Какие развития национальных отношений содержится в законах россии

Какие развития национальных отношений содержится в законах россии thumbnail

Авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.
Год: 2014
Описание: Гдз к учебнику ⁠Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. по обществознанию для 8 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные сочинения к проблемам и практикумам.

Боголюбов 8 класс / Параграф 15

§15. Нации и межнациональные отношения.

Проверим себя.

1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»?

Нация — общность, исторически сложившаяся на определенной территории на основе культуры, языка, экономических связей, государственности и развитого национального самосознания.

Этнос — социальная общность людей, представленная племенем, народностью и нацией.

2. Каковы различные понятия национальной гордости?

Национальная гордость развивает патриотические чувства по отношению к своему народу и стране. Принадлежность к нации выражается в языке народа, религии, культуре и общих целях в интересах страны.

Человек испытывает национальную гордость при мысли, что он принадлежит к определенной нации. Это проявляется в любви и ответственности за то, что происходит в стране.

Она служит толчком к распространению и развитию родного языка и культуры в мире.

Она также проявляется в том, что дает отпор всем, кто посягает на нерушимость нации и ее интересов.

3. Какое значение имеют национальные традиции?

Национальные традиции очень важны для процесса социализации, так как они передают опыт поколений, воспитывают национальное самосознание, сохраняют целостность общества.

4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?

Все народы заинтересованы в обществе из-за ограниченности ресурсов. Причина этого лежит в географии. Географическое расположение одного государство, например, очень богато полезными ископаемыми, водой, песком, плодородными землями, полноводными реками и лесами. А некоторые народы проживают в пустынной местности, но рядом с морем.

В соответствии с географическим положением развивается особенный промысел у разных народов. Но для удовлетворения потребностей народы и отдельный человек нуждается во всех видах промысла. Поэтому народы сотрудничают, торгуют между собой.

5. В чём опасность межнациональных конфликтов?

Опасность межнациональных конфликтов состоит том, что они могут приводить к серьезным столкновениям между представителями разных национальностей. В многонациональном государстве это будет вызывать постоянные военные конфликты, приведет к убийствам, дракам, расколет общество. Могут возникнуть ситации невозможного проживания лиц одной национальности на ограниченной территории. Необходимо предотвращать межнациональные конфликты, ведь они могут привести к серьезным последствиям, растянувшимся во времени.

6. Каким образом можно предотвратить межнациональные конфликты?

Важнейшим элементом системы предотвращения межнациональных конфликтов является их профилактика, то есть своевременное пресечение любых попыток разжигания межнациональной розни (экстремистских высказываний, призывов к насилию и т.п.). Время от времени необходимо разрешать накопившиеся противоречия в ходе мирных переговоров, где соглашение достигается путем достижения компромисса методом взаимных уступок.

7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?

Если мы говорим о РФ, то конституция нашей страны говорит вот такие вещи:

— Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности;

— Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Также, существуют такие указы и законы:

1) Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, конфессиональной принадлежности, включенности в различные социальные сообщества и группы. Каждый гражданин имеет право на добровольное национальное самоопределение и оказание содействия развитию своей национальной культуре и языка.

2) Федеральный закон «О национально-культурной автономии» регулирует культурную сферу, затрагивает вопросы языка и сохранения самобытности народов.

и другие документы.

В классе и дома.

1. Найди в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века, тебе известны? Назови нации и народности, живущие в разных странах в наше время.

Ассирийцы (Месопотамия), Вавилоняне, Езиды, Армяне, Арамеи, Персы, Греки, Македонцы, Кельты, Роксаланы, Скифы и так далее.

А в Средние века – славяне, авары, франки, египтяне, испанцы, персы, римляне и прочие.

2. Приведи примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.

Ирано-византийская война в 602 году, Столетняя война с 1337 по 1453 годы, множество русско-польских и русско-турецких войн в 18 и 19 веках, а также, самая памятная — Вторая мировая война, когда нацисты загоняли в концлагеря целые народы, жившие в СССР.

3. В притче давних времён рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе всё, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.
Подумай, о чём говорит эта притча. Объясни, как ты оцениваешь ответ человека волшебнику.

Эта притча повествует о том, что человеку всегда всего мало. Более того, он еще смотрит, что там творится у соседа, не получает ли он от судьбы больше, чем полагается. 

Читайте также:  Какое количество вещества содержится в 117

Вместо того, чтобы думать о своих благах (саморазвитии, обогащении, уважении), человек просит сделать себе же хуже. Но только так, чтобы врагу было еще больнее и труднее. 

Оценка ответа человека из притчи может быть только негативной. Так мыслят не созидатели, а завистники. Нужно тратить свою энергию не на врагов, а на себя. 

5. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

Да, я согласна с Виктором Гюго, ибо величие народа заключается в уникальности его культуры и богатой истории, а не численностью. Больше всех в мире китайцев (ханьцев), но они великий народ, потому что они сохранили свои традиции и обычаи цивилизации с трехтысячной историей. А малые народы Сибири, эти народы тоже великие, но они очень малочисленны, а величие их заключается в их истории и той же приверженности к традициям.

6. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности, а мать — другой. Объясни, о чём свидетельствует этот факт. Предположи, как бы определили национальную принадлежность дети в этих семьях.

Этот факт свидетельствует о том, что в России живут толерантные, умные люди, которые не делят человечество на национальному признаку. Это также свидетельствует о том, что в России проживает множество народов. Дети в таких семьях делали бы выбор в пользу той нации, частью которой они себя чувствуют, той, что им ближе.

Источник

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№11, 25.01.2018

Юридические науки

Юлмухаметов Тимур Салимьянович

Ключевые слова: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ; LEGAL REGULATION; NATIONAL RELATIONS; CONSTITUTIONAL LAW; NATIONAL SOVEREIGNTY.

Аннотация: Статья посвящена основам правового регулирования национальных отношений в Российской Федерации. Автор исследует его проблемы, дает общую характеристику этой сфере, изучает возможные пути улучшения правовых норм.

Российская Федерация — государство присущей только ему многоконфессиональной структурой и многонациональностью, в которой субъекты федерации не похожи один на другой. Социальная структура каждого из субъектов особенна и неповторима многообразием традиций и обычаев. Россия исторически сформировывалась на основе общности территории, социальных отношений, уклада экономической жизни, языка и культуры многонациональных народов [1, С. 20].

Сохранение нашего достояния – это не только залог прочности российской государственности, но и великое конкурентное преимущество. Ни национальность, ни язык не должны разделять граждан России. Национальность — сложное историческое образование, она формируется в результате кровного смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу, и духовно-культурный процесс, созидающий ее неповторимый духовный лик [2, C. 116].

Особенности развития российского многонационального общества, стремительный рост взаимопроникновения культур и связанные с этим социальные противоречия делают сферу национальных отношений важнейшим направлением деятельности государственной власти. Стабильные национальные отношения, согласование интересов национальных групп внутри российского общества, их согласование с общегосударственными интересами являются важными условиями существования и эффективного функционирования правового государства.

В условиях современного Российского государства растет значение проблемы правового регулирования национальных отношений. Российская Федерация всегда была многонациональным государством, и конфликты на национальной почве в таких условиях, к сожалению, неизбежны. М.Б. Напсо отмечает: «правовая неурегулированность конкретных социальных связей в сфере этнонациональных отношений в их органичном единстве и взаимосвязи и является причиной многих сложностей современного развития данной сферы [6, С. 20].

В.Н. Коновалов определяет национальные отношения как «отношения между субъектами национально-этнического развития – нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями» [7, С. 224]. Национальные отношения являются видом общественных отношений, поэтому их правовое регулирование должно быть подчинено тем же принципам. Однако национальные отношения обладают также собственной спецификой. Она определяется различными характеристиками наций: территориальной, этнической, традиционной, духовной идентичностью представителей той или иной нации и т.д. Законодатель, формируя правовые нормы национальны отношений должен учитывать все эти факторы. В многонациональном государстве, которым является и Российская Федерация, значение правового регулирования и его сложность многократно возрастает. Государственная власть вынуждена согласовывать свои интересы с многочисленными этническими группами, интересы которых, в свою очередь, могут не совпадать и даже вступать в противоречия друг с другом.

Национальные отношения – это сложная система, включающая в себя множество общественных институтов и связей между ними. В.А. Грехова подчеркивает: «отличительной чертой нынешнего века является то, что социальные компоненты этнокультурной сферы находятся в подвижном и динамичном состоянии. В то же время, народы, с их характерами, традициями, стереотипами поведения меняются значительно медленнее» [3, С. 24]. Это обстоятельство обуславливает необходимость усиленного внимания государства к работе над правовым регулированием национальных отношений.

В правовом демократическом государстве посягательство на равноправие граждан, территориальное единство государства, призывы к разжиганию межнациональной розни, насилию или дискриминации по расовому признаку, являются недопустимыми и должны определяться законодательством как незаконные.

Читайте также:  Какие положения содержались в декларации временного правительства

Национальные отношения в федеральном государстве выполняют две основных функции. Во-первых, через них осуществляется взаимодействие государства и нации, как общественной группы в его составе, во-вторых – взаимодействие наций друг с другом. Это, в свою очередь, обуславливает формирование таких понятий как государственный и национальный суверенитет.

Государственный суверенитет – это верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и во внешнеполитической сфере. Национальный суверенитет – это полновластие нации, ее политическая свобода, возможность самоопределения для сохранения своей самобытности, языка, культуры, истории [4, С. 320].

Таким образом, важнейшей задачей государства становится создание благоприятных условий для существования различных наций в общегосударственной системе, предоставление им свободы реализации национального суверенитета, и, в то же время, обеспечение следования интересов национальных групп общегосударственным, противодействие радикальному национализму и экстремизму.

Народам РФ гарантируется охрана земли и природных ресурсов, что составляет основу их жизнедеятельности (ст.9 Конституции РФ), право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 68), право на определение и указание своей национальной принадлежности, а также и свободный выбор языка общения (ст.26 Конституции). Эти же положения закрепляются в Конституциях республик и конкретизируются в текущем законодательстве.

В соответствии со ст. 19, 29 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Также запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции). Ч. 1 ст. 26 закрепляет за каждым человеком в Российской Федерации закрепляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. В то же время никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

В многонациональном государстве интересы представителей различных национальностей постоянно сталкиваются, приводя к различным противоречиям. Действующее законодательство определяет нормы национальных отношений, но этого недостаточно. А.Х. Пихов пишет, что «в вопросах преодоления межнациональных проблем необходима постоянная работа со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, культурных и религиозных организаций, средств массовой информации» [4, С. 50].

Участие органов местного самоуправления в решении вопросов правового регулирования национальных отношений является перспективным направлением работы органов государственной власти в этой сфере. Многие субъекты Российской Федерации являются национальными республиками. Органы местного самоуправления в них являются наиболее осведомленными об актуальных проблемах национальных групп и способах их решения. Наладить их взаимодействие друг с другом и с органами государственной власти – важнейшая задача правового регулирования в Российской Федерации на сегодняшний день. Система местного самоуправления не реализует свои возможности в этой области в полной мере, и это необходимо исправить. Организация коллегиальной работы глав республик Российской Федерации может быть перспективным направлением в решении проблем национальных отношений.

Сотрудничество органов власти разных уровней (федеральных, региональных, муниципальных) может происходить в различных формах. Как, правило, оно осуществляется в виде следующих мероприятий:
— организация и проведение традиционных праздников, выставок и фестивалей, создание молодежными парламентскими структурами общественных приемных в муниципальных образованиях и др.);
— образовательно-методические мероприятия: научно-методическая работа с служащими государственных и муниципальных учреждений, постоянное повышение квалификации сотрудников, организация семинаров, конференций и коллегиальной работы руководителей учреждений, в ведении которых находится решение проблем в национальных отношениях и локальны противоречий интересов национальных социальных групп;
— координационные и информационные мероприятия: организация постоянного мониторинга острых проблем национальных отношений, предупреждение экстремизма, сбор информации и осуществление информационного взаимодействия органов самоуправления и региональных органов исполнительной власти, привлечение к работе по гармонизации национальных отношений сотрудников прокуратуры, УФСБ, УМВД, участников общественных организаций, представителей религиозных конфессий и т.д.;
— институциональные мероприятия: формирование специальных органов власти для осуществления контроля над осуществлением исполнительной власти и органов самоуправления в области национальных отношений (в компетенцию этих органов должны входить консультации сотрудников представителей органов власти по работе с религиозными организациями и другими общественными объединениями, представляющими интересы национальных групп). Такие органы власти могут быть созданы и на локальном уровне, предоставляя консультации по делам национальных отношений и по религиозной политике на всех уровнях исполнительной власти.

Национальные отношения в многонациональном государстве – сложная и противоречивая сфера, характеристики которой обуславливают высокие культурные различия между представителями различных национальностей и неизбежно возникающие конфликты интересов. Ситуация усугубляется ростом внутренней миграции, представители раннее изолированных национальных групп сталкиваются с тенденциями развития российского общества и далеко не всегда поддерживают заданные направления. Взаимопроникновение культур не происходит на уровне, достаточном для избегания противоречий в национальных отношениях, а мероприятия, направленные на воспитание толерантной позиции к традициям и культурным особенностям представителей других национальностей, могут восприниматься гражданами как угроза их национальной идентичности. Все это делает вопросы национальных отношений актуальными и заставляет научное сообщество подключаться к их решению.

Читайте также:  Углеводы каких продуктах содержатся

Стоит отделять друг от друга понятия «нация» и «национальность». Н.М. Конин называет российской нацией «гражданско-политическую общность, консолидированную на основе исторической российской государственности, члены которой обладают равными правами независимо от этнической, расовой и религиозной принадлежности, общими историко-культурными ценностями, чувством принадлежности к единому народу, гражданской ответственностью и солидарностью» [8, С. 96]. Таким образом объединяющим признаком для представителей одной нации будет, в первую очередь гражданство. Н.М. Конин декларирует так же общие историко-культурные ценности и чувство принадлежности к одному народу, но, к сожалению, с ним трудно согласиться. В отечественной правовой науке национальность определяется как «принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни» [2, С. 389]. Специфика многонационального государства такова, что уровень различия в этих особенностях представителей разных этносов, являющихся гражданами Российской Федерации, может быть настолько высок, что неизбежно приведет к столкновению интересов и непониманию.

Органами высшей государственной власти в решении проблем конституционно-правового регулирования национальных отношений намечается тенденция отступления от национализма родов с целью гармонизации этнического самосознания малочисленных групп с общей исторической основой. Поднимаются вопросы о создании единой гражданской нации, интеграционной основой которой будет не этническая и национальная принадлежность, а закон и культура. Для реализации подобного проекта необходимо формирование благоприятной образовательной и культурной среды.

Существующая модель правового регулирования национальных отношений базируется на следующих основных принципах:
— права отдельного индивида важнее, чем права социальной группы;
— национальная идентичность, принадлежность к тому или иному этносу, социальная самобытность и пр. являются законной реализацией индивидуальных прав человека;
— идентифицировать себя как представителя определенной нации (или не относить себя ни к какой нации) – это личное дело каждого гражданина, поэтому национальные отношения должны быть деполитизированы;
— основной приоритет в национальных отношениях – осуществление интересов нации, Российского государства. Нация, таким образом, никак не соотносится с этническими или культурными характеристиками составляющих ее национальностей, декларируя в своих целях формирование правового государства, основанного на обеспечении прав и свобод каждого человека, независимо от его принадлежности к той или иной социальной группе (в том числе и национальной).

Эта модель представляет собой начальный этап формирования интегративной концепции, которая может сочетать в себе личностные и коллективные системы ценностей. Стоит особо подчеркнуть, что национальная идентичность – личное дело каждого индивида и может даже не входить в частную систему ценностей. Однако современное положение дел в обществе таково, что национальные отношения являются важной частью общегосударственных проблем, и игнорировать это тоже нельзя. Поэтому модель правого регулирования национальных отношений помимо указанных положений подчинения приоритетов общегражданской общности и защиты прав каждого индивида должна учитывать возможность возникновения межнациональных конфликтов и предлагать способы их решения.

Преодоление межнациональных проблем возможно только при наличии постоянного, качественного сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, культурных, религиозных организаций, средств массовой информации. В связи с этим важно развивать систему образования, воспитания и культуру межнационального общения. Основной задачей правового государства является, в первую очередь, обеспечение всем гражданам равных прав и свобод, вне зависимости от их национальных или культурных отличий, и все усилия в области национальной политики должны быть направлены на выполнение этой задачи. Для этого необходима совместная работа органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе и коллегиальное взаимодействие глав регионов. Только формулируя общегосударственные приоритеты в правовом регулировании национальных отношений можно добиться положительного результата.

Список литературы

  1. Аминов И.Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов Российской Федерации // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2014. № 4 (25). С. 69-71.
  2. Аминов И.Р. Этнический фактор в современной России: проблемы национальности и языка // Вопросы национальных и федеративных отношений, 2015, — № 1. С. 116-121.
  3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ).
  4. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2007. 858 с.
  5. Грехова В.А. Этнос в современных национальных отношениях как природно-социальное явление // Медицина и образование в Сибири. 2007. №5. С. 23-25.
  6. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: учебник для вузов. М.: Юрист, 2000. 492 с.
  7. Конин Н.М., Маторина Е.И., Мангушева Т.С. О правовых основах и особенностях государственного регулирования в сфере национальных отношений // Административное и муниципальное право. 2017. №3. С. 94-99.
  8. Напсо М.Б. Защита этнонациональных интересов в современных условиях: социально-философские основы и правовое регулирование // Современное право. 2009. №5. С.19-23.
  9. Пихов А.Х. Конституционно-правовое регулирование национальных отношений в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2012. №2. С. 44-50.
  10. Словарь по политологии / под ред. Коновалова В.Н. Ростов-на-Дону: Издательствово РГУ, 2001. 285 с.

Источник