Какие психические свойства бывают
Психика – это многокомпонентная конструкция, которая позволяет определить личность индивида. Данное определение подразумевает наличие нескольких составляющих:
- Психические процессы. Они являются динамическими показателями, предстающими в виде критериев понимания мира. Они позволяют воспринимать и анализировать информацию из окружения человека, создавать определенные эмоции в отдельных жизненных ситуациях, манеру поведения, цель и мотивы. Кроме того, они отвечают за общение в разных ситуациях, меняя позу, жесты, мимику, громкость и тональность голоса. Процесс развития личности предусматривает постоянное варьирование этих свойств.
- Психологические свойства. Стоит заметить, что каждое свойство — это статическое понятие. Но они могут относительно варьироваться в результате длительного воздействия раздражительного фактора. К психическим свойствам стоит отнести:
- тип темперамента, который заложен еще при рождении;
- особенности характера – исследования личности подтвердили, что данная характеристика на 90% зависит от наследственности и только на оставшиеся 10% от внешних условий;
- способности – данный психический фактор зависит от природы, а также формируется во время личностного развития.
- Психическое состояние. Здесь подразумевается, какой именно процесс и качества человека проявятся в определенной ситуации, и какие станут преобладать.
Основные критерии исследования индивида: психологические состояния
Психология указывает, что личность человека в определенной ситуации проявляется при помощи психологического состояния, которое формируется в качестве ответа на раздражитель. Иными словами, одни эмоции преобладают над прочими, изменяются жесты, поведение и другие качества.
Состояние – статический показатель, но в случае продолжительного воздействия одинаковых раздражителей, изменяющихся во времени, состояние становится почти не вариативным качеством.
Во время исследования личности удалось выявить несколько компонентов психического состояния, куда стоит отнести:
- физиологию (сюда может относиться частота пульса);
- моторные функции (речь, мимика);
- эмоциональная сфера (проявление положительных и отрицательных эмоций);
- когнитивные процессы (адекватное мышление, анализ ситуаций);
- особенности поведения (различные действия в определенных ситуациях);
- общительность (может ли человек контактировать и адекватно общаться с людьми).
Каждое психологическое состояние относится к одной из двух групп: устойчивые (личностные) или ситуативные.
Для ситуативных состояний характерны неустойчивость и ответ индивида на конкретную необычную ситуацию. Ситуации бывают конфликтные, общефункциональные или с психическим напряжением.
Для устойчивых, тех, что сохраняются на продолжительный период времени, характерно то, что они могут быть с нарушением сознания, кризисными или оптимальными, с разными пограничными состояниями (психопатия, малоумие).
Отдельно стоит отметить кризисные состояния, способные выражаться в форме:
- негативизма (даже в оптимальной ситуации преобладает негативное качество в виде отрицательных эмоций);
- аутизма (социальной отчужденности);
- оппозиции (агрессия в конкретных нетипичных ситуациях или по отношению к определенным личностям).
Используя современные исследования личности, можно четко определить все показатели психического состояния человека для составления личностного портрета. Держите психику под контролем, а если накопилось много негатива, вам рекомендован курс Викиум «Детоксикация мозга«.
Источник
Психические процессы, свойства и состояния человека пронято выделять из целостной системы человеческой психики. На самом деле все эти психические явления не могут существовать и функционировать отдельно друг от друга. Выделение их в самостоятельные группы обусловлено методической необходимостью, для того что бы их можно было более подробно изучить, понять, что они собой представляют.
Психические процессы
Психические процессы — это психические явления, которые сгруппированы по определенным функциям. Психический процесс является динамическим понятием. Психические процессы могут быть:
- познавательными (когнитивными)
- волевые (мотивационные)
- эмоциональными
Познавательные процессы реализуют свою функцию в виде запечатления, хранения и переработки информации об окружающей действительности. Познавательные процессы делят на две ступени. Первая ступень представлена чувственным познанием, которое реализуют ощущения и восприятие. Они отражают реальность происходящего при воздействии раздражителей на органы чувств. Ощущения отражают отдельные свойства окружающей реальности, восприятие формирует картину мира в целом. Те образы, которые нашли свое отражение в результате процесса восприятия называют первичными. После переработки первичных образов появляются вторичные образы, они представляют вторую ступень познавательных процессов. Вторичные образы обеспечивают рациональное познание мира прибегая к таким процессам как память, воображение и мышление.
Волевые процессы управляют деятельностью человека, эти процессы могут побуждать индивида к действию, контролировать его деятельность и направлять ее в определенном направлении. Основной регулирующий компонент в данном процессе представлен человеческой потребностью. Индивид пытается найти способ удовлетворить свою потребность, на основе мотива происходит формулировка цели и последующее принятия решения.
Главная функция эмоционального процесса — это оценка: происходит оценивание окружающей действительности, собственного я и своих действий. Эта функция проявляет себя в виде переживаний и связана с волевыми процессами.
Психические свойства
В процессе деятельности человека происходит развитие его психических свойств. Во время трудовой деятельности, обучения, игр происходит формирование и реализация всех сторон психики индивида.
Замечание 1
Психические свойства формируются в течении всей жизни человека. Под психическими свойствами понимают особенности конкретного человека.
Задатками психических свойств являются врожденные особенности, они могут обуславливать развитие психических свойств, но не определяют их полностью и однозначно. На основе одних и тех же врождённых задатков у индивида могут развиться разные психические свойства. Происходит это потому что на людей оказывают влияние разные жизненные факторы, которые обуславливают развитие психических свойств человека.
Психические свойства личности являются более-менее постоянными понятиями. Но несмотря на это, способности, характер, интересы человека формируются в течении всей его жизни.
Существует четыре основные психических свойства:
- темперамент
- характер
- мотивация
- способности
Психические свойства: темперамент
Определение 1
Под темпераментом понимают совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических характеристик индивида, которые определяют его психическую деятельность и поведение.
Темперамент может проявляться в общей активности, в моторной сфере, в эмоциональной сфере.
От типа темперамента зависит скорость действия психических процессов индивида, а также скорость условных рефлексов.
Личности по типу темперамента бывают следующие:
- холерик (быстрый, неуравновешенный, эмоциональный, быстро истощается)
- флегматик (медлительный, невозмутимый, устойчивое настроение, не эмоционален)
- сангвиник (живой, подвижный, быстро реагирует на происходящие события)
- меланхолик (пережив тельный, имеют острую болезненную реакцию на происходящее, впечатлителен, раним)
Психические свойства: характер
Определение 2
Под характером понимают группу основных личностных особенностей, эти особенности управляют поведением человека. Характер человека проявляется в отношении к себе, к другим людям, к труду, к вещам, характер так же отображает качества воли человека.
Немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер подразделял характер личности на два вида:
- циклотимический
- шизотемичекий
Эти два вида характера имеют схожесть с характерами психически больных людей, но являются нормой.
Циклотимический характер схож с характером больных с аффективными расстройствами, шизотемический характер схож с характером больных шизофренией.
В психологии выделяют такое свойство характера как акцентуация, под этим определением понимают крайнюю степень нормы, усиление отдельных черт, может привести к расстройству личности.
Психические свойства: мотивация
Основой жизни и эволюции всей жизни на земле является мотивация. Под мотивом понимают побуждение к действию для того что бы удовлетворить актуальную потребность.
Потребности человеку весьма разнообразны. Потребности человека подразделяют на две категории:
- материальные (пища, тепло, вода, воздух)
- духовные (общение, деятельность, знания, творчество.
Мотивы делятся на:
- низшие или биологические (влечения, желания, удовлетворение физических потребностей)
- высшие или социальные (интересы, идеалы, убеждения)
Психические свойства: способности
Способность человека — это достаточно постоянная величина, она отличает одного индивида от другого, определяет достижения человека в определенных видах длительности.
Способность — это не то же самое что и навыки, знания, умения, но способность помогает освоить новые знания, навыки и умения.
Способности бывают:
- природные (связаны с врожденными задатками)
- специфические (имеют общественно-историческое происхождение)
Специфические способности, в свою очередь могут быть общими, специальными, теоретическими, практическими, учебными и творческими.
Психические состояния
Определение 3
Психическое состояние — это определенный режим человеческой деятельности, он имеет определенные энергетические особенности и систему психологических фильтров, которая помогает воспринимать окружающую действительность. Психические состояния являются одними из основных показателей психики человека.
Психические состояния имеют отличия от психических процессов и психических свойств, психические состояния управляют ими. В течении жизни человек в разные моменты жизни находится в разных психических состояниях.
Психические состояния могут быть эмоциональными, волевыми. Еще выделяется такое психическое состояние как состояние сознания.
На психическое состояние человека оказывают большое влияние внешние и внутренние сигналы.
Структура психического состояния является сложной и динамичной, в этой системе любой элемент психики может занять доминирующую позицию, бывают ситуации, когда несколько компонентов играют доминирующую роль.
Существует несколько видов классификаций психических состояний, одна из самых популярных это классификация Н. Д. Левитова, он выделял:
- личностные и ситуативные состояния
- осознанные и неосознанные состояния
- поверхностные и глубокие состояния
- короткие и долговременные состояния
- состояния положительного и отрицательного действия
Источник
Понятие психики
Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Маклаков А.Г. Общая психология: СПб.: Питер 2002.- с. 57.
Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними. Р. Джонсон. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. – М.: ТОО ТК, 1998. – с. 74.
Но от психических процессов надо все же отличать психические свойства личности, те черты, которые, определяя направленность личности, ее способности и характер, составляют основание самой личности и определяют ее психологический облик.
Психические процессы и психические свойства личности фактически неотрывны друг от друга. С одной стороны, все психические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начиная с ощущений и восприятий, которые в полноте своего содержания и реального протекания зависят вовсе не только от деятельности будто бы изолированного рецептора, а от свойств самой личности, от ее восприимчивости и впечатлительности и т. д.; с другой – каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в ее свойства. Индивидуально-типологические особенности в восприятии, памяти, мышлении, воображении, внимании, не говоря уже об индивидуально-типологических особенностях в эмоциональной и волевой сфере, – это уже психические свойства и особенности личности в области восприятия, мышления и т. д., как-то: восприимчивость и впечатлительность, наблюдательность, вдумчивость, рассудительность, эмоциональная возбудимость и устойчивость, инициативность, решительность, настойчивость и т. п. Тем самым уже внутри аналитического изучения психических процессов наметился совершающийся с внутренней необходимостью переход к изучению психических свойств личности.
Психические свойства
Психические свойства – не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому, как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. Путь от аналитического изучения психических процессов к изучению психических свойств личности проходит поэтому через изучение психологической стороны ее деятельности. Единство деятельности, объединяющей многообразные действия и поступки, – в единстве ее исходных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности. Поэтому изучение психологической стороны деятельности является не чем иным, как изучением психологии личности в процессе ее деятельности. В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют, скорее, обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека. – М.: Наука, 1989. – с. 201.
Психические свойства личности – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Психические свойства – это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.
Психические свойства – наиболее общее родовое понятие для всех более частных психодиагностических свойств.Врожденные особенности организма являются лишь задатками, – весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства – способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но сформируются. В работе – учении и труде – складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности.
Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей. Р. Джонсон. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. – М.: ТОО ТК, 1998. – с. 310.
Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека – его способности, его характер, его интересы и склонности – вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это – особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется. Немов Р.С. Психология: Учебник.- 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – с. 174.
Никакая психическая особенность не может быть врожденной. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты характера. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и – что особенно важно – мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т.е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т.е. на основе каких-либо определенных задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.
Выделяются четыре основных психических свойства:
1. Темперамент.
2. Способности.
3. Мотивации.
4. Характер.
Источник
§74. Психические свойства личности
Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.
Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.
Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.
Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.
Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и — что особенно важно — мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е. на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.
И. П. Павловым установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах И. П. Павлова свою подлинно научную основу.
Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам: 1) сила основных нервных процессов — возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры; 2) равновесие между возбуждением и торможением; 3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.
Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов). «И это потому,— пояснял он,— что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство — высочайшая пластичность». Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип,— сила, равновесие и подвижность нервных процессов — не остаются неизменными на протяжении жизни человека.
Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.
Индивидуальность человека — его характер, его интересы и способности — всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности. Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живёт, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— писали Маркс и Энгельс,— это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей». Только социалистический строй создаёт условия для полного и всестороннего развития личности. И действительно, такого огромного расцвета талантов и дарований, как в Советском Союзе, не бывало ещё ни в одной стране и ни в одну эпоху.
Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов. Никогда ещё история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной любви к родине, как у советских людей в дни Великой Отечественной войны и в дни мирного труда. Решающим условием для развития всех этих качеств явилось мировоззрение партии Ленина — Сталина, в духе которого росло, воспитывалось и развивалось сознание передового советского человека.
Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. «…Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».
Однако: «Общественные идеи и теории бывают различные. Есть старые идеи и теории, отжившие свой век и служащие интересам отживающих сил общества… Бывают новые, передовые идеи и теории, служащие интересам передовых сил общества» (Сталин). Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой. Прежде всего оно требует уменья отличить эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого «знания» передовых идей и взглядов. Нужно, чтобы они были глубоко «пережиты» человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков.
Обусловленные личным жизненным путём человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности.
В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, всё большее значение приобретает самовоспитание, т. е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.
Читайте также
ГЛАВА 4 Свойства личности, влияющие на эффективность общения
ГЛАВА 4
Свойства личности, влияющие на эффективность общения
Некоторые свойства личности существенно влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность. Одни из них способствуют успешному общению (экстравертированность, эмпатийность, толерантность,
Патологические свойства личности
Патологические свойства личности
«Характер – невроз». В этом случае невротические состояния становятся свойствами характера. Наиболее выраженно это свойство проявляется при истерическом характере. Встречаются пограничные случаи, в которых пациента не удается
45. Мнемические свойства личности
45. Мнемические свойства личности
Личностные особенности памяти включают: индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойства памяти. Важной чертой является также
54. Речевые свойства личности
54. Речевые свойства личности
Направленность личности и стиль речи. В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. Направленность личности определяет содержание, предмет разговоров человека.Тесная связь между мышлением и речью
62. Эмоциональные особенности и свойства личности
62. Эмоциональные особенности и свойства личности
Среди всего многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует различать: эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности.К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость,
65. Волевые свойства личности
65. Волевые свойства личности
Волевое свойство личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели, называется целеустремленностью. Ясность цели – основное достоинство целеустремленного человека.Волевое свойство личности, которое
6. Значимые свойства личности
6. Значимые свойства личности
Значимые свойства личности подразумевают определение набора профессионально значимых свойств личности.В рамках определенного производства складываются определенные критерии приема на работу, основными из которых являются личностные
Конфликтогенные свойства личности
Конфликтогенные свойства личности
В. С. Мерлин [169] обращал внимание на следующее:«во-первых, уже в силу борьбы с природой возникают трудности и препятствия для удовлетворения мотивов и отношений личности;во-вторых, удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает
8.9. Мотивационные свойства личности
8.9. Мотивационные свойства личности
А. Н. Леонтьев пишет, что основной узловой вопрос становления личности превращается в вопрос о том, как мотивы (побуждения) превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. С. Л. Рубинштейн тоже говорил, что закрепившиеся
Свойства личности
Свойства личности
Это второй по порядку, но первый по важности компонент, составляющий мужскую сексуальную привлекательность.Качества, которые иметь крайне нежелательно:• Бесхарактерность или предельная «мягкость» характера: всегда – повторяю «ВСЕГДА!» – женщина
Источник