Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинами

Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинами thumbnail

Род и родовая организация, родовое общество фиксируются у всех народов. Аристотель считал, что общество есть сумма индивидов, объединяющихся по «природе», ведь человек – существо социальное. Однако, нельзя отвергать и биологические предпосылки формирования общества вообще и родового общества в частности.

По Л.Г. Моргану, род есть замкнутая группа людей. В основу их объединения положено представление о родстве, которое отсчитывается по одной линии. Вследствие этого часть людей одного коллектива уходили в другой коллектив. Жизнь родового коллектива жестко регулируется обычаем или традицией, которые установлены, и с которыми согласны все члены рода, нарушение которых строго карается.

Род имеет совет – демократическое собрание взрослых людей. Совет выбирает старейшину и военного предводителя. Совет решает проблему принятия новых членов (включение в свой род чужака называется адопцией). Власть старейшины была моральной. Иногда власть могла передаваться по наследству.

В родовом коллективе существует очень сложная проблема собственности. Есть личная (индивидуальная) собственность, но есть и другие формы собственности (коллективная), в соотношении которых сложно разобраться.

Почти у всех народов отдельный род имеет название и как-либо связан с тотемом.

Род всегда экзогамен (т.е. брак не может быть заключен внутри рода, браки возможны лишь между представителями разных родов).

В родовом обществе большое значение имеют табу. Табу на языке туземцев означает религиозный запрет, нарушение которого ведет к страшным последствиям.

По достижению определенного возраста мальчики и девочки в родовом обществе проходили обряд инициации. Инициация – посвящение в полноправные члены общины.

С обрядом инициации тесно связано понятие социализации. Современная социология под социализацией понимает процесс приобретения ребенком навыков жизни в обществе. Социализация проходит в два этапа: 1) первичная социализация (детская), 2) вторичная социализация (когда взрослый человек меняет окружение). Агент социализации – человек, который помогает другому человеку социализироваться.

Братские или сестринские роды часто составляли фратрии. Фратрия – большая группа родов, которая в ряде случаев может выступать как один большой род. Фратриальное деление называют дуальным или дуально-фратриальным. Фратрия регулирует половые и брачные отношения. Фратрия также экзогамна (браки внутри невозможны).

Несколько фратрий составляют племя. Племени свойственно самоназвание и самосознание. Самая важная функция племени – решение вопросов войны и мира. Племя есть политическая сила. Внутри племени – только эндогамия (браки заключаются только внутри племени, т.е. только между его членами).

Несколько племен могут объединяться в союз племен. Чаще всего цель организации союза племен – война.

Для раннепервобытного общества характерно присваивающее хозяйство (охота и собирательство). Для позднепервобытного общества – производящее (земледелие).

Социальная организация родового общества

Л.Г. Морган, ввел два типа систем родства: 1) классификационные системы родства, 2) описательные системы родства.

Классификационные системы родства свойственны первобытнообщинному строю. Эти системы различают не отдельных родственников, а их “классы”: “отцов”, “матерей”, “мужей”, “жен”, “сыновей” и т.д.

Классификационные системы родства отражают отношения первобытного коллективизма и группового брака.

Описательные системы родства появляются с разложением первобытнообщинного строя и переходом к моногамии. Исторически сменяют классификационные системы родства. В таких системах каждый родственник обозначается специальным термином или комбинацией терминов, поэтому каждый человек имеет свое название в родственной терминологии (например, отец, мать, брат, сестра, дядя, двоюродные брат, сестра или дядя, дед, прадед и т. д.).

Если инкорпорация в родовую группу происходит по материнской линии, то это матрифиляция (материнское родство). Если по отцовской линии (крайне редко) – патрифиляция (агнатное родство). Все это есть горизонтальное родство. Иногда счет родства велся по обеим линиям.

Для раннепервобытного общества характерны как многомужество, так и многоженство. Когда на место умершего мужа заступает брат – это называется левират. Аналогично, у некоторых обществ существовал и обычай сарарата – когда на место умершей жены приходит её сестра.

Постепенно брачные отношения изменялись и появлялись новые обычаи: выкуп невесты, отработки за невесту, приданное и др.

Линидж – хозяйственная единица, субъект – группа близких родственников разных поколений четко прослеживающих свое родство.

Субклан – маленькая часть рода, единица ритуального значения.

Разложение родового общества

Люди в родовом обществе жили большими семьями. Хозяйство вели все вместе. Постепенно, с развитием технологий (усовершенствование орудий труда), хозяйства, большие семьи распадаются на более маленькие, появляется моногамия, моногамные семьи, живущие в отдельных небольших домах.

Так родовая община сменяется соседской. Население соседской общины уже не было связано родственными узами. Моногамные семьи соседской общины имели свое собственное хозяйство (огород у дома), но также должны были работать на общем поле, возделывая хлеб. Также, возможно, был общий и частный скот. Соседская община сохранилась и с возникновением государств. Внутри некоторых государств соседская община сохранялась вплоть до Нового времени.

Читайте также:  Какие бывают химические свойства веществ

* * *

Если данная статья об основных этапах антропогенеза была для вас полезной, то обязательно загляните и на наш сайт!

Смотрите также:

1. Полный курс истории. Теория и практика.

2. Основные концепции антропогенеза.

3. Основные этапы антропогенеза.

4. Основные подходы к изучению истории первобытного общества.

5. История изучения первобытного общества.

Источник

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек в процессе эволюции стал таким же, как и люди нашего времени. На латыни такой вид человека называют Homo sapiens, Хомо Сапиенс или Гомо Сапиенс – человек разумный.

В этот период человеческие коллективы становились более сплочёнными. «Люди разумные» начали жить родовыми общинами. В родственные связи между людьми являлись основными, главными. Все родственники, и близкие, и дальние считались сородичами. Люди рассуждали : сородич – «свой», ему надо всегда и во всём помогать . Если «чужой» человек обидит человека из нашего рода, весь наш род будет мстить этому обидчику и его роду. В общине действовал такой обычай: один за всех, все за одного.

Общими у всего рода было жилище, пища и дрова, очаг. Люди сообща добывали себе пищу, строили жилища и изготовляли одежду, орудия труда.

Сородичи-мужчины обычно сообща охотились на зверей. Женщины же в родовой общине в основном занимались собирательством, готовили пищу, заботились о маленьких детях.

Предки всех народов жили ранее родовыми общинами.

В определении “родовая община” слово “родовая” значит, что только люди из одного рода, одного происхождения жили в ней.

модератор выбрал этот ответ лучшим

Zolot­ynka
[512K]

3 года назад

Жизнь ранних людей, живших небольшими сообществами, которые принято назвать родовыми общинами, была довольно однообразна: мужчины охотились, женщины занимались собирательством и ухаживали за детьми. Каждая община имела своего лидера, общие родственные связи и общие интересы: они сообща добывали себе пропитание, сообща оборонялись от диких животных, сообща готовили еду и заботились о потомстве.

Самые первые родовые общины вели кочевой образ жизни – передвигаясь с места на место в поисках пищи. Поиск пищи был главной задачей общины. Борьба за еду и выживание -характерны для первых родовых общин. Позже часть родовых общин переходят на оседлый образ жизни.

lady v
[627K]

4 года назад

Родовая община оказалась древнейшей формой организации людей, объединенных родственными связями и ведущих коллективное хозяйство.

Слово Община в этом термине выражает то, что все, чем владели первобытные люди было у них общим – кров, огонь, орудия охоты и труда, добытая на охоте пища. Впрочем, орудия охоты часто изготавливались индивидуально и считались личной собственностью, что впрочем и понятно, не могла одна и та же дубина одинаково подходить людям разного роста и силы.

Прилагательное родовая в этом же словосочетании выражает то, что все члены общины были в той или иной степени родственниками, племенем, имеющих одних прародителей.

Вервь=община древнерусского государства, представляла собой особую общность людей, объединенных ведением общего хозяйства, и самоуправлением,при этом вервь уплачивала всю дань тиуну, и собственно огнищанину,при убийстве огнищанина, в случае если его тело было найдено на территории верви, то платила штраф вся вервь-мобщина, на территории которой было найдено тело.ОБЩИНА от слова общность и общий

неуго­монна­я
[10.8K]

5 лет назад

Первобытным людям в одиночку было не прожить. Они сбивались в большие семьи по родственному признаку. Это называлось община. У них имелось общие орудия труда. Семья вместе строила жилища для всех. Запасались припасами на всех. Смотрели за детьми. Это был род. Особое место принадлежало матери рода.

zagad­ka203­0
[10.4K]

5 лет назад

Первым, самым обязательным признаком родовой общины является кровное родство между группой сообщества людей, хотя допускалось в некоторых общинах и искусственное родство.

Второй признак – коллективный труд, а также коллективное потребление.

Из второго признака вытекает третий – коллективная собственность. Основа его – это социальное равноправие.

Когда люди начали охватывать всё большую географию распространения, то родовая община как таковая умерла и вместо неё появилась соседская община.

morel­juba
[61.4K]

4 года назад

Под родовой общиной подразумевается совокупность, объединение родственников с основополагающей целью, заключающейся в ведении общей хозяйственной деятельности. Такая форма объединения труда очень древняя.

А вот о признаках:

Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинами

ТО ест можно сделать вывод о том, что среди признаков выделяется: наличие родства; наличие общего ведения дел, наличие общей собственности, наличие общего потребления, общего ведения хозяйства.

Знаете ответ?

Источник

  • Главная
  • Вопросы & Ответы
  • Вопрос 12748461
Читайте также:  Какое свойство лучей называется обратимостью
Зачетный Опарыш

более месяца назад

Просмотров : 4   
Ответов :    

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинами

Лучшее из галереи:

Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиКакие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинами

    Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинами

    Другие вопросы:

    Таня Масян

    Решите 1 задачу 50 баллов даю

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 2   
    Ответов : 1   
    Картинок: 1   

    Онтонио Веселко

    Пожалуйста, срочно нужно выполнить 6. Даю 14 балов

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 5   
    Ответов :    
    Картинок: 1   

    Главный Попко

    Пр каких значениях переменной  дробное выражение не имеет смысла:

     

    9x (х- в третьей степен)

    ———— дробь

    х-3

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 2   
    Ответов : 1   

    Васян Коваль

    Нужен перевод. Чем можете тем пожалуйста помогите.

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 2   
    Ответов :    
    Картинок: 1   

    Главный Попко

    Помогите по английскому . СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 1   
    Ответов : 1   
    Картинок: 1   

    Источник

    На смену праобщине пришла новая форма общественной орга­низации — род, который представлял собой большой самоуправ­ляющийся хозяйственный коллектив, состоящий из кровных род­ственников. Все члены рода проживали на земле, которая являлась общей собственностью, сообща они носили общее родовое имя, со­обща трудились, поклонялись родовому божеству, которое чтили наряду со множеством других богов. Членам рода запрещалось всту­пать в браки между собой, поэтому невест и женихов искали в дру­гих родах. Два и более рода объединялись в племя. Племя владело определённой территорией, говорило на своём языке или диалек­те, имело особые черты культуры, свои культы, своё имя.

    Возникновение рода имело огромное значение для развития человечества: впервые в истории возникла прочная, устойчивая форма социальной организации людей, основанная на кровном родстве, взаимопомощи членов охотничьего коллектива. Род пре­доставлял людям гарантии защиты и выживания, возможность на­копления и передачи знаний и разнообразного опыта — хозяйст­венного, социального, культурного.

    В условиях рода значительно укреплялись социальные связи, складывалась устойчивая система отношений между людьми. Отно­шения в роде строились на основе равенства всех членов коллекти­ва, на общем труде, отсутствии угнетения, расслоения на богатых и бедных, знатных и незнатных. Даровитые люди пользовались ува­жением: опытные и смелые охотники почитались как герои — зачас­тую они становились старейшинами рода; искусным целителям до­веряли проведение религиозных обрядов — в дальнейшем они превращались в шаманов. В родовой общине сложилась своеобразная и достаточно сложная система воспитания и обучения детей и под­ростков. С ранних лет их приучали к жизни в коллективе, воспиты­вали трудолюбие, мужество, смелость, прививали нормы социаль­ного поведения, им передавали накопленные обществом знания.

    Чтобы стать полноправными членами рода, юноши и девушки должны были пройти через строго установленный обряд инициаций (испытаний). Поведение и вся жизнь людей — и взрослых и детей — строго регулирова­лись обычаями, традициями, нормами религии и морали. В обществе суще­ствовали строгие запреты — табу — на некоторые виды действий, которые считались опасными для рода. Одно из основных табу — запрет жениться внутри своего рода. Нарушителей табу строго наказывали.

    Управление родом строилось на принципах самоуправления — все взрослые члены рода участвовали в собраниях, сообща прини­мали решения. Во главе рода стояли старейшины, которые пользо­вались большим авторитетом. Иногда главой рода могла быть жен­щина. Для военных действий избирали вождей из числа наиболее опытных и авторитетных воинов.

    Преобладание коллективистского, общинного начала в роде озна­чало подчинение личности интересам сообщества, что приводило к ограничению личной свободы, исключало вседозволенность отдельного индивида.

    см. Неолитическая револю­ция

    Переход от преимущественно присваивающего типа хозяйства охотников и собирателей к произво­дящему типу хозяйственной деятельности земледель­цев и скотоводов называют неолитической револю­цией. Этот переворот в производстве стал главной предпосылкой к постепенному переходу от первобытности к цивилизации.

    Читайте также:  Какими свойствами обладают гладкие мышцы

    Первобытное хозяйство рода

    В условиях родового строя человечество доби­лось значительных успехов в хозяйственной жизни. Люди усовершенствовали технику обработки кам­ня, дерева, кости, рога, стали изготавливать слож­ные и разнообразные орудия — ножи, топоры, ко­пья, наконечники стрел, гарпуны и др. Очень важ­ным открытием человечества стало изобретение лука и стрел, сделавших охоту более эффективной и безопасной: с помощью лука человек мог пора­жать животных на значительном расстоянии. В эпо­ху неолита люди освоили производство керамиче­ских изделий и ткачество.

    Появление земледелия и скотоводства

    Но наибольшее значение имело зарождение в 9-8-м тыс. до н. э. земледелия и скотоводства. Эти новые виды хозяйственной деятельности были освоены в разных частях Земли не одновременно, поэтому они не сразу получили распространение среди раз­личных родов, племён и народов. Наиболее ранними очагами возникновения земледелия и скотоводства считаются регионы Ближнего Востока (Палестина, Северный Ирак, Египет, восточные и южные регио­ны Малой Азии, долины рек Инда и Хуанхэ).

    Земледелие и скотоводство значительно изменили жизнь наро­дов Земли. Первобытные коллективы стали менее зависимы от природы. Хозяйство древнего человека стало более стабильным и производительным. Улучшились условия жизни людей, сократи­лась смертность, увеличилась рождаемость и продолжительность жизни. Наконец, земледельцы перешли к оседлому образу жизни. На Земле появились первые постоянные посёлки земледельцев, протогорода (энеолит, бронзовый век).

    Природа в первобытном обществе

    Духовный мир людей родового строя богат, сложен и своеобразен. Чело­век жил с ощущением своей неразрывной связи с природой, с верой в то, что члены его рода произошли от общего предка — птицы, рыбы или растения — и состоят с ним в родстве. Первобытный человек одухотворял природу, счи­тал, что земля, вода и огонь — живые существа, способные ощущать боль и мстить за причинённый им вред. Кроме того, люди воспринимали природу как свою кормилицу. Поэтому у многих народов, живших родовым строем, установилось бережное отношение к природе. Например, у некоторых наро­дов Крайнего Севера и Сибири считалось недопустимым без необходимости копать землю или вонзать в неё копьё, поскольку это причиняло ей боль. Материал с сайта https://wikiwhat.ru

    Отсутствие собственности формировало у людей ощущение при­надлежности всех вещей всем членам общины. Поэтому хотя в лич­ном пользовании оставались орудия земледельческого труда и охо­ты, одежда, украшения, малые жилища, было принято ими делить­ся, равно как и пользоваться чужими вещами с разрешения хозяина. Люди, жившие родовым строем, были очень щедры, гото­вы поделиться последним, если сородич, соплеменник или даже чу­жой человек нуждается в помощи. Они обладали своеобразным чув­ством долга перед соплеменниками. Это в равной степени проявля­лось и в обязательной помощи сородичам, и в необходимости мстить за причинённую роду обиду.

    В эпоху родовой общины широ­кое распространение получил обычай кровной мести, согласно ко­торому человек, совершивший убийство, либо кто-либо из членов его рода обязательно подлежит смерти в порядке воздаяния («Око за око, зуб за зуб»). Род убийцы нередко старался искупить свою ви­ну, выдавая на расправу убийцу или кого-либо из его ближайших родных, а также предлагая дары роду погибшего. В первобытном обществе с большим уважением относились к старшим — к мужчи­нам и женщинам, особенно к матерям.

    Религия первобытных людей

    Большую роль в жизни людей играла первобытная религия — по­читание животных или растений, которых род считал своим пред­ком; поклонялись матери-прародительнице; почитали природные стихии — огонь, воду, гром, молнию. Люди верили в магию — счита­ли, что с помощью колдовских действий и обрядов можно добиться определённого результата, например вызвать дождь, сделать успеш­ной охоту или причинить вред врагу.

    Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиНа этой странице материал по темам:

    • Сообщение про родовую общину

    • Реферат родовая обшина

    • Определение слов племя и родовые общины

    • Ранняя родовая община реферат

    • Первобытное общество исторические лица

    Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиВопросы к этой статье:

    • Почему именно родовая организация первобытного общества вызвала столь значи­тельные успехи в его развитии?

    • Какие положительные и отрицательные черты обществен­ных отношений можно выделить в родовой общине?

    • Какие преимущества имела родовая община по сравне­нию с праобщиной?

    • Почему переход к новому типу хозяйствования назван ре­волюцией?

    • Какие последствия имела неолитическая револю­ция?

    • Как неолитическая револю­ция отразилась на росте численности челове­чества и освоении земель?

    Источник