Какие свойства являются общими для человека и животных
«Человек и животные: сходства и отличия»
Конспект «Человек и животные: сходства и отличия». Человек (Homo sapiens Linneus, 1758) является животным, т. е. принадлежит к земным многоклеточным эукариотическим организмам, которые питаются другими организмами или их частями, поедая их в виде отдельных частиц.
С биологической точки зрения корректно говорить и писать не «человек и животные», а «человек и другие животные». Современные методы реконструкции эволюции позволили описать основные этапы эволюции нашего вида. Нам свойственны все характерные особенности типа Хордовые, надкласса Четвероногие, класса Млекопитающие, отряда Приматы.
Таблица 1. Человек и животные: сходства
Ещё недавно человека и, к примеру, шимпанзе было принято относить к разным зоологическим семействам: человека — к семейству Hominidae (Люди), а человекообразных обезьян — к семейству Pongidae. По недавнему решению ведущих приматологов (специалистов по изучению отряда Primates), шимпанзе, горилл и орангутанов следует относить к семейству Hominidae. Генетические и палеонтологические данные подтверждают, что эволюционные ветви человека и шимпанзе разошлись 6—7 млн лет назад. Мы являемся более близкими родственниками шимпанзе, чем гориллы. Последний общий предок шимпанзе и человека жил позже, чем последний предок гориллы и шимпанзе (вместе с человеком) и гориллы.
Генетически, физиологически и биохимически человек и его ближайшие родственники чрезвычайно сходны. Однако, как любой вид, наш вид имеет ряд биологических особенностей.
Таблица 2. Человек и животные: отличия
Особенности строения человека:
- Чрезвычайно высокий (по сравнению с другими видами) размер головного мозга, обеспечивающего сложное поведение.
- Прямохождение и связанные с ним изменения (расширенный тазовый пояс, имеющий чашеобразную форму; колоннообразный позвоночник с функциональными изгибами, формирующимися по мере освоения способности к поддержанию вертикального положения тела; крупные ягодицы, способствующие поддержанию вертикального положения тела).
- Продолжительный период детства, обеспечивающий постепенное развитие крупного мозга и способствующий обучению.
- Перестройка функционирования цикла женской половой системы: переход от эстрального цикла (когда момент овуляции и способности к оплодотворению хорошо заметен) к менструальному (со скрытой овуляцией).
- Уменьшение волосяного покрова на большей части тела, способствующее его эффективному охлаждению при длительных нагрузках с помощью потовых желёз; функция сохранения тепла передаётся подкожному жировому слою, находящемуся глубже потовых желёз.
- Строение гортани, обеспечивающее широкие возможности для издавания звуков.
В целом этот комплекс особенностей способствовал тесному взаимодействию в семьях человека, сложные связи между членами человеческих групп и исключительно высокие способности к обучению (культурному наследованию).
Человек и обезьяна: сходства и различия.
Человек и кошка: сходства и различия
Человек и млекопитающие: сходства и различия
Это конспект по теме «Человек и животные: сходства и отличия». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Биология человека (антропология)
- Вернуться к списку конспектов по Биологии.
- Проверить знания по Биологии за 8 класс.
Источник
1. ×òî ðîäíèò ÷åëîâåêà ñ æèâîòíûìè
Êàêèå åñòü äîêàçàòåëüñòâà ðîäñòâà ÷åëîâåêà ñ æèâîòíûìè?
Àíòðîïîëîã: Êàê âñå æèâûå ñóùåñòâà, ÷åëîâåê äëÿ ïîääåðæàíèÿ æèçíè íóæäàåòñÿ â ïèùå, âîäå, ñíå. Ïîäîáíî âñåì æèâîòíûì, îí ñòàðèòñÿ è óìèðàåò. Ýòè ÷åðòû ñõîäñòâà, êàê ãîâîðèòñÿ, «ëåæàò íà ïîâåðõíîñòè». Íî åñòü è äðóãèå, áûòü ìîæåò, íå ñòîëü î÷åâèäíûå. ß óæå ðàññêàçûâàë âàì, ÷òî ñòðîåíèå òåëà ÷åëîâåêà âî ìíîãîì ñõîäíî ñî ñòðîåíèåì òåëà äðóãèõ æèâîòíûõ. Ñðàâíèâàÿ ìåæäó ñîáîé ñêåëåò èëè îòäåëüíûå îðãàíû, âûïîëíÿþùèå îäíè è òå æå ôóíêöèè (íàïðèìåð, ïèùåâàðåíèÿ èëè äûõàíèÿ), ó÷åíûå íàõîäÿò ìíîæåñòâî ñîâïàäåíèé. Êîíå÷íî, áîëüøå âñåãî òàêèõ ñîâïàäåíèé ñ áëèçêîðîäñòâåííûìè æèâîòíûìè (îñîáåííî îáåçüÿíàìè, âñå êòî âèäåëè îáåçüÿíó, ñðàçó ýòî ïîäìå÷àþò). Íî äàæå â òîì ñëó÷àå, êîãäà ìû íà÷èíàåì ñîïîñòàâëÿòü îðãàíèçì ÷åëîâåêà ñ îðãàíèçìîì òàêîãî íåïîõîæåãî íà íåãî ñóùåñòâà, êàê ðûáà, áûñòðî îáíàðóæèâàåòñÿ ìíîãî îáùèõ ÷åðò (ó ðûá, êàê è ó ëþäåé, åñòü ïîçâîíî÷íèê, ñåðäöå, æåëóäîê, íåðâíàÿ ñèñòåìà è ò.ï.).
À êàêèå-íèáóäü äðóãèå ïîäòâåðæäåíèÿ ýòîìó åñòü?
Àíòðîïîëîã: Áåç ñîìíåíèÿ! Î ðîäñòâå ÷åëîâåêà ñ äðóãèìè æèâîòíûìè ñâèäåòåëüñòâóåò íàëè÷èå ó íåãî, òàê íàçûâàåìûõ, ðóäèìåíòàðíûõ îðãàíîâ, òî åñòü òàêèõ îðãàíîâ, êîòîðûå óòðàòèëè ñâîå çíà÷åíèå â ïðîöåññå ýâîëþöèè. Èõ íàñ÷èòûâàþò íåñêîëüêî äåñÿòêîâ. Íàïðèìåð, èçó÷àÿ ñòðîåíèå êîï÷èêà – íèæíåãî îòäåëà ÷åëîâå÷åñêîãî ïîçâîíî÷íèêà, ñîñòîÿùåãî èç íåñêîëüêèõ ñðîñøèõñÿ ïîçâîíêîâ, ìîæíî çàêëþ÷èòü, ÷òî ó äàëåêèõ ïðåäêîâ ÷åëîâåêà êîãäà-òî áûë õâîñò. Íà òåëå ÷åëîâåêà ìíîæåñòâî ìåëêèõ ðåäêèõ âîëîñêîâ ýòî îñòàòêè ãóñòîé øåðñòè íàøèõ ïðåäêîâ. Ñëåïàÿ êèøêà ÷åëîâåêà èìååò íåáîëüøîé îòðîñòîê àïïåíäèêñ, êîòîðûé íå ó÷àñòâóåò â ïðîöåññå ïèùåâàðåíèÿ. Íî ó ìíîãèõ òðàâîÿäíûõ æèâîòíûõ ýòî âàæíåéøèé îòäåë êèøå÷íèêà. Î ÷åì ýòî ãîâîðèò? Ïðàâèëüíî! Íàøè äàëåêèå ïðåäêè áûëè òðàâîÿäíûìè. Íî êîãäà äðåâíèå ëþäè ïåðåøëè íà ìÿñíóþ ïèùó, íàäîáíîñòü â àïïåíäèêñå îòïàëà, è îí â êîíöå êîíöîâ ïðåâðàòèëñÿ â ðóäèìåíòàðíûé îðãàí. Ìîæíî ïðè æåëàíèè íàéòè è äðóãèå ïðèìåðû, ãîâîðÿùèå î òîì, ÷òî ÷åëîâåê âûøåë èç ìèðà æèâîòíûõ è ïî-ïðåæíåìó èìååò ñ íèìè ìíîãî îáùåãî.
2. Èíñòèíêòû è ðàçóì
×åì ÷åëîâåê îòëè÷àåòñÿ îò äðóãèõ æèâîòíûõ?
Àíòðîïîëîã: Ãëàâíîå îòëè÷èå ÷åëîâåêà îò âñåõ îñòàëüíûõ æèâûõ ñóùåñòâ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îí îáëàäàåò ðàçóìîì. Èìåííî áëàãîäàðÿ ðàçóìó ÷åëîâåê ñïîñîáåí áûñòðî îðèåíòèðîâàòüñÿ â îêðóæàþùåé îáñòàíîâêå è ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ, íàèáîëåå öåëåñîîáðàçíûå äëÿ íàñòîÿùåãî ìîìåíòà.
Íó, ýòî åùå íå ôàêò! Ðàçâå äðóãèå æèâîòíûå íà ýòî íå ñïîñîáíû? Âñïîìíèì õîòÿ áû ï÷¸ë, ìóðàâü¸â è äðóãèõ íàñåêîìûõ.
Àíòðîïîëîã: Äà, íà ïåðâûé âçãëÿä èõ ïîâåäåíèå ìîæåò ïîêàçàòüñÿ îñìûñëåííûì. Îäíàêî ó÷¸íûå äîêàçàëè, ÷òî âñå äåéñòâèÿ íàñåêîìûõ äèêòóþòñÿ íå ðàçóìîì, à èíñòèíêòàìè.
Èíñòèíêò ýòî âðîæä¸ííàÿ ôîðìà ïîâåäåíèÿ.
Âîò òîëüêî îäèí ïðèìåð. Äëÿ òîãî ÷òîáû îáåñïå÷èòü ñâîèõ ëè÷èíîê êîðìîì îñû ðîþò íîðêè è çàòàñêèâàþò òóäà ïàðàëèçîâàííûõ ÿäîì íàñåêîìûõ (íàïðèìåð, êóçíå÷èêîâ). Ïîëîæèâ äîáû÷ó ó îòâåðñòèÿ íîðêè, îñà, ïåðåä òåì êàê îêîí÷àòåëüíî âòàùèòü å¸, áûñòðî «îáûñêèâàåò» ñâîå ïîìåùåíèå. Ýòî öåëåñîîáðàçíî, òàê êàê âîëî÷èòü äîáû÷ó ïðèõîäèòñÿ èçäàëåêà, è â «êâàðòèðó» ìîã êòî-íèáóäü çàëåçòü. Óáåäèâøèñü, ÷òî âñ¸ â ïîðÿäêå, îñà âûáèðàåòñÿ íàðóæó, áåð¸ò äîáû÷ó è ïðÿ÷åò å¸ â íîðêå. À ÷òî áóäåò, åñëè âíåñòè â å¸ èíñòèíêòèâíûå äåéñòâèÿ íåçíà÷èòåëüíûå êîððåêòèâû? Êîãäà îñà èñ÷åçíåò â íîðêå, ÷óòü-÷óòü îòîäâèíåì å¸ äîáû÷ó îò âõîäà. Íà íàø âçãëÿä íè÷åãî íå èçìåíèëîñü, íî äëÿ îñû âñÿ öåïî÷êà äåéñòâèé íà÷èíàåòñÿ ñíà÷àëà. Îíà âíîâü ïîäòàñêèâàåò ïàðàëèçîâàííîå íàñåêîìîå ê âõîäó è âíîâü íûðÿåò â íîðêó äëÿ «ïðîâåðêè». Îäèí èññëåäîâàòåëü ñîðîê ðàç îòîäâèãàë äîáû÷ó, è îñà êàæäûé ðàç âíîâü è âíîâü «îáûñêèâàëà» íîðêó, âõîä â êîòîðóþ åé áûë ïðåêðàñíî âèäåí! Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî îíà âåëà ñåáÿ â äàííîì ñëó÷àå êàê àâòîìàò. Âïðî÷åì, òàê îíî è åñòü íà ñàìîì äåëå. Ïîâåäåíèå íàñåêîìûõ «çàïðîãðàììèðîâàíî» ñ ñàìîãî èõ ðîæäåíèÿ. Îíè âåäóò ñåáÿ òàê, êàê âåëè íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ìèëëèîíîâ ëåò ýâîëþöèè. Êàæäîå èõ äåéñòâèå ïðîäèêòîâàíî èíñòèíêòîì. «Îáäóìàòü», èçìåíèòü ñâî¸ ïîâåäåíèå â ñîîòâåòñòâèè ñ èçìåíèâøèìèñÿ îáñòîÿòåëüñòâàìè, îíè ïðîñòî íå â ñîñòîÿíèè.
Äîïóñòèì, ñ íàñåêîìûìè âñ¸ ïîíÿòíî. À êàê áûòü ñ ñîáàêàìè èëè îáåçüÿíàìè?
Àíòðîïîëîã: Äåéñòâèòåëüíî, ïîâåäåíèå âûñîêîîðãàíèçîâàííûõ æèâîòíûõ (íàïðèìåð, ñîáàê èëè îáåçüÿí) ãîðàçäî ñëîæíåå, ÷åì ïîâåäåíèå íàñåêîìûõ. Îíè ñïîñîáíû äåëàòü âûáîð, ïðåäâèäåòü ïîñëåäñòâèÿ òîãî èëè èíîãî ñâîåãî ïîñòóïêà. Îäíàêî è â ýòîì ñëó÷àå ïîâåäåíèå æèâîòíûõ ÿâëÿåòñÿ èíñòèíêòèâíûì, à íå ðàçóìíûì. Ïðîñòî âûñîêîîðãàíèçîâàííûå æèâîòíûå ñïîñîáíû ê îáó÷åíèþ. Îáåçüÿíû è ñîáàêè, â îòëè÷èå îò íàñåêîìûõ, ìîãóò ìåíÿòü ñâî¸ ïîâåäåíèå â çàâèñèìîñòè îò ñèòóàöèè. Íî îíè ñîâåðøåííî íå ñïîñîáíû ê òâîð÷åñòâó, ê ñîçäàíèþ ÷åãî-ëèáî íîâîãî. Ýòà ñïîñîáíîñòü ïðèñóùà îäíîìó òîëüêî ÷åëîâåêó. ×åëîâåê òðóäèòñÿ, è â ðåçóëüòàòå åãî òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè ïðîèñõîäèò ïðåîáðàçîâàíèå îêðóæàþùåãî ìèðà. ×åëîâåê ìîæåò ðàçìûøëÿòü, àíàëèçèðîâàòü, îáîáùàòü, äåëàòü âûâîäû, íàêàïëèâàòü è ïåðåäàâàòü èíôîðìàöèþ. Îí åäèíñòâåííûé èç æèâûõ ñóùåñòâ, êòî ñïîñîáåí ê ïîçíàíèþ ìèðà è ñàìîãî ñåáÿ. Ýòà åãî îñîáåííîñòü è íàçûâàåòñÿ ðàçóìîì.
Ðàçóì ýòî ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà ïîíèìàòü è îñìûñëèâàòü ìèð è ñàìîãî ñåáÿ, ñïîñîáíîñòü ê òâîð÷åñòâó è ïîçíàíèþ.
Èìåííî ðàçóì ïîçâîëèë ÷åëîâåêó èçîáðåñòè ìíîæåñòâî ïîëåçíûõ âåùåé è çàíÿòü ãîñïîäñòâóþùåå ïîëîæåíèå íà íàøåé ïëàíåòå. Äà, îí íå òàê áûñòðî áåãàåò, êàê ëåîïàðä, íå òàêîé çîðêèé, êàê îð¸ë, îí íå óìååò ëåòàòü, êàê ïòèöû, ó íåãî íåò îñòðûõ êîãòåé, ìîùíûõ êëûêîâ, òîëñòîé øêóðû. Íî áëàãîäàðÿ áèíîêëþ, ÷åëîâåê âèäèò ëó÷øå îðëà, áëàãîäàðÿ àâòîìîáèëþ ïåðåìåùàåòñÿ áûñòðåå ëåîïàðäà, à áëàãîäàðÿ ñàìîë¸òó ëåòàåò âûøå è áûñòðåå ëþáîé ïòèöû.
Ëþäè ñðîäíè æèâîòíûì. Çíà÷èò, ó íèõ òîæå åñòü èíñòèíêòû?
Àíòðîïîëîã: Õîòÿ ÷åëîâåê îáëàäàåò ðàçóìîì, èíñòèíêòû åìó òàêæå ïðèñóùè. Íàïðèìåð, íîâîðîæäåííûé ìëàäåíåö, êîãäà ãîëîäåí, æàäíî ñîñ¸ò ìîëîêî. Íèêòî íå ó÷èë åãî ýòîìó. Ðåáåíîê «óìååò åñòü» ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ. Îäíàêî ñïîñîáíîñòü ãîâîðèòü, ÷èòàòü, èãðàòü, òðóäèòüñÿ è ìíîãîå äðóãîå ÷åëîâåê îáðåòàåò òîëüêî ïóòåì îáó÷åíèÿ. Ïîýòîìó è ãîâîðÿò, ÷òî èíñòèíêòû èãðàþò â åãî æèçíè íåñðàâíèìî ìåíüøóþ ðîëü, ÷åì â æèçíè äðóãèõ æèâîòíûõ.
3. Ìîçã îñíîâíîé èíñòðóìåíò ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè
Åñëè ðàçóì – ñàìîå âàæíîå, ÷òî îòëè÷àåò ÷åëîâåêà îò äðóãèõ æèâîòíûõ, òîãäà ó íèõ äîëæíî áûòü ðàçíîå ñòðîåíèå ìîçãà!
Àíòðîïîëîã: Äåéñòâèòåëüíî, ãëàâíûì èíñòðóìåíòîì ðàçóìíîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà ÿâëÿåòñÿ åãî ãîëîâíîé ìîçã. Íî ýòîò æèçíåííî âàæíûé îðãàí åñòü è ó ìíîãèõ äðóãèõ æèâûõ ñóùåñòâ, íàïðèìåð, ó ðûá, ó ïòèö è ó çâåðåé. Îäíàêî ðàçóìîì îíè íå îáëàäàþò! Çàìàí÷èâî áûëî áû ñ÷èòàòü, ÷òî åãî ìîçã óñòðîåí ñîâñåì íå òàê, êàê ìîçã äðóãèõ æèâîòíûõ. Îäíàêî íàó÷íûå èññëåäîâàíèÿ ýòîãî íå ïîäòâåðäèëè.  ñòðîåíèè ãîëîâíîãî ìîçãà ÷åëîâåêà, êàê è â ñòðîåíèè äðóãèõ åãî îðãàíîâ, ìîæíî îáíàðóæèòü ìíîæåñòâî îáùèõ ÷åðò ñî ñòðîåíèåì ìîçãà çâåðåé è ïòèö, ÷òî åùå ðàç ïîäòâåðæäàåò òîò ôàêò, ÷òî ÷åëîâåê âûøåë â ñâî¸ì ðàçâèòèè èç æèâîòíîãî ìèðà, ÷òî îí ÷àñòü ïðèðîäû. Íà÷àòü ñ òîãî, ÷òî â ðàáîòå ëþáîãî ìîçãà, áóäü òî ìîçã ïòèöû, îáåçüÿíû èëè ÷åëîâåêà, âåäóùóþ ðîëü èãðàþò îñîáûå íåðâíûå êëåòêè íåéðîíû. (Ê ïðèìåðó, ó ÷åëîâåêà íåéðîíû ñîñòàâëÿþò îäíó äåñÿòóþ ÷àñòü âñåõ êëåòîê íåðâíîé òêàíè). Ñëîæíîñòü íåðâíîé ñèñòåìû íàõîäèòñÿ â ïðÿìîé çàâèñèìîñòè îò ÷èñëà ñîñòàâëÿþùèõ å¸ íåéðîíîâ. Íàïðèìåð, ó ÷åðâåé èõ âñåãî îêîëî 100, à ó ÷åëîâåêà áîëåå 10 ìèëëèàðäîâ!
Ïîëó÷àåòñÿ, ÷åì áîëüøå îáú¸ì ãîëîâíîãî ìîçãà ó êàêîãî-ëèáî ñóùåñòâà, òåì îíî «óìíåå»?
Àíòðîïîëîã: Ýòî íå ñîâñåì òàê. Èçâåñòíî, ÷òî ó ñëîíîâ è äåëüôèíîâ ìîçã áîëüøå, ÷åì ó ëþäåé. Îäíàêî ðàçóìîì èç íèõ îáëàäàåò òîëüêî ÷åëîâåê. Ó÷¸íûå ñ÷èòàþò, ÷òî íàðÿäó ñ îáú¸ìîì ìîçãà ÷ðåçâû÷àéíî âàæíóþ ðîëü èãðàåò êîëè÷åñòâî ñâÿçåé, âîçíèêàþùèõ ìåæäó îòäåëüíûìè íåéðîíàìè. ×åëîâå÷åñêèé ìîçã ìîæíî óïîäîáèòü âîëøåáíîìó ëåñó: èç íåéðîíîâ âûòÿãèâàþòñÿ äëèííûå îòðîñòêè, êîòîðûå ïåðåïëåòàþòñÿ ìåæäó ñîáîé, êàê âåòâè äåðåâüåâ. Ïðè ïîìîùè ýòèõ îòðîñòêîâ îòäåëüíûå íåéðîíû ïîñòîÿííî îáìåíèâàþòñÿ äðóã ñ äðóãîì íåðâíûìè èìïóëüñàìè. Êîëè÷åñòâî ïîäîáíûõ ñâÿçåé îäíîãî òîëüêî íåéðîíà ìîæåò äîñòèãàòü 20 òûñÿ÷! Íè ó îäíîãî äðóãîãî ñóùåñòâà íåéðîíû ãîëîâíîãî ìîçãà íå îáðàçóþò òàêèõ ñëîæíûõ è ìíîãî÷èñëåííûõ ñâÿçåé. È èìåííî ýòèì ÷åëîâå÷åñêèé ìîçã îòëè÷àåòñÿ îò ìîçãà æèâîòíûõ. Îäíàêî ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ó íîâîðîæäåííîãî ìëàäåíöà ðàçâåòâë¸ííûõ ñâÿçåé ìåæäó íåéðîíàìè íåò. Îíè îáðàçóþòñÿ òîëüêî â ðåçóëüòàòå åãî îáùåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè è îáó÷åíèÿ. ×åì áîëüøå ÷åëîâåê óçíà¸ò, ÷åì áîëüøå îí ðàçìûøëÿåò èëè çàíèìàåòñÿ òâîð÷åñòâîì, òåì áîëüøå íåéðîííûõ ñâÿçåé óñòàíàâëèâàåòñÿ â åãî ìîçãó. À ýòî ïîêàçûâàåò, ÷òî ðàçóì íå äà¸òñÿ ÷åëîâåêó ñ ðîæäåíèÿ. Îí ôîðìèðóåòñÿ, «ñîçäà¸òñÿ» òîëüêî â îáùåñòâåííîé ñðåäå!
Источник
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
·Инстинкт самосохранения
·Инстинкт продолжения рода
·Инстинкт материнства
·Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.
Таким образом, человек, как биосоциальное существо, обладает и природными особенностями , которые сближают его с миром животных, и социальными, отличающими его от животных и, их он приобретает в процессе социализации. О социализации можно прочитать здесь.
Человек, индивид, личность, индивидуальность
Дадим определения основным понятиям данной темы.
«Человек – это звучит гордо!»- как часто вспоминаются нам эти слова, произнесённые Сатиным – героем пьесы М.Горького « На дне». Да, произнося это слово, мы прежде всего имеем в виду нравственные качества человека, его способность отвечать за свои дела и поступки. Именно поэтому часто на ЕГЭ путают два понятия — человек и личность, считая, что это одно и то же. Однако в философии эти термины не являются синонимами. В каждый вложен свой определённый смысл. Какой же? Разберёмся в этом.
Человек
Философское понятие « человек» включает в себя то, что это не животное. Поэтому даже предлагаются вопросы, в которых нужно найти что-то общее между человеком и животным и различное.
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле.
Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens, наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Индивид
Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.
Каждый из нас – индивид.
Личность
Личность – это индивид, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.
ЗАПОМНИТЕ:
·Не является личностью новорождённый, так как он ещё не способен к общению, социальному взаимодействию. Пример тому – дети -« маугли», попавшие во младенчестве в стаи животных (обезьян, волков), не прошедшие процесс социализации и поэтому не ставшие личностями.
·Психически больные люди тоже не являются личностями, они не способны адекватно вести себя , отвечать за свои действия. Поэтому их изолируют от общества в специальные лечебные учреждения. Не случайно любой преступник проходит судебную экспертизу на наличие психических отклонений.
Индивидуальность
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений каждого человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность его деятельности.
В чём проявляется индивидуальность?
·Во внешности
·В чертах характера
·В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
·Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.
Таким образом, все люди индивидуальны с анатомо-физиологической, психологической, нравственной и философской точек зрения. Мы все хотим быть самими собой, чтобы нас ценили как конкретную отдельную личность, ни с кем не сравнивая и ни на кого не показывая. В этом смысле сложно быть детьми знаменитостей, потому что их воспринимают часто как чьих-то детей и им приходится доказывать, что они сами что-то из себя представляют и могут многого в жизни добиться.
В конце я хочу пожелать каждому из вас, ребята, стать высоконравственной личностью, стремиться к этому, формировать в себе лучшие человеческие качества. И, конечно, быть индивидуальностью, не сливаться с массой, толпой, всегда иметь свою позицию, добиваться высоких результатов в том деле, которому вы посвятите свою жизнь.
Источник
Физиоло́гия челове́ка и живо́тных (от греч. φύσις — природа, греч. λόγος — учение) — это наука о функциональной активности животных организмов, в том числе и человека, использующая для её изучения и объяснения методы и понятия биологии, физики, химии, математики и кибернетики[1].
Физиология человека и животных изучает также закономерности взаимодействия животных организмов с окружающей средой, их поведения в различных условиях существования, а также на различных стадиях роста и развития, происхождение и развитие физиологических процессов в ходе эволюционного и индивидуального развития.
Знание закономерностей протекания физиологических процессов позволяет предвидеть их изменения при различных условиях жизнедеятельности и открывает возможность вмешиваться в ход физиологических процессов в желаемом направлении. Тем самым физиология является теоретической основой медицины, ветеринарии и психологии.
В медицине физиология человека вместе с анатомией и гистологией является базисом, благодаря которому врач объединяет разрозненные знания и факты о пациенте в единое целое, оценивает его состояние, уровень дееспособности. А по степени функциональных нарушений, то есть по характеру и величине отклонения от нормы важнейших физиологических функций — стремится устранить эти отклонения и вернуть организм к норме с учётом индивидуальных, этнических, половых, возрастных особенностей организма, а также экологических и социальных условий среды обитания.
При коррекции нарушенных функций организма следует обращать внимание не только на особенности влияния природно-климатических производственных условий среды обитания, но и на характер антропогенного загрязнения — количество и качество вредных высокотоксичных веществ в атмосфере, воде, продуктах питания.
История физиологии человека и животных[править | править код]
Первые представления о закономерностях жизнедеятельности животных организмов были связаны с наблюдениями врачей, практика которых требовала не только знания анатомии человека, но и понимания основных принципов функционирования организма. Одна из первых попыток выявить физиологические законы принадлежит Гиппократу, который учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов.
Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках[2][3][4].
Задачи физиологии человека и животных[править | править код]
- Изучение закономерностей жизнедеятельности человека и животных.
- Разработка теоретических основ лечения заболеваний и патологических состояний, сохранение и укрепление здоровья людей.
Направления исследований физиологии человека и животных[править | править код]
- Физиология высшей нервной деятельности изучает закономерности функционирования высших отделов центральной нервной системы (ЦНС) (коры больших полушарий головного мозга и ближайшей холмы), которые обеспечивают акты поведения животных и человека и взаимодействие их с внешней средой и составляют материальные основы ощущения, восприятия, мышления, памяти.
- Нейрофизиология изучает функции нервной системы, раскрывает структурно-функциональную организацию различных отделов нервной системы, центральные механизмы регуляции функций организма, выясняет основные принципы кодирования и передачи сигналов от рецепторов в ЦНС, обработки информации на разных уровнях этой системы и общих закономерностей протекания нервных процессов.
- Физиология висцеральных систем изучает свойства отдельных тканей и органов, а также закономерности их объединения в функциональные системы.
- Сравнительная физиология исследует особенности развития физиологических функций животных организмов в их эволюционном (филогенез) и индивидуальном (онтогенез) развития.
- Возрастная физиология изучает закономерности и ведущие механизмы процесса старения живых организмов.
- Специальная физиология изучает общие и частные закономерности жизнедеятельности организмов, прежде человека, согласно специфических условий её деятельности. Благодаря этому в специальную физиологию выделяют: экологическую физиологию, физиологию труда, спорта, психофизиологию, космическую, авиационную, подводную и т. д.
- Физиологическая кибернетика изучает структурную и функциональную организацию биологических систем, а также закономерности получения, преобразования и использования в них информации.
См. также[править | править код]
- Анатомия и физиология млекопитающих
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Гиппократ. Этика и общая медицина. — СПб.: Азбука, 2001. — 10 000 экз. — ISBN 5-267-00505-3.
Источник