Какие свойства имеет вода 3 класс
Вода – это основа жизни на Земле, без живительной влаги ни одно живое существо в природе не способно долго прожить. Свойства воды очень разнообразны, благодаря чему она смогла найти самое широкое применение на нашей планете. Давайте познакомимся с самыми важными качествами воды.
Состояния воды
Все привыкли, что вода – это прозрачная жидкость, без цвета и вкуса. Однако она может находиться в трех состояниях:
- жидком;
- твердом (лед);
- газообразном (водяные пары).
Состояние воды напрямую зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода – жидкая, при сильном холоде (меньше 0С) вода замерзает и превращается в лед, а при закипании (больше 100С) она начинает испаряться в воздух.
Рис. 1. Лед.
Способность воды менять свое состояние под воздействием температуры объясняет такой важный процесс как круговорот воды в природе.
Одно из важных свойств воды в жидком состоянии – способность растворять в себе многие вещества. В воде с легкостью растворяются различные кристаллы (соль, сахар), щелочь (мыло). А вот, скажем, с маслом или камнями ей никак не справиться.
Прозрачность воды
Степень прозрачности может быть самой разной. К примеру, в чистой горной речке можно увидеть дно с песком и камнями, в аквариуме можно наблюдать за разноцветными рыбками. И даже если заварить чай, то вода все равно сохранит свою прозрачность, и в чашке можно будет увидеть дно.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Рис. 2. Прозрачность воды.
Но если в воде находится слишком много посторонних примесей, она становится мутной. Расколотив песок на дне речке или добавив в чай варенье или молоко, от былой прозрачности ничего не останется.
Это значит, что прозрачность воды напрямую зависит от ее чистоты.
Цвет и запах воды
Каков цвет чистой воды? Этот простой вопрос может многих поставить в тупик. Но на самом деле у воды совершенно нет никакого цвета – она бесцветна.
Но как же быть с морями и океанами, реками и озерами, ведь вода в них отливает всеми оттенками синего, голубого и зеленого. На самом деле чистая прозрачная вода просто отражает те цвета, которые ее окружают. Если зачерпнуть пригоршню лазурной морской воды, она окажется бесцветной.
Вода абсолютно нейтральна и в плане ароматов: чистая вода ничем не пахнет.
Вода и электричество
Каждый ребенок должен знать, что там, где есть вода, не место электрическим приборам! Вода очень хорошо проводит ток, и при ее попадании в розетку или на включенный электроприбор может произойти несчастный случай – сильный удар током. В некоторых случаях это может даже привести к смерти.
Именно поэтому нужно быть очень осторожным, и следить за тем, чтобы электроприборы находились как можно дальше от воды.
Текучесть воды
В жидком состоянии вода способна течь. Течет она в реках и ручьях, из-под крана или перевернутой вниз бутылки.
Способность воды принимать форму посуды, в которой она находится, называется текучестью. Независимо от того, куда она налита, будь то чашка, замысловатая узкая ваза или канистра, вода всегда идеально повторит контуры емкости.
Рис. 3. Вода в сосуде.
При замерзании вода увеличивается в объеме. Об этом нужно помнить, прежде чем решить положить в морозильник бутылку с водой. Постепенно превращаясь в лед, вода способна разорвать сосуд: пластиковая бутылка лопнет, а стеклянная – разлетится на множество осколков.
Таблица “Свойства воды”
Свойства | Жидкая | Твердая | Газообразная |
Цвет | Бесцветная | Лед не имеет цвета, снег белый | Бесцветная |
Прозрачность | Прозрачная | Лед прозрачный, снег не прозрачный | Прозрачная |
Запах | Не имеет | Не имеет | Не имеет |
Вкус | Не имеет | Не имеет | Не имеет |
Форма | Растекается | Лед имеет форму, снег – нет | Не имеет формы |
Тем-ра кипения | +100С | – | – |
Тем-ра замерзания | 0С | Тает при 0С | При охлаждении – вода |
Что мы узнали?
При изучении темы «Свойства воды» по программе 3 класса окружающего мира мы выяснили, какими основными свойствами обладает вода. Тщательное их изучение необходимо для улучшения и развития хозяйственной деятельности человека.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Александр Орехов
10/10
Галина Синяева
10/10
Елена Белоусова
10/10
Алексей Беляев
10/10
Антон Тетюков
10/10
Наира Абдурахманова
9/10
Саша Билей
8/10
Владислав Сунегин
9/10
Светлана Решетникова
9/10
Надежда Бойко
10/10
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 692.
Источник
Вода – это основа жизни на Земле, без живительной влаги ни одно живое существо в природе не способно долго прожить. Свойства воды очень разнообразны, благодаря чему она смогла найти самое широкое применение на нашей планете. Давайте познакомимся с самыми важными качествами воды.
Состояния воды
Все привыкли, что вода – это прозрачная жидкость, без цвета и вкуса. Однако она может находиться в трех состояниях:
- жидком;
- твердом (лед);
- газообразном (водяные пары).
Состояние воды напрямую зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода – жидкая, при сильном холоде (меньше 0С) вода замерзает и превращается в лед, а при закипании (больше 100С) она начинает испаряться в воздух.
Рис. 1. Лед.
Способность воды менять свое состояние под воздействием температуры объясняет такой важный процесс как круговорот воды в природе.
Одно из важных свойств воды в жидком состоянии – способность растворять в себе многие вещества. В воде с легкостью растворяются различные кристаллы (соль, сахар), щелочь (мыло). А вот, скажем, с маслом или камнями ей никак не справиться.
Прозрачность воды
Степень прозрачности может быть самой разной. К примеру, в чистой горной речке можно увидеть дно с песком и камнями, в аквариуме можно наблюдать за разноцветными рыбками. И даже если заварить чай, то вода все равно сохранит свою прозрачность, и в чашке можно будет увидеть дно.
Рис. 2. Прозрачность воды.
Но если в воде находится слишком много посторонних примесей, она становится мутной. Расколотив песок на дне речке или добавив в чай варенье или молоко, от былой прозрачности ничего не останется.
Это значит, что прозрачность воды напрямую зависит от ее чистоты.
Цвет и запах воды
Каков цвет чистой воды? Этот простой вопрос может многих поставить в тупик. Но на самом деле у воды совершенно нет никакого цвета – она бесцветна.
Но как же быть с морями и океанами, реками и озерами, ведь вода в них отливает всеми оттенками синего, голубого и зеленого. На самом деле чистая прозрачная вода просто отражает те цвета, которые ее окружают. Если зачерпнуть пригоршню лазурной морской воды, она окажется бесцветной.
Вода абсолютно нейтральна и в плане ароматов: чистая вода ничем не пахнет.
Вода и электричество
Каждый ребенок должен знать, что там, где есть вода, не место электрическим приборам! Вода очень хорошо проводит ток, и при ее попадании в розетку или на включенный электроприбор может произойти несчастный случай – сильный удар током. В некоторых случаях это может даже привести к смерти.
Именно поэтому нужно быть очень осторожным, и следить за тем, чтобы электроприборы находились как можно дальше от воды.
Текучесть воды
В жидком состоянии вода способна течь. Течет она в реках и ручьях, из-под крана или перевернутой вниз бутылки.
Способность воды принимать форму посуды, в которой она находится, называется текучестью. Независимо от того, куда она налита, будь то чашка, замысловатая узкая ваза или канистра, вода всегда идеально повторит контуры емкости.
Рис. 3. Вода в сосуде.
При замерзании вода увеличивается в объеме. Об этом нужно помнить, прежде чем решить положить в морозильник бутылку с водой. Постепенно превращаясь в лед, вода способна разорвать сосуд: пластиковая бутылка лопнет, а стеклянная – разлетится на множество осколков.
Таблица “Свойства воды”
Свойства | Жидкая | Твердая | Газообразная |
Цвет | Бесцветная | Лед не имеет цвета, снег белый | Бесцветная |
Прозрачность | Прозрачная | Лед прозрачный, снег не прозрачный | Прозрачная |
Запах | Не имеет | Не имеет | Не имеет |
Вкус | Не имеет | Не имеет | Не имеет |
Форма | Растекается | Лед имеет форму, снег – нет | Не имеет формы |
Тем-ра кипения | +100С | – | – |
Тем-ра замерзания | 0С | Тает при 0С | При охлаждении – вода |
Что мы узнали?
При изучении темы «Свойства воды» по программе 3 класса окружающего мира мы выяснили, какими основными свойствами обладает вода. Тщательное их изучение необходимо для улучшения и развития хозяйственной деятельности человека.
Предыдущая
Окружающий мирРазнообразие растений (3 класс окружающий мир) – таблица
Следующая
Окружающий мирСолнце, растения и мы с вами (3 класс) по окружающему миру
Источник
Занятие для младших школьников «Свойства воды»
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления обучающихся со свойствами воды, обучения умению определять по свойствам возможность употребления воды в пищу; способствовать развитию наблюдательности, умений сравнивать и делать выводы.
Воспитательные результаты:
– результаты первого уровня: приобретение учащимися знаний о способах нахождения и обработки информации;
– результаты второго уровня: развитие бережного отношения к воде как важнейшей составляющей жизни человека.
Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) для педагога и каждого ученика; пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой, бумажный фильтр, штатив на каждый стол; толченый мел, песок, кристаллы медного купороса и марганцовки.
Ход работы
I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
– О том, какое вещество мы будем сегодня изучать, вы узнаете из загадки:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
– Тема нашего занятия – вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.
II. Практическая работа.
Опыт 1.
Какова прозрачность воды?
– Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
– В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.
Опыт 2.
Какого цвета вода?
– На столе у вас лежат разноцветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
– Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)
– Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт 3.
Каков запах воды?
– Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
– А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4.
Вода – растворитель.
– Насыпьте в один стакан с водой соли или сахара, а в другой – столько же глины или измельченного мела. Помешайте воду.
– Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).
Вывод: вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
– Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?
Педагог готовит три раствора: первый стакан – медный купорос, второй – марганцовка, третий – напиток в порошке.
– Вода растворила все кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу (напиток).
Опыт 5.
Можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?
– Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
– Фильтр – это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.
– Какая это часть круга? (Это четвертая часть.)
– Сколько таких частей в круге? (В круге четыре части.)
– Отделите три части в одну сторону, а одну часть – в другую. Вставьте в воронку.
– По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.
Опыт 6.
Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?
– Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.
– Почему?
– Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.
– Как вы это объясните?
Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается.
Опыт 7.
– Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)
– Что произойдет с водой, если наклонить поверхность? (Вода стекает под уклон.)
– Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
– Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод: вода течет (свойство – текучесть).
– Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
– Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали? Изменилось ли ваше отношение к воде после занятия? (Ответы детей.)
– Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, в том числе человек. Поэтому воду – наше главное богатство – надо беречь!
Рекомендуем посмотреть:
Кроссворд с ответами для учащихся 3 – 4 класса
Внеурочное занятие по окружающему миру 3 класс. Конспект
Внеурочное занятие по окружающему миру, 3 класс. Кто на болоте живет?
Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе. Конспект
Похожие статьи:
Урок КВН по окружающему миру, 3 класс
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России
Рассказ про плотву, 3 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Тема. Вода и её свойства.
Цели:
- в процессе опытов и практических работ
познакомить учащихся с некоторыми свойствами
воды;- формировать практические умения работать с
лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести
наблюдения;- учить детей делать выводы по результатам
наблюдений;- учить понимать детей роль воды в жизни
человека;- закрепить знание свойств воздуха, понимание
его необходимости, важности для жизни человека.
I.
Актуализация изученного материала. Контроль за
усвоением знаний.
Тест по теме «Воздух
и его охрана».
1.Воздух прозрачен:
а) да; б) нет.
2.Воздух имеет цвет:
а) да; б) нет.
3.Воздух имеет запах:
а) да; б) нет.
4.Что происходит с
воздухом при нагревании?
а) расширяется; б) сжимается.
5.Что происходит с
воздухом при охлаждении?
а) расширяется; б) сжимается.
6.Какой газ
поглощают при дыхании человек, животные и
растения?
а) азот; б) кислород; в) углекислый газ.
7.Какой газ
выделяют при дыхании человек, животные и
растения?
а) азот; б) кислород; в) углекислый
газ.
II.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня
мы поговорим ещё об одном веществе, без которого
жизнь невозможна. Назовите это вещество, отгадав
загадку.
Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная,
Я по травке разлита,
Догадайся, кто же я?(Вода)
По каким признакам догадались?
Все слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Сегодня мы с вами познакомимся с «наиболее
драгоценным ископаемым нашей планеты» – так
считают учёные водой.
Кажется, что проще воды? И всё
же. Так ли хорошо вы знакомы с водой – героиней
нашего урока? С её обычными и необычными
проявлениями в природе.
III. Новый материал.
1. Лабораторная
работа «Свойства воды».
Сейчас мы с
вами станем исследователями. К нам в лабораторию
поступило вещество неизвестного
происхождения.
Цель:
установить
его свойства и определить, что это за вещество;научиться
правильно оформлять выводы.
Какие у вас
предложения, что это за вещество? Будем
доказывать.
2. Техника
безопасности при проведении лабораторной
работы.
Опыт № 1.
Переливание
воды из одного стакана в другой.Что
произошло с водой?Какое
свойство вы обнаружили?
Вывод: вода текуча,
находится в жидком состоянии.
Опыт № 2.
Дети
пробуют воду на вкус (из домашнего стакана).Какой
вкус имеет вещество?
Вывод: вещество не
имеет вкуса.
Опыт № 3.
Возьмите
стакан с водой.Опустите
в него ложку.Видна
ли она?
Вывод: вещество
прозрачно.
Опыт № 4.
Определение
цвета воды при помощи цветных полосок.Имеет
ли вода цвет?
Вывод: вода
бесцветна.
Опыт № 5.
Перед нами
жидкость неизвестного происхождения. Она может
быть с резким, неприятным запахом. Необходимо
нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры
предосторожности и безопасности:Cосуд
находится на некотором расстоянии, рукой
совершают волнообразные движения (как бы
«подгоняя» к себе воду над сосудом постепенно,
при необходимости приближая сосуд.
Имеет ли вода запах.
Вывод: вещество не
имеет запаха.
Физминутка.
Опыт № 6.
Учитель
наливает одну и ту же воду в сосуды разной формы.Имеет
ли вода собственную форму, или она принимает
форму сосуда?
Вывод: вода не
имеет формы.
Опыт № 7.
Вода –
растворитель.
нельзя пробовать
незнакомое вещество, а если очень нужно, то
капельку, чтобы убедиться, что это неопасно.В домашний стакан –
сахар, в химические стаканы мел, песок. (Размешать)
Видим
ли мы теперь сахар?Что
произошло?Попробуйте
на вкус. Какой вкус стал у воды?
Вывод: вода –
растворитель.
Все
ли вещества растворились?Что
произошло с веществами, которые растворились?
Опыт № 8.
Представьте, что эта вода из реки.
Можно
ли её пить прямо из реки?Что
же делать? Как сделать так, чтобы воду можно было
пить?Воду
надо очистить. Для этого существуют специальные
фильтры.
Фильтр –
устройство для очищения жидкости.
Дома у
многих есть фильтры системы «Родничок». Основная
часть фильтра – активированный уголь, но им
может служить и специально очищенный песок.
Вывод: вода фильтруется – очищается
с помощью фильтра от нерастворимых частиц.
Кто
может объяснить, почему воду от некоторых
веществ можно очистить с помощью фильтра?Следует
помнить, что микробы тоже намного меньше
расстояний между частицами фильтра, поэтому
отфильтрованная вода не может считаться
полностью очищенной и безопасной для питья.
Опыт № 9.
Выясним,
что происходит с водой при нагревании и при
охлаждении. Колбу с трубкой, с подкрашенной
водой, опустить в горячую воду. Вода поднялась.Почему?
Ту
же колбу поставить в тарелку со льдом. Вода в
трубке опустилась.Как
это объяснить?
Вывод: вода при
охлаждении сжимается, а при нагревании
расширяется.
3. Итог
лабораторной работы.
Рассмотрите
заполненную таблицу.Какие
свойства нашей жидкости мы установили?Сверим
наши наблюдения с «ключом» учебника (стр. 34).Доказали,
что наша жидкость вода?
№ п/п | Параметры | Свойства |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Состояние Вкус Прозрачность Цвет Запах Форма Растворяет ли вещества? Что происходит при нагревании при охлаждении | жидкое, без вкуса прозрачна без цвета без запаха не имеет растворитель расширяется сжимается |
Разбор ситуаций.
Какое
свойство воды человек использует, когда моет
посуду, стирает бельё?Почему
сахар растворяется в чае?Почему
на закипающем чайнике прыгает крышка?Если
вода имеет вкус, о чём это говорит?
Закрепление.
Чем
сходны вода и воздух?Какими
свойствами они отличаются друг от друга?Что
ещё у них общего?
Вывод: Без воды и
воздуха не может существовать человек. Поэтому
они нуждаются в охране.
Знаете ли вы?
В организме взрослого человека массой 70 кг воды 50 кг; сердце 80%; кровь 83%
Каждые сутки взрослый человек потребляет в
среднем 2 л воды. За семьдесят лет жизни человек
выпивает 50 т воды.
IV. Итог.
Что вы узнали на уроке о воде?
Работа с целями для детей.
Вставьте в текст нужные слова, пользуясь
таблицей.
Вода не имеет запаха,
цвета, она прозрачна и текуча.
Вода – жидкость. Вода – растворитель многих
веществ. Очистить воду от некоторых примесей
можно с помощью фильтра. При нагревании
вода расширяется, а при охлаждении сжимается.
V. Гимн воде.
«Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни
запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не
понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для
жизни, ты есть сама жизнь. Ты величайшее в мире
богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь
примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты
божество, которое так легко спугнуть».
Антуан де Сент-Экзюпери
VI. Домашнее задание.
1.Учебник.
2.Задание для Золушки.Мачеха приготовила
смесь из песка, соли и опилок. Как отделить их
друг от друга при помощи воды?
Источник