Какие свойства человека позволяют считать его часть живой природы ответы
Авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.
Год: 2014
Описание: Гдз к учебнику Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. по обществознанию для 8 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные сочинения к проблемам и практикумам.
Боголюбов 8 класс / Параграф 2
§2. Человек, общество, природа.
Что такое экологический кризис? Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым? Каким должно быть отношение человека к природе?
Экологический кризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание.
Исчерпаемые природные ресурсы – ресурсы, сокращающиеся по мере их использования. Большинство видов природных ресурсов относится к исчерпаемым природным ресурсам, которые подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.
Проверим себя.
1. Каковы основные значения понятия «природа»?
Обществознание 8 класса предлагает изучать понятие «природа» в нескольких значениях:
- Природа – это окружающий мир во всем его проявлении. Природой в данном смысле считается все, кроме того, что создается сознанием человека: мысли, образы и идеи.
- Природа – это все, что развивается и появляется не в ходе человеческой деятельности. По такому понятию, природа делится на 2 составляющие части: живая и неживая. Обе группы существовали до появления человека.
- Природа – это биосфера планеты Земля, оболочка, в которой происходят живые процессы.
2. В чём выражается природное единство мира?
Природное единство мира выражается в том, что все явления в нем взаимосвязаны друг с другом. Человек, оказывающий влияние на природу, наносит вред единству и ее цельности. Природный баланс нарушается даже при небольшом влиянии. Примером может стать вырубка лесов. Исчезают леса, а вместе с ними животные и растения, изменяются погодные условия. Лес давал дом животным, защищал растения, которые не любят свет, от солнца. В этом и есть взаимосвязь и единство природного мира.
3. Какова роль природы в жизни человека и общества?
Огромная, ведь человек не может существовать вне природы. Это его место жизни. Природа дает людям питание. Растения, животные, рыбы появились еще до человека, он нашел в них полезные питательные элементы, без которых не может существовать. То же можно сказать и о воде. Реки, озера, природные водоемы, внутренние воды дают человеку возможность обеспечить себя питьем. Человек не продержится и 3 минут без воздуха, который он берёт из атмосферы. Именно это позволяет сделать вывод: природа играет ключевую роль в жизни человека и всего общества.
4. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?
Великий русский учёный В. И. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман новый термин — ноосфера (от лат. разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека.
Означает ли это, что в эпоху ноосферы человек станет безраздельно господствовать над природой, полностью подчинив её развитию цивилизации? Нет. Вступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества. Время покажет, возможно ли это.
5. Какие возможности открыл перед человечеством разум?
Это то позволило человеку сделать гигантский скачок в освоении мира. Умение накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её открыло человеку возможность создавать нечто не существующее в природе.
6. Присущ ли прогресс развитию природы?
Я думаю слово прогресс не совсем подходит для описания того, как развивается и изменяется природа во всех ее проявлениях. Больше подходит слово эволюция для живой природы и совершенствование — для неживой.
Животные и растение адаптируются к новым условиям жизни, становятся живучее, совершеннее. Например, за многие годы у лошадей, антилоп, оленей удлинились ноги, чтобы быстрее бегать от хищников. У кошачьих когти научились прятаться в лапах, чтобы бесшумно передвигаться и не царапать близких. Кактусы приспособились сохранять влагу.
В неживой природе идет процесс перехода объектов и проуессов в состояние с меньшей энергией. Капля воды стремиться сделаться круглой. Мяч стремится упасть на землю. Планеты вращаются вокруг Солнца по самым удобным траекториям
7. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?
Неразумность отношения человека к природе проявляется в том, что люди неразумно расходуют природные ресурсы: вырубают леса, часто не заботясь об их восстановлении, истребляют целые виды животных, птиц и растений, не раздумывая потребляют ресурсы недр, загрязняют воздух — работой заводов и автомобильными выхлопами, воду и почву выбрасываемым в них мусором и различными токсическими отходами.
В классе и дома.
2. Проанализируй, что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чём автор показал себя — как реалист.
Фантастика:
1) Машина времени, которые еще не придумали.
2) Само приключение в прошлое, ради простой охоты на динозавров.
Реальность:
Сам эффект бабочки, который Рэй Брэдбери описал в своем рассказе. Его смысл заключается в том, что самые маленькие вещи, будь то смерть бабочки, может глобально изменить мир, перевернув все с ног на голову. Он показывает нам как легко можно изменить привычную нам жизнь изменив что-то малое.
3. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить своё существование. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило своё существование под угрозу. Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуй.
Бактерии, животные птицы — все они живут по «правилам» природы. Они существуют в гармонии друг с другом и с природой. Именно поэтому они способны существовать веками. Человек же любит нарушать правила. Человек вырубает леса и уничтожает животных, а также идя по пути прогресса, человек губит самого себя. Он нарушает гармонию в природе, рушит то, что существовало веками. Появление и развитие многих болезней — это результат деятельности человека. Например, когда черные кошки считались символом зла, их всех убили, в городах начала развиваться чума, ведь крыс больше никто не ловил. Думая, что делает лучше, человек разрушил круг, благодаря которому сохранялась гармония.
4. В чём разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознание» и «География»?
Обществознание — изучают поведение человека, черты характера, личности, группы людей.
География же изучает то, как человек относится к природе, губит ли он её или что добывают из полезных ископаемых.
В курсе обществознание взаимоотношения рассматриваются с правовой точки зрения, а в курсе географии как естественные, вытекающие из природы.
Источник
Человек разумный – часть природы.
Тема: Про тебя.
Цели: повторить признаки живой природы; ввести понятие «живые существа» или «живые организмы»;
Выяснить, чем человек отличается от других живых существ;
Установить признаки сходства и отличия людей друг от друга;
Развивать умение анализировать и обобщать.
Оборудование: два листа бумаги, тушь, салфетки для рук, цветные карандаши, карточки.
Ход урока
- Сообщение темы урока.
Вы знаете, что природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека.
-На какие две группы делят природу? (на живую и неживую)
– Чем отличается живая природа от неживой?
Признаки живой природы:
*живые организмы рождаются.
*питаются
*дышат
*растут
*развиваются
*размножаются (оставляют потомство)
– А какое место в природе занимаем мы – люди? (Человек – это живой организм и относится к живой природе. Он дышит, питается, развивается, у него рождаются дети.)
Докажите.
А к какой группе животного мира относится человек?
«Давайте приглядимся к человеку, а значит, и к себе. Человек – часть живой природы. Все живое растет. Я тоже расту, но я все-таки не растение. С раннего детства я ношу шляпки, но я, конечно, не гриб. Видимо я отношусь к животным. Меня родила мама, выкормила молоком. На моей коже есть волоски. Значит, я – млекопитающее»
(Млекопитающее. Человека родила и выкормила молоком мама. Тело человека покрыто волосками. Следовательно, человек – млекопитающее)
– Тема нашего урока – «Про тебя» Это первый урок раздела «Человек разумный – часть природы».
2. Работа над темой урока.
И все же человек отличается от растений, грибов и любого неразумного животного. В чем же самое главное отличие человека?
(Человек отличается от других существ, живущих на Земле, тем, что он существо разумное! Только он может читать, писать, считать, рисовать, сочинять стихи. Только человек может делать то, что нужно другим живущим на Земле, даже создавать то, чего не создала природа.)
– Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите о разумной деятельности человека на Земле. Приведите свои примеры. (с. 50-51)
(Люди прокладывают дороги, выводят новые породы животных, работают на компьютерах, учат детей в школе)
– Чем похожи люди между собой?
(черты лица, части тела, характер и т.д.)
– Рассмотрите рисунки в уч. с. 45. Назовите основные части тела человека. (Голова, шея, туловище (грудь, живот), верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги).)
Работа в тетради. С. 34 № 48.
Физминутка.
– Какой вывод можно сделать? Внешнее строение у людей одинаковое.
– Как можно отличить одного человека от другого? (Люди отличаются друг от друга ростом, весом, цветом кожи, глаз, волос, формой носа и ушей)
– У людей по-разному развиты физические качества: сила, выносливость, ловкость, гибкость. Люди отличаются добротой, честностью, трудолюбием, аккуратностью, вежливостью, отзывчивостью. Одни хорошо запоминают стихи, другим это дается с трудом. И думают и фантазируют люди по-разному.
3. Игра «Снежинка», которая показывает, что все думают и действуют по-разному.
1. Взять листок бумаги.
2. Сложить его вдвое.
3. Оторвать верхний правый угол.
4. Снова сложить бумагу вдвое.
5. Оторвать верхний правый угол.
6. Снова сложить бумагу вдвое.
7. Оторвать верхний правый угол.
8. Снова сложить бумагу вдвое.
9. Оторвать верхний правый угол.
10. Развернуть листок бумаги.
– Обратите внимание на то, как по-разному выглядят листы бумаги. Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? (Нет)
Почему? (Потому что все выполняли инструкцию учителя) Почему листки так надорваны по-разному? (Потому что каждый истолковал по-своему, что такое правый угол свернутого листа бумаги)
Работа в тетради. С. 35 № 50.
– На свете не существует двух людей, даже близнецов, имеющих одинаковые отпечатки пальцев. Чаще всего встречаются три основные группы рисунков – дуга, завиток и петля. Давайте попробуем сделать отпечатки своих пальцев. Рассмотрите узоры своих пальчиков и пальчиков соседа. Попробуйте определить, к какой группе они относятся.
Чтение последнего абзаца на с. 47
4. Органы чувств.
– Как бы люди ни отличались друг от друга, у них у всех одинаковые органы чувств. Каково их назначение? (У человека пять органов чувств: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, язык – орган вкуса, нос – орган обоняния, кожа – орган осязания)
Загадки: Живет мой братец за горой. Не может видеться со мной.(глаза)
Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)
Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей? (нос)
Две куколки на кровельке сидят. (уши)
– С помощью какого органа чувств вы сможете распознать свои отпечатки пальцев? (С помощью зрения)
– Приведите примеры, как еще при помощи органов чувств вы можете познавать окружающий мир?
– А как животные получают информацию об окружающем мире? (При помощи органов чувств)
– А есть отличие в познаниях окружающего мира у человека и животного? (Человек может получать информацию из книг и интернета)
5. Сходство и отличие человека и животных.
– Чем человек похож на разных животных и чем отличается?
– Рассмотрите таблицу. Отметьте признаки и умения животных, которыми обладает и человек.
1)
Отличительные признаки | Группы животных | Умения |
Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами. | Рыбы | Быстро плавают. Глубоко ныряют. Ловко прячутся. |
Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики. | Насекомые | Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку. |
Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом. | Птицы | Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов. |
Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком. | Млекопитающие | Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке. |
2) Вставьте пропущенные в тексте слова.
Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.
Я – ___________.
6. Итог урока.
– Мы убедились, что человек во многом похож на животных. А чем он отличается от них? Умеют ли животные читать, писать, сочинять стихи и рисовать? Придумали ли они цифры, буквы, ноты?
– Могут ли изобретать самолеты, автомобили, корабли?
– Изготавливают ли инструменты для строительства своих жилищ?
(Человек сильно отличается от животных. Он создает то, чего нет в природе. Изобретает. Умеет устно и письменно излагать свои мысли)
7. Домашнее задание. Т. с. 34 № 47. Уч. с.43-48.
1)
Отличительные признаки | Группы животных | Умения |
Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами. | Рыбы | Быстро плавают. Глубоко ныряют. Ловко прячутся. |
Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики. | Насекомые | Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку. |
Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом. | Птицы | Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов. |
Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком. | Млекопитающие | Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке. |
2) Вставьте пропущенные в тексте слова.
Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.
Я – ___________.
1)
Отличительные признаки | Группы животных | Умения |
Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами. | Рыбы | Быстро плавают. Глубоко ныряют. Ловко прячутся. |
Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики. | Насекомые | Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку. |
Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом. | Птицы | Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов. |
Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком. | Млекопитающие | Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке. |
2) Вставьте пропущенные в тексте слова.
Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.
Я – ___________.
Источник
1. Человек является продуктом этих двух эволюций:
а) биологической и социально – культурной +
б) духовной и биологической
в) биологической и социальной
2. Кому принадлежит высказывание « Мыслю , следовательно, существую»:
а) Локку
б) Декарту +
в) Руссо
3. Связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями:
а) философия Возрождения
б) философия гедонизма
в) немецкая классическая философия +
4. Как называется процесс историко – эволюционного формирования физического типа человека:
а) антропогенез +
б) эволюция
в) генезис
5. В чьих работах, труд был объявлен решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное:
а) Дарвина
б) Гегеля
в) Энгельса +
6. Идея переселения душ была выдвинута этой философией:
а) древнегреческой
б) древнекитайской +
в) древнеиндийской
7. Кто является автором термина “категорический императив”, характеризующего нравственный закон для человека:
а) Гегель
б) Фихте
в) Кант +
8. Представление о человеке как «Образе и подобии Бога» характерно для этой философии:
а) христианской +
б) древнеиндийской
в) древнегреческой
9. Специфические черты, присущие отдельной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств:
а) индивид
б) личность
в) индивидуальность +
10. Совокупность устойчивых психических качеств человека, определяющих его поступки в отношении других людей:
а) темперамент
б) характер +
в) способности
11. Индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности:
а) способности +
б) характер
в) эмоции
12. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного обществ:
а) человек
б) личность +
в) индивидуальность
13. Как называется состояние объективной нужды организма в чем- то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования:
а) потребность +
б) характер
в) темперамент
14. Это понятие не употребляется при классификации потребностей человека:
а) социальные
б) духовные
в) приоритетные +
15. Необходимо установить соответствие между термином и определением:
мышление:
а) высшая ступень человеческого познания +
б) отдельный экземпляр среди множества других, обладающий специфическими свойствами
в) совокупность психических свойств человека, от которых зависят его реакции на других людей и социальные обстоятельства
16. Необходимо установить соответствие между термином и определением:
способности:
а) отдельный экземпляр среди множества других, обладающий специфическими свойствами
б) индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности +
в) совокупность психических свойств человека, от которых зависят его реакции на других людей и социальные обстоятельства
17. Необходимо установить соответствие между термином и определением:
индивид:
а) индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности
б) высшая ступень человеческого познания
в) отдельный экземпляр среди множества других, обладающий специфическими свойствами +
18. Необходимо установить соответствие между термином и определением:
темперамент:
а) высшая ступень человеческого познания
б) совокупность психических свойств человека, от которых зависят его реакции на других людей и социальные обстоятельства +
в) отдельный экземпляр среди множества других, обладающий специфическими свойствами
19. Философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям:
а) судьба человека
б) натура человека
в) природа человека +
20. В концепции материализма человек состоит лишь из …, составляющих его плоть:
а) атомов
б) тканей +
в) молекул
21. В каббале человек рассматривается в:
а) «системе пяти миров» +
б) «системе трех миров»
в) «системе семи миров»
22. Философия Возрождения признаёт такую ценность человека:
а) реализованную
б) самодостаточную +
в) потенциальную
23. В своих творческих возможностях человек подобен:
а) космосу
б) небу
в) Богу +
24. В философии и культуре Нового времени акцентируются такое понятие, как:
а) самоотдача человека
б) индивидуальность человека +
в) уникальность человека
25. В философии и культуре Нового времени акцентируются такое понятие, как:
а) самодостаточность человека
б) нравственность человека
в) самосознание человека +
26. Декарт заложил основу новоевропейского:
а) национализма
б) рационализма +
в) эгоцентризма
27. По Ницше, природа сверхчеловека позволяет ему быть свободным от моральных и … норм:
а) религиозных +
б) общественных
в) социальных
28. В философии Древнего Востока и античности человек представляется как:
а) индивид
б) социальное существо
в) фрагмент природы +
29. Христианская церковь считает, что первородный грех:
а) испортил природу человека +
б) сделал человека лучше
в) никак не повлиял на человека
30. Марксизм рассматривает человека как … субъекта:
а) пассивного
б) активного +
в) грешного
Источник