Какие свойства человека являются биосоциальными

Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.
Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.
Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.
Человек как биологическое и социальное существо
Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).
Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.
При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.
Основные факторы антропогенеза человека
Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.
Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.
К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.
Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.
Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
особая структура мозга и строение черепа;
умение прямо стоять и ходить;
отсутствие плотного шерстяного покрова;
развитый речевой аппарат.
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
логическое и аналитическое мышление;
потребность в социальном взаимодействии;
культурное и духовное развитие;
умение строить и создавать инструменты для труда;
способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
Единство биологического и социального в становлении человека
Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.
Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:
- Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
- Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.
Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.
Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.
Источник
Человек — биосоциальное существо.
Человек — это биосоциальное существо, которому характерны как свойства, передающиеся по наследству, обусловленные природой, так и появившиеся в результат социализации, жизни в обществе.
Особенности, характерные только для человека
- Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
- Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
- Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
- Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
- Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
- Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
- Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
- Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
- Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.
Особенности, характерные для животного.
- Жизнь по инстинктам, по природой заложенной программе
- Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
- Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
- Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
- Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи (например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
- Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.
Особенности, характерные и для человека, и для животного
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие инстинкты сохранились у людей?
- Инстинкт самосохранения
- Инстинкт продолжения рода
- Инстинкт материнства
- Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.
Источник
Что такое биосоциальная природа людей
Говоря о биосоциальной природе человека, уместно употребить высказывание «Человек рождается как биологическое существо, а развивается – как социальное».
Сущность человека имеет двойственный характер. Человеческому организму свойственны определенные физиологические процессы и потребности, обусловленные природой и присутствующие с момента рождения. Жизнью в обществе объясняется становление личности и приобретение социально значимых качеств, реализация иных потребностей, не связанных с природной средой.
Биосоциальная природа – это неразрывное сочетание биологического и социального начал в человеке, отличающее его от всех живых существ.
Человек как биологическое и социальное существо
Человек, являясь частью природы, обладает рядом биологических свойств. Его организм состоит из органов и систем, постоянно взаимодействующих и функционирующих по определенным правилам. Кроме этих характеристик, человек обладает инстинктами: пищевой, инстинкт самосохранения, родительский. Отказаться от удовлетворения физиологических потребностей организма человек не в состоянии, но, в отличие от животных, он способен действовать вопреки инстинктам (совершить подвиг ради спасения других людей, отказаться от еды в пользу голодающего и т. п.).
Указанные примеры свидетельствуют о проявлении социального начала и подчинении разуму. Человек – единственное существо, наделенное разумом, а потому многие биологические процессы часто обусловлены требованиями социума. В сравнении с другими организмами, человек может преобразовывать окружающий мир и адаптироваться к различным условиям. Полноценное развитие личности происходит только среди других людей в процессе деятельности (учебной, трудовой). Жизнь в обществе способствует возникновению таких потребностей как общение, уважение и признание, труд, познание.
Основные факторы антропогенеза человека
Этап эволюционного развития, в ходе которого произошло выделение «человека разумного» из всех млекопитающих, процесс формирования его физического типа, первичное речевое и деятельностное развитие человека, называют антропогенезом.
Для данного процесса характерны факторы:
- биологические;
- социальные.
К первой группе относят:
- мутации;
- изоляцию;
- популяционные волны;
- борьбу за существование;
- естественный отбор.
Существование в условиях дикой природы на первоначальном этапе своего развития требовало от человека определенных качественных характеристик, которые позволяли бы успешно вести борьбу за выживание. Так, сформировавшееся прямохождение способствовало увеличению обзора и более быстрой реакции на появление опасности. Руки, не задействованные в передвижении, отныне могли выполнять иные функции: хватание, броски, труд. Человек научился изготавливать первые орудия труда, что стало ключевым его отличием от животных.
Развитие головного мозга, стоп, кистей рук – всем этим явлениям содействовали биологические факторы.
Труд стал уже социальным фактором развития человечества. К этой группе факторов относят:
- речь;
- мышление;
- социальный образ жизни.
Благодаря первым орудиям, изготовленным людьми, удалось совершенствовать трудовую деятельность. Копья и гарпуны облегчали охоту и рыболовство, делая эти занятия более результативными. Совместный труд и охота объединяли коллектив людей, а необходимость противостоять зверю способствовала формированию речевого аппарата. Свои действия охотники должны были согласовывать друг с другом, а также передавать знания более молодым людям. Поэтому постепенно в древнем сообществе складывается членораздельная речь, упрощающая взаимоотношение членов социума.
Очевидна связь биологических и социальных факторов. Возникновению речи способствовала также наследственная изменчивость, а речевой аппарат и труд обусловили дальнейшее развитие головного мозга.
Биологические особенности
Человек считается существом, занявшим высшую ступень в эволюции животного мира. Он обладает рядом биологических признаков, подтверждающих его природное происхождение:
- Прямохождение. Млекопитающие не передвигаются на двух конечностях, им удобнее задействовать в процессе все четыре конечности. Человек – исключение.
- Развитые кисти рук. Человек предрасположен к мелкой моторике, в отличие от животного.
- Отсутствие большого количества волос на теле. Кожа человека выглядит более уязвимой в сравнении с кожей животных.
- Развитый головной мозг. Его объем увеличился за несколько тысячелетий в три раза.
- Речевой аппарат. Человек приспособлен к произнесению членораздельных звуков, благодаря биологическим изменениям, происходившим на протяжении долгих лет.
Множество потребностей человека продиктованы природой: в еде, воде, воздухе, сне, отдыхе.
Социальные особенности
Процесс становления личности называется социализацией, так как тесно связан с социумом. Невозможно развитие человека вне коллектива людей. Благодаря погружению в общественную жизнь, человек приобретает разум и сознание, свободу и чувство ответственности, учится быть полезным окружающим и готовым к труду.
Можно выделить следующие социальные особенности человека:
- Речь. Посредством речи человек способен передавать информацию последующим поколениям, учиться, общаться.
- Сознание. Отражает реальный мир через мысли человека, его чувства, переживания.
- Мышление. Позволяет разумно воспринимать происходящее в мире, анализировать, делать выводы, искать рациональные решения проблем.
- Культура. Искусственная среда, демонстрирующая уровень развития человечества, способная сохранять и приумножать его достижения.
- Труд. Умение изготавливать орудия труда и применять их в практической деятельности – фактор, обусловивший наиболее интенсивное социальное развитие.
- Творчество. Потребность в создании чего-либо принципиально нового, не существовавшего ранее – важнейшее отличие человека от животных.
Как развивается взаимосвязь, схема
По вопросу происхождения человека существует два типа абсолютно противоположных друг другу концепций. Первый подход – биологизаторский, второй – социологизаторский. У каждого варианта есть свои сторонники и множество интересных аргументов о соотношении биологического и социального.
Биологизаторские концепции делают акцент на эволюционных предпосылках природы человека. Представители этого подхода утверждают, что большая часть психических и социальных качеств индивида закладывается биологически. Эволюция человека, освоение им социальных ролей и функций обусловлена биологическими характеристиками, и ни в коей мере не подчиняется социальным факторам. Одним из ярких сторонников биологизаторских концепций был физиолог И.П. Павлов.
Представители социологизаторского подхода дают иную трактовку происхождению и развитию человека. Согласно их мнению, первичны в становлении личности именно социальные факторы, только общество создает человека. Биологические характеристики лишь сопровождают жизнедеятельность человека. Одним из сторонников такого подхода выступал Карл Маркс.
Большинство современных специалистов сходится во мнении, что человек – существо с двойственной природой. В нем одинаково присутствуют биологические и социальные признаки. Их взаимосвязь и взаимодействие можно изобразить в виде следующей схемы.
Источник: yandex.ru
Биологическое начало выступает предпосылкой к существованию индивида, а сущность человека в полной мере выражают социально значимые качества.
Источник

КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Человек — один из видов животного царства со сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, в значительной мере маскирующими биологические, в том числе этологические (первично-поведенческие), свойства организма (Н.Ф. Реймерс, 1990). С биологической точки зрения, человек — часть природы, высшее млекопитающее, представитель вида Homo sapiens. Как биологический вид он имеет свои признаки: продолжительность жизни, возраст деторождения и т. п. Каждый индивид биологически уникален, т.е. имеет неповторимый набор генов. Эта уникальность усиливается в ходе его развития.
С другой стороны, человек, по И.Т.Фролову (1985), «субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием».
Биосоциальная природа человека отражается в том, что его жизнь определяется общей системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы. Подобное сочетание обусловливает необходимость биологической и социальной адаптации человека. Биологическая адаптация проявляется в разной приспособленности к условиям обитания, которая лежит в основе формирования морфологически различающихся групп людей (негроидная, европеоидная и монголоидная расы). В то же время биологическая адаптация человека весьма отличается от
таковой в животном мире, так как стремится сохранить не только его биологические, но и социальные функции при возрастающем значении социального фактора.
Социальная адаптация означает приведение межиндивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Социальная адаптация происходит в процессе социализации (путем усвоения знаний об этом обществе, классе и т.д.). Проблема в том, какое из двух начал — биологическое или социальное — доминирует в формировании способностей, чувств, поведения и как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке. Названная проблема имеет большую мировоззренческую значимость. Существуют две крайние концепции: биологизм и социологизм. К биологизму можно отнести расизм, который сводит общественную сущность людей к их биологическим, расовым признакам. Расизм лежит в основе многих войн, и в настоящее время он рассматривается как предрассудок, абсолютно противоречащий современным научным представлениям. К биологизму относится также социал-дарвинизм, который рассматривает в качестве главного двигателя общественного развития борьбу за существование и естественный отбор. Причем одни последователи этой теории считают, что естественный отбор и борьба за существование продолжают действовать в обществе и по сей день; другие полагают, что в чистом виде они действовали более 100 лет назад, а затем в результате развития науки и техники борьба за существование ослабла и создалось положение, когда стали выживать все — и сильные, и слабые. В усиленном воспроизводстве неполноценных (слабых) сторонники второй точки зрения видят корень человеческих бед.
Социологизаторы, в противоположность биологизаторам, игнорируют биологическое начало в человеке, считают человека бесконечно пластичным, полагая, что от социальных отношений зависят все качества человека и что его поведением можно бесконечно манипулировать для достижения социального идеала.
Человек как биологический вид.Человек — составная часть живого, и он существует в естественных условиях в рамках биосферы. Семейство Гоминиды (Hominidae), к которому относится человек, возникло в экваториальной части Земли, а род Человек (Homo) — в восточной части Африки и в Южной Азии. В ранние эпохи на Земле существовали несколько видов гоминид, относящихся к двум подсемействам: Австралопитеки и Люди, из которых сохранился лишь один вид, Homo sapiens — человек разумный.
Человек появился относительно недавно — 3,5 — 5 млн лет назад, что по сравнению с 4 млрд лет развития живого мира — ничтожно малый срок. Первобытный человек вплоть до появле-
ния сельского хозяйства представлял собой обычного всеядного консумента. Занимаясь собирательством и охотой, он создавал недолговременные небольшие поселения, перекочевывая с места на место в поисках участков с богатой растительностью и другой пищей. В это время влияние человека на окружающую природу было невелико. Еще 1,5 млн лет назад продолжительность жизни человека не превышала 20 лет, а общая численность людей на Земле составляла около 500 тыс. Столь незначительная продолжительность жизни объясняется тем, что человек жил в первозданной природной среде, где господствовали силы саморегуляции, которым он противостоял так же, как и представители других видов животного мира.
В истории человека можно выделить следующие важнейшие этапы:
– овладение огнем (произошло 400 тыс. лет назад, увеличило
продолжительность жизни людей в 2 — 3 раза и способствовало
росту численности на Земле);
– изготовление каменного топора и копья (произошло 300 тыс.
лет назад, в несколько раз повысило производительность труда);
– приручение животных — вначале собаки и кабана, а затем
крупного и мелкого рогатого скота (50 тыс. лет назад);
– появление земледелия (9—10 тыс. лет назад, человек стал
строить собственные экологические системы).
Способность человека мыслить, создавать необходимые орудия труда позволила ему преодолеть действие обычных абиотических и биотических факторов. С помощью технологических, социальных и культурных перемен люди увеличили емкость планеты, сделав ранее непригодные для жизни районы Земли обитаемыми. Но, научившись преодолевать действие лимитирующих факторов, человек еще не одержал полную победу над ними. Как отмечает Ю.Одум (1975), он может снабдить кондиционированным воздухом свое жилье, свое рабочее место, но считать себя независимым от климата он не может, иначе ему пришлось бы снабдить кондиционированным воздухом свои посевы и домашних животных. Человек остается зависимым от климатических факторов — жары и холода, засухи и дождей и других явлений.
Окружающая человека среда.В современной науке окружающая человека среда рассматривается как система, состоящая из 4 неразрывно связанных компонентов-подсистем: собственно природная среда; среда, порожденная агротехникой (квазиприродная среда); искусственная (артеприродная) среда; социальная среда.
Природная среда — факторы чисто естественного или природ-но-антропогенного происхождения; они обладают свойствами самоподдержания и саморегуляции без постоянного корректирующего воздействия со стороны человека. К числу этих факторов относятся энергетическое состояние среды (тепловое и волновое,
включая электромагнитные и гравитационные поля); химические и динамические характеристики атмосферы; водный компонент (влажность воздуха, земной поверхности, химический состав вод, их физика, само их наличие и соотношение с населенной сушей); физический, химический и механический характер поверхности земли; облик и состав биологической части экосистем (растительности, животного и микробного населения и их ландшафтных сочетаний); степень сбалансированности и стационарности компонентов, создающих климатические и ландшафтные условия и обеспечивающих ритм природных явлений, в том числе и стихийно-разрушающего характера (землетрясения, наводнения, ураганы, природно-очаговые заболевания и т.п.); плотность населения и взаимовлияние самих людей как биологический фактор. В чистом виде природная среда осталась только там, где она недоступна людям для успешного преобразования (суровые, малопригодные для жизни земли с экстремальными для человека условиями существования).
Квазиприродная среда (вторая природа) — модификации природной среды, искусственно преобразованной людьми, характеризующиеся отсутствием системного самоподдержания. Без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека они постепенно разрушаются. Это преобразованные человеком угодья (пахотные и др.), грунтовые дороги, внешние пространства населенных мест, зеленые насаждения. Все они имеют природное происхождение, представляют собой видоизмененную природную среду и не являются чисто искусственными. К квазиприродной среде относятся также домашние животные и культурные растения. Дальнейшее расширение квазиприродной среды требует все больших усилий для ее поддержания.
Артеприродная среда (третья природа) — это весь искусственный мир, созданный человеком. Он не имеет аналогов в природе, и без вмешательства человека немедленно начинает разрушаться. Это уже не очеловеченная природа, а в корне преобразованное человеком вещество. К артеприроде относятся бетон, асфальт, внутреннее пространство мест жизни, работы, учебы, транспорта, мебель, оборудование, синтетика. В одних случаях эта среда смягчает воздействие природы (применение кондиционеров), в других заменяет природную среду (огромные урбанизированные регионы), чрезвычайно ухудшенная артеприродная среда может негативно сказываться на человеке (производственный цех вредного предприятия). Создание искусственной среды стало возможным благодаря общественной, социальной природе человека, и для него необходима не только биологическая, но и социальная адаптация к этой среде.
Социальная среда — это культурно-психологический (в том числе информационный и политический) климат, намеренно или не-
преднамеренно, сознательно или бессознательно создаваемый для личности, социальных групп, человечества в целом самими людьми и слагающийся из влияния людей как социально-биологических существ друг на друга. Это влияние может осуществляться с помощью средств материального, энергетического и информационного воздействия.
Социальная среда включает следующие факторы: экономическая обеспеченность (жильем, пищей, одеждой, другими потребительскими товарами); гражданские свободы (совести, волеизъявления, передвижения, местопроживания, равенство перед законом и т.п.); уверенность в завтрашнем дне (отсутствие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы или изменением ее направленности, голодом, лишением свободы за убеждения, терроризмом, неизбежным хроническим заболеванием и т.п.); возможность пользования материальными и культурными ценностями (музеями, товарами и т.д.); доступность общепризнанных мест отдыха и лечения; обеспеченность социально-психологическим пространственным минимумом, позволяющим избегать нервно-психологических стрессов перенаселения и недонаселения; комфорт сферы услуг (отсутствие или наличие очередей, качество обслуживания и т.п.).
Все факторы каждой из рассмотренных сред (природной, квазиприродной, артеприродной и социальной) тесно взаимосвязаны и определяют качество среды жизни.
В настоящее время человек значительно изменил среду своего обитания. Фактически биосфера превращена им в биотехносферу. Благодаря социальным преобразованиям и достижениям медицины в развитых странах давление естественного отбора на людей значительно снизилось. Тем не менее человек, являясь существом биосоциальным, не освободился от действия общебиологических закономерностей: 5 % эмбрионов человека погибают на ранних стадиях онтогенеза (спонтанные аборты), 3 % составляет мертво-рождение, 3 % — смертность до наступления репродуктивного возраста, 20 % взрослых не вступают в брак, 10 % браков бесплодны и т.п. Таким образом, более 40% первичного генофонда не воспроизводится в следующем поколении. К тому же окружающая человека среда меняется значительно быстрее, чем он приспосабливается к новым условиям. В настоящее время серьезное значение приобретает проблема сохранения человека как биологического вида в связи с появлением факторов, угрожающих его биологической основе (глобальное загрязнение планеты и т.д.).
Хотя человек существо социальное, природа всегда будет составлять неотъемлемую часть окружающей человека среды и оказывать воздействие на его существование.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3606; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник