Какие свойства музыки рахманинова

Какие свойства музыки рахманинова thumbnail

С. В. Рахманинов – обладатель замечательного композиторского таланта и мощного дарования художника-исполнителя: пианиста и дирижера.

Творческий облик Рахманинова многогранен. Его музыка несет в себе, богатое жизненное содержание. Она впечатляет мужественной силой, мятежным пафосом, нередко – выражением безграничного ликования и счастья. Встречаются в ней и образы глубокого душевного покоя, озарение светлым и ласковым чувством., полные нежного и кристального лиризма. И вместе с тем ряд произведений Рахманинова насыщен острым драматизмом;, здесь слышится глухая мучительная тоска, чувствуется неотвратимость трагических и грозных событий.

Такая острота контрастов не случайна. Подобно некоторым современникам- Скрябину, Блоку, Врубелю (в определенные периоды их художественного развития) Рахманинов был выразителем романтических тенденций; во многом характерных для русского искусства конца XIX и начала XX веков (тех романтических тенденций, которые нашли яркое выражение и в творчестве молодого Горького). Искусству Рахманинова свойственна эмоциональная приподнятость, которую Блок определял как “жадное стремление жить удесятеренной жизнью”. Особенности рахманиновского творчества коренятся в сложности и напряженности русской общественной жизни, в огромных, потрясениях, которые пережила страна за последние двадцать лет перед Октябрьским переворотом. Определяющими для мироощущения композитора стали: с одной стороны – страстная жажда духовного обновления, упование на грядущие перемены, радостное предчувствие их (что было связано, в первую очередь, с могучим подъемом всех демократических сил общества в канун и в годы первой русской революции), а с другой стороны – предчувствие приближающейся грозной стихии, стихии пролетарской революции, по своей сущности и историческому смыслу непонятной для большинства русской интеллигенции того времени. Именно в период между 1905 и 1917 годами в произведениях Рахманинова, как, впрочем, и ряда других русских художников, стали учащаться настроения трагической обреченности. “Я думаю, что в сердцах людей последних поколений залегло неотступное чувство катастрофы”, – писал об этом времени Александр Блок.

Исключительно- важное место в творчестве Рахманинова принадлежит образам России, родины. Композитор не обращался к собственно исторической тематике, не сочинял исторических опер, не писал программных произведений на сюжеты, связанные с прошлым русского народа. Тем не менее многие непрограммные лирические, эпические, драматические по духу произведения выражают глубину патриотических чувств композитора, органически присущее ему ощущение родной земли и тесной связи с исконно русской культурой. B этом отношении творчество Рахманинова перекликается с такими произведениями русского искусства начала века, как “Сказание о невидимом граде Китеже” Римского-Корсакова, цикл стихов Блока о России, живопись М. В. Нестерова, картины Н. К. Рериха, Б. М. Кустодиева и А. П. Рябушкина.

Национальный характер музыки проявляется в глубокой связи с народной русской песней, с городской романсно-бытовой культурой конца XIX и начала XX века, с творчеством Чайковского и композиторов Могучей кучки. В музыке Рахманинова отразились поэзия народной песенной лирики, образы народного эпоса, характерный для русской музыки XIX века восточный элемент, картины русской природы.

Впрочем, он почти не использовал подлинных народных тем. а лишь чрезвычайно свободно, творчески развивая, вводил в сочинения характерные элементы русского мелоса и русской гармонии. Своеобразным средством воплощения национального колорита было, между прочим, для Рахманинова использование интонаций древнерусского церковного пения, а также широкое и многообразное претворение в музыке колокольных звучаний: празднично-торжественного перезвона, тревожного набата, переливов бубенцов.

Дарование Рахманинова – лирическое по своей природе.

Явления – жизни преломляются в произведениях композитора через его душевный мир. В этом отношении творческая индивидуальность Рахманинова родственна натуре Чайковского. Сближает его с Чайковским и то, что свойственное обоим лирическое начало находит выражение в первую очередь в господствующей роли широкой, протяжной, песенной по своему характеру мелодии. “Мелодия – это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое Оформление. Мелодическая изобретательность в высшем смысле этого слова, – главная цель композитора”, – утверждал Рахманинов.

Раньше всего были признаны и получили известность фортепианные и вокальные произведения композитора, значительно позже – симфонические. Тем не менее Рахманинов является одним из крупнейших русских симфонистов начала XX века. Им написаны три симфонии. программные симфонические произведения. Сюда примыкают также две кантаты “Весна” и “Колокола” – своеобразные вокально-симфонические поэмы в которых роль оркестра чрезвычайно ответственна и значительна. У Рахманинова получили дальнейшее развитие принципы как лирико-философского, драматического симфонизма Чайковского, так и повествовательно-картинного, жанрово-песенного симфонизма Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова.

Читайте также:  Фикус какие полезные свойства у него

Искусство Рахманинова-исполнителя, гениального пианиста и дирижера, также связано с высокими национальными традициями. Рахмановское исполнение – это подлинное творчество. Стремясь глубоко проникнуть в авторский замысел, Рахманинов открывал при этом в известных всем произведениях новые черты, находил новые, не замеченные другими музыкантами, краски. Он неизбежно вносил нечто свое, рахманиновское, в музыку других авторов. Если иногда его интерпретация не во всем соответствовала установившемуся представлению о стиле того или иного композитора, она все же всегда была внутренне оправдана.

В игре Рахманинова все предельно просто, естественно и выпукло. Мелодичность, мощь и полнота пения – вот первые впечатления от его пианизма. Надо всем царит мелодия, подчиняя, но отнюдь не затушевывая прочие элементы музыкальной ткани. Стальной и вместе с тем гибкий ритм, полная живого дыхания динамика сообщают игре Рахманинова неисчерпаемое богатство оттенков – от почти оркестровой мощи до нежнейшего, воздушного piano – и выразительность живой человеческой речи. Феноменальный технический аппарат Рахманинова и совершенство его игры никогда не привлекают внимания сами -по себе. Слушатель от начала до конца остается захваченным художественной, творческой стороной исполнения.

Глубоко и верно характеризовал сущность пианистического искусства Рахманинова его друг, композитор Н. К. Метнер: “В равной степени огромный мастер как композитор, пианист и дирижер, он во всех своих проявлениях поражает нас главным образом одухотворением звуков, оживлением музыкальных элементов. . .

Слушаем ли мы его в концерте, вспоминает ли он дома за инструментом оперы и симфонии, которыми он дирижировал в былое время, нас поражает не память его, не его пальцы, не пропускающие ни одной детали целого, а то целое, те вдохновенные образы, которые он восстанавливает перед нами. Его гигантская техника, его виртуозность служат лишь уточнением этих образов.

Его интерпретация других авторов дает подчас иллюзию, будто он сам сочинил исполняемое. Его исполнение всегда творчественно, всегда как бы “авторское” и всегда как бы “в первый раз”.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.muzlit.narod.ru/

Раздел: Музыка
Количество знаков с пробелами: 7371
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… земле”, который слышался М. Горькому в некоторых произведениях Бунина (74, 53). Как и этот близкий ему по духу писатель, Рахманинов, говоря словами Горького, “думал о России как о целом”, сожалея о ее утратах и испытывая тревогу за судьбы будущего. Периодизация творчества. Творческий облик Рахманинова в основных своих чертах оставался цельным и устойчивым на протяжении всего полувекового пути …

… особенно большое значение в формировании вокально-хорового мастерства Танеева. Существенную роль для его инструментальной музыки сыграло и творчество венских классиков – Моцарта, Бетховена. Из современных композиторов Танеев в наибольшей мере испытал воздействие Чайковского; оно сказалось преимущественно в лирике (особенно в вокальной), но не ограничилось этим. К своему учителю Танеев примыкал …

… нового столетия приходится начало новой главы в летописи жизни и творчества Рахманинова. Великий музыкант испытывает мощный прилив творческих сил, наступает расцвет его гениального таланта композитора, пианиста, дирижера. Рахманинов создает новые произведения, выступает в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года занимает пост капельмейстера Большого театра. В связи с частыми …

… ) и т.п. В связи с упорядочением подхода к терминологии стали разграничивать два понятия-термина: «лексика с окраской официально-делового стиля» и «канцеляризмы». Первое название отражает место соответствующих слов в системе общелитературного языка, их функционально-стилевую окраску. Например, лексические единицы получатель (сего) или причитающиеся, неподведомственные, нижеподписавшиеся, …

Источник

Какие свойства музыки рахманинова

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов – композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).

Читайте также:  Какие свойства имеет дуб

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощная, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

22.П.Чайковский: обзор основных жанров, черты стиля. Балетная реформа П.Чайковского-М.Петипа).

Много произведений написал Чайковский для детей и о детях. Это «Детский альбом» (24 пьесы для фортепиано). Здесь и сценки из детской жизни («Игра в лошадки», трилогия: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»), и картины природы («Зимнее утро», «Песня жаворонка»), и мелодии разных народов («Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Русская песня»). Глубокое проникновение в детскую психологию, в царство детской фантазии способствовало созданию простых ярких пьес. «Детский альбом» Чайковского оказал большое влияние на сочинение произведений для детей русскими и советскими композиторами.

«Шестнадцать песен для дегей» композитор написал на стихи А. Плещеева, К. Аксакова и других поэтов. Наиболее известны из этого цикла песни «Мой садик», «Кукушка», «Мой Лизочек». В репертуар молодых музыкантов прочно вошли и 12 пьес, объединенных в цикл «Времена года». Все эти пьесы отмечены характерными чертами творчества Чайковского — прекрасной, яркой образностью, задушевностью высказывания. Многие, даже неискушенные слушатели хорошо понимают задумчивые и напевные мелодии, звучащие в пьесах из этого цикла, — «На тройке», «Баркаролу», грустную «Осеннюю песню», веселое оживление «Масленицы» — картинки русского быта. Изобразительное неразрывно здесь слито с лирическим, и весь цикл — это нарисованные композитором страницы жизни природы и людей.

Большое место в творчестве Чайковского занимает опера. Композитор считал, что опера «должна быть музыкой наиболее общедоступной из всех родов музыки…» В операх Чайковского гармонично сочетается раскрытие сложного внутреннего мира героев, их душевных переживаний с драматизмом действия. Это присуще всем операм композитора: «Евгению Онегину», «Пиковой даме», «Чародейке», «Мазепе», «Иоланте» и др.

Чудесный мир сказки нашел воплощение в балетах «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889; по мотивам сказки Ш. Перро) и «Щелкунчик» (1892; по мотивам сказки Гофмана). И хотя балеты написаны на разных этапах творческого пути композитора и не походят друг на друга (в «Лебедином озере» преобладает сфера драматическая, в «Спящей красавице» — эпическая, в «Щелкунчике» — характерная), но все они глубоко лиричны и во всех общая для Чайковского тема — стремление человека к счастью, преодоление препятствий в напряженной борьбе. Балеты Чайковского, созданные в содружестве с балетмейстерами Л. Ивановым и М. Петипа, разрешили главную проблему балетного театра — соотношение музыки и танца. Они открыли эру симфонического балета. Потому Чайковский — великий симфонист и оперный композитор — вошел в историю музыки как реформатор жанра балета. В его балетной музыке, сочетающей в себе черты других жанров, последовательно проводятся симфонические методы развития.

Важнейшая черта творчества Чайковского — ярко национальный характер его музыки. Естественно и органично «живут» в финалах Второй (1872) и Четвертой (1877) симфоний украинская песня «Журавель» и русская «Во поле березонька стояла». Просто и трогательно распета «Сидел Ваня на диване» в медленной части Первого струнного квартета.

Читайте также:  Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы

Чайковский знал и любил свою Родину. Еще живя в Воткинске, где он родился, будущий композитор прислушивался к народному пению. Позже он часто бывал на Украине; его сестра Александра Ильинична была замужем за Л. В. Давыдовым — сыном известного декабриста. У своих родных Чайковский подолгу жил в Каменке.

Композитор много ездил по родной стране. Он любил и тонко чувствовал красоту русской природы. «…Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь вообще и.в ее великорусские части в особенности», — писал он.

Эта «влюбленность в матушку Русь» звучит в его первой симфонии «Зимние грезы» (1866), написанной под впечатлением путешествия по берегам Ладожского озера и на остров Валаам. Образы зимней русской природы, Kpacdra зимнего пейзажа, широта русских равнин, настроение задумчивости и светлой грусти пронизывают первые две части цикла («Грезы зимней дорогой» и «Угрюмый край, туманный край»). Третья часть — скерцо — подготавливает финал, как бы рисующий картину народного праздника, образ сильного и веселого русского народа.

Чайковский часто уезжал за границу. Его музыка получила мировое признание еще при жизни автора. Во многих странах композитор выступал пропагандистом русской музыки, дирижировал своими сочинениями. Не раз бывал он в Чехии, Германии, Франции, Италии. В 1891 г. Чайковский — в Америке, в 1893 г. — в Англии, где ему присуждают почетную степень доктора Кембриджского университета. Но за границей он тосковал по России. С середины 1880-х годов Чайковский жил под Москвой, а позже на окраине небольшого тогда городка Клина. Последнее жилище его сохранено в неприкосновенности, здесь Дом-музей П. И. Чайковского.

Но Чайковский знал не только природу России. Несправедливое устройство русского общества он тоже знал. Воспитанник петербургского Училища правоведения, он в возрасте 19 лет стал помощником столоначальника одного из отделений департамента Министерства юстиции. За три года службы через руки молодого юриста прошло около 20 дел крестьян, в которых в основном содержались просьбы в заступничестве против жестокости помещиков.

И не случайно, когда, бросив службу, он поступил в Петербургскую консерваторию, одним из первых его самостоятельных произведений была увертюра «Гроза» по драме А. Н. Островского.

«Служение обществу» он понимал серьезно и многосторонне. По окончании Петербургской консерватории в 1866 г. он начал работать в Москве: здесь также открылась консерватория, и Чайковский стал одним из первых ее преподавателей. Откликаясь на нужды отечественного музыкального образования, он создал первый русский учебник гармонии. В конце 60-х — начале 70-х годов Чайковский активно сотрудничал в качестве музыкального критика в газете «Русские ведомости». В своих статьях он боролся против слепого преклонения перед итальянской оперой, отстаивая русское музыкальное творчество. Чайковский горячо защищал просвещение, интересы широких масс в области национального искусства, глубокую уверенность в творческих силах России. И позже, уже будучи прославленным композитором, став одним из директоров Русского музыкального общества в Москве, он использовал свой авторитет для пропаганды русской музыки, музыкального просвещения.

В музыке Чайковский обращается к слушателю, размышляет совместно с ним о важных, серьезных вопросах жизни. Обобщенное содержание, как бы программу своей Четвертой симфонии, например, изложил сам композитор в одном из писем. От «безотрадных и безнадежных» чувств и «нежных грез» первой части, через меланхолические воспоминания, владеющие лирическим героем симфонии во второй части, через причудливые образы скерцо третьей, через преодоление зла, «рока» композитор ведет нас к грандиозному финалу — «картине праздничного веселья», к утверждению объективной ценности мира. Концепция эта близка основной идее Пятой симфонии Бетховена. Чайковский во многом и выступил как наследник бетховенского симфонизма.

Музыку Чайковского любил В. И. Ленин. Так, в письме к матери от 4 февраля 1903 г. он писал о Шестой («Патетической») симфонии: «Недавно были первый раз за эту зиму в хорошем концерте и остались очень довольны — особенно последней симфонией Чайковского (Symphoniе pathetique)».



Источник