Какие свойства гомо сапиенса проявились в способности человека жить родовыми общинами

Какие свойства гомо сапиенса проявились в способности человека жить родовыми общинами thumbnail

8

1 ответ:

0

0

Родовая община была важной частью общественного строя восточных славян. Родовые общины состояли из обычного люда, князей или вождей. У князей или вождей была своя дружина, которая состояла из старших и младших войнов. В родовой общине ещё не последними людьми были старейшины и вече( мужское собрание в котором обсуждались важные вопросы и выносились решения). У хомосапиенса появилось чувство объединения в небольшие общности, которые переросли в родовые общины. Древние люди понимали, что вместе легче жить, добывать еду, охотиться и выживать в трудных условиях жизни. Вот почему они объединились.

Читайте также

Гоороод мооскваа……..

Жанна д арк попросила вроде у французского королевства воинов чтобы защищать свой город но потом сами же фрацузы сдали ее и ее сожгли на костре вживую так как они посчитали ее ведьмой

На финском языке говорит большинство населения Финляндии (92 %), а также этнические финны, живущие вне пределов Финляндии — в Швеции и Норвегии, среди финской диаспоры в США, Эстонии, России (преимущественно в Ленинградской области и в Карелии).Финский язык является официальным языком Финляндии, а также официально признанным языком меньшинств в Швеции (как стандарт финского языка, так имеянкиели — финский в шведской области Турнедален).

1) 527-565г.
2) Был блестяще образован, трудолюбив решителен, жесток. Надеялся возродить могущество Римской империи. Основное правило: “единое государство, единый закон, единая религия”
3) Внешний облик зачем тебе нужен? Это был 500 год, возьми картинку и опиши, нл не думаю,что учителю это надо
4) Юстиниан прежде всего стремится восстановить и укрепить императорскую власть, он ведет себя как абсолютный властитель, на восточный манер.
Он реформирует управление с тем, чтобы сделать его более эффективным и простым, способным побороть коррупцию.
Он уделяет особое внимание церкви, которая полностью подчинена его власти. Константинопольский патриарх, глава восточной православной церкви, превратился в его орудие.
Но имя этого императора останется в истории еще и в связи с его законодательной деятельностью, в связи с подготовкойКодекса Юстиниана, Дигестов и Институций.
Римское право вместе с законами, унаследованными от республиканской эпохи, и законами императоров представляло собой хаос.
По инициативе Юстиниана и под руководством юриста Трибониана подготовлена компиляция под названием«Corpus juris civilis» («Свод гражданского права») в трех отдельных частях.
Кодекс состоит из законов, изданных при Юстиниане и некоторых его предшественниках, начиная с Адриана (117–138). В Дигестах собраны тексты римских юристов классической эпохи, со II в. до Р. Х. до III в. после Р. Х. Они расположены согласно особому методическому порядку с тем, чтобы сделать из них удобный инструмент для практической работы. Это — действующее право с замечаниями классических авторов.Институции — это учебное пособие для студентов.
Первое издание датировано 529 г. и написано на латинском языке; во второе издание 534 г. добавлены новые законы, напечатано оно на греческом языке.
Кстати, по приказу Юстиниана построены многочисленные здания, самые знаменитые из которых — соборы Св. Софии в Константинополе и Св. Виталия в Равенне, в Италии.
Самое замечательное из деяний Юстиниана — его попытка реставрации империи в ее единстве и полноте путем завоевания ее западной части.
Он нейтрализовал своего главного противника, персидского царя из династии Сасанидов, купив у него мир.
Он смог затем при содействии славных военачальников Велизария и Нарсесачастично вернуть Запад под свою власть. Сначала он разрушил королевство вандалов и занял Северную Африку, а также острова западной части Средиземного моря: Сардинию, Корсику, Балеарские. Затем он изгнал из Италии остготов. Вновь покоренная Италия стала провинцией империи со столицей в Равенне, а не в Риме. Она будет управляться экзархом (греческий термин, означающий представителя императора). Наконец, по призыву католиков, преследуемых вестготскими королями-арианами, он занимает юго-запад Испании с большим городом Кордовой. Только Франкское королевство осталось в стороне от его завоеваний.

Практически отсутствует такая возможность
дмитрий болел эпилепсией, то есть все его тело сводила мышечная судорога.
версия что он играл с ножичком была бы правдоподобнее, если бы не место и длинна раны

Источник

Человек — это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, наделённое волей и сознанием. Мы знаем, что человек является биологическим видом Homo sapiens (человек разумный) и принадлежит к высшим млекопитающим. Мы также знаем, что биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии, в инстинктах и базовых физиологических потребностях. При этом мы говорим, что человек не мыслим вне общества, он становится человеком в полной мере только в результате процесса социализации.

Для того чтобы подчеркнуть тот факт, что каждый человек представляет собой единство биологического и социального, и вместе с тем уникален и неповторим, мы используем понятия: индивид, индивидуальность и личность.

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех биосоциальных черт человечества (разума, воли, потребностей и так далее).

Когда мы говорим об индивидных свойствах человека, мы подчёркиваем то общее, что сближает его со всеми другими людьми. Каждый индивид наделён сознанием, владеет членораздельной речью, воспитывается в обществе и усваивает те или иные социальные нормы. Когда же мы говорим об индивидуальных свойствах человека, мы подчеркиваем его неповторимость и отличие от других людей.

Индивидуальность – это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого.

Каждый ли человек обладает индивидуальностью? Да.

Каждый ли человек обладает яркой индивидуальностью? нет.

Из чего же складывается индивидуальность?

  • внешность (лицо, телосложение, у каждого из нас разные отпечатки пальцев, форма ушных раковин и так далее);
  • привычки (которые имеют ярко выраженное внешнее проявление, например, привычка щелкать пальцами, поднимать одну бровь);
  • общая культура воспитания и поведения человека;
  • способность человека к творчеству и самовыражению.

Три группы факторов, оказывающих влияние на формирование индивидуальности человека

1) наследственность и физиологические особенности (речь идёт о формировании уникальных черт внешности, особенностях организации нервной системы, темпераменте, который является врождённым и оказывает влияние на поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми)

2) окружение человека (речь идёт о ближайшем окружении человека (семья, друзья) и о социальном окружении в целом, культурной среде, в которой развивается человек)

3) черты и особенности характера (в данном случае получается, что индивидуальность определяет саму себя, человек ответственен за своё развитие и формирование своего внутреннего Я, кто-то стремится быть таким как все, кто-то наоборот стремится найти новые способы выражения своей индивидуальности)

Однозначно ответить на вопрос, какой из факторов в большей мере влияет на формирование индивидуальности, нельзя. Можно привести аргументы в пользу каждого из факторов. Если мы вспомним о биологизаторском и социологизаторском подходе к пониманию сущности человека, то станет понятным, что сторонники первого будут утверждать, что решающим фактором являются наследственность и физиологические особенности. Сторонники второго подхода скажут, что это окружение и те черты характера, которые формируются под воздействием социальной среды.

Когда нам нужно подчеркнуть социальные характеристики человека, которые формируются благодаря процессу социализации и которые влияют на поведение и взаимоотношения человека с другими людьми, мы используем понятие личности.

Личность — совокупность социально значимых качеств человека, которые приобретаются в процессе жизни в обществе: в деятельности и общении с другими людьми.

Несмотря на то что в понятии личности мы ставим акцент на социальную составляющую человека, следует понимать, что в структуре личности присутствуют три компонента или три измерения – биологический, социальный и духовный. Смысл в том, что каждый из этих компонентов, так или иначе, развивается в социальной среде и под воздействием этой социальной среды.

Каждый ли человек является личностью? На этот вопрос следует ответить утвердительно. Каждый человек является личностью, но вот степень зрелости личности у всех разная, поэтому следует сформулировать качества личности и качества зрелой личности.

Качества личности

  • автономность (способность противопоставить себя обществу и общественному мнению);
  • самостоятельность (способность принимать решения и нести ответственность за свой выбор);
  • самосознание (наличие самооценки и самоконтроля);
  • жизненная позиция (наличие системы ценностей, которая определяет взгляды человека на жизнь и которой он твёрдо придерживается в своей жизни).

Важно понимать, что все перечисленные качества в той или иной мере присутствуют у каждого человека, но проявляются по-разному. Каждый человек в состоянии прийти в магазин и самостоятельно выбрать, какой шоколад он хочет сегодня съесть, но один сам зарабатывает себе на жизнь и тратит на шоколад свои деньги, а другой живёт, например, за счёт родителей. Кто-то принимает для себя ту профессию, на которой настаивали в своё время родители, а кто-то в 18 лет решает, что не будет продолжать династию врачей и поступает в театральный институт.

Маркерами зрелой личности являются:

  • способность осознавать последствия своих решений и нести за них ответственность;
  • степень независимости от общества и умение отстаивать свою позицию и убеждения;
  • умение контролировать своё поведение, проявлять силу воли, самодисциплина;
  • самостоятельность в поступках.

В некоторых источниках приводятся следующие характеристики зрелой личности

  • стремится к новым достижениям, что предполагает постоянное саморазвитие и самосовершенствование;
  • обладает инициативностью (не ждёт предложений от других людей и случая, а проявляет инициативу);
  • обладает уверенностью в себе и в своих силах (тут нужно отличать уверенность, основанную на понимании своих сильных и слабых сторон, от самоуверенности и заносчивости с завышенной самооценкой);
  • осознаёт свои возможности и стремится их расширить;
  • обладает высокими нравственными качествами;
  • обладает творческим началом.

Единого перечня качеств личности не существует, поэтому каждый может сформулировать свой список “требований”, предъявляемых к личности. Важно понимать саму идею – развитие и становление личности происходит на протяжении всей жизни человека, степень зрелости и сформированности личности у разных людей не одинакова.

Факторы, способствующие развитию личности, примерно те же, что и факторы развития индивидуальности: биологические, воспитание и обучение, социальная среда, особенности характера.

Важно понимать, что развитие личности продолжается в течение всей жизни человека и неразрывно связано с обществом. Процесс вхождения индивида в общество и становления его личности называется социализацией. Тема социализации отдельно рассматривается в блоке “Социальная сфера”, сейчас нам важно в нескольких словах описать, как происходит социализация, т.е. становление личности человека.

Социализация – это процесс вхождения индивида в общество, усвоения индивидом системы знаний, ценностей и норм.

Выделяют четыре фазы становления личности (фазы социализации).

Однако не всегда процесс социализации заканчивается интеграцией человека в общество и принятием его индивидуальности со стороны других людей. В некоторых случаях после стадии индивидуализации наступает стадия дезинтеграции, когда общество отказывается принять человека таким, каков он есть, с теми индивидуальными особенностями, которые он проявляет. Тогда у индивида три возможных пути развития – 1) стать таким же как все и всё-таки влиться в коллектив, 2)продолжать жить в коллективе, но в качестве изгоя, 3)покинуть этот коллектив и искать новый.

Расширение и углубление социализации происходит:
1) в сфере деятельности (расширение видов деятельности, реализация своих способностей в тех или иных видах деятельности);
2) в сфере общения (расширение круга общения, расширение кругозора за счёт общения с новыми людьми, развитие собственных навыков общения);
3) в сфере самосознания (понимание самого себя, своих целей в жизни, понимание своих сильных и слабых сторон, формирование образа собственного «Я»).

Расширение и углубление социализации происходит благодаря агентам социализации:.

Агенты первичной социализации: ближайшее окружение человека (семья, родственники, друзья).

Агенты вторичной социализации: формальное, опосредованное окружение человека (организации и учреждения).

Например, рабочий коллектив выступает по отношению к человеку агентом вторичной социализации, это формальное окружение человека, к которому он прислушивается в вопросах профессиональной сферы, но не в вопросах семьи и личной жизни. Если же в этом рабочем коллективе человек находит не просто коллег, но ещё и друзей, то они становятся агентами первичной социализации. Они оказывают более существенное влияние на формирование личности человека, нежели остальные члены рабочего коллектива.

Источник

1. Ïîçäíèé (âåðõíèé) ïàëåîëèò
(40 òûñÿ÷ ëåò äî íàøåé ýðû – 10 òûñÿ÷ ëåò äî í. ý.).

         Â ðåçóëüòàòå ïîñòîÿííîãî ðàçâèòèÿ è áèîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé ïåðâîáûòíûõ ëþäåé – íåàíäåðòàëüöå⠖ ïîÿâèëñÿ íîâûé ñîâðåìåííûé òèï ÷åëîâåêà – «Ãîìî ñàïèåíñ» («÷åëîâåê ðàçóìíûé»), êðîìàíüîíåö, íåîàíòðîï.

         Ðàçóìíûé ÷åëîâåê ïðàêòè÷åñêè íè÷åì íå îòëè÷àëñÿ îò íàñ ñ âàìè. Ðàçâå ÷òî íåñêîëüêî áîëåå ìàññèâíûì òåëîñëîæåíèåì.
Ó íåãî áûë ñëèøêîì êðóïíûé ÷åðåï. Íî ýòà ãîëîâà èìåëà óæå ïðÿìîé ëîá, âûñîêèé ÷åðåïíîé ñâîä, ðåçêî âûñòóïàþùèé ïîäáîðîäîê.
         Êðîìàíüîíñêèé ÷åëîâåê íå çíàë, ÷òî òàêîå ìåòàëë.
Îí íå ïîäîçðåâàë íè î çåìëåäåëèè, íè î ñêîòîâîäñòâå.
Íî, åñëè áû ìû ìîãëè ïåðåíåñòè åãî ÷åðåç ÷åòûðåñòà âåêîâ, îí, ïî-âèäèìîìó, âñ¸ ëåãêî áû ñîîáðàçèë è ñóìåë áû ñîñòàâèòü óðàâíåíèå, íàïèñàòü ïîýìó, ïîðàáîòàòü íà ñòàíêå è âûñòóïèòü â øàõìàòíîì òóðíèðå.

         Â òå÷åíèå 5-òè òûñÿ÷ ëåò íåàíäåðòàëåö è Ãîìî ñàïèåíñ ñóùåñòâîâàëè îäíîâðåìåííî.
Ïîòîì íåàíäåðòàëüöû èñ÷åçëè, ïðîèãðàâ ñîïåðíè÷åñòâî ñ Ãîìî ñàïèåíñ, êîòîðûå áûëè áîëåå ëîâêèìè, ñîîáðàçèòåëüíûìè è óìåëûìè.

         Êðîìàíüîíöû æèëè â Ïðèäíåïðîâüå, Çàïàäíîì Ïîäîëüå, þæíîé ÷àñòè Âîëûíè, â Êðûìó, íà Çàêàðïàòüå.

 Óêðàèíå èçâåñòíî îêîëî 800 ñòîÿíîê ýòîãî ïåðèîäà:

–  íà Ñåâåðíîì Ïðè÷åðíîìîðüå (Àêêàðæà âáëèçè Îäåññû),
–  íà Íèæíåì Ïðèäíåïðîâüå (Ìàéîðêà, ×àïëè, Îñîêîðèâêà, Êàéñòðîâà Áàëêà),
–  â Êðûìó (Ñþðåíü),
–  íà Ïðèàçîâüå è Äîíáàññå (Àìâðîñèåâêà),
–  íà Äíåïðå (Ìåçèí),
–  íà Ñðåäíåì Ïîäíåïðîâüå (Ìåæèðè÷, Ãîíöè, Äîáðàíè÷èâêà, Êèðèëëîâñêàÿ),
–  íà Äíåñòðå (Ìîëîäîâî).

• Âî âðåìÿ âåðõíåãî (ïîçäíåãî) ïàëåîëèòà ïðèðîäà ïî-ïðåæíåìó áûëà ñóðîâà. Ëåäíèêîâûé ïåðèîä åù¸ ïðîäîëæàëñÿ.
Íî ÷åëîâåê áûë óæå äîñòàòî÷íî âîîðóæ¸í äëÿ áîðüáû çà ñóùåñòâîâàíèå.
         
Èìåííî â ýòîò ïåðèîä ìàêñèìàëüíîãî ðàçâèòèÿ äîñòèãàþò îõîòíè÷èé ïðîìûñåë è ðûáîëîâñòâî.

Ëþäè íàó÷èëèñü äåëàòü äî 80 âèäîâ îðóäèé òðóäà:
 –  èç êàìíÿ: ñêð¸áëà, ðåçöû, ñâ¸ðëà, ïðîêîëêè, íîæè, íàêîíå÷íèêè êîïèé;
–   èç êîñòè è ðîãîâ æèâîòíûõ: øèëà, èãîëêè, ãàðïóíû.

• Ñòðîèëè æèëèùà èç êîñòåé è áèâíåé ìàìîíòîâ, øåðñòèñòûõ íîñîðîãîâ, îëåíüèõ ðîãîâ, äåðåâÿííûõ áðóñüåâ è ïîêðûâàëè øêóðàìè æèâîòíûõ.

• Óñëîæíÿþòñÿ ðåëèãèîçíûå âåðîâàíèÿ.

 Ãëàâíîé îñîáåííîñòüþ ðåëèãèîçíîãî ìèðîïîíèìàíèÿ ëþäåé áûëî òî, ÷òî îíè ïîêà íå âûäåëÿëè ñåáÿ èç îêðóæàþùåé ïðèðîäíîé ñðåäû. Ïðèðîäå ïðèïèñûâàëèñü ÷åëîâå÷åñêèå ñâîéñòâà, ÷åëîâåêó – ñâîéñòâà ïðèðîäû. Ýòî íàøëî ñâî¸ îòðàæåíèå âî âñåõ ðàííèõ âèäàõ ðåëèãèîçíûõ ïðåäñòàâëåíèé:

–  Àíèìèçì – âåðà â ñóùåñòâîâàíèå äóøè ó ëþäåé è ïðåäìåòîâ, êîòîðûå èõ îêðóæàëè.

–  Òîòåìèçì – âåðà â òî, ÷òî êàæäûé ðîä èìååò îáùåãî ïðåäêà-òîòåìà, êîòîðûì ìîãëî áûòü æèâîòíîå, ïòèöà èëè ðàñòåíèå.

–  Ìàãèÿ – âåðà â âîçìîæíîñòü ñ ïîìîùüþ îïðåäåë¸ííûõ äåéñòâèé èëè çàêëèíàíèé âëèÿòü íà ïðåäìåòû, ÿâëåíèÿ èëè ñîáûòèÿ.

–  Ôåòèøèçì – âåðà â ñâåðõúåñòåñòâåííûå ñâîéñòâà ïðåäìåòîâ.

•  ïðîöåññå ìûñëèòåëüíîé è òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè ó êðîìàíüîíöåâ íàêàïëèâàëèñü ïîëåçíûå çíàíèÿ îá îêðóæàþùåé ïðèðîäíîé ñðåäå.

Èñêóññòâî óæå ñóùåñòâóåò â íåñêîëüêèõ ôîðìàõ:

–  äåêîðàòèâíî-ïðèêëàäíîé,
–  èçîáðàçèòåëüíîé,
–  ìóçûêàëüíîé,
–  ñêóëüïòóðà – æåíñêèå ñòàòóýòêè («ïàëåîëèòè÷åñêèå Âåíåðû»);
–  ïåùåðíàÿ æèâîïèñü;
–  îáðÿäîâûå òàíöû è ìóçûêà.

•  ïåðèîä âåðõíåãî ïàëåîëèòà íà ñìåíó ñòàäó ïðèõîäèò ðîä – îáúåäèíåíèå êðîâíûõ ðîäñòâåííèêîâ.

Ýòî áûëà áîëåå ñòàáèëüíàÿ ôîðìà îáúåäèíåíèÿ ëþäåé â îòëè÷èå îò ñòàä, êîòîðûå ÷àñòî ðàñïàäàëèñü èëè ñìåøèâàëèñü. Êîãäà ðîä óâåëè÷èâàëñÿ ÷èñëåííî, îí äåëèëñÿ íà ðîäîâûå îáùèíû.

Äëÿ ðîäîâûõ îáùèí áûëè õàðàêòåðíû:

o êîëëåêòèâíàÿ ñîáñòâåííîñòü íà çåìëþ (ïðîìûñëîâóþ òåððèòîðèþ), îõîòíè÷üè çàãîíû, ðûáîëîâíûå çàïðóäû, ëîäêè, äîáû÷ó, æèëèùà, ïèùó è îãîíü;

o óðàâíèòåëüíîå ðàñïðåäåëåíèå ïðîäóêòîâ;

o ñîâìåñòíîå ïðîèçâîäñòâî;

o ýêçîãàìèÿ – áðà÷íûå îòíîøåíèÿ âíóòðè ðîäà çàïðåùàëèñü. Îíè îñóùåñòâëÿëèñü ìåæäó ÷ëåíàìè äâóõ ðîäîâ. Áðàê áûë ãðóïïîâîé – æåíùèíû îäíîãî ðîäà âñòóïàëè â áðàê ñ ìóæ÷èíàìè äðóãîãî ðîäà, ïîýòîìó èçâåñòíà áûëà ëèøü ìàòü ðåá¸íêà, è ðîäñòâî îïðåäåëÿëîñü ïî ìàòåðèíñêîé ëèíèè.
         
Æåíùèíà:
–  áûëà õðàíèòåëüíèöåé ñåìåéíîãî î÷àãà,
–  âåäàëà çàïàñàìè ïðîäóêòîâ,
–  çàíèìàëàñü ñîáèðàòåëüñòâîì,
–   óõàæèâàëà çà äåòüìè.
Æåíùèíû áûëè áîëåå ñòàáèëüíîé è ïîñòîÿííîé ÷àñòüþ êîëëåêòèâà, òîãäà êàê ìóæ÷èíû ÷àùå âñåãî ãèáëè íà îõîòå èëè â ñòû÷êàõ.
 Ïðè òàêèõ óñëîâèÿõ áëàãîñîñòîÿíèå ðîäà çàâèñåëî îò òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè æåíùèí.
Ïîýòîìó èìåííî îíè çàíèìàþò âåäóùåå ìåñòî â ÷åëîâå÷åñêèõ êîëëåêòèâàõ.
È ïîýòîìó 1-þ ôîðìó ðîäîâîé îáùèíû íàçûâàþò ìàòåðèíñêîé ðîäîâîé îáùèíîé (ìàòðèàðõàò).

 ðîäîâîé îáùèíå äåéñòâîâàë ïðèíöèï íàðîäîâëàñòèÿ, ïðè êîòîðîì îïðåäåëÿþùåå çíà÷åíèå èìåëà êîëëåêòèâíàÿ âîëÿ âñåõ å¸ âçðîñëûõ ÷ëåíîâ.
 Ïðè ýòîì êàæäàÿ îáùèíà âûáèðàëà ñåáå ãëàâàðÿ – ñàìîãî îïûòíîãî è àâòîðèòåòíîãî ìóæ÷èíó, õðàíèòåëÿ îáû÷àåâ ðîäà.
 Áîëüøîå âëèÿíèå íà îáùèííèêîâ èìåëè òàêæå êîëäóíû.

Ïîÿâèëèñü ñîöèàëüíûå íîðìû, ò.å. îáÿçàòåëüíûå, îáùåñòâåííî-îõðàíÿåìûå ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ.
 Ïðèìåíÿÿñü èç ïîêîëåíèÿ â ïîêîëåíèå, îíè ïðåâðàùàëèñü â îáû÷àè è çàêðåïëÿëèñü èäåîëîãè÷åñêè-ðåëèãèîçíûìè ïðåäïèñàíèÿìè è ìèôàìè.
Ê íàðóøèòåëÿì îáùåïðèíÿòûõ íîðì ïðèìåíÿëè ðàçëè÷íûå ñïîñîáû óáåæäåíèÿ è ïðèíóæäåíèÿ (îò îñìåÿíèÿ è ïîðèöàíèÿ äî ôèçè÷åñêîé ðàñïðàâû).

2)       Ìåçîëèò – ñëåäóþùàÿ ñòóïåíüêà ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

         Â ýïîõó ìåçîëèòà ïðîèñõîäèò ïîòåïëåíèå êëèìàòà.
Îãðîìíûé ëåäíèê, äîñòèãàâøèé 1000-2000 ìåòðîâ â âûñîòó íà÷àë èíòåíñèâíî òàÿòü.
 Ïðèðîäíûå óñëîâèÿ íà çåìëÿõ Óêðàèíû ñòàëè íàïîìèíàòü ñîâðåìåííûå.
Ïîâñåìåñòíî èñ÷åçàþò òàêèå êðóïíûå æèâîòíûå êàê ìàìîíòû è øåðñòèñòûå íîñîðîãè.
Ïåðåõîä ê îõîòå íà ìåíåå êðóïíûõ æèâîòíûõ è ïòèö ïîòðåáîâàëè óñîâåðøåíñòâîâàíèÿ îõîòíè÷üåãî îðóæèÿ.

– Áûëè èçîáðåòåíû ëóê ñî ñòðåëàìè, äóõîâàÿ ñòðåëîìåòàòåëüíàÿ òðóáêà è êîïüåìåòàëêà.

– Ïîÿâèëèñü 1-å ïëàâñðåäñòâà – ïëîòû è ëîäêè.

– Óñîâåðøåíñòâîâàëèñü ðûáîëîâíûå ñíàñòè (ñåòè, êðþ÷êè) è ïðè¸ìû ðûáîëîâñòâà.

– Ïîÿâèëñÿ êàìåííûé òîïîð.

– Óìåíüøèëñÿ âåñ êàìåííûõ îðóäèé, øèðîêî ðàñïðîñòðàíèëèñü ìèêðîëèòû è âêëàäûøåâûå îðóäèÿ.

– Áûëà ïðèðó÷åíà ñîáàêà.
         
 Óêðàèíå èññëåäîâàíî îêîëî 1000 ìåçîëèòè÷åñêèõ ñòîÿíîê:

 –   Æóðàâñêàÿ íà ×åðíèãîâùèíå,
–   Ãðåáåíêîâñêàÿ â Îäåññêîé îáëàñòè,
–   Êàìåííàÿ ìîãèëà âîçëå Ìåëèòîïîëÿ,
–   Øàí-Êîáà, Ôàòüìà-Êîáà è Ìóðçàê-Êîáà â Êðûìó è äðóãèå.

Èòîã:

– Íà ïðîòÿæåíèè ïàëåîëèòà è ìåçîëèòà ïðîèñõîäèëî çàñåëåíèå âñåé òåððèòîðèè Óêðàèíû, õîòÿ åãî ïëîòíîñòü îñòàâàëàñü íåçíà÷èòåëüíîé.

– Îñíîâíûå ôîðìû õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ëþäåé íà ïðîòÿæåíèè ïàëåîëèòà è ìåçîëèòà – ñîáèðàòåëüñòâî, îõîòà, ðûáîëîâñòâî – íîñèëè ïîòðåáèòåëüñêèé, ïðèñâàèâàþùèé õàðàêòåð.
Òî åñòü, ÷åëîâåê ïðèñâàèâàë, ïîòðåáëÿë ãîòîâûå ïðîäóêòû ïðèðîäû, íå ïðîèçâîäÿ èõ ñàìîñòîÿòåëüíî.

– Âîçíèêíîâåíèÿ ðîäîïëåìåííîãî ñòðîÿ ñòàëî âàæíûì äîñòèæåíèåì ðàçâèòèÿ îáùåñòâåííîé îðãàíèçàöèè ëþäåé.

– Íà ïðîòÿæåíèè ïàëåîëèòà – ìåçîëèòà ïðîèñõîäèëî ôîðìèðîâàíèå îñíîâ ðåëèãèè è êóëüòóðû.

3.  Ðàñïðîñòðàíåíèå çåìëåäåëèÿ è ñêîòîâîäñòâà íà çåìëÿõ Óêðàèíû ïðè íåîëèòå.

         Â ïåðèîä íåîëèòà ïðîèñõîäèò òàê íàçûâàåìàÿ «Íåîëèòè÷åñêàÿ ðåâîëþöèÿ» – ïðîöåññ ïåðåõîäà îò òðàäèöèîííîãî ïðèñâàèâàþùåãî õîçÿéñòâî (îõîòà, ñîáèðàòåëüñòâî, ðûáíàÿ ëîâëÿ), ê ïðîèçâîäÿùåìó (çåìëåäåëèå, ñêîòîâîäñòâî, ðåìåñëî),  ïðè êîòîðîì ÷åëîâåê âñ¸ íåîáõîäèìîå äëÿ æèçíè âîñïðîèçâîäèë ñàì â ðåçóëüòàòå ñâîåãî òðóäà.

Ïðåäïîñûëêè:

À) Óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà íàñåëåíèÿ – âñ¸ ñëîæíåå  áûëî ïðîêîðìèòüñÿ âñåì ÷ëåíàì ðîäà òîëüêî îõîòîé è ñîáèðàòåëüñòâîì (èñòîùåíèå ïðèðîäíûõ çàïàñîâ).

Á) Ïðèñâàèâàþùèå ôîðìû õîçÿéñòâîâàíèÿ èñ÷åðïàëè ñâîè âîçìîæíîñòè, âñ¸ ìåíåå óäîâëåòâîðÿÿ ïîòðåáíîñòè ëþäåé – íåîáõîäèìî áûëî íàéòè áîëåå íàä¸æíûå ïóòè îáåñïå÷åíèÿ ñåáÿ ïðîäîâîëüñòâèåì.
Âûõîä áûë îäèí – ñîâåðøåíñòâîâàòü îðóäèå òðóäà, ó÷èòüñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî âûðàùèâàòü, ïðîèçâîäèòü ïðîäóêòû ïèòàíèÿ, îäîìàøíèâàòü äèêèõ æèâîòíûõ.

Îñíîâíîå ñîäåðæàíèå:

– Ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå îðóäèÿ òðóäà – ìîòûãè, ñåðïû, çåðíîò¸ðêè è ò.ä.
– Âûðàùèâàþò ÿ÷ìåíü, ïøåíèöó, ðîæü, ïðîñî, îâåñ.
– Çàðîæäàåòñÿ è ðàçâèâàåòñÿ ñêîòîâîäñòâî. Îäîìàøíèâàþòñÿ êðîìå ñâèíüè è áûêà, êîðîâû, îâöû è êîçû.
– Âàæíóþ ðîëü ñûãðàëî èçãîòîâëåíèå ãëèíÿíîé ïîñóäû (êåðàìèêè).
– Ïîñóäà äàâàëà âîçìîæíîñòü äåëàòü áîëüøèå çàïàñû ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ,
óïîòðåáëÿòü âàð¸íóþ åäó, ÷òî âìåñòå ñ ðàçâèòèåì çåìëåäåëèÿ ñïîñîáñòâîâàëî ïåðåõîäó ê îñåäëîìó îáðàçó æèçíè.
– Ïîÿâèëèñü íîâûå ïðè¸ìû èçãîòîâëåíèÿ îðóäèé òðóäà èç êàìíÿ: ðàñïèëèâàíèå, øëèôîâàíèå, ñâåðëåíèå.
– Ïîëó÷èëè ðàñïðîñòðàíåíèå èíñòðóìåíòû, äëÿ îáðàáîòêè äåðåâà: òîïîðû è òåñàêè.
– Ñ èçîáðåòåíèåì ïðÿäåíèÿ è ïðîñòåéøåãî òêà÷åñòâà ñòàëà ïîÿâëÿòüñÿ òàêæå îäåæäà èç ðàñòèòåëüíîãî âîëîêíà è øåðñòè.

Ïîñëåäñòâèÿ:

• Ìèãðàöèÿ íàñåëåíèÿ â ïëîäîðîäíûå äîëèíû ðåê ñ ìÿãêèìè ïî÷âàìè
(«ïëîäîðîäíûé ñåðï»).

• Âîçíèêíîâåíèå èñêóññòâåííîé ñðåäû îáèòàíèÿ, íîâûõ âèäîâ ïðîèçâîäñòâà
(ðåì¸ñëà) è íîâûõ èñêóññòâåííûõ  ïðîäóêòîâ (îáîææ¸ííàÿ ãëèíà, òêàíîå ïîëîòíî).

• Ïåðåõîä ê îñåäëîìó îáðàçó æèçíè, ïîÿâëåíèå ïîñòîÿííûõ ïîñåëåíèé,
ïðîòîãîðîäîâ, òîë÷îê ê âîçíèêíîâåíèþ öèâèëèçàöèé.

• Ôîðìèðîâàíèå ñòàä äîìàøíèõ æèâîòíûõ, èñïîëüçîâàíèå èõ êàê òÿãëîâîé ñèëû.

• Óâåëè÷åíèå ÷èñëåííîñòè íàñåëåíèÿ è ïðîäîëæèòåëüíîñòè æèçíè ÷åëîâåêà,
èçìåíåíèÿ â ìèðîâîççðåíèè ÷åëîâåêà, ïîÿâëåíèå çåìëåäåëü÷åñêèõ êóëüòîâ.

• Íåîëèòè÷åñêàÿ ðåâîëþöèÿ äàëà òîë÷îê ðàçâèòèþ ïðîèçâîäñòâà.

Источник