Какие продукты регулирует государство
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 марта 1995 г. N 239
Список изменяющих документов |
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.02.1996 N 131,
от 31.07.1996 N 915, от 30.06.1997 N 773, от 30.07.1998 N 865,
от 06.02.2001 N 88, от 16.06.2001 N 467, от 20.08.2001 N 593,
от 02.04.2002 N 226, от 12.12.2004 N 769, от 28.12.2007 N 935,
от 09.02.2008 N 59, от 23.04.2008 N 293, от 08.08.2009 N 654,
от 15.07.2010 N 522, от 29.10.2010 N 865, от 16.04.2012 N 323,
от 09.03.2013 N 199, от 19.06.2014 N 566, от 28.01.2015 N 63,
с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ
от 30.07.2002 N КАС 02-381)
Природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ, добытый публичным акционерным обществом “Газпром” и его аффилированными лицами, собственниками региональных систем газоснабжения (кроме газа, реализуемого публичным акционерным обществом “Газпром” и его аффилированными лицами на организованных торгах в объемах, определяемых Правительством Российской Федерации, либо организациям для производства газа природного в сжиженном состоянии для последующего экспорта и организациям, заключившим договоры поставки газа после 1 ноября 2018 г., предусматривающие начало поставки природного газа после 1 января 2020 г., для производства метанола из газа природного в газообразном состоянии для последующего экспорта, а также природного газа, производимого с применением технологии по сжижению газа и (или) его регазификации, поставляемого потребителям, не относящимся к категории “население”), а также реализуемый акционерными обществами “Якутгазпром”, “Норильскгазпром”, “Роснефть – Сахалинморнефтегаз”.
(см. текст в предыдущей редакции)
Продукция ядерно-топливного цикла
Электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной антимонопольной службой, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.04.2002 N 226, от 04.09.2015 N 941)
(см. текст в предыдущей редакции)
Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам
(см. текст в предыдущей редакции)
Продукция оборонного назначения
Алмазное сырье, драгоценные камни
(см. текст в предыдущей редакции)
Протезно-ортопедические изделия
Перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте
Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении)
Услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной антимонопольной службой
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.07.2010 N 522, от 04.09.2015 N 941)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути
(см. текст в предыдущей редакции)
Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов
Абзац исключен. – Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 522
(см. текст в предыдущей редакции)
Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей
Отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации
Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, а также вино и игристое вино (шампанское), произведенные на территории Российской Федерации или ввезенные на территорию Российской Федерации
(см. текст в предыдущей редакции)
Этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации
Абзац исключен с 1 января 2008 года. – Постановление Правительства РФ от 28.12.2007 N 935
(см. текст в предыдущей редакции)
Лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
(см. текст в предыдущей редакции)
Открыть полный текст документа
Источник
Впервые за двадцать лет у федеральной власти появится возможность корректировать стоимость социально значимых продуктов. Это право ей дал закон о торговле, вступивший в силу в этом году.
Одновременно идет подготовка поправок в Кодекс об административных правонарушениях в РФ, которые определят размеры штрафов за нарушения правил торговли. В Федеральной антимонопольной службе “РГ” сообщили, что окончательная версия поправок будет готова не ранее чем через две недели.
О списках “поднадзорных” товаров, напомним, дискуссии шли четыре месяца. Теперь их утверждение вышло на финишную прямую. После одобрения мин юстом они поступят в правительство, которое выпустит специальное постановление.
По словам заместителя главы минпромторга Андрея Дементьева, утверждение списков создаст эффективный механизм мониторинга цен на товары, сильное изменение стоимости которых является критической для наименее незащищенных слоев граждан.
Списков два. В первом – 24 продукта, цены на которые правительство сможет временно “заморозить”, если они в каком-то регионе в течение месяца вырастут на 30 процентов и более.
В этот перечень вошли говядина, свинина, баранина, куры (за исключением куриных окорочков), подсолнечное и сливочное масло, черный чай, вермишель, капуста, яблоки и прочее. Как рассказали “РГ” в минпромторге, в первоначальном варианте было 33 товара. В ходе обсуждения из него выбросили сыр, творог, маргарин, селедку, сметану, печенье, карамель, горох, свежие огурцы и перец горошком. Зато включили незаслуженно забытую поначалу гречку. В минпромторге подчеркнули, что итоговые 24 продукта входят в минимальную продовольственную корзину и содержат все необходимые для человека “минеральные вещества и витамины”. Именно этими двумя критериями и определено окончательное “меню” первого списка.
Контролировать цены поручено Федеральной службе государственной статистики и министерству экономического развития. Росстат ежемесячно будет мониторить данные о средних розничных ценах на социально значимые продукты. И до 15-го числа каждого месяца направлять информацию в минэкономразвития. Если на какие-либо товары из списка будет зафиксирован рост потребительских цен сверх установленной нормы, то мин экономразвития должно в течение пяти дней со дня поступления информации определиться с целесообразностью “замораживания” цен и установлением их возможного “потолка”. И по каждому случаю предусмотрен выпуск отдельного постановления правительства. В документе будет указан точный срок, на который распространяется ценовое ограничение.
Во втором перечне – всего четыре позиции. Это куры, пастеризованное молоко 2,5-3,2 процента жирности, ржаной, ржано-пшеничный простой хлеб, а также хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки со сроком годности не более десяти дней. При приобретении их торговыми сетями у поставщиков запрещается взимать так называемое “вознаграждение за объем”, то есть бонус за массовые продажи.
Есть и еще один важный аспект: до 1 августа торговые предприятия и их поставщики обязаны привести свои договоры в соответствие с законом об основах госрегулирования торговой деятельности. В последний рабочий день прошлой недели состоялось заседание экспертного совета Федеральной антимонопольной службы, на котором бизнес и власть выверяли, например, что считать понуждением к заключению договора и навязыванием его условий, а что – нормальным переговорным процессом. Но дело в том, что пока второй перечень не будет официально утвержден постановлением правительства, переписать договоры не удастся.
Впрочем, списки минпромторга – не единственный подзаконный акт, который необходим для того, чтобы нормы закона об основах госрегулирования торговли работали. Сейчас основная борьба развивается вокруг поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Они определят размеры штрафов за незаконные бонусы, которыми сети облагают поставщиков, а также за сокрытие информации о правилах выбора контрагентов. Разработать законопроект было поручено ФАС, которая предлагает штрафовать по фиксированной ставке 0,7-1 миллион рублей. Однако группа депутатов Госдумы внесла предложение брать штраф до 0,5 миллиона рублей за первичное нарушение и переходить к взиманию процента с оборота при повторных нарушениях. В этом случае наказание может составить от 0,3 до 3 процентов от выручки торговой сети. Депутаты руководствуются тем, что для кого-то фиксированная ставка может оказаться разорительной, а кто-то легко ее заплатит, что называется, из кармана. В минпромторге “РГ” сказали, что бизнес “голосует” за проект антимонопольщиков, так как оборотные штрафы не позволяют четко определить их размеры. Депутаты же убеждены, что это мнение крупных торговых компаний, а мелкие торговцы и поставщики выступают как раз за “оборотные” штрафы. Дискуссия продолжается, но в ФАС уверены, она уже близка к завершению.
Список N 1
социально значимых продовольственных товаров:
говядина, свинина, баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, сливочное и подсолнечное масло, цельное пастеризованное молоко 2,5-3,2% жирности, яйца куриные, сахар-песок, соль, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.
Список N 2
социально значимых продовольственных товаров:
тушки кур и цыплят первого, второго сорта, молоко питьевое и напиток молочный, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, а также хлеб и булочные изделия из пшеничной муки.
Источник: “Российская газета”
Источник
Почему растут цены на продукты питания и товары первой необходимости? Почему нельзя ввести государственное регулирование цен?
Рост потребительских цен (инфляция) – объективный процесс, определяемый рядом внутренних и внешних факторов, среди которых основными являются общий уровень производства в стране, динамика обменного курса, мировой рост цен на отдельные виды товаров и услуг. Современный этап развития российской экономики характеризуется тем, что основную роль в росте потребительских цен играют немонетарные факторы.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на товары не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).
Исключение составляют только регулируемые цены и тарифы естественных и локальных монополий – на газ, электроэнергию, коммунальные тарифы и отдельные тарифы связи и городского транспорта, а также цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Для проведения государственной тарифно-ценовой политики в Российской Федерации существует достаточное количество инструментов и законодательная база, которая выработана с учетом рыночных принципов развития экономики.
В отношении субъектов естественных монополий осуществляется государственное тарифное регулирование на основании законодательных и нормативных актов в сфере естественных монополий. Контроль за деятельностью (в том числе ценообразованием) хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю рынка в нерегулируемых сферах экономики, осуществляется на основе антимонопольного законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” и положением о Федеральной антимонопольной службе (ФАС России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России занимается предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В случае наличия каких-либо данных о нарушении антимонопольного законодательства (в том числе о возможном установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара), автор обращения имеет право обратиться с соответствующим заявлением или жалобой в антимонопольный орган.
Также в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон о торговле) государственное регулирование цен (торговых надбавок) на отдельные виды товаров осуществляется только на основании федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов органов государственной власти и (или) местного самоуправления.
В целях предотвращения резких колебаний цен на социально значимые товары Законом о торговле предусмотрен механизм установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен.
Согласно части 6 статьи 8 Закона о торговле перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530.
В соответствии с указанным постановлением, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов, Правительство Российской Федерации по предложению Минэкономразвития России вправе установить на срок не более 90 календарных дней предельные розничные цены на социально значимые продовольственные товары.
Указанный механизм фиксирования предельных розничных цен предназначен для краткосрочной стабилизации ценовой ситуации при сбое рыночных факторов ценообразования, то есть при краткосрочных дисбалансах спроса и предложения, имеющих по своей природе спекулятивный либо форс-мажорный характер. При этом он актуален только при наличии достаточных для удовлетворения спроса объемов товара либо при реализации мер по восстановлению предложения, которые не имеют мгновенного эффекта, а постепенно способствуют насыщению рынка.
Открыть полный текст документа
Источник
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530
“Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения”
С изменениями и дополнениями от:
4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г.
В соответствии с Федеральным законом “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости;
перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены;
перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения.
Председатель Правительства | В. Путин |
Москва
15 июля 2010 г.
N 530
Правила
установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)
1. Настоящие Правила определяют порядок установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее – предельные розничные цены).
2. Предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее – продовольственные товары), реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов.
3. Подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары.
Указанный анализ проводится на основании оценки данных федерального статистического наблюдения за средними розничными ценами на продовольственные товары и их изменениями по субъектам Российской Федерации, представляемых Федеральной службой государственной статистики, а также информации о причинах и условиях роста цен, получаемой от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых в течение 30 календарных дней подряд отмечается рост розничных цен на продовольственные товары не менее чем на 30 процентов, а также от хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
4. По результатам проведенного анализа Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или на территориях субъектов Российской Федерации, с указанием наименований продовольственных товаров, размеров предельных розничных цен на такие товары и сроков, на которые вводятся предельные розничные цены.
Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)
Говядина (кроме бескостного мяса)
Свинина (кроме бескостного мяса)
Баранина (кроме бескостного мяса)
Куры (кроме куриных окорочков)
Рыба мороженая неразделанная
Масло сливочное
Масло подсолнечное
Молоко питьевое
Яйца куриные
Сахар-песок
Соль поваренная пищевая
Чай черный байховый
Мука пшеничная
Хлеб ржаной, ржано-пшеничный
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки
Рис шлифованный
Пшено
Крупа гречневая – ядрица
Вермишель
Картофель
Капуста белокочанная свежая
Лук репчатый
Морковь
Яблоки
Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)
С изменениями и дополнениями от:
4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г.
Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ 31962-2013 со сроком годности менее 10 дней
Молоко питьевое пастеризованное 2,5 – 3,2% жирности по ГОСТ 31450-2013 со сроком годности менее 10 дней
Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки, ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней
Абзац четвертый утратил силу
В отношении отдельной продукции могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. Причина – в течение 30 календарных дней в одном или нескольких регионах отмечен рост стоимости не менее чем на 30%.
Речь идет о социально значимых продовольственных товарах первой необходимости. К ним относятся говядина и свинина (кроме бескостного мяса), сливочное и подсолнечное масла, сахар-песок, рис, пшено, вермишель, картофель, репчатый лук, морковь и др.
Предельные розничные цены устанавливает Правительство РФ на срок не более 90 календарных дней.
Предложения установить предельные цены готовит Минэкономразвития России по результатам еженедельного макроэкономического анализа.
По соглашению сторон в цену договора поставки может включаться вознаграждение, выплачиваемое в связи с приобретением определенного количества товаров.
Определен перечень социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых такое вознаграждение не выплачивается. Это мясо кур (тушки кур, цыплят, в т. ч. бройлеров), молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности, хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной муки и ее смеси с пшеничной со сроком годности менее 10 дней.
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 “Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения”
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 26 июля 2010 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 30 ст. 4103
Источник