Какие свойства имеет рисунок

Какие свойства имеет рисунок thumbnail

Рисунок – структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок – средство познания и изучения действительности. Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

Самостоятельное значение имеет станковый рисунок – выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др.). Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках и зарисовках. Подготовительный рисунок необходим при создании живописных полотен, фресок, мозаик и витражей. Дизайнер или архитектор свой первоначальный замысел проекта фиксирует с помощью рисунка в эскизах. Скульптору необходимо хорошее владение рисунком, чтобы правильно передавать пропорции и объем, располагать форму в пространстве. Композиция скульптурного рельефа начинается с рисунка.

Академический рисунок – многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов – выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных заведений. Такая система обучения сложилась с конца XVI века и, как правило, включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем – с живой натуры.

Учебный рисунок представляет собой обширную область разнообразных заданий по рисованию геометрических тел, гипсовых орнаментов, разнообразных натюрмортов, объектов мира техники и природы, человека, пейзажа, архитектурных построек и др.

Основные виды рисунка:

Линейно-конструктивный (Рис. 1).Как видно из названия, основное изобразительное средство здесь – линия. Она может быть разной толщины, наполнения, тона, фактуры, но в таких рисунках используется она одна. Так рисуют архитектурные конструкции, сквозные построения, детальный разбор на простейшие геометрические формы и их элементы: плоскости, эллипсы, поверхности. Словом, такие рисунки наиболее полно и чётко объясняют и демонстрируют конструкцию предметов или объектов, нередко показывая их видимыми (насквозь, в разрезе), с достроенными элементами, логически поясняющими строение формы. Как правило, этот вид рисунка используется наиболее часто начинающими художниками на занятиях рисованием, чтобы научиться анализировать объём и форму, проекции модели, исследовать её особенности, а не просто срисовывать то, что видим.

Рисунок 1 – Линейно-конструктивный рисунок

Линейно-конструктивный рисунок с условной светотенью (Рис. 2). Всё вышеупомянутое справедливо и для этого вида рисунка, но кроме сквозного рисования, художник здесь показывает и степень освещения элементов формы, и их положение по отношению к источнику света. Особенно эффектно это выглядит при рисовании портретов и натюрмортов. У нас, в художественной школе, на занятиях рисунком, мы применяем конструктивное построение с условной светотенью при изображении предметов сложной формы (утюг, самовар) или архитектурных элементов (розетка, капитель, балясина). Такой способ рисования помогает не запутаться в линиях построения и обобщить сложную конструкцию.

Рисунок 2 – Линейно-конструктивный рисунок с условной светотенью

Свето-теневой рисунок (Рис. 3).Такой вид рисунка помогает моделировать форму предмета тоном, выявлять при помощи полутени и светотени вообще объём предметов и их общую тональность (тёмное изображаем тёмным, светлое светлым). Фон в таких рисунках остаётся белым или легко заштриховывается, без выявления разницы тона предмета и фона в разных участках рисунка. Фон условен. Такие рисунки хорошо передают задуманное, постановочное освещение объекта при работе с натуры и помогают добиться реалистичности изображения при помощи штрихов и пятен. Так часто рисуют портреты, фигуру человека на уроках рисования в школе или колледже, одинокие предметы и объекты.

Рисунок 3 – Свето-теневой рисунок

Тональный рисунок (Рис. 4).Это самый длительный по скорости исполнения вид рисунка. В нём изображение передаёт не только форму, объём, окраску, материальность предметов, но и их расположение в пространстве с учётом свето-воздушной среды. То есть в рисунке с помощью тона передаётся степень освещения предметов и объектов, их удалённость друг от друга и источника света, фактуры, характеризующие их поверхности, степень важности изображённых элементов, рефлексы их друг на друга и влияние среды на предметы. Фон в таких рисунках тоже живой – но не просто заштриховывается, а пульсирует, подчёркивая светлоту или темноту не только самих предметов, но и их частей.

Рисунок 4 -Тональный рисунок

Источник

Рисунок — это древнейшая разновидность изобразительного искусства, подвид графики и структурная основа любого изображения. На протяжении многих лет он оставался по сути лишь подсобным инструментом в работе художника, скульптора или архитектора. Большинство творческих личностей после окончания работы над очередным произведением обычно выбрасывали многочисленные эскизы и зарисовки. Лишь в начале XX века рисунок признали в качестве полноправного автономного вида живописи.

Читайте также:  Какие частицы называют элементарными укажите их свойства

Рисунок. Леонардо да Винчи. «Туринский автопортрет»

Рисунок для мастера служит удобным средством познания действительности и отображения ее в своем художественном произведении. В процессе рисования с натуры или по памяти живописец тщательно анализирует формы изображаемых предметов, определяет для них идеальное место в композиции.

Рисунок помогает человеку запечатлеть на бумаге отдельные моменты творческого поиска. За длительный период работы над картиной первоначальные замыслы и настроение автора нередко кардинально меняются. Просматривая многочисленные наброски и эскизы, живописец заново погружается во внутренний мир собственных переживаний и воспоминаний.

Рисунок. Рембрандт Харменс ван Рейн. «Три распятия»

Виды рисунка и их отличительные черты

Рисунок в искусстве представляет собой изображение предметов с помощью разнообразных графических средств: точек, линий, штрихов, пятен. Существует огромное разнообразие его видов, которые различаются по многим критериям:

  • технике выполнения. Рисунки бывают оригинальными или печатными. Оригинальные изображения наносят на бумагу в единственном экземпляре. Печатные варианты (эстампы) получаются путем оттиска оригиналов с клише из древесины (гравюра) или металла, камня (литография);
  • целевому назначению. Рисунки разделяют на творческие и академические (учебные). В творческих работах художник отображает свой внутренний мир. Впоследствии они становятся полноценными шедеврами. С помощью академического рисунка будущие мастера оттачивают технику исполнения. Они могут копировать оригиналы известных художников или рисовать живые и неодушевленные предметы с натуры. Сложность заданий постепенно нарастает по ходу учебного процесса, а опытный педагог осуществляет полный контроль за качеством их исполнения. Существует также разделение на станковые и подсобные типы. Образцы станковой живописи предназначены для восприятия зрителем в качестве самостоятельного произведения. Подсобные наброски используют в процессе работы над масштабной картиной для тщательного прорисовывания отдельных предметов, а также в творческом поиске;
  • жанру и тематике. Существует огромное тематическое и жанровое разнообразие рисунков: от традиционных натюрмортов, портретов и пейзажей до изображений на историческую, героическую, религиозную, мифологическую, фантастическую, бытовую, фентезийную и прочие тематики.
  • характеру и способам рисования. В процессе работы над картиной автор совмещает два основных способа рисования: с натуры и по памяти. Они гармонично переплетаются между собой. Мастер старается не только максимально достоверно передать увиденное, но и добавляет личные впечатления. В результате один и тот же предмет (объект), нарисованный разными людьми, на двух картинах может выглядеть совершенно по-иному;
  • использованию выразительных средств. Основными изобразительными средствами для рисования художникам служат линии, тона, светотени и пропорции. В зависимости от их сочетания получаются разные варианты: от предельно упрощенных (четко передающие конструкцию предметов) до максимально приближенных к завершенным произведениям (наиболее достоверные в художественном плане);
  • материалу основы и используемым инструментам. В древнейшие времена люди рисовали на различных доступных материалах: папирусе, воcковых табличках, пергаменте и бересте. Сегодня для этих целей чаще всего используют бумагу, картон или холст. Инструментами для рисования служат карандаши, уголь, тушь, сангина, сепия, пастель или акварельная краска.

Рисунок. Валентин Серов. «Волк и пастухи»

В зависимости от детализации художественной композиции и сложности исполнения различают несколько основных видов:

  • Набросок. Предназначен для запечатления на бумаге отдельных замыслов или наблюдений автора.

Рисунок. Наброски Микеланджело

  • Зарисовка с натуры. Используется для отображения на бумаге наиболее характерных (существенных) особенностей натуры для дальнейшей детальной проработки.

Рисунок. Суриков. Зарисовка с натуры к «Боярыне Морозовой»

  • Эскиз. Фиксирует замысел отдельной части или всего произведения. Исполняется в свободной манере, содержит важные детали будущего полотна: построение композиции, соотношения основных цветов, пространственные планы.

Рисунок. Шишкин. Эскиз ко «Ржи»

  • Этюд. Представляет собой небольшое по размерам, но завершенное по форме произведение.

Рисунок. Поль Синьяк. «Закат над городом». Этюд

История рисунка

История рисунка берет свое начало с самых истоков человеческой цивилизации. На протяжении многих тысячелетий до появления письменности наши предки изображали сцены из охоты, фигуры людей и животных на стенах пещер для передачи друг другу важной информации. Древняя наскальная живопись имеет огромную историческую ценность, но не представляет интереса для искусствоведов и художников.

Рисунок. Эгон Шиле. «Шиле, пишущий обнажённую натуру перед зеркалом»

Вплоть до XIV века между рисунком и живописью не было принципиального различия. Художники не использовали светотени и штриховые моделировки. На египетских пирамидах и древнегреческих вазах господствует схематическое изображение предметов и людей.

С началом эпохи Возрождения происходит бурное развитие и становление рисунка. В это время закладывается фундамент теории и практики европейского искусства. Рисунок используют в станковой живописи разных жанров выдающиеся мастера эпохи Рафаэль Санти (Raffaello Santi) и Микеланджело Буанаротти (Michelangelo Buonarroti). Рождаются на свет удивительные графические работы Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Паоло Веронезе (Paolo Veronese) и Тициана (Tiziano Vecellio). Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) поднимает ксилографию на уровень настоящего искусства.

Читайте также:  Какое свойство не является свойством информации

Рисунок. Питер Брейгель Старший. «Лето»

В конце XVI века впервые появляется понятие академический рисунок, возникает стройная классическая система обучения художников. В тот период становится массовым увлечение начинающих авторов копированием образцов признанных мастеров.

В XVII веке в творениях Рембрандта (Rembrandt), Рубенса (Rubens) и других мастеров рождается реалистический рисунок. Эпоха Барокко привносит в рисование динамику и пышность, а рококо — утонченность и детализацию сюжетов.

На рубеже ХVIII-XIX веков в искусстве господствует романтизм. Изображения приобретают экспрессивную выразительность, большой популярностью пользуются героические сюжеты.

Рисунок. Уильям Блейк. «Иов с дочерьми»

В конце XIX века происходит зарождение нового явления в массовой культуре — иллюстраций для печатных изданий. На зрителя обрушивается огромное количество изображений с полос афиш, страниц газет и журналов.

Рисунок. Пабло Пикассо. «Портрет Игоря Стравинского»

XX век также вносит свой вклад в развитие рисунка. Появляются новые его разновидности:

  • сатирический;
  • иллюстративный;
  • пропагандистский;
  • военный;
  • технический;
  • дизайнерский.

Самые знаменитые рисунки

Среди знаменитых работ гениальных художников рисунки отнюдь не занимают лидирующие позиции. По популярности они все-таки уступают пальму первенства более эффектным и красочным картинам известных мастеров. Но давайте отдадим дань уважения этому виду искусства и вспомним несколько значимых работ.

Рисунок. Леонардо да Винчи. «Витрувианский человек»

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Изображение обнаженного мужчины в двух пропорциях кисти великого мастера уже более 500 лет служит образцом внутренней симметрии человеческого тела и даже Вселенной.

Рисунок. Рафаэль Санти. «Лукреция»

«Лукреция» Рафаэль. Это произведение дошло до нас, не в последнюю очередь, благодаря желанию менее известных современников скопировать шедевры мастера. Маркантонио Раймонди на основе этого эскиза создал свою знаменитую гравюру.

Рисунок. Альбрехт Дюрер. «Меланхолия»

«Меланхолия» Альбрехт Дюрер. Таинственный эстамп великого немецкого художника имеет небольшие размеры — всего 23,9 × 18,8 см. Тщательно прорисованная гравюра содержит множество явных и скрытых символов. Интересный факт — живописец был по натуре меланхоликом, как и множество гениальных творческих личностей всех времен.

Рисунок. Франциско Гойя. «Сон разума рождает чудовищ»

«Сон разума рождает чудовищ» Франциско Хосе де Гойя (Francisco José de Goya). Офорт одного из самых ярких представителей стиля романтизма создан на основе простой испанской поговорки. Но великий Гойя сумел создать гениальное произведение из обыденной вещи.

Значение рисунка в искусстве сложно переоценить. С его помощью художники ищут новые интересные идеи и композиции для своих произведений. Многие работы старинных и современных мастеров можно приобрести на сайте Very Important Lot. Также посетители нашего портала имеют возможность принять участие в онлайн-аукционах.

Источник

С детства мы привыкли воспринимать рисунок — как любую картинку, которую мы нарисовали. Но это не совсем так. Рисунок — это вид изображения созданного во время обучению академическому рисунку или по законам и принципам академизмом.

Какие свойства имеет рисунок

С рисунка начинается любое обучение рисованию. Даже перед обучению живописи мы советуем изучать основы рисунка, ведь рисунок даёт понимание предметности и основных правил изобразительного искусства. 

Какие свойства имеет рисунок

Для того, чтобы понимать, насколько необходим рисунок любому новичку, поговорим об его видах.

Какие свойства имеет рисунок

Какие свойства имеет рисунок

Виды рисунка в зависимости от использованных изобразительных средств

Линейно-конструктивный рисунок –  вид рисунка, при котором используют линии и её характеристики — толщину, тон и фактуру. Чаще всего такой вид рисунка используют архитекторы и дизайнеры, которым необходима четкость линий и понимания структуры предмета. 

Какие свойства имеет рисунок

В начале обучения все строят линейно-конструктивный рисунок, чтобы понимать особенности строения предмета и научиться его анализировать.

Какие свойства имеет рисунок

Линейно-конструктивный с условной светотенью – такой вид рисунка даёт возможность передать свет и тень, положение предмета по отношению к источнику света. Занятия по такому рисунка необычайно важны, ведь они позволяют учиться передавать предмет в зависимости от окружения.

Какие свойства имеет рисунок

Свето-теневой –  данный вид рисунка позволяет художнику передать свет и тень, при этом чаще всего фон имеет нейтральный подтон, либо вообще не поддается штриховке. Такой рисунок подходит для изображения фигуры или портрета человека, определенного предмета. При дальнейшей проработке мы можем добиться высокого уровня реалистичности. 

Какие свойства имеет рисунок

Тональный – самый сложный вид рисунка, который занимает больше всего времени. На таком рисунке передаются все свето-теневые отношения, прорисовывается детально окружающее пространство. Такой рисунок всегда реалистичен, на нем уже передается материальность предмета, а не только его форма. Применяется воздушная перспектива.

Читайте также:  Какие свойства у деревянного дома

Какие свойства имеет рисунок

Виды рисунка в зависимости от цели 

Рисунок используется на разных стадиях образовательного процесса, также рисунок используют и уже опытные художники при создании больших полотен. 

Какие свойства имеет рисунок

Учебные рисунки — тот вид рисунка, который выполнял любой художник. Часто такой рисунок представляет собой определенное упражнение для изучения и закрепления определенной темы. 

Какие свойства имеет рисунок

Академический рисунок — рисунок, который выполнен профессионально и по всем законам рисунка.

Какие свойства имеет рисунок

Творческий рисунок может принадлежать как и опытному художнику, так и новичку. Главная цель — передать свое видение и ощущение. 

Какие свойства имеет рисунок

Набросок — вид рисунка, который применяется для запечатления момента, или подготовительный перед большой работой. Такой рисунок не проработан, часто заканчивается на этапе линейного изображения. 

Какие свойства имеет рисунок

Эскиз используют художники перед началом монументальной или детализированной картины. Эскизы позволяют не забывать о мелочах. 

Какие свойства имеет рисунок

На этюдах подчеркивают основные характеристики изображаемого предмета. 

Какие свойства имеет рисунок

Виды рисунков в зависимости от способа и метода рисования

В данном контексте мы рассматриваем рисунок в зависимости от того, с чего он был нарисован, как его воспринимал художник.

Какие свойства имеет рисунок

Если художник рисует с натуры (пейзаж, портрет или натюрмортная композиция), то такая работа будет рисунком по восприятию. Такой формат работы позволяет анализировать реальные предметы, учить передавать пространственность и объем реального предмета.  

Какие свойства имеет рисунок

Рисунок по представлению — рисунок, при котором художник не имеет подспорья в виде натуры или картины для копирования. Такой вид развивает воображение и память, успех такого рисунка заключается в уровне “насмотренности”, а также умении анализировать предметы и понимать их структуру.

Какие свойства имеет рисунок

Последний вид — копирование. Копирование позволяет овладеть различными техниками, сформировать свою манеру письма, а также поучиться у самых великих мастеров.

Какие свойства имеет рисунок

Выразительные средства 

Создавать рисунок можно с помощью различных выразительных средств. Основными являются линия и точка.

Какие свойства имеет рисунок

Рассмотрим внимательней линию. С помощью неё выполняется любое построение, также она является важной характеристикой любого предмета. Линии бывают простыми и сложными. Простые линии — обычные прямые, которые могут между собой пересекаться и находится в разном положении.

Какие свойства имеет рисунок

Сложные линии бывают волнистыми, спиральные и т.д. Чаще всего, такие линии являются очень специфичными, и используются для передачи материальности. 

Какие свойства имеет рисунок

Важными элементами также являются тушевка и штриховка. Штриховка — процесс нанесения одиночных штрихов, плотность цвета достигается с помощью многократного нанесения штрихов.

Какие свойства имеет рисунок

Тушевка — процесс нанесения цвета с помощью широкой стороны грифеля, широкими движениями. Выглядит менее аккуратно, нежели штриховка, при этом с ее помощью можно быстрее покрыть большие пространства.  

Какие свойства имеет рисунок

Всем этим приемам Вас могут обучить на занятиях в студии по академическому рисунку и основам рисунка. 

Какие свойства имеет рисунок

Какие свойства имеет рисунок

Какие свойства имеет рисунок

Какие свойства имеет рисунок

Какие свойства имеет рисунок

Какие свойства имеет рисунок

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Источник

  • ВСЕ

  • А

  • Б

  • В

  • Г

  • Д

  • Е

  • Ж

  • З

  • И

  • К

  • Л

  • М

  • Н

  • О

  • П

  • Р

  • С

  • Т

  • У

  • Ф

  • Х

  • Ц

  • Ч

  • Ш

  • Щ

  • Э

Художник: Екатерина Крюкова

  Рисунок

+ а) вид изобразительного искусства;

+ б) отдельное художественное произведение;

+ в) академическая дисциплина;

+ г) в бытовом употреблении.

а) Рисунок – это подвид изобразительного искусства, разновидность графики, уникальная графика (то есть в отличие от печатной графики, рисунок создаётся от руки в единственном экземпляре). Для исполнения рисунка применяют графические средства – линию, штрих, пятно. Особенности использования и комбинирования этих графических средств создают многообразие видов и техник рисунка: от плоскостных линейных до пластически моделированных тональных и светотеневых. Рисунок характеризуется относительной простотой и скоростью исполнения, лаконичностью техники и доступностью технологии исполнения.

Применение рисунка в изобразительном искусстве.

 ↳ Станковый (Как отдельное художественное произведение)                          

 ↳ Подготовительный материал для живописи       

 ↳ Иллюстрация

 ↳ Дизайн

Для рисунка характерен ограниченный (условный) набор цветов, как правило, это градации одного цвета. Изображение в рисунке всегда условно (не похоже один в один на то, что видит художник в натуре). От других видов искусства рисунок отличает разнообразие и многообразие его видов. Это происходит потому, что подготовленные рисунки и самостоятельные произведения художников одинаково ценны и весомы в художественном мире.

  Таким образом у рисунка прослеживается спец?