Какие свойства органических веществ биология 5 класса

Урок  биологии  в 5  классе, УМК Т.С. Суховой, В.И. Строганова

Тип урока: урок «открытие», нового знания.

Цель урока:  сформировать понятие об органических и неорганических веществах, необходимых для жизнедеятельности организма;  развивать умения анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта, формулировать выводы, применять  полученные опытным путём результаты в повседневной жизни, работать с рисунком как источником информации.

Планируемый результат ( для учащихся): познакомиться с важнейшими веществами, содержащимися в живых организмах: белках, жирах, углеводах, изучить источники поступления органических веществ и минеральных солей для живых организмов.

Этапы  урока

Ход  урока

Формирование УУД

I. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения: 

Орг. Момент (приветствие, проверка готовности к уроку).

Показывается слайд №1 ( иллюстрация опыта горения органического вещества (сахара) и неорганического вещества (поваренной соли) данная тема изучалась на предыдущем занятии).

Учитель. Какой метод познания природы показан?

Учащиеся. Эксперимент (опыт)

Учитель. Опишите в чем суть данного опыта?

Учащиеся. Опыт демонстрирует различные свойства органических и неорганических веществ.

Учитель. Какой вывод можно сделать, исходя из результата опыта?

Учащиеся. Органические вещества при нагревании обугливаются, а неорганические не изменяются. Органические вещества образуются в живых организмах, неорганические поступают в организм из окружающей среды.

Учитель. А можете ли вы перечислить какие именно органические и неорганические вещества входят в состав живого организма?

Учащиеся.  (затрудняются ответить)

  Познавательные УУД

 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

 2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.

 Регулятивные УУД

 1) формируем умение проговари вать последовательность действий.

 Коммуникативные УУД

1) формируем умение слушать и понимать речь других.

II. Мотивирование к учебной деятельности:

Учитель. Как вы думаете, какова тема урока сегодня?

Учащиеся. Состав живых организмов

Учитель. Тема урока : «Особенности химического состава живых организмов»

Познавательные УУД

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение высказывать свое предположение на основе жизненного опыта.

Регулятивные УУД

1) формируем умение  прогнозировать

 предстоящую работу.

2) формируем умение  определять и формулировать тему урока.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение слушать и понимать речь других;

 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии  с поставленными задачами.

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Учитель. Представьте, что вы –исследователи природы , перед вами задача – выявить химический состав живого организма. С чего вы начнете?

Учащиеся. Выдвигают различные гипотезы, предлагают методы исследования.

Познавательные УУД

1) формируем умение ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от уже известного;  

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД

1) формируем умение  прогнозировать  предстоящую работу.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение оформлять мысли в устной форме.

IV. Реализация  построения проекта

Слайд7  ( рисунок подсолнечника)

Учитель. Как называется данное растение? С какой целью человек выращивает его?

Учащиеся. Подсолнечник выращивают для получения растительного масла.

Учитель. Предлагает провести исследование. Взять фильтровальную бумагу и раздавить семя подсолнечника на нем.

Учитель. Что мы видим на бумаге?

Учащиеся. На бумаге появилось жирное пятно.

Учитель. Какой вывод можно сделать на основании данного опыта?

Учащиеся.  В состав живого организма входит жир (записываем вывод в рабочую тетрадь)

Слайд 9 (рисунок сахарной свеклы и сахарного тростника)

Учитель. Какие растения показаны на рисунке? С какой целью их выращивают?

Учащиеся. Из данных растений получают сахар.

Учитель. Как древние люди обнаружили сахар в этих растениях?

Учащиеся. Они поняли это по сладкому вкусу.

Учитель. Как обнаружить сахар в растениях? Например, в плодах?

Учащиеся. Попробовать их на вкус, если сладкие, значит, содержат сахар в своем составе.

Учитель. А можно ли обнаружить сахар опытным путем?

Учащиеся затрудняются.

Учитель. При взаимодействии  крахмала (сахаром, содержащимся в растениях) и  йода образуется стойкое синее окрашивание раствора. Проведем опыт. Муку (получили из зерен пшеницы, т.е. живого организма) насыпем в марлевый мешочек и промоем в воде, затем добавим раствор йода. Что наблюдаем?

Учащиеся. Сначала мутно-белый раствор приобрел синий цвет.

Учитель. Какое вещество содержалось в муке, а потом в растворе?

Учащиеся. Крахмал.

Учитель. Какой вывод мы должны сделать?

Учащиеся. В состав живых организмов входит  сахар (углевод ). Записываем вывод в тетрадь.

Учитель. В мешочке осталось какое-то вещество, оно не растворилось в воде. Если его помять в руках, то можно убедиться в том, что оно липкое, пластичное. Это клейковина. Как вы думаете, почему так назвали это вещество?

Учащиеся. Потому, что оно клейкое.

Учитель. Верно. Клейковина-это белок. Какой вывод можно сделать?

Учащиеся. В состав живого организма входит белок.

Учитель. А теперь проведем еще один опыт. Поместим кусочек сырого картофеля в фильтровальную бумагу. Что мы видим на бумаге?

Учащиеся. Пятно.

Учитель. Чем образовано пятно? Это жир?

Учащиеся. Нет, это пятно от сока, который выделил картофель.

Учитель. Что входит в состав сока? Почему он жидкий?

Учащиеся. В состав сока входит вода.

Учитель. А к какой группе веществ относится вода?

Учащиеся. Вода относится к неорганическим веществам.

Учитель. Какой вывод можно сделать, исходя из опыта?

Учащиеся. В состав организма входит вода.

Учитель. Кроме воды в организм вместе с пищей поступают минеральные соли. Докажите, что это так.

Учащиеся. Пищу солят поваренной солью, а соль относится к группе минеральных солей. Это неорганическое вещество.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Познавательные УУД

1) формируем умение  ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от уже известного.

 Регулятивные УУД

1) формируем умение  прогнозировать  предстоящую работу.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение  строить речевое высказывание в соответствии  с  поставленными задачами.

2) формируем умение работать в паре.

V. Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

(На данном этапе  учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые.)

Учитель. Попробуйте в парах составить по 1 вопросу к той информации, которую вы услышали на уроке, а также к рис. на стр.15 учебника об источниках поступления веществ в организм.

Задайте свой вопрос другим учащимся класса. (работа  в парах)

Познавательные УУД

1) формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы;

2)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

Регулятивные УУД

1) формируем умение проговаривать последовательность действий.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение слушать и понимать речь других.

VI. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  

Читайте также:  Какие свойства водяного пара бывают

(Учащиеся  самостоятельно  выполняют задания нового  типа  и осуществляют  их самопроверку)

Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте:

Письмо Незнайки

Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах – географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма -это органическое вещество! Вода – тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!

Познавательные УУД

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение извлекать информацию из текста.

Регулятивные УУД

1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение слушать и понимать речь других.

VII.

Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

Организуется  рефлексия  и самооценка учениками  собственной  учебной деятельности

Учитель. Итак, ребята, какой вы можете сделать вывод по теме урока?

Учащиеся. Живые организмы состоят из органических (жиры, белки, углеводы) и неорганических веществ (вода, минеральные соли).

Учитель. Что интересного было на уроке? Что больше всего понравилось?

Самооценка своей  деятельности на уроке

Учитель. Как полученная на уроке информация может вам пригодиться в жизни?

Познавательные УУД

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1)формируем умение слушать и понимать речь других.

Личностные УУД

1) формирование способности  к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение  строить речевое высказывание в соответствии  с  поставленными задачами.

VIII. Домаш

нее задание.

Стр.14 выполнить задание (заполнить таблицу)

Подумать над вопросом: «Почему пища человека должна быть разнообразной?»

Источник

Биология, 5 класс

Урок 5. Химический состав клетки

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Урок посвящён изучению химического состава клетки.

Ключевые слова:

Клетка, химический состав, неорганические и органические вещества, вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

Тезаурус:

Химический элемент – это атомы одного и того же вида.

Органические вещества – это вещества, которые входят в состав живых организмов и образуются только при их участии.

Неорганические вещества – это вещества, которые входят в состав неживой природы и могут образовываться без участия живых организмов.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сейчас на Земле известно более ста химических элементов. Из их атомов состоят все вещества, встречающиеся на Земле. 80 химических элементов обнаружены в составе живых организмов. При этом четыре из них – углерод, водород, азот и кислород составляют около 98 % массы любого организма. Остальные химические элементы встречаются в живых организмах в малых количествах.

Клетки всех живых организмов состоят из одних и тех же химических элементов. Эти же элементы входят и в состав объектов неживой природы. Сходство состава указывает на общность живой и неживой природы.

На этом уроке вы узнаете, из каких химических элементов состоят клетки живых организмов, и какие изменения претерпевают эти химические соединения по мере роста и развития клеток.

В клетках живых организмов больше всего содержится таких химических элементов, как углерод, водород, кислород и азот. Вместе они составляют до 98 % массы клетки. Около 2 % массы клетки приходится на восемь элементов: калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и серу. Остальные химические элементы содержатся в клетках в очень малых количествах.

Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и др.) вещества.

Значение каждого из веществ, содержащегося в клетке уникально. Вода придаёт клетке упругость, определяет её форму, участвует в обмене веществ. Неорганические вещества используются для синтеза органических молекул. При недостатке минеральных веществ важнейшие процессы жизнедеятельности клеток нарушаются. Углеводы придают прочность клеточным оболочкам, а также служат запасающими веществами. Белки входят в состав разнообразных клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности и тоже могут запасаться в клетках. Жиры откладываются в клетках. При расщеплении жиров освобождается необходимая живым организмам энергия. Нуклеиновые кислоты играют ведающую роль в сохранении наследственной информации.

Клетка – это миниатюрная природная лаборатория, в которой синтезируются и претерпевают изменения различные химические соединения. Сходство химического состава клеток разных организмов доказывает единство живой природы.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Сортировка элементов по категориям

Текст вопроса: Расставьте названия веществ в таблицу:

Органические вещества

Неорганические вещества

Варианты ответов:

Белки

Вода

Углеводы

Жиры

Кислород

Правильный вариант ответа:

Органические вещества

Неорганические вещества

белки

углеводы

жиры

вода

кислород

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Выделение цветом

Текст вопроса: Выделите цветом вещества, входящие в состав живых организмов:

Варианты ответов:

  1. Вода
  2. Пластик
  3. Белки
  4. Жиры
  5. Нефть
  6. Углеводы
  7. ДНК и РНК

Правильный вариант ответа:

1) Вода

3) Белки

4) Жиры

6) Углеводы

7) ДНК и РНК

Источник

Тип занятия: Учебное занятие по изучению и
первичному закреплению новых знаний и способов
деятельности.

Оборудование: доска, компьютер, экран

Информационные ресурсы: мультимедийная
презентация. (Приложение №1)

Цель урока:

  • Создать условия по изучению и первичному
    закреплению знаний химического состава клетки,
    выявить роль минеральных веществ и воды,
    входящих в состав клетки, а так же роль
    органических веществ.
  • Формировать ценность изучаемого предмета,
    социальную, практическую и личностную
    значимость учебного материала.
Читайте также:  Каким свойством не обладает исчисление предикатов

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Объясняют роль минеральных
веществ и воды, входящих в состав клетки.
Различают органические и неорганические
вещества, входящие в состав клетки. Ставят
биологические эксперименты по изучению
химического состава клетки. Учатся работать с
лабораторным оборудованием

Метапредметные: Развивают умения получать,
анализировать биологическую информацию из
различных источников и на её основе составлять
ЛСМ (Логическую Смысловую Модель), делать выводы
в форме синквейна. Планировать собственную
деятельность, контролировать и оценивать
результаты своего труда.

Личностные: Воспитание в учащихся
чувства гордости за российскую биологическую
науку; понимание социальной значимости и
содержания профессий, связанных с биологией;
воспитание в учащихся любви к природе. Получить
возможность активно включаться во
взаимодействие, проявлять упорство в достижении
поставленных целей.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
неорганические вещества, органические вещества:
углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте, ребята.
Вы готовы начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Пожелаю всем удачи,
За работу, в добрый час!

2. Мотивационное начало, постановка темы и целей
урока.

1) Постановка темы.

Ученики должны сформулировать тему урока,
подсказки размещены на слайде.

Дети делают записи в тетради

2) Формулирование целей урока.

1. Познакомиться с химическим составом клеток;

2. Сформировать понятия “органические” и
“неорганические” вещества и их роль в клетке.

3) Мотивационное начало

Учитель: Мы продолжаем листать книгу знаний
человечества.

Мы узнали, что все живые организмы состоят из
………………. дети: клеток.

Знаете ли вы, что в организме взрослого
человека массой 70 кг содержится 45.5 кг кислорода,
12.6 кг углерода, 7 кг водорода, 2 кг азота, 1.5
кальция, 700 г фосфора и остальные элементы
составляют около 700 г.

В растительном организме содержание: водорода
60%, кислорода 25%,  углерода 10%, азота 3%.[2]

Немало нового и интересного ждет новых
исследователей клеток живых организмов. Может
быть, вы станете исследователями живых
организмов сделаете новые открытия и прославите
Российскую науку и Россию.

3. Актуализация опорных знаний и проверка
домашнего задания

Учитель: Мы разделились на лаборатории,
каждая фиксирует результаты своей деятельности
в индивидуальной карте оценки ученика

Индивидуальная карта оценки ученика (они на
партах)

Фамилия, Имя ученика……………………………………………

Итого баллов……………………………………………………….

 СамооценкаОценка группыОценка учителяИтоговая оценка
1. Выполнение Домашнего задания

(ответ
или творческое задание)

    
2. Изучение нового материала (ответ у
доски и составление таблицы)
    
3. Контроль

1) Выбрать верное
утверждение (количество баллов)_

    
2) Найдите водоросль на
рисунке(количество баллов)_
    
3) Тест (количество баллов)    

Кабинет наш превратился к кафедру (Кафедра –
это объединение специалистов, ведущих
научно-исследовательскую работу)
химии в
составе которого 4 лаборатории

1. Аналитической химии

2. Неорганической химии (Вода)

3. Неорганической химии (Минеральные вещества)

4. Органической химии

Учитель: Прежде чем приступить к изучению
нового материала мы вспомним об особенностях
строения клетки растений, с которыми
познакомились на прошлых уроках и покажите свои
творческие домашние задания. Творческое
домашнее задание представлено на выставке.

Ученики создали модели клетки, сказки, загадки,
стихи, кроссворды и др. работы. Опрос домашнего
задания пройдет в форме игры “Звукорежиссёр” от
лаборатории по 1 человеку.Слово 1 гр. Слово 2
гр. Слово 3гр. Слово 4 гр.

4. Изучение нового материала

Проблема урока: Перед вами на столе
находятся: Перед вами на столе находятся САХАР,
КРАХМАЛ, РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО, ВОДА.

Вопрос: что может объединять все эти предметы?Ответим на этот вопрос после изучения темы
урока.

Подумайте!!! Клетку сравнивают с
“миниатюрной природной лабораторией” согласны
вы или нет с этим утверждением?

В конце урока ученики Должны помочь Всезнайке
правильно составить диаграмму.

Задание: Всезнайка построил диаграмму
“Химический состав клетки”, но не успел её
подписать. Поможем ему. (работа на мультимедийной
доске)

Биологические эксперименты (ученики каждой
лаборатории показывают опыты доказывающие, что в
состав клеток сходят вода, минеральные вещества,
жиры, углеводы и белки )

Лаборатория №2 (руководитель Родин А)
Доказывают, что в состав клетки входит вода.
(Сжигают зерна пшеницы на стенках пробирки
образуется капельки воды)

Лаборатория №3 (руководитель Исаев К)
Доказывают, что в состав клетки входят
минеральные вещества. (Продолжает сжигать зерна
пшеницы органические вещества сгорают остаются
неорганические вещества).

Лаборатория №1 (руководитель Юрченко Н)).
Доказывают, что в состав клетки входит жир.
(Ученикам надо раздавить семечку между чистыми
листами бумаги).

Лаборатория №1 (руководитель Бабанина М)
Доказывают, что в состав клетки входят углеводы.(
Бабанина М проводит опыт с мукой промывает в воде
салфетку с мукой, затем показывает, то что не
растворяется в воде это белок – КЛЕЙКОВИНА.
Пустовойтенко Н проводит опыт доказывающий, что
в состав клетки входит крахмал. Ученица капает в
стакан, где промывали муку йод он синеет).

Учитель: Ребята, как лучше зафиксировать
новый материал

Дети: в форме ЛСМ

Учитель: Мы должны составить ЛСМ (на работу
отводится 7 мин.) Для работы можно использовать:
учебник п.8 стр.40-42

Источники информации у вас на компьютере. Перед
вами активная модель. Нажимая на заголовки
модели открывается дополнительная информация,
картинки и диаграммы, которые вы используете для
составления ЛСМ. На рабочем столе так же
представлена презентация, которую можно
использовать при подготовке модели). Каждая
группа делает записи на листах 4 А, где
представлены элементы модели.

Источники дополнительной информации
(представлены на активной ЛСМ)

1. Исследовательская лаборатория Аналитической
химии

Химические элементы. Вы уже знаете, что все
живые организмы состоят из клеток. Все клетки
живых организмов состоят из тех же химических
элементов, что входят и в состав объектов неживой
природы. Современные ученые обнаружили в составе
клетки более 80 химических элементов из 111
известных. Химический элемент – это
определенный вид атомов.

Большинство элементов находится в клетке в
виде химических соединений – веществ. Простые
вещества –
состоят из атомов одного вида
(кислород, железо, водород). Сложные вещества –
состоят из атомов разных видов (углекислый газ,
вода). Химические элементы, соединяясь между
собой, образуют неорганические и органические
вещества.

Но распределение этих элементов в клетках
крайне неравномерно. Так, около 98% от массы
любой клетки приходится на четыре элемента: это
кислород (О), водород (Н), углерод (С), азот (N) – это
макроэлементы.

Читайте также:  Какие свойства тела или вещества считают несущественными

Относительное содержание этих химических
элементов в живом веществе значительно выше, чем,
например, в земной коре. Около 2% массы клетки
приходится на следующие восемь элементов:
железо(Fe), сера (S), фосфор (F), натрий(Na), калий (K),
хлор (Cl), кальций (Ca), магний (Mg) -это микроэлементы.
Остальные
химические элементы (например, цинк, йод, сера)
содержатся в очень малых количествах – это
ультромикроэлементы.
[2]

2. Исследовательская лаборатория
Неорганической химии

Неорганические вещества – как правило
образуют тела неживой природы.

Из неорганических веществ клетки вода составляет
около70- 80% ее массы: в молодых быстрорастущих
клетках до 95%, в старых — около 60%. Роль воды в
клетках очень велика, она является средой и
универсальным растворителем, участвует в
большинстве химических реакций, перемещении
веществ, терморегуляции, образовании клеточных
структур, определяет объем, форму и упругость
клетки. Большинство реакций, протекающих в
клетке, могут идти только в водном растворе;
многие вещества поступают в клетку из внешней
среды в водном растворе и в водном же растворе
отработанные продукты выводятся из клетки. Вода
является непосредственным участником многих
химических реакций (расщепление белков,
углеводов, жиров и др.) . [3]

3. Исследовательская лаборатория
Неорганической химии. Минеральные вещества.

Приблизительно 1 —1,5% общей массы клетки
составляют минеральные соли, но их роль очень
велика: они поддерживают осмотическое
равновесие, регулируют различные биохимические
и физиологические процессы. Например, ионы Na и К
нужны для образования нервных импульсов, ионы Са
нужны для свертывания крови, а так же придают
прочность и твердость костям и зубам. Соединения
азота, фосфора, кальция и другие неорганические
вещества используются для синтеза органических
молекул (белков, нуклеиновых кислот и др.). При
недостатке минеральных веществ нарушаются
важнейшие процессы жизнедеятельности клетки.[2]

4. Исследовательская лаборатория Органической
химии

Органические вещества — как правило
образуются и входят в состав всех живых
организмов. И составляют 20-30% состава клетки.
Наиболее важное значение имеют белки, жиры,
углеводы, нуклеиновые кислоты.

Белки-10-20% это основные и наиболее сложные
вещества любой клетки. Их роль в жизни клетки
огромна: строительный материал организма,
катализаторы (белки-ферменты ускоряют
химические реакции), транспорт (гемоглобин крови
доставляет клеткам кислород и питательные
вещества и уносит углекислый газ и продукты
распада). Белки выполняют защитную функцию,
энергетическую.

Углеводы-0,2-2% органические вещества,
состоящие из углерода, водорода и кислорода.
Наиболее простые из них моносахариды — фруктоза,
глюкоза (содержатся в фруктах, меде), галактоза (в
молоке) и полисахариды — состоящие из нескольких
простых углеводов. Сюда относятся крахмал,
гликоген. Углеводы — основной источник энергии
для всех форм клеточной активности (движение,
биосинтез, секреция и т. д.) и играют роль запасных
веществ – крахмал и сахара(свекловичный сахар)

Жиры-1-5% нерастворимые в воде жиры и
жироподобные вещества. Они являются основным
строительным компонентом клеток. Жиры выполняют
энергетическую функцию.

Нуклеиновые кислоты-1-2% (от латинского слова
“нуклеус” — ядро) — образуются в ядре клетки.
Биологическая роль их очень велика. Они
определяют синтез белков и передачу
наследственной информации потомкам. [3]

5. Отчет групп о проделанной работе (ребята
составляют ЛСМ на доске и проводят защиту своего
элемента модели)

6. Физкультминутка для глаз по слайдам
презентации.

7. Организация деятельности учащихся по
использованию знаний в стандартных и измененных
ситуациях

Учитель: Помогите Всезнайке. Правильно
составить диаграмму. (На доске представлены
столбики диаграммы с количеством вещества, но
они не подписаны. Восстановите надписи).

Проблема урока: Перед вами на столе
находятся: САХАР, КРАХМАЛ, РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО,
ВОДА.
Вопрос: что может объединять все эти предметы?

Дети: Эти вещества входят в состав клетки.

Учитель: Подумайте!!! Клетку
сравнивают с “миниатюрной природной
лабораторией” согласны вы или нет с этим
утверждением? Дети: да

Учитель: Достигли мы цели урока?

8. Контроль и самоконтроль.

Задание №1. Какой органоид обозначен цифрой 1,
2, 3, 4, 5.За каждый правильный ответ – 1 балл (mах – 5
балла).

Ответы: Задания №1:1.Ядро 2. Цитоплазма
3.Вакуоль 4.Хлоропласты 5.Оболочка

Задание №2.Установите соответствие между
веществами и их значением.

За каждый правильный ответ – 1 балл (mах – 6
балла).

ЗначениеВещества
А) Большое содержание в клетке

Б)
Источник энергии

В) Укрепляют кости и зубы

Г) Является универсальным растворителем

Д) Хранят и передают наследственную информацию

Е) Откладываются в запас

Неорганические

Органические

Ответ: Задание №2:

Задание №3

Тест. За каждый правильный ответ – 1
балл (mах- 6 балла).

1. В настоящее время ученым удалось обнаружить в
составе клетки

1) один химический элемент, 2) около 10 элементов,
3) 3 химических элемента, 4) более 80 химических
элементов;

2. Самое распространенное вещество в живом
организме это

1) жир, 2) вода, 3) соль, 4) белок

3. Какие вещества придают прочность зубам,
костной ткани

1) Углеводы, 2) Минеральные соли, 3) Жиры, 4) Белки

4. Выберите ответ, в котором перечислены только
органические вещества

1) белки, жиры, углеводы 2) ) белки, жиры, вода 3)
вода, нуклеиновые кислоты 4) нуклеиновые кислоты,
жиры

5. Глюкоза, сахароза, крахмал относятся к группе

1) жиров 2) минеральных солей 3) углеводов 4)
белков

6. За хранение и передачу наследственных
признаков ответственны

1)жиры, 2) нуклеиновые кислоты, 3) минеральные
соли, 4) белки [2]

Ответ: Задание №3:

9. Подведение итогов урока

Индивидуальная карта оценки ученика

  • 27-24 баллов оценка “5” ;
  • 23-20 баллов оценка “4”;
  • 19–11 баллов оценка “3”.

Если у Вас менее 11 баллов не отчаивайтесь и
изучите еще раз новый материал дома.

10. Рефлексия

Составить синквейн

1. химический состав клетки

2. Органические, неорганические

3. Образуются, распадаются, поступают

4. Клетка природная миниатюрная лаборатория

5. Жизнь

 Продолжите начатые предложения

– знания данной темы необходимы….

– сегодня я узнал …

– для меня стало открытием …

– я понял, что …

– я думаю……

11. Домашнее задание. Параграф 8 стр. 40-42 Рабочая
тетрадь задание №29 составить
схему “Химический состав клетки” (схема
составляется на интерактивной доске) [4]

Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный
    стандарт основного общего образования
  2. Сивоглазов В.И. Плешаков А.А. Учебник –
    навигатор. Введение в биологию.// М. Дрофа.-2013-с.175.
  3. Сорокина Л.В. Методическое пособие.
    Тематические игры и праздники по биологии.//М.
    Сфера.-2004-с.96.
  4. Пасечник В.В. Учебник 5 класс “Биология.
    Бактерии, грибы, растения”// М.Дрофа.-2012-с.143.
  5. Пасечник В.В. рабочая тетрадь. 5 класс “Биология.
    Бактерии, грибы, растения”// М. Дрофа.-2013-с.64.

Источник