Какие свойства характера ярослава мудрого выявились в ходе борьбы за власть

Какие свойства характера ярослава мудрого выявились в ходе борьбы за власть thumbnail

Конфликт Ярослава с отцом Владимиром

Первым из значительных событий, относящихся к внутренней политике, можно обозначить восстание Ярослава Мудрого против отца, князя Владимира Крестителя, в 1014 году. Молодой Ярослав, правящий на тот момент в Новгороде, отказался выплачивать ежегодный налог в две тысячи гривен.

Предположительно, причиной конфликта могло стать намерение Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которому он передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником.

Князь Владимир Креститель

Подробнее

Для предстоящего противостояния Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов во главе с Эймундом. Владимир велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.

Схема — путь Ярослава Мудрого к киевскому престолу

Варяги, нанятые Ярославом, скучающие без дела в Новгороде, начали устраивать беспорядки. Из новгородской первой летописи:

« … начали варяги насилие творить на мужатых жёнах»

В результате новгородцы, восстали и за одну ночь перебили множество варягов. Ярослав, находившийся в своей загородной резиденции в Ракоме, узнал о случившемся и призвал к себе представителей новгородской знати, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему — жестоко расправился с ними. Произошло это в июле-августе 1015 года.

Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило князя Ярослава заключить мир с новгородцами. Он также пообещал заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.

Междоусобица детей князя Владимира
1015-1019

После смерти князя Владимира 15 июля 1015 года, Святополк был освобожден из темницы своими последователями и объявил себя новым киевским князем.

Согласно официальной истории, Святополк отправил к братьям наемных убийц — ночью 30 июля князь Борис был убит вместе со слугой, попытавшимся защитить хозяина, позже, под Смоленском, убийцы настигли князя Глеба, а попытавшийся бежать в Карпаты древлянский князь Святослав вместе со своими семью сыновьями погиб в сражении против большого отряда посланного за ними в погоню.

Схема — вторая усобица на Руси

Во время дальнейшего противостояния Ярослава и Святополка чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону.

В 1016 году Ярослав во главе 3-тысячного новгородского войска и наёмных варяжских отрядов разбил под Любечем войска Святополка.

В 1017 году печенеги и союзники Святополка предприняли поход на Киев. В ходе сражения печенегам даже удалось проникнуть внутрь города, но потом они были выбиты. Осаждённые предприняли вылазку и в ходе преследования захватили стяг Святополка.

Святополк Владимирович «Окаянный»
(Худ. В.Шереметьев. 1867)

В 1018 году Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава Храброго, заручился поддержкой тестя и вновь собрал войска для сражения с Ярославом — в результате битвы на Западном Буге войско киевского князя было разбито. Ярослав бежал в Новгород.

14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в Киев. Болеслав получил в награду за помощь Червенские города (важный торговый узел на пути из Польши в Киев) киевскую казну и множество пленных.

А Ярослав приготовился бежать «за море». Но новгородцы изрубили его ладьи и убедили князя продолжить борьбу со Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева

Весной 1019 года Святополк сразился с Ярославом в решающей битве на реке Альте. Летопись не сохранила точного места и подробностей битвы. Известно только, что битва протекала весь день и носила крайне ожесточённый характер. Святополк бежал через Берестье и Польшу в Чехию. В пути, страдая от болезни, умер.

Ярослав Мудрый вновь занял Киев, но положение его было шатким и князю предстояло еще не раз доказать собственное право на владение столицей Киевской Руси.

1021 — конфликт с Брячиславом

В 1021 году племянник Ярослава, полоцкий князь Брячислав Изяславич, совершил внезапное нападение на Новгород.

По официальной истории, Ярослав настиг племянника на реке Судоме, одержал над ним победу и отнял награбленную добычу, а в следующем году вынудил Брячислава заключить мир, передав ему в управление два города — Усвят и Витебск.

Несмотря на этот мир, военные действия между дядей и племянником не прекращались: последний «вся дни живота своего», как сказано в летописи, продолжал воевать с Ярославом.

Подробнее о конфликте

Брячислав Изяславич, князь полоцкий
(худ. А. Крывенка)

1023-26 — конфликт с Мстиславом

В 1023 году, когда Ярослав усмирял мятеж в Суздале, его брат тмутараканский князь Мстислав подошёл к Киеву, но осаждать столицу не стал и занял Чернигов. Погасив мятеж в Суздале, Ярослав вернулся в Новгород, нанял варягов и двинулся против Мстислава.

В 1024 году в битве при Листвене Мстислав разбил войска брата, вынудив Ярослава бежать в Новгород. Сам же Мстислав не стал претендовать на киевский престол, но сделал Чернигов своей столицей и отправил к Ярославу послов с предложением мира

Мстислав Владимирович

Ярослав правил Киевом через наместников до 1026 года, пока не собрал большое войско, после чего вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с князем Мстиславом. Братья разделили земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. Впоследствии Мстислав помогал Ярославу в польских походах 1030-1031 годов.

Ярослав правил из Новгорода до смерти Мстислава в 1036 году, после чего заключил последнего брата Судислава в темницу и переехал в Киев.

Карта отображающая влияние князей после заключения мира между Ярославом Мудрым и Мстиславом Храбрым

Раздел «Ярослав Мудрый»

Загрузка…

Источник

Недовольный возвышением Бориса, Ярослав пошёл на открытый разрыв с Владимиром. Однако началу настоящей войны помешала смерть крестителя Руси.

В 1010 году в Новгороде скоропостижно умирает старший сын Владимира Ясное Солнышко, князь Вышеслав. Уже далеко немолодому крестителю Руси приходится перераспределять уделы между оставшимися сыновьями — и заодно выбрать наследника, которому будет суждено продолжать дело отца.

Святополк Окаянный — Владимир Святой

О новгородском периоде жизни Ярослава Мудрого историкам известно крайне мало. Вновь на авансцене истории князь появляется лишь в 1014 году — уже не в качестве просто одного из сыновей Владимира Святого, а как самостоятельный политик.

В Киеве стремительно менялась внутриполитическая обстановка. Святополк, самый старший после смерти Вышеслава сын Владимира, по всей видимости, был не совсем доволен своим положением во внутренней иерархии. Настоящим отцом будущего «Окаянного» был Ярополк, побеждённый Владимиром в междоусобной войне. Поэтому у Святополка были все основания подозревать, что в будущем дележе пирога ему может достаться недостойный его кусок.

Изображение Святополка кисти художника В. Шереметьева Источник: Wikimedia Commons

Читайте также:  Какими общими химическими свойствами обладают металлы

Была и ещё одна причина, не устраивавшая Святополка, и, по-видимому, Ярослава в том числе. Уже на излёте своих лет Владимир стал приближать к себе княжича Бориса.

Ярослав Мудрый: разрыв с отцом

Новгород не зря в русском общественном сознании связывается с сепаратистскими тенденциями — это подтверждают исторические примеры. Ярослав обладал ресурсами, как материальными, так и людскими, вполне сопоставимыми с киевскими. В условиях внутриполитического кризиса будущий великий князь предпринял весьма радикальный шаг — порвать с центром, отказавшись уплачивать «десятину» — ежегодный налог, собираемый с зависимых княжеств в пользу Киева.

Средневековый Новгород. Источник: adm.nov.ru

Однако дорога, по которой шёл Ярослав, поразительно походила на то, как действовал его отец, Владимир. Так же, как и 37 лет назад, новгородский князь, за недостатком профессиональных воинов, призвал из-за моря наёмников-варягов. Новгород превратился в большой военный лагерь — викинги ожидали выступления на юг, но, почему-то оно задерживалось.

Восстание в Новгороде

В скором времени ситуация в Новгороде стала накаляться. Огромная масса наёмников простаивала в одном из богатейших городов Севера без дела — понятно, что сам собой возник соблазн изъять у местного населения компенсацию за своё пребывание. Некоторое время новгородцы это терпели. Войска ведь были нужны для войны против Киева. Однако и их терпению вскоре пришёл конец.

Викинги Источник: norse.ru

Новгородцы прибыли к своему князю, полностью уверенные в своей правоте и с надеждой на то, что Ярослав займёт их сторону.

Князь заверил делегатов, что отказывается от мести за павших наёмников: «Уже мне сих не кресити», то есть, не воскресить. Но Ярослав поступал в лучших традициях «Игры престолов» — вопреки произнесённым уверениям в окончании конфликта убил пришедших новгородцев, оставив, таким образом, горожан без активной верхушки.

Ярослав Мудрый в окружении подданных Источник: deduhova.ru

Подробнее

Источник

Ярослав Владимирович Мудрый. Реконструкция М.М. Герасимова

Содержание: — Несколько штрихов к “портрету” Ярослава Мудрого;

— Борьба за власть;

— Укрепление международного положения Древнерусского государства;

— Избавление земли русской от печенегов;

— Родопочитание и святость, как скрепы монархической власти;

— “Слово о законе и благодати” Илариона;

— “Русская Правда” Ярослава Мудрого;

— Феодальный строй в Древнерусском государстве;

— Структура древнерусского государства к середине XI века.

До нас не дошло, чтобы где-то в древнерусских письменных источниках князя Ярослава Владимировича величали “Мудрым”. Говорят так назвали его историки в XIX веке, наверное, чтобы сразу можно было отличить его от массы других князей с этим именем из династии Рюриковичей. А вот в летописях к нему шло прилагательное — Хромец: у него была врождённая аномалия тазобедренного и коленного суставов (установили учёные при вскрытии саркофага с его останками в Софийском соборе ещё до того, как они были выкрадены и переправлены в США). Но также учёные отметили, что у него было сильно развито правое плечо, подтвердился факт того, что он каждый день усиленно фехтовал мечом, и считался не плохим мастеров в этом деле.

То, что князь Ярослав победит в начавшейся на Руси гражданской войне, говорит несколько его поступков, я назову лишь два. Мы знаем, что в последние месяцы жизни Владимира Святославовича новгородцы во главе с Ярославом отказались платить дань. Владимир начал готовить карательную операцию, но скоропостижно скончался. Ярослав решил дать отпор Киеву, для чего нанял (к стати, на те деньги, которые должны были отойти к Киеву в виде дани) варяжскую дружину во главе с известным конунгом Эймундом

Варяги при дворе Ярослава Владимировича

Собрав в Новгороде этих головорезов, Ярослав медлил, не решаясь идти на Киев. Варяги от безделья устроили бесчинства в городе. Как пишет летописец, дело дошло до того, что они начали “насиловать замужних женщин”. Конечно, это до глубины души возмутило новгородских мужиков и они взялись за оружие, а у кого его не было, то за колья. Результат известен — варягам не помогло их воинское мастерство, значительная часть их отправилась в мир иной (это же надо было так раздраконить новгородцев!). Ярослав не мог оставить это кровопролитие без последствий, викинги бы от него ушли, а он считал их своей главной опорой. Поэтому князь прикинулся, что прощает горожанам убийство своих дружинников, сказал, что их уже не воскресить. Новгородцы поверили князю, что он на них обиды не держит, и когда Ярослав пригласил зачинщиков избиения варягов к себе в резиденцию на пир, те не почувствовали подвоха и пришли на приглашение князя. За свою доверчивость они поплатились жестоко — Ярослав приказал их убить.

Второй случай произошел, когда Ярослав в сражении с поляками на Буге потерпел полное поражение, он во весь опор прискакал в Новгород и приказал готовить корабли, чтобы отплыть в землю варяжскую (бежать собрался стервец). Новгородцы решили задержать его, чтобы организовать отпор киевлянам. Посадник Константин, летопись называет его Коснятин, сын того самого Добрыни, который был главным советником Владимира Святославовича, приказал изрубить ладьи

Константин Добрынич являлся фактически двоюродным дядей Ярославу, поэтому он вёл себя с ним так, как с младшим родственником (короче, резал правду матку). Не смотря на родственные отношения Ярослав этого унижения не забыл и не простил. Вскоре после победы он отправил Константина в ссылку, а затем приказал там убить его.

1019 год считается началом княжения Ярослава Владимировича на Руси. Но это номинально, так как ещё продолжалась гражданская война и Киев, как столица был опасным местом. В 1022 году князь Ярослав совершает поход в Берестье (западная граница Турово-Пинского княжества), где ещё накапливал силы Святополк, поддержанный своим тестем Болеславом I Храбрым. Сразу после этого начинается долголетняя борьба за власть на Руси между Ярославом и его братом Мстиславом Тмутараканским, прозванным в народе Удалым — это он зарезал в схватке касожского богатыря Редедю

Единоборство Мстислава с Редедей. Картина Н.К. Рериха

1023 год — при поддержке северокавказских народов Мстислав предпринимает поход на Киев. Говорят, когда он к нему подошел, Ярослав отсутствовал, осталось только занять город. Но выходит его жена, дочь норвежского короля Олафа — Ингигерда (Ирина), и говорит Мстиславу, что мужа нет, но она готова с оружием выйти против него

Мстислав видать был настоящим рыцарем, от города отступил, с женщиной сражаться не стал (интересное совпадение — в дальнейшем все князья на Руси с именем Мстислав зарекомендуют себя, как храбрые воины).

Решающая битва между соперниками произошла под Лиственом в 1024 году, где Мстислав одержал верх, но добивать брата не стал

Сражение при Листвене, осень 1024 год

Читайте также:  Какие свойства относятся к функциям памяти

На примере этой битве можно показать, каковы были нравы князей-феодалов. Как всегда Ярослав пригласил варягов, обладающих высоким воинским мастерством и тактикой рукопашного боя. Но он недооценил полководческий талант Мстислава, который понял, что викинги ударят в центр, поэтому сюда он поставил многочисленное ополчение северян, надеясь, что варяги увязнут в их рубке. А в нужный момент дружина Мстислава ударит по флангам новгородцев. Так оно и произошло: битва шла ночью в страшную грозу, манёвры Мстислава остались не замечены, и пока варяги рубили северян, он ударил во фланги новгородцев и нанёс им сокрушительное поражение. Правда полегло почти, что всё северское ополчение, но это Мстислава совсем не печалило. Летописец пишет, как он окинув взглядом устланное трупами поле и возликовал, произнося — “Кто сему не рад, се лежить северянин, а се варяг, а своя дружина то цела!”

Долго не мудрствуя, Ярослав и Мстислав разделили государство по-братски — по полам: Левобережье Днепра отошло Мстиславу, Правобережье осталось за Ярославом

Ярослав от такой делёжки остался в выигрыше: Правобережье Днепра было более освоено и экономически развито, к тому же оказалось, что Мстислав прикрывает его с востока от кочевников.

В 1026 году пришел конец гражданской войне длившейся более 10 лет. На Руси правил двуумвират, в котором главную роль играл киевский князь. Как отмечает летописец, наступило великое затишье. Но Ярослав до самой смерти Мстислава в 1036 году не рисковал оставаться в Киеве, а всё больше обитал в Новгороде (что называется — от греха по дальше).

Как только наступил мир внутри страны и появились лишние средства, Ярослав занялся укреплением международного положения Древнерусского государства, главным образом той половины, которая принадлежала ему. С помощью военной силы Мстислава Ярослав покорил чудские пленена, пробив таким образом надёжный выход к морю, на этих землях он построил город Юрьев

На западном направлении значительно укрепил своё положение: после смерти Болеслава I отобрал у поляков Червенские города, таким образом отомстив за своё поражение 1017 года. К нему в плен попало много поляков, он их расселил по реке Рось на границе со степью, где населения было очень мало

В 1036 году Мстислав неожиданно умирает на охоте, наследников он не оставил, и все его владения отошли Ярославу. Он наконец окончательно переезжает в Киев.

Но в этом же 1036 году случилась беда — в великой силе, как пишет летописец, печенеги подступили к Киеву. Фактически они застали Ярослава врасплох, ему пришлось принимать бой прямо у стен города. Но печенеги потерпели сокрушительное поражение

После битвы, кто из них уцелел, отошли в свои кочевья, собрались и навсегда ушли из южнорусских степей. На более чем три десятилетия на Руси наступил мир (до прихода половцев в 1068 году). Именно на этот момент приходиться наивысший расцвет Киевской Руси. Теперь Ярослав беспрепятственно мог заниматься устройством страны и внешней политикой. На востоке он передвинул границу на один день дальше, после прихода половцев эта дополнительная полоса засек окажется к стати.

Пристальное внимание Ярослав уделял западному направлению, от Скандинавии до Византии. Он активно вмешивался в политику многих государств. Всем известно, как он через браки свои детей породнился со многими монархическими домами Европы (к примеру, дочь Ярослава Мудрого — Анна Ярославна стала королевой Франции и долгое время правила этой страной)

На всех направлениях он добился успеха, только неудачно сложились отношения с Византией: Русь потерпела поражение в войне 1043 года. Но и она закончилась миром и закрепились отношения браком Всеволода Ярославовича и царицы Марии, дочери императора Мономаха (от их брака впоследствии родиться князь Владимир Мономах). Также в 1046 году между Русью и Византией был подписан новый договор.

Важнейшей задачей Ярослава Мудрого было укрепление своей династической власти. В первую очередь он стремился закрепить право княжения на Руси своему потомству. Он всецело начал развивать концепцию власти от бога, отождествляя себя с властью. Даже увековечил это, запечатлев себя и свою семью во введении ктиторского портрета во фресковую роспись Софийского собора средь апостолов и самого Иисуса Христа (напомню, ктитор — богатый человек, который преподносит дары церкви, соответственно богу)

Таким образом, как бы выражалось небесное благоволение поручить Русскую землю князю Ярославу и его потомкам. Но для этого нужен прочный базис, и Ярослав возрождает, затухшее во время гражданской войны, древнее культовое явление — родопочитание. В церковных службах вводилось поминовение ранее усопших князей династии Рюриковичей. Чтобы возвысить своих предков, он идет даже на нарушение церковных канонов: переносит из курганных захоронений прах своих дядьёв Ярополка и Олега в родовую усыпальницу — Десятинную церковь, фактически крестит кости язычников (маленький нюанс — у этих князей не осталось потомков). Интересный способ придумал Ярослав для закрепления русских земель за своей династией — через имянаречения своего потомства. Так, когда у его старшего сына Изяслава в 1047 году появился первенец, его нарекли Ярополком, в честь всё того же Ярополка Святославича, который , хоть и не долго, но стоял во главе Древнерусского государства. А когда у Святослава Ярославича (среднего сына) в 1052 году родился наследник, ему дали имя второго брата Владимира Святославича — Олег (который в своё время был князем Древлянским), ну и соответственно — Олега Старого. А когда же в браке Всеволода (младшего Ярославича) с цесаревной Марией Мономах, тоже рождается первенец, его нарекают по имени великого и легендарного дедушки — Владимиром (будущий Владимир Мономах)

То, что имена потомству Ярослава Мудрого давались не так просто, говорит тот факт, что сам Ярослав Владимирович назвал своего первенца Владимиром, указывая на продолжателя дела отца своего. Второй сын был назван именем покойного брата Изяслава, умершего в 1001 году, но успевшего дать потомство в полоцкой земле. Таким образом Ярослав устанавливал с ним особую связь, претендуя на его вотчину — Полоцкое княжество. Как же можно было не увековечить память о легендарном полководце — Святославе Игоревиче? Правильно, когда у Ярослава в 1027 году родился сын, его и назвали Святославом. В генеалогическом древе выше не показан младший сын Ярослава Мудрого, родившийся в 1038 году (наверное из-за того, что не дал потомства) — Игорь, названный в честь Игоря Старого (заметьте — ни одного Рюрика, видать тогда о таком предке не знали, от слова — совсем). Прямую связь с Игорем Старым и преемственность династии отметил митрополит Иларион в “Слове о законе и благодати”, которая была написана под патронажем Ярослава Мудрого.

Читайте также:  Какие свойства газов отличают их от твердых тел

Из родопочитания вызревает культ святости династии “Рюриковичей“. Рюриковичей поставил в кавычки, потому, что, как уже написано выше, для Ярослава Мудрого основателем династии был Игорь Старый, о Рюрике он слыхом не слыхивал. В 1050 году Илларион, прославляя равноапостольного Владимира Святославовича, и воздавая хвалу Ярославу с семьёй, пока не упоминает вообще Бориса и Глеба. Но уже, где-то к 1052 году Ярослав приказал поставить 5-тикупольную церковь, куда были перенесены останки Бориса и Глеба, тогда же был установлен день их поминовения — 24 июля, когда был убит Борис. И, уже после смерти Ярослава Мудрого, 20 мая 1072 года на совместном съезде высших церковных чинов и Ярославичей в Вышгороде, было принято решение почитать Бориса и Глеба, как святых: немного забегая вперёд скажу, что именно при Ярославичах на Руси окончательно сложилось классическое феодальное государство западноевропейского типа (совпадение наверное)). Родопочитание и почитание святых правящей на Руси династии с помощью церкви начало распространяться на всё государство, так, что уже при Владимире Мономахе, где-то к 1015 году, оно окончательно утвердилось на Руси. Так гладко выстеленная история правящей династии со святыми вышедшими из неё, должна была не только обожествить власть этой династии, но и на примере святых воспитывать будущих многочисленных представителей этой династии в святости и послушании верховной власти: дескать, умрите, как Борис и Глеб, но на власть не покушайтесь, и тогда вас тоже ждёт святость. Та бойня, которую устроили феодалы на Руси во время раздробленности, говорит о том, что воспитание в таком духе не пошло многочисленному роду Рюриковичей в прок.

Как видим, формированию политико-правовой идеологии Ярослав Мудрый придавал огромное значение. Выше уже упоминалось, можно сказать, о первом политическом основополагающем труде, созданном Иларионом — “Слово о законе и благодати”

В этом произведении Иларион анализирует ситуацию на Руси и формулирует политический идеал для населения древнерусского государства. Он берёт два понятия: “закон”, как внешнее воздействие на человека путём установления (предписания), чего нельзя делать, и “истины”, как внутреннее высоко нравственное состояние человека. Закон по Илариону является предтечей истины, он писал, что закон — это тень истины, а не сама истина. Отдавая предпочтение “истине” Иларион, меж тем, не противопоставляет её “закону”. Он утверждает, что истина воспринимается человеком благодаря закону, а не вопреки ему, как пример, он приводит Иисуса Христа, пришедшего на землю не нарушать закон, а исполнять его (то, что реальный Иисус Христос, как личность, нанёс сокрушительный удар по тогдашним рабовладельческим законам и устоям, этого, конечно, не было сказано, эту историческую личность, которого можно назвать революционером, феодальная власть использовала себе в угоду, для закабаления населения).

Вторая часть “Слова о законе и благодати” посвящена русскому государству, где Иларион объявляет, что сущностью его является божественная воля: правитель (великий князь) объявлялся “причастником” и “наследником” бога, и эта власть передаётся по наследству. Такая власть суверенна на всей территории Руси и основана на законе. Правосудие вершится только по закону, но милостиво (допускалось моральное воздействие в форме помилования, так, как суровое наказание противоречит человеческой природе). Как утверждает Иларион: “князь должен пасти свой народ правдою”, то есть по божественным заповедям и государственным законам.

В третьей части речь шла о задачах, стоящих перед русским государством, Первейшим из них необходимость поддержания мира, как внутри страны, так и во внешней политике. Отмечено также видное место Древнерусского государства на мировой арене.

“Слово о законе и благодати”, написанное где-то в середине XI века, представило суть сложившегося уже к тому моменту древнерусского феодального государства. Для распространения идеологии родившегося на Руси класса феодалов Ярослав Мудрый строит церкви, только в одном Киеве их было построено 400

Фрагмент макета древний Киев со стороны Золотых ворот

Во времена родового строя и раннего средневековья господствовало обычное право. С развитием государственности на Руси и приходом христианства постепенно начинают вводиться законы, которые копировались, по началу, из византийских. Сначала появляются церковные уставы Владимира Святославовича, а затем более проработанный церковный устав Ярослава Владимировича. Но развитие феодальных отношений, нацеленное на закабаление населения, требовало светского законодательства. Так при Ярославе Мудром был разработан свод законов “Русская правда”

В “Правде Ярослава” (считается составленной примерно в 1016 году), ещё присутствует реликт родового обычного права: допускалась кровная месть; но уже видно, как феодальные порядки всё больше завоёвывают позиции: за преступление назначался такой высокий штраф, что для того, чтобы его выплатить, человек попадал в зависимость (ведь феодалу не нужны мёртвые люди, ему нужны живые, но зависимые). В этом древнейшем на Руси своде законов уже чётко просматривается дифференциация на господствующий класс и зависимое население. Прослеживается следующий принцип : если равный нанёс вред равному, то наказание на равных (в обратном случае, тот понёс бы такое же наказание); если представитель более высшего слоя общества наносит вред более низшему, то первый несет значительно меньшее наказание, чем если бы было наоборот — наказание низшему было в несколько раз больше. Это ни что иное, как отображение того, что в обществе окончательно установилось неравенство.

Пытаясь упорядочить престолонаследие, чтобы избежать конфликтов в роду за престол, Ярослав Мудрый создаёт Лествичную систему

Но это не решало проблему, так как сама суть феодального строя заключалась в борьбе феодалов за власть, что вело к ослаблению государства

При Ярославе Мудром сложилась следующая система управления государством

Во времена правления Ярослава Владимировича Мудрого на Руси окончательно утвердился феодальный строй. Родовой строй окончательно ушел в прошлое, сложилась следующая социальная структура:

Феодальный строй в Западной Европе начал развиваться раньше, на освоенной Римской империей территории, в довольно благоприятных природных и климатических условиях. Совсем другие условия достались жителям Руси — суровый, не обжитый край с первозданной природой. Тем не менее наши предки, в короткое историческое время сумели догнать европейские народы, и на необозримых просторах Восточно-Европейской равнины создать развитую цивилизацию, ставшую в один ряд с европейскими государствами, а то и во многом превзошедшую их

Продолжение следует. Нумерация статей фиксирует последовательность одной темы: “История России через призму исторического метода”

Ставьте лайки, высказывайте своё мнение в комментариях, конструктив приветствуется! Подписывайтесь на канал

Источник