Какие свойства не характерны для акмеизма

Какие свойства не характерны для акмеизма thumbnail

Представители акмеизма в литературе: Ахматова и Гумилев

Терминология движения

Название акмеизма в литературе происходит от греческого слова «akme», что в переводе на русский означает расцвет. По мнению основоположников творчества, символизм, переживающий в 1912 г. кризис, требовал прихода нового цветущего направления, обобщающего творчество поэтов-предшественников. Особенности и признаки акмеизма:

  1. Самоценность жизненных явлений и конкретных вещей.
  2. Облагораживание природы.
  3. Художественное преобразование несовершенных жизненных явлений.

В 1912 г. Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам и другие поэты Серебряного века основали школу «Цех поэтов». Цель объединения — возрождение жизни.

Поэты Серебряного века основали школу «Цех поэтов».

Символизм, в отличие от акмеизма, имеет общие характеристики с музыкой:

  • загадочность;
  • многозначность.

Структура направления

При анализе акмеизма используются черты пространственных трехмерных направлений (живопись, архитектура, скульптура). Стихи акмеистов, в отличие от символистов, наполнены красотой, точностью, простым изложением. Основные слова передают тот смысл, который в них заложил поэт.

Стихи акмеистов

В стихах нет сравнительных оборотов, преувеличений, метафор. Принцип лирики — отсутствие агрессии, политики, социальных вопросов. На первой позиции находился духовный мир людей. Стихотворения состоят из кратких предложений, которые легко воспринимаются слухом, быстро запоминаются. Для сравнения с символистами, акмеисты были сплоченными между собой. У них отсутствовала конкретная литературная платформа со стандартами, на которые могли опираться единомышленники при создании произведений.

Несмотря на сплочённость и дружбу единомышленников, между Городецким и Гумилёвым возник конфликт. В 1914 году школа распалась. Из её наследия можно выделить 10 выпусков журнала «Гиперборей». Взгляд Гумилёва продолжили следующие молодые поэты:

Георгий Адамович.

  1. Николай Оцуп.
  2. Георгий Иванов.
  3. Георгий Адамович.

Западноевропейские современники считают, что уникальная особенность акмеизма заключается в зарождении и получении развития движения только на территории России. Явление оказало значительное влияние на последующее развитие отечественной поэзии. К заслугам представителей акмеизма относится изобретение тонкого и особенного способа передачи духовного мира персонажей.

Для определения и узнаваемости стиля изложения поэты использовали простую своеобразную «материализацию» чувств. Свои произведения они публиковали в двух журналах: «Гиперборей» и «Аполлон».

Творчество писателей

В современной литературе течение называется акмеизмом. В двадцатые века направление имело следующие названия: адамизм (от имени первого мужчины — Адам) и кларизм (от французского слова «кларе» — ясность). Черты акмеизма как движения в литературе:

  • разрыв с символизмом;
  • преемственность с писателями-предшественниками;
  • отказ от мистики.

 Мандельштам восхищался природой,

Например, Мандельштам восхищался природой, сравнивая её с русским «номинализмом». В отличие от символистов, он не мыслил циклами, а стремился освободить поэзию от дезинтеграции. В 1910 году его стихи впервые опубликовали в журнале «Аполлон». В 1913 году вышло в свет стихотворение «Камень» с одноимённым сборником. Позже Мандельштам решил дописать книгу. Через три года писатель познакомился с Цветаевой, а через год его избрали членом Всероссийского общества литераторов.

Николай Гумилёв — ещё один представитель акмеизма. Лирик родился в Кронштадте, а вырос в Царском селе. В 1902 году вышло его первое стихотворение «Я в лес бежал из городов…». Через год он познакомился со своей будущей женой — Анной Ахматовой. Из-за расставания с ней писатель сильно переживал, что часто отражал в своих произведениях. После гимназии Николай уехал в Париж, поступив в Сорбонну.

Во Франции он работал над сборником «Романтические цветы». После поездки в Россию писатель уехал с экспедицией в Стамбул, Египет, Грецию. В 1912 году поэт объявил о появлении современного течения «акмеизм», а через год он уехал на Восток. С первых дней войны писатель находился на фронте. За храбрость его награждали дважды Георгиевским крестом.

В 1917 году уехал в Париж, где познакомился с Еленой дю Буше. Для неё был написан сборник «К синей звезде». В 1921 году Гумилёва арестовали, обвинив в участии в антиправительственном заговоре. Через 3 недели ему вынесли приговор — расстрел, а на следующий день его исполнили.

Анна Ахматова

В 1889 году в Одессе родилась Анна Ахматова. Яркая представительница акмеизма училась в Мариинской гимназии, а позже поступила в Фундуклеевскую гимназию в Киеве. На протяжении всей своей жизни она училась, посещая исторические и литературные курсы. В 1910 году писательница вышла замуж за Гумилёва.

Читайте также:  Какими свойствами наделяется дао

Ахматова выпустила книгу «Вечер».

Первое стихотворение было опубликовано в 1911 году, а через год она выпустила книгу «Вечер». В 1914 году вышел второй сборник «Четки» с тиражом 1000 экземпляров. Через 3 года Ахматова издала третью книгу «Белая стая». В 1918 году поэтесса развелась с Гумилёвым и вышла замуж за учёного Шилейко. Через несколько лет они рассталась. В 1922 году Ахматова познакомилась с Пуниным.

Можно выделить период 1935—1940. В эти годы Анна Ахматова затрагивала трагические темы, посвящённые арестам Николая Пунина, заключению сына Льва.

В поэме «Реквием» она отразила нелёгкую судьбу женщины, чьи родные люди страдали от репрессий. В 1941 году Ахматова встретилась с Мариной Цветаевой.

Анна Ахматова рассказывала людям правду

С помощью стихов Анна Ахматова рассказывала людям правду. Она проявляла себя как знаток души, искусный психолог. В её творчестве о любви проявлялась высокая нравственность. Особое внимание Ахматова уделяла трагедиям русского народа.

Несмотря на ясность, направление долго отстаивали поэты. На протяжении десятилетий советской истории о представителях акмеизма не говорили. Судьба самого акмеизма, как одного из многих литературных движений Серебряного века, трагична: Н. Гумилева расстреляли, В. Нарбута и О. Мандельштама уничтожили как писателей и личностей. Трагедия присутствовала и в жизни А. Ахматовой. Американский профессор-русист О. Ронен считает, что с акмеизмом исчез «платиновый век» русской поэзии.

Источник

Акмеизм в литературе Серебряного века

Среди всех направлений в поэзии Серебряного века особое место занимает акмеизм. И не только потому, что это литературное направление объединило выдающихся русских поэтов рубежа веков, – известными именами может «похвастаться»  любое из течений модернизма в русской литературе. Поэзия акмеистов замечательна тем, что она «преодолела символизм» и вернулась к точному и ясному слову, достигла сдержанности и лаконичности стиля, строгости и стройности поэтической структуры. В стихах представителей этого течения, особенно Анны Ахматовой, получило необычайное расширение смысловое пространство текста. Сказано очень мало, но то, что угадывается за живописными деталями, что скрыто между строк, так обширно по своему содержанию, по вызываемым чувствам и эмоциям, что читатель замирает в изумлении и восхищении.

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Ярким примером может послужить стихотворение Анны Ахматовой «Песня последней встречи»  (1911).

Казалось бы, чёткое и ясное предметное изображение, но сколько ассоциаций вызывает эта краткость, как много не выражено словесно, но угадывается, додумывается. Это – акмеизм.

Особенности акмеизма

  • возврат к первичному значению слова, к ясности и точности образов;
  • изображение реального предметного мира, отказ от мистичности и туманности символизма;
  • увлечение предметностью, внимание к деталям;
  • стилистическое равновесие, отточенность композиции;
  • обращение к прошлым культурным эпохам, восприятие мировой культуры как общей памяти человечества;
  • проповедь «земного» мироощущения, поэтизация мира первозданной природы.

Акмеизм как литературное направление

Акмеизм возник в противовес символизму и, можно сказать, в недрах символизма, потому что молодые будущие поэты-акмеисты учились у символистов стихотворной технике. Они читали свои стихи в «башне» Вяч. Иванова, выслушивали критические замечания старших коллег и поначалу не думали о том, что образуют новое литературное направление. Но неприятие символистских теорий сначала объединило их в «кружок молодых», а затем они вообще отделились от символистов и организовали «Цех поэтов», начали издавать свой журнал «Гиперборей». Именно там они печатали свои статьи о новом литературном течении, свои стихи. На одном из заседаний «Цеха поэтов» в 1912 году и было решено объявить о создании нового поэтического течения. Из двух предложенных названий – акмеизм и адамизм – прижилось первое. В его основе лежит древнегреческое слово, означающее «вершина, высшая степень чего-либо». Такой вершиной акмеисты считали своё творчество.

Акмеистами были такие поэты, как Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Михаил Лозинский, Владимир Нарбут и др.

Это литературное течение просуществовало недолго, так как детально разработанной философско-эстетической программы не было создано, да и рамки единого поэтического направления оказались тесны для таких талантливых поэтов, какими были Гумилёв, Ахматова, Мандельштам. К началу Первой мировой войны произошёл раскол акмеизма, и хотя затем предпринимались попытки возродить объединение (в 1916 году второй «Цех поэтов», в 1920 – третий), акмеизм так и не стал ведущим поэтическим направлением.

Читайте также:  Какими свойствами обладают вертикальные углы

Акмеизм в русской литературе

Акмеизм – литературное течение, характерное только для русской литературы. Этой уникальностью акмеизм ещё более интересен. В настоящее время интерес к акмеизму, возможно, тем и обусловлен, что с ним связаны судьбы и творчество поэтов-акмеистов, оказавших огромное влияние на поэзию ХХ века.

Заслуга акмеистов в том, что они нашли особенные, тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние души героя передавалось движением, жестом, перечислением вещей, которые порождали множество ассоциаций. Такая «материализация» переживаний характерна для многих стихов Анны Ахматовой.

А. Ахматова

Поэтический гений Ахматовой проявляется в выборе и размещении деталей, которые рождают смысловую глубину текста. Соседство деталей часто бывает неожиданным. Сообщениям о действиях и чувствах лирических героев сопутствуют описания природы или пространства города с его архитектурой, образы мировой литературы, упоминания о событиях истории, об исторических героях. По силе воздействия стихи Ахматовой являются действительно вершиной поэзии, и в них смысл названия «акмеизм» становится справедливым.

Поделитесь статьей в соц. сетях:

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 ноября 2016; проверки требуют 26 правок.

Акмеи́зм (от греч. άκμη — цветение, цветущая пора) — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». Его программа была впервые публично оглашена 19 декабря 1912 года в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.

Становление нового течения тесно связано с деятельностью оппозиционного по отношению к «Академии стиха» объединения «Цех поэтов», центральными фигурами которого были основатели акмеизма Николай Гумилёв, Анна Ахматова, занимавшая пост секретаря «Цеха», и Сергей Городецкий.

Современники давали термину и иные толкования: Владимир Пяст видел его истоки в псевдониме Анны Ахматовой, по-латыни звучащем как «akmatus», некоторые указывали на его связь с греческим «akme» — «остриё».

Термин «акмеизм» был предложен в 1912 году Николаем Гумилёвым и Сергеем Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.

Название для литературного течения, по свидетельству Андрея Белого, было выбрано в пылу полемики и не являлось вполне обоснованным: об «акмеизме» и «адамизме» в шутку заговорил Вячеслав Иванов, Николай Гумилёв подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов.

Особенности акмеизма:

  1. Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления;
  2. Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы;
  3. Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений;

Акмеизм в творчестве писателей[править | править код]

Акмеизм утвердился в теоретических работах и художественной практике Николая Гумилёва (статья «Наследие символизма и акмеизм» 1913), Сергея Городецкого («Некоторые течения в современной русской поэзии» 1913), Осипа Мандельштама (статья «Утро акмеизма», опубликована в 1919 году), Анны Ахматовой, Михаила Зенкевича, Георгия Иванова, Елизаветы Кузьминой-Караваевой.

В 1912–1913 годах выпускался журнал Цеха Поэтов «Гиперборей».

Литература[править | править код]

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Кихней Л. Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. — 2-е изд. — М.: Планета, 2005. — 184 с. — 5-88547-097-X
  • Романова Г. И. Акмеизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Нелюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 21—23 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.

Ссылки[править | править код]

  • Н. Гумилёв. «Наследие символизма и акмеизм»
  • Статья в энциклопедии «Кругосвет»
  • Статья в «Литературной энциклопедии» (1929)
  • Акмеизм — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • ОМРИ РОНЕН. Акмеизм
  • Акмеизм — лучшие книги
  • Олег Лекманов. Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках А. Ахматовой

Источник

Истоки акмеизма

Акмеизм – русское литературное движение начала XX века. Акмеизм пришел на смену символизму, в его основе – ясность мысли и точность выражений.

Читайте также:  На какие группы делятся все вещества по магнитным свойствам

Теоретики и самые яркие представители направления: С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Серебряный век русской литературы породил несколько крупных поэтических течений, старейшим из которых был символизм. К 1910 году назрел его кризис, поэзия символизма утрачивала актуальность, связь с реальностью, становилась академической.

Поэты Сергей Городецкий и Николай Гумилев, в прошлом символисты, в 1911 году объединились в «Цех поэтов», чтобы создать новую школу стиха и собрать вокруг себя молодых последователей.

Термин «акмеизм» (расцвет, пик) по одной из версий предложен в 1912 году Вячеславом Ивановым, по другой – придуман Николаем Гумилевым. Движение имело второе наименование – «адамизм», не получившее широкого распространения.

Программу нового направления в стихосложении огласили в артистическом кафе Санкт-Петербурга «Бродячая собака».

Уже в январе 1913 года в журнале «Аполлон» манифест акмеистов был опубликован и вызвал шквал критики и вопросов.

Среди претензий к программным статьям отцов-основателей «Наследие символизма и акмеизм» (Гумилев) и «Некоторые течения в современной русской поэзии» (Городецкий): несоответствие теории и практики, несходство между собой творческих методов самих акмеистов.

Принципы акмеизма:

  • незамутненный взгляд на жизнь, человека, видимый мир
  • определенность образов, слов, предметность тем
  • структурность, организованность, четкость поэтических форм
  • преодоление символизма, абстракции, эстетства, декаданса
  • лирика повседневности, жизнеутверждающий пафос

Стихи акмеистов отличались стройной композицией, точностью рифм, логичностью, были понятны даже неискушенному читателю. Темы их были гуманистичны, в центре их стоял человек и его творческое преобразование мира.

Они умели писать об обыденных вещах, простых радостях, воспевать здоровье души и тела, природу, воодушевлять на труд и подвиги, героизировать прошлое человечества. Акмеизм больше тяготел к архитектуре, скульптуре, чем к музыке, к равновесию познаваемого и непознаваемого.

Среди наиболее известных книг приверженцев нового движения следует назвать сборники «Чужое небо» и «Колчан» Гумилева, «Ива» и «Цветущий посох» Городецкого, «Вечер» и «Четки» Ахматовой, «Камень» Мандельштама (книга выходила трижды, дополняемая новыми стихами), «Четырнадцать стихотворений» Михаила Зенкевича.

Распад «Цеха поэтов»

С 1913 года акмеисты, среди которых были также и Анна Ахматова с Осипом Мандельштамом, издавали собственный ежегодный литературный сборник «Гиперборей». Его редактором согласился стать поэт Михаил Лозинский.

Расцвету новой школы помешало начало Первой Мировой войны. Гумилев отправился на фронт, где пробыл до января 1917 года. Воевал и Городецкий.

Литературная жизнь замерла, сам «Цех поэтов» окончательно распустили в декабре 1914 года. К тому времени Мандельштам уже покинул его ряды после конфликта с Городецким.

Впрочем, «Цех поэтов» был ненадолго возрожден в 1916 году усилиями Георгия Иванова, но в его составе не было мэтров акмеизма, хотя его собрания иногда посещал Мандельштам.

«Гиперборей» стал издательством, но просуществовал только до 1918 года. Впрочем, в 1921 году под названием «Новый Гиперборей» акмеисты Николай Гумилев, Ирина Одоевцева, Николай Оцуп, В. Рождественский издали свои новые стихи.

В каком-то смысле это издание можно назвать последней попыткой возродить «Цех поэтов» и сплотить вокруг акмеизма единомышленников. Именно этим людям предстояло опубликовать посмертный сборник Гумилева.

Вскоре сам Гумилев был расстрелян, часть акмеистов стала эмигрантами, позднее умер в ссылке Мандельштам.

Акмеизм как литературное течение имел короткий век, его теоретическая база не успела получить должной разработки, некоторые исследователи вообще считают его условностью, а примкнувших к движению поэтов – слишком разными и самобытными, вне рамок какого-либо направления литературы модерна.

Однако акмеизм успел стать явлением русской культуры начала XX века, связан с именами лучших поэтов Серебряного века, стал школой мастерства для поэтов как зарубежья (Георгий Иванов, Георгий Адамович), так и советского периода (Николай Тихонов, Эдуард Багрицкий, Михаил Светлов).

Акмеизм – кратковременное литературное течение в России начала 20 века. Характеризуется отходом от символизма, неопределенности формы и содержания в поэзии, возвратом в стихи радости жизни, стремления быть в гармонии с природой, миром и собой.

Знаменитыми акмеистами были:

Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.

Источник