Какие психические свойства влияют на безопасность

Какие психические свойства влияют на безопасность thumbnail

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер и темперамент.

Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов.

Темперамент – это характеристика динамических психологических особенностей – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности труда. Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой, чем холерик или сангвиник.

Исходя из проблем психологии безопасности труда, целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение для профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Психическое состояние человека – это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов.

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделить производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Производственные психические состояния

Эти состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группа:

1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему) отражают общий психологический настрой коллектива.

2. Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих.

3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная работоспособность, утомление, конечный порыв, скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.

Особенности групповой психологии

Поведение больших масс людей, особенно в условиях паники, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека.

Известно, что в экстремальной ситуации своевременное и правильно выбранное решение зачастую снижает или предотвращает развитие аварии с катастрофическими последствиями.

В условиях производства действует группа людей (цех, управление и т.п.) и принятие решений ложится на эту группу.

В психологии оно носит название как групповое принятие решений (ГПР). Процедура ГПР предполагает обязательное согласование мнений членов группы. Иногда возрастает рискованность групповых или индивидуальных решений после проведения групповых дискуссий по сравнению с первоначальными решениями членов группы – происходит это из-за того, что каждый член группы в процессе дискуссии пересматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту группы.

Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств является циркуляционная реакция – нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, а также слухи.

Отсутствие ясных целей порождает практически наиболее важное свойство толпы – её легкую превращаемость из одного вида поведения в другой (любопытство, экспрессия, агрессивные действия и др.). Весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению.

Особые психические состояния

Организация контроля за психическим состоянием операторов необходима в связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, которые не являются постоянным свойством личности, но возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надежности оператора, необходимо выделить пароксизмальные расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).

Читайте также:  Какие свойства у киви

Пароксизмальные состояния – группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной ( от секунд до нескольких минут) утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судорожные движения тела и конечностей.

Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения и аффективные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1-2 месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели родных и близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизации и не должны назначаться на должности с высокой ответственностью.

Запредельные формы психического напряжения

Эмоциональное напряжение может по-разному влиять на поведение человека. В соответствии с преобладанием у человека процесса возбуждения или торможения состояние эмоционального напряжения может проявляться в следующих формах поведения в экстремальных условиях.

Напряженный тип поведения проявляется в скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Такие работники на воздействие эмоциогенных факторов реагируют чрезвычайно импульсивно и сильно.

Эмоциональное напряжение может также проявляться в уклонении человека от выполнения своих функций. В отдельных случаях наблюдается некоторая пассивность и стремление оградить себя от вмешательства в ход событий. Оператор в аварийных условиях испытывает затруднения в организации умственной деятельности, пытается оттянуть время, старается уйти подальше от пункта управления с тем, чтобы избавить себя от влияния эмоциональных нагрузок. Здесь находит свое проявление эмоция страха, в результате чего доминирует инстинкт самосохранения; этот тип поведения в экстремальных условиях называется трусливым. Под влиянием страха «трусливые» операторы начинают действовать по привычному шаблону, однако не адекватному сложившейся ситуации.

Тормозной тип эмоционального поведения человека характеризуется полной заторможенностью его действий, возникающей при воздействии эмоциогенных, необычных и ответственных ситуаций.

Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной неустойчивости человека являются аффективные срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий. Это — агрессивно-бесконтрольный тип поведения.

Существует такая категория людей, которые при наличии надлежащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип поведения называется прогрессивным.

Напряженный тип поддается исправлению в процессе специально организованного обучения, направленного на формирование навыков При этом трудовая деятельность на уровне навыка приобретает свойство стабильности, надежности и помехоустойчивости. Трусливый тип поведения может быть изменен и улучшен путем определенных воспитательных воздействий, помогающих человеку преодолевать эмоции страха. Так как пока еще не найдены эффективные средства психологического воздействия на представителей тормозного и агрессивно бесконтрольного типов поведения, лучшим путем повышения надежности систем управления является своевременный отсев таких лиц.

Однако указанная схема весьма условна и отражает лишь самые общие, усредненные для всех людей закономерности. В то же время влияние стресса на поведение и возможности конкретного человека, изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуально. Люди с сильным характером действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения – на экзаменах, ответственных соревнованиях, в аварийной обстановке, при опасности и т. д. И в то же время люди с подобным типом нервной системы легко поддаются монотонии – состояние, которое возникает при монотонной, однообразной работе при отсутствии внешних раздражителей (например, работа оператора в ночное время). Выражается это в снижении бдительности, готовности к действиям, нарастании сонливости и апатии. А вот индивиды со слабыми нервами хорошо справляются с однообразной монотонной работой и, наоборот, теряются в аварийной обстановке, наступает своеобразный «психологический шок»; появляется сильная заторможенность либо беспорядочные импульсивные поступки, неспособность к разумным действиям (паника). Учитывая эти особенности, специалисты-психологи, проводившие психофизиологические исследования операторов АЭС, рекомендовали формировать смены из людей с разными типами нервной системы, чтобы они могли подстраховывать друг друга и успешно действовать как при монотонии, возникающей в штатном режиме, так и в случае аварии.

Читайте также:  Каким свойством обладает четырехугольник вписанный в окружность

Источник

Психология безопасности рассматривает психические про­цессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния (рис. 5.1).

Какие психические свойства влияют на безопасность

Рис. 5.1. Структура психической деятельности человека

Психические процессысоставляют основу психической дея­тельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психические свойства (качества личности)— это качества личности (характер, темперамент). Среди качеств личности вы­деляют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человека— это структурная организа­ция компонентов психики, выполняющих функцию взаимодейст­вия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производст­венного процесса.

1.1.1. Психические процессы, определяющие безопасность человека

Память — это свойство запоминания, сохранения и последую­щего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера.

Запоминание тесно связано с забыванием. Психологами ус­тановлено, что в среднем за первые 9 часов информация, кото­рую помнит человек, уменьшается на 65 %. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и т. д.

Внимание — это направленность сознания человека на опре­деленные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В безопасности труда для привлечения внимания человека к опасностям используются различные средства — звуковые, зри­тельные, световые и т. д. Визуальная информация по безопасно­сти представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.

Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для воспри­ятия используется информация от нескольких видов анализато­ров (зрительного, слухового, тактильного).

Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соот­ветствовать определенным правилам, в частности, должны обес­печиваться актуальность и новизна информации, эмоциональ­ность воздействия, краткость сообщений (текст из нескольких слов) и т. д.

Мышление — это процесс познания действительности, харак­теризующийся обобщением. В процессе мышления осуществля­ется выбор решения, которое реализуется в последующих дейст­виях человека. Ошибочный выбор решения связан со следующи­ми причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации. Оши­бочное решение может привести к авариям, травмам, несчаст­ным случаям.

При принятии решений важную роль имеет эмоциональ­но-чувственная сфера человека, к которой можно отнести чувст­ва, эмоции, настроение.

Чувства — это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и ряд других могут являться причинами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение весьма важны для оценки реальной ситуации и обеспечения безопасно­сти.

Чувственный тон — это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способ­ствующим созданию опасных ситуаций, является идиосинкра­зия — болезненное отвращение к определенным раздражителям. Положительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета уменьшает утомляемость человека и сни­жает степень риска возникновения опасной ситуации. Это об­стоятельство используют при эстетическом оформлении рабочей зоны — световом, цветовом, звуковом.

Читайте также:  Какие свойства характерны для истинных растворов

Эмоции — это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа — стенические и астенические. Стенические эмоции — решимость, радость, воодушевление, азарт — побуждают человека к активным действиям, преодоле­нию препятствий и устранению причин угрозы для человека. Ас­тенические эмоции — боязнь, опасение, страх, испуг, ужас — способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе, необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с тем­пераментом и характером человека. Поэтому темперамент и ха­рактер человека учитывается при его допуске к некоторым ви­дам работ, связанных с большой ответственностью, необходимо­стью принятия быстрых и адекватных решений (летчики, авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производ­ственными процессами).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпера­ментом человека, могут вызвать состояние аффекта — эмоцио­нального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания, неадекватными сложившейся ситуации действиям. В состоянии аффекта, например отчаяния, может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После состояния аффекта может наступить шок, ха­рактеризующийся разбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, т. к. аффект может яв­ляться основной причиной реализации опасной ситуации — ава­рии или травмы.

Настроение — это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени харак­тер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в некоторой степени может являться при­чиной возникновения опасных ситуаций. Например, длительное эмоционально-отрицательное настроение может привести чело­века к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникающих трудностей, что может являться причиной несчастных случаев. Это обстоятельство не­обходимо учитывать, и человек, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля — это форма психической активности человека, кото­рая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения, ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели. Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направлен­ность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемых реальной ситуацией. Для профессиональной дея­тельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Людей с подобными качествами не следует использовать для вы­полнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспе­чение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию. Создание безопас­ных для труда условий, строгое соблюдение правил и требований безопасности должно всячески стимулироваться — морально, ма­териально и т. д., чтобы формировать в трудовом коллективе ус­тойчивые мотивы безопасного поведения, безопасного труда.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасно­сти деятельности — риском, который может быть мотивирован­ным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мотиви­рованного рискованного поведения могут быть выгода или опас­ность каких-либо потерь-проигрышей (карьерных, личностных и т. д.). Готовность к риску индивида определяется его психоло­гическими свойствами, например характером, темпераментом, легкомыслием, боязливостью и т. д.

Источник