Какие свойства человека относятся к социальным
Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.
Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.
Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.
Человек как биологическое и социальное существо
Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).
Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.
При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.
Основные факторы антропогенеза человека
Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.
Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.
К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.
Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.
Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
особая структура мозга и строение черепа;
умение прямо стоять и ходить;
отсутствие плотного шерстяного покрова;
развитый речевой аппарат.
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
логическое и аналитическое мышление;
потребность в социальном взаимодействии;
культурное и духовное развитие;
умение строить и создавать инструменты для труда;
способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
Единство биологического и социального в становлении человека
Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.
Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:
- Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
- Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.
Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.
Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.
Источник
Ссылка на видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=IC-shFpcZHI
Конспект урока
Что такое человек?
Немецкий философ И. Фихте считал, что понятие «человек» относится не к
единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства
отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т.
е. вне общества.
Биологическое
и социальное в человеке
Как известно, человеческая природа двойственна.
Человек
не только результат биологической эволюции, но и продукт развития общества.
При этом общество заметно влияет на поведение человека.
Человек
— биосоциальное существо, обладающее
даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в
процессе общественного производства.
Сегодня у ученых не вызывает сомнения,
что социальная среда играет важную роль в обретении человеком человеческого.
Вместе с тем данные генетики, нейрофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют
о значительном влиянии генетических факторов на формирование психики человека,
его способностей и наклонностей. Уже выявлены гены «любви», «удовольствия» и
другие, от которых зависит проявление чисто человеческих признаков поведения.
Установлено влияние физиологических и психологических особенностей на формирование
способностей и даже таланта.
Однако следует подчеркнуть: любая
природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах.
Известно, что даже близнецы, которые при рождении почти неразличимы, со
временем под влиянием общества приобретают индивидуально-особенные черты
(привычки, вкусы, интересы). Следовательно, для формирования человека как члена
социума небезразличны условия, в которых оно протекает.
Подумайте.
В современном мире немало
бесчеловечного, жестокого, страшного. Тем важнее осознать значимость
человеческого в человеке, понять для себя, в чём смысл жизни, какие цели
достойны человека, а какие нет. Подумайте, какая позиция вам ближе: быть или
иметь? Ради чего стоит жить, а чего нужно стараться избегать, чтобы сохранить в
себе человека?
Социальные
качества личности
Понятием «личность» определяются
общественные свойства человека.
Философия определяет: личность – это человеческий индивид как
субъект отношений и сознательной деятельности. Социология – устойчивая
система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или
иного общества.
В обоих определениях подчёркиваются
связи человека как представителя рода человеческого и общества. Попробуем разобраться
в этих связях.
Наука выделяет два подхода к личности.
1. Первое значение понятия «личность» выражает сущность человека – самое
главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как
существа общественного. Имеется в виду, конечно, не цвет волос или длина ног.
Речь идет о свойственных данному конкретному человеку свойствах разума, души,
поведения: что любит, ценит, как
относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли
держать слово. Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также
мужество открыто его выразить, защитить, самостоятельно принять решение, ну и,
конечно, до конца отвечать за свои действия.
2. Второе значение понятия «личность» рассматривает
человека через набор функций или ролей (на работе, учебе, дома, при этом
личность совершенствуется, меняется).
Человек
может одновременно выполнять разные роли — работника, семьянина, гражданина и
др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях. Так, он может
быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи
и др. Изучение личности через ролевые
характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями,
зависимость от них. Ясно, что и набор ролей, и их выполнение (так сказать,
репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными
качествами исполнителя. Сравните, например, роли труженика, правителя, воина,
учёного в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается,
совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не
личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через неё, особым, только
ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстаёт
как Человек.
Личность
— человек со своими социально
обусловленными и индивидуально выраженными качествами.
Личность проявляет себя в поведении,
активном взаимодействии с обществом.
Самосознание
и самореализация
Помимо внешних условий поведения человека
в обществе, реализации его многочисленных социальных связей и формирования
социальных качеств, важным является самосознание и самореализация личности.
Самосознание – определение
человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения,
вступать в определённые отношения с другими людьми и природой.
Одним из важных признаков самосознания
является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и
совершаемые действия.
Личность проявляет себя не только через
самосознание, но и в процессе самореализации.
Самореализация
–
процесс
наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения
намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий
максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Американский учёный А. Маслоу (1908-1970)
относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он
определял её как наиболее полное использование талантов, способностей,
возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного
воздействия личности на саму себя.
Подумайте.
Размышляя над вечными философскими загадками, не забывайте о личной ответственности
за сохранение, развитие и приумножение человеческого в себе.
Пирамида
потребностей по Маслоу.
Вопросы (тесты) для самоконтроля:
1.Тест:
1. Человек от животного отличается тем, что он:
1) имеет
природные инстинкты;
2) обладает
наиболее совершенным слухом;
3) не зависит от природных условий;
4) обладает
членораздельной речью.
2. Сходство
человека и животных проявляется в том, что они обладают:
1) разнообразными ощущениями; 2) членораздельной речью;
3) рациональным мышлением; 4) возможностями саморазвития.
3. К
социальным потребностям человека относится потребность
1) дышать, 2)
питаться, 3) спать, 4)
общаться
4. Какой
термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие,
специфические черты, присущие человеку?
1) индивид;
2) деятель; 3) творец; 4) индивидуальность.
5. Вставьте
вместо пропуска. Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется
___________________________потребностью.
2. Эссе: «Человек
вне общества — или бог, или зверь». Аристотель,
древнегреческий философ.
Источник
Индивид, развиваясь в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, превращается в личность. Окружающая среда может быть природной и социальной. В природной среде проходит физическое развитие человека. Психическое развитие человека, происходит в социальной среде.
Психология рассматривает развитие личности в процессе её социализации.
Социализация – это процесс и результат усвоения общественно-исторического опыта и социальных ролей.
Социализация обеспечивает успешную адаптацию человека в обществе, приобретение социально ценных психических свойств и форм поведения. Только в обществе людей человек становится разумным, одухотворенным, наделенным самосознанием. В процессе социализации происходит формирование личности, осознающей свое место и свою роль в материальной и в духовной жизни общества.
Общество и культура способствуют социализации индивида, определяя его умственное и духовное развитие.
Общество – это различные объединения людей, занятых производством материальных и духовных ценностей.
Культура – это отражение материальной и духовной жизни общества.
Культура определяет:
– язык;
– социальные формы организации общества;
– обычаи, нравы, традиции;
– религиозные взгляды;
– уклад жизни людей;
– межличностные отношения;
– отношения людей в процессе производства;
– средства передачи общественного опыта.
Психические свойства, возникшие у индивида под влиянием культуры и общества, обозначаются в психологии термином экзопсихика.
Экзопсихика – это отношение личности к внешним объектам, основанное на влиянии средовых условий. К внешним объектам относят: природу, людей, духовные блага, душевную жизнь самой личности.
В структуре экзопсихики выделяют:
1. Психические свойства:
– проявляются в отношении личности к другим людям и к самой себе;
– формируются на основе межличностного взаимодействия в социальной среде;
– обеспечивают жизнь и деятельность каждого индивида в обществе.
2. Психические явления:
– являются основой духовного мира личности, ее взглядов, идеалов, верований и убеждений;
– выражаются в мировосприятии, осознании своего места и предназначения в жизни.
В процессе развития и человек становится личностью. Каждая личность является уникальной и неповторимой. Своеобразное сочетание психических свойств личности определяет ее индивидуальность.
Индивидуальный путь развития личности зависит от природной организации человека и социальных условий его жизни.
Природные и социальные свойства личности, помогают адаптироваться в сложной среде обитания – человеческом обществе.
Психические свойства личности бывают:
1. Интроиндивидные свойства:
– направленность на собственную личность;
– возникают на основе рефлексии;
– помогают осознавать индивидуальные особенности своей психики и сознательно управлять ею.
К ним относят: рефлексивность, самостоятельность, самокритичность, самоуверенность, ответственность, самообладание, самоидентичность, расчетливость, настойчивость, терпеливость и др.
2. Экстроиндивидные свойства:
– имеют внешнюю направленность,
– обеспечивают поведение человека в обществе;
– проявляются в отношении к другим людям.
К ним относят: заботливость, нежность, привязанность, открытость, преданность, остроумие, искренность, обидчивость, отзывчивость, общительность, радушие, великодушие, обязательность в отношениях и др.
Психические свойства личности определяют ее жизненную позицию в обществе.
Активная жизненная позиция характеризует личность как: энергичную, настойчивую, предприимчивую, деловитую.
Пассивная жизненная позиция выражена в апатии, вялости, безразличии, равнодушии.
Демонстрируя равнодушие к окружающей действительности, человек становится безразличным для других людей. Выпадая из общественного бытия, личность замыкается в своем одиночестве, становится замкнутой, угрюмой, необщительной, черствой. Пассивная жизненная позиция может привести к деперсонализации личности.
Таким образом, психические свойства личности, ее культурный и духовный облик, активная жизненная позиция, определяют ее положение в обществе.
Источник
Социальные качества людей — в широком смысле — вся совокупность черт их психологического, духовного облика, формирующихся под воздействием небиологической природы человеческого существа, а социальных факторов, общественной среды и проявляющихся в их социально значимом поведении, в образе жизни. В том числе в качестве таковых выступают и приобретающие «социальную окраску» проявления человеческой жизнедеятельности, порождаемые в своей основе природными, биологическими факторами. Например, следование людей принятым в обществе (вообще и в конкретном обществе) способам приема пищи, удовлетворения сексуальных потребностей, приверженность к соответствующей обычаям и моде одежде, типам жилища и др. Но большая часть социальных качеств в полной мере, без всяких биологических предпосылок формируется под воздействием совместной жизнедеятельности людей, влиянием общественной среды и различных социальных институтов.
Совокупность С.к.л. можно представить в виде следующей системы (не претендуя на исчерпывающее их перечисление).
- Интеллектуальные: образованность, т.е. владение в той или иной степени научными знаниями своего времени, приобщенность к иным достижениям духовной культуры, умение обучаться, анализировать и осмысливать явления объективной действительности, способность предвидеть последствия своих поступков и т.д.
- Мировоззренческие: общие представления о началах, лежащих в основе мироздания и миропорядка, о месте в нем человека и смысле его жизни, чувства веры и надежды и т.п.
- Нравственные: осознание требований общественной морали — как общих, так и относящихся к отдельным сферам жизнедеятельности (труду, быту, межличностному общению, взаимоотношениям с природой и др.), способность руководствоваться им в своем реальном поведении, чувство долга, социальная ответственность, законопослушность, дисциплинированность, верность данному слову, обязательность.
- Гражданско-политические: неравнодушие, заинтересованное отношение к проблемам жизни общества, стремление активно участвовать в решении этих проблем (общественная активность), патриотизм, интерес к политической жизни и конкретные политические и идеологические пристрастия, толерантность (терпимость) к новым взглядам, уважительное отношение к представителям других социальных слоев и другим народам, этническим группам.
- Эстетические: способность эстетически осваивать действительность воспринимать проявление красоты в ней и в искусстве, пристрастия к определенным видам искусства и направлениям в нем.
- Социально-хозяйственные: трудолюбие, бережливость, хозяйственная предприимчивость, новаторство.
- Социально-бытовые: коммуникабельность, общительность, чувство долга перед семьей, забота о ней, о ее крепости и благополучии, тактичность в отношениях с людьми.
Есть еще группа С.к.л., которые можно назвать побудительно-поведенческими и которые частично пересекаются с вышеперечисленными, но в значительной мере имеют и самостоятельную значимость: побуждающие людей к деятельности потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы, традиционалистские или авангардистские ориентации в эстетических и бытовых пристрастиях, следование требованиям моды и др.
У конкретных людей степень развитости С.к.л. — как отдельных из них, так и всей их совокупности — различна: от высокого уровня до недостаточного и низкого, вплоть до практически полного отсутствия некоторых из них. При этом духовный облик человека нередко бывает внутренне противоречивым: одни С.к.л. у него развиты более или менее сильно, в то время как другие — слабо или вообще отсутствуют.
Слабое развитие или отсутствие некоторых из С.к.л. у значительной массы членов общества, например, эстетических чувств и пристрастий, ориентации на моду, коммуникабельности и т.п., придает определенную «окраску» жизни социума (в рамках общества в целом или какого-то менее масштабного человеческого сообщества), но существенного негативного влияния на эту жизнь не оказывает. Но большинство С.к.л. (уровень образования и культуры, нравственные и гражданско-политические качества и др.) через формирование образа жизни людей оказывают большое воздействие на нее. Поэтому, если у значительных масс людей они оказываются слабо развитыми, это весьма негативно сказывается на функционировании и развитии общества. Тем более, что очень слабое развитие и отсутствие того или иного из этих качеств, имеющих большую социальную значимость, черт духовного облика и поведения человека оборачивается ее противоположностью, что придает соответствующему проявлению жизнедеятельности личности асоциальный и даже антисоциальный характер. Отсутствие интереса к политике и политической активности оборачивается аполитичностью, отсутствие законопослушности — противоправным, вплоть до преступного поведением, слабые нравственные устои — безнравственностью, непорядочностью, толерантности — расовой, национальной, религиозной нетерпимостью и т.д.
С.к.л. формируются всем укладом общественной жизни, ходом объективных процессов функционирования и развития общества, семейным воспитанием и влиянием среды ближайшего социального окружения. Вместе с тем в их формировании и развитии большую роль играет целенаправленная деятельность различных социальных институтов — государство, общественно-политических организаций, образовательных учреждений, СМИ. Формирование и развитие С.к. людей образует особый комплекс задач социальной политики, даже если в конкретных социально-политических обстоятельствах соответствующие задачи не формируются в документах, определяющих содержание социальной политики. Это вытекает из фундаментальных теоретических представлений о ее сущности. Главное назначение этого направления политики — обеспечивать решение социальных проблем. А к ним относятся не только негативные явления в условиях жизни людей (на преодоление чего в большей мере оказывается направленной социальная политика), но и в образе их жизни, т.е. в содержании жизнедеятельности, что непосредственно детерминируется тем, каков характер присущих массам членов общества С.к.л.
Социальная политика может воздействовать на формирование и развитие С.к.л., непосредственно используя механизмы социального управления, следующими способами. Она задает ориентиры воспитательной работе, осуществляемой различными социальными институтами. Эту роль осуществляет социальная политика не только государства, но и различных партий и других негосударственных общественно-политических организаций. Поэтому ориентиры задаются в чем-то различающиеся между собой, поскольку различной является идеология этих организаций. И направленность государственной социальной политики также может зависеть от идеологии, если ею руководствуется государственная власть.
Социальная политика обеспечивает создание условий, которые способствуют формированию тех или иных С.к.л., условия для получения людьми образования, для их культурного развития, упрочения здорового образа жизни в быту и т.д.
В рамках реализации социальной политики используются такие механизмы социального управления, как «образцы поведения» (patterns), ориентируя на которые оказывается возможным формировать у людей полезные для жизни общества С.к.л. Например, если социальными институтами культивируются как достойные всемерного общественного признания и подражания образы людей, социально и политически активных, патриотов, высокообразованных, преисполненных чувства долга, ведущих здоровый образ жизни и т.д., это способствует формированию у многих людей соответствующих С.к.л.
Источник