Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинами

Род и родовая организация, родовое общество фиксируются у всех народов. Аристотель считал, что общество есть сумма индивидов, объединяющихся по «природе», ведь человек – существо социальное. Однако, нельзя отвергать и биологические предпосылки формирования общества вообще и родового общества в частности.
По Л.Г. Моргану, род есть замкнутая группа людей. В основу их объединения положено представление о родстве, которое отсчитывается по одной линии. Вследствие этого часть людей одного коллектива уходили в другой коллектив. Жизнь родового коллектива жестко регулируется обычаем или традицией, которые установлены, и с которыми согласны все члены рода, нарушение которых строго карается.
Род имеет совет – демократическое собрание взрослых людей. Совет выбирает старейшину и военного предводителя. Совет решает проблему принятия новых членов (включение в свой род чужака называется адопцией). Власть старейшины была моральной. Иногда власть могла передаваться по наследству.
В родовом коллективе существует очень сложная проблема собственности. Есть личная (индивидуальная) собственность, но есть и другие формы собственности (коллективная), в соотношении которых сложно разобраться.
Почти у всех народов отдельный род имеет название и как-либо связан с тотемом.
Род всегда экзогамен (т.е. брак не может быть заключен внутри рода, браки возможны лишь между представителями разных родов).
В родовом обществе большое значение имеют табу. Табу на языке туземцев означает религиозный запрет, нарушение которого ведет к страшным последствиям.
По достижению определенного возраста мальчики и девочки в родовом обществе проходили обряд инициации. Инициация – посвящение в полноправные члены общины.
С обрядом инициации тесно связано понятие социализации. Современная социология под социализацией понимает процесс приобретения ребенком навыков жизни в обществе. Социализация проходит в два этапа: 1) первичная социализация (детская), 2) вторичная социализация (когда взрослый человек меняет окружение). Агент социализации – человек, который помогает другому человеку социализироваться.
Братские или сестринские роды часто составляли фратрии. Фратрия – большая группа родов, которая в ряде случаев может выступать как один большой род. Фратриальное деление называют дуальным или дуально-фратриальным. Фратрия регулирует половые и брачные отношения. Фратрия также экзогамна (браки внутри невозможны).
Несколько фратрий составляют племя. Племени свойственно самоназвание и самосознание. Самая важная функция племени – решение вопросов войны и мира. Племя есть политическая сила. Внутри племени – только эндогамия (браки заключаются только внутри племени, т.е. только между его членами).
Несколько племен могут объединяться в союз племен. Чаще всего цель организации союза племен – война.
Для раннепервобытного общества характерно присваивающее хозяйство (охота и собирательство). Для позднепервобытного общества – производящее (земледелие).
Социальная организация родового общества
Л.Г. Морган, ввел два типа систем родства: 1) классификационные системы родства, 2) описательные системы родства.
Классификационные системы родства свойственны первобытнообщинному строю. Эти системы различают не отдельных родственников, а их “классы”: “отцов”, “матерей”, “мужей”, “жен”, “сыновей” и т.д.
Классификационные системы родства отражают отношения первобытного коллективизма и группового брака.
Описательные системы родства появляются с разложением первобытнообщинного строя и переходом к моногамии. Исторически сменяют классификационные системы родства. В таких системах каждый родственник обозначается специальным термином или комбинацией терминов, поэтому каждый человек имеет свое название в родственной терминологии (например, отец, мать, брат, сестра, дядя, двоюродные брат, сестра или дядя, дед, прадед и т. д.).
Если инкорпорация в родовую группу происходит по материнской линии, то это матрифиляция (материнское родство). Если по отцовской линии (крайне редко) – патрифиляция (агнатное родство). Все это есть горизонтальное родство. Иногда счет родства велся по обеим линиям.
Для раннепервобытного общества характерны как многомужество, так и многоженство. Когда на место умершего мужа заступает брат – это называется левират. Аналогично, у некоторых обществ существовал и обычай сарарата – когда на место умершей жены приходит её сестра.
Постепенно брачные отношения изменялись и появлялись новые обычаи: выкуп невесты, отработки за невесту, приданное и др.
Линидж – хозяйственная единица, субъект – группа близких родственников разных поколений четко прослеживающих свое родство.
Субклан – маленькая часть рода, единица ритуального значения.
Разложение родового общества
Люди в родовом обществе жили большими семьями. Хозяйство вели все вместе. Постепенно, с развитием технологий (усовершенствование орудий труда), хозяйства, большие семьи распадаются на более маленькие, появляется моногамия, моногамные семьи, живущие в отдельных небольших домах.
Так родовая община сменяется соседской. Население соседской общины уже не было связано родственными узами. Моногамные семьи соседской общины имели свое собственное хозяйство (огород у дома), но также должны были работать на общем поле, возделывая хлеб. Также, возможно, был общий и частный скот. Соседская община сохранилась и с возникновением государств. Внутри некоторых государств соседская община сохранялась вплоть до Нового времени.
* * *
Если данная статья об основных этапах антропогенеза была для вас полезной, то обязательно загляните и на наш сайт!
Смотрите также:
1. Полный курс истории. Теория и практика.
2. Основные концепции антропогенеза.
3. Основные этапы антропогенеза.
4. Основные подходы к изучению истории первобытного общества.
5. История изучения первобытного общества.
Источник
Приблизительно 40 тысяч лет назад человек в процессе эволюции стал таким же, как и люди нашего времени. На латыни такой вид человека называют Homo sapiens, Хомо Сапиенс или Гомо Сапиенс – человек разумный. В этот период человеческие коллективы становились более сплочёнными. «Люди разумные» начали жить родовыми общинами. В родственные связи между людьми являлись основными, главными. Все родственники, и близкие, и дальние считались сородичами. Люди рассуждали : сородич – «свой», ему надо всегда и во всём помогать . Если «чужой» человек обидит человека из нашего рода, весь наш род будет мстить этому обидчику и его роду. В общине действовал такой обычай: один за всех, все за одного. Общими у всего рода было жилище, пища и дрова, очаг. Люди сообща добывали себе пищу, строили жилища и изготовляли одежду, орудия труда. Сородичи-мужчины обычно сообща охотились на зверей. Женщины же в родовой общине в основном занимались собирательством, готовили пищу, заботились о маленьких детях. Предки всех народов жили ранее родовыми общинами. В определении “родовая община” слово “родовая” значит, что только люди из одного рода, одного происхождения жили в ней. модератор выбрал этот ответ лучшим Zolotynka 3 года назад Жизнь ранних людей, живших небольшими сообществами, которые принято назвать родовыми общинами, была довольно однообразна: мужчины охотились, женщины занимались собирательством и ухаживали за детьми. Каждая община имела своего лидера, общие родственные связи и общие интересы: они сообща добывали себе пропитание, сообща оборонялись от диких животных, сообща готовили еду и заботились о потомстве. Самые первые родовые общины вели кочевой образ жизни – передвигаясь с места на место в поисках пищи. Поиск пищи был главной задачей общины. Борьба за еду и выживание -характерны для первых родовых общин. Позже часть родовых общин переходят на оседлый образ жизни. lady v 4 года назад Родовая община оказалась древнейшей формой организации людей, объединенных родственными связями и ведущих коллективное хозяйство. Слово Община в этом термине выражает то, что все, чем владели первобытные люди было у них общим – кров, огонь, орудия охоты и труда, добытая на охоте пища. Впрочем, орудия охоты часто изготавливались индивидуально и считались личной собственностью, что впрочем и понятно, не могла одна и та же дубина одинаково подходить людям разного роста и силы. Прилагательное родовая в этом же словосочетании выражает то, что все члены общины были в той или иной степени родственниками, племенем, имеющих одних прародителей. Вервь=община древнерусского государства, представляла собой особую общность людей, объединенных ведением общего хозяйства, и самоуправлением,при этом вервь уплачивала всю дань тиуну, и собственно огнищанину,при убийстве огнищанина, в случае если его тело было найдено на территории верви, то платила штраф вся вервь-мобщина, на территории которой было найдено тело.ОБЩИНА от слова общность и общий неугомонная 5 лет назад Первобытным людям в одиночку было не прожить. Они сбивались в большие семьи по родственному признаку. Это называлось община. У них имелось общие орудия труда. Семья вместе строила жилища для всех. Запасались припасами на всех. Смотрели за детьми. Это был род. Особое место принадлежало матери рода. zagadka2030 5 лет назад Первым, самым обязательным признаком родовой общины является кровное родство между группой сообщества людей, хотя допускалось в некоторых общинах и искусственное родство. Второй признак – коллективный труд, а также коллективное потребление. Из второго признака вытекает третий – коллективная собственность. Основа его – это социальное равноправие. Когда люди начали охватывать всё большую географию распространения, то родовая община как таковая умерла и вместо неё появилась соседская община. moreljuba 4 года назад Под родовой общиной подразумевается совокупность, объединение родственников с основополагающей целью, заключающейся в ведении общей хозяйственной деятельности. Такая форма объединения труда очень древняя. А вот о признаках: ТО ест можно сделать вывод о том, что среди признаков выделяется: наличие родства; наличие общего ведения дел, наличие общей собственности, наличие общего потребления, общего ведения хозяйства. Знаете ответ? |
Источник
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 12748461
более месяца назад
Просмотров : 4
Ответов :
Ваш ответ:
Комментарий должен быть минимум 20 символов
Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт
Лучшее из галереи:
Другие вопросы:
Решите 1 задачу 50 баллов даю
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 2
Ответов : 1
Картинок: 1
Пожалуйста, срочно нужно выполнить 6. Даю 14 балов
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 5
Ответов :
Картинок: 1
Пр каких значениях переменной дробное выражение не имеет смысла:
9x (х- в третьей степен)
———— дробь
х-3
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 2
Ответов : 1
Нужен перевод. Чем можете тем пожалуйста помогите.
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 2
Ответов :
Картинок: 1
Помогите по английскому . СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 1
Ответов : 1
Картинок: 1
Источник
На смену праобщине пришла новая форма общественной организации — род, который представлял собой большой самоуправляющийся хозяйственный коллектив, состоящий из кровных родственников. Все члены рода проживали на земле, которая являлась общей собственностью, сообща они носили общее родовое имя, сообща трудились, поклонялись родовому божеству, которое чтили наряду со множеством других богов. Членам рода запрещалось вступать в браки между собой, поэтому невест и женихов искали в других родах. Два и более рода объединялись в племя. Племя владело определённой территорией, говорило на своём языке или диалекте, имело особые черты культуры, свои культы, своё имя.
Возникновение рода имело огромное значение для развития человечества: впервые в истории возникла прочная, устойчивая форма социальной организации людей, основанная на кровном родстве, взаимопомощи членов охотничьего коллектива. Род предоставлял людям гарантии защиты и выживания, возможность накопления и передачи знаний и разнообразного опыта — хозяйственного, социального, культурного.
В условиях рода значительно укреплялись социальные связи, складывалась устойчивая система отношений между людьми. Отношения в роде строились на основе равенства всех членов коллектива, на общем труде, отсутствии угнетения, расслоения на богатых и бедных, знатных и незнатных. Даровитые люди пользовались уважением: опытные и смелые охотники почитались как герои — зачастую они становились старейшинами рода; искусным целителям доверяли проведение религиозных обрядов — в дальнейшем они превращались в шаманов. В родовой общине сложилась своеобразная и достаточно сложная система воспитания и обучения детей и подростков. С ранних лет их приучали к жизни в коллективе, воспитывали трудолюбие, мужество, смелость, прививали нормы социального поведения, им передавали накопленные обществом знания.
Чтобы стать полноправными членами рода, юноши и девушки должны были пройти через строго установленный обряд инициаций (испытаний). Поведение и вся жизнь людей — и взрослых и детей — строго регулировались обычаями, традициями, нормами религии и морали. В обществе существовали строгие запреты — табу — на некоторые виды действий, которые считались опасными для рода. Одно из основных табу — запрет жениться внутри своего рода. Нарушителей табу строго наказывали.
Управление родом строилось на принципах самоуправления — все взрослые члены рода участвовали в собраниях, сообща принимали решения. Во главе рода стояли старейшины, которые пользовались большим авторитетом. Иногда главой рода могла быть женщина. Для военных действий избирали вождей из числа наиболее опытных и авторитетных воинов.
Преобладание коллективистского, общинного начала в роде означало подчинение личности интересам сообщества, что приводило к ограничению личной свободы, исключало вседозволенность отдельного индивида.
см. Неолитическая революция
Переход от преимущественно присваивающего типа хозяйства охотников и собирателей к производящему типу хозяйственной деятельности земледельцев и скотоводов называют неолитической революцией. Этот переворот в производстве стал главной предпосылкой к постепенному переходу от первобытности к цивилизации.
Первобытное хозяйство рода
В условиях родового строя человечество добилось значительных успехов в хозяйственной жизни. Люди усовершенствовали технику обработки камня, дерева, кости, рога, стали изготавливать сложные и разнообразные орудия — ножи, топоры, копья, наконечники стрел, гарпуны и др. Очень важным открытием человечества стало изобретение лука и стрел, сделавших охоту более эффективной и безопасной: с помощью лука человек мог поражать животных на значительном расстоянии. В эпоху неолита люди освоили производство керамических изделий и ткачество.
Появление земледелия и скотоводства
Но наибольшее значение имело зарождение в 9-8-м тыс. до н. э. земледелия и скотоводства. Эти новые виды хозяйственной деятельности были освоены в разных частях Земли не одновременно, поэтому они не сразу получили распространение среди различных родов, племён и народов. Наиболее ранними очагами возникновения земледелия и скотоводства считаются регионы Ближнего Востока (Палестина, Северный Ирак, Египет, восточные и южные регионы Малой Азии, долины рек Инда и Хуанхэ).
Земледелие и скотоводство значительно изменили жизнь народов Земли. Первобытные коллективы стали менее зависимы от природы. Хозяйство древнего человека стало более стабильным и производительным. Улучшились условия жизни людей, сократилась смертность, увеличилась рождаемость и продолжительность жизни. Наконец, земледельцы перешли к оседлому образу жизни. На Земле появились первые постоянные посёлки земледельцев, протогорода (энеолит, бронзовый век).
Природа в первобытном обществе
Духовный мир людей родового строя богат, сложен и своеобразен. Человек жил с ощущением своей неразрывной связи с природой, с верой в то, что члены его рода произошли от общего предка — птицы, рыбы или растения — и состоят с ним в родстве. Первобытный человек одухотворял природу, считал, что земля, вода и огонь — живые существа, способные ощущать боль и мстить за причинённый им вред. Кроме того, люди воспринимали природу как свою кормилицу. Поэтому у многих народов, живших родовым строем, установилось бережное отношение к природе. Например, у некоторых народов Крайнего Севера и Сибири считалось недопустимым без необходимости копать землю или вонзать в неё копьё, поскольку это причиняло ей боль. Материал с сайта https://wikiwhat.ru
Отсутствие собственности формировало у людей ощущение принадлежности всех вещей всем членам общины. Поэтому хотя в личном пользовании оставались орудия земледельческого труда и охоты, одежда, украшения, малые жилища, было принято ими делиться, равно как и пользоваться чужими вещами с разрешения хозяина. Люди, жившие родовым строем, были очень щедры, готовы поделиться последним, если сородич, соплеменник или даже чужой человек нуждается в помощи. Они обладали своеобразным чувством долга перед соплеменниками. Это в равной степени проявлялось и в обязательной помощи сородичам, и в необходимости мстить за причинённую роду обиду.
В эпоху родовой общины широкое распространение получил обычай кровной мести, согласно которому человек, совершивший убийство, либо кто-либо из членов его рода обязательно подлежит смерти в порядке воздаяния («Око за око, зуб за зуб»). Род убийцы нередко старался искупить свою вину, выдавая на расправу убийцу или кого-либо из его ближайших родных, а также предлагая дары роду погибшего. В первобытном обществе с большим уважением относились к старшим — к мужчинам и женщинам, особенно к матерям.
Религия первобытных людей
Большую роль в жизни людей играла первобытная религия — почитание животных или растений, которых род считал своим предком; поклонялись матери-прародительнице; почитали природные стихии — огонь, воду, гром, молнию. Люди верили в магию — считали, что с помощью колдовских действий и обрядов можно добиться определённого результата, например вызвать дождь, сделать успешной охоту или причинить вред врагу.
На этой странице материал по темам:
Сообщение про родовую общину
Реферат родовая обшина
Определение слов племя и родовые общины
Ранняя родовая община реферат
Первобытное общество исторические лица
Вопросы к этой статье:
Почему именно родовая организация первобытного общества вызвала столь значительные успехи в его развитии?
Какие положительные и отрицательные черты общественных отношений можно выделить в родовой общине?
Какие преимущества имела родовая община по сравнению с праобщиной?
Почему переход к новому типу хозяйствования назван революцией?
Какие последствия имела неолитическая революция?
Как неолитическая революция отразилась на росте численности человечества и освоении земель?
Источник