Какие социальные свойства человека

Какие социальные свойства человека thumbnail

Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие. 

454

Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя. 

Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.

Человек как биологическое и социальное существо

Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).

Биологическое и социальное в человеке

Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе. 

При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.

Основные факторы антропогенеза человека

Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития. 

Антропогенез человека

Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.

К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.

Труд первобытного человека

Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья. 

Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.

Биологические особенности человека

Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.

Биологические особенности человека

Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:

  • наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);

  • усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;

  • особая структура мозга и строение черепа;

  • умение прямо стоять и ходить;

  • отсутствие плотного шерстяного покрова;

  • развитый речевой аппарат.

Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

Речь человека

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

  • членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;

  • логическое и аналитическое мышление;

  • потребность в социальном взаимодействии;

  • культурное и духовное развитие;

  • умение строить и создавать инструменты для труда;

  • способность к адаптации и обучению.

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития. 

Передача знаний

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

Читайте также:  Какую экологическую проблему приходится решать людям из за свойства нефти

Единство биологического и социального в становлении человека

Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.

035

Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:

  1. Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
  2. Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.

Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью. 

Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.

Источник

Индивид, развиваясь в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, превращается в личность. Окружающая среда может быть природной и социальной. В природной среде проходит физическое развитие человека. Психическое развитие человека, происходит в социальной среде.

Психология рассматривает развитие личности в процессе её социализации.

Социализация – это процесс и результат усвоения общественно-исторического опыта и социальных ролей.

Социализация обеспечивает успешную адаптацию человека в обществе, приобретение социально ценных психических свойств и форм поведения. Только в обществе людей человек становится разумным, одухотворенным, наделенным самосознанием. В процессе социализации происходит формирование личности, осознающей свое место и свою роль в материальной и в духовной жизни общества.

Общество и культура способствуют социализации индивида, определяя его умственное и духовное развитие.

Общество – это различные объединения людей, занятых производством материальных и духовных ценностей.

Культура – это отражение материальной и духовной жизни общества.

Культура определяет:

– язык;

– социальные формы организации общества;

– обычаи, нравы, традиции;

– религиозные взгляды;

– уклад жизни людей;

– межличностные отношения;

– отношения людей в процессе производства;

– средства передачи общественного опыта.

Психические свойства, возникшие у индивида под влиянием культуры и общества, обозначаются в психологии термином экзопсихика.

Экзопсихика – это отношение личности к внешним объектам, основанное на влиянии средовых условий. К внешним объектам относят: природу, людей, духовные блага, душевную жизнь самой личности.

В структуре экзопсихики выделяют:

1. Психические свойства:

– проявляются в отношении личности к другим людям и к самой себе;

– формируются на основе межличностного взаимодействия в социальной среде;

– обеспечивают жизнь и деятельность каждого индивида в обществе.

2. Психические явления:

– являются основой духовного мира личности, ее взглядов, идеалов, верований и убеждений;

– выражаются в мировосприятии, осознании своего места и предназначения в жизни.

В процессе развития и человек становится личностью. Каждая личность является уникальной и неповторимой. Своеобразное сочетание психических свойств личности определяет ее индивидуальность.

Индивидуальный путь развития личности зависит от природной организации человека и социальных условий его жизни.

Природные и социальные свойства личности, помогают адаптироваться в сложной среде обитания – человеческом обществе.

Психические свойства личности бывают:

1. Интроиндивидные свойства:

– направленность на собственную личность;

– возникают на основе рефлексии;

– помогают осознавать индивидуальные особенности своей психики и сознательно управлять ею.

К ним относят: рефлексивность, самостоятельность, самокритичность, самоуверенность, ответственность, самообладание, самоидентичность, расчетливость, настойчивость, терпеливость и др.

2. Экстроиндивидные свойства:

– имеют внешнюю направленность,

– обеспечивают поведение человека в обществе;

– проявляются в отношении к другим людям.

К ним относят: заботливость, нежность, привязанность, открытость, преданность, остроумие, искренность, обидчивость, отзывчивость, общительность, радушие, великодушие, обязательность в отношениях и др.

Психические свойства личности определяют ее жизненную позицию в обществе.

Активная жизненная позиция характеризует личность как: энергичную, настойчивую, предприимчивую, деловитую.

Пассивная жизненная позиция выражена в апатии, вялости, безразличии, равнодушии.

Демонстрируя равнодушие к окружающей действительности, человек становится безразличным для других людей. Выпадая из общественного бытия, личность замыкается в своем одиночестве, становится замкнутой, угрюмой, необщительной, черствой. Пассивная жизненная позиция может привести к деперсонализации личности.

Читайте также:  Какие семечки тыквы лечебные свойства

Таким образом, психические свойства личности, ее культурный и духовный облик, активная жизненная позиция, определяют ее положение в обществе.

Источник

Человек — это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, наделённое волей и сознанием. Мы знаем, что человек является биологическим видом Homo sapiens (человек разумный) и принадлежит к высшим млекопитающим. Мы также знаем, что биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии, в инстинктах и базовых физиологических потребностях. При этом мы говорим, что человек не мыслим вне общества, он становится человеком в полной мере только в результате процесса социализации.

Для того чтобы подчеркнуть тот факт, что каждый человек представляет собой единство биологического и социального, и вместе с тем уникален и неповторим, мы используем понятия: индивид, индивидуальность и личность.

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех биосоциальных черт человечества (разума, воли, потребностей и так далее).

Когда мы говорим об индивидных свойствах человека, мы подчёркиваем то общее, что сближает его со всеми другими людьми. Каждый индивид наделён сознанием, владеет членораздельной речью, воспитывается в обществе и усваивает те или иные социальные нормы. Когда же мы говорим об индивидуальных свойствах человека, мы подчеркиваем его неповторимость и отличие от других людей.

Индивидуальность – это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого.

Каждый ли человек обладает индивидуальностью? Да.

Каждый ли человек обладает яркой индивидуальностью? нет.

Из чего же складывается индивидуальность?

  • внешность (лицо, телосложение, у каждого из нас разные отпечатки пальцев, форма ушных раковин и так далее);
  • привычки (которые имеют ярко выраженное внешнее проявление, например, привычка щелкать пальцами, поднимать одну бровь);
  • общая культура воспитания и поведения человека;
  • способность человека к творчеству и самовыражению.

Три группы факторов, оказывающих влияние на формирование индивидуальности человека

1) наследственность и физиологические особенности (речь идёт о формировании уникальных черт внешности, особенностях организации нервной системы, темпераменте, который является врождённым и оказывает влияние на поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми)

2) окружение человека (речь идёт о ближайшем окружении человека (семья, друзья) и о социальном окружении в целом, культурной среде, в которой развивается человек)

3) черты и особенности характера (в данном случае получается, что индивидуальность определяет саму себя, человек ответственен за своё развитие и формирование своего внутреннего Я, кто-то стремится быть таким как все, кто-то наоборот стремится найти новые способы выражения своей индивидуальности)

Однозначно ответить на вопрос, какой из факторов в большей мере влияет на формирование индивидуальности, нельзя. Можно привести аргументы в пользу каждого из факторов. Если мы вспомним о биологизаторском и социологизаторском подходе к пониманию сущности человека, то станет понятным, что сторонники первого будут утверждать, что решающим фактором являются наследственность и физиологические особенности. Сторонники второго подхода скажут, что это окружение и те черты характера, которые формируются под воздействием социальной среды.

Когда нам нужно подчеркнуть социальные характеристики человека, которые формируются благодаря процессу социализации и которые влияют на поведение и взаимоотношения человека с другими людьми, мы используем понятие личности.

Личность — совокупность социально значимых качеств человека, которые приобретаются в процессе жизни в обществе: в деятельности и общении с другими людьми.

Несмотря на то что в понятии личности мы ставим акцент на социальную составляющую человека, следует понимать, что в структуре личности присутствуют три компонента или три измерения – биологический, социальный и духовный. Смысл в том, что каждый из этих компонентов, так или иначе, развивается в социальной среде и под воздействием этой социальной среды.

Каждый ли человек является личностью? На этот вопрос следует ответить утвердительно. Каждый человек является личностью, но вот степень зрелости личности у всех разная, поэтому следует сформулировать качества личности и качества зрелой личности.

Качества личности

  • автономность (способность противопоставить себя обществу и общественному мнению);
  • самостоятельность (способность принимать решения и нести ответственность за свой выбор);
  • самосознание (наличие самооценки и самоконтроля);
  • жизненная позиция (наличие системы ценностей, которая определяет взгляды человека на жизнь и которой он твёрдо придерживается в своей жизни).
Читайте также:  Какие свойства гта 5

Важно понимать, что все перечисленные качества в той или иной мере присутствуют у каждого человека, но проявляются по-разному. Каждый человек в состоянии прийти в магазин и самостоятельно выбрать, какой шоколад он хочет сегодня съесть, но один сам зарабатывает себе на жизнь и тратит на шоколад свои деньги, а другой живёт, например, за счёт родителей. Кто-то принимает для себя ту профессию, на которой настаивали в своё время родители, а кто-то в 18 лет решает, что не будет продолжать династию врачей и поступает в театральный институт.

Маркерами зрелой личности являются:

  • способность осознавать последствия своих решений и нести за них ответственность;
  • степень независимости от общества и умение отстаивать свою позицию и убеждения;
  • умение контролировать своё поведение, проявлять силу воли, самодисциплина;
  • самостоятельность в поступках.

В некоторых источниках приводятся следующие характеристики зрелой личности

  • стремится к новым достижениям, что предполагает постоянное саморазвитие и самосовершенствование;
  • обладает инициативностью (не ждёт предложений от других людей и случая, а проявляет инициативу);
  • обладает уверенностью в себе и в своих силах (тут нужно отличать уверенность, основанную на понимании своих сильных и слабых сторон, от самоуверенности и заносчивости с завышенной самооценкой);
  • осознаёт свои возможности и стремится их расширить;
  • обладает высокими нравственными качествами;
  • обладает творческим началом.

Единого перечня качеств личности не существует, поэтому каждый может сформулировать свой список “требований”, предъявляемых к личности. Важно понимать саму идею – развитие и становление личности происходит на протяжении всей жизни человека, степень зрелости и сформированности личности у разных людей не одинакова.

Факторы, способствующие развитию личности, примерно те же, что и факторы развития индивидуальности: биологические, воспитание и обучение, социальная среда, особенности характера.

Важно понимать, что развитие личности продолжается в течение всей жизни человека и неразрывно связано с обществом. Процесс вхождения индивида в общество и становления его личности называется социализацией. Тема социализации отдельно рассматривается в блоке “Социальная сфера”, сейчас нам важно в нескольких словах описать, как происходит социализация, т.е. становление личности человека.

Социализация – это процесс вхождения индивида в общество, усвоения индивидом системы знаний, ценностей и норм.

Выделяют четыре фазы становления личности (фазы социализации).

Однако не всегда процесс социализации заканчивается интеграцией человека в общество и принятием его индивидуальности со стороны других людей. В некоторых случаях после стадии индивидуализации наступает стадия дезинтеграции, когда общество отказывается принять человека таким, каков он есть, с теми индивидуальными особенностями, которые он проявляет. Тогда у индивида три возможных пути развития – 1) стать таким же как все и всё-таки влиться в коллектив, 2)продолжать жить в коллективе, но в качестве изгоя, 3)покинуть этот коллектив и искать новый.

Расширение и углубление социализации происходит:
1) в сфере деятельности (расширение видов деятельности, реализация своих способностей в тех или иных видах деятельности);
2) в сфере общения (расширение круга общения, расширение кругозора за счёт общения с новыми людьми, развитие собственных навыков общения);
3) в сфере самосознания (понимание самого себя, своих целей в жизни, понимание своих сильных и слабых сторон, формирование образа собственного «Я»).

Расширение и углубление социализации происходит благодаря агентам социализации:.

Агенты первичной социализации: ближайшее окружение человека (семья, родственники, друзья).

Агенты вторичной социализации: формальное, опосредованное окружение человека (организации и учреждения).

Например, рабочий коллектив выступает по отношению к человеку агентом вторичной социализации, это формальное окружение человека, к которому он прислушивается в вопросах профессиональной сферы, но не в вопросах семьи и личной жизни. Если же в этом рабочем коллективе человек находит не просто коллег, но ещё и друзей, то они становятся агентами первичной социализации. Они оказывают более существенное влияние на формирование личности человека, нежели остальные члены рабочего коллектива.

Источник