Какие свойства являются отличительным

Какие свойства являются отличительным thumbnail

Тема: «Свойства объекта. Общие и отличительные свойства»

Цели урока:

  • Обобщить сведения об именах объектов;

  • Рассмотреть характерные свойства различных объектов;

  • Сформировать представление о свойствах объекта, его характеристике, общих и отличительных свойствах объектов;

  • Актуализировать знания и многообразии свойств объектов, их категорий;

  • Развивать информационную культуру учащихся при работе в графическом редакторе.

Педагогические задачи урока:

  • Инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений об именах объектов;

  • Развивать умение планомерно анализировать объекты, выделять существенные свойства;

  • Раскрыть смысл понятия «отличительные свойства» на основе анализа примеров;

  • Развивать умение передавать свойства объектов средствами графического редактора;

  • Формировать навыки работы с изображениями в графическом редакторе;

  • Развивать информационную культуру посредством обучения грамотному расположению объектов на листе.

Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:

  • Знать, что такое характеристика объекта;

  • Понимать многообразие свойств объекта, свойства бывают общими и отличительными;

  • Знать основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах;

  • Уметь выделять в объектах общие и отличительные свойства;

  • Уметь проводить планомерный анализ свойств объекта с опорой на план-схему;

  • Уметь обосновывать выбор размера шрифта, цвета, оформления заголовков и заливки графических изображений объектов.

Ключевые понятия: объект, свойства, совокупность свойств, общие свойства, отличительные свойства, характеристика.

Вспомогательные (дополнительные) понятия: признаки, назначение, размер, форма, вкус, материал, состав, действия.

План урока:

  1. Организационный момент (1- 2 мин).

  2. Обобщение сведений, известных учащимся (3- 4 мин).

  3. Новый материал по теме в виде эвристической беседы (6-8 минут).

  4. Выполнение заданий в тетради (7 -8 мин).

  5. Физминутка (2-3 мин).

  6. Компьютерный практикум (10 мин).

  7. Обобщение и подведение итогов.

  8. Домашнее задание (2 -3 мин)

Ход урока:

При изложении материала данной темы учитель должен последовательно раскрыть следующие ключевые идеи:

Все объекты обладают свойствами;

Каждый объект имеет множество свойств.

Повторение проводится в игровой форме. Учащиеся делятся на 4 группы. Им предлагаются темы: «Предметы», «Живые существа», «События», «Явления». Для каждой группы каждая группа должна записать две пары имен (общее и конкретное). Например: «праздник – день рождения», «время суток – утро», «книга – учебник информатики», «животное – собака». По результатам игры поощряется самая успешная группа и самые интересные пары ответов.

Сценарий эвристической беседы:

Нас окружают множество объектов. Они все одинаковы или чем-то отличаются между собой? (разные)

Как мы отличаем один объект от другого? (по внешнему виду, действиям, и другим признакам и свойствам)

Все объекты обладают свойствами. По этим свойствам мы можем судить, чем объекты похожи и чем отличаются. Свои свойства объекты проявляют тогда, когда мы с ними выполняем какие-либо действия или сравниваем объекты друг с другом.

Ключевые вопросы:

Чем различаются эти объекты? (один греет, а другой – охлаждает). Как называется это свойство? (назначение для чего служит объект)

Чем различаются эти объекты? (один маленький, а другой – большой). Как называется это свойство? (размер)

Чем различаются эти объекты? (один белый, а другой черный) Как называется это свойство? (цвет)

Чем различаются эти объекты? (один круглый, а другой – прямоугольный) Как называется это свойство? (форма)

Чем различаются эти объекты (один кислый, а другой сладкий). Как называется это свойство? (вкус)

Чем различаются эти объекты? (один деревянный, а другой пластмассовый). Как называется это свойство? (материал, из которого изготовлен объект).

Чем различаются эти объекты (один цельный, а другой состоит из множества частей). Как называется это свойство? (состав объекта)

Чем различаются эти объекты (один учит, а другой лечит). Как называется это свойство? (действия).

Учитель обобщает ответы учащихся, говоря, что свойства объекта – э

То его размер, форма, цвет, назначение, состав и другие. Эти свойства учитель выписывает на доске (презентация)

Ключевые моменты:

  • Каждый объект имеет несколько свойств;

  • Перечислить свойства выбранных объектов:

В качестве примера берется яблоко. Дети характеризуют яблоко, называя каждый по одному из его свойств.

Аналогичным образом предлагается описать объекты «книга» и «самолет».

Затем учитель сообщает детям, что совокупность свойств объекта называется его характеристикой.

У каждого объекта множество свойств. Но если мы будем сравнивать объекты между собой, то увидим, что свойства объектов бывают общими и отличительными. Те свойства, которые есть у всех сравниваемых объектов – это общие свойства. Те свойства, которые отличают один объект от другого, – отличительные.

Например, чем похожи самолет и пароход? (это средства передвижения, транспорт). Это общее свойство этих объектов. Они похожи по назначению.

А теперь скажите, чем они различаются? (самолет – воздушный транспорт, а пароход – водный) Правильно, это их отличительные свойства: плавать по воде и летать по воздуху.

Теперь давайте рассмотрим сразу несколько объектов – например, учеников нашего класса.

Какое общее свойство у всех? (быть учениками). Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством «быть девочкой». Для девочек это свойство общее или отличительное? (общее).

Теперь выделим из группы девочек объекты с отличительным свойством «быть выше всех». Такая девочка одна. Это её отличительное свойство.

В качестве закрепления можно предложить игру: каждый ученик по очереди называет какое-либо свойство («иметь собаку», «быть отличником», «уметь играть на пианино» и др.) Те дети, которым оно присуще, поднимают руку. Назвавший свойство комментирует, для кого оно общее, а в каком случае – отличительное.

Можно детям предложить следующее задание: учитель устно задает каждому ребенку для анализа свойство или раздает их названия на карточках; ученик называет два объекта, для которых это свойство общее, и два объекта, которые этим свойством отличаются. Например, свойство «размер» может быть общим для ручки и карандаша, но отличительным для слона и муравья.

Решение информационных задач

Задание на закрепление умения планомерно анализировать объекты

Запиши объекты, обладающие общим свойством, указывающим на назначение

а) Человек использует для еды: _____________________________________

б) Человек использует для передвижения: ______________________________________________________________________

Данные для справки:

глобус виноград лимон

яблоко автомобиль груша

велосипед пароход самолёт

конфета ложка автобус

Задание на формирование умений выделять и формулировать общие и отличительные свойства объекта

Рассмотри объекты

hello_html_2dda4070.png

Общее свойство: геометрическая фигура, имеет углы.

Назови и запиши отличительные свойства объектов:

Отличительные свойства:

1) Четырёхугольник: имеет __________ угла и _______________ стороны.

2) Квадрат: ___________________ равных угла и __________ равные стороны.

3) Ромб:________________________________________________

_________________________________________________________

4) Треугольник: ________________________________________

________________________________________________________

Задание на формирование умений выделять и формулировать общие и отличительные свойства объекта

Дополни таблицы

Объекты

Общее свойство

Отличительное свойство

мяч

круглый

можно играть

яблоко

круглое

можно есть

А)

воздушный шар

может летать

лёгкий

самолёт

может летать

Б)

утка

может плавать

живая

лодка

может плавать

В)

вишня

съедобная

апельсин

оранжевый

Г)

книга

хранит информацию

компьютер

Д)

луна

солнце

Задание на отработку навыков выделять

свойства объекта

а) Какое свойство указывает на назначение объекта?

  • является носителем информации

  • можно покрасить в синий цвет

  • может высоко подпрыгивать

  • можно поставить на полку

б) Какое свойство указывает на форму объекта?

  • круглый

  • синий

  • далёкий

  • полезный

в) Какое свойство указывает на размер объекта?

  • круглый

  • синий

  • большой

  • нужный

г) Какое свойство указывает на материал, из которого сделан объект?

  • синий

  • круглый

  • пластмассовый

  • важный

д) Какое свойство указывает на цвет объекта?

  • круглый

  • жёлтый

  • деревянный

  • сладкий

Компьютерный практикум

Работа с графическим редактором. Учащиеся должны усвоить инструмент «надпись». Каждому ученику дается одно из свойств (назначение, форма, цвет, размер, состав действия). Его задача – изобразить два объекта с одинаковым заданным свойством и подписать имя каждого из них, а в заголовке написать, какое свойство характерно для обоих объектов.(например, заголовок можно иметь вид: «Свойств – форма», если объекты – «бублик» и «колесо»)

Обобщение и подведение итогов:

  • каждый объект имеет множество свойств;

  • совокупность свойств – это характеристика объекта;

  • свойство объекта указывает на его размер, назначение форму, цвет, состав, действия;

  • узнать объект можно по совокупности его свойств.

Источник

Тема «Общие и отличительные свойства»

Цели урока:

• актуализировать знания о многообразии свойств объектов, их категорий;

в сформировать представление об общих и отличите­льных свойствах объектов;

в познакомить со спецификой общих и отличитель­ных свойств.

Педагогические задачи урока:

•  раскрыть смысл понятия «общие свойства» на основе анализа примеров;

•  раскрыть смысл понятия «отличительные свойства» на основе анализа примеров;

•  закрепить умение производить характеристику объекта;

•  развивать основные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения на предметном, образном, понятийном материале;

•  развивать информационную культуру посредством формирования общих способов решения информационных задач.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

• понимать, что свойства объектов бывают общими и отличительными;

в уметь выделять в объектах общие и отличительные свойства;

• уметь производить планомерный, осознанный анализ, сравнение объектов.

Ключевые понятия: общие свойства, отличительные свойства.

Вспомогательные (дополнительные) понятия:

группы объектов, характеристика объектов.

Общая характеристика урока:

•  рекомендуемая форма организации — рассказ с элементами диалога и с опорой на эмпирические
знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);

•  рекомендуемый тип урока — урок объяснения новых знаний;

•  стратегия — опережающая, развивающая.

Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 2, демонстрационный ПК (нужен мультимедиа-проектор), презентация к уроку, карточки с изображением предметов, ЭОР.

План урока

1.  Организационный момент (1-2 мин).

2.  Повторение материала предыдущей темы в виде игры (2-3 мин).

3.  Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал (8-10 мин).

4.  Выполнение заданий в рабочей тетради (7-9 мин).

5.  Физкультминутка (2-3 мин).

6.  Компьютерный практикум (10—12 мин).

7.  Обобщение и подведение итогов (2-3 мин).

8.  Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

Ход (сценарий) урока

После проведения организационного момента про­водится опрос учащихся по ключевым вопросам в кон­це предыдущего параграфа учебника.

Для организации повторения можно предложить игру-разминку. Детям раздаются карточки с изображением предметов. Никто никому не говорит, какая карточка ему досталась. Учитель называет некоторое свойство, и руки поднимают те дети, чей объект этим свой­ством обладает. Затем дети должны отгадать, какой объект изображен на карточке у каждого из них.

После разминки учитель приступает к изложению нового материала.

Сценарий эвристической беседы:

Как мы поняли из предыдущих уроков, у каждого объекта множество свойств. Но если мы будем сравни­вать объекты между собой, то увидим, что свойства объекта бывают общими и отличительными. Те свойст­ва, которые есть у всех сравниваемых объектов, — это общие свойства. Те свойства, которые отличают один объект от другого, — отличительные.

Например, чем похожи самолет и пароход? (Это средства передвижения, и то, и другое транспорт.) Это общее свойство этих объектов. Они похожи по на­значению.

А теперь скажите, чем они различаются? (Само­лет воздушный транспорт, а пароход водный.) Правильно, это их отличительные свойства: плавать по воде и летать по воздуху.

Теперь давайте рассмотрим сразу несколько объек­тов — например, учеников нашего класса. Давайте все встанем.

Какое общее свойство у всех? (Быть учениками, быть детьми.)

Теперь выделим из данной группы объекты с отли­чительным свойством «быть девочкой». Сделайте шаг вперед.

Для девочек это свойство общее или отличитель­ное? (Общее.)

Теперь выделим из группы девочек объекты с отличи­тельным свойством «быть выше всех». Сделай шаг впе­ред. Такая девочка одна. Это ее отличительное свойство.

Садимся на места. Давайте обсудим то, что мы на­блюдали. Как видим, одно и то же свойство «быть де­вочкой» может быть и общим, и отличительным. Оно отличительное, когда группа девочек входит в более широкую группу объектов — в класс, в котором, кроме них, есть еще и мальчики Затем можно разобрать еще один или два примера из жизни детей, в которых демонстрируются общие и отличительные свойства объектов. Лучше, если эти примеры предложат сами дети.

После работы с презентацией для закрепления изу­ченного учитель предлагает детям игру. Каждый уче­ник по очереди называет какое-либо свойство (напри­мер, «иметь дома собаку», «быть отличником», «уметь играть на пианино» и др.). Те дети, которым оно прису­ще, поднимают руки. Назвавший свойство комменти­рует, для кого оно общее, а в каком случае — отличите­льное. Затем можно вспомнить список возможных свойств: размер, назначение, форма, цвет, состав, дей­ствия. Этот список можно вынести на доску или пока­зать слайд из презентации. Детям предлагается следу­ющее задание: учитель может устно задать для анализа каждому ребенку свойство или раздать их названия на карточках; ученик называет два объекта, для которых это свойство общее, и два объекта, которые этим свой­ством отличаются. Например, свойство «размер» мо­жет быть общим для «карандаша» и «ручки», но отли­чительным для «муравья» и «слона».

Можно предложить и более сложный вариант игры, когда для указанного свойства ребенок должен называть объекты, а другие дети должны ответить, яв­ляется ли это свойство для них общим или отличитель­ным.

После проведения игры можно перейти к решению информационных задач.

Решение информационных задач

При решении информационных задач нужно обра­тить внимание на формирование умения анализиро­вать, сравнивать объекты, выделять в них общие и от­личительные свойства.

При комплектовании заданий ставилась основная задача — для отработки умений предоставить уча­щимся богатый, разнообразный материал (текстовый предметный, числовой, знаковый, графический), что­бы обобщенные навыки могли успешно и легко перено­ситься в новые условия.

Упражнения 1 и 2 нацелены на формирование уме­ния выделять и формулировать словесно общие и отли­чительные свойства объектов. В первом задании это ана­лиз графических объектов, во втором — анализ понятий.

Упражнение 3 направлено на формирование умения производить классификацию геометрических объектов, анализировать, обобщать их свойства, грамотно вписы­вать текстовые данные в схему, навыков выделять и формулировать общие свойства объектов.

Целью упражнения 4 служит развитие умения классифицировать числовые данные на основании вы­деления общих свойств и записывать эти данные в таб­лицу. При выполнении этого задания учащиеся соотно­сят общие и отличительные признаки объектов.

Правильный ответ:

Четные числа

6, 12, 18, 398,452

Нечетные числа

5, 9, 11, 13, 29, 53, 99, 771

Однозначные числа

5, 6, 9

Двузначные числа

11, 12, 13, 18, 29, 53, 99

Трехзначные числа

398, 452, 771

Четные однозначные числа: 6.

Четные двузначные числа 12, 18.

Упражнение 5 нацелено на развитие анализа гра­фических изображений, навыков заполнения таблицы, умения пользоваться условными обозначениями. Таб­лица заполняется на основе выделения отличительного свойства («живое» — «неживое»).

Упражнение 6 нацелено на закрепление умения под­бирать объекты с общими свойствами, оформлять ответы в виде списка. Детям предлагается общее свойство, их за­дача — записать имена объектов, обладающих им.

Упражнение 7 направлено на отработку умения вы­бирать из банка данных имя объекта по совокупности его свойств. (Правильные ответы для (а): самолет, ка­рандаш, птица, дрель, стул, скрипка.) Далее (б) уча­щиеся производят группировку объектов по общности свойств и указывают название общего свойства.

При выполнении упражнения 8 учащиеся произво­дят классификацию объектов (звуков) в соответствии с указанными свойствами (звуки естественные или искусственные). (Правильные ответы: искусствен­ные звуки скрежет бульдозера, скрип тормозов, шум пылесоса, рокот самолета; естественные зву­ки плеск волны, журчание ручейка, голос диктора, чириканье воробья, вой ветра.) Во второй части этого задания дети выделяют объекты, которые издают эти звуки, и производят их классификацию. Результаты оформляются в виде таблицы.

Упражнение 9 — логическая задача, направленная на развитие мышления, совершенствование умения пе­реводить информацию из одной формы в другую, испо­льзовать для создания схемы условные обозначения. (Правильные ответы: Торт конфеты печенье; дороже всего торт.)

Компьютерный практикум

Работа с ЭОР.

В качестве компьютерного практикума можно ор­ганизовать работу с графическим редактором. Вы­полняя это задание, дети развивают навыки работы с текстом в среде графического редактора, умение ис­пользовать инструмент «Надпись», закрепляют зна­ния общих и отличительных свойств объектов. Каждо­му ученику дается одно из свойств (назначение, форма, цвет, размер, состав, действия). Его задача — изобра­зить два объекта, различающиеся только заданным звойством, и подписать имя каждого их них. В заголов­ке надо написать, какое свойство является отличитель­ным. Например, заголовок может иметь вид: «Свойст во: форма», если объекты — конфеты разной формы. Если свойство — «размер», то изображены могут быть матрешки. Если свойство — «назначение», то изобра­жены могут быть тетрадь и книга, глобус и мяч и др.

Обобщение и подведение итогов

При подведении итогов обобщаются полученные знания, проговариваются основные идеи урока (с наво­дящими вопросами или путем продолжения начатого предложения):

•  свойства объектов бывают общими и отличительными;

•  общие свойства — те, которые присущи каждому объекту;

•  отличительные свойства — те, которые отличают один объект от другого;

•  одно и то же свойство может быть и общим, и отличительным, в зависимости от того, какие объекты рассматриваются;

•  объекты могут иметь в качестве общих и отличительных свойств назначение, форму, цвет, размер, состав, действия.

Домашнее задание

1.  Прочитать текст учебника — § 16 «Общие и отличительные свойства».

2.  Ответить на вопросы в конце параграфа.

3.  В рабочей тетради № 2 выполнить задания №3,4,5 стр.28-31

4.  Записать в рабочую тетрадь новые слова.

Источник