Какие продукты татары употребляли в ограниченном виде
Генезис кухни татарского народа: история и современность. Часть 2
Три недели осталось до Нового года, и хозяйки уже задумываются, какие угощения поставить на праздничный стол. Вероятно, многие намерены готовить традиционные татарские блюда. Казанский этнограф и колумнист «Реального времени» Дина Гатина-Шафикова продолжает знакомить читателей с эволюцией татарской кухни. В сегодняшней колонке она рассказывает, как пьют татарский чай, потреблял ли народ грибы и когда на столе появились помидоры.
Какой он — татарский чай?
Как сладкое лакомство, распространенным был мед в связи с тем, что татары издавна занимались сначала сбором дикого меда (бортничеством), а потом и пчеловодством. Его подавали к чаю, использовали для приготовления напитков и как ингредиент — для изготовления выпечки. Хотя, конечно, к началу ХХ века он стал вытесняться сахаром, который стал использоваться как отдельно, так и в качестве подсластителя в приготовлении еды.
К сладкому у татар особое отношение. Сухофрукты были практически всегда на столе, как и сладкая выпечка вместе с чаем, который был также горячо любим. Как было подмечено Н.И. Воробьевым, «наиболее широко распространенным напитком у татар всех классов является чай… особенно у крестьян, пьют часто и много. Чай употребляется как байховый, так и кирпичный (низший сорт китайского чая, спрессованного в плитки, формой похожие на кирпичи, — прим. авт.). Бедные, кроме того, нередко употребляют суррогаты чая, к каковым относится: сушеная малина, смородинный лист, лист иван-чая и т. п. Чай заваривается очень густо и пьется сильно горячим с примесью молока или чистый с медом и сахаром вприкуску. Чай является у татар первым угощением гостей».
К сладкому у татар особое отношение. Фото prokazan.ru
Грибы поганые и еда полезная
В целом к растениям у татар было положительное отношение. Зачастую травы (душица, малина, липовый цвет и пр.) и коренья применялись в народной медицине. Так, например, в статье от 1927 года «Пища казанских татар» описывается польза употребления зелени «для очищения желудка» и «изгнания червей», а также «для предотвращения ревматизма».
Несмотря на то, что соседние народы использовали в пищу грибы, татары к грибам относились скорее отрицательно, чем положительно. Как и ряд других авторов, Лилия Габдрафикова в статье, посвященной культуре питания городских татар в конце XIX — начале XX вв., указала на то, что «такая еда считалась поганой, и татары с отвращением смотрели на тех, кто ел грибы». В рассказе Гаяза Исхаки «Он еще был не женат» главный герой Шамси пробует блюда из грибов, приготовленные его русской сожительницей. Молодого человека одолевали противоречивые чувства: с одной стороны — очень вкусно, с другой — такая еда вроде бы запретна. Собирать, консервировать и готовить грибы стали лишь во второй половине ХХ века, до этого же практически у всех татар не было принято употреблять данный продукт в пищу.
Диковинные томаты и соленые арбузы
Меньше всего в повседневном рационе татар присутствовали овощи. Наибольшее распространение ко второй половине XIX века получил картофель (как отдельное блюдо или как добавка к основному блюду), заменив собой репу. Из других овощей — это тыква, огурцы, морковь, редька, капуста, лук, но все в малых количествах, чаще в виде начинок и приправ, а не как основная еда. Такой продукт овощеводства, как огурцы, стал появляться на столах татарского населения лишь в начале ХХ века, а любимые нами сегодня помидоры были не знакомы татарам и в середине столетия.
Продукты подвергались и консервированию. Дыни, арбузы засаливали, капусту квасили. Тем не менее все это являлось заимствованием у соседних народов (финно-угорские, русские), проживающих рядом, а сами заготовки овощей впрок велись в небольших размерах, далеко не в каждом доме, и были скорее характерны уже для конца XIX — начала ХХ века.
Кухня состоятельного татарина и бедняка могла разительно отличаться разнообразием и количеством еды на столе. Подобные нюансы были описаны еще в середине XIX века К.Ф. Фуксом. Фото rusarchives.ru
Трапеза богатых и пища для простолюдинов
Однако необходимо учитывать, что кухня состоятельного татарина и бедняка могла разительно отличаться разнообразием и количеством еды на столе. Подобные нюансы были описаны еще в середине XIX века К.Ф. Фуксом: «Обыкновенно пища у богатых казанских татар состоит в следующем. Утром рано пьют они чай и при этом едят маленькие сдобные пирожки с говядиной, называемые перемядж. В полдень к обеду подают: 1) пельмени с говядиной и кислым молоком (казан-бикмясы); или плов, из суховаренного сарачинского пшена с изюмом; 2) круглый пирог, называемый балыш, с мясом и сарачинским пшеном; при чем подают соленые огурцы; 3) жареный гусь или утка с картофелем; 4) вареная говядина с хреном или с сырою кислою капустою; 5) урюк, сначала обданный варом, и прохлажденный (рык); 6) чай с маленькими сдобными пирожками, величиною с лесной орех, называемый Баурсак. В 6 часов вечера снова пьют чай со сливками и со сдобными пирожками, как и утром. Ужин состоит из пельменей и лапши.
Пища мещан и небогатых татар заключается в следующем. Утром они пьют чай с калачами; за обедом едят лапшу с говядиной или пельмени. Пища татарских крестьян: утром ржаная мука, варенная в воде с солью (баламык или талкан); за обедом салма, состоящая из крошеного теста с бараньим жиром; а летом кислое молоко или каймак из гречневой муки в скоромном масле; вечером опять болтушка из ржаной муки. По праздникам – баранина. В праздник же, называемый Джин, и на свадебных пиршествах употребляют лошадиное мясо».
Возникает новая культура питания, где появляются продукты, не характерные для традиционной пищи татар (кофе, колбасы, новые и не знакомые ранее овощи и фрукты, европейские и фабричного производства сладости и пр.)
Новые времена, новые вкусы
Рубеж XIX—ХХ веков привнес много изменений, не только в социально-экономическом плане для татар, но также и в системе питания произошли значительные трансформации, что особенно коснулось городского населения. Возникает новая культура питания, где появляются продукты, не характерные для традиционной пищи татар (кофе, колбасы, новые и не знакомые ранее овощи и фрукты, европейские и фабричного производства сладости и пр.). В сельской местности все больше развивается культура огородничества совместно с овощеводством. Интересно, что именно в это время публикуются первые книги по татарской кулинарии. Первопроходцем стал Каюм Насыри, выпустивший «Иршад аль атбиха» («Наставление повару»), а издательством «Гасыр» была опубликована «Аш остасы» («Мастер кулинарии»).
ХХ век подарил различные технологичные новшества. Появление плиты привело к возникновению новых блюд, и прежде всего жареных. Пропала потребность в традиционных печах и вмазанных котлах, что, соответственно, стало основой для изменений в приготовлении еды. В городах пища становилась более стандартизированной, упрощалась, все больше использовалось полуфабрикатов. Однако, как и в наши дни, оплотом сохранения традиций, оставалась деревня. И в конце 1950-х годов в свет вышла, можно сказать, настольная книга татарских женщин по кулинарии Ю.А. Ахметзянова «Татар халык ашлары» («Татарские блюда») на русском и татарском языках, которая впоследствии не раз переиздавалась. Автор данного издания работал совместно с этнографами, выезжал в деревни, собирая материал.
В 2015 году вышла переизданная книга Каюма Насыри «Наставления повару», что говорит о потребности общества в традиционных рецептах. Фото Диляры Ахметзяновой
Сегодня, в начале XXI века, уже нет таких проблем, какие были в начале ХХ века, как например, описанных в газете «Баянель-хак» от 1909 года в заметке о том, что «татарские юноши презирают татарских девушек… за их неумение готовить европейские блюда». В 2015 году вышла переизданная книга Каюма Насыри «Наставления повару», что говорит о потребности общества в традиционных рецептах. В наши дни, несмотря на быстрый ритм жизни, становится важным сохранить свою культуру, которая состоит из множества частей, таких, как традиции и обычаи, а также такого элемента повседневного быта, как еда.
Дина Гатина-Шафикова
Справка
Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
- В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
- В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
- С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
- Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
- Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».
Источник
Оригинальная татарская кухня складывалась в процессе многовековой истории существования этноса и его взаимодействия и соприкосновения в повседневной жизнедеятельности с соседями – русскими, марийцами, чувашами и мордвой, казахами, туркменами, узбеками, таджиками. Благодаря этому татарский народ создал кулинарию, богатую вкусовыми оттенками, использующую самый широкий ассортимент продуктов как среднерусской полосы, так и южных территорий. Существенное влияние на формирование татарской кухни оказала природная среда, которая благоприятно отразилась на культурно-хозяйственном развитии народа. Расположение на стыке двух географических зон – лесного Севера и степного Юга, а также в бассейне двух крупных рек – Волги и Камы – способствовало обмену естественными продуктами между этими двумя природными зонами, а также раннему развитию торговли.
Основу татарской кухни составляли продукты оседлого крестьянского земледельческого хозяйства. Это были зерновые и бобовые культуры, из которых производились мука (пшеничная, ржаная, гороховая) и различные крупы. Почти до середины двадцатого столетия татары практически не занимались садоводством и огородничеством, однако лук, репа, морковь, свекла и тыква выращивались здесь с давних времен. Уже к концу девятнадцатого века в обиход прочно вошел картофель. Сельские жители благодаря обилию лесов собирали и заготовляли дикорастущие ягоды – малину, смородину, клюкву, калину, землянику, голубику, черемуху, а также лесные орехи и хмель. Эта традиция в сельских районах Татарии сохранилась до сих пор.
Значительное место в хозяйственной деятельности поволжских татар занимало скотоводство. Поэтому неудивительно, например, что баранина была и остается наиболее употребляемым мясом, хотя в национальной кухне широко используется и говядина. Лошадей татары разводят не только для сельскохозяйственных нужд, но и для приготовления колбас (казылык), а также употребляют конину в пищу как в вареном, так и в соленом, вяленом виде. Ощутимым подспорьем являются птицеводство и пчеловодство.
Есть в татарской кухне и свои пищевые запреты. Так, по шариату запрещалось употреблять мясо свиньи, а также некоторых птиц, например, сокола, лебедя – последние считались священными. Один из главных запретов касается вина и других алкогольных напитков. В Коране отмечается, что в вине, как в азартной игре, есть плохое и хорошее, но первого больше.
Наиболее характерными для традиционной татарской кухни остаются супы и бульоны (ашлар, шулпа) – мясные, постные (вегетарианские), молочные, названия которых определяются по названию заправленных в них продуктов – круп, овощей, мучных изделий. Именно разнообразие последних (токмач, умач, чумар, салма и др.) является приметной чертой татарской кухни. Тесто для мучных заправок по возможности готовится на яйце. Для лапши (токмач), как правило, используют пшеничную муку. Умач нередко готовят из гороховой с добавлением какой-либо другой муки. Умач представляет собой небольшой величины тестяные катышки округлой или продолговатой формы, которые получаются при растирании круто замешенного теста. Салма обрывается от куска пальцами, смазанными маслом, и представляет собой кружки диаметром до сантиметра из маслянистого, как бы раздавленного пальцами теста. Только чумар изготовляется из более мягкого теста. Его разрезают на кусочки размером с лесной орех и запускают в бульон. Суп-лапша на мясном бульоне до сих пор остается обязательным блюдом во время приема гостей.
Тесту татары всегда придавали большое значение, искусно выпекая пироги из кислого (дрожжевого, пресного, простого и сдобного, крутого и жидкого теста). Изделия с начинкой придают татарской кухне особое своеобразие. Наиболее древним и простым пирогом является кыстыбый – комбинация пресного теста (в виде сочня) с пшенной кашей и с картофельным пюре. Любимым и не менее древним считается бэлиш из пресного теста с начинкой из кусочков жирного мяса (баранины, говядины, гусятины, утятины и пр.) с крупой или картофелем. Его делают больших и малых размеров (вак-бэлиш). К этой же категории кушаний относятся эчпочмак (треугольник), перемяч с начинкой из рубленого мяса с луком. Разнообразие начинок характерно для пирожков – бэккэн (или букэри). Часто их пекут с овощной начинкой (морковь, свекла). Особой популярностью пользуются пирожки с тыквенной (с добавлением пшена или риса) начинкой. Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подаются к чаю: челъпэк, катлама, коштеле, паштет и т. д. Многие из них по содержимому и способу приготовления типичны для тюркских народов в целом.
Из мучных изделий татар нельзя не упомянуть о каймаках (вид оладий), изготовляемых из жидкого, как дрожжевого, так и пресного сдобного пшеничного теста. Их подают к завтраку с растопленным маслом на блюдечке и непременно в дни религиозных праздников (гает коймагы).
Рано вошел в быт татарской семьи чай, который стал национальным напитком, что и породило массу веселых анекдотов. Вот один из них. После обильного обеда аксакал отодвинулся от стола и довольно заметил: ‘Чай не пил – откуда сила? Чай выпил – совсем ослаб!’ В общем в татарском застолье чай давно уже стал национальным напитком и непременным атрибутом хлебосольства.
На свадебном же столе татар должны быть такие продукты, как масло с медом (бал-май), чэк-чэк, пехлеве, коштеле (птичьи языки), губадия (высокий сдобный пирог с многослойной начинкой), талкыш калеве и т. д. Также готовят сладкий напиток из фруктов или растворенный в воде мед (бал). Готовят и варят особые пельмени (кияу пельмэне), подают вяленого гуся, казылык (вяленая колбаса). Пекут оладьи, блины, кабартму (чибрики), большой гусиный бэлиш с шулпой, а также баурсак, юку, точе кумэч (испеченная в масле булка из пресного теста) и т. д. Для традиционного быта татар характерен четко установленный порядок подачи определенных блюд в зависимости от повода и состава их участников. Если званый обед или ужин сопровождается чтением Корана и основные участники – люди пожилого возраста, то полностью сохраняется традиционный порядок подачи блюд – суп-лапша на мясном бульоне, бэлеш – отварное мясо с картошкой, и затем чаепитие со множеством печеных изделий. Во время таких обедов на стол выставляются и разнообразные овощные салаты, капуста, огурцы и т. д. Угощение начинается с раздачи каждому из участников специальной салфетки, которую расстилают на колени. В последние годы появилось много новых блюд и изделий, ‘облагородились’ некоторые традиционные блюда. Более значительное место в татарской кухне стали занимать овощи и фрукты, увеличилось употребление рыбных блюд, расширилось применение грибов, томатов и солений.
Влияние кухонь других народов обогатило татарский стол множеством экзотических кушаний, но в то же время татарские национальные блюда смогли сохранить оригинальность своего оформления, способы приготовления и вкусовые качества, что и стало одной из причин широкой популярности татарских кулинарных достижений.
Современное состояние татарской кухни
Наблюдения за набором продуктов, распорядком питания свидетельствуют о больших изменениях: во-первых, сейчас преобладают покупные продукты даже в сельской местности (мука, крупы, макаронные изделия, вытеснившие из повседневной жизни многообразие изделий из теста). Во-вторых, заметно расширился ассортимент овощей (свежих и консервированных) и овощных блюд: многое выращивается на приусадебных участках. Это характерно в целом для современной жизни.
Для традиционного быта был характерен четко установленный порядок подачи определенных блюд, одинаковый на все случаи званых застолий. В настоящее время порядок проведения званых застолий различается в зависимости от повода и состава их участников. Если званый обед или ужин сопровождается чтением корана и основными участниками являются люди пожилого возраста (олылар ашы, картлар ашы), то полностью сохраняется традиционный порядок подачи блюд – суп-лапша на мясном бульоне, бэлеш, отварное мясо с картошкой и затем чаепитие со множеством печеных изделий – чэй ашлары. И даже во время таких обедов на стол выставляются различные овощные салаты, капуста, огурцы и т.д. Это сравнительно новое явление.
Кстати, угощение начинается с раздачи каждому участнику специальной салфетки, которую расстилают на колени. В прошлом нередко для этих целей использовали одно длинное – метров 15-20 полотенце.
Сохраняется понятие тюр – почетное место для более дорогих, заслуживающих того в конкретном случае, гостей, хотя в квартирах место это может варьироваться. Вместе с тем в народе бытует пословица “Алдан килгэн – урын очен, арттан килгэн – тамак очен”, согласно которой пришедший первым (раньше) может претендовать на лучшее место.
Во время же званых обедов по другим поводам (юбилей, день рождения, приезд родственника, большинство свадебных пиров, сбор друзей и т.п.) нет такой точности в соблюдении традиционного порядка ни в подаче блюд, ни в самих угощениях. И если в застольях для пожилых спиртные напитки не подаются, то в других случаях без них, как правило, не обходится.
Появление на званом обеде нежданного гостя, особенно если это человек приезжий, считается хорошим предзнаменованием. Украшением же застолья и сейчас остается хорошая беседа: “Ашнын тэме тоз белэн, мажлес яме сюз белэн”, – считают в народе.
Источник
Татарская кухня – это результат многовековой истории развития целого народа, на которую повлияли не только условия проживания и культурные и религиозные особенности татарского народа, но и традиции соседних народов: марийцев, чувашей, башкир и других.
Особенности татарской кухни
- Религия татар – ислам – налагает определенные запреты на употребление определенных видов мяса: свинины, а также мяса лебедя и сокола. Кроме того, запрещен алкоголь.
- Татары любят наваристые, жирные супы и бульоны, плов – в целом, их блюда очень сытны и питательны.
- Большинство основных блюд татарской кухни можно приготовить в котле или казане. Такая особенность характерна для этой национальной кухни потому, что долгое время этот народ был кочевым.
- В татарской кухне много рецептов выпечки интересных форм с различными начинками, которые подаются с разными сортами чая.
- В традиционных рецептах сложно встретить такой ингредиент, как грибы, но современные хозяйки добавляют его и в выпечку, и в основные блюда.
Основные ингредиенты татарской кухни
Поскольку татары изначально являлись кочевым народом, основу их национальной кухни составляет мясо – баранина, конина, говядина, курица, утятина, дичь. По исламским традициям рецепты татарской кухни не используют свинину, которая считается грязным мясом. Остальные же виды мяса готовят в разных вариациях: варят на них супы и бульоны, используют в приготовлении вторых блюд и в начинке для пирогов.
Второй по распространенности в татарской кухне ингредиент – это различные крупы. Татары любят каши: рисовые, гороховые, пшенные, гречневые. Они готовят их с добавлением овощей или сухофруктов.
Татарская кухня богата разнообразной выпечкой, поэтому третьим по важности ингредиентом является тесто, в основном – дрожжевое, из которого получается пышная, мягкая выпечка. Татарские хозяйки пекут как небольшие пирожки, так и закрытые и открытые большие пироги с разными сладкими и солеными начинками. Основным мучным изделием, как и у многих народов Евразии, является хлеб – у татар он зовется икмэк.
Еще один немаловажный ингредиент татарской кухни – молочные продукты. Молоко в чистом виде практически не используется – его превращают в сметану, кефир или творог. На основе коровьего или конского молока готовят катык путем квашения. Полученный кисломолочный продукт используют для приготовления популярного освежающего напитка айрана. Катык также является базой для татарского творожного продукта сюзмэ, из которого путем долгого выпаривания готовят татарский сыр под названием корт.
Популярные блюда татарской кухни
Ниже перечислены самые любимые в народе блюда, которые составляют основу питания татар.
- Пельмени – как и в русской кухне, лепятся из пресного теста и начиняются мясным или овощным фаршем. Изюминка татарских пельменей – добавление конопляных зерен.
- Татарский плов – готовится с бараниной или говядиной в глубоком казане на животном жире с добавлением овощей или даже фруктов (сладкий вариант).
- Белиш – традиционный открытый пирог с утятиной, большим количеством лука и с рисом.
- Перемяч – круглые лпешки с начинкой, запекаемые в печке.
- Тутырма – татарская колбаса, приготовленная из субпродуктов со специями.
- Чак-чак – широко известное в России лакомство, которое готовится из теста с медом.
- Татарский бульон шулпа – больше напоминает не бульон, а настоящий русский суп с большим количеством ингредиентов: мясом, овощами, лапшой.
- Азу – мясная поджарка с овощами.
- Кыстыбай – мучные пресные лепешки с разнообразными вкусными начинками из мяса, сыра, овощей.
- Тунтэрма – питательный омлет с добавлением пшеничной муки или манной крупы для придания густой консистенции.
- Эчпочмаки – небольшие пирожки-треугольники с картофельно-мясной начинкой.
- Элеш – круглый пирожок с начинкой из картофеля, куриного филе и лука.
- Чебуреки – жареные плоские пирожки с начинкой из мясного фарша.
- Коймак – жаренные в печке небольшие оладьи из дрожжевого теста.
- Кабартма – тонкая длинная лапша из теста. Другие виды татарской лапши: чумар, умач, салма, токмач.
Способы приготовления
Интересны и особенности приготовления татарских блюд, которые связаны с традициями, развивавшимися в народе веками.
Татарская печь, в которой готовят выпечку и другие национальные блюда, немного отличается от привычной русской печи: она обладает приступком для казана и лежанкой меньшего размера.
Основной прием татарской кулинарии – это запекание и тушение. Жарка используется довольно редко: только для приготовления оладий.
- Автор: Валерий
- Распечатать
Оцените статью:
Источник