Какие продукты можно освещать

Какие продукты можно освещать thumbnail

На Пасху какие можно взять с собою в храм продукты, чтобы осветить в храмах, а какие нельзя? Что символизирует эта традиция, зачем освещают продукты?

Swetl­ana L
[40.6K]

6 лет назад

Естественно, в храм для освящения несут в первую очередь – это пасхальный кулич.

Если вы этот кулич купили в магазине,он пасхальной пищей не является, сейчас, конечно, для того, чтобы куличи раскупались, пишут, что они освящены, я в это не верю, поэтому говорю, что лучше самому приготовить кулич, а если он куплен, он должен быть освящён.

Также нужно освящать и крашеные яйца, их должно быть по количеству членов семьи, их тоже обязательно нужно взять в храм.

Все это очень желательно положить в плетеную корзинку, дно которой застелено полотенцем, для того, чтобы эти продукты прикрыть, во время освещения края полотенца приподнимают, для того чтобы святая вода проникла внутрь.

Если вы собрались идти в храм в первый раз, возьмите с собой что-нибудь ради пожертвования, это могут быть и продукты, и деньги, и вещи, в храме во время богослужения ходят люди, которые все это собирают.

В церковь для освящения не желательно приносить мясные продукты, алкоголь, для того, чтобы войти внутрь храма с этими продуктами, необходимо, чтобы священник их окропил святой водой перед храмом, и только потом, помолясь, вы можете зайти туда.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Как обычно, сколько людей, столько и мнений. Тем не менее, большинство источников информации просмотренных мной, ссылающиеся на тех или иных церковных иерархов, категорически заявляют, что на Пасху необходимо освящать исключительно куличи и яйца.

Почему именно эти продукты ? Кулич (в простонародье – пасха) является символом Божьего Царства и Воскресения, а покрашенное преимущественно в красный цвет яйцо, воплощает в себе радость и Возрождение рода человеческого.

Некоторые интернет ресурсы говорят ещё о том, что желательно положить в пасхальную корзинку хрен, олицетворяющий незыблемую веру, и немножечко соли и пшена – символы изобилия и плодородия.

А что же не стоит брать с собой на освящение ? Как верно сказано выше – спиртные напитки и мясные продукты (последние символизируют жертвенного агнца). Однако, в иных статьях пишется, что желательно взять с собой бутылку красного вина – воплощающего кровь Христову.

Одним словом, собирая пасхальную корзиночку, самое главное, бережно уложите, как можно больше куличей и крашенок, и с чистыми помыслами отправляйтесь на Всенощную.

Милол­ика Таира
[131K]

4 года назад

Я хожу освящать пасху творожную, куличи, крашеные яички в субботу, к 12 часам. На освещение кладут в корзинку фрукты, сладости, печенья, вафли, конфеты – по желанию. Сколько ходила, ни разу не видела ни колбасы, ни мясных продуктов, ни кореньев-интернет-ресурсы меня откровенно насмешили).

Ужевс­ёсказ­ано
[74.3K]

4 года назад

В этом году батюшка на Вербное объявил, что освящение будет проходить в субботу после двенадцать часов дня, раньше начинали проводить обряд освящения Пасхальных блюд с четверга.

Вот теперь представьте картину: куча народа несет с собой корзины с яйцами, Пасхой, куличами и, как здесь, написали – еще в придачу мясо, сало, хрен и колбасу! Меня улыбнуло :)) Где вы такое видели?

Раньше было больше дней для освящения, и, то, люди подходили к столу, ставили на него как можно кучнее, чтобы всем места хватило, исключительно по одному, максимум два кулича и с десяток яиц – это все, что было на столе.

Никакого мяса и хрена отродясь там не бывало. А сейчас, когда оставили один день, то столпотворение людей перед храмом обеспечено, и, даже не представляю себе, что люди пойдут с мясными деликатесами на освящение.

Достаточно будет освятить кулич, яйца и Пасху.

Мираб­илис
[40.8K]

4 года назад

Сегодня я ходила в храм освящать продукты перед Пасхой. Самые главные продукты для освящения- это кулич, крашеные яйца и творожная пасха. Еще я узнала, что можно освятить фрукты и сладости. Я освятила пару апельсинов и 2 банана.

Никто яйца перед освящением от скорлупы не чистит.

Но что народ несет на освящение! Я видела кладут возле корзинок мясо, грудинку, колбасу, вино, соль, какую-то воду в банках. И бутылки с водкой видела. Но может туда не водка налита?

Вообще мясо святить совсем не обязательно, эту еду чисто символически освящают для перехода от поста к обычной еде. И уж совсем нежелательно класть для освящения водку.

После освящения проходят служащие церкви с корзинками для подношений, и надо туда положить немного своей освященной еды. Я положила 2 яйца. В корзинке заметила шоколадку)

link-a
[27.1K]

6 лет назад

Пасха – светлый и радостный праздник. Его суть должна быть не в побуквенном соблюдении традиции, а в ощущении праздника. Традиционно приносят раскрашенные яички и куличи. Но сейчас все так стремятся соблюдать внешнюю сторону христианства, не вдаваясь в суть религии, что в церкви тащат что попала. Мы с детьми гуляли мимо церкви, они увидели толпу людей и тоже захотели посмотреть. С собой у нас были яички и конфетки. Освятили и то, и другое. Детям в радость было “святые” конфеты хрумкать. В то же время видела женщин, которые заходили в церковь прямо из соседнего универсама и подсовывали пакеты с продуктами на неделю. Не могу сказать, что это неправильно. Им это принесло радость, чувство выполненного “святого долга” – ну и бог с ними.

Элени­я
[433K]

6 лет назад

В основном, на Пасху можно брать в храм, чтобы освятить с собою, в первую очередь, куличи, крашенные яйца. Кроме этого сейчас берут с собою самые разнообразные блюда: кусочек сыра, даже иногда приносят сало. Самое главное, чтобы не брать с собою слишком много еды, а такое количество, чтобы сразу скушать эту еду, этой едою разговляются после поста. Не надо брать с собою слишком много еды, чтобы потом все скушать, кроме тех случаев, когда всей большой семьей соблюдали длительный пост. Также в храм можно приносить выпечку – булочки, пирожки с разной начинкой, пироги, все чтобы разговеться после длительного поста.

lenti­k
[8.2K]

6 лет назад

В основном в храм берут куличи, крашенные яйца, соль, хлеб, кто то берёт колбасу, сало. Некоторые берут мясо, вино, но эти продукты считаются необязательными. Не стоит приносить много продуктов. Возьмите один кулич, и несколько яиц, так как ими принято угощать родных и своих знакомых.

Стрым­брым
[320K]

6 лет назад

Как правило, для освящения в храм обязательно берут пасхальные яйца, кулич, отваренные колбасы, мясо, соль, хрен или горчицу, вино. Нельзя приносить водку и другие крепкие алкогольные напитки. Желательно все продукты сложить в корзину и накрыть полотенцем.

kitsu­ne Tenko
[73.4K]

4 года назад

Мы берём в церковь освящать в-первую очередь, это: крашеные яйца, куличик, можно и пасху из творога, красное вино. Можно ещё взять выпечку, пирог, ватрушку или булочки, печенье, конфеты. Некоторые ещё берут освящать разные мясные продукты вроде колбасы или сала, даже буженину, хотя это не обязательно и даже не рекомендуется. Не надо брать с собой на освящение огромную корзину с едой, достаточно немного, чтобы каждому члену семьи досталось по кусочку потом.

Знаете ответ?

Источник

Освященная снедь – что это? Для чего мы периодически устраиваем освящение яств и праздничные трапезы, в которых они играют кулинарнообразущую роль? Не возникают ли порой ассоциации с идоложертвенным?..

Предвижу позывы кого-то из читателей возмутиться таким «кощунственным» сравнением (уж не пахнет ли здесь иконоборчеством: те, вот, тоже с подозрений в идолопоклонстве начинали, а?).

Ну, во-первых, не лишне будет сказать, что иконоборчества и в самом деле могло бы и не случиться в истории Церкви, если бы не языческие вплетения в богослужебную жизнь, когда и краску с икон скребли в евхаристическую Чашу, и брали иконы в восприемники и т.п.

Вообще, ересь или раскол – это, как правило, неадекватная реакция на неадекватную же интерпретацию Священного Писания и Предания в повседневной церковной жизни: будь-то поклонение иконе вместо почитания посредством нее того, кто на ней изображен, будь-то еще какие-нибудь «местночтимые» извращения типа современных «чугунков», «земелек» и прочих атрибутов псевдоправославного фетишизма, будь-то распространение в церковной среде культа силы и богатства или ослабление в ней нравственных устоев и т.д. – это и многое другое вполне может спровоцировать впадение в противоположную крайность по принципу: мне в такой «Церкви» не место, потому что там Христа нет… А нет Его там потому, что Его не может быть там, где есть (тут можно начать вставлять хоть имена личные, хоть нарицательные, хоть наименования категорий лиц и сообществ – чье «облико морале» не соответствует нашему представлению о Церкви).

Так вот, хочу сразу сказать, что ни к чему подобному не призываю, и нисколько в эту сторону даже не «дрейфую».

Какие продукты можно освещатьА во-вторых, вовремя обнаружить языческую примесь и научиться ее отфильтровывать – самое что ни на есть православное дело. Язычество ведь не в конкретных культах состоит. Думаете идола Перуна св. князь Владимир пустил в свободное плавание по Днепру, так он и уплыл? «Выдибай, господарю наш боже, выдибай*!» – кричали ему язычники; это же крик души, а не помраченного сознания… Т.е., конечно же, крик души, помраченной языческим заблуждением, не спорю, но именно души, которой язычество мило. И сколько княжеские дружинники не отталкивали идолище поганое от берега своими копьями, оно все же зацепилось за корягу, в честь чего и назвали это место Выдубицами.

Читайте также:  От каких продуктов следует отказаться при беременности

Однако то же самое происходит и в наших душах. Вроде бы мы приняли Христа. Идола в своей душе сбросили, объявив ее престол посвященным Христу… да только никак мы Его туда не интронизируем, потому что не всей душой этого желаем. Есть в нас и княжеские воины, стремящиеся сплавить идола по течению, но есть и те, кто тоскует не столько по идолу, сколько по тому духу, по жизненному укладу, который идол собой символизировал и поддерживал.

И вот, в ком-то идол таки выплыл, и человек, отвергая чуждую ему христианскую веру, сознательно остается язычником (атеистом, агностиком, оккультистом, позитивистом, коммунистом, фашистом, демократом и пр. – какая разница, из чего делать культ, какого идола себе для поклонения вместо Бога выбрать и как его назвать?); для кого-то идол уплыл и тоски по нему нет, потому что человек всей душой принял Христа; а иной… внешне-то он идола по волнам отпустил и вдоль берега за ним не побежал (зачем нарываться на неприятности), и «по слову князя вошел в воды Днепра», то есть вступил в новое общество, признав его постулаты и культ, но не для того, чтобы «облечься во Христа», а чтобы безопасно внутренне оставаться прежним.

Что ему остается? Внешне признавая, исповедуя принятую веру, продолжать жить в прежнем духе, используя для отвода глаз новую атрибутику и новые поводы. А чтобы подмена не бросалась в глаза, надо постараться такой подход распространить как можно шире. Не секрет ведь, что распространенное воспринимается как норма. Некоторые люди, спекулируя на поверхностном (а то и вовсе не-) знании канонического права, заявляют, что обычай, просуществовавший свыше 30 лет, становится нормой Священного Предания, хотя на самом деле зачастую это не более, чем укоренившаяся порочная практика.

Обнаруживать такие «кривые дорожки», уводящие от «простоты во Христе», следует и в своей душе, и в окружающей нас жизни: мы же единая семья во Христе – нам и заботиться о том, чтобы порядок в доме поддерживался тот, который угоден Домовладыке. Это касается в первую очередь пастырей, но и мирян тоже. Мы ведь во Христе все друг другу – братья и сестры. Просто некоторые из нас поставлены «во образ» Отца. Но с остальных тоже никто ответственность не снимал за происходящее в доме, за нравы в нем, за соблюдение традиций, заложенных нашим Родоначальником, по Завету Которого мы, вроде как, пытаемся жить.

Поэтому такая культурная область как трапеза не может быть обойдена вниманием, если нам дорого сохранение в Церкви Божией единства во Христе, а не абы какого, лишь бы инфраструктура цвела.

Какие продукты можно освещать

«Освящение куличей». Андрей Лысенко

Объявив трапезу областью культуры, вспомним для начала, что «культ» и «культура» – слова однокоренные. Культура вырастает из культа, но она, в свою очередь, если можно так сказать, в форме обратной связи формирует культ. Это значит, что христианские обряды как культурная форма, произошедшая из христианского почитания Бога, как бы возвращается к своему источнику, внося в понимание этого почитания новые нюансы. Что это за нюансы, за счет чего они образовались? Являются они следствием развития христианской мысли в определенных культурных и исторических условиях, или они – дань «миру сему» и не что иное, как заимствование чего-то чуждого по духу?

Если мы внимательно всмотримся и критично отфильтруем все инородное, формирование культурной традиции продолжится в богоугодном русле, а если пустим дело на самотек, то сами не заметим, как сформируется порочный круг обычаев, представлений, стереотипов, которые уже не удастся бесконфликтно преодолеть, но если этого не делать, религия Благой вести во многих умах и сердцах выродится в паразитирующее на ней язычество.

Итак, что же нам делать с трапезой-то? «Взять и отменить»?!.. Отнюдь.
Во-первых, необходимо позаботиться, чтобы ритуальные яства не превратились в некий суррогат Трапезы божественной. Вдумаемся: что происходит в Великую субботу день-деньской? Народ несет в храмы и выносит еду. Вносит и выносит, вносит… выносит. А взмыленный батюшка все это освящает, освящает, а народ вносит-выносит, и народу-то, народу!!!.. И все радуются. И правильно радуются: Пасха! Наконец-то человек в храм пришел, чай не басурманин какой! Даст Бог через год снова придет, а сейчас отпразднует Пасху, чокнувшись яичком, отведав кулича да вкусив пасхи…

Кошмар.

И ужас.

Какие продукты можно освещатьНет, конечно, кошмар и ужас не в том, что люди сядут и радостно встретят праздник, увлеченно познавая «как прекрасен этот мир». Это-то на здоровье (в самом деле, дай Бог, чтобы наши кулинарные достижения не слишком вступали в противоречие с объективными законами физиологии, потому как все равно последнее слово за ней, родимой).

Читайте также:  Незаменимые аминокислоты и в каких продуктах их больше всего

Кошмар, ужас и мрак состоит в том, что большинство людей пасхальным застольем заменяют, или, лучше сказать, подменяют Трапезу Господню: Божественную Литургию…

Ну, допустим, кто-то из них еще придет на крестный ход: прийти к началу, посмотреть или даже пройтись вместе со всеми – для многих это святое дело, после чего можно и по домам – праздновать! А остальные?..

Понятно, что все познается в сравнении, что у пришедшего в этот день освятить яства, может остаться что-то такое на сердце, что побудит его прийти снова уже в другое время. На службу ли, просто в промежутке – это уж как сложится. Хорошо, если так.

Но речь не о тех, кто рад бы прийти и «отстоять» пасхальную заутреню хотя бы. Когда человек хочет, но то ли по немощи, то ли из-за обстоятельств не может – это грустно, но все же не страшно. А вот, когда ему, чтобы считать, что праздник удался, не просто хватает ритуальных яств, но ему этого ПРИНЦИПИАЛЬНО хватает, и «нечего меня парить!..» – вот это по-настоящему страшно. Потому что под пасхальной вывеской происходит ритуальная трапеза, ничего общего с ней не имеющая, сколько бы ни раздавалось пасхальных приветствий при обильных возлияниях (которые, кстати, многими начинаются еще в Великую Субботу днем).

Какие продукты можно освещать

Тайная вечеря. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г. И. Семирадский. 1876 г.

Где ритуал – там и культ. Праздник Христов, праздник Его Воскресения, открывающего дорогу нашему воскресению из мертвых, начинается на паперти, когда возглашается перед входом в храм возглас утрени и поется пасхальный тропарь, но только начинается, а продолжается-то он чудесной Пасхальной заутренней и достигает своего пика на Литургии во всеобщем причащении (опустим, как бы помягче выразиться, порочную практику непричащения мирян в пасхальную ночь под надуманным предлогом, что «благодать и так изобилует»). Это Трапеза Христова: Он Себя дает нам в снедь; Он – «Хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6; 58), дает Себя нам в пищу, чтобы мы тем самым Его смерть возвещали, Его воскресение исповедовали**. После этого уместно и разговеться. Тогда застолье будет как бы продолжением трапезы любви, начатой за богослужением. Но без всего этого…

Без этого мы имеем какой-то параллельный культ, паразитирующий на пасхальной теме. Причем о культе можно говорить без натяжки: где ритуал, там и культ, но если это не Христов культ, то чей тогда?!

Разумеется, я не берусь утверждать, что это трапеза бесовская (хотя иной раз…), но, что при этом происходит какое-то уклонение в сторону от Христа – несомненно. «Их бог – чрево» (Флп. 3; 19)

Какие продукты можно освещать

Для многих людей любой праздник – просто повод получить удовольствие. Кто и к Празднику праздников так относится, тот служит идолу наслаждения под видом поклонения Христу, да, впрочем, и вида зачастую не делает, просто пользуется христианскими ритуальными атрибутами за неимением других.

Ну, а во-вторых?

А во-вторых, избегая вышеописанного мрака и верно расставляя приоритеты, следует проявить осторожность в том, чтобы не превращать освященные пасхальные яства в подобие кошерной пищи. Безусловно, хорошо, что к освященным снедям отношение несколько иное. Несомненно, большое воспитательное значение имеет традиция не выбрасывать кожуру пасхальных яиц, а сжигать, но… когда из этого делают культ, когда тем же пасхальным яйцам приписывают особые благодатные свойства: типа, пожар потухнет, если бросить в огонь пасхальное яйцо (пример из этнографической копилки автора) – это опять же начинает попахивать язычеством.

Какие продукты можно освещатьДостойно внимания, что в Цветной Триоди, непосредственно после молитв на освящение пасхальных яств, дается пояснение, что это всё не какая-нибудь святыня, «несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение» (курсив мой – И.П.), а освящение – это благословение, по прошествии поста, вкушать их. То есть освящение яств – это не выделение конкретных куличей и пасок, яиц да колбас*** и прочих «брашен» в какую-то сакральную снедь, а благословение на всю вообще скоромную пищу, которая через эти «начатки» освящается, т.е. на разговение. Христианин призывается к ее вкушению, дабы вместе с обильно подаваемыми Богом дарами наполняться Его благостью (см. молитву на освящение сыра и яиц): вместе с принятием тленной пищи мы, проникаясь благодарностью к ее Подателю, приобщаемся Его благости нетленной.

Сноски:

* «Выплыви, выйди на берег».

** Из молитвы на Литургии свт. Василия Великого.

*** Кстати, если сыр и яйца положено освящать в притворе храма, то мясное даже в притвор не положено вносить, но освящается оно во дворе священника.

Читайте также:

Спасы: медовый, яблочный, ореховый…

Красная горка: соблазн язычеством или добрая встреча весны?

Источник