Какие свойства музыки рахманинова доказывают правдивость его слов

Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова
Прочитать отрывок из книги Н.Бажанова «Рахманинов».
Шаг за шагом непостижимый мир звуков раскрывал маленькому музыканту свои кладовые. <…>
Когда наступали сумерки, бабушка (Софья Александровна Бутакова) складывала рукоделье и начинался разговор по душам. К душе внука она хорошо узнала дорогу. Иногда бабушка «сказывала» нараспев, особым новгородским говорком, про Васю Буслаевича и Вольгу Святославовича. <…>
Раз, пошептавшись с бабушкой, Ульяша принесла из соседней комнаты гитару…
Подумав, завела Ульяша старинную свадебную песню – «Матушка моя, что во поле пыльно?..».
Голос у неё оказался неожиданно низкий, грудной. Сергей весь насторожился, тихонько и прерывисто дыша…
Пела в этот вечер Ульяша и суровую – про татарский полон, и задорно-лукавую – про утушку луговую.
Много воды, много песен утекло, покуда понял Серёжа, что и в музыке, и в жизни сердца печаль и радость – родные сёстры.
Раз Ульяша зазвала во двор белоголового и темноглазого пастушонка Савку. За спиной у него вместе с холщовой торбой висел на шнурке берестяной рожок… И рожок вдруг запел так светло и нежно, что Серёжа даже засмеялся от радости.
Однажды Сергей забрёл на церковный двор. На скамье подле звонницы сидел востроглазый старичок. Он назвался Яковом Прохоровичем и повёл Сергея на колокольню.
С изумлением Сергей следил за тем, как его кривые, чёрные, узловатые пальцы целой сетью верёвочек «играли» на малых колоколах.
Когда Сергей спускался с колокольни под щебет ласточек. Осторожно нащупывая крутые ступени, в голове у него гудело. Но зато он уже знал всё про колокола – вечевые, набатные, благовестные; знал, что такое красный – усладительный – звон.
Часто ранним утром, когда он ещё нежился под одеялом, сквозь щебет птиц за окошком с дальнего выгона долетал голос пастушьей жалейки. Он плыл над лугами, одетыми росой, потом вдруг как бы останавливался, повиснув в воздухе, и уходил, замирая. И во сне не снилось ни Савке, ни самому Сергею, что этот нехитрый напев пастушьего рожка много лет спустя на далёкой чужбине ещё не раз позовёт лебединой песней стареющего русского музыканта.
Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова
Прочитать отрывок из книги Н.Бажанова «Рахманинов».
Шаг за шагом непостижимый мир звуков раскрывал маленькому музыканту свои кладовые. <…>
Когда наступали сумерки, бабушка (Софья Александровна Бутакова) складывала рукоделье и начинался разговор по душам. К душе внука она хорошо узнала дорогу. Иногда бабушка «сказывала» нараспев, особым новгородским говорком, про Васю Буслаевича и Вольгу Святославовича. <…>
Раз, пошептавшись с бабушкой, Ульяша принесла из соседней комнаты гитару…
Подумав, завела Ульяша старинную свадебную песню – «Матушка моя, что во поле пыльно?..».
Голос у неё оказался неожиданно низкий, грудной. Сергей весь насторожился, тихонько и прерывисто дыша…
Пела в этот вечер Ульяша и суровую – про татарский полон, и задорно-лукавую – про утушку луговую.
Много воды, много песен утекло, покуда понял Серёжа, что и в музыке, и в жизни сердца печаль и радость – родные сёстры.
Раз Ульяша зазвала во двор белоголового и темноглазого пастушонка Савку. За спиной у него вместе с холщовой торбой висел на шнурке берестяной рожок… И рожок вдруг запел так светло и нежно, что Серёжа даже засмеялся от радости.
Однажды Сергей забрёл на церковный двор. На скамье подле звонницы сидел востроглазый старичок. Он назвался Яковом Прохоровичем и повёл Сергея на колокольню.
С изумлением Сергей следил за тем, как его кривые, чёрные, узловатые пальцы целой сетью верёвочек «играли» на малых колоколах.
Когда Сергей спускался с колокольни под щебет ласточек. Осторожно нащупывая крутые ступени, в голове у него гудело. Но зато он уже знал всё про колокола – вечевые, набатные, благовестные; знал, что такое красный – усладительный – звон.
Часто ранним утром, когда он ещё нежился под одеялом, сквозь щебет птиц за окошком с дальнего выгона долетал голос пастушьей жалейки. Он плыл над лугами, одетыми росой, потом вдруг как бы останавливался, повиснув в воздухе, и уходил, замирая. И во сне не снилось ни Савке, ни самому Сергею, что этот нехитрый напев пастушьего рожка много лет спустя на далёкой чужбине ещё не раз позовёт лебединой песней стареющего русского музыканта.
О каких музыкальных впечатлениях маленького Серёжи Рахманинова рассказал писатель?
Какие музыкальные сочинения «звучат» со страниц этого рассказа?
Попытаться ответить на вопрос: «Какие свойства музыки Рахманинова доказывают правдивость его слов: «Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, – это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце»?
О каких музыкальных впечатлениях маленького Серёжи Рахманинова рассказал писатель?
Какие музыкальные сочинения «звучат» со страниц этого рассказа?
Попытаться ответить на вопрос: «Какие свойства музыки Рахманинова доказывают правдивость его слов: «Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, – это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце»?
Источник
Музыка Рахманинова – это бескрайний океан, который может быть спокойным, как шелк, и мощным, не щадящим никого и ничего, смывающим все на своем пути. А вообще, каждый чувствует то, что он хочет чувствовать. невозможно перевести информацию из одного кода (слуховой) в другой (письменный), для этого и есть музыка, которую надо чувствовать внутри:)
Музыка в любои произведении это рафинированное воплощение жизни, и движение гармонии в ней – это путь к обретению гармонии в жизни. Музыка Рахманинова воплощает именно русский путь – черезь глубокие раздумья, сострадание, колоссальное напряжение внутренней борьбы, единение со всем Человеческими, в конечном счете, – катарсис! А руссакая природа – возможно она только пейзаж воспитавший и выразивший русскую душу (по Л.Н.Гумилеву). Музыка Рахманинова глубже живописности.
Чувство Родины, по преимуществу…
чувство жуткой депрессии…я слушаю ор38 – любовь,
3 русские песни – 3 смерти
рапсодию – ирония, самобичевание, пессимизм. отвращение
3ю симфонию – просто глухой, сильный удар по голове тяжелым предметом
вар корелли – безумный бег на месте
симфонические танцы – руководство на тему “как победить смерть, взглянув ей в глаза – прямо и совершенно беззвучно – увидев в ней свое отражение и задразнив ее до смерти”
все это меня просто убивает. я реально не могу есть! звуки сильно врезаются в память так, что я все это слушаю не чаще, чем раза два в год, больше не могу, и даже через этот промежуток времени, при желании могу представить и воспроизвести в голове эти произведения целиком, как запись. какой же обьем звуковой информации мне приходится пропускать через себя, чтобы эта информация вытеснилась и только тогда мне становится легче, когда я это все забываю.вот)
Когда звучит 2ой концерт, особенно 2ая часть, такое ощущение, что летишь. Сначала не высоко, над равнинами, холмами, и смотришь в небо, думая о чем-то далеком, но теплом и родном. А когда приближается средний раздел – чувствуешь как внутри тебя зарождается чувство неизвестного загадочного приятного и тревожного волнения… музыка стремительно набирает обороты : подъемы и спадды… и теперь, перелетев холмы, на твоем пути – широкие и высокме горы, полноводные реки , а ты все набираешь высоту… смотришь на это все… и чувствуешь это всей душой… а там, впереди, куда манит, зовет неведомая сила необычайной красоты, там за горами , за горизонтом зарождаются лучи солнца. Их пока почти не видно, широкие реки становятся быстрее, сильнее… вот ты выше и выше… музыка охватывает тебя…вот вот …уже скоро…в груди щемит, чувство радости, счастья со слезами переполняет твою душу, и вот пару тактов до кульминации… ты выше и выше… лучи становятся ярче и ярче… желтовато-золотистые,ярко-алые, розоватые цвета лучей,переливающиеся всеми цветами радуги, озаряют небосвод… и вот уже все позади… впереди только счатье… на арпеджированном форшлаге наступает пик удовольствия, перелетая горы тебя ослепляет необычайной красоты, трогательности и силы солнце гения Сергея Васильевича!!!!!!!!!!! Вся мощь рек обрушивается в искрящийся водопад эмоций… на миг ты таешь над бушующей силой жизни, растворяясь над этой красотой ты все же живешь… и летишь дальше… ты знаешь – там впереди все будет хорошо!!!!!!!!! И хочется жить… Сейчас играю этот концерт и тащусь каждый раз, когда руки касаются клавиш))) Могу говорить о музыке Рахманинова часами, потому что это единственный композитор , музыка которого не вызывает отрицательных эмоций))))))))))))
под описание полета подходят еще прелюдия h-moll ор32 №10 и этюд-картина es-moll ор39№5))
Описуемые ассоциации возникают при прослушивании первой части Третьего концерта. Ясный и глубокий май. Оживленный город, яркое солнце после дождя, мокрый сияющий асфальт. Женщины в белых платьях – радостные и красивые…
Прелюдия 10(32).
Выриант№1 Женщина вынашивает в утробе дитя и в условиях крайней нужды рожает его в муках.В результате жесточайшего борения с миром и с самим собой ее сын поднимаеся, на мгновение становится счастливым и умирает.Женщина вновь вынашивает в утробе дитя.
Вариант №2 Погружаясь в полусон,полугрезу и воспоминание наступает невыносимая печаль от сожаления о незбыточной мечте.Эта печаль в дальнейшем приобретает оттенок правильной грусти и вызывает сопротивление в форме отважной и бесстрашной борьбы.Как выясняется в финале борьба оказывается лишь иллюзией и не приносит победы от чего печаль становится еще невыносимей.
Вариант №3
Юлия Сеноженская, очень похоже на мои чувства при прослушивании 2-ого концерта, только первой части)) правда кроме полета она ассоциируется у меня с грозой, но грозой не устрашающей, не пугающей, а очищающей и дающей надежду. Огромная равнина, цветы, изредка растущие деревья, волнение… а гроза все нарастает, дует ветер, сильный, но очень теплый, родной, ты лежишь на траве, гладя на тучи и облака, подгоняемые ветром… Но вот ветер усиливается, небо темнеет, налетают порывы ветра один за другим, и вот падают первые капли, быстрые, звонкие, ветер все сильнее. А ты уже бежишь по воздуху сквозь капли, все быстрее и быстрее, выше и выше, ветер уже сам несет тебя вверх, к самым тучам, пока наконец не становится виден весь мир, такой огромный и в то же время такой маленький, и весь он твой… Это можно описать словами Пьера Безухова: “И все это мое, и все это во мне, и все это я!”… я всегда плачу, слушая этот концерт… другие произведения чаще всего ассоциируются тоже с природой) некоторые с чем-то Божественным…
Ну а я проще напишу. Когда я слушаю Рахманинова, у меня сжимается что-то внутри и на глазах слезы.
Для меня музыка Рахманинова – это бесконечная широта… и пространства, и души, русской души… А еще искренность могучих чувств…
Стыдно признаться, но раньше я не понимала и не любила музыку Рахманинова. Теперь это один из любимых моих композиторов!
Мой Рахманинов – это, с одной стороны, распахнутое окно в цветущий и абсолютно Чеховский вишневый сад, с другой стороны, это котел человеческих чувств, даже нырнув с головой в который, очень тяжело дотянуться до дна. Наверное, самый сложный композитор, из всех, произведения которых я играл. Сложный, потому что не прощает малодушия и ненаполненности – каждая нота должна быть в тебе, быть продолжением тебя, но при этом быть самой собой, не быть задавленной субъективной эмоцией исполнителя. Вот как-то так…
Мои ощущения здесь (написано под впечатлением от 2го концерта)… не знаю, почему именно это написалось – просто написалось…
*это чистые чувства, поэтому правильность употребления некоторых форм можно опустить…
Мелькание мыслей под звуки второго концерта
Взывает к чему-то неспешному, полному драмы…
Но ветер поёт, избавляя от страха, фальцетом,
На память оставив не прошлое даже… но шрамы…
Какими-то строками снова истерзаны думы…
Ты можешь спросить: “Им зачем было всё это надо?”…
Как времени дань, отголоском какого-то шума,
В тяжелой тоске, словно всплеск, прозвучит Модерато…
Мерещатся призраки смутных времён и деяний…
Ты можешь сказать: “А ведь всё… всё могло быть иначе”…
Адажио мира без слёз и ненужных страданий
Угаснет за цепью решений неверных… тем паче…
Ошибки начал роковых затерялись вне воли,
Среди ложных красок и странных, далёких видений…
Ты можешь подумать: “А если”… увы… жаль до боли:
Не знать истории сослагательных наклонений…
Вздохнув, продолжает Аллегро лететь как и прежде –
Послание будто, отправленное нам в конверте…
Там вера простая и тень многомудрой надежды…
В мелькающих мыслях под звуки второго концерта…
(с) АВК, 2009 г.
Когда училась в школе, в училище, не совсем понимала Рахманинова. Сейчас думаю – как? Потмоу что теперь это композитор номер 1 для меня. Его музыка вызывает слезы, трогает до самой глубины души, даже возможно сводит с ума.
в общем, эту музыку нужно слушать только один на один. не терпит толпы.
только что переслушал в который раз второй концерт. гениально))) возникают перед глазами почему-то зелёные поля и луга при солнечной погоде и лёгком ветерке, безграничные леса, деревня, детский смех, колокола само собой… в общем наша Россия.
При прослушивании концерта 2-чувства к Родине,русская музыка не с чем не сравнима!мелодии дали….,романс для скрипки-это крик души,кульминация,завершение!грусть,воспоминание о чем то,грусть,не сбывшиеся мечты!одним словом это Сергей Рахманинов!
Рахманинов для меня – это с одной стороны такая очень мудрая и созерцательная, так сказать, философия жизни, а с другой – захватывающая и уносящая тебя в какую-то бушующую, но прекрасную даль, стихия)))) Люблю очень его мелодику, именно то, что музыковеды называют интенсивной полифонией аккомпанирующих голосов. Это какие-то разливающиеся потоки мощной мелодической энергии….Люблю его колокольные аккорды.
Особенно меня приводит в экстаз концовка каденции 1 части 3его концерта…те повторяющиеся аккорды с меняющейся гармонией перед прорывом в РЕ мажор….Это действительно какой-то экстаз!!!
Да,Россия,но та Россия,которой уже и нет почти:Россия Бунина,Левитана и…Рахманинова.А ещё Он философ,так убедительно доказавший и прекрасную,и трагическую сущность бытия.
а я просто любовь чувствую…как-бы это поточнее..Любовь!!
Источник
МОУ гимназия № 1
Пономарева Ольга Николаевна
Музыка
6 класс
Программно-методическое обеспечение: программа Д.Б.Кабалевского (базовый уровень); используемые учебники – Т.И.Науменко, В.В.Алеев «Музыка» 6 класс
Тема урока «МИР МУЗЫКИ С.РАХМАНИНОВА»
Цели:
- образовательная: познакомить учащихся с новыми для них произведениями С.Рахманинова, расширить и углубить знания о творчестве великого русского композитора.
- развивающая: развить чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, творческое музыкальное мышление учащихся, вокально-хоровые навыки.
- воспитательная: воспитать интерес к образцам русской классической музыки, к личности и творчеству С.Рахманинова.
Оборудование: фортепиано, синтезатор, компьютер, проектор, музыкальный центр, диски, кассеты с записями ,нотная хрестоматия, дидактический материал(карточки ,таблица элементов музыкальной
речи ,словарь музыкальных эмоций), портрет С.Рахманинова.
Ход урока.
Эпиграф: «Что такое музыка?
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;
Это любовь!
/ С.Рахманинов /
Вход учащихся: звучит «Вокализ» С.Рахманинова.
У: Знакома ли вам прозвучавшая музыка?
Д: Учащиеся называют произведение, автора: С.Рахманинов.
У: Что такое «вокализ»? Нужны ли слова?
Д: Слова не нужны, о глубине чувств говорит музыка.
У: С.Рахманиновым написаны замечательные поэтические строки в прозе/читает эпиграф/.
Сегодня на уроке мы постараемся понять: что такое для нас музыка С.Рахманинова?
Через музыку композитора почувствуем особенности его мировосприятия.
У: Творчество С.Рахманинова многогранно, он не только великий композитор, но и пианист-виртуоз, дирижер.
У: Творческое наследие композитора огромно: оперы, симфонии, концерты, фортепианная музыка, программная музыка, вокальная, духовная и т. д.
Сегодня коснемся двух разножанровых произведений, в которых мы ощутим и увидим разные грани творчества и личности композитора.
Первое произведение создано совсем юным Сережей Рахманиновым. Писатель Ю.Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провел 17-летний Рахманинов в имении Ивановка.
В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке».
В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюбленностью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень» на стихи Е.Бекетовой.
Слушание романса.
У: Какими чувствами наполнена эта музыка?
Д: Теплотой, добротой, искренностью, светом.
У: Какими музыкальными средствами композитор создает такое впечатление?
Д: Плавная мелодия, светлый мажор, спокойный темп.
У: Обратите внимание на аккомпанемент: его рисунок имеет зрительное сходство с формой цветка сирени / наиграть/.
У: Смог бы композитор написать такой светлый, как цветение весеннего сада, и искренний романс, если бы не пережил подобных чувств сам?
Д: Нет, не смог.
У: Здесь композитор предстает тонким лириком, очень естественно и правдиво передает свои чувства и переживания.
У: Почему произведение создано в жанре романса, а не песни?
Д: Романс глубже и выразительнее передает чувства человека.
У: С.Рахманинов чутко слышал музыку русской природы, каждое его произведение проникнуто глубокой любовью к Родине и родной природе. «Он пел Россию от земли до неба, он пел Россию трепетом всех пальцев.»/М.Румянцева/
Лучшие произведения композитора созданы на его малой родине, в Ивановке. Сюда С.Рахманинов стремился всегда, здесь черпал вдохновение.
С Ивановкой связано сочинение гениального 2 концерта для фортепиано с оркестром – произведения необычайной, удивительной красоты, искренности, эпического величия.
Концерт создан в 1900-1901 году – начало ХХ века – новый прилив творческих сил, блестящий рассвет гениального таланта композитора.
У: Что вы знаете о жанре «концерт»?
Учащиеся записывают в музыкальный словарь:
- Концерт (состязание) – произведение для симфонического оркестра с солирующим инструментом, в трех частях.
В концерте С.Рахманинова 3 части с постепенной линией развития музыки «от тьмы – к свету». Наиболее значительная – 1 часть. В основе ее -эпическая величавая тема, возвеличивающая образ Родины – могучей и красивой.
Учащиеся исполняют главную тему 1 части по нотной записи, вокализом.
У: Какая мелодия по характеру?
Д: Широкая, распевная, минорная.
У: Обратите внимание на вступление.
Учитель исполняет вступление к концерту.
У: Какое впечатление создают набатные аккорды фортепиано?
Д: Похоже на тревожное звучание колоколов.
У: Для Рахманинова колокола – символ России. «За вступительными аккордами концерта будто поднималась во весь свой богатырский рост Россия» /Н.Метнер/
Слушание 1 части.
У: Какие чувства выражены в главной мелодии?
Д: Встревоженность, мужественность, лиричность.
У: Что придает мелодии напряженный характер?
Д: Минорный лад, упругий ритм.
У: Как развивается музыка?
Д: Анализируют музыку 1 части:
- вступление –тема набата, большая взрывная сила, гул встревоженных людей;
- главная тема – взволнованная, широкая, напевная, очень русская, исполняют струнные инструменты, аккомпанирует фортепиано;
- побочная тема – лирический монолог солиста.
У: Сравните побочную тему с мелодией романса «Сирень», есть ли что-то общее?
Д: Их сближает восходящее движение, нежная, светлая, хрупкая интонация.
У: К чему приводит развитие и сопоставление контрастных тем?
Д: К кульминации, она звучит маршево, упруго, решительно.
У: Можно сказать, что у этой музыки «русская душа»? Почему?
Учащиеся дают утвердительный ответ и обосновывают его.
У: Завершая на данном уроке знакомство с творчеством С.Рахманинова, обозначьте для себя восприятие музыки композитора образным сравнением, закончите фразу:
«МУЗЫКА С.РАХМАНИНОВА – ЭТО…»
Варианты, предложенные детьми: «любовь к Родине», «русская душа», «величие России».
У: Любовь композитора к России, горячо любимой им Родине, вы услышали и почувствовали в его произведениях. Находясь долгие годы на чужбине, Рахманинов переживал острую ностальгию по Родине. Пусть песня «Тепло Родины» будет вашим подарком композитору и его творчеству.
Учащиеся исполняют песню «Тепло Родины»/ муз. А.Кудряшова, сл. З.Баевой/
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.
Выход учащихся из класса.
Источник