Какие свойства отличают живое от неживого

Какие свойства отличают живое от неживого thumbnail

Предположим, человечество послало разведывательный зонд на какую-нибудь далёкую планету, и он обнаружил не встречающуюся на Земле субстанцию. Что ему с ней делать? Провести химический анализ? А вдруг оно – живое и химический анализ его убьёт? Как узнать?

Сейчас в науке имеется около сотни определений того, что такое жизнь. А когда определений так много, это означает, что учёные сами не до конца понимают, что же это такое. 

Во многих определениях упоминаются «белки» и «клетки», которые не обязательно будут присутствовать в инопланетной жизни. Более того, похоже, что в начале земной жизни они тоже отсутствовали (но об этом – позже).

Если попробовать взять из этих определений общую часть, то выйдет, что живое обменивается веществами с окружающей средой (обмен веществ), имеет способность к росту, реакции на внешние условия, размножению… 

Давайте проверим эти положения.

Обмен веществ. Это свойство почти любого химического процесса. Тот же огонь свечи, например, берёт из среды кислород и отдаёт углекислый газ, точь-в-точь как и мы. Делает ли это его живым?

Размножение. Размножается и компьютерный вирус.

Рост. Кристаллы тоже растут. А опрокинув ту же свечку, можно случайно «разрастить» огонь по всей комнате. 

Реакция на внешние условия. Кристаллы льда растут быстрее при низкой температуре – реагируют на внешние условия. 

А значит, всех этих признаков – обмена веществ, способности к размножению и росту, реагирования на внешнюю среду – недостаточно.

Учёные дополнили определение жизни новым условием: живое существо в процессе обмена создаёт более сложные вещества.

Кристалл растёт, компьютерный вирус размножается, огонь создаёт сложные вещества. Но это всё не жизнь!

С одной стороны, условие верное: всё множество живых белков (а их миллионы разных) создаётся из двадцати с небольшим аминокислот. С другой – в том же пламени свечи создаются случайным образом весьма сложные вещества: антрацен, фенантрен… 

Есть, однако, принципиальная разница.

То, что синтезируется в пламени, огню не нужно, даже вредно (от сажи, например, он гаснет). А вот то, что синтезируется в живом организме, идёт на его постройку, на помощь в том же синтезе, на защиту от внешней среды. Оно остаётся, а потом может перейти к потомкам. 

Это условие, которое назвали «накопление и передача информации», сейчас считается основным свойством жизни. А уж как эта информация накапливается – синтезом нужных для выживания веществ, передачей антител, врождёнными инстинктами или печатным словом (как это происходит с тобой сейчас), – это уже вторично.

Как неживое могло стать живым?

Как возникла жизнь? На этот вопрос тоже есть множество ответов. «Принесена из космоса», «высажена в виде эксперимента некой цивилизацией» – такие ответы лишь снова вызывают те же самые вопросы: а как тогда жизнь возникла на родной планете этой некой цивилизации?

Наблюдая живой мир вокруг нас, очень трудно представить, что вся эта сложность и разнообразие могли каким-то образом возникнуть сами по себе. А если предположить, что в какие-то давние времена всё живое было представлено всего лишь одной разновидностью жизни? 

Сейчас геологи во множестве находят слоистые камни, строматолиты, которые образованы многолетними колониями цианобактерий. Так вот, самые старые из этих камней имеют возраст три с половиной миллиарда лет. Больше никаких следов деятельности живых существ того времени неизвестно. То есть похоже, что единственными, кто тогда жил на Земле, были цианобактерии. 

Строматолиты

Но даже бактерия – уже очень сложный организм. В ней синтезируется множество разных белков, в ДНК хранится наследственная информация, а для передачи и транспорта используется РНК (рибонуклеиновая кислота). Разве могло быть так, что все эти вещества вдруг случайно возникли и соединились вместе?

Цианобактерии

Учёные не так давно открыли, что есть биохимические реакции, для которых белок не обязателен. Эти реакции могут идти с участием одних только РНК, так называемых рибозимов. 

Представим себе такой живой организм. Он больше всего напоминает каплю с раствором нуклеиновых кислот внутри. Одни молекулы хранят наследственную информацию, на других происходит синтез новых РНК. Третьи образуют оболочку.  

Как же в таком организме происходит питание и размножение? Подходящие молекулы из внешней среды образуют пару с молекулами оболочки и втягиваются внутрь. Внутри они точно так же образуют пары с уже существующими «длинными» цепочками РНК. Естественно, чтобы новая цепочка связалась химическими связями, нужно очень много времени, или кратковременная высокая температура, или помощь другой РНК–рибозима. 

Молекула РНК под электронным микроскопом

Но главная задача при этом худо-бедно выполняется – такая капля раствора уже может накапливать и передавать полезную информацию, то есть уже живёт.

Н что заставляет подходящие молекулы объединиться? 

Случайность? 

Языковая теория жизни

Итак, мы выяснили, что жизнь возникает в результате соединения неживых элементов, а её главным признаком является способность к сохранению и передаче информации. 

А теперь – внимание. Существует явление, которое ведёт себя точно так же, хотя живым мы его не считаем. Правда, мы часто называем это явление «живым», но в переносном смысле. Что это за явление? Посмотрите на рисунок.

Попробуйте прочитать, что здесь написано. Ничего не написано! Это просто буквы, и никакого смысла в их случайном скоплении нет. Можно сказать, что эта совокупность букв «мёртвая». 

А теперь те же самые буквы соединяются в определённом порядке:

Догадались, какое явление обладает теми же свойствами, что и жизнь? Язык! Обыкновенный язык, на котором мы разговариваем, думаем, читаем и пишем. И даже иногда называем его «живым»:

Он накапливает и передаёт информацию, а смысл (жизнь) возникает в нём в результате соединения бессмысленных (неживых) элементов… 

И это ещё не всё! Язык способен «расти» (в нём увеличивается количество слов и значений), «размножаться» (образовывать диалекты, наречия, жаргоны, слэнги, литературные жанры) и создавать «сложные вещества» (поступки людей). 

И наконец: многие поэты и философы всерьёз утверждают, что не мы «говорим языком», а язык «говорит нами». То есть – не у нас есть язык, а мы есть у языка. 

То есть язык использует людей как инструмент и питательную среду. Мы произносим для него звуки и пишем буквы, а мысли для этих слов и букв язык сам вкладывает нам в головы…

А если бы язык использовал в качестве «обслуживающего персонала» не людей, а, например, молекулы?  Хотя – стоп, стоп… 

Он же их и использует, мы же только что об этом читали! Именно в результате использования азотистых оснований для образования слов – ДНК  и возникла жизнь на Земле!.. Получается, философы и поэты правы. Язык создал людей.

От живого к неживому и обратно

Для возникновения жизни необходим обмен и синтез веществ. Когда эти процессы прекращаются, считается, что и жизнь прекратилась тоже. Всегда ли это прекращение – насовсем?

Зелёная лягушка

Возьмём обычную зелёную лягушку. Они часто зимуют там же, где и живут, на дне пруда. Когда наступает зима и водоём промерзает, лягушки часто замерзают вместе с ним. Сердце у них не бьётся, дыхания нет, обмен веществ практически отсутствует. Жизнь закончилась? 

Нет, она прекратилась на время. Стоит такую лягушку отогреть, она зашевелится, оживёт. Тритон сибирский углозуб вообще замерзает каждую зиму и в таком состоянии может провести до девяноста лет (а может, и больше).

Тритон сибирский углозуб

Мы сами и множество существ вокруг нас – многоклеточные организмы. Считается, что такие организмы обладают индивидуальностью, способностью запоминать и накапливать опыт. Что случится, если нарушить все связи между клетками? Что случится с индивидуальностью?

Простое многоклеточное существо гидру обучили защитной реакции – втягивать щупальца в ответ на вспышку света. Затем гидру аккуратно протёрли сквозь марлю, разбив её тело на отдельные клетки. Клетки гидр и губок способны воссоединяться вместе после такой операции. Оказалось, что воссоединённая гидра помнит, чему научилась, и так же втягивает щупальца.

Гидра (слева) и червь планария

У червей планарий клетки не способны соединяться после разделения, но одна планария может поглощать клетки другой. Оказывается, таким образом опыт тоже передаётся. То есть, обучив чему-нибудь планарию, а потом скормив её кусочек другой, можно таким способом передать выученное. (Это не значит, что и ты, съев учителя математики, выучишь теорему Пифагора: у нас пищеварение и память устроены по-другому.) 

А можно ли самому создать жизнь из составных частей? Оказывается, можно. Летом прошлого года группа учёных создала с нуля ДНК, спрятала её в оболочку, наполнила эту оболочку рибосомами и всем необходимым – и новая, никогда прежде не существовавшая бактерия стала жить, питаться, делиться. 

Другая группа учёных уже научилась заменять «буквы алфавита» ДНК – азотистые основания – на совершенно новые. 

Учёные мечтают, что новые созданные ими организмы смогут жить на других планетах в совершенно других условиях. Кто знает, может, мы и станем той самой цивилизацией, сеющей жизнь на других планетах… 

Читайте также:

Почему бессмертие невозможно?

Почему Новый год наступает зимой?

Как возникла квантовая физика?

Отчего у Мальвины голубые волосы?

Познавательный журнал “Лучик” для школьников и родителей продаётся в магазинах “ВкусВилл” в вашем городе

Источник

Казалось бы, отличить живое от неживого элементарно. Но не всё так просто. Умение двигаться, питаться и даже общаться  – не всегда является признаком жизни. Первобытные люди считали живым абсолютно всё: камни, молнии, небо. Современная наука проводит более четкие отличия. При этом важно, чтобы совпадали не единичные, а все признаки живого организма, для того, чтобы отличить его от не живого.

Очевидные отличия живого от неживого заметны уже в молекулярном составе. «Живые» молекулы устроены гораздо сложнее и в них обязательно наличие высокоупорядоченных макромолекулярных органических соединений. Это биополимеры, более известные как белки и нуклеиновые кислоты. Даже простейшее живое существо – вирус не имея клетки, имеет внутри своей оболочки молекулу нуклеиновой кислоты.

Еще одним признаком живого является наличие обмена веществ, то есть системы получения энергии (питание, дыхание и т.п.) и её переработки для собственного роста и размножения.

Следующей особенностью живого организма является способность размножаться. Она обеспечивает бессмертие виду в целом. При этом от родителей к детям передается наследственная информация, что обеспечивает похожесть особей внутри вида. И хотя не живые кристаллы тоже размножаются и растут, у них нет других признаков живых организмов, поэтому они не относятся к живым видам.

отличие ЖИВОГО от НЕЖИВОГО

С этим признаком неразрывно связана способность живых организмов не только к индивидуальному развитию, но и к видовой эволюции, которая ведет к совершенству.

Обязательным свойством живых организмов есть их способность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни, регулировать собственные ощущения в зависимости от среды. Например, впадать в спячку, менять цвет и густоту шерсти, становится всеядным, отклоняться в сторону солнечного света. У неживых объектов тоже может измениться, например, цвет, но это простая химическая реакция, которая происходит под влиянием влажности или температуры.

Также живой организм имеет органы раздражения и реагирует на внешнюю среду. Живой организм способен менять внешнюю среду или обмениваться с ней информацией: атаковать, убегать, прикинуться мертвым, кричать, поднимать шерсть дыбом, выделять смолу и т.п. У высших живых организмов довольно сложные способы обмена информацией.

Наличие у организма всех этих признаков говорит о том, что он живой. Однако современная наука отмечает и переходные формы от неживого к живому. Именно к такой форме относят вирусы. Они имеют только наследственный аппарат, но все другие признаки живого организма они приобретают, только проникнув в клетки организма-хозяина.

Выводы:

  1. Для того чтобы отличить живое от неживого, нужно изучить ряд признаков. Наличие их всех у объекта позволяет отнести его к живой природе. А отсутствие хотя бы одного позволяет усомниться в том, что объект живой.
  2. Отличительными признаками живого организма является наличие в клетках белков и нуклеиновых кислот, а также системы обмена веществ.
  3. Живые организмы обладают способностью к размножению, развитию и эволюции вида. Они приспосабливаются к изменениям условий жизни и по-разному реагируют на внешнюю среду или обмениваются с ней информацией, в отличие от неживых.

Источник

Даня Волков

24 декабря 2018  · 2,4 K

Живое от неживого можно отличить по нескольким свойствам:

  1. Наследственность. Организм может передать свой генетический материал следующему поколению. Какой то неживой объект, например,камень, так не умеет 🙂
  2. Изменчивость. Способность приобретать какие то новые признаки и свойства, например,в случае человека набрать вес или загореть
  3. Рост и развитие. Мы увеличиваем массу тела, взрослеем и стареем.
  4. Раздражимость. Способность реагировать на внешние и внутренние воздейтсвия среды. Например,мы чихнули в помещении где много пыли или отдернули руку от горячего предмета и доказали, что относимся к живым организмам 🙂 так как проявили свойство раздражимости.

Если все 4 пункта подходят, значит перед вами что то живое 🙂

Какой способностью отличается живое от неживого?

Учился, путешествовал, писал,
бывал и рыбаком и карасем,
теперь я дилетант-униве…

Лишь одной. Все остальные, это есть заблуждение, исходящее из не верного определения жизни и ее составляющих по признаку подобия. Живое от неживого отличается лишь только способностью управлять движением энергии. Мы можем управлять более, чем камень. Мы есть энергия в движении, камень – застывшая энергия. И то и то, формы существования или формы жизни. Хотя конечно мы за основу жизни, принимаем именно белковые соединения и хотим это видеть во всем, что живет.

Прочитать ещё 1 ответ

Что такое закон сохранения энергии?

Всем, привет! Тема семьи и отношений очень близка мне, но, став мамой, нужно…

Данный закон один из фундаментов законов природы. Основная суть ео в том, что в замкнутой ситеме энергия никуда не теряется, она проходит стадии преобразования, видоизменяется, но не исчезает. Самый простой пример, когда соприкасаются два предмета разной температуры, один холодный другой тёплый, то происходит отдача теповой энергии более холодному предмету.

Прочитать ещё 5 ответов

Какие типы обмена веществ свойственны бактериям?

Бактериям свойственны такие типы обмена веществ как фотосинтез (органические вещества образуются самостоятельно с участием света), гетеротрофное питание (органические вещества потребляются в готовом виде), хемосинтез (создание органических веществ с помощью энергии окислительно-восстановительных).

Прочитать ещё 1 ответ

Какова роль растений в природе и жизни человека?

Имею психологическое образование. Интересуюсь устройством мира.

Растения в природе играют очень важную роль. К основным их функциям можно отнести:

1. Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.

2. Принимают активное участие в формирование почв.

3. Обуславливают накопление воды на поверхности Земли.

4. Участвуют в создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары).

Роль растений в жизни человека, так же, можно разделить на несколько основных пунктов.

1. Используются в пищу.

2. Используются в лекарственной и технической промышленности.

3. Имеют эстетическое значение.

Прочитать ещё 13 ответов

Как у живых организмов развивались органы чувств?

На самом деле информацию из окружающего мира может получить практически любая клетка. Например, её поверхность начнёт вибрировать от сильной звуковой волны, тепловое излучение тоже довольно легко определяется и т.д.. Вопрос в том, что делать с этим дальше.

В результате случайных мутаций клетки организмов незначительно менялись, получая те, или иные дополнительные свойства. У одного из организмов часть клеток стала чуть более чувствительными, но это было не принципиальное изменение. Он просто смог выжить и оставить потомствос этим же свойством. Постепенно изменения накапливались, и тут выяснилось, что повышенная чувствительность клеток позволяет раньше узнавать о приближении опасности, не лезть куда не надо, или, наоборот, убежать от хищника.

В результате среди организмов постепенно стали преобладать потомки тех, у которых были чувствительные клетки (остальные чаще гибли до того, как успевали оставить потомство). Потом, за миллионы лет эволюции, эти группы чувствительных клеток оформились в органы чувств в том виде, в котором мы их можем наблюдать сейчас.

Источник

Илайза Метьюз

Ученик

(63),
закрыт

9 лет назад

Дополнен 9 лет назад

нужен краткий ответ!

Дополнен 9 лет назад

нужен краткий ответ!

Татьяна

Гуру

(3807)

9 лет назад

ЖИВЫЕ: 1.дышат, 2.питаются, 3.двигаются, 4.растут и 5. размножаются.
Так даётся материал в младшей школе. (отличие живых организмов от неживых) .
Удачи!

Вот более точный ответ, но очень длинный:
Самое главное отличие живых организмов от элементов неживой природы — постоянный обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Вот основные свойства живого:
Дыхание — процесс, при котором происходит газообмен между организмом и окружающей средой.
Питание — усвоение питательных веществ, пищи живым организмом.
Выделение — процесс вывода ненужных или вредных для организмов продуктов жизнедеятельности.
Движение — изменение тела или частей тела особи в пространстве.
Рост — увеличение массы и размеров особи за счёт процессов биосинтеза.
Развитие — усовершенствование организма в течение жизни.
Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на воздействия окружающей среды.
Размножение — воспроизведение себе подобных особей.
Наследственность — свойство передавать потомкам свои признаки.

Екатерина

Гуру

(4077)

9 лет назад

Вопрос очень некорректный. Живой организм отличается от неживого тем, что один жив, а другой мёртв. Основные признаки живого имеются в учебниках (“биология” 9 класс)

Irina

Мастер

(1788)

9 лет назад

Организм не может быть неживым!! ! Можно говорить о телах неживой природы. А все отличия указаны в учебнике общей биологии, еще во введении.

альбина мухтарова

Ученик

(233)

4 года назад

ЖИВЫЕ: 1.дышат, 2.питаются, 3.двигаются, 4.растут и 5. размножаются.
Так даётся материал в младшей школе. (отличие живых организмов от неживых) .
Удачи!

Вот более точный ответ, но очень длинный:
Самое главное отличие живых организмов от элементов неживой природы — постоянный обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Вот основные свойства живого:
Дыхание — процесс, при котором происходит газообмен между организмом и окружающей средой.
Питание — усвоение питательных веществ, пищи живым организмом.
Выделение — процесс вывода ненужных или вредных для организмов продуктов жизнедеятельности.
Движение — изменение тела или частей тела особи в пространстве.
Рост — увеличение массы и размеров особи за счёт процессов биосинтеза.
Развитие — усовершенствование организма в течение жизни.
Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на воздействия окружающей среды.
Размножение — воспроизведение себе подобных особей.
Наследственность — свойство передавать потомкам свои признаки.

Полина Плотникова

Ученик

(107)

4 года назад

Вопрос очень некорректный. Живой организм отличается от неживого тем, что один жив, а другой мёртв. Основные признаки живого имеются в учебниках (“биология” 9 класс)

6 Нравится Пожаловаться

Альфис Хисматов

Знаток

(422)

4 года назад

ЖИВЫЕ: 1.дышат, 2.питаются, 3.двигаются, 4.растут и 5. размножаются.
Так даётся материал в младшей школе. (отличие живых организмов от неживых) .
Удачи!

Вот более точный ответ, но очень длинный:
Самое главное отличие живых организмов от элементов неживой природы — постоянный обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Вот основные свойства живого:
Дыхание — процесс, при котором происходит газообмен между организмом и окружающей средой.
Питание — усвоение питательных веществ, пищи живым организмом.
Выделение — процесс вывода ненужных или вредных для организмов продуктов жизнедеятельности.
Движение — изменение тела или частей тела особи в пространстве.
Рост — увеличение массы и размеров особи за счёт процессов биосинтеза.
Развитие — усовершенствование организма в течение жизни.
Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на воздействия окружающей среды.
Размножение — воспроизведение себе подобных особей.
Наследственность — свойство передавать потомкам свои признаки.

Сергей Мусиюк

Ученик

(222)

2 года назад

ЖИВЫЕ: 1.дышат, 2.питаются, 3.двигаются, 4.растут и 5. размножаются.
Так даётся материал в младшей школе. (отличие живых организмов от неживых) .
Удачи!

Вот более точный ответ, но очень длинный:
Самое главное отличие живых организмов от элементов неживой природы — постоянный обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Вот основные свойства живого:
Дыхание — процесс, при котором происходит газообмен между организмом и окружающей средой.
Питание — усвоение питательных веществ, пищи живым организмом.
Выделение — процесс вывода ненужных или вредных для организмов продуктов жизнедеятельности.
Движение — изменение тела или частей тела особи в пространстве.
Рост — увеличение массы и размеров особи за счёт процессов биосинтеза.
Развитие — усовершенствование организма в течение жизни.
Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на воздействия окружающей среды.
Размножение — воспроизведение себе подобных особей.
Наследственность — свойство передавать потомкам свои признаки.

Павел Иванов

Знаток

(391)

2 года назад

Это вопрос из серии «Почему человеку никогда (даже если он задействует всю мощь науки) не удастся сделать из травы молоко?» Ведь по сути – это Чудо, поскольку в конечном продукте (молоке) нет ничего, что напоминало бы исходный продукт (траву). Ответ: Потому, что для создания молока в корове задействуется ещё один НЕПОЗНОВАЕМЫЙ элемент! Яйцеголовым предлагается онтолог точка рф, если сами пожелаете разобраться во всех подробностях. Теперь о «непозноваемом» позновательно.
Объясняю на пальцах. Сам себя автомобиль создать и обслуживать не может. Верно. У него есть Создатель и есть станции техобслуживания, для поддержания его целостности. У Создателя для этого были условия и возможности – именуемые в науке ПОТЕНЦИАЛОМ (в нашем случае «безграничным» потенциалом). Если посмотреть на авто сверху – они живые. Но у них внутри Сознание и Воля (воплощаемые человеком). Всё в мире – есть процесс превращения. Грубые энергии трансформируются в тонкие и наоборот. Для этого существуют соответствующие природные “аппараты” разных классов, один из которых – Человек. (Подробности в четырёх томах у Д. Г. Беннета «Драматическая Вселенная» и других его произведениях). Поскольку ни один прибор в мире никогда не сможет различать энергии тонкого порядка, а тем более Волю, то наука никогда не сможет разглядеть реального “водилу” у всего живого. Создатель авто (если он адекватный…) должен был предусмотреть всё сразу: кто будет управлять, из чего делать авто и почему, кто будет поддерживать порядок (обслуживать авто и регулировать движение) и многое-многое другое. Поэтому «неживое», «живое» и «небесное» были созданы одновременно! В противном случае, бесконечная череда чудесных ПРЕВРАЩЕНИЙ была бы попросту невозможна. Это аксиома.
Мы видим как вода приходит, но не видим, как испаряется. Вот была лужа, а вот её уже нет. Это мы называем «круговорот воды в природе». Мы видим как Воля вплощается на разных уровнях (всё живое и неживое), но не видим как уходит к источнику. Это мы называем «круговоротом» Духа, обусловленного Законом взаимного подддержания. (Кто-то ест кого-то, но и его в это время тоже кто-то «кушает». Всем приятного аппетита!) Крайне наивно думать, что всё и вся во Всесенной вращается само по себе, якобы «бесцельно», да ещё с такой точностью и дискретностью. Наивно думать, что десятки тысяч процессов, протекающих ОДНОВРЕМЕННО в организме человека (согласованно и подчас с такими скоростями, что наука сама в шоке) идут без контроля со стороны невидимых сил.
Всякая случайность – есть всего лишь неучтённая закономерность! Закономерности никогда не опустятся до уровня обывателя, ибо он их «не вместит». Остаётся одно – самому рости до них. Познавший Законы высшего уровня, уходит из под власти Законов нижележащего (по-моему, это неплохая мотивация…). Ложась спать, вы отдаёте свой организм на станцию энерго-информационного обслуживания, где «непозноваемые» мощные силы чистят вашу ауру, перезаправляют ваши баки, хранящие тонкие энергии, перерабатывают ваши впечатления за день и т. д. и т. п.
Ещё более мощные и невероятно интересные процессы проходят в Храме, когда вы очищенную тонкую энергию и вашу Веру приносите в дар Богу, ибо это всегда взаимно!
Мнение брюзжащих атеистов мне не интересно в силу того, что с тонкими энергиями, о которых я рассказываю, имею дело ежедневно в моей практике, которая – критерий Истины. Тем же, кто захочет почувствовать эти энергии самостоятельно, я предлагаю взять на себя труд освоить китайскую пульсодиагностику. Это субъективный инстумент познания объективной «непозноваемой» Энергетической Реальности. Освоив же кинезиологическую Отологию, вы станете инструментом познания Информационной Реальности. Стяжая Дух в Храме – постигнете Духовную Реальность.
Удачи пытливым и упорным!

Источник