Какие свойства языка использует автор данного стихотворения

Какие свойства языка использует автор данного стихотворения thumbnail



Сергей Александрович Есенин — один из самых известных русских поэтов XX века. В нашу литературу Сергей Есенин вошел как выдающийся лирик. Лирическая поэзия Есенина Сергея многогранна и сложна. Его творчество отличается особой душевностью и полно противоречий: от восторга и радости до печали и даже отчаяния. В стихотворении поэт выражает свои чувства, эмоции и душевные переживания.. Человеческие чувства и эмоции тесно связаны между собой и не отделимы друг от друга, но это не одно и то же. Чувства находятся в глубине души человека, являются более устойчивыми и не зависят от ситуаций по сравнению с эмоциями. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества.

Стихотворение «Я усталым таким еще не был…» [2, cтр.174–175]было написано Сергеем Есениным 1923 году и вошло в цикл «Москва кабацкая, который свидетельствует о душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести. Лирический герой переживает глубокий душевный кризис. Каждая строка стихотворения пронизана грустью. Поэта мучает тоска, он грустит, вспоминая свою «непутевую жизнь».

Центральное место в стихотворении занимает образ родины. «Но и всё ж отношусь я с поклоном, к тем полям, что когда-то любил…»Любовь поэта к России пронзительная и несравнимая ни с чем. Это не просто чувство, а его своеобразная жизненная философия.

Стихотворение Сергея Есенина богато изобразительно-выразительными средствами. Он использует различные тропы и стилистические фигуры, которые помогают выразить эмоции и чувства, воплотив их в словесную форму. В основе тропов лежит перенесение признаков и явлений одного предмета на другой.

В стихотворении «Я усталым таким еще не был» встречаются эпитеты. Эпитет, в узком понимании этого термина, представляет собой определение, подчиненное задаче художественного описания объекта [1, стр.156].

Так, эпитеты «непутёвая (жизнь)», «темная(сила)», «пьяные(ночи)», «серый (цвет)», «бешенный(пыл)»имеют оттенок мрачности. Поэт с помощью них передаёт свое настроение. Он устал от «непутевой жизни» и не находит в ней морального удовлетворения.

Особое внимание обращает на себя эпитет «синий», который употребляется в тексте дважды «словно синие листья» и в «синюю дрожь». Синий цвет встречается во многих стихотворениях Есенина. Например: «Несказанное, синее, нежное Тих мой край после бурь, после гроз…» (стихотворение «Несказанное, синее, нежное») или стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — только синь сосёт глаза» (стихотворение «Гой ты, Русь, моя Родная»). Можно сказать, что в стихах Есенина происходит развитие символического значения у эпитетов «синий» и «голубой». Они являются сквозными эпитетами, поскольку встречаются во многих его произведениях. Эти цвета были любимыми у Сергея Есенина. Синий цвет в первую очередь связан у поэта с «рязанским небом». Синий цвет символизирует верность, доброту, открытость. По Э. Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие» [2,стр.276]. Гегель считал, что «синий цвет соответствует кротости, уму и сентиментальности» [5, стр.204].

В стихотворении наблюдается противопоставление двух цветов: «Тех волос золотое сено Превращается в серый цвет». Эпитет «золотой» тускнеет, становится мрачным. Можно предположить, что это связано с душевными переживаниями поэта. Жизнь приобретает серые цвета, становится неинтересной и неяркой.

Стихотворение богато метафорами. Если эпитет относится к простым тропам, то метафора — это сложный троп. В основе неё лежит перенесение, это образное выражение, в котором признаки одного предмета или действия переносятся на другие. «Волос золотое сено», «мы природу берем в бетон», «глаза мне точит червь», «пьяные ночи», «цедит осенняя муть». Благодаря метафоре мы можем прочувствовать душевное состояние лирического героя. Поэт находится в отчаянии, его «цедит осенняя муть», одолела осенняя хандра. Даже в «пьяные ночи» тоска не покидает его, и былое разгулье уже не радует.

Вызывает интерес употребленное автором словосочетания «под микитки дубасить».«Пусть хоть ветер теперь начинает Под микитки дубасить рожь». Слово «микитки» по словарю Ефремовой Т. Ф. имеет значение «Место в нижней части груди под ребрами» и дается в словаре с пометой разговорно-сниженное. [3] Слово «дубасить» в данном словосочетании имеет значение «бить, колотить кого-либо с силой» и также относится к разговорной лексике. Поэтому «под микитки дубасить рожь» является яркой метафорой.

Также в стихотворении используется олицетворение. Оно является разновидностью метафоры и основано на перенесении свойств и признаков с одушевленного предмета на неодушевленный:

Много женщин меня любило

Да и сам я любил не одну

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину.

Здесь у Есенина «оживает» «темная сила, которая «приучила» лирического героя «к вину». Постоянная смена женщин и любовные переживания приводят поэта к утешению в вине. Сравнение в художественном тексте помогает более точно представить предмет или явление.

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь!

Не с того ли глаза мне точит,

Словно синие листья червь?

Поэт показывает, как сильно его одолела тоска, и сравнивает её с червем, который «точит листья». Сравнение передаёт горечь переживаний.

Эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения в творчестве Есенина существуют не ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства и эмоции автора.

Кроме тропов, в стихотворении используются стилистические фигуры. Анафора — стилистическая фигура, основанная на единоначатии, соединяет между собой два катрена:

Не больна мне ничья измена

И не радует легкость побед, –

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет.

Превращается впепел и воды,

Когда цедит осенняя муть

Мне не жаль вас, прошедшие годы, –

Ничего не хочу вернуть.

Анафора придает остроту и выразительность стихотворению, подчеркивая главное, подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.

Не только слово или фраза являются средством выразительности, но также и звуки несут в себе особое эмоциональное воздействие на читателя. В стихотворении «Я усталым таким ещё не был…» следует уделить внимание аллитерации звуков [з] и [с]. Они создают здесь ощущение холода, пустоты и тишины:

Я усталым таким еще не был.

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь.

Повторение звука «о» передает стихотворению напевность, а также грустное настроение лирического героя и его разочарование:

«И во мне, вот по тем же законам,

Умиряется бешеный пыл.

Но и все ж отношусь я с поклоном

К тем полям, что когда-то любил».

Поэзия Сергея Есенина богата различными средствами выразительности. Каждый троп и каждая фигура несут особый смысл, который вложил автор. Средства выразительности как нельзя лучше помогают читателю раскрыть этот смысл, прочувствовать всё то, что хочет сказать нам поэт. Есенинские изобразительно-выразительные средства сложны и уникальны. Оттого так наполнены драматизмом искренностью, эмоциональностью и глубокой чувственностью его стихи.

Литература:

  1. Евгеньева А. П. О некоторых поэтических особенностях русского устного этносаXVII-XIX вв.(постоянный эпитет) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т.6. М.-Л., 1997.
  2. Есенин С. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. — 224с.
  3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000.
  4. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: образ, стихи, эпоха. — М.: Сов. Россия, 1979
  5. Психологические тесты.Под/ред. Карелина А. А. — М.: Владос, 2001.
  6. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 г.г. // Современное есеноведение. — 2013. -№ 26. — с.13–17.

1

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, синий цвет, стихотворение, золотое сено, осенняя муть, поэт, эпитет, Русь, серый цвет, темная сила.

Источник

ÒÐÎÏÛ (òðîï – óïîòðåáëåíèå ñëîâà èëè âûðàæåíèÿ â ïåðåíîñíîì çíà÷åíèè)

Ãèïåðáîëà – õóäîæåñòâåííîå ïðåóâåëè÷åíèå òåõ èëè èíûõ ñâîéñòâ èçîáðàæàåìîãî ïðåäìåòà.
Ïðèìåð: â ñòî ñîðîê ñîëíö çàêàò ïûëàë Â. Ìàÿêîâñêèé)

ÔÓÍÊÖÈÈ ÃÈÏÅÐÁÎËÛ È ËÈÒÎÒÛ (ñì. íèæå):
–Ýìîöèîíàëüíîå âîçäåéñòâèå íà ÷èòàòåëÿ;
–Ïðèäàíèå ðå÷è âûðàçèòåëüíîñòè;
–Óñèëåíèå õóäîæåñòâåííîãî âïå÷àòëåíèÿ
–Ñîçäàíèå êàêèõ-ëèáî ÿðêèõ íåîáû÷íûõ îáðàçîâ
–Èñòî÷íèê þìîðà, ñðåäñòâî íàñìåøêè

Èðîíèÿ – òðîï, ñîñòîÿùèé â óïîòðåáëåíèè ñ öåëüþ íàñìåøêè ñëîâà èëè âûðàæåíèÿ â çíà÷åíèè, ïðîòèâîïîëîæíîì áóêâàëüíîìó.
Ïðèìåð: Ãâîçäèí, ÕÎÇßÈÍ ÏÐÅÂÎÑÕÎÄÍÛÉ*,
Âëàäåëåö íèùèõ ìóæèêîâ
(À. Ïóøêèí)

Ëèòîòà – õóäîæåñòâåííîå ïðåóìåíüøåíèå òåõ èëè èíûõ ñâîéñòâ èçîáðàæàåìîãî ïðåäìåòà.
Ïðèìåð:
 áîëüøèõ ñàïîãàõ, â ïîëóøóáêå îâ÷èííîì,
 áîëüøèõ ðóêàâèöàõ… à ñàì ñ ÍÎÃÎÒÎÊ!

Ìåòàôîðà – ïåðåíåñåíèå ñâîéñòâ îäíîãî ïðåäìåòà èëè ÿâëåíèÿ íà äðóãîé ïî ïðèíöèïó èõ ñõîäñòâà, ñêðûòîå ñðàâíåíèå.

Ïðèìåð:
Ïîêàòèëèñü ãëàçà ñîáà÷üè
Çîëîòûìè çâåçäàìè â ñíåã
(Ñ. Åñåíèí )

ÔÓÍÊÖÈß: ïðèäàíèå ðå÷è îñîáîé âûðàçèòåëüíîñòè è ýìîöèîíàëüíîñòè

Ìåòîíèìèÿ – ïåðåíåñåíèå ñâîéñòâ îäíîãî ïðåäìåòà èëè ÿâëåíèÿ íà äðóãîé ïî ïðèíöèïó èõ ñìåæíîñòè (ìàòåðèàë – èçäåëèå èç íåãî, ñîäåðæèìîå – ñîäåðæàùåå, ïðîäóêò – åãî ïðîèçâîäèòåëü, äåéñòâèå – îðóäèå äåéñòâèÿ è ò.ä.)
Ïðèìåð:
È âû, ÌÓÍÄÈÐÛ ÃÎËÓÁÛÅ*,
È òû, ïîñëóøíûé èì íàðîä.
(Ì. Ëåðìîíòîâ)

Îëèöåòâîðåíèå – òðîï, ñîñòîÿùèé â ïåðåíåñåíèè ñâîéñòâ ÷åëîâåêà íà íåîäóøåâëåííûå ïðåäìåòû èëè îòâëå÷åííûå ïîíÿòèÿ, ðàçíîâèäíîñòü ìåòàôîðû.
Ïðèìåð:
Çèìà íåäàðîì çëèòñÿ,
Ïðîøëà åå ïîðà –
Âåñíà â îêíî ñòó÷èòñÿ
È ãîíèò ñî äâîðà
(ô. Òþò÷åâ)

ÔÓÍÊÖÈß: ñîçäàíèå ýìîöèîíàëüíî-âûðàçèòåëüíûõ îáðàçîâ.

Ïåðèôðàç – îáîðîò, ñîñòîÿùèé â çàìåíå íàçâàíèÿ ïðåäìåòà èëè ÿâëåíèÿ îïèñàíèåì èõ ñóùåñòâåííûõ ïðèçíàêîâ èëè óêàçàíèåì íà èõ õàðàêòåðíûå ÷åðòû.
Ïðèìåð:
Óëûáêîé ÿñíîþ ïðèðîäà
Ñêâîçü ñîí âñòðå÷àåò ÓÒÐÎ ÃÎÄÀ*.
(À. Ïóøêèí)

Ñèíåêäîõà – ïåðåíåñåíèå çíà÷åíèÿ îäíîãî ñëîâà íà äðóãîå íà îñíîâå êîëè÷åñòâåííûõ ñîîòíîøåíèé: ÷àñòü âìåñòî öåëîãî, öåëîå âìåñòî ÷àñòè, åäèíñòâåííîå ÷èñëî âìåñòî ìíîæåñòâåííîãî è ò.ä.
Ïðèìåð:
È ãîðäûé âíóê ñëàâÿí, è ôèíí, è íûíå äèêèé
Òóíãóç, è äðóã ñòåïåé êàëìûê
(À. Ïóøêèí)

Ñðàâíåíèå – ñáëèæåíèå äâóõ ïðåäìåòîâ èëè ÿâëåíèé ñ öåëüþ ïîÿñíåíèÿ îäíîãî èç íèõ ïðè ïîìîùè äðóãîãî.
Ïðèìåð:
Êàê âûææåííàÿ ïàëàìè ñòåïü, ÷åðíà ñòàëà æèçíü Ãðèãîðèÿ (Ì. Øîëîõîâ)
Ñðàâíåíèå ìîæåò îôîðìëÿòüñÿ
– ñ èñïîëüçîâàíèåì ñðàâíèòåëüíûõ ñîþçîâ (êàê, ñëîâíî, áóäòî, êàê áóäòî);
– ñî÷åòàíèåì ãëàãîëîâ ñ ñóùåñòâèòåëüíûì â òâîðèòåëüíîì ïàäåæå
– ñî÷åòàíèåì ñóùåñòâèòåëüíîãî ñ ïðèëàãàòåëüíûì â ñðàâíèòåëüíîé ñòåïåíè (íàïðèìåð, ïîä íèì ñòðóÿ ñâåòëåé ëàçóðè)
Ýïèòåò – õóäîæåñòâåííîå îïðåäåëåíèå, ïðèäàþùåå âûðàæåíèþ îáðàçíîñòü è ýìîöèîíàëüíîñòü.
Ïðèìåð:
Îòãîâîðèëà ðîùà ÇÎËÎÒÀß*
ÁÅÐÅÇÎÂÛÌ ÂÅÑÅËÛÌ* ÿçûêîì
(Ñ. Åñíåíèí)

ÔÓÍÊÖÈÈ ÝÏÈÒÅÒÎÂ È ÑÐÀÂÍÅÍÈÉ: ñïîñîáñòâóþò îáðàçíîìó îïèñàíèþ èëè èçîáðàæåíèþ ïðåäìåòîâ, ïðèçíàêîâ, êà÷åñòâ, äåéñòâèé.

*Âûäåëåííûìè îáîçíà÷àþòñÿ ñëîâà, íåïîñðåäñòâåííî èìåþùèå îòíîøåíèå ê òîìó èëè èíîìó âèäó òðîïà. Åñëè êîíêðåòíî âûäåëåííûõ ôðàãìåíòîâ â ïðèâåäåííîì ïðèìåðå íåò, òî ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ïðåäëîæåíèå öåëèêîì îòíîñèòñÿ ê äàííîìó âèäó òðîïà.

ÑÒÈËÈÑÒÈ×ÅÑÊÈÅ ÔÈÃÓÐÛ (îáîðîòû ðå÷è, ñòðîÿùèåñÿ íà îòñòóïëåíèè îò ïðèâû÷íîãî ðå÷åâîãî ñòàíäàðòà è ïðèäàþùèå âûðàçèòåëüíîñòü õóäîæåñòâåííîé ðå÷è)

Àíàôîðà – åäèíîíà÷àòèå, ïîâòîð ñëîâà èëè ãðóïïû ñëîâ â íà÷àëå íåñêîëüêèõ ñòèõîâ, ñòðîô, ôðàç.
Ïðèìåð:
ËÞÁËÞ òåáÿ, Ïåòðà òâîðåíüå,
ËÞÁËÞ òâîé ñòðîãèé, ñòðîéíûé âèä.
(À. Ïóøêèí)

ÔÓÍÊÖÈÈ: åäèíûé çà÷èí äåëàåò ðå÷ü ýêñïðåññèâíîé, âûðàçèòåëüíî ïîä÷åðêèâàþùåé îñíîâíóþ ìûñëüòåêñòà.

Àíòèòåçà – Ïðîòèâîïîñòàâëåíèå (èñïîëüçîâàíèå àíòîíèìîâ)
Ïðèìåð:
×òî èùåò îí â ÑÒÐÀÍÅ ÄÀËÅÊÎÉ,
×òî êèíóë îí â ÊÐÀÞ ÐÎÄÍÎÌ?

ÔÓÍÊÖÈÈ:
– Ïðèäàíèå ðå÷è îñîáîé îñòðîòû è âûðàçèòåëüíîñòè;
– Äîñòèæåíèå ýìîöèîíàëüíîñòè ðå÷è;
– Ïîêàç ãåðîÿ, îáñòàíîâêè, ñîáûòèé âî âñåé èõ ïðîòèâîðå÷èâîé ñëîæíîñòè
– Èñïîëüçîâàíèå àíòîíèìîâ ïîìîãàåò ïîêàçàòü ïîíîòó îõâàòà îïèñûâàåìûõ ÿâëåíèé, øèðîòó ïðîñòðàíñòâåííûõ è âðåìåííûõ ãðàíèö (íàïðèìåð, ó÷èë ñ óòðà äî íî÷è, øëè ñ çàïàäà íà âîñòîê).

Áåññîþçèå – ïðîïóñê ñîþçîâ ìåæäó îäíîðîäíûìè ÷ëåíàìè, ïðèäàþùèé õóäîæåñòâåííîé ðå÷è êîìïàêòíîñòü, ñòðåìèòåëüíîñòü, äèíàìè÷íîñòü.
Ïðèìåð:
Øâåä, ðóññêèé – êîëåò, ðóáèò, ðåæåò,
Áîé áàðàáàííûé, êëèêè, ñêðåæåò.
(À. Ïóøêèí)

ÔÓÍÊÖÈÈ: Ïðèäàåò ôðàçå äèíàìèêó

Ãðàäàöèÿ – öåïü ïîíÿòèé èëè îïðåäåëåíèé ñ ïîñòåïåííûì íàðàñòàíèåì èëè óáûâàíèåì çíà÷èìîñòè.
Ïðèìåð: Íå æàëåþ, íå çîâó, íå ïëà÷ó (Ñ. Åñåíèí)

ÔÓÍÊÖÈÈ: ïðèäàíèå ðå÷è âûðàçèòåëüíîñòè è óñèëåíèå ýìîöèîíàëüíîñòè

Èíâåðñèÿ – íàðóøåíèå ïðèâû÷íîãî, åñòåñòâåííîãî äëÿ äàííîãî ÿçûêà ïîðÿäêà ñëîâ.
Ïðèìåð:
Øâåéöàðà ìèìî îí ñòðåëîé
Âçëåòåë ïî ìðàìîðíûì ñòóïíÿì
(À. Ïóøêèí)

Èíäèâèäóàëüíî-àâòîðñêèå íåîëîãèçìû – íîâûå ñëîâà, ñîçäàííûå àâòîðîì è óïîòðåáëåííûå èì îäíàæäû. Èõ íåò â ÿçûêå, îíè íå îòðàæåíû â ñëîâàðÿõ.
ÔÓÍÊÖÈÈ: ñîçäàíèå ÿðêîãî, íåîáû÷íîãî, åìêîãî ïî ñìûñëó îáðàçà.

Êîíòåêñòíûå ñèíîíèìû.
Ïðèìåð:  ýòîì ãîäó â ëåñàõ íåóðîæàé áåëûõ. Áðîâèêè áóêâàëüíî ïîïàäàþòñÿ íà êàæäîì øàãó. (áåëûå è áîðîâèêè – ñèíîíèìû îáû÷íûå)
Ìîå âíèìàíèå ïðèâëåê êàêîé-òî êîëþ÷èé øàð íà îêíå. Ýòî îêàçàëñÿ äîâîëüíî ðåäêèé êàêòóñ. (Øàð è êàêòóñ íå ÿâëÿþòñÿ ñèíîíèìàìè, íî â äàííîì ñëó÷àå îíè êîíòåêñòóàëüíûå ñèíîíèìû).

Ëåêñè÷åñêèé ïîâòîð –íàìåðåííîå ïîâòîðåíèå â òåêñòå îäíîãî è òîãî æå ñëîâà èëè ñëîâîñî÷åòàíèÿ.
Ïðèìåð: Êàçàëîñü, âñå â ïðèðîäå óñíóëî: ñïàñëà òðàâà, ñïàëè äåðåâüÿ, ñïàëè îáëàêà.
ÔÓÍÊÖÈÈ:
– âûäåëåíèå â òåêñòå êëþ÷åâîãî ñëîâà, íà çíà÷åíèå êîòîðîãî íåîáõîäèìî îáðàòèòü âíèìàíèå ÷èòàòåëÿ
– óñèëåíèå õóäîæåñòâåííãî âïå÷àòëåíèÿ.

Ìíîãîñîþçèå – íàìåðåííûé ïîâòîð ñîþçà îáû÷íî â íà÷àëå ñìåæíûõ ñòðîê.
Ïðèìåð:
Îõ, ëåòî êðàñíîå! Ëþáèë áû ÿ òåáÿ,
Êîãäà á íå çíîé, äà ïûëü, äà êîìàðû, äà ìóõè
(À. Ïóøêèí)

ÔÓÍÊÖÈÈ: ïðèäàåò ïðåäëîæåíèþ ïëàâíîñòü, çàìåäëåííîñòü

Íåïîëíûå ïðåäëîæåíèÿ.
ÔÓÍÊÖÈÈ:
– Ïîìîãàþò èçáåæàòü ïîâòîðîâ;
– Ïðèäàþò ðå÷è äèíàìè÷íîñòü è ýìîöèîíàëüíîñòü.
– Ïîêàçûâàþò ðåçêóþ ñìåíó ñîáûòèé.

Îêñþìîðîí – ñî÷åòàíèå ïðîòèâîïîëîæíûõ ïî ñìûñëó ïîíÿòèé â îäíîì õóäîæåñòâåííîì îáðàçå.
Ïðèìåð:
…Ñ êåì ìíå ïîäåëèòüñÿ
Òîé ãðóñòíîé ðàäîñòüþ, ÷òî ÿ îñòàëñÿ æèâ?
(Ñ. Åñåíèí)
ÔÓÍÊÖÈÈ: äàåò õóäîæåñòâåííîå èçîáðàæåíèå ÷åëîâåêà, ïðåäìåòà, ÿâëåíèÿ â èõ âíóòðåííèõ ïðîòèâîðå÷èÿõ.

Ïàðöåëëÿöèÿ – îñîáîå ÷ëåíåíèå ïðåäëîæåíèÿ, íåïîëíûå ïðåäëîæåíèÿ.
ÏÐÈÌÅÐ: Ó Àííû ñòðÿñëàñü áåäà. Áîëüøàÿ. Ñëó÷èëîñü ýòî äàâíî. Î÷åíüäàâíî.

Ïëåîíàçì – óïîòðåáëåíèå ñëîâ, èçëèøíèõ äëÿ âûðàæåíèÿ ìûñëè, öåëüþ óñèëåíèÿ âûðàçèòåëüíîñòè ðå÷è.
Ïðèìåð: Ìàðèÿ Ãîäóíîâà è ñûí åå Ôåäîð îòðàâèëè ñåáÿ ÿäîì. Ìû âèäåëè èõ ÌÅÐÒÂÛÅ ÒÐÓÏÛ.

Ðèòîðè÷åñêèé âîïðîñ – îáîðîò, â êîòîðîì ýìîöèîíàëüíàÿ çíà÷èìîñòü âûñêàçûâàíèÿ ïîä÷åðêèâàåòñÿ âîïðîñèòåëüíîé ôîðìîé, õîòÿ íà ýòîò âîïðîñ îòâåòà íå òðåáóåòñÿ.
Ïðèìåð:
Êóäà òû ñêà÷åøü, ãîðäûé êîíü,
È ãäå îòïóñòèøü òû êîïûòà?
(À. Ïóøêèí)

Ðèòîðè÷åñêîå âîñêëèöàíèå – ïîñòðîåíèå ðå÷è, ïðè êîòîðîì â ôîðìå âîñêëèöàíèÿ â ïîâûøåííî ýìîöèîíàëüíîé ôîðìå óòâåðæäàåòñÿ òî èëè èíîå ïîíÿòèå.
Ïðèìåð:
Äà, òàê ëþáèòü, êàê ëþáèò íàøà êðîâü,
Íèêòî èç âàñ äàâíî íå ëþáèò!
(À. Áëîê)

Ðèòîðè÷åñêîå îáðàùåíèå – îáðàùåíèå, íîñÿùåå óñëîâíûé õàðàêòåð, ñîîáùàþùåå ïîýòè÷åñêîé ðå÷è íóæíóþ èíòîíàöèþ: òîðæåñòâåííóþ, ïàòåòè÷åñêóþ, èðîíè÷åñêóþ è ò.ä.
Ïðèìåð:
À âû, íàäìåííûå ïîòîìêè
Èçâåñòíîé ïîäëîñòüþ ïðîñëàâëåííûõ îòöîâ…
(Ì. Ëåðìîíòîâ)

ÔÓÍÊÖÈÈ (ðèòîðè÷åñêîãî âîïðîñà, âîñêëèöàíèÿ, îáðàùåíèÿ): ïðèâëå÷ü âíèìàíèå, ýìîöèîíàëüíî âîçäåéñòâîâàòü íà ÷èòàòåëÿ.

Ñèíòàêñè÷åñêèé ïàðàëëåëèçì – òîæäåñòâåííîå èëè ñõîäíîå ïîñòðîåíèå ñìåæíûõ ôðàãìåíòîâ õóäîæåñòâåííîãî òåêñòà (÷àùå – ñòèõîòâîðíûõ ñòðîê èëè ñòðîô)
Ïðèìåð:
ß çâàë òåáÿ, íî òû íå îãëÿíóëàñü,
ß ñëåçû ëèë, íî òû íå ñíèçîøëà
(À. Áëîê)

Ýëëèïñèñ – ñòèëèñòè÷åñêàÿ ôèãóðà, çàêëþ÷àþùàÿñÿ â ïðîïóñêå êàêîãî-ëèáî ñëîâà, ëåãêî âîññòàíàâëèâàåìîãî èç êîíòåêñòà.
Ïðèìåð:
Çâåðþ – áåðëîãà,
Ñòðàííèêó – äîðîãà,
Ìåðòâîìó – äðîãè,
Êàæäîìó – ñâîå.
(Ì. Öâåòàåâà)

Ýïèôîðà – ïîâòîð ñëîâà èëè ñî÷åòàíèÿ ñëîâ â êîíöå ñìåæíûõ ñòèõîâ, ñòðîô èëè ôðàç, ïîä÷åðêèâàþùåå êàêóþ-íèáóäü ìûñëü.
Äåòî÷êà, âñå ìû íåìíîæêî ËÎØÀÄÈ,
Êàæäûé èç íàñ ïî-ñâîåìó ËÎØÀÄÜ
(Â. Ìàÿêîâñêèé).

Источник

Тема:  Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум.

Основная цель урока: познакомить учащихся  с планом анализа лирического  стихотворения. Выполнить анализ стихотворения В.А. Жуковского « Невыразимое»

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение).

         Тема стихотворения:
         – пейзаж;
         – общественно-политическая;
         – любовная/интимная;
         – философская.

         Сюжет:
         – есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
         – без сюжета: образы чувств (…).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
– бытовую, повседневную
– литературную, книжную
– публицистическую
– архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.

Необходимо:
– определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;

– выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;

– определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)

– определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;

– выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный “рисунок”).

Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

 6.Размер, рифма, ритм.

7. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
– выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
– определить своеобразие и активность использования тропов.

         Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
         – аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
         – гипербола – художественное преувеличение;
         – ирония – скрытая насмешка;
         – литота – художественное преуменьшение;
         – метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова “как”, “словно” – отсутствуют;
         – олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
         – паралеллизм;
         – сравнение;
         – эпитет – художественное определение.

8. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
– антитеза/противопоставление;
– градация – например: светлый – бледный – едва заметный;
– инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
– повторы/рефрен;
– риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;
– умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

9. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой “рисунок” речи.
– аллитерация – повторение одинаковых согласных;
– анафора – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
– ассонанс – повторение гласных;
– эпифора – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

10. Образ лирического героя, авторское “Я”.
– сам автор,
– рассказ от лица персонажа,
– автор играет какую-то роль.

11. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

12. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Анализ стихотворения В.А. Жуковского «Невыразимое»

Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, —
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать —
И обессиленно безмолвствует искусство?
Что видимо очам — сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката —
Сии столь яркие черты —
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою —
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.

История создания – произведение было написано в августе 1819 г., в период, когда поэт часто предавался философским раздумьям над проблемой искусства и природы. Летом 1819 года Василий Андреевич Жуковский в своей переписке с Анной Зонтаг упоминал о том, что ему трудно возвращаться к своей поэзии. Однако, примерно в это время появилось одно из его наиболее известных творений – элегия «Невыразимое». Первым произведение услышал Василий Перовский, выразивший свое восхищение стихотворением.

Существует мнение, что история появления этой элегии переплетается с посланием Жуковского императрице «Подробный отчет о луне». Поэт признавался, что «Отчет…» был написан на заказ и без вдохновения. Возможно это и стало поводом для размышлений Василия Жуковского над своим творчеством, которые были отражены в «Невыразимом».

Тема стихотворения – совершенство природы, ее непостижимая сущность и ограниченные возможности искусства.

Основная мысль столкновение с невозможностью передать то, что они чувствуют. Именно в этом заключается основная мысль стихотворения «Невыразимое». Слово мёртво и бледно, оно не способно передать ни прелесть природы, ни выразить в полной мере чувство, испытываемое человеком. «Невыразимое подвластно ль выраженью?..» — вот главный вопрос, которым задаётся Жуковский. Решаема ли проблема невозможности вербальным образом объяснять то, что не поддаётся выражению? Да, но лишь молчанием, ведь только оно «понятно говорит».

Автор использует книжную лексику.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «святых таинствах» природы, размышления об искусстве.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, некоторые строки второй части написаны четырехстопным ямбом, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры«она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата».

Эпитеты«дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие».

Сравнения«сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)».

Стилистические фигуры – риторические вопросы(Что наш язык земной пред дивною природой?)

 Литературное направление – романтизм.

Источник