Какие продукты производятся в рамках картельного соглашения

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Представьте ситуацию: госзаказчик размещает аукцион на поставку товаров и устанавливает начальную цену в 100 млн руб. Участники вступают в картельный сговор, в результате которого выигрывает тот, кто предложил 99 млн руб. Если бы аукцион проходил честно, то цена была бы снижена до 50 млн руб. Так вся система торгов и закупок становится бессмысленной, а заказчик уже не может отобрать наиболее эффективного поставщика. Но ФАС нашла методы борьбы с картелями.
Опасность картелей
Антиконкурентные соглашения можно условно разделить на пять типов:
- горизонтальные соглашения – картели (п. 1 ст. 11 закона о защите конкуренции). Они заключаются между конкурентами;
- недопустимые вертикальные соглашения (п. 2 ст. 11, ст. 12 закона о защите конкуренции). Они заключаются между продавцом и покупателем;
- иные недопустимые антиконкурентные соглашения между хозяйствующими субъектами (пп. 3, 4 ст. 11, ст. 12 закона о защите конкуренции);
- антиконкурентные соглашения с участием органов власти (ст. 16 закона о защите конкуренции);
- антиконкурентные соглашения между организаторами, заказчиками и участниками торгов (п. 1 ст. 17 закона о защите конкуренции).
Картели – это горизонтальные соглашения между конкурентами, которые больше всего вредят конкуренции.
Картели считаются самым серьезным видом нарушения антимонопольного законодательства, за них установлена наиболее жесткая ответственность. Если ФАС выявит картель, то административный штраф за него может составить половину от начальной цены торгов (пп. 1, 2 ст. 14.32 КоАП). Если участники картеля извлекли крупный доход (от 50 млн руб.), то должностным лицам грозит уголовная ответственность (ст. 178 УК). Сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект, согласно которому расходы не будут учитываться при расчете такого дохода (№ 848246-7). «Это означает, что даже если поставщик поставил качественный товар на 100 млн руб., заказчик удовлетворен, а рентабельность контракта составила 5–10%, но в результате сговора цена снизилась лишь на 1% (а без картеля участники торговались бы до минус 3–5%), то все равно есть риск оказаться в тюрьме», – объяснил Ярослав Кулик, управляющий партнер Kulik & Partners Law Economics.
Картели опасны тем, что в итоге страдают потребители. Цены растут, а выбора меньше.
Максим Бульба, партнер, глава практики антимонопольного права
Раскрытие картелей
В 2019 году антимонопольный орган возбудил 424 дела о картелях, из них 320 дел о сговорах на торгах. Именно им ФАС уделяет особое внимание. «Это объясняется двумя факторами. Во-первых, сегмент государственных закупок имеет приоритет для антимонопольной службы, поскольку картели на торгах ведут к перерасходу бюджетных средств. Во-вторых, картели на торгах легче расследовать, в отношении них проще собрать доказательственную базу», – говорит советник
Радмила Никитина.
Практика Пять дел из обзора ФАС о борьбе с картелями
Процедура расследования картеля обычно начинается с подачи заявления или выявления признаков нарушения. Далее антимонопольный орган проверяет информацию и направляет запросы в государственные органы, банки, операторам торговых площадок. Если обнаружат признаки картеля, то могут провести и внеплановую проверку. Когда выявлено достаточно доказательств, ФАС возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства.
ФАС может направить в правоохранительные органы запросы о проведении оперативно-разыскных мероприятий и информации для возбуждения уголовного дела по ст. 178 УК.
ФАС получает информацию о признаках картельного сговора от органов прокуратуры, следствия либо самостоятельно (в том числе из электронной переписки).
Андрей Тузов, старший юрист уголовно-правовой практики АБ
Чтобы раскрыть картель, ФАС анализирует действия возможных участников соглашения и состояние конкуренции на конкретном рынке. «ФАС определяет наличие картеля по совокупности прямых и косвенных доказательств. Для доказательства картеля антимонопольному органу достаточно совокупности косвенных доказательств», – рассказала Ирина Акимова, партнер, адвокат
.
Анализ правоприменительной практики показывает, что основными доказательствами при расследовании картелей на торгах являются:
- подача заявок с одних IP-адресов;
- создание заявок конкурентов для участия в торгах одними и теми же лицами. Например, компании «Прогресс Софт» и «РегионКом» оказывали IT-услуги по госконтрактам и в 2015–2016 годах приняли участие в 22 закупках. Они выигрывали по очереди, а все торги завершались без снижения максимальной цены или с ее снижением до 2,5%. ФАС установила, что иногда электронные файлы «конкурентов» для участия в торгах готовил один и тот же работник;
- несущественное снижение начальной максимальной цены контракта при отсутствии активной конкурентной борьбы. Так было в деле ООО «Новое Завидово», ООО «Градострой-Инвест», Михаила Малова и Анны Кулаковой. Торги состоялись за три минуты, победил Малов, который подтвердил минимальную цену, а трое других участников промолчали. Как выяснила ФАС, поведение юрлиц координировал Межтопэнергобанк, который имел с ними корпоративные связи и не раз выдавал им займы. В итоге физлица признали вину, в отношении юрлиц сговор не доказали (№ А40-203641/2017);
- электронная переписка сотрудников конкурентов. При этом внутреннее сообщение одного хозяйствующего субъекта не может служить доказательством заключения соглашения между двумя хозяйствующими субъектами, ведь его нельзя назвать перепиской между конкурентами (№ А40-244954/17-153-1563);
- заявление одного из участников картеля, поданное в целях освобождения от ответственности, то есть добровольное раскрытие картеля (leniency).
В основе института добровольного раскрытия картелей лежит «дилемма заключенного». Она позволяет конкретному лицу минимизировать риски участия в картеле в ущерб самому картелю и другим участникам.
Ирина Акимова, адвокат, партнер
Старший юрист
Татьяна Довгань называет добровольное раскрытие картеля эффективной практикой ФАС. Оно подразумевает полное освобождение от ответственности участника картельного соглашения, который заявил о картеле первым и выполнил ряд условий, необходимых для освобождения от ответственности (ст. 14.32 КоАП). «Остальные участники картеля могут получить снижение административного наказания, если тоже способствовали раскрытию нарушения. Такая практика существует во всем мире», – отметила Довгань.
Примеры картелей
Одним из классических примеров является раскрытие минтаевого картеля. Он был организован Ассоциацией добытчиков минтая и включал 26 рыбопромысловых компаний Дальнего Востока, которые влияли на рынок минтая в России. Картель привел к сокращению производства товара, созданию искусственного дефицита минтая и продукции из него, а также росту цен на всей территории РФ. Основными доказательствами картеля послужили протоколы собраний Ассоциации добытчиков минтая. Кроме того, в качестве доказательств использовали переписку между членами ассоциации и их соглашения об объемах добычи минтая и производства продуктов из него. Участники картеля обсуждали условия и цены реализации, подписывали соглашения между предприятиями и тем самым создавали искусственный дефицит рыбы и продукции из нее. Картель удалось пресечь совместными усилиями ФАС и ФСБ. Также устранению последствий картеля содействовала Правительственная комиссия по иностранным инвестициям.
Пример международного картеля – океанский картель. Океанские контейнерные перевозки очень влияют на международную торговлю. Стоимость таких перевозок составляет значительную долю в цене товара, а ценовые сговоры на этом рынке могут иметь крайне негативное влияние как на мировую экономику, так и на экономику отдельных государств. В результате нескольких десятков внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов выяснилось, что российские агенты крупнейших океанских контейнерных перевозчиков устанавливали и поддерживали цены на международном рынке перевозок.
Также известен «картель под гипнозом». В ходе разбирательства один из бывших участников картеля заявил, что на сознание людей оказывалось психологическое воздействие с помощью гипноза и других техник. ФАС признала ООО «Аксонмед», ООО «Сатори», ООО «Интермед», ООО «Дивайс», ООО «Лотос» и ООО «Эквипмед» виновными в заключении и реализации картельного соглашения при участии в государственных закупках на поставку медизделий и средств для уборки помещений. Картель был реализован на 111 электронных аукционах для нужд государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в 18 субъектах России. Действовал картель более трех лет, сумма его доходов превысила 735 млн руб. Компании – участники картеля договорились не снижать цены на торгах и разделить между собой аукционы. После заключения госконтрактов бюджетные средства проводились через подставные компании с целью вывода денег из легального оборота и уклонения от уплаты налогов. Схема реализовывалась следующим образом: одна из компаний картеля закупала необходимую продукцию у производителей, передавала ее по документам «серым» компаниям, а те – победителям торгов. В результате большая часть прибыли оставалась на счетах «серых» компаний, которые затем осуществляли их незаконное обналичивание.
Источник
По данным ФАС большинство антиконкурентных соглашений заключается в следующих сферах:
- фармацевтика и медицинские изделия,
- строительство,
- содержание автомобильных дорог и объектов электроосвещения,
- охранные услуги.
При этом сговор зачастую происходит в процессе торгов, в результате чего добросовестные участники закупок лишаются права на заключение контракта, терпят убытки. Также ущерб наносится и экономике государства.
Если Ваша компания участвует в закупках (44-ФЗ, 223-ФЗ, ГОЗ), Вы обязаны знать об ответственности за незаконные соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции.
Что такое антиконкурентное соглашение?
ФАС считает антиконкурентными такие соглашения, которые предполагают согласованность воли и действий, осведомленность каждой из сторон о намерении друг друга действовать определенным образом с целью ограничения конкуренции.
Факт заключения антиконкурентного соглашения необязательно должен подтверждаться подписанием договора: о его заключении может свидетельствовать и фактическое поведение сторон (электронная переписка, определяющая условия обращения товара на рынке; единовременное изменение цен на продукцию), устное согласование и обсуждение действий по телефону.
Картель – это одна из форм антиконкурентного соглашения, самое опасное нарушение антимонопольного законодательства.
Картелем признаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если они приводят или могут привести к:
- установлению определенного уровня цен;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков)
- поддержанию, снижению или повышению цен на торгах;
- отказу от заключения договора с определенными продавцами/покупателями;
- сокращению или прекращению производства товаров.
О картельном сговоре могут договориться как продавцы определенных товаров, так и участники закупок отдельной продукции.
Например, в период начала пандемии в 2020 г. органы ФАС установили признаки нарушении антимонопольного законодательства в действиях продавцов гречневой крупы, лимонов и имбиря, медицинских масок. Нарушения заключались в установлении и поддержании высокого уровня цен на товары.
Картельный сговор между участниками закупок может выражаться, например, в разделении рынка закупок, в которых разрешено участвовать членам картеля, либо в совершении действий, направленных на победу конкретного участника, либо в определении цены на товар, которую могут дать конкретные участники.
Победа может быть обеспечена путем подачи договорившимися участниками неконкурентноспособных предложений или с использованием схем «таран», «карусель» и т.д.
При подозрении, что конкуренты заключили картельное соглашение и ограничивают Ваше участие в закупках запрещенными методами, необходимо обратиться в ФАС с жалобой на такие действия в целях защиты своих интересов.
Также антимонопольный орган самостоятельно проводит проверку выявления и наличия таких соглашений.
Вертикальные антиконкурентные соглашения
Вертикальным признаются соглашения между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар. Они обеспечивают перемещение товара в цепочке от производителя к конкретному потребителю.
Важно, что не все вертикальные соглашения запрещены действующим законодательством.
Вертикальные соглашения запрещаются, если:
- они не являются допустимыми (допустимым является, например, договор коммерческой концессии),
- они приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара,
- ими предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца.
Иные антиконкурентные соглашения
Иные соглашения заключаются между лицами, не являющимися конкурентами и при этом не являющимися друг для друга продавцом или покупателем. Они запрещаются в том случае, если приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
В качестве примера можно привести соглашения между банками и страховыми компаниями об организации страхования заемщиков.
Важно отметить, что запрет на заключение таких соглашений не распространяется на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из них установлен контроль в отношении другого лица, либо если они находятся под контролем одного лица.
Как распознать антиконкурентное соглашение?
Свидетельствовать о заключении антиконкурентного соглашения могут прямые и косвенные доказательства. Факт наличия картельного сговора устанавливает и доказывает антимонопольная служба.
Прямым доказательством является наличие соглашения, подписанного хозяйствующими субъектами.
К косвенным доказательствам антимонопольная практика относит следующие факты:
- использование участниками торгов одного и того же IP-адреса при подаче заявок и участии в электронных торгах;
- фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу;
- оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо;
- формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом;
- минимальное снижение начальной цены контракта;
- периодичность выигрыша торгов определенными участниками.
Надо понимать, что, принимая решение о нарушении субъектами антимонопольного законодательства, контрольный орган будет оценивать доказательства в совокупности. Поэтому заявлять о наличии сговора нужно тогда, когда имеется хотя бы несколько доказательств.
ФАС имеет отработанные механизмы выявления нарушений и систему рисков (признаки) обнаружения картелей.
Самый крупный штраф, наложенный на участника картельного сговора составил 200 млн рублей.
Ответственность за заключение антиконкурентных соглашений.
Классические картели – ч.1 ст.14.32 КоАП РФ:
Юридические лица – штраф от 3 до 15% от суммы выручки, но не менее 100 тыс. руб. Должностные лица – штраф от 40 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
Картели на торгах – ч.2 ст.14.32 КоАП РФ:
Юридические лица – штраф от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 суммы выручки и не менее 100 000 рублей.
Должностные лица – штраф от 20 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок до 3 лет
Уголовная ответственность: ст. 178 УК РФ
ч.1 крупный ущерб (10 млн руб) или извлечение дохода в крупном размере (50 млн руб.) – до 3 лет лишения свободы;
ч. 2 особо крупный ущерб (30 млн руб.) или извлечение дохода в особо крупном размере (250 млн руб.) – до 6 лет лишения свободы.
Помимо ст. 178 УК РФ, действия участников незаконных сговоров и незаконных действий при проведении госзакупок могут квалифицироваться по-разному, в том числе как подкуп, мошенничество, злоупотребления в сфере закупок.
ВАЖНО: безобидный телефонный разговор с заказчиком о предстоящей плановой закупке, переписка с другом, являющимся менеджером конкурирующей компании, об условиях участия в закупке, либо обсуждение кому и в какой закупке лучше поучаствовать – все это может привести к многомиллионным штрафам для Вашей компании и риску уголовной ответственности для директора, ТОП-менеджеров.
Что нужно сделать участникам закупок, чтобы не попасть под УК и не платить огромные штрафы?
1. Самое важне – получить необходимую информацию о том, какие действия могут быть расценены ФАС как сговор, нарушение конкуренции. Актуальную и важную информацию получайте из проверенного и компетентного источника.
2. Внедрить систему антимонопольного комплаенса. Это объективная необходимость для всех фирм, участвующих в закупках.
3. Провести тренинг для сотрудников о реальных правовых рисках для бизнеса и, самое главное, – ЛИЧНО для них и генерального директора.
4. Не совершать действия, которые ФАС однозначно расценит как нарушения.
Юристы Консалтинговой Группы ЭТАЛОН готовы оказать для Вас следующие услуги:
- Представление интересов в УФАС при административных разбирательствах.
- Подготовка документов по запросу ФАС по признакам нарушения закона.
- Разработка документации по антимонопольному комплаенсу, внедрение антимонопольного компаленса в Вашей организации. Согласование политики АК с ФАС России.
- Выездные тренинги для тендерных отделов, директоров и ТОП-менеджеров компаний – участников закупок. На тренинге могут быть разобраны кейсы конкретно Вашей компании.
- Правовой анализ и альтернативное мнение по Вашей ситуации, в случае, если не хватает информации для принятия решения о способе защиты от недобросовестной конкуренции или в ФАС.
Стоимость услуг
Наименование услуги | Стоимость |
Консультация юриста антимонопольной практики | 3 000 руб./час |
Разработка документации по антимонопольному комплаенсу | от 50 000 руб. |
Ведение дел об антиконкурентных соглашениях и действиях в антимонопольной службе | от 58 000 руб. |
Источник
Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.
Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме “джентльменских соглашений”. Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Речь идет о распространении скрытой формы картелей.
Для картеля характерно наличие следующих признаков:
-договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);
-сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
-объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;
-совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;
-наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.
В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения, за исключением отдельных отраслей (прежде всего сельского хозяйства), запрещены и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции.
В мировой практике выделяются следующие виды картелей:
1. Денежный картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи Цен).
2. Долевой картель:
§ квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров;
§ территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.
3. Закупочный картель — монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и так далее в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.
4. Калькуляционный картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и об одинаковом содержании расчетов.
5. Кондиционный картель, определяющий условия реализации товара.
6. Контингентированный картель, устанавливающий для его участников соответствующие квоты (контингенты).
7. Кризисный картель, который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.
8. Патентный картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.
9. Производственный картель, устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.
10. Региональный картель, определяющий области сбыта.
11. Ценовой картель, устанавливающий для участников цены товара.
Более совершенная форма картеля включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем назначения квот на объем выпуска для отдельных производителей и скоординированного регулирования производственных мощностей (т.е. устранение излишних производственных мощностей или их наращивание).
Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля. Прежде всего, это участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции.
24. Конкуренция двух фирм за объем выпуска, если одна из фирм является лидером рынка (модель Штакельберга).
В случае лидерства по объему выпуска одна из фирм делает свой выбор раньше другой. Иногда такую модель взаимодействия называют моделью Штакельберга в честь первого экономиста, который подверг систематическому исследованию взаимодействия по типу “лидер-последователь”.
Модель Штакельберга часто используется для характеристики отраслей, в которых существует одна доминирующая фирма, или естественный лидер.
Новизна модели заключалась в том,что в ней дуополисты могут придерживаться двух разных типов поведения:стремиться быть лидером или оставаться последователем. Тем самым было положено начало модели основанной на лидерстве в ценах.
Модель описывает дуополию а симметричной инфоомацией. Фирма- лидер ходит первой (выбирает объем выпуска продукции) фирма- ведомый наблюдает за стратегией лидера и выбирает свой объем выпуска причем последователь рассматривает объем производства выбранный лидером как данный.
При дуополии в модели возможны комбинации поведения:
1. дуополист №1- ЛИДЕ, ДУОПОЛИСТ №2 последователь
2. дуополист №2- лидер, дуополист №1 последователь
3. оба дуополиста – последователи
4. оба дуополиста- лидеры
в 1 и 2 случаях поведение олигополистов совместимо, поскольку один ведет себя как лидер, другой как последователь, между ними не возникает конфликта и исход их взаимодействия стабилен.
3 комбинация, представляет собой дуополию Курно,оба олигополиста руководствуются своими кривыми реакции.
4 комбинация- ситуация когда дуополисты стремятся стать лидерами. Исходом подобного поведения олигополистов становится неравновесие. При этом чтобы избежать ценовой войны. Если один из участников откажется от лидерства или если обязуется взять картель, мах прибыль отрасли.
Для отрасли,состоящей из одинаковых по размеру фирм больше подходит модель Курно. Для отрасли в которой значительную долю рынка занимает одна большая фирма более пригодной является модель Штакельберга.
25. Ценовая конкуренция двух фирм (модель Бертрана). Функции ценовой реакции. Равновесие Бертрана.
В 1883г ученый Жозеф Бертран,предпологал что не выпуск конкурента,а назначенная им цена является для дуополиста параметром, контрастой.
Предпосылки модели Бертрана:
· на рынке имеется,по меньшей мере,две фирмы
· фирмы ведут себя некооперативно, т.е. отсутствует сговор.
· Однократность взаимодействия
· Однородность продукции
· Наличие неизменных и равных предельных издержек.
· Закрытый вход
· Функция спроса линейна
· Фирмы конкурируют м/у собой, устанавливая цену на свою продукцию, и выбирают ее независимо и одновременно
· После выбора цены фирмы производят объем товара, равный величине спроса на их продукцию
· Если цены различны, то потребители будут полностью удовлетворять спрос за счет более дешевого товара
· Если цены одинаковы, приобретаются товары всех фирм в равных долях.
Модель Бертрана (ценовая война)- это ЦИКл постепенного снижения сущ-го уровняцен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. При снижение цен имеет свои пределы. Подобное уменьшение цен будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек, поскольку при ценах ниже предельных издержек любой производитель несет убытки при любом положительном объеме продаж.
Равновесие Бертрана– это ситуация на дуополистическом рынке,в котором фирмы конкурируют, снижая цены и увеличивая объем выпуска до тех пор пока цена не окажется равной предельным издержкам, т.е. в результате ценовой войны цена фактичски станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции. В тком положении экономическая прибыль олигополистов будет равна нулю. Т.о. конкуренция по ценам (в модели Бертрана) более жестокая, чем конкуренция по ценам (в модели Курно).
В итоге модель Бертрана подразумевает два исхода:
1 кооперативный, когда фирмы достигают соглашения, при котором они устанавливают монопольную цену и обслуживают каждый по половине спроса потребителей
2 конкурентный, когда ирмы действуют некооперативно и устанавливают цену на уровне предельных издержек, обеспечивая тем самым наилучший вариант только для потребителей.
26. Конкуренция на рынке, на котором доминирующая фирма является ценовым лидером (модель Форхаймера).
Модель доминирующей фирмы Форхаймера основана на анализе рыночной структуры, в которой имеется одна достаточно крупная фирма, обладающая стратегическими преимуществами над конкурентами. Цены, устанавливаемые доминирующей фирмой, являются ориентирами для всех остальных фирм при выборе объемов производства, по этой причине данную модель также называют моделью ценового лидерства.
Модель доминирующей фирмы Форхаймера основана на анализе рыночной структуры, в которой имеется одна достаточно крупная (доминирующая) фирма, обладающая стратегическими преимуществами над конкурентами. Цены, устанавливаемые доминирующей фирмой, являются ориентирами для всех остальных (конкурентных) фирм при выборе объемов производства, по этой причине данную модель также называют моделью ценового лидерства. В качестве стратегических преимуществ доминирующей фирмы могут выступать: – преимущество в издержках производства: использование более эффективных технологий, реализация эффекта масштаба за счет больших объемов производства; – лучшее качество и потребительские свойства продукции; – влияние на рынок через действие картельных соглашений.
Источник