучения проблем и решений
Есть разница между «собеседованиями по проблемам» и «собеседованиями по решению» при взаимодействии с вашими клиентами. Интервью по проблеме – это термин, который Эш Маурья называет интервью, которое вы проводите, чтобы подтвердить, есть ли реальная проблема, с которой сталкивается наша целевая аудитория. Напротив, цель собеседования по решению заключается в том, чтобы выяснить, какие функции вам необходимо создать, чтобы решить проблемы клиента.
В проблемном интервью вы хотите узнать 3 вещи:
- Проблема – Какую проблему вы решаете? Например, какие расстройства испытывают ваши клиенты и почему? Как оцениваются их проблемы? Например, попросите своих клиентов создать топ-3 их проблем.
- Существующие альтернативы – Какие существуют альтернативы и как ваш клиент воспринимает вашу конкуренцию и их отличительные особенности? Как ваши клиенты решают свои проблемы сегодня?
- Сегменты клиентов – У кого есть эти проблемы и почему? Это жизнеспособный сегмент клиентов?
В интервью с решением вы хотите узнать 3 вещи:
- Первые пользователи – у кого есть эта проблема и почему? Как мы идентифицируем и взаимодействуем с ранними последователями?
- Решение – Как вы решите свои проблемы? Какие функции вам нужно создать как часть вашего решения, почему?
- Ценообразование / доход – Какая модель ценообразования для вашего продукта или услуги? Клиенты будут платить за это, почему?
Основная точка обучения: очень важно провести различие между интервью по проблеме и решению. Независимо от того, проводите ли вы одно или другое (или объединяете оба), заранее обдумывая природу и результаты своих собеседований, вы сможете задать правильные вопросы, выслушать и избежать распространенных «ловушек» интервью.
Качественные исследования, позволяют вам вытаскивать “боли” и превращать их в гипотезы. Вы общаетесь с пользователями, интересуетесь ситуациями, в которых они использую ваш продукт, спрашиваете о том, как они это делают и набираете идей.
Количественные исследования, это следующий шаг. Вы набрали идей, а теперь нужно понять скольким людям они важны. Вот эта доработка, связанная с поиском товаров в каталоге, скольким пользователям улучшит жизнь?
Сustdev + Agile
Customer Development Methodology + Agile
Например, мы провели несколько интервью с пользователями и вытащили, что многие упомянули функцию поиска в нашем каталоге одежды на сайте. Родилась гипотеза: “А правда ли пользователям нужен поиск?”.
Если мы просто проведем опрос на сайте и спросим “Нужен или нет поиск” с двумя вариантами ответов, то получим, что 50% сказали “Да”. Значит надо разрабатывать. Разработаем, выпустим поиск на всю аудиторию, снимем данные и увидим, что по факту пользуются поиском 2%. Вот тебе и потраченный ресурс.
Что делать? Можно запустить интерактивный прототип с поиском и максимально приближенным к реальности дизайном. Прогнать его на реальных пользователях, снять метрики и увидеть, сколько на самом деле людей будут им пользоваться.
Как проводить исследование
Для качественных исследований и поиска идей обычно используют:
- интервью
- опросы
- фокус группы
- анкеты
Вопросы все открытые (не подразумевают ответы да/нет):
- Что вам не нравится?
- Почему?
- Как вы это делаете?
- Зачем?
Задача: вытащить “боли” пользователя.
Для количественных исследований чаще всего используют:
- опросы
- тесты
- данные аналитики
Вопросы:
- Беспокоит ли вас это?
- Как часто вы сталкиваетесь с этим? (варианты ответов)
- Оцените по 10 бальной шкале на сколько это вас беспокоит?
Итоги
Проводить исследование мало того что полезно, так еще и очень интересно. Вы общаетесь с пользователями, накидываете идеи, создаете различные прототипы и смотрите, как реальные люди ими пользуются. Вносите корректировки и создаете то, что правда приносит пользу. Нет ничего круче, чем видеть, как твоим продуктом пользуются много людей и им он нравится. Проводите исследования, чтобы делать классные продукты и помните, много исследований не бывает!
Источник