Какие свойства личности зависят от социальных условий воспитания

Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными силами. Однако главное в человеке — это его личность. Личность есть неповторимая комбинация взятых в единстве антропологических и социально-психологических характеристик человека. Личность соединяет в себе соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные, эмоциональные и волевые процессы, потребности и направленность, проявляющиеся в переживаниях, суждениях, поступках.
Если целью педагогики является, согласно классической формуле К. Д. Ушинского, воспитание человека во всех отношениях, то для этого необходимо изучить человека во. всех отношениях. Чтобы правильно воспитывать, нужно знать, как развивается ребенок, как формируется его личность.
Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга.
Под развитием личности понимается качественное изменение ее свойств, переход от одного качественного состояния к другому.
Воспитание есть процесс целенаправленного формирования личности. В свою очередь формирование личности — это действие совокупности факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Как видим, хотя воспитание и занимается формированием личности, но формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. Воспитание не может устранить или отменить действие многих факторов становления личности, которые вообще не зависят от людей. Тогда возникает вопрос: может ли воспитатель воздействовать на процесс формирования личности?
Ответ может быть двояким. Либо надо отыскать такие средства воспитания, которые могли бы быть в руках воспитателя и которые были бы способны преодолевать действие других факторов, не зависящих от воспитателя. Либо надо отыскать такие средства, с помощью которых воспитатель мог бы воздействовать на факторы формирования личности, овладеть законами, по которым действуют эти факторы, и таким образом направлять их действие в желательном направлении.
Первый путь по существу не подтверждается практикой. Многие теоретики долго и упорно искали такие средства, которые могли бы отменить действие законов формирования человека. Остается второй и единственный путь — познать законы действия решающих факторов формирования человеческой личности, научиться управлять теми из них, которые зависят от воли и сознания человека, и учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей, действуют стихийно.
Под факторами понимаются те противоречия, которые становятся движущей силой развитие человека. Примером может служить противоречие между поведением, которое свойственно ребенку, и теми нормами морали общества, которыми он должен овладеть. Одним из средств разрешения этого противоречия становятся определенные методы воздействия на сознание, чувства и волю ребенку. Воспитание становится фактором формирования планируемых качеств личности.
Движущими силами формирования личности являются противоречия, проявляющиеся в биологических и социальных закономерностях развития человека. Поэтому в педагогике выделяются две группы факторов развития и формирования ребенка: биологические и социальные.
Биологические, природные факторы влияют на физический облик ребенка, его телосложение, конструкцию мозга, способность ощущений, эмоций. Среди биологических факторов определяющим является наследственность. Благодаря наследственности человек сохраняется как природное существо. Она предопределяет индивидуальные физические и некоторые психические качества, передаваемые детям родителями: цвет волос, внешний облик, свойства нервной системы и др. Существуют наследственные заболевания и дефекты. Наследование признаков изучает специальная наука — генетика.
Наследственность как фактор формирования свойств личности находится в существенной зависимости от социальных условий жизни человека. Носители наследственности — молекулы ДНК, гены — тонко реагируют на вредные воздействия. Например, алкоголь, курение родителей расстраивают генную структуру, что вызывает физические и психические нарушения в развитии ребенка. Причем алкоголь, даже в малых дозах, отрицательно воздействует на механизм наследственности в течение многих лет.
Неблагополучная обстановка в семье или на работе, приводящая к нервным расстройствам и потрясениям, также оказывает вредное влияние на потомство. Гены человека могут реализовывать закодированную в них биологическую программу развития только в том случае, если человек здоров морально и физически. Аппарат наследственности не особая изолированная анатомическая субстанция, а элемент единой системы человеческого организма. Каков организм в комплексе его биологических и социальных свойств, такова и наследственность.
К биологическим факторам формирования человека относится также период внутриутробного развития ребенка и первые месяцы после рождения. Развитие плода в период беременности во многом определяется физическим и моральным состоянием родителей, вниманием и заботой их друг о друге.
В первые месяцы после рождения ребенка особенно ярко проявляется действие врожденного фактора. Один ребенок весел, подвижен, активно реагирует на раздражители, другой плачет, капризничает, пассивен. Одной из причин того или иного поведения ребенка может быть характер внутриутробного развития.
К биологическим факторам можно отнести также заботу о здоровье. Если ребенка приучить заниматься утренней гимнастикой, закаляться, следить за своим питанием, соблюдать режим дня, он будет крепок физически, его анатомо-физиологическая система нормально функционирует, развивается и укрепляется, он с удовольствием и радостью играет, занимается.
В группе биологических факторов следует выделить наследственные и врожденные индивидуальные свойства нервной системы, особенности функционирования органов чувств, речевого аппарата. Структурнофункциональные свойства высшей нервной деятельности и ее системы, определяющие особенности отражательной деятельности мозга, индивидуальны. Этим объясняются различия в задатках, способностях.
Социальные факторы. Ребенок развивается как личность под воздействием окружающей среды. В понятие «среда» входит сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого индивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизни.
Во взаимодействии личности и среды надо учитывать два решающих момента: 1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых личностью; 2) активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.
Далее, не все, что окружает ребенка, является действительной средой его развития. Для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития, которую мы называем средой ближайшего окружения.
Среда ближайшего окружения, или микросреда, — это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т. д. В окружающей ребенка среде есть явления положительные и отрицательные, прогрессивные и консервативные. Личность формируется, не только усваивая влияния окружающей среды, но и сопротивляясь им. В связи с этим возникает важная социально-педагогическая проблема: воспитывая у ребенка готовность к правильному разрешению внутренних конфликтов, сопротивляемость внешним отрицательным воздействиям, необходимо регулировать и корригировать поддающиеся контролю влияния среды.
Условия развития оказывают или не оказывают влияния на формирование личности в зависимости от того, в каком отношении к ним стоит сам ребенок, как складываются его личные отношения в этих условиях. Установлено, например, что, если ребенок пользуется уважением среди товарищей, если ему доверяют ответственные поручения, это содействует развитию у него уверенности в себе, активности, общительности, и наоборот.
Источник
Система воспитания так же, как и другие сферы жизни, сейчас все более подвергается влиянию глобальной информатизации, другим процессам, происходящим в разобщающемся обществе. Традиционная система воспитания во многом отходит в прошлое, берутся на вооружение новые образовательные методы, строятся новые теоретические основы.
Педагогическая работа сводится в основном к воспитанию всесторонне развитой и гармоничной личности, для чего необходимо сосредоточиться на следующих целях:
- Приобщить подрастающее поколение к общечеловеческим ценностям, сформировать у него соответствующее поведение.
- Способствовать укреплению самосознания молодого гражданина, развитию в нем ответственности за будущее Родины.
- Стремиться к росту креативности и творческих способностей, утверждению в воспитанниках «Я-концепции», желания к самореализации.
Гуманистическая система воспитания
Современная педагогика провозглашает условием эффективного воспитания осознанное участие детей в деле своего становления. Объект воспитания переходит в разряд субъекта. Собственная активность ребенка становится одним из факторов процесса, воспитатель лишь помогает и направляет, давая воспитаннику возможность самостоятельного выбора, способствуя одновременно его индивидуальному развитию.
Гуманистическая система предполагает внимательное, уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению, заботу о психологическом комфорте. Необходимо, чтобы молодые люди чувствовали себя нужными, защищенными.
Родители и учителя обязательно опираются на национально-культурные традиции, учитывают возраст, уровень развития воспитанников, их привычки, половые, природные особенности.
Методы воспитания личности
Самым оптимальным сейчас представляется комплексный подход к воспитательному процессу, подразумевающий следующие методы:
- направленные на организацию деятельности, способствующие наработке опыта поведения в обществе;
- формирующие сознание;
- стимулирующие поведение.
В основном они служат для передачи личности знаний о происходящих вокруг явлениях. Главная отличительная особенность этих методов – их вербальность. Слово, которое обращается непосредственно к сознанию, действует точно и тонко, оно в большинстве случаев способно подтолкнуть воспитанника к размышлению, оценке своих поступков. Но в отрыве от других методов малоэффективно и не формирует устойчивых убеждений.
Знания, поступки, эмоции ребенка между собой тесно связаны, воспитатель через них может влиять на личность, смещать акценты воздействия, добиваясь определенных целей. Но лишь в комплексе все меры будут действенными.
При выборе методов опытные учителя беспокоятся об их соответствии:
- принципам обучения;
- поставленным целям;
- содержанию задачи;
- возможностям учащихся и учителей;
- условиям момента.
Современные подходы
Методика воспитания сегодняшнего дня диктует несколько способов подхода к нему.
Системный
Трактует формирующуюся личность как целостное образование. Цели, содержание и организация воспитательной деятельности максимально взаимосвязаны. Системный подход дает ряд условий для самореализации, творчества, развития индивидуальности.
Деятельно-отношенческий
Воспитанника стимулируют на различные виды деятельности, которые способствуют усвоению общественного опыта. Развивающее влияние такого подхода проявляется только при условии, что вызывает у воспитываемого внутренние переживания, заставляет проявлять к происходящему положительное или отрицательное отношение, стимулирует собственную активность.
Личностно-ориентированный
Обеспечивает воспитаннику возможности самопознания, самореализации. Готовый опыт бывает мало полезен, основой изменений всегда становится способность расти и обучаться с учетом собственного опыта. Главную роль играют не внешние факторы, приоритет отдается активной личности.
Методы отработки привычного поведения
Для формирования устойчивых качеств личности, укоренения правильных привычек необходимы многократные упражнения, доведение до автоматизма определенных действий. Сформированная личность сможет держать под контролем свои чувства и желания, правильно оценивать действия, соотнося их с интересами других людей.
Для эффективной отработки нужного качества применяется приучение. Использование этого метода предполагает некоторое насилие, которое может вызвать протест воспитанника, но оправданно тем, что направлено на его же благо. Принцип гуманности требует смягчения метода, использования его в ряду других.
С помощью требования воспитатель через личные отношения доносит до ученика норму поведения. Этим методом стремятся усилить или затормозить какие-либо качества, действия. Требования могут носить негативную или положительную окраску, вызывать соответствующие реакции. Требование высказывается в виде совета или просьбы, звучит как намек или одобрение, принимает иные целесообразные формы.
Поручение – это наделение воспитанника некоторыми полномочиями и одновременно возложение на него определенной ответственности, что вызывает гордость за оказанное доверие, но и требует усилий в доведении порученного до конца. Если одна из сторон будет иметь слабую мотивацию, воспитательный эффект будет нивелирован.
Создание воспитывающих ситуаций подводит ребенка к необходимости найти решение в ситуации нравственного выбора, путей организации деятельности или освоения социальной роли. Ситуации создаются воспитателем искусственно, дают детям возможность испытать себя, сформировать у них социальную ответственность.
Важные нормы воспитания
Наиболее актуальные проблемы современного общества относятся к сфере духовности и нравственности. Последствиями этого кризиса являются:
- нарушения представлений о браке и семье: жертвенная любовь, нерасторжимость брака, необходимость воспитания детей воспринимаются как бремя;
- члены семьи часто неспособны к взаимодействию и сотрудничеству, проявляют нетерпимость, неспособны на участие;
- социальные роли мужчины и женщины перепутаны, дети теряют ориентиры;
- падает рождаемость;
- традиционные нравственные цели утеряны, что провоцирует детей к порокам и греху;
- нарушение внутрисемейных отношений увеличивает отклонения в состоянии здоровья и поведении детей;
- нездоровая домашняя атмосфера, психологическая пустота толкают подростков в «тусовку», общение с асоциальными сверстниками.
Выходом из ситуации представляется восстановление традиционной ценности брака, возрождение религиозных традиций, воссоздание здорового общественного уклада, формирование государственных институтов педагогической поддержки, духовно-нравственного воспитания.
Источник: https://vospitanie.guru/sotsialnoe/metody-vospitaniya-lichnosti
Источник
Социальное воспитание — это педагогически регулируемая часть процесса социализации личности. Оно способствует формированию социальных навыков посредством выстраивания позитивных моментов в общении, играх, общественной и трудовой деятельности. Актуальность социализации и самоопределения подчеркивали не только зарубежные ученые, но и К. Д. Ушинский, Н. Толстой.
Социальным воспитанием называется комплексный процесс интеграции личности в общество.
Для этого необходимо использовать все действенные педагогические возможности, цель которых — соответствие принятым нравственным и социальным нормам.
Главные принципы социального воспитания
Существует несколько важных принципов социального воспитания. Которые способствуют формированию определенных функций в школах, воспитательных организациях, армии, трудовых коллективах. В них создаются все условия для развития личности, образования и накапливания опыта социальных отношений.
Это такие принципы как:
- Центрация на развитии личности. Детям, подросткам и молодежи, не достигшей совершеннолетнего возраста, оказываются максимальная помощь и поддержка, предполагающие развитие их нравственных качеств. При этом учитывается приоритет отдельной личности перед коллективом.
- Незавершимость воспитания. Каждый этап становления человека имеет ценность. Социальное воспитание должно строиться таким образом, чтобы после завершения одного периода можно было состояться как личности в следующем.
- Диалогичность. Предусматривает такое взаимодействие воспитателей и воспитанников, когда происходит обмен интеллектуальными, эмоциональными и моральными ценностями.
- Совокупность процессов, дополняющих друг друга — социальных, культурных, природных и других, определяющих уникальность подхода к развитию человеческой личности.
Реализация адаптации в социуме — это помощь каждому человеку в решении его задач и проблем. Создание такой обстановки в коллективах, при которой происходит его саморазвитие.
Социальное воспитание в современной системе
Нельзя утверждать, что воспитание необходимо только детям школьного или дошкольного возраста. Оно эффективно в различные периоды человеческой жизни. Для каждой исторической эпохи характерны различные подходы к воспитанию. Цели и содержание проводимой воспитательной работы всегда зависят от особенностей социума.
Требования общества, предъявляемые к образовательным и воспитательным учреждениям, позволяют формировать личности людей, адекватно воспринимающих социальные условия данной эпохи. А также способных стать полезными для него гражданами и тружениками.
Основными задачами социального воспитания считаются:
- Оказание индивидуальной поддержки детям, попавшим в трудную ситуацию в семье или школе. Восстановление их физического и психического здоровья, и нормального социального состояния.
- Содействие людям в успешной адаптации и интеграции в современный социум.
- Организация наиболее успешной творческой, познавательной, социальной и физической деятельности ребенка.
- Охрана здоровья детей.
С помощью социального воспитания осуществляется социально-культурное взаимодействие в группах или общностях. В них вырабатываются подходящие социальные потребности, чувства и интересы. Это инструмент стабилизации, так как вся система социального воспитания находится под непосредственным контролем всего общества, с едиными взглядами на социальные и нравственные нормы.
Социальное воспитание и его важные особенности
Основной целью социального воспитания считается такое управление процессом развития личности, при котором создается требуемая система ценностей, знаний, умений, а также отношений и склада мышления.
Социализация — процесс непрерывающийся в течение всей жизни человека. Его максимальная интенсивность приходится на детство и юность.
В это время формируются не только базовые нормы, но и отклонения, закладываются мотивации поведения в социуме.
Процесс социализации людей состоит в усвоении ими различных социальных ролей. Но это осложнено тем, что в обществе есть не только одобряемые им статусы, но и те, которые противоречат принятым нормам. Дети, по мере развития и становления, могут освоить как позитивные, так и негативные социальные роли.
Методики социального воспитания личности создаются на основе практики. С их помощью конструируются новые способы более эффективного процесса, задействуются экономические общественные ресурсы, которые требуются для его организации. Социальное воспитание также регулирует основные общественные отношения, мотивирует людей на достижение идеалов, культивируемых в обществе на данный исторический момент.
Социальное самоопределение человека — главная задача социального воспитания в социуме, которая обеспечивает включение в общество.
Формирует объективное и субъективное отношение к его виду деятельности. Социализация, развитие и воспитание личности являются основными факторами, влияющими на характер и свойства личности.
Социально-эмоциональное и нравственное воспитание — видео
Источник