Какие продукты должны присутствовать в питании ребенка

Дети в возрасте от четырех лет уже достаточно взрослые, чтобы их питание включало довольно широкий ряд продуктов. При этом им необходимо получать определенный набор питательных веществ, витаминов и микроэлементов каждые 24 часа. В этой статье мы рассмотрим продукты, которые обязательно должны появляться в ежедневном меню ребенка.
Под «обязательными продуктами» на столе ребенка не имеется в виду жесткий перечень блюд. Речь идет об основных группах, и внутри каждой из них найдется хотя бы 3-5 продукта, которые подойдут вашему ребенку и которые можно чередовать по дням.
- Первый «этаж» — справедливая основа — это хлеб, крупы и макаронные изделия. Именно они насыщают организм ребенка необходимой энергией, то есть ценными «медленными» углеводами, а также клетчаткой.
- Второй «этаж» объединяет овощи и фрукты — главный источник витаминов, минералов и пищевых волокон.
- Третий «этаж» включает в себя белковые продукты, то есть молоко, яйца, мясо и рыбу.
- На вершине пирамиды находятся жиры, растительные масла и сладости. По сравнению с остальными продуктами, их количество очень скромное.
Разумеется, продукты из одной категории не могут быть заменены на другие, например, за счет большего объема. Ведь в питании и детей, и взрослых главную роль играет не калорийность, а питательно-витаминный состав пищи, который разнится в каждой группе.
Если в ежедневном меню ребенка нет хотя бы 1-2 представителей от каждого «этажа» в достаточном количестве, рацион необходимо дополнять приемом витаминно-минерального комплекса. Недостаток всего одного микроэлемента может негативно повлиять на работу всего организма и вызвать упадок сил, повысив уязвимость перед простудными заболеваниями. Однако дозы витаминов в выбранном комплексе должны быть приближены к суточной потребности, чтобы именно дополнять питание, а не превышать витаминно-минеральную норму.
Злаки и крупы
Нижний и самый широкий этаж пирамиды представляют продукты с легкоусвояемыми углеводами. Цельнозерновые крупы, такие как гречка, пшенка, перловка, овсянка, белый и коричневый рис, могут и должны входить в каждую трапезу ребенка.
Если же от каши надо отдохнуть, с ее «функцией» справятся цельнозерновой хлеб, а также макаронные изделия, поскольку в них есть ценные углеводы, но почти нет жира. Эти продукты чаще всего должны встречаться в детском меню еще и из-за богатства клетчаткой. Для примера рассмотрим всем известную овсянку. В одной тарелке утренней каши содержится около 4 г клетчатки, то есть треть суточной нормы для 7-летнего ребенка!
Фрукты и овощи
Очевидно, что овощи и фрукты поставляют львиную долю витаминов и минералов. Объем овощей на детском столе должен доходить до 3-5 блюд в день, а фруктов — до 2-4. Конечно, и то и другое лучше всего употреблять в сыром виде, например в салатах. Однако овощи сохраняют большинство витаминов, если также готовить их на пару. Огромную пользу приносят свежевыжатые фруктовые соки, но для малышей их стоит разбавлять в соотношении 1:1, так как большинство соков получаются слишком концентрированными для нежного детского желудка.
Рассмотрим один из самых доступных овощей — морковь: всего 2 штуки покрывают 70% витамина A от рекомендуемой суточной дозы. А крошечный фруктовый киви практически полностью насыщает организм нормой витамина C и содержит 2 г клетчатки. Стоит отметить, что в зимне-осенний период овощи и фрукты с магазинных прилавков содержат гораздо меньшее количество витаминов, по сравнению с урожайными сезонами. Для профилактики гиповитаминоза в это время целесообразен прием детских поливитаминных комплексов.
Мясо и молочные продукты
Этот уровень пирамиды включает себя, по большей части, продукты животного происхождения. Они жирнее растительных, поэтому и их «удельный вес» в детском меню меньше. Тем не менее, назвать их менее важными нельзя, ведь молоко, мясо и рыба содержат необходимые растущему организму белки вместе с другими витаминами и минералами. Предпочтение нужно отдавать нежирным сортам мяса (индейка, кролик, курица, говядина) и подавать их на стол минимум 1-2 раза в день.
Количество молока и кисломолочных продуктов может доходить до 400-600 мл в сутки (при нормальной переносимости лактозы), но с учетом присутствия в кашах, супах и т. д. В них есть полноценный животный белок, кальций, жирорастворимые витамины и минеральные вещества. Так, из стакана «живого» домашнего йогурта ребенок получит 5 г белка и 35 % рекомендуемой дневной нормы кальция.
Жиры и растительные масла
Детский рацион не может считаться полноценным без некоторого количества жира. Многие витамины (А, D, Е и К) не усваиваются нашим организмом без некоторого количества жира. Часть насыщенных жиров ребенок получает из молочных и мясных продуктов. Однако сливочные и растительные масла в небольшом количестве тоже должны быть включены в меню. Их следует добавлять в супы, каши и салаты. В целом же, на потребляемые жиры должно приходиться около 10% калорийности ежедневного рациона.
Что касается сахара, если ребенок ест фрукты в положенном объеме и пьет фруктово-ягодные компоты, потребность организма в нем уже можно считать восполненной.
Источник
Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста, а также подробное изучение инструкции!
Детский организм непрерывно растет и развивается, и чтобы все биологические процессы протекали в нем правильно, важно обеспечить поступление достаточного количества питательных веществ вместе с пищей.
Рассмотрим универсальные принципы сбалансированного питания для детей, соблюдая которые, Вы сможете укрепить здоровье ребенка и удовлетворить потребности растущего организма.
Какие продукты стоит включить в детское меню?
Ежедневный рацион ребенка должен полностью удовлетворять его потребности в белках, углеводах и жирах, а также витаминах и микроэлементах. Именно поэтому меню должно быть разнообразным и четко спланированным:
- Белки – строительный материал для всего организма.
- Пищевые волокна – нормализуют работу пищеварительного тракта, помогают формировать каловые массы, сорбируют и выводят метаболиты.
- Жиры – обеспечивают правильное функционирование нервной системы.
- Витамины и минералы – укрепляют иммунитет, помогают предупредить различные болезни.
- Вода – помогает организму очиститься от токсинов, усвоить растворенные питательные вещества.
А теперь рассмотрим основные продукты, которые должны присутствовать в меню ребенка.
Крупы
Обязательно должны быть в ежедневном меню в виде каш, которые насыщают организм сложными углеводами, витаминами и минералами.
Можете предлагать ребенку кукурузную, рисовую, гречневую каши, а также блюда из овсянки и пшена.
Мясо
Это основной источник полноценного белка, а также витаминов. В рацион можно включить блюда из нежирных сортов продукта – индейки, кролика, курицы, говядины. Для максимального сохранения всех питательных веществ готовить блюда лучше на пару или запекать.
Оптимальный вариант – рубленое мясо в виде запеканок, котлет, тефтелей.
Рыба
Этот продукт должен обязательно присутствовать в рационе ребенка хотя бы 2 – 3 раза в неделю.
Он насытит организм аминокислотами, полиненасыщенными жирами, а также фосфором, железом, фтором. В меню лучше включать нежирные сорта рыбы, готовить на пару или запекать в духовке.
Овощи и фрукты
Это источники комплекса витаминов и минералов, а также клетчатки, пищевых волокон и пектина. Употреблять их следует частично в свежем виде, а также использовать для приготовления всевозможных запеканок, супов, компотов, салатов.
А чтобы получить максимум пользы, лучше использовать овощи и фрукты по сезону, причем выбирать те, которые произрастают в Вашем регионе (а лучше – на собственном огороде).
Цитрусовые следует давать детям в ограниченном количестве во избежание развития аллергических реакций.
Молоко и кисломолочные продукты
Продукты этой группы являются источником легкоусваиваемого кальция, аминокислот, витамина Д, молочного сахара, минералов.
Молоко, кефир, творог, ряженку, йогурт (лучше домашнего приготовления) необходимо ежедневно включать в рацион ребенка любого возраста. Употреблять их можно как в свежем виде, так и готовить молочные супы, запеканки, сырники.
Хлеб
Также является полезным продуктом, содержит множество витаминов и минералов, необходимых для полноценного функционирования детского организма.
НО! Педиатры рекомендуют знакомить детей с хлебом после года.
Детям до трех лет лучше предлагать бездрожжевой хлеб, поскольку дрожжевые изделия могут спровоцировать повышенное газообразование и расстройство стула.
После трех лет предложите ребенку пшеничный хлеб с отрубями, который является лидером по содержанию витаминов и минеральных веществ.
В идеале и детям, и взрослым следует употреблять хлеб, приготовленный самостоятельно.
Макароны
Это прекрасный источник сложных углеводов, обеспечивающих энергией. Кроме того, макаронные изделия содержат комплекс минералов, помогающих защитить организм ребенка от различных болезней и укрепить иммунитет. В рацион стоит включать только макароны из твердых сортов пшеницы.
Масло
Источник жирных кислот, витаминов А и Е. Для получения пользы достаточно заправить любой салат ложкой этого продукта.
В детское меню следует включать наиболее полезные виды масел – оливковое, льняное, подсолнечное.
Также в рационе ребенка должно присутствовать сливочное масло с жирностью 82,5%:
- До года: до 5 г в сутки.
- С года до трех: 6 – 10 г в сутки.
- После трех лет: 15 г в сутки.
Яйца
Не менее ценный, чем масло, источник белка и витаминов А, Е, Д.
Яйца насыщают организм ребенка лецитином, который необходим для полноценного функционирования нервной системы и правильного кроветворения. Изначально в рацион стоит включать перепелиные яйца, ближе к 3-летнему возрасту можно вводить куриные.
Двух – трех сваренных вкрутую или жареных яиц в неделю вполне достаточно для восполнения необходимых запасов.
Принимая во внимание обилие продуктов, рекомендованных к ежедневному употреблению, важно составить меню правильно. И поможет в этом пищевая пирамида.
Пищевая пирамида для ребенка
- Полезные углеводы (макароны, картофель, цельнозерновые злаки, каши) являются основой рациона ребенка, и составляют 40% от всего объема потребляемых в сутки продуктов.
- Далее идут овощи и фрукты, на которые приходится порядка 35% продуктов.
- Следующее “кольцо” пищевой пирамиды – белки, которых должно быть не менее 20% от детского дневного рациона. К белковой пище относят мясо, рыбу, молоко и кисломолочные продукты.
- Замыкают пищевую пирамиду полезные жиры и сладости – их в детском рационе должно присутствует не более 4% от суточного объема пищи.
Составление ежедневного меню подразумевает соблюдение правил сбалансированного питания, о которых пойдет речь далее.
Принципы ПП для детей
Родителям важно понимать, что правильное питание – это не диета, а грамотно составленное ежедневное меню, обеспечивающее поступление всего комплекса полезных веществ в организм ребенка.
При разработке рациона для ребенка на каждый день следует руководствоваться такими правилами:
1. Старайтесь, чтобы ребенок ел не менее 4 – 5 раз в сутки в одно и то же время, причем как в будние, так и в выходные дни.
2. Калорийность блюд, в зависимости от возраста ребенка, составляет 1300 – 1800 ккал в сутки:
- на завтрак приходится примерно 25% ккал,
- на обед – 35 – 40%,
- на ужин – 25%,
- на перекус и полдник – 10 – 15%.
3. Порции блюд должны быть небольшими, но при этом хорошо утолять голод: оптимально – 250 – 300 г основного блюда, 20 – 30 г хлеба и 200 мл напитка.
4. Следите, чтобы в организм ребенка ежедневно поступало сбалансированное и достаточное количество белков, углеводов и жиров.
5. Включайте в рацион максимально полезную и натуральную пищу, минимизируйте употребление продуктов с пищевыми добавками, консервантами, красителями.
6. Готовьте блюда на пару, отваривайте и запекайте, чтобы сохранить в ней максимум пользы.
И еще несколько полезных советов, которые помогут составить сбалансированное меню для Вашего ребенка:
- Старайтесь готовить свежую пищу перед каждым ее приемом. Так Вам удастся сохранить максимум питательных веществ в продуктах.
- Покупайте только свежие и качественные продукты. Обязательно обращайте внимание на сроки годности и состав, не кормите ребенка продуктами с добавлением красителей, пищевых добавок, консервантов.
- Соблюдайте все циклы технологической обработки продуктов, чтобы сохранить в них максимум витаминов и минералов.
- Если ребенок посещает дошкольное учреждение, интересуйтесь, что он ел на протяжении дня. Так Вы сможете дополнить его рацион недостающими веществами.
- Особое внимание стоит уделить составлению меню для детей, которые посещают спортивные секции. Из-за повышенных энергетических затрат количество углеводов и белков в их рационе следует увеличить.
- Не стоит полностью исключать из рациона ребенка сахар, даже если Вы сами от него отказались. Глюкоза для детского организма крайне важна, ведь на протяжении дня дети ведут себя очень активно. Из-за дефицита глюкозы у них может развиться гипогликемический синдром, проявляющийся липким потом, раздражительностью, обмороком. Однако помните, что сладкое можно и нужно употреблять в меру.
- Если ребенок ест мало, не спешите его кормить силой. Если при этом он имеет хорошее самочувствие и развивается в соответствии с возрастом, значит потребляемых с пищей веществ ему вполне достаточно.
Примерное детское меню
К 3 – 4 годам ребенок готов к переходу на взрослый рацион. В этот период перед родителями стоит важная задача: сформировать правильные пищевые привычки у ребенка, которыми он будет руководствоваться и во взрослой жизни.
Предлагаем ознакомиться со следующими принципами сбалансированного детского рациона:
- Завтрак. Он должен зарядить ребенка силами и энергией на весь день. Оптимальным решением станут полувязкие каши на молоке, дополненные хлебом с маслом и стаканом чая, какао или компота.
- Второй завтрак (перекус). Чтобы избежать чрезмерного голода перед обедом, на второй завтрак можно дать ребенку какой-то фрукт.
- Обед – основной прием пищи, состоящий из нескольких блюд. Прежде всего, на столе должно присутствовать первое блюдо – суп, а также мясо или рыба с гарниром. Дополнить обед следует салатом из свежих овощей и кусочком хлеба, а также стаканом компота из сухофруктов или чаем.
- Полдник – идеальное время для употребления молочных белков. Ребенку можно предложить молоко с булочкой или печеньем, творог или натуральный йогурт со свежими фруктами. Также можно приготовить творожную запеканку или сырники.
- Ужин. Его главное правило – легкость и сытость. Можно предложить картофельное пюре, крупяные каши с рыбой. Также подойдут блюда из творога, если они не подавались на полдник. Дополнить ужин следует кусочком хлеба и каким-либо напитком.
В некоторых случаях в детском меню может присутствовать еще и второй ужин. Он подразумевает употребление кисломолочных напитков или теплого молока практически перед тем, как кроха отправится спать.
Детское меню на 1 день
Завтрак:
- овсяная каша на молоке – 250 г;
- бутерброд с маслом и кусочком твердого сыра;
- фруктовый чай – 200 мл.
Перекус – банан.
Обед:
- овощной суп – 200 г;
- макароны отварные – 80 г;
- куриное суфле – 80 г;
- салат из свежей капусты – 70 г;
- хлеб черный – 20 г;
- компот из сухофруктов – 200 мл.
Полдник:
- творожная запеканка с изюмом – 100 г;
- какао – 200 мл.
Ужин:
- картофельное пюре – 120 г;
- запеченная рыба – 80 г;
- фруктовый морс – 200 мл.
По желанию ребенка перед сном можно предложить ему стакан молока или кисломолочного напитка.
Запрещенные продукты для детей
Существует масса продуктов, которые не должны присутствовать в детском рационе. Приведем основные из них:
- острые блюда и приправы, к примеру, до 5 – 6 лет не стоит давать ребенку горчицу, уксус, перец, хрен, так как они провоцируют раздражение слизистой оболочки органов пищеварения;
- кофе – в рационе детей может присутствовать лишь кофейный напиток на основе цикория;
- фаст-фуд в любом его проявлении;
- грибы – их следует исключить, как минимум, до 12 лет.
Не принесут пользы детскому здоровью:
- копчености;
- колбасные изделия;
- маринады и соления;
- шоколад;
- сдоба и кондитерские изделия.
Количество этих продуктов в рационе должно быть строго ограничено.
Заменить любые сладости в детском меню легко. На помощь придут сладкие фрукты, сухофрукты, всевозможные орехи.
Главное – в раннем возрасте привить ребенку понимание разницы между “полезными” и “вредными” десертами.
Вегетарианство: подходит ли оно детям?
Некоторые родители, не употребляющие в пищу мяса, стараются привить своему ребенку такую же пищевую привычку. При этом вегетарианцы утверждают, что белок – основной источник незаменимых аминокислот, можно получить и при употреблении бобовых.
Но это не так. Растительная пища не содержит незаменимых аминокислот, которые присутствуют исключительно в пище животного происхождения.
В детском рационе должно присутствовать не менее 50% белка именно животного происхождения. При недостаточном его поступлении в организм ребенка могут возникнуть такие проблемы:
- развитие железодефицитной анемии;
- замедление физического развития малыша;
- ослабление иммунитета;
- недостаточное усваивание кальция, что приводит к позднему рахиту, слабости костей и последующему искривлению ног под весом собственного тела;
- нарушение сократительной способности сердца из-за слабости миокарда.
Подобные изменения в период активного роста детского организма способны нанести непоправимый вред здоровью Вашего ребенка. Поэтому важно составить рацион правильно, включив в него мясо. Что же касается вегетарианства, то пусть ребенок сначала подрастет, а уж потом сделает свой самостоятельный осознанный выбор.
Кормим детей правильно
Источник
ÐеÑеоÑениÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¿ÑавилÑного ÑаÑиона и здоÑовой пиÑи Ð´Ð»Ñ Ñебенка — невозможно! Ðда — иÑÑоÑник ÑнеÑгии, Ð¾Ñ Ð½ÐµÐµÂ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¼Ð¼ÑниÑеÑ, здоÑовÑе и ÑазвиÑие Ñебенка. РгÑамоÑно ÑоÑÑавленное деÑÑкое Ð¼ÐµÐ½Ñ — залог ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð°! Ðаким должно бÑÑÑ Ð´ÐµÑÑкое пиÑание, как вÑбÑаÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñе пÑодÑкÑÑ Ð¸ накоÑмиÑÑ Ð½ÐµÑ Ð¾ÑÑÑ Ñ, ÑаÑÑÐºÐ°Ð¶ÐµÑ Ð²ÑаÑ-педиаÑÑ, мама Ð´Ð²Ð¾Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей, Ðнна Шевелева.
ÐеÑки пеÑвого года жизни ÑадÑÑÑ Ð¼Ð°Ð¼ и пап Ñ Ð¾ÑоÑим аппеÑиÑом, пÑÑ Ð»Ñми ÑеÑками и ÑкладоÑками на Ñеле. Ðо, подÑаÑÑаÑ, они вÑÑÑгиваÑÑÑÑ, ÑÑановÑÑÑÑ Ñ ÑденÑкими и подвижнÑми непоÑедами, коÑоÑÑÑ Ð±ÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÑжело накоÑмиÑÑ Ð¸ надолго ÑдеÑжаÑÑ Ð·Ð° ÑÑолом. Ðда ÑаÑÑо оÑÑаеÑÑÑ Ð½Ð° ÑаÑелке, заÑÑавлÑÑ ÑодиÑелей и бабÑÑек (оÑобенно â бабÑÑек!) пеÑеживаÑÑ, ÑÑо лÑбимое Ñадо не наедаеÑÑÑ.
ЧаÑÑо возникаÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑÑ: ÑÑо делаÑÑ, еÑли Ñебенок мало еÑÑ? Ðе вÑедно ли ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð·Ð´Ð¾ÑовÑÑ Ñебенка? Ðак заÑÑавиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ покÑÑаÑÑ? ÐавайÑе вмеÑÑе поиÑем оÑвеÑÑ Ð½Ð° ÑÑи вопÑоÑÑ.
Ðнна Шевелева
ÐÑакÑикÑÑÑий вÑаÑ-педиаÑÑ, мама 2 деÑей, авÑÐ¾Ñ Ð±Ð»Ð¾Ð³Ð°
ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñ Ñак важно накоÑмиÑÑ Ñебенка?
ÐÑпокон веков лÑди добÑвали пиÑÑ ÑÑжелÑм ÑÑÑдом; ее запаÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸Ñели Ð¾Ñ ÑдаÑи на Ð¾Ñ Ð¾Ñе, климаÑа и пеÑемен Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ñи ÑбоÑе ÑÑожаÑ, войн, болезней.  ÐÑживали Ñе, Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ бÑло доÑÑаÑоÑно едÑ. ÐолноÑа и ÑпиÑанноÑÑÑ ÑÑиÑалиÑÑ Ñинонимом здоÑовÑÑ. Ðо ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ бабÑÑки ÑбежденÑ, ÑÑо ÑолÑÑÑй Ñебенок â ÑÑо здоÑовÑй Ñебенок.
Ðднако вÑе менÑеÑÑÑ. ÐÑоблемой нÑнеÑÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð¹ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾ÑнÑÐ´Ñ Ð½Ðµ голод, а ожиÑение. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð´Ð¾Ð±ÑÑÑ Ð¿Ð¸ÑÑ, не нÑжно Ð¿Ð°Ñ Ð°ÑÑ Ð¸ ÑеÑÑÑ (Ð´Ð»Ñ ÑÑого еÑÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð±Ð°Ð¹Ð½Ñ), доÑÑаÑоÑно зайÑи в ÑовÑеменнÑй ÑÑпеÑмаÑкеÑ, полки коÑоÑого ломÑÑÑÑ Ð¾Ñ ÑазнообÑазнÑÑ Ð¿ÑодÑкÑов в кÑаÑоÑнÑÑ ÑÐ¿Ð°ÐºÐ¾Ð²ÐºÐ°Ñ .
РеалÑной пÑоблемой ÑвлÑеÑÑÑ Ñо, ÑÑо ÑовÑеменнÑе деÑи пеÑеедаÑÑ, полÑÑÐ°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе калоÑий, Ñем им ÑÑебÑеÑÑÑ. Так пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑомÑ, ÑÑо Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ¾ÑмиÑÑ Ñебенка пÑевÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа в пиÑе.
Так, малоежки и Ð½ÐµÑ Ð¾ÑÑÑ Ð¸ могÑÑ Ð¾ÑказÑваÑÑÑÑ Ð¾Ñ ÐµÐ´Ñ, оÑÑавлÑÑ Ð½Ð° ÑÑоле поÑÑи полнÑÑ ÑаÑелкÑ, но набиÑаÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñе калоÑии Ñоками и пеÑенÑками, коÑоÑÑе им даÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ñебенок поел Ñ Ð¾ÑÑ ÑÑо-ÑÑо.
Так же ÑаÑÑой пÑиÑиной Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ð³Ð¾ аппеÑиÑа Ñ Ñебенка ÑлÑÐ¶Ð¸Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¸Ñа. Так, в зимнем менÑ, ÑоÑÑоÑÑем из пелÑменей, ÐºÐ°Ñ Ð¸ макаÑон, ÑодеÑжиÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»Ð¾ виÑаминов, минеÑалов, клеÑÑаÑки, коÑоÑÑе Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ñенного пиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа.
ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð¸ÐµÑологи во вÑем миÑе изÑÑаÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñового пиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑоÑÑавлÑÑÑ ÑекомендаÑии Ð´Ð»Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ Ð¸ деÑей, в коÑоÑÑÑ ÑказÑваÑÑ, какие пÑодÑкÑÑ Ð¸ в каком колиÑеÑÑве Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ Ð² ежедневном ÑаÑионе, а Ñего ÑледÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÑÑ.
Ðакие пÑодÑкÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñ ÑебенкÑ
Режедневном ÑаÑионе Ñебенка Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ Ð¿ÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ ÑледÑÑÑие гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð¿ÑодÑкÑов:
- Хлеб, каÑÑоÑелÑ, ÑиÑ, макаÑонÑ, злаковÑе каÑи, бананÑ. ÐÑи пÑодÑкÑÑ ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑником ÑнеÑгии, пиÑевÑÑ Ð²Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ¾Ð½, виÑаминов, минеÑалов. Ðдин пÑодÑÐºÑ Ð¸Ð· ÑÑой гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ бÑÑÑ Ð¿ÑедÑÑавлен в Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²ÑÐµÑ Ð¾ÑновнÑÑ Ð¿Ñиемов едÑ. РпÑимеÑÑ, ÑоÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ каÑа на завÑÑак, каÑÑоÑÐµÐ»Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÐ¸Ñ Ð½Ð° обед, макаÑÐ¾Ð½Ñ Ð½Ð° Ñжин.
- ÐвоÑи и ÑÑÑкÑÑ (за иÑклÑÑением каÑÑоÑÐµÐ»Ñ Ð¸ дÑÑÐ³Ð¸Ñ , ÑодеÑжаÑÐ¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ кÑÐ°Ñ Ð¼Ð°Ð»Ð°) â Ñвежие, ÑÑÑенÑе, замоÑоженнÑе. ЯвлÑÑÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑником виÑаминов, минеÑалов, ÑаÑÑиÑелÑнÑÑ Ð²Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ¾Ð½. Ðни Ñакже Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿ÑиÑÑÑÑÑвоваÑÑ Ð² каждом оÑновном пÑиеме пиÑи. РекомендÑеÑÑÑ Ð´Ð°Ð²Ð°ÑÑ 5 ÑазнÑÑ Ð²ÐºÑÑов в денÑ, обÑем поÑÑии Ñавен ладоÑке Ñебенка.
- Ðолоко и киÑломолоÑнÑе пÑодÑкÑÑ (кеÑиÑ, йогÑÑÑ, ÑвоÑог и пÑоÑ.). ЯвлÑÑÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑником калÑÑиÑ, белка, виÑаминов, Ñинка. ÐоÑÑебноÑÑÑ Ð² молоке и молоÑнÑÑ Ð¿ÑодÑкÑÐ°Ñ â 500 мл в денÑ, Ð¸Ñ ÑекомендÑеÑÑÑ ÑазделÑÑÑ Ð½Ð° 2-3 пÑиема в ÑеÑение днÑ.
- ÐÑÑо, ÑÑба, ÑйÑа, бобовÑе, оÑÐµÑ Ð¸. ЯвлÑÑÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑником, белка, виÑаминов. ÐÑодÑкÑÑ ÑÑой гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð½Ñжно даваÑÑ 2 Ñаза в денÑ. ÐиÑнÑÑ Ð¼Ð¾ÑÑкÑÑ ÑÑÐ±Ñ â 2 Ñаза в неделÑ, она ÑвлÑеÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑником незаменимÑÑ Ð¾Ð¼ÐµÐ³Ð° 3 и омега 6 жиÑнÑÑ ÐºÐ¸ÑлоÑ.
- РаÑÑиÑелÑнÑе маÑла в неболÑÑом колиÑеÑÑве Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñовой диеÑÑ, Ð¸Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ иÑполÑзоваÑÑ Ð¿Ñи пÑигоÑовлении пиÑи, иÑклÑÑÐ°Ñ Ð¿Ñи ÑÑом вÑеднÑе жиÑÑ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ñного пÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ.
- Ðода и дÑÑгие напиÑки. ÐаилÑÑÑими напиÑками Ð´Ð»Ñ Ñебенка ÑвлÑÑÑÑÑ Ð²Ð¾Ð´Ð° и молоко. ÐÐ¾Ð´Ñ ÑекомендÑеÑÑÑ Ð´Ð°Ð²Ð°ÑÑ Ð² пеÑеÑÑÐ²Ð°Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐµÐ´Ð¾Ð¹, 6-8 Ñаз в денÑ. УпоÑÑебление дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñков, кÑоме водÑ, в пеÑеÑÑÐ²Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑнизиÑÑ Ð°Ð¿Ð¿ÐµÑÐ¸Ñ Ñебенка. Соки можно даваÑÑ Ð² неболÑÑом колиÑеÑÑве во вÑÐµÐ¼Ñ ÐµÐ´Ñ.
Ðакие пÑодÑкÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ пÑедлагаÑÑ Ð½Ð° пеÑекÑÑ ÑебенкÑ?
УдаÑнÑм ÑеÑением Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑекÑÑа могÑÑ ÑÑаÑÑ ÑÑÑкÑÑ, йогÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑвоÑог, молоком Ñ Ð·ÐµÑновÑм Ñ Ð»ÐµÐ±Ð¾Ð¼, ÑендвиÑи Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð¾Ð¹ наÑинкой — лиÑÑами ÑалаÑа, кÑÑоÑками ÑйÑа, мÑÑа или ÑÑÑа.
ÐиÑломолоÑнÑе пÑодÑкÑÑ â йогÑÑÑÑ, ÑвоÑожки, ÑвоÑожнÑе деÑеÑÑÑ â ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¸Ð·Ð»ÑбленнÑми деÑÑми пÑодÑкÑами Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑекÑÑов. Ðни ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑником белка, калÑÑиÑ, виÑаминов, Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¾ÑмалÑной ÑабоÑÑ ÐºÐ¸ÑеÑника. Также они могÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑно обогаÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð¸Ñамина и дÑÑгими полезнÑми компоненÑами: виÑаминами Ð, Ð, Ð3, незаменимÑми и не ÑинÑезиÑÑемÑми оÑганизмом жиÑнÑми киÑлоÑами Ðмега-3, коÑоÑÑе Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑÑкого головного мозга и зÑениÑ, влиÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑÑойÑивоÑÑÑ Ðº ÑÑÑеÑÑам и ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð¸ в ÑÑебе, инÑÐµÐ»Ð»ÐµÐºÑ Ñебенка. ÐÑобенно акÑÑалÑÐ½Ñ Ð´Ð¾Ð±Ð°Ð²ÐºÐ¸ Ðмега-3 Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑок, коÑоÑÑе не лÑбÑÑ ÐµÑÑÑ ÑÑбÑ.
ÐежелаÑелÑно покÑпаÑÑ Ð´ÐµÑÑм йогÑÑÑÑ Ð¸ деÑеÑÑÑ, коÑоÑÑе ÑодеÑÐ¶Ð°Ñ Ð²ÑевозможнÑе Ñ Ð¸Ð¼Ð¸ÑеÑкие добавки â подÑлаÑÑиÑели, кÑаÑиÑели, ÑÑилиÑели вкÑÑа. Так как ÑÑи ÑоваÑÑ Ð½Ðµ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ Ð´ÐµÑкам, а пÑедназнаÑÐµÐ½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ .
Ðакие пÑодÑкÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°ÑелÑно иÑклÑÑиÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ огÑаниÑиÑÑ
ÐÐµÐ»Ð°Ñ Ð»Ñбой Ñеной накоÑмиÑÑ Ñебенка, взÑоÑлÑе ÑаÑÑо даÑÑ Ð¿ÐµÑекÑÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¾ÑновнÑми пÑиемами пиÑи, не задÑмÑваÑÑÑ, ÑÑо они Ñак же ÑодеÑÐ¶Ð°Ñ ÐºÐ°Ð»Ð¾Ñии и могÑÑ Ð¿ÐµÑебиваÑÑ Ð°Ð¿Ð¿ÐµÑиÑ. ЧаÑÑо ÑÑо ÑÑановиÑÑÑ Ð¿ÑиÑиной, по коÑоÑой Ñебенок оÑказÑваеÑÑÑ ÐµÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½ÑÑ ÐµÐ´Ñ, пÑедлагаемÑÑ Ð½Ð° завÑÑак или обед, знаÑ, ÑÑо вÑкоÑе ÑÐ¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²Ð¾ÑполниÑÑ Ð´ÐµÑиÑÐ¸Ñ Ð¿ÐµÑенÑем или Ñем-Ñо дÑÑгим.
ÐгÑаниÑиÑÑ Ð² деÑÑком Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ñжно блÑда, коÑоÑÑе ÑодеÑÐ¶Ð°Ñ Ð¿ÑÑÑÑе калоÑии, и не имеÑÑ Ð² Ñвоем ÑоÑÑаве нÑжнÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑоÑÑа и ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа веÑеÑÑв â пиÑевÑÑ Ð²Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ¾Ð½, виÑаминов, минеÑалов. Рним оÑноÑÑÑÑÑ Ð²ÑевозможнÑе ÑладоÑÑи (моÑоженое, пеÑенÑе, конÑеÑÑ). Ðми можно баловаÑÑ Ñебенка, но делаÑÑ ÑÑо не каждÑй денÑ. Рни в коем ÑлÑÑае не заменÑÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸ оÑновнÑе пÑодÑкÑÑ, коÑоÑÑе Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ Ð² ежедневном ÑаÑионе.
Соки менее полезнÑ, Ñем ÑÑÑкÑÑ, Ñак как не ÑодеÑÐ¶Ð°Ñ ÐºÐ»ÐµÑÑаÑки. ÐÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ даваÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð² неболÑÑÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑÐ²Ð°Ñ . Ð Ñладкие газиÑованнÑе напиÑки вовÑе пÑоÑÐ¸Ð²Ð¾Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ñ Ð´ÐµÑкам.
ÐиÑайÑеÑÑ ÑазÑмно и бÑдÑÑе здоÑовÑ!
Ðнна Шевелева, педиаÑÑ.
Ðнение ÑедакÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ авÑоÑа ÑÑаÑÑи.
ÐÑполÑзование ÑоÑо: Ð.4 ÑÑ.21 ÐУ “Ðб авÑоÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ ÑмежнÑÑ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð°Ñ – “ÐоÑпÑоизведение Ñ ÑелÑÑ Ð¾ÑвеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑекÑÑÐ¸Ñ ÑобÑÑий ÑÑедÑÑвами ÑоÑогÑаÑии или кинемаÑогÑаÑии, пÑблиÑное ÑообÑение или ÑообÑение пÑоизведений, ÑвиденнÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑлÑÑаннÑÑ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑобÑÑий, в обÑеме, опÑавданном инÑоÑмаÑионной ÑелÑÑ.”
Источник