Какие свойства объекта отражает модель

Какие свойства объекта отражает модель thumbnail

Человек стремится познать объекты окружающего мира, он взаимодействует с существующими объектами и создаёт новые объекты.

Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании «заместителей» реальных объектов.

«Объект-заместитель» принято называть моделью, а исходный объект — прототипом или оригиналом.

Например, в разговоре мы замещаем реальные объекты их именами, оформители витрин используют манекен — модель человеческой фигуры, конструкторы строят модели самолётов и автомобилей, а архитекторы — макеты зданий, мостов и парков.

Моделью является любое наглядное пособие, используемое на уроках в школе: глобус, муляж, карта, схема, таблица и т. п.

Модель важна не сама по себе, а как инструмент, облегчающий познание или наглядное представление объекта.

К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект слишком велик (модель Солнечной системы) или слишком мал (модель атома), когда процесс протекает очень быстро (модель двигателя внутреннего сгорания) или очень медленно (геологическая модель), когда исследование объекта может оказаться опасным для окружающих (модель атомного взрыва), привести к разрушению его самого (модель самолёта) или создание реального объекта очень дорого (архитектурный макет города) и т. д.

Что общего у всех моделей? Какими свойствами они обладают?

Обрати внимание!

Модель не является точной копией объекта-оригинала: она отражает только часть его свойств, отношений и особенностей поведения.

Например, на манекен можно надеть костюм, но с ним нельзя поговорить. Модель автомобиля может быть без мотора, а макет дома — без электропроводки и водопровода.

Поскольку любая модель всегда отражает только часть признаков оригинала, то можно создавать и использовать разные модели одного и того же объекта.

Пример:

мяч может воспроизвести только одно свойство Земли — её форму; обычный глобус отражает, кроме того, расположение материков; а глобус, входящий в состав действующей модели Солнечной системы, — ещё и траекторию движения Земли вокруг Солнца.

Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Однако отразить в модели все свойства объекта-оригинала невозможно, а чаще всего и не нужно.

Ведь при создании модели человек, как правило, преследует вполне определённую цель и стремится наиболее полно отразить только те признаки объектов, которые кажутся ему важными, существенными для реализации этой цели. Если, например, модель самолета создаётся для коллекции, то в ней воспроизводится внешний вид самолёта, а не его лётные характеристики.

От цели моделирования зависят требования к модели: какие именно признаки объекта-оригинала она должна отражать.

Отразить в модели признаки оригинала можно одним из двух способов.

Признаки можно скопировать, воспроизвести. Такую модель называют натурной (материальной).

Примерами натурных моделей являются муляжи и макеты — уменьшенные или увеличенные копии, воспроизводящие внешний вид объекта моделирования (глобус), его структуру (модель Солнечной системы) или поведение (радиоуправляемая модель автомобиля).

Признаки оригинала можно описать на одном из языков кодирования информации — дать словесное описание, привести формулу, схему или чертёж. Такую модель называют информационной.

Модели используются человеком для:

  • представления материальных предметов (макет застройки жилого района в мастерской архитектора);
  • объяснения известных фактов (макет скелета человека в кабинете биологии);
  • проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах (модель полёта самолета новой конструкции в аэродинамической трубе);
  • прогнозирования (сделанные из космоса фотоснимки движения воздушных масс);
  • управления (расписание движения поездов) и т. д.

Источники:

Босова Л. Л., Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 41 с.

Источник

Содержание урока

Что такое моделирование. Натурные и информационные модели

Что такое моделирование. Формализация

Графические информационные модели. Карта, чертежи и схемы

Графические информационные модели. График — модель процесса

Что такое моделирование
Натурные и информационные модели

Изучаемые вопросы:

– Модель – упрощённое подобие реального объекта.

– Натурные и информационные модели.

– Понятие моделирования и формализации.

– Карта как информационная модель.

– Чертежи, схемы и графики – примеры графических информационных моделей.

Что такое моделирование

Основные темы параграфа:

• натурные модели;

• информационные модели;

• формализация.

Натурные модели

Сейчас речь пойдет об очень важном в науке понятии — понятии модели. Это слово многим знакомо. Возможно, кто-то из вас занимается техническим моделированием — строит модели кораблей, автомобилей или самолетов. Такие модели воспроизводят некоторые свойства реальных устройств, например, форму, способность плавать, ездить или летать. Можно привести и другие примеры моделей: глобус — это модель земного шара, манекен в магазине — модель человека, макет в мастерской архитектора — модель застройки города.

Выше перечислены примеры материальных моделей. Их еще называют натурными моделями.

Как правило, моделируемый объект представляет собой сложную систему. Например, автомобиль состоит из корпуса, двигателя, колес, рулевого управления, салона и пр.

Модель автомобиля, построенная школьником, много проще. В ней, например, может отсутствовать двигатель, электропитание, рулевое управление и другие части, размер ее меньше размера настоящего автомобиля.

Любая модель воспроизводит только те свойства оригинала, которые понадобятся человеку при ее использовании. Например, манекен и производственного робота можно назвать моделями человека. Манекен нужен для того, чтобы на него можно было надеть одежду для рекламы или для удобства работы портного, но способности ходить, мыслить или разговаривать от него не требуется. Поэтому манекен должен воспроизводить лишь форму и размер человеческого тела.

Читайте также:  Какими свойствами обладает множество действительных чисел

Цель создания производственного робота совсем другая. Робот должен воспроизводить некоторые физические действия человека: уметь брать и перемещать детали, закручивать и раскручивать болты и пр. Но для достижения этих целей внешнего сходства с человеком совсем не требуется.

Свойства объекта, отраженные в модели, зависят от цели моделирования. Модели одного и того же объекта будут разными, если они создаются для разных целей.

Информационные модели

Кроме натурных существуют еще информационные модели. Нетрудно понять, что для информатики именно они и представляют наибольший интерес .

Если натурная модель объекта моделирования — это его физическое подобие, то информационная модель — это его описание. Способ описания может быть самым разным: вербальным, т. е. словесным описанием на естественном языке, математическим, графическим и др. Например, чертеж корабля является его графическим описанием, а стало быть, информационной моделью корабля (рис. 2.1).

image

Понятие объект моделирования надо понимать в самом широком смысле. Это может быть материальный объект: корабль, комета, живая клетка; явление природы: гроза, солнечное затмение; процесс: полет ракеты, изменение стоимости акций на фондовой бирже.

Моделирование — это деятельность человека по созданию модели (натурной или информационной).

В науке существует еще одна разновидность моделей: воображаемые (идеальные) модели. Например, в физике: материальная точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ; в математике: геометрическая точка, бесконечность и пр.

Так же как и натурные, информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для разных целей, могут существенно различаться.

Вот пример. Нередко людям приходится заполнять всевозможные анкеты, личные карточки. Такие документы можно рассматривать как различные информационные модели человека. По форме они одинаковые (анкеты), а по содержанию разные. Например, в личной карточке работника предприятия, которая хранится в отделе кадров, о нем имеются следующие сведения: фамилия, имя, отчество, пол, год рождения, место рождения, национальность, адрес проживания, образование, семейное положение. А в медицинскую карточку того же самого человека заносятся следующие данные: фамилия, имя, отчество, пол, год рождения, группа крови, вес, рост, хронические заболевания. В обществе охотников, членом которого является этот же человек, о нем хранится третий набор сведений. Как видите, разные цели моделирования — разные информационные модели.

Современным инструментом для информационного моделирования является компьютер. С его помощью воспроизводятся самые сложные объекты, процессы, явления. Такая модель обычно отображается на экране в виде статического (неподвижного) или анимированного (подвижного) изображения, может сопровождаться звуком, т. е. использовать технологию мультимедиа.

Модель — это упрощенное подобие реального объекта. Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения цели моделирования.

Для обозначения сложных объектов, состоящих из множества взаимосвязанных частей, в науке используется термин система. В большинстве случаев объектами моделирования являются сложные системы: природные, технические, общественные и др.

Модель используется как заменитель реальной системы для воспроизведения отдельных ее функций, для прогноза ее поведения в определенных условиях.

Источник

Урок: информатика

Класс: 6 б

Школа: Средняя общеобразовательная школа № 17

Дата проведения: 3.12.2014

Номер урока: 12

Тип урока: Комбинированный

Тема урока: Модель, как отражение существенных свойств реального объекта.

Оборудование: ПК, инструкционная карта, презентация, тетрадь, модель автомобиля, динозавра.

Цель урока:

Ввести понятие модели объекта, ее свойств и способов представления.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с понятием модели, её свойствами и способами представления;

  • дать понятие моделирование и его целей.

Развивающие:

  • Развитие познавательных интересов, умения конспектировать.

Воспитательные:

  • Формирование информационной культуры, умения и навыков коллективного и самостоятельного овладения знаниями,

  • умения слушать собеседника

Метод обучения: объяснительно – иллюстрированный.

План – урока:

I. Организационное начало урока.

II. Повторение ранее изученного

III. Актуализация знаний.

IV. Изучение нового материала.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

VII. Подведение итогов.

VIII. Выставление оценок.

IX. Д/З.

X. Организационное окончание урока.

Ход урока.

  1. Организационное начало урока.

    • Приветствие

    • Объявление темы и целей урока.

  2. Повторение ранее изученного.

Работа по инструкционной карте.

Проверка, самооценивание.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: «С различными моделями и модельными представлениями люди встречаются постоянно. По существу моделями являются карты дорог, фотографии, рисунки, различные описания, списки и многие другие знаковые представления информации».

Давайте я назову объект, а вы попробуете назвать его модель.

Дом – макет дома, чертеж.

Платье – эскиз платья

Земной шар – глобус, атлас.

А теперь наоборот, я называю модель, а вы пытаетесь назвать сам объект этой модели.

Скелет – человек,

Кукла – человек.

Глобус – земной шар,

Игрушечный самолет.

Посмотрите, пожалуйста, на предметы у меня в руках. Что Вы видите? Что заменяют эти предметы? Для чего человек создал их? Каким общим словом их все можно назвать?

Мы все с детства пользуемся словом «модель»: модель самолета, модель машины, модель космического корабля или подводной лодки. Модели позволяют в наглядной форме представить объекты и процессы (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные процессы и др.). Наглядные модели часто используются в процессе обучения.

  1. Изучение нового материала.

(Работа с презентацией)

И так, что же такое модель?

Открываем тетради, записываем тему урока и число.

Читайте также:  Какое полезное ископаемое обладает следующими свойствами

А сейчас откройте презентацию на ваших компьютерах.

Давайте определим причины, по которым прибегают к построению моделей:

  • 1. В реальном времени оригинал может уже не существовать, или его нет в действительности (теория вымирания динозавров).

  • 2. Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Чтобы глубоко изучить какое-то свойство, полезно отказаться от менее существенных, вовсе не учитывая их. (карта местности, модели живых организмов)

  • 3.Оригинал либо очень велик, либо очень мал (глобус, модель атома, модель солнечной системы)

  • 4.Процесс протекает очень быстро или очень медленно (модель внутреннего сгорания)

  • 5. Исследование объекта может привести к его разрушению

Модель – это некоторое упрощенное подобие реального объекта, которое отражает какие – либо его свойства.

Моделью является любое наглядное пособие, используемое на уроках в школе: глобус, муляж, карта, схема, таблица. Модель важна не сама по себе, а как инструмент, облегчающий познание или наглядное представление объекта.

  • Для чего же создают модели?

  • Объект огромный (планета Земля),

  • объект маленький (молекула ДНК),

  • процесс протекает очень быстро (двигатель внутреннего сгорания), процесс протекает медленно (старение),

  • исследование объекта опасно для окружающих (атомный взрыв),

  • исследование объекта может повлечь его разрушение (микроорганизмы).

Модели бывают материальные и информационные. Куклы, игрушки, скульптуры – это материальные (натурные) объекты. Текст, рисунок, схема, фотография карта, чертеж – информационные модели. Все модели обладают общим свойством – они несут информацию об объектах реальной действительности.

Процесс создания моделей называется моделирование.

Приступать к моделированию можно тогда когда определены существенные свойства объекта. Важно также ответить на вопрос, с какой целью мы создаем модель?

Возьмите, пожалуйста, приготовленные листочки бумаги. Ваша задача – нарисовать цветок.

Левая часть рисует цветок для учебника биологии, правая – для иллюстрации детской сказки.

Давайте, сравним результаты. Смотрите, оба рисунка – это модели цветка. Значит, моделировали мы один и тот же предмет.

Почему мы получили разные результаты?

В основе каждой модели лежит конкретнаяцель. От цели моделирования зависят требования к модели, какие именно признаки объекта оригинала она должна отразить.

Цели создания модели бывают разные:

  • сохранить информацию о наблюдаемом объекте;

  • передать информацию о нем другим людям;

  • показать, как будет выглядеть объект, который ещё не существует в виде образа в мыслях автора и должен быть сделан, сшит, построен;

  • изучить или испытать на модели работу будущего изделия, если испытание объекта – оригинала дорого, опасно или невозможно

Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Однако отразить в модели все свойства объекта – оригинала невозможно, а чаще всего и не нужно. Ведь при создании модели человек, как правило, преследует вполне определенную цель и стремится наиболее полно отразить только те признаки объектов, которые кажутся ему важными, существенными для реализации этой цели.

IV. Физкультминутка

Прежде чем продолжить дальнейшую работу давайте проведем физкультминутку для глаз.

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – направо – вниз – влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз – вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  1. Закрепление изученного материала.

Задания в инструкционной карте. Взаимопроверка.

Просмотр видео ролика, создание модели самолета.

  1. Подведение итогов.

Теперь давайте ответим на несколько вопросов.

  1. Как называются модели, которые могу дать словесное описание оригинала? (информационные)

  2. Как называется объект, с которого делается модель? (оригинал)

  3. Как называется процесс создания модели? (моделирование)

  4. Моделью, какого объекта является кукла? (человек)

  5. Какой информационной моделью можно описать физическое явление? (формула)

  6. Как называются модели, которые передают внешний вид объекта? (материальные)

  7. Как называется упрощенное подобие объекта? (Модель)

Молодцы

  1. Выставление оценок.

  2. Д/З.

Задание1. Объект моделирования – дом. Какие свойства этого объекта будут существенными для:

а) архитектора, составляющего план дома;

б) строителя, определяющего перечень материалов, необходимых для строительства;

в) художника, рисующего пейзаж, частью которого является дом?

Задание 2. Изучив дополнительную литературу, используя ресурсы Интернета написать эссе «Зачем человеку множество моделей?»

IX.Организационное окончание урока.

Источник

Понятие модели

В ходе своей деятельности люди используют модели, т.е. создают образ, копию того объекта, с которым им приходится работать. Человек, когда продумывает план действий, представляет результат своих действий, строит модель в уме.

Определение 1

Модель – это объект, который был создан искусственно с целью упрощенного представления о реальном объекте, процессе или явлении и отражает существенные стороны объекта, который изучается, с точки зрения цели моделирования.

Определение 2

Моделирование – это процесс построения моделей, которые предназначены для изучения и исследования объектов, процессов или явлений.

Объект, для которого создают его модель, называют оригиналом или прототипом. Модель не является абсолютной копией своего прототипа, а лишь отражает основные его качества и свойства, которые являются наиболее существенными для выбранной цели исследования. При создании модели всегда имеют место определенные допущения и гипотезы.

Читайте также:  Какие есть свойства сложения и вычитания

С помощью системного подхода можно создавать полноценные модели. Особенностями системного подхода является:

  • представление изучаемого объекта как системы, описание и исследование элементов которой не выступает как сама цель, а выполняется с учетом их места (наличие подзадач);
  • неотделимость объекта в целом от условий его существования и функционирования;
  • представление объекта как составной части чего-то целого (сам объект является подзадачей);
  • один и тот же элемент, который изучается, рассматривается как элемент с разными характеристиками, функциями и даже принципами построения;
  • на первом месте находятся не только причинные объяснения функционирования объекта, но и необходимость включения его в состав других элементов;
  • наличие у объекта большого количества индивидуальных характеристик и степеней свободы;
  • альтернативы решения задач сравниваются в первую очередь по критерию «стоимость – эффективность».

Создание универсальных моделей является следствием использования системного подхода.

Замечание 1

В некоторых случаях моделирование незаменимо. Нельзя, например, устроить ядерную катастрофу для выяснения масштабов возможного заражения, а с помощью компьютерных программ возможен расчет (причем достаточно точный) параметров, которые интересуют исследователей.

Определение 3

Моделирование является основным способом научного познания. В информатике данный способ именуется вычислительным экспериментом и основан на трех основных понятиях: модель – алгоритм – программа.

Компьютер при моделировании используется в трех направлениях:

  1. Вычислительном для прямых расчетов по программе.
  2. Инструментальном при построении базы знаний для преобразования ее в алгоритм и программу.
  3. Диалоговом при поддержании интерфейса между пользователем и компьютером.

Понятие объекта

Объектом моделирования считают любой предмет, процесс или явление, которые изучаются с помощью методов моделирования. При изучении объекта учитывают только те свойства, которые необходимы для достижения цели. Выбор необходимых свойств объекта при построении модели является наиболее важным моментом на первых этапах моделирования.

Определение 4

Модель объекта – это:

  1. система, которую можно мысленно представить или материально реализовать, которая отображает или воспроизводит объект исследования, и при этом способна заменить его таким образом, что изучение этой системы дает новую информацию об объекте;
  2. объект-заместитель, учитывающий реальные свойства объекта, которые необходимы для достижения цели.

Основной функцией модели является описание объекта и получение информации о нём.

Любой объект можно представить как совокупность элементов, объединенных в единое целое. Однако невозможно изучить все свойства объекта в целом, если изучать каждый элемент объекта отдельно. Сила связи между элементами значительно мощнее силы связи с элементами, которые не принадлежат объекту, что позволяет выделить объект из окружающей среды. Любой объект (система), не являющийся неделимым (элементарным), имеет свою структуру.

Определение 5

Структурой объекта является сеть взаимосвязей между его частями, приводящая к появлению свойств, которые отсутствуют у всех и каждой части объекта в отдельности.

Принцип, по которому объединение элементов приводит к появлению у объекта новых свойств, которые являются отличными от свойств элементов, называется принципом организации.
Например, из совокупности отдельных деталей можно собрать какой-то целостный прибор.

Классификация моделей

Классификация моделей относится к проблеме распознавания образов. Каждый класс имеет некоторые характеристические признаки и по этим признакам осуществляется классификация.

Классификация моделей основывается на анализе информации об объекте и отнесении объекта к определенному классу из заданного их набора. Одним из наиболее общих критериев классификации служит способ отображения объектов:

  1. I класс моделей:

    • Изобразительная модель – простейший тип модели. Это подобие оригинала, отображающие лишь внешние свойства объектов. Например, фотографии, рисунки, картины, фарфоровые и другие фигуры и т.д. С помощью фотографии невозможно отобразить характер, темперамент, а рост можно представить только относительно.
    • Аналоговая модель – это вспомогательный объект, природа которого отличается от природы изучаемого объекта, и который замещает изучаемый объект настолько, что его изучение дает полезные сведения об исходном объекте. Это модель, в которой совокупность одних свойств представляют в виде совокупности других свойств. Аналоговое моделирование основывается на теории подобия. Например, лекарства имеют разные названия, но обладают одинаковым действием, хотя имеют различные ингредиенты.
    • Символьная модель – модель, в которой объект описывается на формальном языке, который состоит из конечного набора символов, правил отношений между ними и правил интерпретации этих символов. Например, алгоритмические языки программирования, совокупность знаков, которые обозначают правила дорожного движения. К символьным моделям также относятся математические модели, которые содержат множество математических символов, знаков, уравнений, множеств и т.д.
  2. II класс моделей:

    • Познавательная модель – форма организации и представления знаний через соединение новых знаний с уже имеющимися. В познавательной модели всегда отображается реальность и модель подгоняется под реальность.
    • Прагматическая модель – способ представления образцово-правильных действий или их результатов. Она играет роль стандарта и имеет нормативный характер. В прагматической модели всегда действительность «подгоняется» под модель.
  3. III класс моделей:

    • Статическая модель отображает какое-либо состояние объекта в фиксированный момент времени.
    • Динамическая модель отображает переход объекта из состояния в состояние.

Замечание 2

Одну модель можно отнести сразу к нескольким классам. В реальности не существует объекта, который принадлежит к какому-либо одному классу моделирования. Множество вариантов классификаций моделей говорит о том, что любая модель зависимо от критерия классификации может относится к различным классам и что между этими классами не всегда проходит четкая грань, которая позволяет выполнять однозначную классификацию моделей.

Источник