Какие свойства характерны для водной среды обитания ответ
- ГДЗ к учебнику Пасечника 5 класс
- ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 5 класс
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
Вопросы в начале параграфа
1. Что такое биосфера?
Биосфера — это оболочка планеты, внутри которой обитают живые организмы. Биосфера включает в себя почву, гидросферу, верхние слои литосферы и нижние слои атмосферы.
2. Какие среды обитания организмов вам известны?
Живые организмы на Земле обитают в четырёх средах:
- в почве;
- в наземно-воздушной среде;
- в водной среде;
- в организмах других живых существ.
Вопросы в конце параграфа
1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
К основным средам обитания живых организмов относится:
- наземно-воздушная среда;
- водная среда;
- почва;
- тела живых организмов.
2. Какие свойства характерны для водной среды обитания?
Для водной среды обитания характерно:
- наличие выталкивающей силы;
- большая плотность среды, чем у воздуха;
- способность накапливать и удерживать тепло;
- солёный состав воды.
3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?
Наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная чем водная потому, что:
- плотность воздуха намного ниже плотности воды, что стало причиной особой развитости опорных тканей (внутреннего и наружного скелета) у живых организмов;
- очень быстро может меняться температура воздуха, что привело к образованию различных приспособлений помогающих выдерживать резкие перепады температуры (например, шерсть);
- различные условия влажности окружающей среды также привели к развитию специальных приспособлений у живых организмов;
- особенности химического состава воздуха (загрязнение) могут оказывать негативное воздействие на развитие живых организмов;
- различные климатические условия, а также свойства и состав воздушных масс в разных областях планеты, создали условия для большого разнообразия живых организмов.
4. Что такое почва?
Почва — это верхний плодородный слой суши который состоит из неорганических веществ (воды, воздуха и минеральных веществ), а также содержит органические вещества (остатки растений и животных, перегной — продукт разложения живых организмов).
5. Какова роль почвы в жизни растений?
Почва является питательной средой необходимой для жизнедеятельности растений. Именно из почвы растения получают воду, минеральные и органические питательные вещества, часть воздуха для дыхания. Чем более насыщена почва питательными веществами, влагой и воздухом, тем более плодородной (благоприятной для выращивания растений) она является.
6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
Живые организмы, средой обитания которых являются другие живые организмы, часто частично или полностью утрачивают органы или системы органов, необходимые для организмов живущих в воде, в почве или в наземно-воздушной среде. Это происходит потому, что внутренняя среда живого организма-носителя отличается большим постоянством: нет перепадов температуры, стабильная влажность, плотность среды и т.д.
7. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?
К организмам, обитающим внутри других организмов относятся вирусы, бактерии, подкожный клещ и плоские черви. Многие из этих существ вызывают разнообразные болезни у организма-носителя.
Так, попадание под кожу клеща может привести к возникновению у животного или человека клещевого энцефалита — опаснейшего заболевания, которое может закончится поражением серого вещества головного мозга, поражением спинного мозга или даже смертью больного.
Бактерии, живущие внутри живых существ, могут быть как вредными, так и полезными. Полезные бактерии помогают людям и животным усваивать витамины и микроэлементы, снижают риск возникновения аллергии, обеспечивают противоопухолевый и антиоксидантный эффект, расщепляют непереваренные компоненты пищи, поддерживают водно-солевой обмен и поддерживают тепловой баланс организма.
Вредные бактерии, напротив, попадая в организм человека или животного могут вызвать самые разнообразные заболевания: туберкулёз, дифтерию, стоматит, менингит, коклюш, скарлатину и т.д. К счастью, вредных болезнетворных бактерий всего 1% от общего количества этих организмов. Они могут попадать в организм человека с водой, из почвы или воздушно-капельным путём (по воздуху). Вот почему так важно всегда мыть руки перед едой и после прогулки, стараться не находиться рядом с кашляющим человеком и пить только очищенную воду.
Вирусы, попадая в организм человека или животного, также как и вредные бактерии вызывают различные заболевания. Так, человек может заразиться такими вирусными заболеваниями как грипп, ангина, герпес, ветряная оспа, а также другими очень опасными заболеваниями. Передаются вирусы обычно от человека к человеку, например через кровь, в капельках жидкости при кашле, при использовании больным и здоровым человеком одной посуды, полотенец и т.д.
Плоские черви, которые также называют глисты, приносят организму-носителю только вред. Зараженный плоскими червями организм ощущает боль в животе, приступы тошноты и рвоты, потерю аппетита, резкое снижение веса, нарушение сна, быструю утомляемость, раздражимость и другие неприятные симптомы. Для того чтобы не допустить попадания плоских червей в организм, необходимо соблюдать правила гигиены и использовать в пищу только качественные проверенные продукты прошедшие тепловую обработку, особенно эта рекомендация касается мяса.
Подумайте
Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?
Наземно-воздушная среда отличается большим разнообразием условий для обитания живых организмов, чем водная среда.
Так, благодаря особенностям воды, в водной среде не бывает резкого изменения температуры, количества кислорода, солнечного света, солёности воды, плотности воды или давления. Эти параметры могут меняться при погружении на глубину или при перемещении из одной части мирового океана в другую, но вариантов таких изменений не так много.
Например, условия глубоководной среды почти одинаковы по всему миру, независимо от близости к полюсам или экватору. Поэтому на глубине обитает ограниченное количество видов живых существ.
А вот для наземно-воздушной среды характерно огромное количество сочетания самых разных характеристик окружающего мира. Условия среды изменяются в зависимости от климатической зоны, от высотности местности, от уровня влажности, от удаления от океанов и морей, от природной зоны, от деятельности человека и даже от исторических особенностей материков и континентов.
Например, некоторые животные (коалы, кенгуру и прочие) обитают только на одном материке — в Австралии, хотя и на других материках существуют схожие по климатическим условиям местности. Это произошло потому, что материк Австралия отделился от существовавшего ранее единого материка Пангеи значительно раньше других и на его территории развитие эволюции происходило независимо от остального мира.
Задания
Составьте план параграфа.
План параграфа «§ 4. Среды обитания организмов»
- Среда обитания:
- что называют средой обитания;
- виды сред обитания;
- влияние среды обитания на живые организмы.
- Наземно-воздушная среда обитания:
- свойства наземно-воздушной среды обитания;
- разнообразие видов наземно-воздушных сред обитания.
- Вода как среда обитания:
- свойства водной среды обитания;
- особенности обитателей водной среды.
- Почва как среда обитания:
- свойства и характеристики почвы;
- обитатели почвы;
- значение почвы в жизни растений.
- Тела живых организмов как среда обитания живых существ:
- условия жизни внутри других организмов;
- особенности существ, обитающих в других организмах.
Словарик
Водная среда — это вид среды обитания, для которого характерна высокая плотность, наличие выталкивающей силы, незначительный перепад температур и различный уровень давления на разных глубинах.
Наземно-воздушная среда — это среда обитания, характеризующаяся большим разнообразием условий (климатических, природных и т.д.), а также отличающаяся низкой плотностью, резким перепадом температур и изменением влажности среды.
Почва как среда обитания — это верхний плодородный слой суши в котором обитают грибы, бактерии, черви, насекомые, некоторые зверьки (кроты, землеройки) и растения.
Организм как среда обитания — это тела живых организмов, в которых могут обитать вирусы, бактерии, подкожный клещ и плоские черви.
- ГДЗ к учебнику Пасечника 5 класс
- ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 5 класс
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
Источник
Вопрос 1. Что такое биосфера?
Биосфера (от греческих слов «биос» — жизнь и «сфера» — шар) — особая оболочка Земли, в пределах которой распространяется жизнь.
Вопрос 2. Какие среды обитания организмов вам известны?
Среды обитания: наземно-воздушная среда, водная, почвенная, а также одни живые организмы могут являться средой обитания для других.
Вопрос 1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
Среды обитания: наземно-воздушная среда, водная, почвенная, а также сами живые организмы могут являться средой обитания для других организмов.
Вопрос 2. Какие свойства характерны для водной среды обитания?
Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Вода способна накапливать и удерживать тепло. Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.
Вопрос 3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?
Наибольшее значение для живущих в наземно-воздушной среде организмов имеют свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды. Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах. Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха. А также в наземно-воздушной среде живые организмы живут в условиях различной влажности.
Вопрос 4. Что такое почва?
Почва — верхний рыхлый плодородный слой суши.
Вопрос 5. Какова роль почвы в жизни растений?
Почва обладает особым свойством — плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур и дико растущих растений.
Вопрос 6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам.
Вопрос 7. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?
Бактерии, вирусы, плоские черви (печёночный сосальщик, свиной цепень, бычий цепень, широкий лентец) подкожный клещ и др. Все такие организмы, которые обитают и размножаются внутри других организмов, в частности и в организме человека, вызывают разнообразные болезни. К симптомам можно отнести нарушение работы желудочно-кишечного тракта, болевые ощущения в животе, тошнота и приступы рвоты, в некоторых случаях наблюдается зуд в области анального отверстия. Слабость, повышенная утомляемость, раздражительность. Неконтролируемые изменения в весе. Подобные симптомы могут быть дополнены нарушениями сна.
Подумайте
Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?
Наземно-воздушную среду освоили пауки, насекомые, пресмыкающиеся, птицы, звери, растения. Большое разнообразие условий (температурных показателей, давления, большая концентрация кислорода, высотной поясности, климат и др.) наземно-воздушной среды обусловило наличие большого разнообразия живых организмов от поверхности земли до озонового слоя и от северного полюса до южного. Условия жизни животных в водной среде сильно отличаются от наземно-воздушной: плотность воды почти в 1000 раз больше, чем плотность воздуха, в воде более сильные перепады давления, меньше кислорода, активнее, чем в воздухе происходит поглощение солнечных лучей.
Задания. Составьте план параграфа.
План параграфа
§ 4. Среды обитания организмов.
1. Среды обитания организмов;
2. Наземно-воздушная среда;
• Свойства наземно-воздушной среды;
3. Водная среда;
• Свойства водной среды;
4. Почва как среда обитания;
• Состав почвы;
• Свойства почвы;
5. Организм как среда обитания.
Источник
Âîäíàÿ ñðåäà îáèòàíèÿ õàðàêòåðèñòèêè è îñîáåííîñòè, å¸ îáèòàòåëè.
Ñðåäà îáèòàíèÿ – ýëåìåíò ìèðà, èñïîëüçóåìûé æèâûìè îðãàíèçìàìè äëÿ ñóùåñòâîâàíèÿ.
Îíà èìååò îïðåäåë¸ííûå óñëîâèÿ è ôàêòîðû, ê êîòîðûì äîëæíû ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ îðãàíèçìû, æèâóùèå â ýòîé îáëàñòè.
Åñòü 4 âèäà:
- Íàçåìíî-âîçäóøíûé
- Ïî÷âåííûé
- Âîäíûé
- Îðãàíèçìåííûé
Ïî îäíîé òåîðèè ïåðâûå îðãàíèçìû îáðàçîâàëèñü 3,7 ìëðä ëåò íàçàä, ïî äðóãîé – 4,1 ìèëëèàðäà. Ïåðâûå ôîðìû æèçíè ïîÿâèëèñü â âîäå.
Ïîâåðõíîñòü Çåìëè íà 71% çàëèòà âîäîé, êîòîðàÿ î÷åíü âàæíà äëÿ æèçíè íà ïëàíåòå â öåëîì.
Áåç âîäû íå ñìîãóò ñóùåñòâîâàòü ðàñòåíèÿ, æèâîòíûå. Ýòî óäèâèòåëüíàÿ æèäêîñòü, êîòîðàÿ ìîæåò íàõîäèòüñÿ â òðåõ ïðåáûâàíèÿõ. Âîäà – ÷àñòü âñåãî, íåêîòîðûé å¸ ïðîöåíò ñîäåðæèòñÿ â àòìîñôåðå, ïî÷âå è æèâûõ îðãàíèçìàõ, ìèíåðàëàõ, âëèÿåò íà ïîãîäíûå óñëîâèÿ è êëèìàò.
Îíà èìååò ñïîñîáíîñòü çàïàñàòü òåïëîâóþ ýíåðãèþ, áëàãîäàðÿ ÷åìó íå ïðîèñõîäÿò ðåçêè ïåðåïàäû òåìïåðàòóðû íà ïðèáðåæíûõ ó÷àñòêàõ.
 âîäíîé ñðåäå îãðàíè÷åííûå ðåñóðñû êàê ñâåòà, òàê è êèñëîðîäà. Êîëè÷åñòâî âîçäóõà ìîæåò ïîïîëíÿòüñÿ ãëàâíûì îáðàçîì ñ ïîìîùüþ ôîòîñèíòåçà. Ïîêàçàòåëü êèñëîðîäà íàïðÿìóþ çàâèñèò îò ãëóáèíû òîëùè âîäû, ò.ê. ñâåò íå ïðîíèêàåò íèæå 270 ìåòðîâ. Èìåííî òàì ðàñòóò êðàñíûå âîäîðîñëè, ïîãëîùàþùèå ðàññåÿííûå ëó÷è ñîëíöà è ïåðåäåëûâàþùèå èõ â êèñëîðîä. Áëàãîäàðÿ äàâëåíèþ íà ðàçíûõ ãëóáèíàõ, îðãàíèçìû ìîãóò æèòü íà îïðåäåëåííûõ óðîâíÿõ.
Íà òî, êàêèå ñóùåñòâà æèâóò â âîäå, áîëüøîå âëèÿíèå îêàçûâàþò:
- òåìïåðàòóðà âîäû,
å¸ êèñëîòíîñòü è ïëîòíîñòü; - ïîäâèæíîñòü (ïðèëèâû è îòëèâû);
- ìèíåðàëèçàöèÿ;
- ñâåòîâîé ðåæèì;
- ãàçîâûé ðåæèì (ïðîöåíò ñîäåðæàíèÿ êèñëîðîäà).
 âîäíîé ñðåäå æèâåò îãðîìíîå ìíîæåñòâî ïðåäñòàâèòåëåé ðàçíîîáðàçíûõ âèäîâ æèâîòíûõ è ðàñòåíèé. Ìëåêîïèòàþùèå ìîãóò ïðîæèâàòü êàê íà ñóøå, òàê è â âîäå. Èç ïðåñíîâîäíûõ ìîæíî âûäåëèòü òàêèõ, êàê ãèïïîïîòàì, èñïîëüçóþùèé âîäó â öåëÿõ îõëàæäåíèÿ, àìàçîíñêèé äåëüôèí, ïðîæèâàþùèé â ðóñëàõ ðåêè Àìàçîíêè, ëàìàíòèí, êîòîðûé ìîæåò îáèòàòü êàê â ñîëåíûõ, òàê è â ïðåñíûõ âîäàõ.
Ê ìîðñêèì ìëåêîïèòàþùèì îòíîñÿòñÿ êèòû, ñàìûå áîëüøèå æèâîòíûå íà ïëàíåòå, áåëûå ìåäâåäè, ïðîâîäÿùèå íå âñþ æèçíü â âîäå, íî çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü; ìîðñêèå ëüâû, âûõîäÿùèå íà áåðåã ðàäè îòäûõà.
Èç ïðåñíîâîäíûõ àìôèáèé ìîæíî âûäåëèòü ðàçëè÷íûå âèäû:
òðèòîíîâ;
ñàëàìàíäð;
ëÿãóøåê;
÷åðâÿã, ðàêè, îìàðû, è ìíîãèõ äðóãèõ.
Çåìíîâîäíûå íå æèâóò â ñîë¸íîé âîäå èç-çà òîãî, ÷òî èõ èêðà ïîãèáàåò äàæå â ñëàáîñîë¸íûõ âîäîåìàõ, à àìôèáèè îáèòàþò òàì æå, ãäå è ðàçìíîæàþòñÿ, õîòÿ èñêëþ÷åíèÿ èç ïðàâèë åñòü.
Òàê æå ëÿãóøêè íå ìîãóò æèòü â ñîë¸íîé âîäå èç-çà òîãî, ÷òî ó íèõ î÷åíü òîíêàÿ êîæà, è ñîëè âûòÿãèâàþò âëàãó èç àìôèáèè, âñëåäñòâèå ÷åãî îíà ïîãèáàåò. Ïðåñìûêàþùèåñÿ íàñåëÿþò êàê ïðåñíûå, òàê è ñîë¸íûå âîäû. Òàì ïðîæèâàþò íåêîòîðûå âèäû ÿùåðèö, çìåé, êðîêîäèëîâ è ÷åðåïàõ, ïðèñïîñîáèâøèõñÿ ê äàííîé ñðåäå.
ðàñòåíèÿ âîäíîé ñðåäû ôîòî
Äëÿ ðûá âîäíàÿ ñðåäà – ýòî èõ äîì.
Îíè ìîãóò îáèòàòü â ñîëåíîâàòîé ëèáî ïðåñíîé âîäå. Ìíîãèå íàñåêîìûå, òàêèå êàê êîìàðû, ñòðåêîçû, âîäîìåðêè, âîäÿíûå ïàóêè è èì ïîäîáíûå îáèòàþò â âîäíîé ñðåäå.
Òàê æå çäåñü ïðèñóòñòâóåò áîëüøîå êîëè÷åñòâî ðàñòåíèé.  ïðåñíîâîäíûõ âîäîåìàõ ðàñòåò îçåðíîé êàìûø (ïî çàáîëî÷åííûì áåðåãàì), êóâøèíêà (áîëîòà, ïðóäû, çàâîäè), àèð áîëüøîé (íà ìåëêîâîäüå).  ñîëåíîé âîäå ïî áîëüøåé ÷àñòè ðàñòóò âîäîðîñëè è ìîðñêèå òðàâû (ïîñèäîíèÿ, âçìîðíèê).
Ïîìèìî ìíîãîêëåòî÷íûõ æèâîòíûõ â âîäå îáèòàþ è ïðîñòûå îäíîêëåòî÷íûå. Ïëàíêòîí èëè “áëóæäàþùèé” íå ìîæåò ñàìîñòîÿòåëüíî ïåðåäâèãàòüñÿ. Èìåííî ïîýòîìó åãî ïåðåíîñèò òå÷åíèå êàê ñîë¸íûõ, òàê è ïðåñíûõ âîäîåìàõ.  ïîíÿòèå ïëàíêòîíà âõîäÿò êàê ðàñòåíèÿ (ôèòîïëàíêòîí), æèâóùèå íà ïîâåðõíîñòè ðàäè ñîëíå÷íîãî ñâåòà, òàê è æèâîòíûå (çîîïëàíêòîí), îáèòàþùèå âî âñåé òîëùå âîäû. Çäåñü åñòü è àì¸áû, îäíîêëåòî÷íûå îäèíî÷êè, ïðîæèâàþùèå âåçäå, ãäå åñòü âîäà.
Ìíîãèì îðãàíèçìàì ïðèõîäèëîñü ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ ê æèçíè â âîäíîé ñðåäå. Ó âûäðû ïåðåïîí÷àòûå ëàïû, ïîçâîëÿþùèå áûñòðî ïëàâàòü, íîçäðè è óøè, çàêðûâàþùèåñÿ ïðè ïîãðóæåíèè â âîäó, è âîäîîòòàëêèâàþùèé ìåõ.
Ôîðìà òåëà èãðàåò áîëüøóþ ðîëü. Îíà äîëæíà áûòü îáòåêàåìîé, ÷òîáû èçáåæàòü êàêîå-ëèáî òðåíèå. Òàêîé õâîñò êàê ó áîáðà è óòêîíîñà òîæå ìîæåò ïîìî÷ü â ïåðåäâèæåíèè. Ó âîäîïëàâàþùèõ ïòèö ïåðüÿ ñìàçûâàþòñÿ ñïåöèàëüíîé æåëåçîé, ÷òîáû “îäåæäà” íå ïðîìîêàëà.
- Âîäà ñ âûñîêèì ñîäåðæàíèå ìåòàíà ìîæåò ãîðåòü
- Ñàìûå áîëüøèå çàïàñû ïðåñíîé âîäû íàõîäÿòñÿ â ëåäíèêàõ
- 85% çàáîëåâàíèé ïåðåíîñÿòñÿ ñ ïîìîùüþ âîäû.
Âîäà – ñàìûé âàæíûé èñòî÷íèê â íàøåé æèçíè. Áåç íåå Çåìëÿ áûëà áû ïîäîáíà äðóãèì ïëàíåòàì. Íå ñìîòðÿ íà ýòî îíà òàèò â ñåáå áîëüøèå îïàñíîñòè, âûðàæåííûå êàê â çàáîëåâàíèÿõ, òàê è â îáèòàòåëÿõ, å¸ íàñåëÿþùèõ.
Источник
Факторы водной среды
Характеристика
Температурный режим
Колебания воды в Мировом океане сравнительно невелики: от -2°С до +36°С. В пресных внутренних водоемах умеренных широт температура поверхностных слоев воды колеблется от -0,9°С до +25°С. Исключением являются термальные источники, теплые, горячие и кипящие, температура воды в которых может достигать +100°С. Благоприятный температурный режим исключает как слишком высокие температуры, которые вызывают свертывание белков, так и слишком низкие, когда прекращается работа ферментов.
Плотность и вязкость.
Плотность воды превышает плотность воздуха в 800раз, поэтому у водных растений очень слабо или вообще не развита механическая ткань, обеспечивающая растению прочность, вследствие чего их стебли эластичны и легко изгибаются. Большинству водных растений присуща плавучесть и способность находиться в толще воды во взвешенном состоянии. Они то поднимаются к поверхности, то вновь опускаются. У многих водных животных покровы обильно смазываются слизью, уменьшающей трение при передвижении, а тело имеет обтекаемую форму. На разных глубинах животные испытывают различное давление. В среднем в водной толще на каждые 10 м глубины давление возрастает на 1 атм. Глубоководные приспособились к высокому давлению (до 1000 атм), обитатели же поверхностных слоев ему не подвержены.
Прозрачность и световой режим
К данным факторам наиболее чувствительны фотосинтезирующие растения. В мутных водоемах они обитают только в поверхностном слое, а там, где прозрачность воды более высока, они проникают на значительные глубины. Мутность воды создается огромным количеством взвешенных в ней частиц минеральных веществ (глина, ил) и мелких организмов, что ограничивает проникновение солнечных лучей. Световой режим обусловлен также закономерным убыванием света с глубиной. При этом лучи солнечного света с разной длиной волны поглощаются неодинаково: быстрее всего поглощаются красные, тогда как сине-зеленые проникают на значительные глубины. Цвет среды с глубиной меняется, постепенно переходя от зеленоватого к зеленому, затем к голубому, синему, сине-фиолетовому, сменяемому постоянным мраком. Соответственно этому с глубиной зеленые водоросли уступают место бурым и красным, пигменты которых приспособлены к улавливанию солнечных лучей с более короткими длинами волн.
Соленость водной среды
В водах Мирового океана содержатся почти все встречающиеся на Земле элементы. Масса минеральных веществ (в граммах), растворенных в 1 л воды, называется соленостью. Единицей солености является промилле (‰), что соответствует содержанию 1г минеральных веществ в 1 литре воды.
В морях, где испарение превышает осадки и сток пресных вод с материков, соленость повышена (до 40-45 %о), а там, где осадки и сток больше испарений, соленость понижена (3-5 %о), и вода становится пресной. В подземных водах с концентрацией солей свыше 270 Ко жизнь отсутствует. Средняя соленость воды близка к 35 %о, т. е. в 1 л воды содержится около 35 г растворенных солей, главным образом, хлоридов, сульфатов и карбонатов. С соленостью растворов связано явление осмоса. Осмос – односторонняя диффузия растворенных в воде веществ через клеточную полупроницаемую мембрану. Мембраны клеток легко проницаемы для воды и почти не прони-цаемы для веществ, растворенных в клеточном соке. Интересен механизм осморегуляции у пресноводных и морских рыб. Из-за разницы в осмотическом давлении вне и внутри тела в организм постоянно проникает вода, и гидробионты пресных вод вынуждены ее интенсивно удалять. В связи с этим у них хорошо выражены процессы осморегуляции. Концентрация солей в тканях морских организмов равна концентрации растворов солей в окружающей среде. Поэтому осморегуляторные функции у них не развиты в такой степени, как у пресноводных, и они не сумели заселить пресные водоемы.
Кислород
Кислород попадает в водную среду двумя путями: во-первых, поступает из атмосферы, во-вторых, образуется в результате фотосинтеза зеленых растений. Разные животные проявляют неодинаковую потребность в кислороде. Например, форель и гольян очень чувствительны к его дефициту, поэтому обитают лишь в быстро текущих, холодных и хорошо перемешиваемых водах. Плотва, ерш, карась неприхотливы в этом отношении, а личинки комаров хирономид и малощетинковые черви трубочники обитают на больших глубинах, где кислород практически отсутствует. С понижением температуры растворимость кислорода, как и других газов, увеличивается.
Углекислый газ
Углекислый газ растворяется в воде примерно в 35 раз лучше кислорода (при 0°С). В воде его почти в 700 раз больше, чем в атмосфере, откуда он поступает. Большая часть углекислоты присутствует в водной среде в виде карбонатов и гидрокарбонатов щелочных и щелочноземельных металлов. Углекислый газ обеспечивает фотосинтез водных растений и принимает участие в формировании известковых скелетных образований беспозвоночных животных.
Кислотность водной среды
Водородный показатель pH – это величина, характеризующая кислотность воды. Он определяется как отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода Сн+ в воде при 22°С, выраженный в молях на литр: pH = -lg Сн+. Значение pH воды легко определяется с помощью универсальной индикаторной бумаги. Вода бывает кислая (рН<7), нейтральная (рН=7) и щелочная (рН>7). С глубиной кислотность воды увеличивается (pH уменьшается). Большинство пресноводных рыб выдерживает кислотность со значением водородного показателя от 5 до 9. При рН<5 наблюдается массовая гибель рыб, а если pH выше 10, погибают все рыбы и многие животные.
Источник