Какие свойства не характеризуют критерий технологичности управляемость
Сущность и структура педагогической технологии. Классификация педагогических технологий.
Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Сущность и структура педагогической технологии.
“Технология”, пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.
Понятие “педагогическая технология” может рассматриваться в трех аспектах:
– научном – как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
– процессуальном – как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
– деятельностном.
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие:
– осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Критерии технологичности педагогической технологии
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям – критериям технологичности, которыми являются:
– концептуальность;
– системность;
– управляемость;
– эффективность;
– воспроизводимость. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
– логикой процесса,
– взаимосвязью его частей, целостностью. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Воспроизводимость – подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Структура педагогической технологии
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
– концептуальная основа;
– содержательный компонент обучения;
– процессуальная часть – технологический процесс. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Концептуальная часть педагогической технологии – это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Содержательную часть технологии составляют цели – общие и конкретные, а также содержание учебного материала. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:
– организация учебного процесса;
– методы и формы учебной деятельности учащихся;
– методы и формы работы преподавателя;
– деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
– диагностика учебного процесса. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Источник
ТОП 10:
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям:
1. Концептуальность (научность) – каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, содержащую философское, психологическое, дидактическое, социально-педагогическое обоснование реализации педагогических идей.
2. Системность – любая педагогическая технология должна обладать признаками системы: логика процесса; взаимосвязь всех систем процесса; целостность процесса.
3. Структурированность – в технологии должна прослеживаться иерархичность, логичность, алгоритмичность, процессуальность, вариативность.
3. Управляемость – предполагает возможность:
· целеполагания;
· планирования;
· проектирования процесса обучения;
· поэтапной диагностики;
· варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
1. Воспроизводимость – подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами
2. Эффективность:возможность существования технологии в конкурентных условиях, гарантированность достижения определенного стандарта обучения, оптимальность по результатам и по затратам.
Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной:
1. Концептуальный аспект рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.
2. Содержательный аспект образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.
3. Процессуальный аспект. В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных технологических элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.
Описывается программно-методическое обеспечение, удовлетворяющее требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.
4. Критериально-оценочный аспект. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к субъектам и объектам обучения и воспитания.
Итак, структура педагогической технологии состоит
Критериально-оценочный аспект
2. Классификация педагогических технологий
Классификация педагогических технологий выступает в качестве важнейшей исследовательской задачи теории педагогических систем.
Попытка создания такой классификации была сделана Г.К. Селевко.
Г. К. Селевко за основу классификации педагогических технологий берет следующие параметры:
1) уровень применения;
2) философская основа;
3) методологический подход;
4) ведущий фактор развития личности;
5) научная концепция (механизм) передачи и освоения опыта;
6) ориентация на личностные сферы и структуры индивида;
7) характер содержания и структуры;
8) основной вид социально-педагогической деятельности;
9) тип управления учебно-воспитательным процессом;
10) преобладающие методы и способы;
11) организационные формы;
12) средства обучения;
13) подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия;
14) направления модернизации;
15) категория педагогических объектов.
По уровню и характеру применения
Социально-педагогические, общепедагогические (метатехнологии)
Отраслевые, частнопредметные (макротехнологии)
Модульные, локальные, узкометодические (мезотехнологии)
Конкретно-личностные (микротехнологии)
Монотехнологии
Политехнологии
Гибкие и проникающие технологии
По философской основе
(Работаем с заметками на полях)
Материалистические | Материализм (от латинского materialis – вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. |
Идеалистические | Идеализм (от греч. idea – идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно. Основные формы идеализма – объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Крупнейшие представители объективного идеализма: Платон, Плотин, Прокл; Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель; субъективного идеализма – Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте |
Диалектические | Диалектика 1. Метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии. 2. Процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости. 3. Первоначально – искусство вести спор. |
Метафизические | Метафизика 1) философская «наука» о сверхчувствительных принципах бытия. 2) Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. |
Гуманистические | Гуманизм – признание человека высшей ценностью, смыслом бытия. |
Сциетические (технократические) | Технократизм — власть науки и техники. Развитие науки является первостепенной задачей, которая позволит разрешить все проблемы. Социальная структура технократического общества базируется на знаниях и квалификации. |
Природосообразные | Впервые идея природосообразности была высказана Аристотелем, который утверждал, что у человека три вида души: растительная (питание и размножение), животная (ощущения и желания), разумная (мышление). Природа тесно связала их, следовательно, необходимо воспитание вести в соответствии с этой природой: физическое, нравственное, умственное. (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег). К.Д.Ушинский пошел еще дальше, предприняв попытку разработки педагогической науки, полностью основываясь на принципе природосообразности. Он разрабатывает педагогическую антропологию, в которой описывает физиологические законы деятельности человеческого организма и обусловленные ими психические процессы и явления. Он стремился в самой природе человека почерпнуть громадные средства воспитания. Познание законов развития человека обогащает арсенал воспитательных средств. |
Прагматические | Прагматизм (от греч. prágma, родительный падеж prágmatos – дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Впервые оно было введено в философию Чарльзом Пирсом. Согласно П., опыт никогда не дан нам изначально как нечто определённое, но все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Истиной прагматизм признает то, что лучше всего “работает” на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта |
Экзестенциалистские | Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии. Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, Э. понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция. (Н.Бердяев, Сартр, Камю). |
Антропологические | Антропология – область научного познания, в рамках к-рой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде. |
Религиозные | |
Эзотерические | |
Космистские | Совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие (как в учении Н. Ф. Федорова) в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств. Философия русского космизма – комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном планетарном мышлении. (.Э.Циалковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский) |
Коэволюционные | Коэволюция (со – приставка, обозначающая в ряде языков совместность, согласованность; лат. evolutio – развертывание) – термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. В философской литературе применяется, главным образом, в двух основных смыслах: в широком – когда термином “К.” обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей. В более узком смысле понятие “К.” используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества в рамках любых биосистем. Согласно принципу К., человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Коэволюция человека и биосферы (то есть содружественное развитие природы и общества) или ноосфера. Согласно Вернадскому, “под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу”. |
По концепции освоения опыта
Ассоциативно-рефлекторные | |
Бихевиористические | Бихевиоризм – направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое понимается как совокупность физиологических реакций индивида на внешние стимулы. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. |
Гештальт-технологии | “Gestalt” – в переводе с немецкого – фигура, образ, целостность, то, что “из ничего” стало “чем-то”). Гештальт помогает завершить образ, сделать личность целостной. Это та техника, которая дает возможность человеку завершить неоконченные ситуации “здесь и сейчас”. Уникальные методики гештальта позволяют выделить человека из проблемы, что позволяет трезво взглянуть на проблему со стороны, а не жить с этой проблемой, и в ней самой. |
Интериоризаторские | Интериоризация – процесс преобразования внешних действий и операций во внутренние умственные действия и операции. Interiorisation лат.Interior – внутренний лат.Exterior – внешний Экстериоризация(от лат. exterior — наружный, внешний) — процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека. |
Суггестивные | Суггестивный (от лат. suggestio – внушение) – внушающий, вызывающий собою какие-нибудь представления, идеи. |
Нейролингвистические |
Источник
Современные образовательные технологии
Сущность педагогической технологии. Состав и структура педагогической технологии. Соотношение понятий «педагогическая технология», «методики обучения и воспитания»
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения – это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:
· принцип научности и доступности обучения;
· принцип системности обучения и связи теории с практикой;
· принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
· принцип наглядности;
· принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий .. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие “методика” выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Приведем наиболее существенные признаки таких технологий:
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологию процесса передачи знаний и технологию развития личности;
технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой – гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, – высший уровень владения педагогической технологией, хотя оно и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями.
Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии.
К общим относятся технологии конструирования, например, процесса обучения и его осуществления. Частные – это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных задач типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.
Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.
Критерии технологичности образовательных процессов
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям – критериям технологичности, которыми являются:
· концептуальность;
· системность;
· управляемость;
· эффективность;
· воспроизводимость.
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
· логикой процесса,
· взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник