Какие свойства объединяют все клетки живых организмов биология 9 класс
1. Какой формы бывают клетки? От чего это зависит?
Форма клеток нашего организма весьма разнообразна: плоские, круглые, веретенообразные, извитые, иметь один или несколько отростков или жгутиков, что зависит от расположения клеток в организме и функций, выполняемых этими клетками.
2. Назовите роль ядра; цитоплазмы; клеточной мембраны.
Роль ядра см. вопрос 3
Цитоплазма является живым содержимым клетки и состоит из органоидов, включений и гиалоплазмы. Гиалоплазма образует внутреннюю среду клетки и обеспечивает взаимодействие всех частей клетки между собой; состав гиалоплазмы определяет осмотические свойства клетки. Органеллы (эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы) обеспечивают нормальное функционирование клеток в частности и организма в целом (см. вопросы 7,8,9,10).
Клеточная мембрана служит внешним каркасом клетки, ограничивает клетку от внешней среды; основные функции: защитная и транспортная, также мембрана обеспечивает связь между клетками, участвует в восприятии сигналов из окружающей среды и передаче их в клетку (рецептор), участвует в построении специальных структур клетки (жгутиков, отростков и др.)
3. Каковы функции ядра? В каких клетках человека его нет?
Ядро отвечает за хранение и передачу наследственной информации в виде неизменной структуры ДНК; регуляцию всех процессов жизнедеятельности посредством системы белкового синтеза. Большинство клеток человека имеет одно ядро, встречаются и многоядерные клетки, безъядерными являются эритроциты.
4. Сколько хромосом в половых и в соматических клетках человека?
У человека в соматических клетках содержится двойной набор хромосом – 23 пары (46 хромосом); в половых – одинарный (23 хромосомы).
5. Что собой представляет цитоплазма? Какова её роль в клетке?
См. вопрос 2.
6. Объясните значение для клетки такого свойства мембраны, как полупроницаемость?
Полупроницаемость – способность живых клеток пропускать одни вещества и не пропускать другие. В клетку по градиенту концентрации проникают вода с некоторыми растворенными веществами, необходимыми для питания клеток, наружу выводятся отходы жизнедеятельности, что обеспечивает поддержание постоянства ионного и молекулярного состава в клетке.
7. Расскажите о строении и роли в клетке эндоплазматической сети.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС) представляет собой своеобразный лабиринт из множества мельчайших канальцев, пузырьков, мешочков различной формы и размеров, стенки которых образованы элементарными биологическими мембранами. Существует 2 типа эндоплазматической сети: агранулярную (гладкую) и гранулярную (зернистую, содержащую рибосомы на поверхности каналов и полостей). ЭПС обеспечивает разделение цитоплазмы клетки на отсеки, препятствующие смешению происходящих в них химических процессов; обеспечивает транспорт веществ как внутри клетки, так и между соседними клетками. Зернистая ЭПС накапливает, изолирует для созревания и транспортирует белки, синтезированные рибосомами на ее поверхности, синтезирует мембраны клетки; гладкая ЭПС синтезирует и транспортирует липиды, сложные углеводы и стероидные гормоны, выводит из клетки ядовитые вещества.
8. Какие функции выполняет комплекс Гольджи? Как он устроен?
Комплекс Гольджи (КГ) представляет собой систему плоских мешочков (цистерн), от которых отпочковываются пузырьки, и систему мембранных трубочек, связывающих комплекс с каналами и полостями гладкой ЭПС. В цистернах КГ накапливаются продукты синтеза, распада и вещества, поступившие в клетку, а также вещества, которые выводятся из клетки. Накопленные вещества упаковываются в пузырьки и поступают в цитоплазму, которые затем либо используются на питание клетки, либо выводятся наружу.
9. Почему митохондрии называют «аккумулятором» клетки?
Основной функцией митохондрии является окисление органических веществ, сопровождающихся высвобождением энергии, которая идет на образования молекул АТФ, которая служит универсальным клеточным аккумулятором.
10. Какие органоиды принимают участие в разрушении и растворении частей клетки, утративших свое значение?
Такими органеллами являются лизосомы.
11. Придумайте и составьте схему «Строение животной клетки».
12. Вспомните, чем клетка человека отличается от клетки растения; гриба; бактерии.
В отличие от клеток растений клетки животных и человека не имеют клеточной стенки, хлоропластов, крупных вакуолей. Запасным углеводом клеток растений является крахмал, а клеток животных гликоген. Способ питания клеток растений автотрофный, а клеток животных гетеротрофный.
Клетки грибов имеют клеточную стенку из хитина, крупные вакуоли. Большинство клеток грибов являются многоядерными, в отличие от клеток животных, где большинство клеток одноядерные.
Клетки бактерий в отличие от клеток человека не имеют оформленного ядра и ядрышек, но имеет мезосомы, которые заменяют бактериям другие мембранные органеллы. В оболочке некоторых бактерий присутствует слизистая капсула, которой не бывает у клеток человека. В жгутиковых клетках человека (сперматозоидах) жгутики сложного строения, содержат микротрубочки, у бактерии жгутики простого строения. У бактерии клетки делятся бинарным делением, редко – почкованием и конъюгацией, у человека – митозом, мейозом, амитозом.
13. Почему клетку считают структурным и функциональным элементом тела?
Организм построен из большого количества клеток, каждая из которых выполняет свою особую функцию, но вместе они обеспечивают единое функционирование организма, как единого целого. Каждая клетка организма обладает основными свойствами живых организмов в целом: самовозобновление, саморегуляция и самовоспроизведение.
Источник
Глава 2. Клеточный уровень
Клетка – элементарная единица жизни на Земле. Все живые существа на Земле, за исключением вирусов, построены из клеток и могут быть одноклеточными (бактерии, некоторые водоросли, простейшие) или многоклеточными. Клетка обладает всеми признаками живого организма: растёт, размножается, обменивается с окружающей средой веществами и энергией, реагирует на внешние раздражители.
Из этой главы вы узнаете
- как устроена клетка;
- каковы функции органоидов клетки;
- как клетка получает энергию;
- как клетка синтезирует вещества, необходимые ей для жизнедеятельности;
- как клетка делится.
Клеточный уровень
1. Что общего и какие различия между клетками растений и бактерий? 2. Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?
Клеточный уровень организации живого является предметом изучения отдельной биологической науки – цитологии. Она исследует строение и функционирование клеток, закономерности их специализации в ходе развития организмов, механизмы деления клеток, особенности протекающих в них химических процессов.
Химический состав клетки
Несмотря на различия в строении и выполняемых функциях все клетки состоят практически из одних и тех же химических элементов. Сходство элементарного химического состава клеток разных организмов указывает на единство живой природы. Примерно 98 % от массы любой клетки приходится на четыре элемента: кислород (75 %), углерод (15 %), водород (8 %) и азот (3 %). На остальные более 70 элементов, которые могут входить в состав клетки, проходится 2 % от её массы.
Со строением и функциями белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот и других органических соединений, входящих в состав клетки, вы познакомились, изучая молекулярный уровень организации живых систем.
Кроме органических, в клетке присутствуют и неорганические вещества – вода и минеральные соли.
Вода в клетке в количественном отношении занимает первое место среди всех других химических соединений. Чем выше интенсивность обмена веществ в той или иной клетке, тем больше в ней содержится воды.
Вода выполняет различные функции: сохранение объёма, упругости клетки, растворение различных веществ, большая часть химических реакций в клетке протекает в водных растворах.
Минеральные вещества в клетке могут находиться в виде растворённых солей либо в твёрдом состоянии. Например, в цитоплазме практически любой клетки имеются кристаллические включения, состоящие из слаборастворимых солей.
Ионы солей входят в состав цитоплазмы клеток, определяют её кислотно-щелочной баланс, активизируют многие ферменты.
Соединения азота, фосфора, кальция и других неорганических веществ используются для синтеза молекул органических веществ.
Соли кальция и фосфора обеспечивают прочность костей, ногтей, зубов. Катионы кальция принимают участие в регуляции сердечных сокращений и свёртываемости крови.
Методы изучения клетки
Исторически первым таким методом изучения клетки стала световая микроскопия. Первые микроскопы были изобретены в начале XVII в. и увеличивали в 20-35 раз. Современные световые микроскопы увеличивают изучаемый объект в 2000-2500 раз. В 30-х гг. XX в. появилась электронная микроскопия. Именно в это время был изобретён электронный микроскоп, который позволяет достигать увеличения до 1 000 000 раз (рис. 21).
Для выделения митохондрий, рибосом, пластид и других органоидов клетки используют метод центрифугирования. Для этого разрушенные клетки помещают в пробирки и вращают с очень большой скоростью в специальных приборах – центрифугах.
В настоящее время учёные используют и другие физические и химические методы, позволяющие выделять и исследовать различные виды молекул, входящих в состав клетки.
Основные положения клеточной теории
Клетки различных органов животных, растений, грибов внешне не очень похожи друг на друга. Ну что общего, казалось бы, между нейроном нашего мозга, стрекательной клеткой гидры, инфузорией туфелькой и клеткой листа берёзы? И тем не менее между этими, да и всеми другими клетками, гораздо больше сходства, чем различий. И хотя многие учёные пользовались микроскопами для изучения живых существ, техника XVII-XVIII вв. была ещё очень несовершенной. Лишь в начале XIX в. Р. Броун смог увидеть внутри клеток листа плотное образование, которое он назвал ядром. К середине XIX в. немецкие учёные Т. Шванн и М. Шлейден, обобщив сведения, полученные многими исследователями, сформулировали клеточную теорию, одну из основных в современной биологии.
1. Все живые существа, от одноклеточных до крупных растительных и животных организмов, состоят из клеток.
2. Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям.
3. Несмотря на то что в многоклеточных организмах отдельные клетки специализируются на выполнении какой-то определённой «работы», они способны к самостоятельной жизнедеятельности, т. е. могут питаться, расти, размножаться.
М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно полагали, что клетки могут самопроизвольно зарождаться в жидкостях или во множестве рождаться внутри старых клеток. Однако немецкий биолог и врач Р Вирхов доказал, что клетки способны делиться, и предложил следующее дополнение к клеточной теории.
4. Все клетки образуются из клетки.
Таким образом, клетка – элементарная единица живого, лежащая в основе строения, развития и размножения всех живых организмов.
Новые понятия
Клетка. Методы изучения клетки: световая микроскопия и электронная микроскопия, центрифугирование. Клеточная теория
Ответьте на вопросы
1. Какие вопросы рассматриваются на клеточном уровне?
2. Что характерно для химического состава клетки?
3. Какие методы используются при изучении клетки?
4. Кто разработал клеточную теорию?
5. Почему клетку назвали клеткой?
6. Какие свойства объединяют все клетки живых организмов?
Выполните задание
Используя знания, полученные на уроках физики, объясните, почему электронные микроскопы дают большее увеличение, чем световые.
Источник
План-конспект урока для 9 класса
Тема: Свойства клетки.
Цель: проверить знания учащихся по теме «Клетка – структурная единица организма», познакомить со свойствами клетки.
Задачи:
1. Образовательная – формирование основных понятий темы урока, ознакомиться с особенностями обмена веществ клетки, ее раздражимостью, возбудимостью, проводимостью, секрецией.
2. Развивающая – развитие логического мышления, внимания, памяти,
умения анализировать, выделять главное, делать выводы.
3. Воспитательная – воспитание чувства ответственности,
заинтересованного отношения к учёбе и предмету биология, экологической культуры.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: М.В. Мащенко, О.Л. Борисов. – Биология: учеб. пособие для 9–го кл., таблицы.
План урока
Организационный момент (2 мин.)
Проверка домашнего задания (10 мин.)
Изучение нового материала (17 мин.)
Закрепление изученного материала (10 мин.)
Сообщение домашнего задания (2 мин.)
Подведение итогов урока (2 мин.)
Рефлексия (2 мин.)
1. Организационный момент
– Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Кто у нас дежурный? Кого нет сегодня? Хорошо.
2. Проверка домашнего задания
– Итак, прежде чем приступить к изучению новой темы, я проверю вашу подготовку по домашнему параграфу. Вначале мы ответим на вопросы по параграфу.
Индивидуальный опрос у доски: Первый вопрос: Рассказать о строении клетки.
2. Рассказать о химическом составе клетки. И более подробно, какие неорганические вещества входят в ее состав.
3. Какие органические вещества входят в состав клетки?
2 человека работают по карточкам. (Приложение 1)
3. Изучение нового материала
– Запишите тему урока «Свойства клетки».
– Какие же свойства присущи живым клеткам? Она обладает всеми признаками, характерными для живых организмов. Ребята, перечислите эти признаки? (Дети отвечают)
– Они дышат, питаются, растут, делятся. Из одной клетки образуется две, затем еще две, благодаря этому и весь организм растет.
(записать в тетради)
– Рост и развитие, размножение и раздражимость — это свойства живой материи, характерные для всех клеток.
Размножение клеток — присущее всему живому свойство воспроизведения себе подобных; на клеточном уровне реализуется в виде деления клетки.
Рост клетки — увеличение размеров и массы клетки.
Развитие клетки (дифференцировка) — ее направленное и закономерное изменение, процесс реализации генетически обусловленной программы формирования специализированной клетки, отражающий ее способность к тем или иным функциям.
Раздражимость клеток — свойство внутриклеточных образований и клеток реагировать изменением структур и функций на сдвиги различных факторов внешней и внутренней сред.
Живые клетки способны реагировать на физические и химические
изменения окружающей их среды. Это свойство клеток называется
раздражимостью или возбудимостью. При этом из состояния покоя клетка переходит в рабочее состояние – возбуждение. При возбуждении в клетка меняется скорость биосинтеза и распада веществ, потребление кислорода, температура. В возбуждённом состоянии разные клетки выполняют свойственные им функции. Железистые клетки образуют и выделяют вещества, мышечные клетки
сокращаются, в нервных клетках возникает слабый электрический сигнал – нервный импульс, который может распространяться по клеточным мембранам.
Основная функция клетки – обмен веществ. Из межклеточного вещества в клетки постоянно поступают питательные вещества и кислород и выделяются продукты распада. Так, клетки человека поглощают кислород, воду, глюкозу, аминокислоты, минеральные соли, витамины, а выводят углекислый газ, воду, мочевину, мочевую кислоту и т.д.
Живая клетка представляет собой открытую систему, поскольку между
клеткой и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.
4. Закрепление изученного материала
Заполняем таблицу «Свойства клетки»:
5. Подведение итогов урока
– Ребята, какую тему мы сегодня рассмотрели? Есть ли у вас вопросы по новому материалу?
Выставление оценок.
6. Сообщение домашнего задания
– Запишите, пожалуйста, в дневники домашнее задание: параграф 2, ответьте на вопросы в конце параграфа.
7. Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке? Возникли ли трудности во время работы? Урок окончен. До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ф.И.___________________
Класс__________________
Карточка № 1
Задание 1. Дать определение:
1. Анатомия – ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________.
2. Психология – __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________.
3. Здоровье – __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________.
4. Энцефалография – _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
5. Перечислить методы психологии:________________________________________________
________________________________________________________________________________.
Ф.И.___________________
Класс__________________
Карточка № 1
Задание 1. Дать определение:
1. Анатомия – ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________.
2. Психология – __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________.
3. Здоровье – __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________.
4. Энцефалография – _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
5. Перечислить методы психологии:________________________________________________
________________________________________________________________________________.
Источник
«Клеточное строение организмов»
Раздел ОГЭ: 2.1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. …
Раздел ЕГЭ: 2.1. … Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Клеточная теория утверждает, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка — это та минимальная структура живого, которая обладает всеми жизненными свойствами — способностью к обмену веществ, росту, развитию, передаче генетической информации, саморегуляции и самообновлению.
Клетки всех организмов обладают сходными чертами строения. Однако клетки отличаются друг от друга по своим размерам, форме и функциям. Яйцо страуса и икринка лягушки состоят из одной клетки. Мышечные клетки обладают сократимостью, а нервные клетки проводят нервные импульсы. Различия в строении клеток во многом зависят от функций, которые они выполняют в организмах. Чем сложнее устроен организм, тем более разнообразны по своему строению и функциям его клетки. Каждый вид клеток имеет определенные размеры и форму. Сходство в строении клеток различных организмов, общность их основных свойств подтверждают общность их происхождения и позволяют сделать вывод о единстве органического мира, является доказательством родства живой природы.
Клеточный состав и строение клеток разных живых организмов
Живые и неживые тела построены из атомов, образующих молекулы определённых веществ. В состав тел неживой природы входит более 100 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Практически все они встречаются и в живых организмах, но в различных количествах и соотношениях. Тем не менее биологическая роль многих элементов пока ещё не установлена.
Живая природа отличается от неживой прежде всего по составляющим их веществам. Так, например, живые организмы состоят в основном из воды, а их функции и процессы жизнедеятельности определяются органическими соединениями (химическими веществами, основой которых является цепочка из атомов углерода). Важнейшие из последних у живых организмов — белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты. Каждый из этих типов соединений выполняет множество функций.
Наследственная информация хранится и реализуется благодаря нуклеиновым кислотам. Например, белки, липиды и углеводы являются строительными материалами клеточных структур, играют роль запасных веществ. Большинство химических реакций в клетках осуществляется прежде всего под контролем и с участием белков-ферментов. Этот класс веществ выполняет также и защитные функции.
В составе различных организмов обнаруживаются одни и те же органические вещества. Практически во всех клетках можно обнаружить глюкозу, основа оболочек любых клеток построена из фосфолипидов, белки всех живых существ построены только из 20 типов аминокислот, а нуклеиновые кислоты — из 4 типов нуклеотидов и т. п. АТФ — нуклеотид, который благодаря сложному строению и наличию специфических связей выполняет в клетках всех живых организмов роль накопителя энергии. Такая общность состава является доказательством общности происхождения всех живых организмов.
Это конспект по биологии в 6-9 классах по теме «Клеточное строение организмов». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту:
- Вернуться к списку конспектов по Биологии.
- Проверить знания по Биологии.
Источник