Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания

Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания thumbnail

Урок по окружающему миру 3 класс ” Растениеводство”.

Тема: Растениеводство.
Цель: Узнать об одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводстве; научиться различать культурные растения; учиться анализировать, обобщать полученные знания; развивать речь детей; воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства.
Задачи:
Личностные
• Развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
• Способствовать развитию умения работать в группе;
• Способствовать расширению словарного запаса детей.
Метапредметные
• Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• Обучать детей действиям сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей.
Предметные
• Систематизировать и расширять знания детей о растениеводстве.
Оборудование: 1. Компьютер, презентация. Гербарии: рожь, овёс, ячмень, пшеница.
2. Карточки с названиями культур: зерновые, кормовые, прядильные.
Ход урока

1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
– Мне приятно вас всех видеть . Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение.

Слайд 1

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

2. Проверка домашнего задания Слайд 2

– На прошлом уроке мы познакомились с темой «Полезные ископаемые»

– Что такое полезные ископаемые?

(Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве)

– Для чего их добывают?

( Одни используют в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы)

– Давайте выполним тест для проверки домашнего задания. Возьмите карточку 1, на задание вам отводится 2 минуты.

Слайд 3

– Проверьте свои ответы по эталону.

– Слайд 4 Кто правильно ответил на все вопросы – поднимите красный квадрат.

– У кого одна ошибка – зелёный треугольник.

– Если ошибок больше – жёлтый круг.

– Молодцы!

К сожалению, запасы полезных ископаемых не бесконечны. Поэтому мы должны бережно к ним относиться. Более подробно с ними вы познакомитесь в старших классах.

3. Введение в тему урока

– Слайд 5 Ребята, давайте вспомним с вами отрасли экономики. (Сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт, промышленность)

– Слайд 5 На какие отрасли делится сельское хозяйство. (Растениеводство и животноводство)

– Давайте с вами отгадаем загадки:

Слайд 6

С неба
Солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною –
Золотые усачи. (Пшеница.)

Что за две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливается,
Две недели подсыхает? (Рожь.)

– Чем похожи рожь и пшеница? (Это зерновые культуры.)

– Какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием зерновых культур?

(Растениеводство)

– Тема нашего урока – «Растениеводство». Слайд 7

– Мы с вами вспомнили, что растениеводство – это отрасль сельского хозяйства. Зная это, давайте определим цель нашего урока. Слайд 8

(познакомиться с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством) Слайд 8

– Правильно, мы научимся различать культурные растения; анализировать, обобщать полученные знания. Слайд 8

– Что нам нужно для этого? (Получить новые знания).

– Где мы можем добыть новые знания? (В учебнике, словаре, энциклопедии, по телевизору, в интернете, в журнале).

– Как вы думаете, что такое растениеводство? Слайд 9 (выращивание культурных растений)

– Зачем люди выращивают растения? (для того, чтобы получать продукты питания, корм для животных и ткани)

– Какие вы знаете растения, которые выращивает человек? (пшеница, картофель, яблони, цветы и т.д.)

– Слайд 10 На какие отрасли делится растениеводство? (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство)

– Сегодня мы познакомимся с некоторыми новыми культурными растениями. Прочитайте в учебнике параграф «Растениеводство» с.51 – 52.

– Найдите выделенные жирным шрифтом названия групп растений. Слайд 11 (Зерновые, кормовые, прядильные)

– Назовите примеры зерновых культур.(пшеница, рожь, гречиха, просо, подсолнечник, кукуруза, рис, ячмень, овес).

– Слайд 12 Какая бывает пшеница?

– Слайд 13 Назовите примеры кормовых культур.(кормовая свёкла, клевер, люцерна, тимофеевка).

– Слайд 14 Назовите примеры прядильных культур .( лён, хлопчатник)

4. Физкультминутка

5. Работа по теме урока (продолжение)

– Люди многих профессий работают в растениеводстве. Назовите профессии которые вы знаете. (ответы детей).

Об этих профессиях прочитаем в учебнике с.53.

– Слайд 15 Кто же они и чем занимаются? (Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы. Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай….)

– Молодцы!

6. Закрепление изученного.

– А теперь давайте закрепим полученные знания. Работать будем группами. Первая группа будет рассказывать о зерновых культурах, вторая группа – о кормовых, третья – о прядильных культурах. У вас на столах конверты с карточками. Найдите среди них карточку с изображением растения своей группы и расскажите о ней по плану. Слайд 16

– Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте поиграем с вами в игру «Зачеркни лишнее слово». Возьмите карточку 2 . Внимательно прочитайте задание и зачеркните лишние слова.

Какие растения выращивают для получения продуктов питания?

  • Клевер

  • Капуста

  • Лук

  • Пшеница

Какие растения выращивают на корм домашним животным?

  • Клевер

  • Редис

  • Тимофеевка

  • Кормовая свёкла

– Какие растения выращивают для получения тканей?

  • Капуста

  • Лен

  • Крыжовник

  • Хлопчатник

– Слайд 17 Проверьте по эталону.

– Слайд 18 Кто правильно ответил на все вопросы – поднимите красный квадрат.

– У кого одна ошибка – зелёный треугольник.

– Если ошибок больше – жёлтый круг.

7. Итог урока

Молодца, ребята!

– Слайд 19

  1. Какие отрасли сельского хозяйства можете назвать?

  2. Что такое растениеводство?

  3. На какие группы делятся культурные растения?

  4. Какие растения выращивают для получения продуктов питания?

  5. Какие растения выращивают на корм домашним животным?

  6. Какие растения выращивают для получения волокна?

  7. Какие профессии в растениеводстве можете назвать?

8. Домашнее задание

с.53-57, читать, ответить на вопросы.

6

Источник

Дата:28 февраля  2017г.,

Школа: МОУ «Первомайская СОШ»

Класс: З

Урок: 1

Учитель: Клюшина Е.С.

Методист: Лебедева Е.Ю.

Студент: Хорева А. 46 гр

Тема: «Растениеводство»

Цель: познакомить с растениеводством как отраслью сельского хозяйства.

Планируемые результаты:

  • Личностные: научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
  • Предметные

Учащиеся научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: презентация, учебник по окружающего мира.

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный

Актуализация знаний.

Словесный: фронтальный опрос

2 мин.

Здравствуйте. Меня зовут Александра Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. На партах у вас должен быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

-С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?(полезные ископаемые)

– Давайте выполним задание в тестах.

-Итак, что такое полезные ископаемые и для чего их добывают?

Выполнять тест

Отвечать на вопросы

Коммуникативные:

донести свою позицию до других.

2.Постановка учебной задачи

Словесный,

Слово учителя,

Беседа.

5-мин.

– Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одной из таких составляющих отраслей сельского хозяйства, а какой вы догадаетесь сами.

Отгадайте, о чем пойдет речь на уроке?

Дышит, растет,

А ходить не умеет.

(растение)

-Обратите внимание на запись слова «растениеводство».

-Подумайте –это простое или сложное слово, от каких двух слов образовалось?

От слов «растение» и «водить».

– Для чего люди выращивают растения?

-посмотрите на доску. На какие 2 группы вы можете разделить растения?(культурные и дикорастущие)

–  Молодцы. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Тема: Растениеводство 

– Итак, какую цель мы поставим сегодня на урок.

Познакомимся с некоторыми новыми культурными растениями.

– Что такое растениеводство? И для чего люди занимаются растениеводством. Это и будет нашим основным вопросом урока.

Формулировать тему урока

Определять цели и пути их достижения.

Коммуникативные:

: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других.

3.Решение учебной задачи.

Словесный, беседа.

7-10 мин.

Человек окультурил более 2,5 тыс. видов диких растений. Уже! в каменном веке он стал разводить растения вблизи своего жилища, потом отбирать лучшие экземпляры. Более 8 тыс. лет человек выращивает пшеницу, кукурузу, тыкву, ячмень, лук, рис, картофель и горох. Передвигаясь по миру, люди перевозили растения. Попадая в новые условия, растения изменялись, появлялись новые разновидности.

Так для чего же люди занимаются растениеводством ?(Чтобы получить продукты питания и корм для скота.). растения делятся на три группы. Зерновые, кормовые и прядильные.

– мы можете  привести примеры зерновых культур.

–  Приведите примеры кормовых культур.

–  Приведите примеры прядильных культур.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Работать в группах

Коммуникативные:

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Физ.минутка

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки. (Копают грядки)

Он принёс чемодан, (Показывают, как он нёс чемодан)

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена – (Дети присели, затем встали)

Садовод любовался на всходы. (Восхищаются)

Утром их поливал, (Поливают)

На ночь их укрывал (Укрывают)

И берёг от холодной погоды. (Дети садятся, учитель продолжает)

4.Закрепление.

Практический, работав группах.

Практический: работа в РТ

15 мин.

Сейчас мы с вами поработаем в группах и познакомимся со всеми культурами. 1-ряд-зерновые, второй- кормовые, третий- прядильные.

Вам нужно прочитать информацию о растениях и составить описание по следующему плану.

1)как называется растение?

2)К какой группе относится?

3) где его выращивают?

4)как человек использует это растение.

Итак , давайте запишем название растений в рабочую тетрадь страница29 №2.  

– Где растут яблоки? (В саду)

– Расскажите, как вырастить такое аппетитное яблоко.

– Это может каждый?

– Как называют людей, которые выращивают плодовые деревья? (Садоводы.)

– Как называется деятельность людей по разведению садов? (Садоводство.)

– Какое растение необходимо, чтобы испечь ржаной хлеб, белые душистые булки? (Рожь, пшеница, зерно.)

– Как называют людей, которые выращивают зерно? (Зерноводы -хлеборобы.)

– Как называется их деятельность? (Зерноводство.)

– Какие ещё культурные растения выращивают в поле? (Овощи – овощеводы – овощеводство.)

– Отгадайте загадку:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный бархатный. (Арбуз.)

– Где растут арбузы, дыни, тыквы? (Бахча – бахчеводы – бахчеводство.)

– Ещё одна отрасль растениеводства – это технические культуры: кормовые, масличные и прядильные.

№ 1 (с. 29). —  Прочитайте задание. Найдите определение понятия «растениеводство».

—  Запишите в тетради.(Растениеводство — отрасль сельского хозяйства, которая занимается выращиванием культурных растений.)

№3(с.30). —  Прочитайте задание. Запишите примеры культурных растений каждой группы в таблицу.

—  Рассмотрите иллюстрации. Какие группы культурных растений вы знаете?(Овощные, плодовые, декоративные.)

—  Запишите названия этих групп. Подберите по три пример к каждой группе.

Работать в группах

Отвечать на вопросы

Выполнять задание в рабочей тетради

Работать с иллюстрациями

Выполнять задание в рабочей тетради

Отвечать на вопросы

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

5.Рефлексия.

Словесный, репродуктивное задание. 

3 мин.

Подведение итогов.

—  Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания?

—  Какие растения люди выращивают на корм скоту?

Учебник: прочитать текст на с. 51—54, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 54.

2. Рабочая тетрадь: № 5—6 (с. 31).

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

К.: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

донести свою позицию до других.

Яблоко.
Яблоки – самый доступный и очень ценный продукт питания. В них есть все, что нужно организму для нормальной жизнедеятельности. Не так давно благодаря обширным опытам клиницистов с яблок было снято “табу” на употребление при некоторых заболеваниях. Например, установлено, что сок антоновских яблок уничтожает микробы, вызывающие дизентерию. В народе говорят: кто съедает в день хотя бы два яблока, тому не нужны врачи. А если два яблока съесть на ночь, то они снижают и регулируют содержание сахара в крови. Яблоки растут на деревьях, которые называют яблонями. Яблоки произрастают как в саду так и в лесах, их называют дикими яблонями
Плод яблони, который употребляется в пищу в свежем виде, служит сырьём в кулинарии и для приготовления напитков. Считается, что родиной яблони является Центральная Азия. Наибольшее распространение получила яблоня домашняя. На сегодняшний день существует множество сортов этого вида яблони, произрастающих в различных климатических условиях.

Пшеница

Род травянистых, в основном однолетних, растений семейства Злаки, или Мятликовые (Poaceae), ведущая зерновая культура во многих странах, в том числе и России. Пшеница растет везде, кроме тропиков, поскольку многообразие специально созданных сортов позволяет использовать любые почвенные и климатические условия. Жара растению не страшна, если при этом отсутствует повышенная влажность, способствующая развитию болезней.  Все сорта пшеницы имеют основные характерные признаки. Высота стебля пшеницы достигает 30-150 сантиметров. Сами стебли полые и прямостоячие, с хорошо заметными узлами. С одного растения, как правило, вырастает до 12 стеблей. Получаемая из зёрен пшеницы мука идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Пшеница также используется как кормовая культура, также пшеницу используют в медицине. Произрастает пшеница в полях и собирают ее хлеборобы.

Лен

Лен – вид растения, которое является однолетним. Оно очень интересное и издавна используется людьми. Если говорить о том, к какому растению относится лен, то это семейство Льновые. Этот род насчитывает более ста видов. Например, альпийский, белый, головчатый, крупноцветковый, жилковатый и тонколистный. Конечно, наиболее распространен лен обыкновенным. Его еще называют прядильным. Так чем же примечателен лен? Высота растения доходит до 60 сантиметров. Листочки небольшие и узкие, а цветки, как правило, голубые, изредка розовые сложены в соцветия, называемые ложным зонтиком. Плоды растения – коробочки, в которых находится не более десяти семян.

Лен – растение, цветущее с июня по август. Плоды созревают в сентябре. Биологи считают, что растение когда-то было завезено из Индии, ведь именно там появились первые льняные ткани. Однако этот факт очень спорный. По сути, нет точных фактов о происхождении растения. Лен как растение известен давно, и произрастает он в Канаде, США, Северной Европе, Турции, Индии, Закавказье.

Только на территории России выращивают сорок разновидностей льна. Но наиболее распространен лен-долгунец и лен-кудряш. Первый вид выращивают исключительно для получения тканей, а второй – для масла.

Лен (растение, описание которого мы дали ранее) имеет ряд очень полезных свойств. Он содержит питательные вещества и пищевые волокна, в которых присутствуют жирные кислоты. Лен – источник белка природного растительного происхождения, витаминов и микроэлементов. Потому-то оно и оказывает оздоровительный эффект на человеческий организм. Вот такая интересная культура лен. Какое растение еще может похвастаться столь широким применением в быту?

Где же применяют лен?

Растение это, по сути, уникальное. Он широко применяется в текстильной промышленности и косметология. Из него производят тонкую, но плотную ткань, которая хорошо впитывает влагу, и удерживает тепло.

Источник

Цели урока: ознакомить с одной из отраслей
сельского хозяйства – растениеводством; научить
различать культурные растения; учить
анализировать, обобщать полученные знания;
развивать речь, познавательную активность,
рассуждать, делать выводы; воспитывать бережное
отношение к продуктам растениеводства (слайд2).

Оборудование: ИКТ – презентация
“Растениеводство”, гербарии, рисунки с
изображением представителей
сельскохозяйственных профессий, карточки с
названиями культур.

Ход урока

I. Оргмомент

.

– Отгадайте загадки.

С неба
Солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною –
Золотые усачи. (Пшеница.)

Что за две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливается,
Две недели подсыхает? (Рожь.)

– Чем похожи рожь и пшеница? (Это зерновые
культуры.)

– Какая отрасль сельского хозяйства
занимается выращиванием зерновых культур? (Растениеводство.)

II. Актуализация знаний.

Введение в новую тему.

– Давайте рассмотрим отрасли растениеводства (слайд
3).

– К какой отрасли растениеводства можно
отнести названные культуры? (Полеводство.)

– Какая зерновая культура даёт нам белый хлеб? (Пшеница.)
(слайд 4).

Пшеницу в нашей стране выращивают озимую и
яровую. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью.
Молодые растения зимуют под снегом, а весной
продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют
весной. В конце лета созревает сначала озимая
пшеница, а потом и яровая (слайд 5).

– Отгадайте загадку.

Белая беляна
По полю гуляла,
Домой пришла,
В сусек легла. (Мука.) (слайд 6).

– Какая зерновая культура даёт нам тёмный хлеб?
(Рожь.) (слайд 7,8).

– Ещё одной из самых признанных культурных
растений является – гречиха. Гречневая каша –
богатырская каша. Она вкусная и питательная. В
древности гречневую кашу называли княгиней, её
подавали даже к царскому столу, а также и к
крестьянскому, и к солдатскому. На Руси говорили:
“Матушка наша – гречневая каша, а хлебец ржаной
– отец родной” (слайд 9,10).

III. Физкультминутка.

Жил один садовод,
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан,
Полный разных семян
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена
Садовод любовался на всходы:
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
– Никогда и нигде:
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.

IV. Работа по теме урока.

– Следом за зерновыми культурами по своей
важности стоит картофель. О картофеле поговорим
подробнее. Он родом из Южной Америки. В 1697 году
Царь Пётр I привёз первые клубни в Россию.
Крестьяне долго отказывались разводить
картофель. Были даже картофельные бунты.
Петербургские модницы украшали цветами свои
причёски (слайд 12).

– Ещё мы остановимся на одной из самых
распространённых культур растениеводства в
нашем краю – подсолнечнике, из семян которого
получают замечательное подсолнечное масло. (Слайд
13)

– Люди занимаются растениеводством не только
для того, чтобы получать продукты питания, но и
для обеспечения кормами домашних животных. Для
этого выращивают кормовые культуры –
тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу (слайд
14).

– Для другой цели выращивают прядильные
культуры – хлопчатник и лён. Из этих растений на
специальных промышленных предприятиях получают
волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут
ткани (слайд 15).

– Следующая отрасль растениеводства –
овощеводство (слайд 16).

– Чем занимается эта отрасль?

– Какие овощные культуры вам известны?

– Где выращивают овощи?

– Что называют открытым и защищённым грунтом?

– У кого из вас есть садовый участок, дача или
дом в деревне?

– Выращивают ли ваши родители что-то в
теплицах?

– Для чего строят теплицы?

– Ещё одна отрасль растениеводства –
плодоводство (слайд 17).

– Попробуйте с помощью словообразования
объяснить смысл слова плодоводство. (Разведение
плодов.)

– Какие растения дают плоды?

– Для чего люди выращивают плодовые культуры?

– А для чего выращивают цветы?

– Как называется отрасль растениеводства,
занимающаяся разведением цветов? (Цветоводство.)
(слайд 18).

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа по таблицам-карточкам.

Класс делится на три группы. Каждой группе
выдаётся конверт с картинками культурных
растений. Первая группа должна подобрать
картинки с зерновыми культурами, вторая – с
кормовыми, третья – с прядильными.

Зерновые: рожь, овёс, ячмень, пшеница.

Кормовые: тимофеевка, клевер, люцерна,
кормовая свёкла.

Прядильные: лён, хлопчатник.

2. Представьте, что вы бригадиры в хозяйстве, где
собирают большой урожай яблок и груш. Расскажите
о своей работе.

План рассказа.

  1. Что вы предложите для лучшего хранения и
    использования урожая?
  2. Какое предприятие нужно построить в этом
    хозяйстве?
  3. Что у вас за профессия?

VI. Итог урока.

– Что такое растениеводство?

– Какие растения люди выращивают для получения
продуктов питания?

– Какие растения люди выращивают на корм
домашним животным, а какие – для получения
волокна?

VII. Домашнее задание.

(Слайд 19)

1.Ответить на вопросы раздела “Подумай”, стр. 58.

2. Выполнить задания 1, 2, стр. 58.

3. Прочитать статью о Н.И.Вавилове, стр. 59.

Источник