Какие сведения содержаться в части летописи расселение славян
Происхождение восточных славян
Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.
Первые, достаточно скудные сведения, содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.
Серьезным письменным источником, несомненно, является Повесть временных лет – первая русская летопись, основной задачей которой, по словам самого летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства.
В связи с изложенными обстоятельствами проблему происхождения и ранней истории древних славян сегодня решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты.
Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.
Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей – «волохов», вытеснивших славян с прародины.
Таким образом, название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов – крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.
Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь – «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.
Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.
Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).
Повесть временных лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесённых переписчиками.
Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.
Название своду дала одна из его вводных фраз в Ипатьевском списке: « Повѣсть временныхъ лѣт черноризца Федосьєва манастыря Печерьскаго. Откуду єсть пошла Руская земля […] и хто в неи почалъ пѣрвѣє княжи. »
В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе и образовании государства Русь. Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям.
Источник
Урока литературы для 5 класса на тему
«Повести временных лет»
Класс: 5
УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012 (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: восприятие и углубленная работа с текстом.
Цели урока: – воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки, в которой родилось Русское государство.
– формирование навыков составления высказываний на географические, культурно – исторические, литературные темы; умений выделять главное в прослушанном сообщении, формулировать вопросы к статье учебника, конструировать диалог на уроке.
– воспитание интереса к истории, литературе, культуре Древней Руси.
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
– Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
– Как много улыбок засветилось. Спасибо!
– А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Вступительное слово учителя.
– Ребята, на прошлом уроке мы закончили изучение большого раздела «Устное народное творчество». Мы помним, что жанры устного народного творчества передавались из уста в уста. А сегодня мы будем говорить о древнерусской литературе. О том времени, когда на Руси уже появляется первая печатная книга.
Слушают учителя.
Индивидуальное сообщение ученика о первой печатной книге и создателях славянской азбуки.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Работа по теме урока.
Слово учителя.
Первая печатная книга была издана в Китае в первой половине XIвека. В Европе книгопечатание относят к 40-м годам XV века, когда Иоганн Гуттенберг издал «Библию», а первые славянские печатные книги вышли в 1491 году. Первая точно датированная книга в Москве – «Апостол» – напечатание в 1564 году Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.
До печатной книги были книги рукописные. Рукописная книга – это рукопись в виде отдельных тетрадок, сшитых вместе и переплетенных. Тетрадь пришивалась к ремням, которые прикреплялись к деревянным доскам-переплетам. Доски снаружи обтягивались кожей или какой-нибудь тканью. Корешок переплета в Древней Руси делался плоским или округлым. К переплетам прикреплялись кожаные завязки или застежки.
Создатели славянской азбуки братья Кирилл и Мефодий – просветители, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на церковнославянский язык.
В честь святых Кирилла и Мефодия 24 мая в славянских странах проводятся Дня славянской письменности и культуры.
– В каких целях использовалась письменность на Руси X века?
– Каково происхождение жанра летописи?
– Кто является автором новой редакции летописи, которую мы называем «Повесть временных лет»?
– В каком году была составлена «Повесть временных лет»?
– Каковы главные темы «Повести временных лет»?
Мы уже узнали, что автором «Повести временных лет» является Нестор Летописец. Ему посвятил свою скульптуру М.М.Антокольский
Для творчества М.М.Антокольского характерны черты историзма, то есть приверженность к исторической теме и стремление к скрупулезной точности, суховатой документальности. В образах Антольского раскрывались особенности конкретных исторических личностей. Так, скульптура «Нестор Летописец» (1890г) представляет облик мудрого старца, первого историка своего народа, исполненного простоты и благородства, отрешенности и мирской суеты.
Начало «Повести временных лет» посвящено событиям всемирной истории в ее средневековом понимании. Нестор ведет свой рассказ от «Всемирного потопа» и распределении земли между сыновьями Ноя. Рассказывает об образовании народов и языков. Передает библейскую легенду о Вавилонском столпотворении.
Как утверждает Нестор, славяне первоначально жили вдоль Дуная. Отсюда и произошло расселение славян, приведшее затем к образованию различных славянских племен и народностей.
Беседа по отрывку «Повести временных лет» «Расселение славян»
– Чем было вызвано расселение славян?
– Каково происхождение названия славянских племен?
– Какие сведения содержатся в части летописи «Расселение славян»?
Летописец вводит русскую историю в контекст мировой, сообщая самые разнообразные сведения – географические, этнографические, культурно-исторические. Неторопливо раскрывает летописец ту историческую обстановку, в которой родилось Русское государство.
Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад. Самая древняя стоянка получила название Кирилловской. Известны также древние стоянки в бассейне Лыбеди. Легенда гласит, что в конце V – начале VI в. Три брата – Кий, Щек и Хорив – и сестра их Лыбедь основали на крутом правом берегу Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом.
Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Кий, Щек и Хорив».
Индивидуальное сообщение «Происхождение имен и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве».
Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Дань хазарам».
Индивидуальное сообщение «Хазары».
Древнерусский язык – это язык древнерусской народности. Датируется обычно VIII – XIV вв. Относится к восточнославянской группе славянских языков. Предшественник русского, украинского и белорусского языков.
Язык «Повести временных лет» широко отражает устную разговорную речь своего времени. Прямая речь исторических лиц занимает существенное место в летописи. При этом летописец почти никогда не прибегает к вымышленным речам, – он всегда точен и строго фактографичен в передаче высказываний своих героев.
В летописи широко представлена специальная терминология: военная, охотничья, юридическая, церковная.
Часто летописец использует народные пословицы и поговорки. Язык «Повести временных лет» свидетельствует о необычайно высоком уровне развития культуры устной и письменной речи в XI – XII вв.
Обратимся к учебнику (стр.59, вопрос 5). (Отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»)
Объясните значения слов и словосочетаний: насладиться, неоскудевающую, засеял книжными словами, пожинаем ученье книжное.
С детства Ярослав тянулся к книжной премудрости. Он любил беседовать с монахами и постоянно читал священные книги. Его сын Владимир Мономах вспоминал, что знал Ярослав, сидя дома, много иностранных языков, и была ему «оттого честь от других стран». Отовсюду собирал он лучших писцов и грамотеев и заставлял их переписывать рукописи и переводить книги с греческого языка на славянский. Ярослав и сам перевел несколько книг. Он хотел, чтобы на Руси было больше грамотных русских священников, и потому стал заводить специальные училища.
Под фразой пожинаем ученье книжное подразумевается первый свод законов, который назывался «Русская Правда». За его составление князя называли еще и Правосудом. До него подвластные русским князьям народы жили каждый по своим племенным обычаям. Теперь же, объединившись, они должны были подчиняться законам, общим для всех. В основу «Русской Правды» были положены древние обычаи, которые существовали на Руси еще с языческих времен.
– Каково значение памятника древнерусской литературы «Из похвалы князю Ярославу» для современного читателя?
– Почему необходимо изучать памятники древнерусской литературы?
Внимательно слушают учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы.
Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Кий, Щек и Хорив».
Индивидуальное сообщение «Происхождение имен и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве».
Имя Кий имеет истоки во многих языках. По одной из версий, это имя произошло от славянского слова, означающего «палица, дубина, боевой молот».
Имя Щек сопоставляется с именем Чеха. Легендарного предка чехов. Название горы Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица. Этимология названия и имени возводится к славянскому слову, означающему «змей».
Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее время. Название это содержит корень «хор», заимствованный из иранских языков и означающий «солнце». Оно сопоставимо с названием племени хорватов.
Имя Лыбедь возводят обычно к словам «лебедь», «любовь», «любовь» и «лыбь» («сырое место»). Лыбедь – это небольшая речка, впадающая в Днепр.
Символизм легенды о Кие указывает на объединительный характер деятельности этого князя – три брата создают единый племенной центр. В тексте «Повести временных лет» эта идея выражена следующими словами: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная». Здесь говорится о существовании во времена Кия мощного союза племен. Дальнейшая судьба союза описана летописцем так: «По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань».
Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Дань хазарам».
Индивидуальное сообщение «Хазары»
Хазары – тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племён.Хазарский язык является вымершим.
Славянские племена были данниками хазар, что указывает на предшествующую войну, которую хазары выиграли, но о которой не осталось сведений в летописях.
Русская летопись говорит, что славяне платили хазарам дань в виде шкур, однако видимо, главным образом славяне поставляли хазарам рабов.
Работают с учебником в парах.
Объясняют значения слов.
Отвечают на вопросы учителя.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий. Понимание литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.
Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства. Осмысление образа коня в магических представлениях и верованиях разных народов. Противопоставление Олегу волхвакак представителя местного общества.
ІV.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
– Оцените свою работу на уроке. Работу класса
– Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Дома Стр.62 – 66 – прочитать, пересказать
Индивидуальное задание:
1. Подготовить сообщение об Эзопе, Жане де Лафонтене.
2. Подготовить выразительное чтение басен «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград».
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Источник
Мы уже говорили, что «Повестью временных лет» называется один из древнейших сохранившихся летописных сводов.
Автором считается Нестор-летописец (Киево-Печерская Лавра), указывается и еще один составитель – Сильвестр. Нестор (1056-1114) оканчивает летопись 1113 годом.
В 1116 году переяславский епископ Сильвестр не только переписал и отредактировал «Повесть…» Нестора, но и продолжил ее вплоть до 1223 года.
Нестор-летописец
Подчеркнем один важный момент: текст «Повести…» входит в состав большинства дошедших до нашего времени летописей. Всего их на сегодня известно около 1500. Существует множество списков «Повести временных лет». Самый ранний, Лаврентьевский, как уже говорилось, был выполнен монахом Лаврентием с помощниками, предположительно – в Нижнем Новгороде или во Владимире.
Исследователи не обошли вниманием пробелы в событиях, описываемых в «Повести временных лет». Самый крупный из них охватывает 898-922 годы. Также ничего не известно о временных отрезках с 1263 по 1283, а также с 1284 по 1294 годы.
Собственно, именно в этом летописном тексте содержатся сведения о призвании на Русь варягов. Правда, ДНК-исследованиями установлено, что Рюрик ведет свой род от южнобалтских славян. Но не это нас сейчас интересует, а описание начала времен. Ведь именно тут древним летописцем показано, откуда пошла Земля Русская.
Итак, Нестор начинает с повествования о том, что после Потопа три сына Ноя, Сим, Хам и Афет, разделили между собою землю. Афет считается прародителем славянского племени. Это общеизвестно. Но вот что интересно. Приведем два отрывка из «Повести временных лет», в которых описываются народы Афета и их соседи:
1. «В Афетове же части седять русь, чюдь и вси языцы: меря, мурома, весь, моръдва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, угра, литва, земигола, корсь, летъгола, любь. Ляхови же и пруси чудь преседять к морю Варяжьскому [Балтийскому]. По сему же морю седять варязи семо ко въстоку до предела Симова, по тому же морю седять къ западу до земли Агнянски и до Волошьски».
2. «Афетово бо и то колено: варязи, свеи, урмане, готе, русь, агняне, галичане, волъхва, римляне, немци, корлязи, веньдици, фрягове и прочии, ти же приседять от запада къ полуденью [югу] и съседятся съ племянемъ Хамовым».
И в первом, и во втором отрывке названы русские («русь»). Но в первом отрывке в числе соседей русов перечислены народы, проживавшие вокруг северных новгородских земель, все так и есть, тут не возникает вопросов. А что же мы видим во втором? Тут соседями русов, потомков Афета (Иафета или Яфета в других источниках) оказываются римляне и немцы. Как тут не вспомнить слова Орбини о широчайшем расселении славянских народов? Остается только догадываться, каким чудом сохранился этот текст.
В заключение приведем еще одну цитату:
3. «По размешеньи же столпа и по разделеньи языкъ прияша сынове Симови въсточныя страны, а Хамови сынове полуденьныя страны. Афетови же прияша западъ и полунощныя страны. От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ, от племени Афетова, нарци, еже суть словени».
Выходит, многократно переписанные в угоду веяниям времени и политическим настроениям летописные тексты, изобилующие вставками, исправлениями, темными местами и пробелами, все равно сохраняют довольно много правдивой информации о жизни и делах наших Предков.
Если Вам понравилась публикация, ставьте отметки «понравилось» и подписывайтесь на наш канал!
Еще больше информации по теме ищите на портале «Славянский Мир»
Источник