Какие свойства имеет вода 3 класс

Какие свойства имеет вода 3 класс thumbnail

Вода – это основа жизни на Земле, без живительной влаги ни одно живое существо в природе не способно долго прожить. Свойства воды очень разнообразны, благодаря чему она смогла найти самое широкое применение на нашей планете. Давайте познакомимся с самыми важными качествами воды.

Какие свойства имеет вода 3 класс

Состояния воды

Все привыкли, что вода – это прозрачная жидкость, без цвета и вкуса. Однако она может находиться в трех состояниях:

  • жидком;
  • твердом (лед);
  • газообразном (водяные пары).

Состояние воды напрямую зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода – жидкая, при сильном холоде (меньше 0С) вода замерзает и превращается в лед, а при закипании (больше 100С) она начинает испаряться в воздух.

Лед

Рис. 1. Лед.

Способность воды менять свое состояние под воздействием температуры объясняет такой важный процесс как круговорот воды в природе.

Одно из важных свойств воды в жидком состоянии – способность растворять в себе многие вещества. В воде с легкостью растворяются различные кристаллы (соль, сахар), щелочь (мыло). А вот, скажем, с маслом или камнями ей никак не справиться.

Прозрачность воды

Степень прозрачности может быть самой разной. К примеру, в чистой горной речке можно увидеть дно с песком и камнями, в аквариуме можно наблюдать за разноцветными рыбками. И даже если заварить чай, то вода все равно сохранит свою прозрачность, и в чашке можно будет увидеть дно.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Прозрачность воды

Рис. 2. Прозрачность воды.

Но если в воде находится слишком много посторонних примесей, она становится мутной. Расколотив песок на дне речке или добавив в чай варенье или молоко, от былой прозрачности ничего не останется.

Это значит, что прозрачность воды напрямую зависит от ее чистоты.

Цвет и запах воды

Каков цвет чистой воды? Этот простой вопрос может многих поставить в тупик. Но на самом деле у воды совершенно нет никакого цвета – она бесцветна.

Но как же быть с морями и океанами, реками и озерами, ведь вода в них отливает всеми оттенками синего, голубого и зеленого. На самом деле чистая прозрачная вода просто отражает те цвета, которые ее окружают. Если зачерпнуть пригоршню лазурной морской воды, она окажется бесцветной.

Вода абсолютно нейтральна и в плане ароматов: чистая вода ничем не пахнет.

Вода и электричество

Каждый ребенок должен знать, что там, где есть вода, не место электрическим приборам! Вода очень хорошо проводит ток, и при ее попадании в розетку или на включенный электроприбор может произойти несчастный случай – сильный удар током. В некоторых случаях это может даже привести к смерти.

Именно поэтому нужно быть очень осторожным, и следить за тем, чтобы электроприборы находились как можно дальше от воды.

Текучесть воды

В жидком состоянии вода способна течь. Течет она в реках и ручьях, из-под крана или перевернутой вниз бутылки.

Способность воды принимать форму посуды, в которой она находится, называется текучестью. Независимо от того, куда она налита, будь то чашка, замысловатая узкая ваза или канистра, вода всегда идеально повторит контуры емкости.

Вода в сосуде

Рис. 3. Вода в сосуде.

При замерзании вода увеличивается в объеме. Об этом нужно помнить, прежде чем решить положить в морозильник бутылку с водой. Постепенно превращаясь в лед, вода способна разорвать сосуд: пластиковая бутылка лопнет, а стеклянная – разлетится на множество осколков.

Таблица “Свойства воды”

Свойства

Жидкая

Твердая

Газообразная

Цвет

Бесцветная

Лед не имеет цвета, снег белый

Бесцветная

Прозрачность

Прозрачная

Лед прозрачный, снег не прозрачный

Прозрачная

Запах

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Вкус

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Форма

Растекается

Лед имеет форму, снег – нет

Не имеет формы

Тем-ра кипения

+100С

Тем-ра замерзания

Тает при 0С

При охлаждении – вода

Что мы узнали?

При изучении темы «Свойства воды» по программе 3 класса окружающего мира мы выяснили, какими основными свойствами обладает вода. Тщательное их изучение необходимо для улучшения и развития хозяйственной деятельности человека.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Александр Орехов

    10/10

  • Галина Синяева

    10/10

  • Елена Белоусова

    10/10

  • Алексей Беляев

    10/10

  • Антон Тетюков

    10/10

  • Наира Абдурахманова

    9/10

  • Саша Билей

    8/10

  • Владислав Сунегин

    9/10

  • Светлана Решетникова

    9/10

  • Надежда Бойко

    10/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 692.

Источник

Вода – это основа жизни на Земле, без живительной влаги ни одно живое существо в природе не способно долго прожить. Свойства воды очень разнообразны, благодаря чему она смогла найти самое широкое применение на нашей планете. Давайте познакомимся с самыми важными качествами воды.

Свойства воды (3 класс, окружающий мир) в жидком состоянии

Состояния воды

Все привыкли, что вода – это прозрачная жидкость, без цвета и вкуса. Однако она может находиться в трех состояниях:

  • жидком;
  • твердом (лед);
  • газообразном (водяные пары).

Состояние воды напрямую зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода – жидкая, при сильном холоде (меньше 0С) вода замерзает и превращается в лед, а при закипании (больше 100С) она начинает испаряться в воздух.

Свойства воды (3 класс, окружающий мир) в жидком состоянии

Рис. 1. Лед.

Способность воды менять свое состояние под воздействием температуры объясняет такой важный процесс как круговорот воды в природе.

Одно из важных свойств воды в жидком состоянии – способность растворять в себе многие вещества. В воде с легкостью растворяются различные кристаллы (соль, сахар), щелочь (мыло). А вот, скажем, с маслом или камнями ей никак не справиться.

Прозрачность воды

Степень прозрачности может быть самой разной. К примеру, в чистой горной речке можно увидеть дно с песком и камнями, в аквариуме можно наблюдать за разноцветными рыбками. И даже если заварить чай, то вода все равно сохранит свою прозрачность, и в чашке можно будет увидеть дно.

Свойства воды (3 класс, окружающий мир) в жидком состоянии

Рис. 2. Прозрачность воды.

Но если в воде находится слишком много посторонних примесей, она становится мутной. Расколотив песок на дне речке или добавив в чай варенье или молоко, от былой прозрачности ничего не останется.

Это значит, что прозрачность воды напрямую зависит от ее чистоты.

Цвет и запах воды

Каков цвет чистой воды? Этот простой вопрос может многих поставить в тупик. Но на самом деле у воды совершенно нет никакого цвета – она бесцветна.

Но как же быть с морями и океанами, реками и озерами, ведь вода в них отливает всеми оттенками синего, голубого и зеленого. На самом деле чистая прозрачная вода просто отражает те цвета, которые ее окружают. Если зачерпнуть пригоршню лазурной морской воды, она окажется бесцветной.

Вода абсолютно нейтральна и в плане ароматов: чистая вода ничем не пахнет.

Вода и электричество

Каждый ребенок должен знать, что там, где есть вода, не место электрическим приборам! Вода очень хорошо проводит ток, и при ее попадании в розетку или на включенный электроприбор может произойти несчастный случай – сильный удар током. В некоторых случаях это может даже привести к смерти.

Именно поэтому нужно быть очень осторожным, и следить за тем, чтобы электроприборы находились как можно дальше от воды.

Текучесть воды

В жидком состоянии вода способна течь. Течет она в реках и ручьях, из-под крана или перевернутой вниз бутылки.

Способность воды принимать форму посуды, в которой она находится, называется текучестью. Независимо от того, куда она налита, будь то чашка, замысловатая узкая ваза или канистра, вода всегда идеально повторит контуры емкости.

Свойства воды (3 класс, окружающий мир) в жидком состоянии

Рис. 3. Вода в сосуде.

При замерзании вода увеличивается в объеме. Об этом нужно помнить, прежде чем решить положить в морозильник бутылку с водой. Постепенно превращаясь в лед, вода способна разорвать сосуд: пластиковая бутылка лопнет, а стеклянная – разлетится на множество осколков.

Таблица “Свойства воды”

Свойства

Жидкая

Твердая

Газообразная

Цвет

Бесцветная

Лед не имеет цвета, снег белый

Бесцветная

Прозрачность

Прозрачная

Лед прозрачный, снег не прозрачный

Прозрачная

Запах

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Вкус

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Форма

Растекается

Лед имеет форму, снег – нет

Не имеет формы

Тем-ра кипения

+100С

Тем-ра замерзания

Тает при 0С

При охлаждении – вода

Что мы узнали?

При изучении темы «Свойства воды» по программе 3 класса окружающего мира мы выяснили, какими основными свойствами обладает вода. Тщательное их изучение необходимо для улучшения и развития хозяйственной деятельности человека.

Предыдущая

Окружающий мирРазнообразие растений (3 класс окружающий мир) – таблица

Следующая

Окружающий мирСолнце, растения и мы с вами (3 класс) по окружающему миру

Источник

Занятие для младших школьников «Свойства воды»

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления обучающихся со свойствами воды, обучения умению определять по свойствам возможность употребления воды в пищу; способствовать развитию наблюдательности, умений сравнивать и делать выводы.

Какие свойства имеет вода 3 класс

Воспитательные результаты:
– результаты первого уровня: приобретение учащимися знаний о способах нахождения и обработки информации;
– результаты второго уровня: развитие бережного отношения к воде как важнейшей составляющей жизни человека.
Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) для педагога и каждого ученика; пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой, бумажный фильтр, штатив на каждый стол; толченый мел, песок, кристаллы медного купороса и марганцовки.

Ход работы

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
– О том, какое вещество мы будем сегодня изучать, вы узнаете из загадки:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
– Тема нашего занятия – вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.
II. Практическая работа.
Опыт 1.

Какова прозрачность воды?
– Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
– В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.

Опыт 2.
Какого цвета вода?
– На столе у вас лежат разноцветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
– Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)
– Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.

Опыт 3.
Каков запах воды?
– Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
– А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4.
Вода – растворитель.
– Насыпьте в один стакан с водой соли или сахара, а в другой – столько же глины или измельченного мела. Помешайте воду.
– Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).
Вывод: вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
– Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?
Педагог готовит три раствора: первый стакан – медный купорос, второй – марганцовка, третий – напиток в порошке.
– Вода растворила все кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу (напиток).

Опыт 5.
Можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?
– Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
– Фильтр – это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.
– Какая это часть круга? (Это четвертая часть.)
– Сколько таких частей в круге? (В круге четыре части.)
– Отделите три части в одну сторону, а одну часть – в другую. Вставьте в воронку.
– По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Опыт 6.
Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?
– Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.
– Почему?
– Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.
– Как вы это объясните?
Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается.

Опыт 7.
– Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)
– Что произойдет с водой, если наклонить поверхность? (Вода стекает под уклон.)
– Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
– Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод: вода течет (свойство – текучесть).
– Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
– Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали? Изменилось ли ваше отношение к воде после занятия? (Ответы детей.)
– Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, в том числе человек. Поэтому воду – наше главное богатство – надо беречь!

Рекомендуем посмотреть:

Кроссворд с ответами для учащихся 3 – 4 класса

Внеурочное занятие по окружающему миру 3 класс. Конспект

Внеурочное занятие по окружающему миру, 3 класс. Кто на болоте живет?

Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе. Конспект

Похожие статьи:

Урок КВН по окружающему миру, 3 класс

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Рассказ про плотву, 3 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Тема. Вода и её свойства.

Цели:

  • в процессе опытов и практических работ
    познакомить учащихся с некоторыми свойствами
    воды;
  • формировать практические умения работать с
    лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести
    наблюдения;
  • учить детей делать выводы по результатам
    наблюдений;
  • учить понимать детей роль воды в жизни
    человека;
  • закрепить знание свойств воздуха, понимание
    его необходимости, важности для жизни человека.

I.
Актуализация изученного материала. Контроль за
усвоением знаний.

Тест по теме  «Воздух
и его охрана».

1.Воздух прозрачен:

а) да; б) нет.

2.Воздух имеет цвет:

а) да; б) нет.

3.Воздух имеет запах:

а) да; б) нет.

4.Что происходит с
воздухом при нагревании?

а) расширяется; б) сжимается.

5.Что происходит с
воздухом при охлаждении?

а) расширяется; б) сжимается.

6.Какой газ
поглощают при дыхании человек, животные и
растения?

а) азот; б) кислород; в) углекислый газ.

7.Какой газ
выделяют при дыхании человек, животные и
растения?

а) азот; б) кислород; в) углекислый
газ.

II.
Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня
мы поговорим ещё об одном веществе, без которого
жизнь невозможна. Назовите это вещество, отгадав
загадку.

Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная,
Я по травке разлита,
Догадайся, кто же я?

(Вода)

По каким признакам догадались?

Все слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

– Сегодня мы с вами познакомимся с «наиболее
драгоценным ископаемым нашей планеты» –
так
считают учёные – водой.

– Кажется, что проще воды? И всё 
же. Так ли хорошо вы знакомы с водой – героиней
нашего урока? С её обычными и необычными
проявлениями в природе.

III. Новый материал.

1. Лабораторная
работа  «Свойства воды».

Сейчас мы с
вами станем исследователями. К нам в лабораторию
поступило  вещество неизвестного
происхождения.

Цель:

  • установить
    его свойства и определить, что это за вещество;

  • научиться
    правильно оформлять выводы.

Какие у вас
предложения, что это за вещество? Будем
доказывать.

 2. Техника
безопасности при проведении лабораторной
работы.

Опыт № 1.

  • Переливание
    воды из одного стакана в другой.

  • Что
    произошло с водой?

  • Какое
    свойство вы обнаружили?

Вывод:  вода текуча,
находится в жидком состоянии.

Опыт № 2.

  • Дети
    пробуют воду на вкус (из домашнего стакана).

  • Какой
    вкус имеет вещество?

Вывод:  вещество не
имеет вкуса.

Опыт № 3.

  • Возьмите
    стакан с водой.

  • Опустите
    в него ложку.

  • Видна
    ли она?

Вывод:  вещество
прозрачно.

Опыт № 4.

  • Определение
    цвета воды при помощи цветных полосок.

  • Имеет
    ли вода цвет?

Вывод:  вода
бесцветна.

Опыт № 5.

  • Перед нами
    жидкость неизвестного происхождения. Она может
    быть с резким, неприятным запахом. Необходимо
    нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры
    предосторожности и безопасности:

  • Cосуд
    находится на некотором расстоянии, рукой
    совершают волнообразные движения (как бы
    «подгоняя» к себе воду над сосудом постепенно,
    при необходимости приближая сосуд.

  • Имеет ли вода запах.

Вывод:  вещество не
имеет запаха.

Физминутка.

Опыт № 6.

  • Учитель
    наливает одну и ту же воду в сосуды разной формы.

  • Имеет
    ли вода собственную форму, или она принимает
    форму сосуда?

Вывод:  вода не
имеет формы.

Опыт № 7.

Вода –
растворитель.

  • нельзя пробовать
    незнакомое вещество, а если очень нужно, то
    капельку, чтобы убедиться, что это неопасно.

  • В домашний стакан –
    сахар, в химические стаканы мел, песок. (Размешать)

  • Видим
    ли мы теперь сахар?

  • Что
    произошло?

  • Попробуйте
    на вкус. Какой вкус стал  у воды?

Вывод: вода –
растворитель.

  • Все
    ли вещества растворились?

  • Что
    произошло с веществами, которые растворились?

Опыт № 8.

Представьте, что эта вода из реки.

  • Можно
    ли её пить прямо из реки?

  • Что
    же делать? Как сделать так, чтобы воду можно было
    пить?

  • Воду
    надо очистить. Для этого существуют специальные
    фильтры.

Фильтр –
устройство для очищения жидкости.

  • Дома у
    многих есть фильтры системы «Родничок». Основная
    часть фильтра – активированный уголь, но им
    может служить и специально очищенный песок.

Вывод:  вода фильтруется – очищается
с помощью фильтра от нерастворимых частиц.

  • Кто
    может объяснить, почему воду от некоторых
    веществ можно очистить с помощью фильтра?

  • Следует
    помнить, что микробы тоже намного меньше
    расстояний между частицами фильтра, поэтому
    отфильтрованная вода не может считаться
    полностью очищенной и безопасной для питья.

Опыт № 9.

  • Выясним,
    что происходит с водой при нагревании и при
    охлаждении. Колбу с трубкой, с подкрашенной
    водой, опустить в горячую воду. Вода поднялась.

  • Почему?

  • Ту
    же колбу поставить в тарелку со льдом. Вода в
    трубке опустилась.

  • Как
    это объяснить?

Вывод:   вода при
охлаждении сжимается, а при нагревании
расширяется.

3. Итог
лабораторной работы.

  • Рассмотрите
    заполненную таблицу.

  • Какие
    свойства нашей жидкости мы установили?

  • Сверим
    наши наблюдения с «ключом» учебника (стр. 34).

  • Доказали,
    что наша жидкость вода?

№ п/п

ПараметрыСвойства

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Состояние

Вкус

Прозрачность

Цвет

Запах

Форма

Растворяет ли вещества?

Что происходит

– при нагревании

– при охлаждении

жидкое,
текуча

без вкуса

прозрачна

без цвета

без запаха

не имеет

растворитель

расширяется

сжимается

Разбор ситуаций.

  • Какое
    свойство воды человек использует, когда моет
    посуду, стирает бельё?

  • Почему
    сахар растворяется в чае?

  • Почему
    на закипающем чайнике прыгает крышка?

  • Если
    вода имеет вкус, о чём это говорит?

Закрепление.

  • Чем
    сходны вода и воздух?   

  • Какими
    свойствами они отличаются друг от друга?

  • Что
    ещё у них общего?

Вывод:  Без воды и
воздуха не может существовать человек. Поэтому
они нуждаются в охране.

Знаете ли вы?

В организме взрослого человека массой 70 кг воды 50 кг; сердце – 80%; кровь – 83%

Каждые сутки взрослый человек потребляет в
среднем 2 л воды. За семьдесят лет жизни человек
выпивает 50 т воды.

IV. Итог.

Что вы узнали на уроке о воде?

Работа с целями для детей.

Вставьте в текст нужные слова, пользуясь
таблицей.

Вода не имеет запаха,
цвета, она прозрачна и текуча.
Вода – жидкость. Вода – растворитель многих
веществ. Очистить воду от некоторых примесей
можно с помощью фильтра. При нагревании
вода расширяется, а при охлаждении сжимается.

V. Гимн воде.

«Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни
запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не
понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для
жизни, ты есть сама жизнь. Ты величайшее в мире
богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь
примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты
божество, которое так легко спугнуть».

Антуан де Сент-Экзюпери

VI. Домашнее задание.

1.Учебник.

2.Задание для Золушки.Мачеха приготовила
смесь из песка, соли и опилок. Как отделить их
друг от друга при помощи воды?

Источник