Какие свойства человека являются

Анонимный вопрос
20 декабря 2018 · 4,4 K
Всем трям, то есть здравствуйте. 🙂 Я по жизни оптимист, натуралист, огородник-г…
Признаки, характерные исключительно для человека:
- Умение размышлять и выражать свои мысли словами.
- Способность к абстрактному мышлению.
- Полностью вертикальное положение тела при передвижении.
- Самый развитый головной мозг относительно веса тела.
- Челюсть не выступающая вперед, и мозговой отдел черепа больше лицевого.
- S-образный позвоночник и изгибами.
- Подвижные кости ладони.
В чем заключается индивидуальность человека?
хожу отбрасываю тень с лицом нахала
В книге нейрофизиолога-популяризатора Вилейанура Рамачандрана “Рождение разума”, одна из глав (“Неврология — новая философия”) целиком посвящёна этому вопросу. Вот две цитаты оттуда:
“Что же именно означает «Я»? Как выяснилось, его характеристика имеет пять составляющих:
-Непрерывность: ощущение неразрывной нитью тянется через весь наш опыт в сопровождении чувства настоящего, прошлого и будущего.
-Идея единства «Я». Каждый из нас ощущает себя как единое целое, как одного человека.
-Ощущение помещённости в наше тело.
-Обладание свободой воли. Я могу покачать своим пальцем, но не могу покачать своим носом или вашим пальцем.
-Осознание себя. Любой из этих аспектов может по-разному искажаться при заболеваниях мозга, и это дает основание считать, что «Я» включает в себя не одну, а многие составляющие. «Я» соединяет в себе различные феномены. Например, если я буду стимулировать вашу правую теменную кору с помощью электродов (когда вы в сознании и бодрствуете), вы моментально почувствуете, что парите под потолком, наблюдая собственное тело, лежащее внизу. Материальное воплощение — одно из аксиоматических оснований вашего «Я» — будет временно отменено. И это справедливо для всех аспектов «Я», перечисленных выше. Каждый из них может избирательно подвергаться воздействию при мозговых расстройствах.”
“Наш мозг в целом представляет собой моделирующее устройство, которому необходимо создавать рабочие виртуальные имитации реального мира, в соответствии с которыми мы можем действовать. Внутри этих имитаций нам нужно создавать модели разума других людей, поскольку мы, будучи приматами, чрезвычайно социальные существа. Надо делать это таким образом, чтобы иметь возможность предвидеть их поведение. Более того, чтобы эта внутренняя имитация была законченной, она должна содержать не только модели разума других людей, но также и модель саму по себе, то есть ее постоянные атрибуты — что она может и не может делать. Вполне вероятно, что одна из этих способностей моделирования эволюционировала первой, а затем подготовила почву для второй. Или — как это часто происходит в эволюции — обе способности развивались совместно, обогащая друг друга.”
Прочитать ещё 5 ответов
Какое знание для человека является самым главным?
Привет!
Я КИБИКА – сайт обо всём самом-самом на планете Земля. Например самая маленькая… · kibika.com
То, которое даст ему возможность самореализоваться. Каждый человек обладает уникальным набором способностей, чтобы их использовать максимально эффективно нужны именно те знания, которые будут этому способствовать. Конечно ещё нужны и другие условия, чтобы человек развивался в соответствии со своими врождёнными способностями. иначе даже если они на уровне гениальности их можно и не заметить
в чем состоит привлекательность
человека как личности?
Для всех это по-разному. Кого-то, например, привлекают сильно эмоциональные люди, а другие таких ненавидят. Кого-то привлекают волевые и целеустремленные, а некоторые их не переваривают. Кого-то привлекают приземленные и консервативные, а кого-то они бесят. Кто-то любит инновационных и креативных. Противоположности сходятся в случае совпадения и отталкиваются в случае несоответствия. В целом вся эта идейная модель симпатий и антипатий не только вшита в психотип, которых много, еще и по-разным наслаивающимся друг на друга системам типологий, но и зависит от среды и культуры в, которой человек формировался. Например, человек, который вырос в глуши, на природе в деревне имеет четко сформированную и заданую систему ценностей, которая сильно отличается у городского.
Прочитать ещё 1 ответ
Почему психологи утверждают, что каждый человек уникален, при этом определяя, к какому типу людей человек относится?
Психолог, кандидат социологических наук, психолог-консультант · yasinpsi.ru
В этом нет противоречия. наука пытается все систематизировать, чтобы иметь какую-то навигацию в многообразии явлений. Но любая типология изначально очень ограничена. Мало того, психологические измерения относительны. Например, если вы разделили людей на интровертов и экстравертов. Среди и тех и других будут люди, у которых это качество выражено слабее и сильнее. За пределами же этой типологии у нас остается еще целый поток разнообразных качеств: эмоциональной стабильности, лабильности, локуса контроля внешнего и внутреннего, глубины эмпатии, силы воли, внимательности, разнообразные типы способностей… этот список очень длинный. И они остаются за пределами типологии. Не для всех качеств даже придуман термин и способ измерения. Кроме того, есть уникальный жизненный опыт, от которого зависит, какие выводы человек делает из ситуаций, как себя ведет, как переживает происходящее. И этот опыт постоянно обогащается. так что мало, что человек очень сложное создание, так еще появляется “неопределенность” за счет постоянных изменений.
Так что, психологи типологии порой создают себе в помощь, но за пределами типологии остается большая часть человеческой личности.
Источник
Анонимный вопрос
20 декабря 2018 · 4,4 K
Всем трям, то есть здравствуйте. 🙂 Я по жизни оптимист, натуралист, огородник-г…
Признаки, характерные исключительно для человека:
- Умение размышлять и выражать свои мысли словами.
- Способность к абстрактному мышлению.
- Полностью вертикальное положение тела при передвижении.
- Самый развитый головной мозг относительно веса тела.
- Челюсть не выступающая вперед, и мозговой отдел черепа больше лицевого.
- S-образный позвоночник и изгибами.
- Подвижные кости ладони.
В чем заключается индивидуальность человека?
хожу отбрасываю тень с лицом нахала
В книге нейрофизиолога-популяризатора Вилейанура Рамачандрана “Рождение разума”, одна из глав (“Неврология — новая философия”) целиком посвящёна этому вопросу. Вот две цитаты оттуда:
“Что же именно означает «Я»? Как выяснилось, его характеристика имеет пять составляющих:
-Непрерывность: ощущение неразрывной нитью тянется через весь наш опыт в сопровождении чувства настоящего, прошлого и будущего.
-Идея единства «Я». Каждый из нас ощущает себя как единое целое, как одного человека.
-Ощущение помещённости в наше тело.
-Обладание свободой воли. Я могу покачать своим пальцем, но не могу покачать своим носом или вашим пальцем.
-Осознание себя. Любой из этих аспектов может по-разному искажаться при заболеваниях мозга, и это дает основание считать, что «Я» включает в себя не одну, а многие составляющие. «Я» соединяет в себе различные феномены. Например, если я буду стимулировать вашу правую теменную кору с помощью электродов (когда вы в сознании и бодрствуете), вы моментально почувствуете, что парите под потолком, наблюдая собственное тело, лежащее внизу. Материальное воплощение — одно из аксиоматических оснований вашего «Я» — будет временно отменено. И это справедливо для всех аспектов «Я», перечисленных выше. Каждый из них может избирательно подвергаться воздействию при мозговых расстройствах.”
“Наш мозг в целом представляет собой моделирующее устройство, которому необходимо создавать рабочие виртуальные имитации реального мира, в соответствии с которыми мы можем действовать. Внутри этих имитаций нам нужно создавать модели разума других людей, поскольку мы, будучи приматами, чрезвычайно социальные существа. Надо делать это таким образом, чтобы иметь возможность предвидеть их поведение. Более того, чтобы эта внутренняя имитация была законченной, она должна содержать не только модели разума других людей, но также и модель саму по себе, то есть ее постоянные атрибуты — что она может и не может делать. Вполне вероятно, что одна из этих способностей моделирования эволюционировала первой, а затем подготовила почву для второй. Или — как это часто происходит в эволюции — обе способности развивались совместно, обогащая друг друга.”
Прочитать ещё 5 ответов
Какое знание для человека является самым главным?
Привет!
Я КИБИКА – сайт обо всём самом-самом на планете Земля. Например самая маленькая… · kibika.com
То, которое даст ему возможность самореализоваться. Каждый человек обладает уникальным набором способностей, чтобы их использовать максимально эффективно нужны именно те знания, которые будут этому способствовать. Конечно ещё нужны и другие условия, чтобы человек развивался в соответствии со своими врождёнными способностями. иначе даже если они на уровне гениальности их можно и не заметить
Почему характер каждого человека является уникальным?
Институт Глобального Изучения Парадоксальных Феноменов в Контексте Диалектическо…
Характеры людей не являются уникальными. Как раз все наоборот. Все черты характера любого человека повторяются в характере любого иного окружающего.
Незначительная разница заключается лишь степени, интенсивности, манере, форме и прочих нюансах самовыражения человека. У кого-то эта черта ярко выражена, а у кого-то еле заметна. Вот такие различия и дают повод считать людей разными.
Все люди отличаются друг от друга. Но такие отличия нельзя назвать уникальными.
Уникальный характер – это характер, который неповторим. Но если мы возьмем любого человека и пристально посмотрим на него. То мы увидим, что черты его характера, хоть и слегка измененные, имеются у всех окружающих людей.
Прочитать ещё 2 ответа
В чём отличие живого от неживого? Почему атом считается неживым, а тело, которое из атомов состоит – живое?
Преподаватель биологических дисциплин, физиолог
Это же в учебнике по биологии написано – раньше это была программа за 6 класс. Сейчас не знаю.
Живое обладает несколькими характеристиками, главная из которых – способность к размножению (именно самовоспроизведению). Есть ещё такие, как, например, гомеостаз, наследственность и т.п.
Ну и единица живого – это клетка либо её аналог, как у вируса и фага.
Всё живое неизменно содержит РНК и/или ДНК, как носитель той самой наследственности.
Прочитать ещё 1 ответ
Источник
После изучения данной главы студент должен:
знать
- • содержание понятий «соматические свойства», «психические свойства», «психологические свойства», «социальные свойства»;
- • подходы к трактовке взаимосвязей различных свойств человека;
уметь
- • анализировать свойства человека;
- • объяснять различные жизненные ситуации через призму знаний о свойствах человека;
владеть
- • навыками распознавания проявлений различных свойств человека;
- • навыками психологического анализа потенциала соматических, психических, психологических и социальных свойств человека.
Научное познание всегда продвигается от наблюдаемых признаков к скрытым во внутренней структуре объекта свойствам. Свойства и признаки соотносятся друг с другом как внутреннее содержание с внешними формами, в которых это содержание заключено. Исследование свойств объекта предполагает проникновение в его внутреннюю структуру посредством аналитического расчленения его целостности на элементарные свойства, которые проявляются при взаимодействии данного объекта со средой. Проявление свойств человека в процессах взаимодействия с материальными объектами раскрывает их качественное своеобразие. Качество характеризует функциональные возможности объекта (в данном случае человека) при взаимодействии с миром вещей, людей и самим собой. Свойства человека как объекта природы характеризуют предпосылки его качественных возможностей в процессах взаимодействия, где соматические свойства человека являются предпосылками качественного своеобразия его психических свойств. В свою очередь, психические свойства являются предпосылками качественного своеобразия психологических свойств.
До этого рассматривались объектные и субъектные признаки человека в связи с задачей определения специфики человека в ряду других явлений природы. Говорилось о том, какие из признаков в большей мере связаны с понятиями «человек вообще», «человек-индивид», «человек-личность», «человек-индивидуальность». Обозначенные признаки обладают своими внутренними свойствами, которые предопределяют специфику изучаемого объекта. Переход научного познания к изучению свойств нацелен на понимание внутренних законов жизни объекта и функционирования его в среде обитания. Эти законы всегда касаются процессов взаимодействия разных свойств, и в конце концов раскрывают их взаимозависимость и взаимообусловленность. Научное познание стремится к исследованию причинно- следственных (каузальных) зависимостей. Поэтому в данной главе внимание будет уделено различным свойствам человека через призму проблемы их взаимообусловленности, и в первую очередь через проблему соотношения свойств организма и психики.
Особое внимание этому вопросу уделено в психологии в связи с проблемой так называемой биологической обусловленности психического развития и психической деятельности человека. Поэтому будет сделан акцент на проблеме взаимодействия соматических (телесных) и психических свойств человека. Эта проблема оформилась в психологической науке как конституциональный подход к изучению биологической обусловленности психологического склада личности. Основная идея данного подхода заключается в том, что психология человека детерминирована (задана и обусловлена) особенностями строения организма. Конституциональный подход популярен среди психофизиологов и медицинских психологов. Он имел большое признание в конце XIX и начале XX в.
Однако психология второй половины XX в. открыла для себя в структуре психической организации человека множество других свойств, источником которых являются внешние аспекты взаимодействия человека с миром вещей и людей. В связи с этим возникла проблема классификации психических свойств, которые по своему происхождению относятся не столько к внутренним процессам психической деятельности человека, сколько к внешним формам взаимодействия человека (предметно-практической и социальной деятельности людей). В труде и общении психическая деятельность за счет рефлексии трансформируется в психологическую деятельность, которая включена в эти процессы как субъектная активность человека, где он сам управляет своим телесно-психическим потенциалом. Наиболее заметная дифференциация психических и психологических свойств человека происходила в социальной психологии, психологии труда и других отраслях прикладной психологии.
Эти обстоятельства делают наиболее актуальной в современной психологии проблему классификации свойств человека вообще и психических свойств в частности. Если говорить о классификации свойств человека вообще как интегрального объекта природы, то следует назвать шесть классов врожденных свойств, составляющих первородную основу множества других свойств человека, производных от этих шести. Речь идет о параметрических, физических, химических, биологических, социальных, психических свойствах человека как объекта природы.
Параметрические свойства характеризуют размеры человеческого тела и его частей, которые изучаются как анатомические свойства организма.
Физические свойства характеризуют механические возможности человеческого тела и изучаются биомеханикой, биофизикой, бионикой.
Химические свойства характеризуют состав веществ, заполняющих организм, его ткани, органы и системы. Все это изучает биохимия.
Биологические свойства характеризуют свойства жизни организмов, особенности роста и развития целостных живых существ. Они в большей мере раскрывают функциональные возможности организмов к воспроизводству собственной жизни. В них происходит интегральное проявление материальных свойств организма — физических, химических, параметрических. Биологические свойства характеризуют телесную (соматическую) организацию человека и животных. Поэтому они объединены в предлагаемой классификации свойств человека понятием «соматические свойства» (композиция 2).
Композиция 2
Свойства человека
Социальные свойства характеризуют положение человека в общественных связях и отношениях. Они указывают на место человека в иерархии социальных ролей и на его принадлежность к различным общностям людей и группам вхождения, на социальные функции человека как субъекта совместной деятельности и общения. Содержание социальных связей синтезируется в отношениях человека с другими людьми. Свойства человеческих отношений составляют главный интерес для психологической науки. Эти свойства — и социальные, и психологические одновременно. По объектным признакам они — социальные, а по субъектным — психологические. Социальные свойства — это внешне обозначенные формы существования человеческих отношений как психологических феноменов.
Психические свойства относятся к характеристике нервно-психической деятельности как процесса отражения человеком внешних воздействий на его организм через органы чувств (сенсорную организацию), которые обнаруживают себя в реакциях организма на эти воздействия и психических образах объектов взаимодействия.
Психологические свойства характеризуют телесно-психические возможности человека как субъекта рефлексивной, предметно-практической и совместной деятельности людей. Они обнаруживают себя в суждениях, продуктах деятельности, поступках, поведении, знаково-символических формах информационной коммуникации и в человеческих отношениях. В них в превращенном виде представлены и социальные свойства личности.
Такие различия свойств человека присущи научному познанию, которое разделяет целостность на части, сколько-нибудь отличающиеся друг от друга. В реальной же практике человеческой жизнедеятельности они сливаются в едином для всех процессе взаимодействия и поэтому трудно различимы в обыденном восприятии психологии человека.
Все эти свойства рассматриваются как функциональные возможности человека в процессах его жизнеобеспечивающего взаимодействия с миром вещей, людей и самим собой.
В композиции 2 представлена авторская классификация основных свойств человека, которые могут иметь отношение к структурной характеристике психической организации человека.
Источник
Свойства личности — устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны.
Базовые свойства личности
В структуру базовых свойств включают:
- Направленность. Объединяет цели, мотивацию и потребности человека в единую движущую силу.
- Темперамент. Характеризуется совокупностью индивидуальных психических особенностей личности, связанных с динамическими характеристиками ее деятельности.
- Характер. Является набором сформировавшихся психических черт, которые наиболее ярко проявляются в контакте с другими людьми и выражают индивидуальность личности.
- Способности. Отражают склонность человека к определенному виду деятельности в соответствии с психическими особенностями личности.
Направленность — важнейшее свойство личности
Каждому человеку присущи собственные внутренние побуждения, определяющие его жизненные цели и устремления, объясняющие причины его действий и поступков. Совокупность этих побуждений формирует направленность как важнейшее психическое свойство личности.
Деятельность человека всегда тем или иным образом связана с удовлетворением определенных потребностей и характеризуется проявлением его отношения к обществу в целом и поведением в конкретной социальной группе в частности. Направленность является выражением личностного смысла человеческой деятельности, объясняет, зачем или почему субъект совершает определенный поступок.
Являясь высшим психическим свойством, направленность имеет внутреннюю структуру состоящую из:
- целей;
- мотивов;
- потребностей.
Потребности характеризуются надобностью для человека какого-либо предмета или события, могут быть как материальными, так и духовными. Для удовлетворения своих потребностей личность проявляет активную деятельность. Потребности человека, не являющиеся базовыми, необходимыми для выживания, во многом зависят от уровня развития общества и меняются на протяжении всей жизни.
Особенности, присущие потребностям:
- направлены на конкретный объект или деятельность;
- связаны с определенным эмоциональным состоянием (удовлетворенность или ее отсутствие);
- характеризуются наличием воли, необходимой для поиска путей удовлетворения.
На основе сложившейся потребности формируются цель — идеальный образ желаемого результата действий, совершаемых для ее удовлетворения. Являясь предвосхищаемым результатом деятельности, образ стимулирует человека действовать в нужном направлении и предлагает ему выбор различных путей достижения желаемого.
Мотив служит непосредственной побудительной причиной и движущей силой для продвижения к цели. Он является динамическим процессом, напрямую управляющим поведением индивида. Содержание мотивов определяется социальными условиями, в которых находится субъект. Сначала возникают отдельные побуждения, которые затем складываются вместе и образуют личностную мотивационную систему, управляющую поведением человека с помощью его сознания и воли. Мотивы могут выражаться в простых формах в виде хотений, желаний и влечений, а могут и в более сложных, в виде интересов, идеалов, установок.
Направленность можно характеризовать следующими признаками:
- значимость для общества;
- проявление системы жизненных взглядов, установок, убеждений человека;
- степень социальной зрелости личности.
Отсюда следует важность понимания направленности как свойства личности человека. Обладая знанием о направленности конкретного индивида, можно прогнозировать его поведение в разных ситуациях и при различных условиях.
Темперамент
Темперамент — совокупность душевных и психофизиологических особенностей конкретного человека, которые определяют степень его нервной возбудимости и выражаются во взаимодействии с окружающим миром, проявляясь в его поведении.
Темперамент дает характеристику личности человека в динамике его психической деятельности. Отличительными признаками каждого типа темперамента являются особенности психических состояний и процессов: их темпа, ритма, скорости и интенсивности протекания. Темперамент характеризуется степенью активности, эмоциональности и энергетического потенциала психики индивида.
Активность проявляется либо в энергичности (стремительности, быстроте) индивида, либо в заторможенности (медлительности, инертности) его реакций.
Эмоциональность характеризует особенности проявления эмоциональных реакций, чувств, настроения. Различают два аспекта проявления эмоциональности — в положительном или отрицательном ключе.
В зависимости от этих признаков различают четыре типа темперамента:
- Сангвиник — очень деятельный, живой, активный человек с плавно меняющимся настроением. Он быстро реагирует на все события, происходящие в окружающей действительности, не склонен зацикливаться на неприятностях и неудачах, воспринимает все в позитивном ракурсе, быстро забывает обиды. Сангвиники обладают выразительной мимикой, про них говорят «все на лице написано». Если работа им интересна, делают ее быстро и продуктивно, полностью погрузившись в процесс. При отсутствии интереса выполняют работу поверхностно, так как скука вызывает безразличие к делу.
- Холерик — такой же быстрый, порывистый, страстный человек, но в отличие от сангвиника крайне неуравновешен. Этому типу присуща резкая смена настроения, которая сопровождается эмоциональными вспышками, часто имеющими негативный характер (раздражение, гнев). Холерикам свойственно увлекаться и растрачивать свои силы на эмоции. Поэтому их неустойчивая нервная система быстро истощается.
- Флегматик — медлительный, крайне невозмутимый человек со стабильным настроением и устойчивыми стремлениями. Эмоции и чувства внешне почти никак не проявляются. Такое же спокойствие и уравновешенность характерно для него в любом виде деятельности. В работе проявляет завидную настойчивость и упорство — пусть медленно, но доведет ее до конца. Флегматики компенсируют медлительность основательным подходом к решению проблемы, тщательным и скрупулезным выполнением своих обязанностей.
- Меланхолик — тип личности, склонный к постоянному болезненному переживанию происшедших или предстоящих событий. Является очень впечатлительным и легко ранимым человеком. Может в своем воображении долго проигрывать различные варианты продолжения событий или их будущие сценарии. Зацикливаясь на своих переживаниях, мало реагирует на внешние обстоятельства, замыкаясь во внутреннем мире, что является причиной рассеянности, забывчивости и ненадлежащего выполнения поставленных задач.
Характер
Характер — совокупность стойких психических свойств индивида, которыми определяются особенности его поведения и взаимоотношений с окружающей действительностью, в том числе способ эмоционального реагирования на происходящие события.
При изучении характера отдельной личности наблюдается определенная закономерность в проявлении психологических черт, благодаря чему можно предвидеть поведение индивида в различных ситуациях и его эмоциональную реакцию на события. Характер и темперамент имеют общую физиологическую основу и определяются типом возбудимости нервной системы, поэтому в характере могут проявляться черты темперамента.
Формирование характера происходит на протяжении всей жизни индивида и связано с усвоением опыта в социальной среде. Воспитание, обучение и социализация субъекта являются основными факторами, формирующими характер посредством создания различных ситуаций, в которых он способен проявиться.
Характер проявляется совокупностью отношений:
- К делу — определяется уровнем ответственности и трудолюбия.
- К собственности — показывает, насколько человек бережлив, аккуратен и щедр.
- К другим людям — характеризует его как человека тактичного или грубого, правдивого или лживого, показывает степень доверия к окружающим.
- К себе — складывается из самооценки индивида, дает понятие о его скромности, уровне самокритичности, о наличии или отсутствии гордости.
Характер человека оценивается также по уровню развития следующих важных черт:
- целеустремленность;
- активность;
- инициативность;
- дисциплинированность;
- упорство;
- решительность;
- мужество;
- выдержка.
В отличие от темперамента, обусловленного врожденными психическими свойствами, характер поддается самовоспитанию. Эффективность работы над собой проявляется в установлении правильных взаимоотношений с социальным окружением, в проявлении выдержки и самообладания в критических ситуациях, в несении ответственности за свои действия и поведение в обществе.
Индивидуальные психические черты складываются в повседневных жизненных ситуациях. Они оказывают непосредственное влияние на формирование психологического облика человека, на образ его мыслей и побуждения. Характер является компонентом системы ценностей личности, в комплексе с мировоззрением, убеждениями и морально-нравственными принципами.
Способности
Способности — индивидуальные свойства личности, которые обуславливают предрасположенность к определенному роду деятельности, являются условиями ее успешного осуществления.
Способности формируются на основе наследственных задатков и развиваются в процессе деятельности индивида. Окружающая среда и сложившиеся обстоятельства определяют, какие именно способности формируются из уже имеющихся задатков.
В качестве примера рассмотрим такой задаток как подвижная нервная система. Если человек с таким типом нервной системы изберет вид деятельности, связанный с быстротой реакций или постоянным переключением внимания с одного объекта на другой, то он разовьет свои способности и в том, и в другом виде деятельности.
Способности делятся на несколько категорий:
- Общие и специальные. Общие имеют значение сразу для многих видов деятельности (например, быстрое запоминание, нетривиальность мышления, находчивость, концентрация внимания, хорошая координация движений). Специальные являются предпосылками для определенных видов деятельности (музыкальные, художественные, математические, лингвистические).
- Элементарные и сложные. Элементарные связаны с органами чувств. Сложные связаны с человеческой культурой и являются социально обусловленными.
- Теоретические и практические. Теоретические связаны с абстрактным и логическим типами мышления. Практические связаны с выполнением конкретных действий при решении практических задач в разных жизненных ситуациях.
- Учебные и творческие. Учебные характеризуют склонность к обучаемости. Творческие связаны с созидательной деятельностью в духовной и материальной областях.
- Коммуникативные и предметно-ориентированные. Коммуникативные отвечают за взаимодействие человека с другими людьми (установление контакта, умение расположить к себе, воздействие на людей). Предметно-ориентированные нацелены на взаимодействие с неодушевленными предметами (научные исследования, управление техникой и т.д.)
Большинство способностей можно тренировать и развивать. Они складываются из определенных знаний, умений, быстроты овладения навыками, прочностью усвоения.
Разработано много рекомендаций по развитию определенных способностей — музыкального слуха, способности к изучению иностранных языков, внимательности, быстрочтения, долговременной памяти, логического мышления и многих других.
В зависимости от степени развития способностей можно выделить несколько уровней:
- Неспособность. Выражается в явном несоответствии психических качеств личности определенному набору требований, предъявляемых конкретным видом деятельности. Ее еще называют бездарностью.
- Простая способность. Проявляется в ярко выраженном соответствии психических особенностей индивида психологическим требованиям, выдвинутыми определенным видом деятельности.
- Одаренность. Выражается в сочетании нескольких способностей общего и специального рода. Позволяет добиться более значимых успехов в конкретной области по сравнению с другими индивидами.
- Талант. Является более высокой степенью одаренности, проявляется в конкретных областях деятельности. Характеризуется проявлением индивидуальных особенностей личности. Так, два талантливых музыканта имеют каждый свой собственный стиль игры.
- Гениальность. Проявляется сразу во многих областях и является наивысшей степенью одаренности. Творчество гения, плоды его деятельности имеют огромное общественно-историческое значение, знаменуя целую эпоху в области его деятельности.
Как происходит развитие свойств личности
На развитие психических свойств личности влияют как наследственные факторы, так и приобретенные во взаимодействии с социальным окружением.
В раннем детстве развитие личности представляет собой динамичный процесс усвоения социальных, этических, поведенческих норм. Ребенок должен овладеть умением подчинять свое «хочу» требованиям социальной среды. Социальная среда, в которой развивается ребенок, играет огромную роль в формировании личностной индивидуальности человека. На этом этапе определяющее значение имеет семья (а в дальнейшем еще дошкольные учреждения и школа), ее воспитательные методики, морально-нравственные принципы, которые она прививает.
Следующим важным моментом является активность ребенка в освоении социальных и поведенческих норм. При этом необходимо учитывать, что эффективность усвоения зависит от практических навыков, тренируемых в специально смоделированных ситуациях.
Исследования показали, что в каждом ребенке изначально заложена способность к развитию. А ее движущей силой является необходимость в удовлетворении потребностей. В процессе удовлетворения потребностей развиваются такие свойства личности как способности и характер, а они в свою очередь формируют новые потребности. Происходит своеобразное движение по спирали, поднимая ребенка на более высокий уровень развития личностных свойств.
Вообще, развитие личности в целом является скачкообразным процессом. Длительные периоды равномерного постепенного развития сменяются кратковременными периодами резких значимых изменений свойств личности. Эти периоды называются критическими моментами (или возрастными кризисами). Каждый возрастной период имеет свое значение, является необходимым и обязательным для становления личности. Это связано с тем, что в определенном возрасте появляются свои благоприятные условия для формирования конкретных свойств личности и психических функций. Сформированные на каждом этапе свойства и качества личности практически невозможно изменить, как и пройти этот опыт заново или компенсировать то, что вовремя не сформировалось. Поэтому образовательный и воспитательный процессы налагают большую ответственность на родителей и педагогов.
Источник