Какие свойства классицизма фонвизин отвергает
Черты и признаки классицизма в комедии “Недоросль” Фонвизина
Г. А. Гуковский о классицизме и реализма в комедии “”Недоросль”:
“В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм, правила и образцы которого … установил окончательно Сумароков. Фонвизин, воспитанный как писатель в кругу учеников Сумарокова, и
свою комедию построил в значительной мере по образцам классической традиции
.
Внешнее ее построение
следует правилам,
закрепленным практикой дворянского
классицизма
Франции и России. Так, например, в “Недоросле” выдержаны обязательные “единства”, предписанные правилами классической комедии; все действие пьесы протекает в течение одних суток (“единство времени”) и в одном и том же месте (“единство места”); выдержано и “единство действия”, то есть все действие пьесы сосредоточено вокруг одного центрального момента – замужества Софьи.
Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже
следует обычаю
русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица.
Так, Скотинин – скотоподобен и скотолюбив; Простаков – прост, глуп; его жена – сестра Скотинина, то есть сама урожденная Скотинина; Правдин – стоит за правду; Милон – милый молодой человек; Стародум держится старины, старинных дворянских добродетелей; Вральман – лгун, обманывающий своих хозяев; Цыфиркин – обучает цифрам; Кутейкин – попович и семинарист (эта фамилия – также “значащая”, потому что людей “духовного” звания в XVIII веке презрительно называли “кутейниками”. “Кутья” – это особое кушанье, каша с изюмом, которую приносили в церковь при поминках и которой угощали при поминальных обедах и на Рождество).
Наконец, даже имена Софьи и Митрофана имеют свой смысл: по-гречески София – “мудрость” (Софья – разумная девушка), а Митрофан – “похожий на свою мать” (Митрофан с матушку пошел).
Однако
далеко не все в комедии Фонвизина согласовано с классическими правилами
. Классические правила запрещали смешение комических и печальных, веселых и серьезных мотивов. Комедия должна была смешить, и только смехом, “издевкой”, исправлять нравы.
В “Недоросле” же вовсе не все смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора. В комедии Фонвизина есть элемент серьезной драмы, есть мотивы, которые должны были усилить, растрогать зрителя. В “Недоросле” Фонвизин не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель. “Недоросль” – полукомедия, полудрама.
В этом отношении Фонвизин,
нарушая традиции классицизма,
воспользовался уроками буржуазной драматургии Запада. Так же, как он использовал политические идеи французских передовых писателей, перестроив их в целях своей, дворянской, политической борьбы, он перенес на русскую почву некоторые черты искусства западной буржуазии… <…>
Введение в комедию серьезного элемента в лице идеальных героев, умилительные картины добродетели, беспощадная борьба с ее пороком; введение в комедию “резонеров”, положительных лиц, проповедующих со сцены от лица автора, – все это было взято Фонвизиным из буржуазной драмы Запада, в частности Франции. <…>
…политическая активность буржуазной драмы привлекала Фонвизина; социальную агитационность западно-европейской драмы он перенес в свою комедию, так же как и отдельные
элементы реалистического искусства
.”
(Г. А. Гуковский, статья в книге “Недоросль. Фонвизин Денис Иванович”, 1935 г.)
Д. Д. Благой о реализме в “Недоросле”:
“Самый смех комедии “Недоросль”… не та… колючая и веселая насмешливость умного человека… <…>
Небывалая у нас дотоле художественная прозорливость, “потрясающая очевидность”, с какой предстает в “Недоросле” крепостническая действительность, и делают эту комедию Фонвизина первым по времени реалистическим произведением нашей драматургии.”
(Д. Д. Благой, статья “Д. И. Фонвизин”)
“Литературная энциклопедия” о чертах классицизма и реализма в “Недоросле”:
“В комедии «Недоросль» Фонвизин в значительной степени
освободился от правил французской классической комедии
.
В комедии, правда, соблюдены единство места, времени, имеются резонеры, но
развитие действия идет по-новому
, приемы обрисовки героев иные.
Фонвизин дает всестороннюю обрисовку действующих лиц, дает типические характеры в определенной исторической обстановке. Фонвизин вывел в комедии значительное количество лиц из «низов» (Тришка, Еремеевна, учителя), причем даны они по-новому, не для потехи слушателей, как это было во французской классической комедии; наоборот, он показывает их на сцене, чтобы вызвать к ним или сочувствие (Еремеевна, Тришка, Цифиркин), или отрицательное отношение (Вральман, Кутейкин)…”
(А. Кокорев, статья “Фонвизин”, “Литературная энциклопедия в 11 томах”, том 11, 1939 г.)
Источник
План сочинения
1. Вступление. Классицизм как художественный метод. Стиль комедии Фонвизина.
2. Основная часть. Принципы классицизма и отступления от них в «Недоросле». Реалистические элементы в комедии.
? Гражданская тематика произведения.
? Сохранение Фонвизиным принципа трех единств.
? Традиционные амплуа героев и отступления драматурга от принятой традиции.
? Функция внесценических персонажей.
? Принцип единства характеров в обрисовке положительных героев.
? Многогранность отрицательных образов.
? Изображение характера в типических обстоятельствах.
? Принцип «говорящих» фамилий в комедии Фонвизина.
? Отражение в речи героев их личностных особенностей и жизненных обстоятельств.
3. Заключение. Синтез элементов классицизма и реализма в комедии Фонвизина.
Классицизм – это художественное направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX веков, для которого характерна высокая гражданская тематика, культ разума, строгая сюжетно-композиционная организация произведений, наличие одного конфликта, разрешающегося «торжеством добродетели» и «наказанием порока» в финале, иерархия жанров («высокие» и «низкие»), наличие условных героев, положительных и отрицательных, однозначность характеров, наличие определенной «системы амплуа» персонажей в произведении. В основе эстетики этого художественного направления лежит принцип рационализма. Своим идеальным образцом теоретики классицизма считали античность, а также определенные каноны искусства эпохи Возрождения. Для русского классицизма была характерна сатирическая направленность, преобладание национально-исторической тематики в литературе. Русские писатели и поэты, творившие в стиле классицизма, – М.М. Херасков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была создана автором в русле классицистической традиции. Однако в произведении присутствуют и черты реалистического стиля. Попробуем рассмотреть это вопрос более подробно.
О классицизме напоминает нам сама тематика комедии. В ней Д.И. Фонвизин касается многих важнейших социальных проблем. Изображая быт и нравы семейства Простаковых, драматург блестяще иллюстрирует тему российского воспитания и образования, затрагивает проблему крепостного права, политики правительства, обличает невежество, жестокость, самодурство, столь распространенные в российской помещичьей среде. По замечанию В.Г. Белинского, Д.И. Фонвизин правдиво изобразил современную ему действительность, выставил ее «как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…»[11]. Комедия «Недоросль» явилась блестящей и острой сатирой на пороки современного ему общества.
Далее отметим, что в комедии «Недоросль» сохранен классицистический принцип «трех единств»: единства места, единства времени и единства действия. События происходят в доме помещицы Простаковой в течение суток. В пьесе пять действий. Сюжет комедии основан на традиционной любовной интриге – взаимоотношениях Софьи с претендентами на ее руку и сердце (Милоном, Скотининым и Митрофаном). Однако у Фонвизина намечена и другая линия: в пьесе ощутимо звучит мотив противостояния передовых, просвещенных людей своего времени и невежественных, «злонравных» помещиков. Конфликт в «Недоросле» разрешается вполне в традиционном духе: «порок наказан» и «добродетель торжествует». В финале пьесы Софья остается с Милоном, планы госпожи Простаковой и ее брата терпят полный крах, по правительственному указу дом и деревни Простаковых отдают в опеку Правдину, государственному чиновнику, присланному в округ для надзора за порядком, Митрофана же собираются отправить на службу.
Система персонажей комедии отчасти сопряжена с системой персонажей классицистической семейно-бытовой комедии с любовным треугольником, где легко просматриваются амплуа героев: «благородный герой» – «любовник», «героиня», «второй любовник», «субретка» (служанка, помощница), «благородный обманутый отец»[12]. В комедии «Недоросль» такой героиней является Софья, «благородным любовником» – Милон, роль второго любовника отведена, вероятно, – Митрофану. Но у Фонвизина появляется еще и третий потенциальный жених – Скотинин, брат госпожи Простаковой. Однако этим персонажем, как и Митрофаном, владеет не любовь, а лишь корыстный расчет. И неоперившегося недоросля, и умудренного определенным опытом дядюшку привлекает состояние Софьи. Также мы не видим в пьесе «благородного обманутого отца» (героиня является сиротой). Отчасти функцию эту выполняет Стародум, родственник Софьи. Однако мотив обмана здесь не присутствует: сердечные предпочтения героини и намерения ее дядюшки чудесным образом совпадают.
Кроме того, анализируя систему персонажей комедии «Недоросль», нужно отметить, что внесценические персонажи (родители Софьи, граф Честан) расширяют жизненное пространство комедии, расширяют круг явлений и понятий, находящихся в поле зрения автора и читателей.
Для комедий классицизма характерна была однозначность в обрисовке характеров героев (у каждого одна доминирующая черта). Персонажи четко делились на положительных и отрицательных. Такое противостояние мы наблюдаем и в комедии Фонвизина. Стародум, Милон и Правдин противопоставлены в пьесе всему семейству Простаковых. Стоит отметить, определенный схематизм драматурга в обрисовке положительных героев пьесы. Так, Стародум, например, является в комедии героем-резонером, выражая взгляды самого автора. Этот персонаж замечает, что достойное воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Образование также очень важно, однако оно не должно являться самоцелью. Главная цель всех знаний человеческих – «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».
Однако «отрицательные» герои у Фонвизина уже многогранны, он пытается избежать схематизма в обрисовке персонажей. Так, Митрофанушка в «Недоросле» не только невежествен, но и груб, труслив, злонравен. В финале он фактически отрекается от собственной матери, потерпевшей полную неудачу в своих намерениях. Госпожа Простакова бросается к сыну, пытаясь найти у него поддержку и утешение, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» В определенном смысле многогранен и характер самой помещицы. Госпожа Простакова изображена в пьесе в различных ипостасях: это и жестокая в своих отношениях с крепостными помещица, и властная жена, и мать, слепо любящая свое чадо.
Причем Фонвизин показывает нам истоки зарождения характеров. Из реплик матери Митрофана мы узнаем об условиях ее жизни в родительском доме, где детей ничему и никогда не учили, не прививали им никаких понятий о нравственности, добре и зле. В результате гражданский долг, честь, совесть, культура, милосердие – все эти понятия оказались чуждыми для всех членов семейства Простаковых. Пунктиром намечена и жизненная история Тараса Скотинина: некогда он служил в гвардии, затем вышел в отставку и стал жить в своей деревне. Драматург сделал попытку показать определяющую роль социальной среды в формировании характера героя, что является свойством реалистического стиля. Живописуя быт и нравы определенной среды, Фонвизин стремился показать своих персонажей в типических обстоятельствах. В комедии было так организовано чередование сцен, что смена их отражала типический распорядок дня помещичьего дома. Так, с утра госпожа Простакова бранит своего портного за сшитый им кафтан, затем она обсуждает с Еремеевной завтрак Митрофана, потом разговаривает с мужем и братом, представляя им пришедшего Правдина. Затем слуга приносит весть о приходе в деревню солдат, и это известие вносит переполох в тихое течение усадебной жизни. Таким образом, драматург стремился к максимально достоверному отражению действительности.
Персонажи комедий классицизма являлись обладателями «говорящих» фамилий. Принцип этот был реализован и в пьесе «Недоросль». Драматург наделяет своих персонажей именами и фамилиями, указывающими на их основные черты. Так, Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Фамилия Простакова произошла, от слова «простак», означающего во времена Фонвизина «малоумный», «оплошливый». Столь же красноречивы и фамилии других персонажей пьесы: Скотинин, Вральман, Стародум, Правдин, Цыфиркин.
Жизненная достоверность комедии, многогранность характеров во многом создаются благодаря речи героев. Так, в речи помещицы Простаковой часто встречаются грубые, бранные, оскорбительные выражения. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится», – доверительно сообщает она Правдину. «Скот», «вор», «воровская харя», «каналья», «бестия», «собачья дочь» – таковы ее обращения к дворовым. Мужа она считает «уродом» и «рохлей». Ласковые, заискивающие интонации, передающие материнскую любовь, появляются у нее лишь при общении с сыном: «друг мой сердешный», «душенька». Речь Скотинина также ярко очерчивает круг его интересов: «Ну будь я свиной сын, если…», «Я и своих поросят завести хочу», «коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку». Исследователи неоднократно отмечали, что уподобление героя животному – один из основных приемов создания сатирических персонажей. Этим приемом активно пользуется и Фонвизин в своей комедии, подчеркивая животное начало всех «отрицательных» героев «Недоросля». Символический характер обретает реплика Скотинина о самом себе: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». Речь учителей Митрофана также отражает их личность и жизненные обстоятельства. Так, недоучившийся семинарист Кутейкин часто использует в своей речи слова высокого стиля, церковнославянизмы: «трапеза», «персты», «притча во языцех». Отставной сержант Кутейкин своими репликами напоминает нам о военной службе: «Желаем вашему благородию здравствовать…». Немец Вральман, обучающий Митрофана французскому языку, также открывает нам в своих репликах следы своей бывшей «профессии» (ранее он был кучером у Стародума): «конь», «лошатки», «карета». Яркой и колоритной является речь Еремеевны, кормилицы Митрофана. В ее репликах присутствуют устойчивые обороты («дым столбом», «насилу ноги унесла»), повторы («венчаться, мой батюшка, венчаться»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («головушка», «братец»).
Таким образом, комедия «Недоросль» находится у истоков русской реалистической литературы. Отдав определенную дань классицизму (наличие традиционного любовного треугольника в сюжете, наличие «говорящих» фамилий, схематизм в обрисовке некоторых характеров, определение персонажей как положительных и отрицательных), драматург стремится к широкому охвату явлений современной ему действительности, к многогранности образов. Драматург показывает зависимость характеров и поведение героев от среды, в которой они живут. Все эти элементы реализма нашли свое отражение в комедии «Недоросль».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник
Слайд 1
Презентация к уроку по литературе «Д.И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль». Автор : Хлебникова С. А. Учитель ГБОУ ЦО №133
Слайд 2
Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» … Сатирик превосходный Невежество казнил в комедии народной. А.С. Пушкин. «Послание к цензору»
Слайд 3
Денис Иванович Фонвизин 3 (14) апреля 1745- 1(12) декабря 1792
Слайд 4
В 1755—1760 годах он учился в дворянской гимназии при Московском университете 1760-1763-служба в Иностранной коллегии в Санкт-Петербурге 1763-1785 служба при дворе Екатерины II Умер Д.И. Фонвизин в декабре 1792 г. и похоронен в Александро-Невской лавре
Слайд 5
Здание деревянного театра на Царицыном лугу (ныне Марсово поле), где в 1782 году состоялась премьера комедии «Недоросль»
Слайд 6
Черты классицизма Обращение к образцам и формам античности как к идеалу Принцип рационализма, культ разума Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения Соблюдение в драме единства места, времени и действия Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений Обращение к общественной проблематике Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности Спрямленность подачи человеческих характеров Идеализация героев Классицизм как литературное направление – Классицизм возник в первой половине 18 века. В этот период в России укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. Литература классицизма обслуживала потребности абсолютного государства. Проповедовала идеи гражданственности, связанной с этой формой социального устройства, идеи просвещенной монархии. – В переводе с латинского «классицизм» – «образцовый», «первоклассный». В 17-18 веках образцовыми, достойными подражания считались произведения древнего Греко-римского искусства. – Изучение произведений античного искусства позволило теоретикам классицизма вывести каноны, по которым писатели должны были следовать в художественном творчестве. – Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе. – Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры высокие (ода, поэма, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня). – Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие обычно являлись носителями какой-либо одной черты. Действующие лица четко подразделялись на носителей добра или зла. – Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами.
Слайд 7
Роды́ литерату́ры — это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося (“носителя речи”) к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика.
Слайд 8
Особенности драмы: -единство времени и места; -продолжительность изображаемого на сцене эпизода не должна превышать суток; -действие должно происходить на одном и том же месте; -драма должна правильно развиваться в 3-5 актах, от завязки (выяснения начального положения и характеров героев) – через средние перипетии (перемены положений и отношений) к развязке ; -число действующих лиц очень ограничено (обычно от 3 до 5); это исключительно высшие представители общества и их ближайшие слуги, которые выводятся на сцену для удобства ведения диалога и подачи реплик.
Слайд 9
Каноны классической комедии Новаторство Фонвизина Изображение повседневной жизни, людских пороков Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния; Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока Чёткое деление на положительных и отрицательных героев Говорящие фамилии Одна идея Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт) Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток) Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки) Установка на разговорный язык Счастливый конец Д.И. Фонвизин расширяет узкие рамки классицизма, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: афористичность, насыщенность архаизмами. Этот же прием писатель использует и в языке других персонажей, который таким образом становится средством их индивидуализации и помогает раскрыть социально-психологическую сущность. Так, например, все индивидуальные и типичные качества Простаковой отражаются в ее языке. К крепостным она обращается грубо, используя бранную лексику («собачья дочь», «Скверная харя », «бестия»), а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери («душенька», «друг мой сердешный»). С гостями Простакова – светская дама («рекомендую вам дорогого гостя»), а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты («мать ты моя родная, прости меня», «повинную голову меч не сечет»). Характеры героев часто приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность – это явный ход в сторону реализма. Так, если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна – «раба», но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова , злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие. И наконец, новаторство «Недоросля» проявилось в том, что сохраняя одну линию развития интриги (за руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан , вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына), Фонвизин включает в пьесу несколько взаимосвязанных проблем. Основные из них – это проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие. Так что произведение в целом выглядит отнюдь не однолинейным, а многоплановым и многоаспектным .
Слайд 14
Денис Иванович Фонвизин . Памятник 1000-летия России в Великом Новгороде
Слайд 15
А. С. Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Д. И.Фонвизина , указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя. « В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», — отмечал А. И Герцен. Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик В. Белинский писал : «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».
Слайд 16
Интернет источники 1. Библиотека русской классической литературы https://www . klassika.ru 2. Дени́с Ива́нович Фонви́зин https://ru.wikipedia.org/wiki/ 3. Денис Иванович Фонвизин. https://www.epwr.ru/quotauthor/408 4. История изданий сочинений Д. И. Фонвизина и судьба его литературного наследства https://www.rvb.ru/18vek/fonvizin/02comm/text_history.htm 5. Денис Фонвизин, или Гений и тщета человеческаяhttp :// www.idelo.ru /358/18.html Литература 1.Литература .8 кл . Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях Ч.1 /Авт.-сост. В. Я. Коровина –М : Просвещение, 2010. 2.Литература .8 кл . Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях Ч.2 /Авт.-сост. В. Я. Коровина –М : Просвещение, 2011. 3.Литературная критика XVIII-XX в.в. CD -диск. Издательство ИДДК. 2005. 4.Русская литература 18-19 веков: справочные материалы./Сост. Л. В. Соколова,В . И. Федоров-М:Просвещение , 1995. 5.Русская литература от Нестора до В. Маяковского. CD -диск. ООО «Новый диск-тренд». 2007. 6.Роговер Е. С. Как проверить знание литературного текста? СПб:САГА Азбука классика, 2005. 7.Турьяновская Б. И. Комиссарова Е. В. Литература в 8 классе: урок за уроком, М. 2001
Источник