Какие раньше были лечебные свойства

Какие раньше были лечебные свойства thumbnail

Древние славяне, в отличие от наших современников, искреннее верили, что травы являются живыми существами, которые могут переходить из одного места в другое, внезапно исчезать и так же внезапно появляться в самых неожиданных местах, совершенно неожиданно менять свой внешний вид, плакать, радоваться, кричать и разговаривать не только друг с другом, но и с людьми. Многим живущим в современном мире людям сложно в это поверить, но наши предки не сомневались и в том, что каждое растение обладает собственным нравом и уникальным характером.

Те травы, которые отпугивали разную нечисть и помогали избавиться от тех или иных болезней, древние славяне ласково называли «шелковая трава», «травушка-муравушка». Травы же, которые никакой пользы здоровью не приносили, а только негативно влияли на организм человека и привлекали нечистую силу, в былые времена называли «бесовской отравой», «лютым растением», «лихой травой».

Люди, жившие на Руси в стародавние времена, знали, что они являются всего лишь частью живого мира, поэтому относились к растениям как к равным себе существам. Наши предки не только умели правильно общаться с травами и просить о помощи, но и рационально использовали их целебные и магические свойства себе на пользу.

Нет ничего удивительного в том, что травы были главными спутниками древних славян от рождения и до последних дней жизни. Сегодня поговорим о том, какие же травы были в почете у наших предков.

Как древние славяне собирали травы?

Наши предки прекрасно понимали, что они не являются самой сильной частью природы, поэтому усердно искали общий язык с остальными живыми существами. Собирать травы можно было лишь в определенное время и только в заповедных местах.

Обладающие магическими свойствами растения собирали в ночь на Аграфену Лютые Коренья (Аграфену Купальницу) или Ивана Купалу. Древние славяне верили, что в эту ночь все травы становятся обладателями сверхъестественных сил. Добрые ли это силы или плохие? Все зависело от самой сути растения. Полезные для человека травы получали добрую сверхъестественную силу, а вредные и плохие – злую. Волшебные травы показывались далеко не всем людям. Сорвать себя они разрешали только ведунам, знахарям и колдунам.

Жившие на Руси люди не рвали травы просто так. Сначала они падали ничком на землю и произносили молитву, в которой просили сырую землю-мать о том, чтобы она разрешила им нарвать с себя всяких растений. Понравившуюся траву сначала необходимо было с четырех сторон окружить дорогой и красивой тканью, серебряными или золотыми украшениями или монетами, и только после этого её можно было сорвать.

Любимые травы древних славян

1. Разрыв-трава

Разрыв-трава – растение, произведенное на свет ночными духами и окруженное тайной. Встречается очень редко. Обычным людям не показывается. Древнеславянские маги и знахари верили, что разрыв-трава способствует стиранию граней между земным и астральным мирами, помогает отыскать надежно спрятанные клады и открыть любые замки.

Согласно мифу о разрыв-траве, который был очень популярным у древних славян, сильно уставший и отставший от своих товарищей юный воин шел по опушке осеннего леса. Внезапно юноша услышал шипение и увидел несколько десятков больших змей, которые не замечали его, а целенаправленно ползли к небольшой горе. Воин с удивлением заметил, что каждая змея брала какую-то травинку на язык, затем прикасалась языком к горе. От прикосновения гора раскрывалась, и змея могла без труда заползти внутрь скалы.

Юноша и себе решил сорвать травинку, но сразу же почувствовал боль в пальце и увидел небольшой порез. Прикоснувшись к скале этим пальцем, воин сумел оказаться внутри горы. Там он увидел море золота, серебра и самых разных драгоценностей, которые радовали глаза и душу своим великолепным сверканием.

В центре пещеры воин увидел престол из чистого золота, на котором восседала змея огромных размеров, а вокруг престола спали свернувшиеся клубочком обычные змеи. Молодой человек, отложив в сторону щит, меч и лук, пошел гулять по пещере. Он пересыпал монетки, трогал драгоценности, наслаждался видом золотых слитков. Мужчина совершенно забыл о времени и не заметил, что змеи проснулись. Вместе со спустившейся с золотого престола змеей они покинули пещеру. Воин, испугавшись, что останется в пещере навсегда, кинулся за ними. Оказавшись в лесу, он заметил, что на опушке стояла не осень, а весна.

Ругая себя за то, что всю зиму провел в пещере и не только не додумался вынести оттуда хоть одну золотую монетку, но и забыл свое оружие, юноша не заметил, что к нему, занося мечи над головой, скачет толпа свирепых всадников. Воин, понимая, что защитить себя он не в состоянии, выставил руки вперед и приготовился к смерти. Но внезапно из того пальца, который он порезал об травинку, вырвалось поразившее врага мощное пламя. Всадники, испугавшись безоружного парня, ускакали прочь, а молодой человек понял, что стал обладателем самого главного сокровища, которое сделало его бесстрашным и непобедимым воином.

Листья разрыв-травы имеют крестообразную форму, а цветок подобен огню. Чтобы отыскать это растение, необходимо в ночь на Ивана Купала косить траву на диком пустыре до тех пор, пока не переломиться железная коса. Это будет свидетельствовать о том, что коса ударилась о разрыв-траву. В этом месте нужно собрать всю траву и бросить её в реку. Разрыв-трава, в отличие от обычной травы, поплывет против течения.

Магические свойства разрыв-травы действуют только один год. Поэтому каждый новый сезон нужно отправляться на поиски свежей травы.

Разрыв-трава древних славянРазрыв-трава

2. Плакун-трава

У древних славян плакун-трава (дербенник иволистный) ассоциировалась со страхом и уважением. Наши предки искренне верили, что она обладает огромнейшими силами, поэтому способна усмирить и заставить плакать бесов и всякую нечисть, изгнать кикимор и черных магов.

Чародеи и знахари собирали плакун-траву только руками, так как использовать какое-либо орудие было строго запрещено. Делать это нужно было на утренней заре на Ивана Купалу. Очень важно было найти не только само растение и его корень, но и цветки. Счастливчику, нашедшему плакун-траву, нужно было произнести следующие слова: «Хоть ты, плакун, плакал много и долго, но выплакал очень мало, поэтому не разноси свой вой по синему морю и не кати свои слезки по чистому полю. Будь ты, плакун, страшен ведьмам старым и бесам злым. Утопи их в их же слезах, пусть бегут о тебя куда подальше. Пусть мое слово век веков будет крепким и твердым!».

Из корней плакун-травы древние славяне изготавливали магические амулеты, которые прогоняли злых духов и защищали от нечисти, помогали отыскать спрятанные сокровища, усыпить неспокойных и капризных детей.

Из плакун-травы, которая обладает противовоспалительными, вяжущими, тонизирующими и противосудорожными свойствами, знахари и чародеи делали лечебные настойки, отвары и порошки. Часто целебные снадобья на основе этого растения принимали от тоски, печали, апатии, бессонницы, нервных расстройств, лечили ими женские заболевания и расстройство желудка.

Плакун-трава древних славянПлакун-трава

3. Аир

Имеющий длинные корни и прямые листья аир пользовался у древних славян особым уважением. Наши предки поили лошадей только в тех водоемах, возле которых росла эта трава.

Читайте также:  До какой температуры сталь сохраняет свойства

Чародеи и знахари приписывали аиру разные магические свойства, а обычные люди, живущие на Руси, использовали его как пряность и добавляли во многие блюда. Чтобы уберечь квас от брожения, славяне делали из аира, в состав которого входят убивающие бактерии эфирные масла, отвар и добавляли его в квас.

Целители использовали аир для лечения изжоги, кишечных коликов, многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, полоскания ротовой полости, улучшения зрения, усиления кровообращения. Маги же любили это растение за то, что оно защищает от нищеты, голода, сглаза и порчи, привлекает деньги, имеет приворотную силу.

Ведьма, выполняя просьбу юной влюбленной девушки, подсыпала приворотное зелье на основе аира её возлюбленному. После приворотного обряда молодой человек, который раньше не обращал никакого внимания на пылкие взгляды девицы, забывал обо всем и думал только о ней.

Чтобы приготовить зелье для приворотного обряда, необходимо 100 г сушеных корней аира залить 500 мл водки и настаивать в прохладном и темном тесте на протяжении 12 – 14 дней. Готовый настой нужно маленькими порциями незаметно подливать объекту страсти.

Аир трава древних славянАир обыкновенный

4. Одолень-трава

Одолень-травой древние славяне называли желтую и белую купальницу или кувшинку. К этому растению наши предки относились с особым трепетом и религиозным уважением, называли царицей водоемов, которую окутывает таинственный ореол. Они верили, что человек, отыскавший одолень-траву, сможет открыть в себе те таланты, о наличии которых он и не подозревал.

Одолень-трава для людей, живших на Руси, была мощным оберегом, который надежно защищает от сглаза, порчи и злых духов. Собиравшиеся в дальнюю дорогу мужчины и женщины брали с собой ладанку с высушенным корнем лилии, чтобы защитить себя от всяких бед, проблем, голода и болезней.

Целители готовили отвар на основе лилии и давали его людям, страдающим от зубной боли, опухолей, нервных расстройств, гноящихся ран, женских заболеваний, болезней почек и желудочно-кишечного тракта.

Одолень-трава древних славянОдолень-трава

5. Папоротник

Папоротник можно по праву назвать царем всех трав в Древней Руси. Наши предки искренне верили, что в ночь на Ивана Купалу это бесцветковое растение на несколько мгновений распускает свои огненно-красные бутоны. Если какой-то человек увидит цветок папоротника в эту ночь, то успех, богатство, счастье и удача будут преследовать его до конца жизни.

Но сделать это практически нереально, ведь нечистая сила, зная о магических свойствах папоротника, делает все возможное, чтобы никто из смертных не смог овладеть цветком. Многие смельчаки, отправившись ночью в лес за цветущим папоротником, пожалели о своем решении, так как нечисть пугала их леденящими сердце и душу воплями, криками и хохотом.

Некоторым избранным людям папоротник попадал в лапоть совершенно случайно. После этого счастливчики, не прилагая никаких усилий, все видели и все узнавали, указывали на места, где зарыты клады. Но как только они разувались и теряли цветок папоротника, все знания улетучивались из их головы, а удача поворачивалась к ним спиной.

Папоротник на РусиПапоротник

6. Адамова голова

Охотники верили, что адамова голова, которую знахари и колдуны собирали ранним утром на Ивана Купалу, способна заживлять любые раны. Поэтому многие мужчины, собираясь на охоту, окуривали травой свое оружие. Они свято верили, что это поможет им избежать травм и вернуться домой не с пустыми руками.

Верили в магические свойства адамовой головы и плотники. Чтобы избавиться от страха высоты, они брали с собой растение на высотные стройки палат и церквей. Многие древние славяне носили окропленный святой водой корень адамовой головы на цепочке в виде оберега или же вшивали в одежду для защиты от сглаза, порчи и нечистой силы.

Растение, согласно поверьям, делало роды более легкими и быстрыми, превращало трусливых мужчин в бесстрашных и смелых воинов, обладало ранозаживляющими свойствами. Корень адамовой головы помогал человеку увидеть места, в которых затаилась нечистая сила, а настой – понять, на ком «лежит» сглаз или порча.

Адамова голова на РусиАдамова голова

7. Чертополох

Чертополох – сорная колючая трава, которая оберегала от всякой нечисти. Наши предки верили, что чертополох отпугивает бесов и чертей, успокаивает скорбящих об умершем родственнике людей, уберегает от раздражения, плохих мыслей и тревоги. Чтобы помочь скорбящему о покойнике человеку, нужно было его как можно сильнее побить чертополохом.

Древние славяне смешивали чертополох с воском и варили «вощанку» — магическое защитное средство, которое помещали в ладанку и носили с собой как мощный оберег.

Чтобы защитить дом и двор от нечистой силы, чертополох клали под крышу или же засовывали в трещину над воротами. Если же жившие в Древней Руси люди желали защитить от демонов, чертей, бесов и прочей нечисти домашний скот, то они окуривали сухим чертополохом хлев.

Чертополох на РусиЧертополох

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Так как канал основан на тайнах растений, в аспект изучения мы возьмём именно их. Столетия и тысячи лет назад не было антибиотиков и капель в нос при насморке, приходилось пользоваться дарами природы, а она позаботилась о нас достаточно,чтобы выжить.

На Руси народная медицина всегда находилась на высоком уровне. Знахари, лекари, целители добивались такой эффективности в лечении, что врачи-иностранцы спешили перенять их опыт, посвящая исцелению травами целые трактаты.
Русский человек всегда был тесно связан с природой, внимательно наблюдал за ее проявлениями, процессами. Наблюдая за тем, как животные лечатся растениями, разыскивая именно то, которое нужно. Примечал, какая травка от какой хвори помогает. Люди использовали эти наблюдения, готовили травяные сборы, варили снадобья.
Эти знания передавались из поколения в поколение, многие в неизменном виде дошли до наших дней. Сегодня мы с вами поговорим о том, какими растениями лечились наши предки и коротко перечислим некоторые из них:

Лопух (репей)

Его использовали все целиком, в том числе листья, стебли, корни. Все части растения содержат целебные вещества. Например, в корнях есть полисахарид инулин, который в определенных условиях (кислая среда) преобразуется во фруктозу. Растение содержит белки, эфирное масло, дубильные вещества, глюкозу.
В старые времена молодые корни употребляли в пищу. Их жарили, отваривали, тушили, пекли на костре. Большие зеленые листья использовали для приготовления салатов.
Употребление растения способствует улучшению качества крови, снижает уровень сахара, препятствует развитию опухолей. Также отвар корней использовали для лечения болезней костей, суставов, исцеляли холецистит. Экстракты лопуха применяли для лечения ран, повреждений кожи, применяли как мочегонное средство.

Крапива двудомная

Молодое растение использовали повсеместно. Крапива чрезвычайно полезна, так как содержит много витаминов (С, К, В2, каротин), микроэлементов, в том числе железа, калия, кальция. Из свежих листьев готовили салаты, щи.
Варили лечебные снадобья для улучшения свертываемость крови, использовали как общеукрепляющее средство, а так же как лекарство, затягивающее раны. Настои, отвары растения способствуют увеличению гемоглобина в крови, тромбоцитов и эритроцитов. Способствует снижению уровня сахара, обладает мягким мочегонным действием.
Обжигающие листья с давних пор используют при анемии, атеросклерозе, почечных коликах, болезнях мочевого, желчного пузыря, печени, геморрое, а также для активизации обмена веществ. Наши предки использовали крапиву для увеличения выработки молока у кормящих женщин.

Ромашка аптечная

Цветки растения издавна используют в качестве противовоспалительного, противоспазматического, дезинфицирующего, болеутоляющего средства. Настои, отвары ромашки применяли ранее и используют до сих пор при воспалениях кожи, в том числе экземе, ожогах, обморожениях. Используют для лечения перхоти, себореи, лечат ревматические, подагрические поражениях суставов, воспалительные заболевания глаз. С помощью ромашки восстанавливали сон.

Череда

Наши предки очень ценили это траву. С ее помощью лечили головную боль, экзему, гипертонию, а также успокаивали нервы. Отвары из растения с давних времен используют для лечения диатеза, крапивницы у детей. Для этого их купали в теплом отваре череды. Кстати, такие ванночки полезны для беспокойных, гиперактивных малышей. После нее они лучше засыпают.

Одуванчик

Сок цветка использовали для удаления бородавок. Отвары, настойки, настои готовили при малокровии, простудных заболеваниях, болезнях кажи, глаз. Также растение использовали как общеукрепляющее средство. Знаменитое варенье из одуванчиков применяли для общего оздоровления организма, прнимали его на ночь с молоком как успокоительное, снотворное средство.

Цветки календулы (ноготки)

Растение применяется в народной медицине аж с XII века. С середины XIX века упоминается в составе пилюль от рака кожи, венерических, лишайных и чесоточных изъязвлений. Также настои из цветков использовали для лечения ожогов, малярии, болезней глаз. Активно использовали чуме и лихорадке.

Мать-и-мачеха

В старину с помощью растения лечили кашель при воспалении верхних дыхательных путей. Мать-и-мачеху использовали при лечении водянки, золотухи, туберкулеза легких. Растение эффективно при гипертонии, малярии, повышенном сердцебиении, расстройстве нервной системы. С помощью настоя, отвара лечили кожные повреждения, раны средства, лечили больные зубы.

Липовый цвет

При сильной простуде готовили целебный настой, обладающий жаропонижающим свойством. Девушки умывались отваром для красоты и свежести.

Лилии (кувшинки)

Эти желтые и белые растения имели название одолень-трава. Цветы считались магическими, так как охраняли дом от козней нечистой силы. Настой цветков использовали для успокоения нервной системы взрослых и детей. Его принимали перед сном, так как настой обладает снотворным эффектом.
Конечно, это далеко не все растения, которыми в старину лечились наши предки. Список их можно еще долго продолжать. Находясь в лесу, гуляя по цветущему лугу, просто внимательно оглядитесь вокруг.

Вы увидите куст шиповника с издающими нежный аромат розовыми цветами. Чуть поодаль заметите желтые цветки зверобоя, а рядом розовый и белый клевер. Береза приветливо помашет ветвями, приглашая отдохнуть в ее тени. Отнеситесь к ним с любовью и вниманием, тогда и растения отплатят вам тем же. Будьте здоровы!

Читайте также:  Какие свойства у калины

Источник

В обширном фармацевтическом арсенале, предназначенном для терапевтических целей, не менее 25% средств приходится на растительные препараты природного происхождения. Несмотря на успехи химии в синтезе новых лекарств, в последние десятилетия тенденция использования натуральных ингредиентов для лекарств становится всё более и более актуальной.

Немаловажным остаётся тот факт, что при соблюдении правил сбора и заготовки растительного сырья экология растительных сообществ не изменяется, а утраченная биомасса способна достаточно быстро восстановиться в полном объёме. Однако неопытные сборщики из-за незнания биологии видов и неправильной эксплуатации травяных территорий могут нанести растительным запасам непоправимый ущерб. При этом неправильный сбор и подготовка растительного сырья часто приводят к потере ценных качеств и биоактивности, из-за чего оно не может использоваться для получения эффективного лекарственного средства.

От древности к современности

Использование человеком трав и растений для терапевтических целей имеет длинную и интересную историю. С доисторических времен практически каждый народ и народность в поисках лекарств от болезней обращались к окружающей их природе с её растительным богатством.

У разных народов существует немало легенд о чудесном заживлении ран у животных, когда они пользовались растениями. Так, охотившиеся сибирские мужчины издавна замечали, что животные с ранениями стараются есть красную гвоздику. Оказалось, что это прекрасное средство для остановки кровотечений.

Опыт лечения болезней с помощью растений кумулировался в народе на протяжении многих веков. Эта информация высоко ценилась и передавалась «по наследству»: от родителей к детям, от поколения к поколению, иногда между семьями и родами. С течением времени люди научились отличать разновидности растений друг од друга и целенаправленно применять их целебную силу. Постепенно обогащались и систематизировались знания об отдельных семействах растений. Одни из них предназначались для простуды, другие – для заживления ран, третьи – придавали бодрость и силу.Лекарственные сборы трав в чашах

В дописьменный период существования человека сведения о целебном эффекте растений закреплялись в устных рассказах. Благодаря развивающимся связям между племенами и народами круг познаний постепенно расширялся…

Данные археологии и этнографии убедительно свидетельствуют о том, что в самом начале развития материальной культуры человек обращался к животворной и исцеляющей силе растительного мира. Это подтверждают археологические находки в виде сосудов для приготовления лекарственных снадобий из трав, с помощью которых доисторические лекари осуществляли сложный процесс врачевания.

Фрагмент ассирийской глиняной таблички. Нажмите на изображение, чтобы увеличить его

Развитие письменности дало людям уникальную возможность фиксировать и транслировать свои познания о силе трав. Повествования о лекарственной флоре можно встретить в различных древних памятниках письменности по всему миру, например ассирийские глиняные таблички. Помимо прочей информации, они содержали описание различных трав и растений, приводились рекомендации по использованию. Интересно отметить, что уже тогда в Ассирии применяли как дикие, так и культивируемые травы и растения.

В древнем Египте были известны рецепты лечения больных с помощью восстановительной силы природы. Более четырёх тысяч лет до нашей эры египетские лекари имели перечень целебного растительного сырья, с его характеристиками и рекомендациями по применению. Лечебные свойства местных представителей флоры с древних времен были известны и в Китае. За 2700 лет до нашей эры китайские врачи использовали специальный травник императора Шеннунга.

Гиппократ бюстГиппократ

Активное распространение фитотерапия обрела у древних греков, основавших свое медицинское учение на основе египетского врачевания. Среди основоположников научных познаний о травах и растениях стоит Гиппократ (460-377 гг. до н. э.), которого по праву считают родоначальником греческой, да и современной медицины в целом. Он обобщил и записал все медицинские познания древних греков. Его последователь Теофраст (372-287 гг. до н. э.) сделал описание нескольких сотен целебных растений. Среди римских учёных большой известностью пользовался врач Гален (129-201 гг. н. э.), привнёсший многое и в процесс изучения лекарственных трав.

Народы Западной Европы, образовавшие самостоятельные государства ко второй половине первого тысячелетия нашей эры, имели доступ к античным медицинским записям, описывающим целебные свойства растительного сырья и методы его использования. Благодаря этому врачи средневековья знали уже не менее 1000 целебных трав.

Авиценна портретАвиценна

Достижения греческого врачевания использованы также в Сирии, Персии и прочих восточных странах. Большое значение для арабской медицины сыграл Абу-Али-Ибн-Сина (ок. 980-1037 гг.) или Авиценна. Его капитальный труд القانون في الطب‎ или «Канон врачебной науки» стал медицинской энциклопедией для восточных лекарей и европейских врачей. Помимо прочих заслуг Авиценны, он дал лечебную характеристику практически 1000 растительных лекарств.

Помимо системы официальной эмпирической медицины, в основе которой заложены греко-египетские традиции, сложился ещё целый ряд самобытных систем. Например, индийская медицина. До наших дней сохранились научные труды индийских травников, датированные 100-ми годами до нашей эры. В них даны характеристики и методы использования произрастающих в стране целебных трав. Большое влияние индийское врачевание оказало на медицину Тибета. Однако здесь лекари с отличительной самобытностью использовали знания и достижения индийской медицины.

Читайте также:  Какие свойства имеет алгоритм

Новый стимул для изучения лекарственной флоры дало распространение международных связей. Большой интерес для Европы стал представлять Азиатский и Американский регионы со своими особенностями флоры. В XIX столетии европейская фармакопея пополнилась десятками экзотических растений южной и северной Америки, Океании и Азии, Африки. Однако в Европе собственные травы и растения всё ещё были исследованы недостаточно. Систематическое изучение лечебных свойств европейских растений началось, по существу, только в ХХ веке.

Понимание механизма действия лекарственных растений

При всём интересе к природным лекарствам, люди тысячелетиями не могли ответить на вопрос: «За счёт чего растительные лекарства оказывают терапевтическое воздействие на наше тело?»

В древние времена растения применяли свежими и необработанными, либо в виде высушенной травы. По мнению Гиппократа, лекарственные растения следовало применять целиком, поскольку все его части одинаково полезны.

Клавдий ГаленКлавдий Гален

Взгляды Гиппократа и его последователей на лечебные свойства растений впервые подверг критике древнеримский медик, хирург и философ Гален. На основе собственных наблюдений он сделал следующее заключение: «к выздоровлению приводят не всё растение в целом, а отдельные и пока неизвестные вещества, которые необходимо экстрагировать (извлекать) из лекарственного сырья».

Огромная заслуга Галена и в том, что он привнес в лечебный процесс новые лекарственные формы растительных средств. Появились жидкие (отвары и соки, микстуры и настои) и твердые формы (пилюли и лепёшки из растений). Его по праву называют отцом фармацевтического дела. Правда, объяснить преимущества этих лекарств Гален с учениками так и не смогли, поскольку не обладали достаточными познаниями в химии.

ПарацельсПарацельс

Лишь в начале 16 века швейцарский врач, химик, философ и естествоиспытатель Парацельс (1493-1541 гг.) добился настоящего прорыва в вопросе изучения химических компонентов растительного сырья. Он и его ученики достигли в этом деле определенных успехов. Однако выделять чистые активные компоненты Парацельсу удавалось не всегда, так как общий уровень научных исследований на тот момент был недостаточно высок.

Главный вид активных компонентов растений были выделены из растений лишь в XIX столетии. Первый алкалоид получен в 1806 году и был назван «морфин» — в честь божества сна из греческой мифологии (Морфий). Вслед за этим начались активные поиски новых алкалоидов. И вскоре были выделены хинин, стрихнин, кокаин.

В середине XIX века были обнаружены гликозиды – ещё один класс активных компонентов растений. В эпоху ХIХ – ХХ столетий в растительном сырьё найдены витаминные соединения. По сей день время биологи, химики и медики продолжат работы по изучению лекарственного сырья для лекарств и занимаются выделений всё новых и новых биоактивных веществ.

Такой путь прошла наука о лечебной силе растений, насчитывающий в общей сложности около шести тысяч лет.

Применение лечебных растений и трав в России

Крещение Руси в 988 году стимулировало появление по всей стране монастырей и православных храмов. Церковные люди с особым трепетом занимались сбором и подготовкой растительного сырья, культивировали лечебные растения на приходских огородах. В XI веке при монастырях открывались больничные палаты. В церковных записях и литературных произведениях XI-XII веков в обилии присутствуют описания и целебные свойства российской флоры. Здесь же, изложенные в доступной форме, были изложены методы заготовки сырья и подготовки растительных лекарств.

В Киевской Руси изучали медицинские книги античных авторов – «Асклипову и Галинову науку». Труды древних ученых при переводах и переписке пополнялись сведениями об отечественных целебных фитосредствах. В итоге обобщая известную информацию, в конце XV века в России был написан «Лечебник Строгановых лекарств».

Благодаря этому в XV-XVI веках на Руси активно развивалась фитотерапия и появлялись растительные лечебники, ветрограды и травники. Примечательно, что эти книги не утратили актуальность и представляют огромный интерес по сей день. В начале XVII в. впервые был организован систематический сбор лекарственного сырья, производимый специальными людьми – «травниками», знавшими правила сбора.

Дальнейшее развитие науки о лечебных травах привело к появлению в крупных городах России «зелейных лавок». Сотрудники таких лавок занимались сбором и подготовкой сырья, а также изготавливали настойки и отвары. Лечебные травы и готовые лекарства продавались всем желающим. А времена правления Ивана Грозного были ознаменованы созданием в Москве первой российской аптеки при дворе царя.

Весомый стимул в развитии фитолечения в России возник во время правления царя Алексея Михайловича, который учредил специальный «Аптекарский приказ».  В конце XVI века по приказу царя Федора Ивановича издается первый официальный отечественный сборник природных лекарств, прообраз будущих фармакопей, под названием «Травник тамошних и здешних зелий».

В 1673 г. произошло открытие московской аптеки, специализировавшейся на лекарственном обслуживании военнослужащих. Однако в ней продавались лекарства и для гражданских. Тогда же на территории Москвы и её прилегающих территорий началось формирование специальных аптекарских огородов и участков. На них произрастало не менее 20 видов лекарственных растений. Для переработки сырья и изготовления лекарств создавались особые «поварни».

Для обучения лекарей и функционирования поварен требовалась справочная и учебная литература. Вначале использовали переводы с печатных европейских травников. Затем, накапливая знания, отечественные фармацевты стали создавать собственные справочники.

Петр первыйПетр I Великий

Время правления Петра I, как известно, было ознаменовано кардинальным и стремительным развитием различных направлений отечественной деятельности. Вопрос изучения и применения целебных трав тоже не остался в стороне. В 1701 г. согласно утвержденному приказу Петра, началось повсеместное открытие аптек для «всякого чина и люда». Царским указом на Полтавщине в состав походного госпиталя была включена аптека и при ней аптечный склад, снабжавший дикорастущими растениями с лечебными свойствами. В 1730 г. вместо временной аптеки при походном госпитале в Лубках учреждается постоянная казённая аптека с двумя «аптечными садами» в селе Терны и в г. Лубны.

Лубенская аптека пропагандировала среди местного населения сбор дикорастущего растительного сырья, а также ввела в культуру ряд лечебных трав. Садовые и огородные участки аптекарского назначения создавались и в других местностях страны. Наиболее крупный из них был заложен в Санкт-Петербурге на отдельном острове, расположенном в северной части дельты реки Невы. Остров впоследствии получил даже специальное название — «Аптекарский».

Во времена правления Петра I сбор и подготовка дикорастущего сырья проводились особо интенсивно. Существенную роль в этом процессе сыграла «ягодная повинность». Согласно повинности крестьяне помимо прочего должны были подготавливать дикое сырьё для аптечных целей. Всё это привело к тому, что в середине XIX века медицинская канцелярия (ранее именуемая аптекарским приказом) распорядилась о том, чтобы «растения из чужих краёв больше не выписывались», т.е. ввоз их из-за границы был прекращен.

Важным мероприятием Петра I было основание в 1724 г. Российской Академии наук, что позволило систематически и целенаправленно изучать природные растительно-минеральные ресурсы страны. В этом деле активное участие приняли выдающиеся учёные то?