Какие свойства материи являются ее атрибутами

Какие свойства материи являются ее атрибутами thumbnail

Базовые понятия философии – материя и дух. Идеалисты и материалисты по-разному определяют их значение, но сходятся во мнении насчет объективного существования материи. Она представляет собой физическое основание мира. При этом философы говорят, что атрибуты материи – это движение, пространство и время. Они составляют ее сущность и специфику.

атрибуты материи

Понятие

Философское определение материи гласит, что это некая объективная реальность, все, что существует вне зависимости от человеческого сознания. Материя, атрибуты, формы существования которой рассмотрены в статье, определяется как антипод духа. Она воплощает все неживое в отличие от живой жизни, души. В философии материя понимается как сущность, познаваемая органами чувств, но сохраняющая свои характеристики вне зависимости от осознания ее. Таким образом, материя объективна.

Онтология осмысляет сущность и роль материи в бытии. Ответ на вопрос о значении материи привел к появлению двух глобальных направлений в философии: идеализма и материализма. В первом случае считается, что сознание первично, а материя вторична. Во втором материя рассматривается как первоначало бытия. Материя существует в бесконечном разнообразии, обладает множеством свойств и особенностей, собственной структурой и функциями. Но в глобальном смысле существуют универсальные атрибуты материи. Однако, прежде чем произошла кристаллизация представлений о свойствах материи, философия прошла долгий путь размышлений о сущности этого феномена.

Эволюция представлений

Философия формировалась как сфера осмысления таких объектов, как бытие, материя. Атрибуты объективного мира становились предметом рефлексии мыслителей еще в древние времена. Основоположником первой системы взглядов на сущность и роль материи стал древнегреческий философ Фалес. Он заявлял, что первоосновой бытия является вода как материальная реальность. Она обладала в подвижном, изменяющимся мире свойством постоянства своих характеристик. Она могла менять форму, но суть ее оставалась прежней. Вода познаваема посредством органов чувств, и ее превращения постигаемы разумом. Так Фалес высказал первые наблюдения об объективном характере материи и ее универсальности.

Позже Гераклит и Парменид расширяют представления об объективных характеристиках бытия, ставят множество новых вопросов. Взгляды Демокрита, его атомистическая теория стали источником размышлений о движении как главном атрибуте бытия. Проблема противопоставления идеального и материального миров появилась благодаря Платону. Любые вещи в мире есть результат соединения идеи и материи. И тут появляется важный онтологический вопрос: что есть материя? Этому вопросу немало размышлений посвятил Аристотель. Он писал, что материя – это чувственно-воспринимаемое вещество, субстрат каждой вещи.

В последующие несколько веков дискуссии о материи шли только в контексте противоборства материалистических и идеалистических представлений. И только появление науки вновь сделало актуальным размышление об определении материи. Под ней начинают понимать объективную реальность, которая существует по собственным законам, независимым от человеческого восприятия. Философы, опираясь на научные открытия, начинают осмыслять свойства и формы объективного мира. Они обосновывают такие свойства материи, как протяженность, инерция, масса, неделимость, непроницаемость. Более поздние открытия в физике вводят в философский оборот такие понятия, как поле, электроны и т. п. Атрибуты материи в философии становятся важнейшей областью размышлений. Открытия физиков современности обогащают и расширяют эти представления, в онтологии появляются новые теории о свойствах и строении материи. Сегодня набирает актуальность проблема соотношения понятий “материя” и “энергия”.

атрибуты материи это

Свойства

Характеризуя материю, философы идут путем описания ее свойств. Это позволяет понять специфику феномена. Главное свойство материи – объективность ее существования. Она не изменяет своей формы и свойств при восприятии человека и без него, она подчиняется физическим законам существования. Вторым свойством, конкретизирующим содержание понятия «материя», является системность. Материя характеризуется упорядоченностью и структурной определенностью. Еще одно универсальное свойство материи – активность. Она подвержена изменениям и развитию, обладает динамикой. Кроме того, материи свойственна способность к самоорганизации и отражению. Важным свойством ее называют информативность. Она способна сохранять и передавать информацию о своем происхождении, развитии, структуре.

Универсальными свойствами материи философы считают также ее неуничтожимость и несотворимость. Ее нельзя убавить или прибавить известными человеку способами, мир самодостаточен. У материи нет начала и конца, она никем не создавалась, никогда не начиналась и никогда не закончится. Важным свойством материи является ее детерминированность, все предметы и вещи в мире зависят от структурных связей внутри нее. Все в материальном мире подчинено объективным законам, все имеет свою причину и следствие. Неповторимость материи – еще одно ее значимое свойство. В мире не может быть двух одинаковых вещей, каждый предмет имеет уникальный состав. Кроме данных свойств у материи выделяются особые атрибуты, которые присущи ей вне зависимости от формы существования. Свойства атрибутов материи и их изучение – важная сфера современного философского знания.

Атрибуты

Предметом онтологии и гносеологии является материя. Атрибуты и свойства ее постоянны, универсальны вне зависимости от формы существования. Еще древние греки обратили внимание, что материи свойственно движение. При этом имеется в виду не только физическое движение, но изменчивость, перетекание ее из одной формы в другую.

Материя вечна во времени, так как у нее нет исходного начала и точки завершения. Кроме того, она бесконечна в пространственном аспекте. Размышления философов об универсальных характеристиках материи привели их к выявлению ее базовых атрибутов. Особняком стоит ее структура, которая также является глобальным базовым свойством. Основные атрибуты материи – это движение, время и пространство, они являются предметом глубокого философского анализа и рефлексии.

пространство как атрибут материи

Структура

Философы древности ставили важнейшие вопросы: что есть материя, бесконечна ли она, откуда она берет свое начало? Из поисков ответов родилась онтология, которая обосновала существование особых характеристик материи. Она также сформулировала теоретические предпосылки, на основе которых в Новое время были названы атрибуты материи. А вот первый ответ на вопрос о ее структуре был дан еще в рамках древнегреческой философии. Атомистическая теория Демокрита утверждала, что материя состоит из мельчайших частиц – атомов, которые невозможно увидеть глазом человека и которые существуют в свободном пространстве. При этом атомы неизменны, а вот вещи, в которые они группируются, изменчивы и подвижны.

С появлением науки представления о структуре материи претерпели изменения, появились понятия живой и неживой материи, каждая из которых имеет собственную структуру. Мир неживой природы состоит из таких уровней, как частицы, атомы, химические элементы, молекулы, планеты, системы планет, звезды, галактики, системы галактик. Живая природа состоит из клеток, кислот и белков, многоклеточных существ, популяций, биоценозов и биосферы. Также философы вводят понятие социальной материи, в структуру которой включают род, семью, этнос, человечество.

Развитие науки привело к появлению еще одной точки зрения на структуру материи, в ней были выделены микромир, макромир и мегамир. Масштабы этих уровней определяются через главные атрибуты материи: время и пространство.

бытие материя атрибуты

Движение: сущность и свойства

Движение, время – атрибуты материи, которые были выявлены еще в древности. Уже тогда люди заметили, что в окружающем мире нет ничего постоянного – все изменяется, перетекает из одной формы в другую. Осмысление этого феномена привело к появлению двух исходных представлений о его сути. В узком смысле слова движение есть пространственное перемещение объектов из одной точки в другую, при этом не происходит никакого изменения объекта. В этом смысле движение – это антипод покоя. В широком понимании движение – это любое изменение объекта, динамика его форм и свойств. И это есть естественное состояние материи. Как и все атрибуты материи, движение присуще ей изначально, генетически. Оно характерно для любой материальной формы. И оно невозможно без материи, не бывает чистого движения. В этом и заключается его атрибутивный характер. Материи присуще развитие, которое и есть движение, она постоянно стремится к усложнению, движется от низшего к высшему. Также следует отметить, что движение объективно, изменения в нее способна внести лишь практика.

Движение как атрибут материи обладает рядом свойств, они чаще всего амбивалентны. В первую очередь для него характерна абсолютность и относительность. Абсолют связан с тем, что движение присуще любой форме материи, ничто в мире не находится в покое. При этом любое конкретное движение всегда стремится к покою, оно конечно, в этом и заключается его относительность. Прекращаясь, отдельно взятое движение переходит в новую форму, и это есть абсолютный закон. Также движение является одновременно прерывистым и непрерывным. Эго прерывистость связана со способностью материи члениться на отдельные формы, например планеты, галактики и т. д. А непрерывность заключается в способности самоорганизовываться в целостные системы.

свойства атрибутов материи

Формы движения

Главным атрибутом материи является движение, которое способно принимать самые разнообразные формы. Их классификацию предложил Ф. Энгельс, который обнаружил 5 основных видов:

– механическая; самая простая форма – перемещение предметов;

– физическая, основанная на законах физики, к ней относят свет, тепло, магнетизм и т. д.;

– химическая, взаимодействие молекул и атомов;

– биологическая – саморегуляция, воспроизводство и развитие в экологических системах и биоценозах;

– социальная – это все виды сознательной и преобразующей деятельности людей.

Все формы движения складываются в сложную иерархическую систему: от простых к сложным. Эти системы подчиняются единым законам:

– между формами движения существуют генетические связи, каждая простая форма служит базой для развития более сложной и входит в нее всеми своими компонентами;

– каждая высшая форма имеет свои уникальные отличия, это приводит к качественному развитию материи.

При этом нельзя объяснить суть высшей формы движения только действием физико-химических законов. Движение охватывает все единство материального мира, в том числе сознание людей.

материя атрибуты формы

История понятий “пространство” и “время”

Пространство и время как атрибуты материи начали осмысляться людьми задолго до появления философии. Еще первобытные люди, осваивая окружающий мир, осознают существование этих явлений. Причем они их воспринимают как неразрывное целое, измеряя пространство в часах и время как некие пространственные отрезки.

Мифологические представления о пространстве и времени значительно отличались от современных. Время представлялось как некая циклическая субстанция, которая не направлена из прошлого в будущее, как привыкли мы, а одновременно сосуществует в виде отдельных миров: есть мир предков, мир богов и мир сегодняшнего бытия. Понятие «завтра» появляется только на более высоких стадиях развития общества. Причем путешествовать между временными пластами можно, как в пространстве. Во многих мифологических системах таким пространственным связующим звеном было древо. Так, в «Слове о полку Игореве» рассказывается от том, как старец «растекается мыслью по древу», т. е. путешествует по дереву, связывающему времена.

Представления о пространстве тоже значительно отличались. Оно представлялось центрированным и конечным. Так, было мнение, что есть некий центр земли, обычно это некое святое место, и есть край земли, за которым наступает неизвестность, безматериальный хаос. К тому же пространство имело оценочную маркировку, т. е. оно не было однородным: были плохие и хорошие места. Человек обожествлял весь материальный мир, в том числе пространство и время.

С появлением научных открытий представления об этих явлениях меняются. Приходит осознание, что атрибуты материи объективны, измеряемы и подчиняются законам физики.

Пространство: сущность и свойства

Пространство как атрибут материи имеет аналог в материальном мире и является абстракцией первого уровня. Оно обладает такими свойствами:

– протяженность, т. е. существование и связь каких-либо элементов; оно определяется как единство прерывистости и непрерывности и состоит из отдельных отрезков, которые в сумме складываются в бесконечность;

– трехмерность – согласно физическим параметрам у пространства есть длина, ширина и высота; согласно теории А. Эйнштейна, существует четвертая ось координат – время, но она применима только в рамках физики, в трехмерности проявляются бесконечность и неисчерпаемость пространства;

– делимость – пространство можно разделить на самые разные отрезки: метры, километры, парсеки;

– однородность означает, что в пространстве не существует каких-либо выделенных точек;

– изотопность, т. е. равноправность любого из выбранных направлений;

– бесконечность – пространство не имеет конца и начала.

движение время атрибуты материи

Время: понятие и свойства

Время как атрибут материи определяется как особая форма протекания процессов в объективном мире и обладает особыми характеристиками. Оно не имеет аналога в материальном мире и является абстракцией второго уровня. Время необратимо, оно всегда направлено из прошлого в будущее через точку настоящего, и иное движение невозможно. Оно характеризуется длительностью и последовательностью. Процессы протекают в определенной последовательности, этапы не могут менять своей очередности. Время непрерывно и дискретно одновременно. Оно представляет собой поток, не имеющий начала и конца, однако его можно разделить на отрезки: часы, годы, века. Важным свойством времени также является его бесконечность, или неисчерпаемость.

Источник

У этого термина существуют и другие значения, см. Материя.

Мате́рия (от лат. materia «вещество») — физическое вещество, в отличие от психического и духовного[1]. В классическом значении всё вещественное, «телесное», имеющее массу, протяжённость, локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)[2]: материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

История понятия[править | править код]

В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита.

Платон не использует термин «материя», однако именно он создал учение о материи как о строительном материале всего сущего. В диалоге «Тимей» Платон указывает, что для становления текучих и изменяющихся вещей как копий вечных и неизменных эйдосов помимо самих эйдосов как причины и вещей как результата необходимо и некое третье начало, третья природа, которую он называет «восприемницей» и «кормилицей всякого рождения» (Tim. 49а), а также «матерью» (Tim. 50d) всех вещей, и которую сравнивает с золотом, которое может принимать любые формы и образовывать любые фигуры (Тим. 50аb). Чтобы материя могла принимать любые формы, она сама должна быть лишена какой-либо формы. Следовательно, материя есть полная бесформенность. (Tim. 50a—51b). Но, если материя совершенно аморфна, то она должна быть лишена бытия, ибо то, что имеет бытие, всегда или есть форма, или имеет форму. Стало быть, материя представляет собой небытие, но такое небытие, которое образует возможность для всякого бытия и даже необходимо (Tim. 48a) для бытия вещей. Платон называет такое небытие «хора», чистое пространство, которое непознаваемо, но которое, однако, мыслится как необходимая основа становления: «Оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения» (Tim. 52ab)[3].

Сам термин «материя» был введён, вероятно, Аристотелем. «Материя» (materia) — латинская калька с греч. «гюле» (ὕλη), что означает «строительный лес» (Аристотель был родом из греческого города Стагира на границе с Македонией, которая поставляла в Грецию древесину для постройки кораблей). Согласно Аристотелю, ничто не возникает из ничего, поэтому всякое возникновение и всякое изменение требует наличия некоего субстрата, который, изменяясь, утрачивает одни свойства и приобретает новые. Классическим примером является статуя: глыба меди под рукой мастера превращается в статую, а медь — это та материальная причина, тот субстрат, который утрачивает форму глыбы и приобретает форму статуи. Этот субстрат Аристотель и называет материей. Материя, таким образом, это то, «из чего» вещь: «Быть из чего-то» (ektines) означает: состоять из чего-то как из материи” (Met. 1023a25). Материя неотделима от предмета реально (Fis. 214a15), но отделяется от формы предмета только мысленно. При этом Аристотель различает первую материю и вторую материю. Первая материя — тот конкретный субстрат, вещество, из которого непосредственно состоит предмет, например, медь для статуи. Вторая материя, рассматриваемая сама по себе, а не в отношении предмета, материей которого служит, имеет форму (состоит из молекул). Первая материя — субстрат всех субстратов, которая сама уже не имеет никакой формы. Первоматерия совершенно аморфна, и поэтому представляет собой не действительность (ибо всякая действительность имеет форму), а чистую возможность (Met.1060a20), и поэтому есть небытие, но небытие не абсолютное, а содержащее в себе потенцию бытия[4].

В средневековой философии Фома Аквинский видел в материи принцип множества и индивидуации.

Томас Гоббс определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции). Сущностью материи является протяжённость. При этом Гоббс мыслил реально существующую материю как «вторую материю», то есть конкретный субстрат вещей определённого вида. «Первая материя», или материя вообще, общая всем вещам, по Гоббсу, не есть тело, отличное от всех других тел, наполняющих универсум, но и не есть одно из этих тел, поэтому реально не существует. Эта реально не существующая «материя без формы» суть только идея тела вообще, каким оно представляется нам, когда мы мысленно абстрагируемся от его формы и прочих акциденций, за исключением количества и протяжённости[5].

По Джону Локку, материя есть протяжённая плотная субстанция. Идея материи возникает потому, что мы не представляем себе, как простые идеи разных качеств, доставляемые нам ощущениями, могут существовать сами по себе, без субстрата, которому они принадлежат и от которого происходят. Именно «ощущение убеждает нас в том, что есть плотные, протяжённые субстанции». Это знание о существовании материальной субстанции, проистекающее из опыта, Локк считал не подлежащим сомнению. Однако, поскольку все наше знание ограничено идеями, полученными из опыта, идея материальной субстанции остаётся неясной. Материя, безусловно, есть, но она есть мыслимое нами нечто, нечто такое, что является носителем первичных качеств (акциденций) протяжённости и плотности, хотя мы не знаем и не можем знать, что же представляет это нечто само по себе[6].

Джордж Беркли отрицал существование материи. По Беркли, всё, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Материя же, по определению, есть нечувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нём идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует[7].

В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро.

Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

По И. Канту, «во всякой сущности составные части её образуют материю, а способ, каким они соединены в вещи — сущностную форму». Соответственно, Кант различал логическую материю и физическую материю. Логическая материя суждения — это данные понятия, в отличие от соединяющей их связки (формы). Физическая материя, или «безграничная реальность вещей вообще», рассматривается как «материя всякой возможности, а её ограничение (отрицание) — как форма, которой одна вещь отличается от других согласно трансцендентальным понятиям»[8]. Физическая материя, есть непроницаемая протяжённая субстанция, наполняющая собой пространство и образующая содержание явлений, соответствующее ощущениям[9]. Материя представляет собой только лишь явление, а не умопостигаемую вещь в себе, и поэтому не существует вне и помимо нашей чувственности, априорными формами которой служат пространство и время (трансцендентальный идеализм). Однако, поскольку материя, как всякое явление, есть представление, а представления сознаются мыслящим субъектом как свои собственные, следовательно, это представление, как и сам осознающий его субъект, существует. Таким образом, Кант утверждал реальное существование материи наряду с сознанием (дуализм), как явления действительности, непосредственно воспринимаемого, а не выводимого путём умозаключения (эмпирический реализм)[10].

Ленинское определение материи[править | править код]

Определение, лежащее в основе диалектико-материалистических формулировок термина, дал В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[11].

Всякий материализм признаёт материю объективной реальностью. Диалектический материализм вносит в определение материи принципиально новое утверждение: «единственное „свойство“ материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания»[12].

Некоторые авторы отмечают[13], что в ленинском определении материи признание единственным свойством материи свойство быть объективной реальностью опирается на положение о качественной неисчерпаемости материи: «диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна…»[14].

Формулировка Ленина неоднократно критиковалась и оспаривалась. Например, Стивен Прист, член философского факультета Оксфордского университета, считает, что материя — имеющая атомарное и субатомарное строение субстанция, из которой состоят физические объекты, то есть все те объекты, которые находятся в пространстве и времени. По мнению Приста, отдельного явления «материя» не существует. Этот вывод имеет три основания: 1) всё, что может быть сказано о мире, может быть сказано в терминах физики (физических объектов, событий, структур физических объектов, отношений между ними), поэтому категория материи как субстанции физических объектов является излишней, поскольку ничего не объясняет; 2) сторонник существования материи несёт бремя доказательства её существования, но такого доказательства материалистами не представлено; 3) утверждение несуществования материи позволяет объяснить, почему материю (как субстанцию физических объектов) невозможно зафиксировать эмпирически и невозможно дать ей определение в эмпирических терминах[15].

Атрибуты и свойства материи (с точки зрения диалектического материализма)[править | править код]

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временны́ми свойствами[16].

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

  • физическая;
  • химическая;
  • механическая;
  • биологическая;
  • социальная.

Универсальными свойствами материи являются:

  • несотворимость и неуничтожимость;
  • вечность существования во времени и бесконечность в пространстве;
  • материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
  • детерминированность всех явлений;
  • причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий;
  • отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры; взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления;
  • качественная неисчерпаемость свойств материи — материю невозможно определить путём перечисления некоторой конечной совокупности её свойств.

Универсальные законы существования и развития материи:

  • Закон единства и борьбы противоположностей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Формы движения материи[править | править код]

Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения[17]:

  1. в неорганической природе,
    • пространственное перемещение;
    • движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
    • движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
    • изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
    • геологические процессы[18];
    • изменение космических систем различных размеров: планет, звёзд, галактик и их скоплений.;
  2. в живой природе,
    • обмен веществ,
    • саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
    • взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
    • внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
    • надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию.
  3. в обществе,
    • многообразные проявления сознательной деятельности людей;
    • все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде[источник не указан 1711 дней]. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним[источник не указан 1711 дней]. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими. (Следует пояснить, что трактовка последней группы как социальной формы движения материи также даётся с точки зрения диалектического материализма.)

Исчезновение материи[править | править код]

Архипцев Ф. Т. пишет: “В конце XIX века привело физиков к утверждению «атом дематерилизовался», «материя исчезла» стр. 258[19].

Открытие явления дефекта массы, корпускулярно-волнового дуализма усилило позиции энергетизма.

“Исчезновение материи” критиковал Ленин в работе «Материализм и эмпериокритицизм»

См. также[править | править код]

  • Материя (физика)
  • Субстанция
  • Субстрат
  • Антиматерия

Примечания[править | править код]

  1. ↑ matter // Oxford Dictionary. — Oxford University Press
  2. ↑ История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. Стр. 604—605
  3. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 3.. — Москва: Мысль, 1994. — С. 451—456.
  4. Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т1, Т3.. — Москва: Мысль, 1976.
  5. ↑ Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Т.1 . «Основы философии». — М, Мысль, 1989, стр. 157
  6. ↑ Дж. Локк Сочинения. «Опыт о человеческом разумении». — М.: Мысль, 1985, стр. 345—363.
  7. ↑ Д. Беркли Сочинения. «Трактат о принципах человеческого знания» — М. «Мысль», 2000:, стр. 137—152
  8. ↑ Кант И. «Критика чистого разума» — Москва, изд. «Мысль», 1994 г., стр. 200
  9. ↑ Кант И. «Критика чистого разума» — Москва, изд. «Мысль», 1994 г., стр. 40-41, 48, 428, 494
  10. ↑ Кант И. «Критика чистого разума» — Москва, изд. «Мысль», 1994 г., стр. 528—529
  11. ↑ Ленин В.И., ПСС, т. 18, с. 131
  12. ↑ Ленин В.И., ПСС, т. 18, с. 275
  13. Баженов Л. Б., Морозов К. Е., Слуцкий М. С. Философия естествознания. Выпуск первый. — М., Политиздат, 1966. — с. 28
  14. ↑ Ленин В.И., ПСС, т. 18, с. 277
  15. ↑ С.Прист «Теории сознания». Перевод с англ. Грязнова А. Ф. — М., Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000 г., стр. 277.
  16. Материя — статья из Большой советской энциклопедии. 
  17. ↑ Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
  18. Куражковская Е. А., Хаин В. Е., Гордеев Д. И. Ещё раз о геологической форме движения материи: (Ответ на рецензию И. В. Назарова. Существует ли геологическая форма движения материи? // Научн. доклады высш. шк. философ. науки. 1966. № 5.) // Научн. доклады высш. шк. философ. науки. 1968. № 4. С. 60-66.
  19. ↑ Архипцев Ф. Т. Материя как философская категория. М., 1961.

Литература[править | править код]

На русском языке

  • Архипцев Ф. Т. Материя как философская категория. М., 1961.
  • Друянов Л. А. [razym.ru/main/126577-druyanov-l-a-chto-takoe-materiya.html Что такое материя]. — М.: Учпедгиз, 1961.
  • Горан В. П. Ленинское определение материи в историко-философской ретроспективе // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2009. Т. 7. № 2. С. 136—146.
  • Кучевский В. Б. Анализ категории «материя» М., 1983. — 255 с.
  • Материя / Лебедев А. В., Бородай Т. Ю. // Маниковский — Меотида. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 365—367. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8.
  • Мелюхин С. Т. Материя в её единстве, бесконечности и развитии. М., 1966.
  • [[Мостепаненко, Александр Михайлович|Мостепаненко А. М.]] О соотношении уровней материи и пространственно-временных форм // Философские науки. 1969. № 2.
  • Орлов В. В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1971.
  • Соловьёв В. С. Материя, материальное начало, материальная причина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Солопов Е. Ф. Материя и движение. Л., 1972
  • Хасхачих Ф. И. Материя и сознание. М., 1940 (1951,1952).

На других языках

  • Ernan Mc Mullin (ed.), The Concept of Matter in Greek and Medieval Philosophy, Notre Dame, University of Notre Dame Press, 1965.
  • Ernan Mc Mullin (ed.), The Concept of Matter in Modern Philosophy, Notre Dame, University of Notre Dame Press, 1978.

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных доменов

Источник