Какие свойства относятся к эстетическим
Эстетические свойства товаров характеризуются следующими эстетическими показателями: информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность внешнего вида. Они, в свою очередь, разбиваются на единичные показатели.
Информационная выразительность (информативность) характеризует способность товара отражать сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы. Информативность формы складывается из следующих показателей: художественно-образная выразительность (знаковость), оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде.
Знаковость — эстетический показатель, характеризующий художественно-образную выразительность в форме товара социально значимой информации (назначение, изящество, образ-ассоциация, современность, эмоциональный характер владельца, профессиональный статус и др.). Знаковость — это способность формы вызывать определенные чувства у человека, создавать ему нужное настроение, выявлять назначение изделий, отражать национальные особенности и характерные черты продукции данного предприятия. Так, фарфоровая посуда повседневная и праздничная должна различаться образной характеристикой, создаваемой формой, пропорциями, характером декора и колористическим решением. Различия должны быть настолько ощутимы, чтобы характер использования не вызывал сомнений.
Оригинальность — эстетический показатель, характеризующий своеобразие формы, выделяющей данный товар из аналогичных. Оригинальность весьма существенна в ряду эстетических показателей, тем более что создать оригинальную форму бытовых изделий, служащих человеку на протяжении многих веков, нелегко. Следует подчеркнуть, что своеобразная форма должна быть содержательной, т.е. соответствовать назначению и характеру материала, обеспечивать удобства.
Стилевое соответствие — эстетический показатель, характеризующий устойчивость формы и средства художественной выразительности, свойственные определенному историческому этапу развития общества. В пределах стиля могут сменяться стилевые направления, иногда сильно отличающиеся друг от друга.
Соответствие моде — эстетический показатель, характеризующий внешний вид товара и временно господствующие эстетические вкусы. Для одежды, обуви, украшений и других изделий соответствие моде — важный эстетический показатель, определяющий характер спроса и удовлетворение потребностей.
Рациональность формы — комплексный показатель, характеризующий соответствие формы объективным условиям производства и эксплуатации товара, а также его функционально-конструктивную сущность. Рациональность формы определяют несколько единичных показателей: функциональная, конструктивная, технологическая и материальная обусловленность, эргономическая приспособленность.
Функциональная обусловленность — эстетический показатель, характеризующий соответствие формы товара его назначению. Форма изделий должна безошибочно указывать на их назначение. Так, силуэт, пропорции, колористическое решение, характер отделки одежды для молодежи существенно отличаются от тех же показателей одежды для взрослых и ясно свидетельствуют о ее возрастной принадлежности.
Конструктивная обусловленность — эстетический показатель, характеризующий соответствие формы товара его конструктивному решению. В конструкции сковороды, например, следует предусматривать возможность использования ее для жаренья, тушения, варки на пару и выпечки; достаточную толщину дна и стенок, чтобы предупредить пригорание пищи; форму крышки и плотность ее прилегания, чтобы обеспечить достаточное парообразование, и т.д.
Технологическая обусловленность — эстетический показатель, характеризующий соответствие формы товара применяемым материалам и технологии. Внешние очертания и пластика формы должны соответствовать свойствам материала. Если для изделий из металла возможны и оправданны жесткие формы с резкими переходами от одной части к другой, то для изделий из стекла и керамики, которые формуют в пластичном состоянии, предпочтительнее плавные линии контура, большие радиусы сопряжения деталей. Пластика формы определяется также и методом изготовления изделий. Например, стеклянные изделия, изготовляемые методом свободного формования, имеют более мягкие, текучие формы, чем прессованные.
Материальная обусловленность — эстетический показатель, характеризующий соответствие материала функциональному назначению и условиям потребления товара. Материал, из которого изготовлено изделие, по своим физико-химическим свойствам должен отвечать функциональной задаче: быть гигиеничным, термически устойчивым, иметь оптимальные теплопроводность и теплоемкость. Желательно, чтобы материал отличался декоративностью.
Эргономическая приспособленность, т.е. соответствие эргономическим требованиям, — эстетический показатель, характеризующий способность формы изделия создавать максимальные удобства при использовании. Форма сковороды должна обеспечивать удобный захват и удерживание с учетом ее массы с продуктами, удобный захват и удерживание крышки, удобную установку сковороды с крышкой на плиту и в духовой шкаф, легкость вынимания пищи, чистки и мытья, исключать возможность травмирования о ручку, корпус, крышку.
Целостность композиции — комплексный показатель, характеризующий гармоничное единство частей и целого, органичную взаимосвязь элементов формы и согласованность изделия с ансамблем других товаров. Он включает в себя единичные показатели: организованность объемно-пространственной структуры, тектоничность, пластичность, колорит и декоративность, упорядоченность графических и изобразительных элементов.
Организованность объемно-пространственной структуры — эстетический показатель, характеризующий пространственное строение формы, ее масштабную, пропорциональную и ритмическую структуру. Все элементы формы должны быть органически связаны друг с другом, соразмерны, соподчинены, иметь единый характер. Изделия должны быть масштабны человеку, а изделия, функционирующие в интерьере, — масштабны другим изделиям интерьера. В структуре изделия выделяют главные и второстепенные детали. Характер и размеры формы второстепенных деталей надлежит увязывать с характером и размерами формы главных деталей. В пространственно-сложных изделиях следует избегать деталей с самостоятельными композиционными осями. Организованность объемно-пространственной структуры достигается с помощью средств композиции.
Тектоничность — эстетический показатель, характеризующий художественное осмысление реальной работы конструкции и материала (ясная тектоника, неясная тектоника). Форма любого изделия должна быть тектоничной, т. е. в форме должна отражаться работа конструкции. Например, форма тех частей изделия, которые являются несущими, должна выражать прочность и возможность выдержать нагрузку. Несомые части должны быть более легкими. Тектоничность выражается также в соответствии формы характеру материала и способу его формования. Изделия из пластмасс должны смотреться пластмассовыми, изготовленными как одна деталь. Изделия из дерева требуют склеивания деталей или соединения их другими способами, что также должно отражаться в форме. В любых случаях при нарушении связи конструкция — материал — форма изделие не может быть композиционно целостным.
Пластичность — эстетический показатель, характеризующий взаимопереходы и связи объемов, плоскостей, элементов и очертаний формы товара. Пластичной считается рельефная скульптурная форма с мягкими переходами основных образующих. В пластике большое значение имеют нюанс формы, тонкое соединение элементов. Необходимо соблюдать закономерности построения сложных поверхностей, чтобы световые блики не располагались хаотично, не разрушали форму. За счет пластичности формы, рационального распределения света и тени можно связать воедино элементы формы, добиться ее целостности.
Колорит и декоративность — эстетические показатели, характеризующие взаимосвязь цветовых сочетаний и особенности использования декоративных свойств материалов. Цвет должен быть увязан с назначением и общей композицией формы. Он логически дополняет и завершает всю композицию, подчеркивает особенности объемно-пространственной структуры и тектоники изделий. Посредством цвета можно выделить или ослабить элементы формы, соподчинить и объединить ее элементы, выявить масштабность. Цвет позволяет улучшить не совсем удачные пропорции, обострить или сделать нейтральным характер формы. Так, пластичность формы становится более богатой при использовании цветового нюанса. А форма сложной структуры усиливается цветовым контрастом. Чрезвычайно важным условием целостности и выразительности композиции является цветовая гармония, т.е. такая комбинация цветов, которая производит впечатление единства, согласованности и созвучия, создает нужную образность вещи, раскрывает ее содержание.
Упорядоченность графических и изобразительных элементов — эстетический показатель, характеризующий соподчиненность графических и изобразительных элементов композиционному решению формы изделия. Изобразительные элементы должны увязываться с формой по характеру, размеру, цвету и своеобразно представлять сущность изделия.
Совершенство производственного исполнения — комплексный показатель, характеризующий условия производства товара. Показатель значительно влияет на восприятие изделий и всегда учитывается при оценке их свойств, хотя и не является собственно эстетическим свойством. Совершенство производственного исполнения определяется качеством изготовления видимых элементов формы, тщательностью нанесения защитных и декоративных покрытий, четкостью контуров, скруглений и соединений частей изделия и соответствием их художественно-конструкторскому замыслу. Показателем совершенства производственного исполнения являются также четкость исполнения фирменных и маркировочных знаков, рациональность и рекламная выразительность внутренней упаковки товаров. Внутренняя упаковка должна не только сохранять товар, но и быть эстетически привлекательной, чтобы надлежащим образом «представлять» его и рекламировать. Она должна быть увязана с характером товара. Особенно это важно для парфюмерно-косметических товаров. Например, форма и материал флакона и коробки для духов должны обогащать их «образ». Эстетическое и психологическое значение имеет не только содержание текстов, но и шрифт и цвет для рекламных надписей. Надписи, цвет, декоративные детали не должны быть кричащими.
Источник
Эстетические свойства характеризуют способность изделия через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять потребности человека и общества в эстетическом образце. Каждому периоду развития общества соответствует свой эстетический идеал.
Эстетические свойства – способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.
Эстетические свойства характеризуются свойствами II уровня: информационной выразительностью, целостностью композиции, рациональностью формы, совершенством производственного исполнения и стабильностью товарного вида.
Эстетические свойства обеспечивают способность товара выражать в чувственно-воспринимаемых признаках красоту, художественную ценность. Эстетические свойства вещей изучает эстетика – наука о сущности и формах прекрасного в природе, предметах, художественном творчестве и жизни.
Определяющим комплексным показателем эстетических свойств всех товаров является их внешний вид. Остальные подгруппы эстетических свойств можно рассматривать как разновидности отдельных единичных или комплекса показателей внешнего вида в сочетании с другими показателями.
Внешний вид – комплексный показатель, включающий форму, цвет, состояние поверхности, иногда целостность. Для эстетического восприятия разных товаров значимость перечисленных единичных показателей внешнего вида неодинакова и зависит от особенностей товаров.
Информационная выразительность – это возможность объекта отражать в форме различные социально-эстетические идеи и представления (знаковость); наличие в форме изделия совокупности признаков, обусловливающих его отличие, непохожесть на подобные изделия, но в то же время подчиненных основному композиционному замыслу (оригинальность), отражение в форме устойчивых черт, определяющих соответствие изделия современному уровню общественного и культурного развития или конкретному функциональному комплексу (стилевое соответствие); выявленность в форме отдельных признаков, характеризующих эстетические взгляды сегодняшнего дня (соответствие моде).
Рациональность формы – это выявление в форме объекта выполняемой им функции, конструктивного решения, особенностей технологии и примененных материалов (функционально-конструктивная приспособленность); особенностей работы с объектом (целесообразность).
Целостность композиции характеризует рациональность использования композиционного решения объекта, согласованность и соразмерность его формы (масштабность, пропорциональность, ритмичность и тому подобные характеристики).
Товарный вид изделия также определяется совершенством производственного исполнения товара.
Оценку эстетических свойств выпускаемой продукции проводят экспертные комиссии. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный ряд изделий аналогичного класса и назначения. В торговле оценку эстетических свойств товаров должны осуществлять товароведы, которые должны уметь различать стили, направления моды и соответственно распознавать модные товары.
Источник
Эстетические свойства – свойства, обусловливающие способность товаров выражать их общественную ценность в чувственно-воспринимаемых признаках.
Эстетическая ценность отражает социально-эстетические идеалы и вкусы населения, она постоянно изменяется в соответствии с изменениями в образе жизни людей, освоением новых материалов, источников энергии, технологии производства и т.д.
Показатели эстетических свойств в отличие от показателей других потребительских свойств невозможно количественно определить с помощью метрологических средств измерений; эстетические свойства одних и тех же товаров могут быть оценены по-разному в зависимости от эстетических вкусов потребителей, условий окружающей среды, сложившейся общественной ситуации использования изделия. Это обусловлено социальной дифференциацией самого общества, проявляющейся, в частности, через типологию потребителей. Перед товароведами всегда стоит сложная задача выбора для закупок таких товаров, эстетические свойства которых соответствуют эстетическим потребностям каждой из групп потребителей.
Несмотря на то, что эстетические свойства большинства непродовольственных товаров представляют собой только внешнюю форму и не направлены на выполнение изделием основной функции, именно эти свойства во многом определяют конкурентоспособность товаров Не случайно столь большое значение для экономического процветания развитых государств во всем мире имеет дизайн – проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высоким уровнем потребительских свойств.
В отличие от других потребительских свойств, эстетические свойства нельзя познать без учета психологических процессов, которые протекают в человеческом сознании в момент эстетического восприятия. Человек выбирает предмет потребления в зависимости от его эмоциональной реакции на этот предмет.
Эстетическое восприятие отличается отсутствием анализа отдельных составляющих, происходящая эстетическая оценка носит немотивированный, субъективный характер. Однако, несмотря на субъективность эстетического восприятия, его процесс может быть проанализирован на основе выявления и классификации объективных свойств изделия.
Свойства выявляются, исходя из эстетических потребностей человека, для удовлетворения которых изделия должны быть современными по форме; их эстетическая форма не должна противоречить функциональному назначению; необходимо обеспечение их соответствия законам общей гармонии.
Информационная выразительность характеризует способность изделия выражать в его форме сложившиеся в обществе эстетические и культурные нормы, т.е. степень современности изделия.
Оригинальность – своеобразие изделий, выделяющее его среди других аналогичных изделий.
Оригинальность может проявляться в форме, конструкции изделия и отдельных его элементов, размерах, цвете, отделке, а также принципиально новых функциональных и эргономических свойствах изделий.
Это свойство играет большую роль в повышении конкурентоспособности изделий, поскольку связано со стремлением человека проявить свою индивидуальность.
Соответствие стилю – соответствие изделия устойчивой общности художественных признаков и черт, присущих продукции разного вида и назначения. Стиль непродовольственных товаров формируется на основе доминирующих черт формообразования, а также наиболее характерных для данной эпохи требований в искусстве и архитектуре. Каждой группе товаров присущи характерные ей стили, так как многочисленные попытки разработки общих для всех изделий стилеобразующих черт и признаков оказались неудачными. Так, традиционными для одежды являются классический, спортивный, романтический и фольклорный стили, при проектировании мебели используются черты стилей “постмодерн”, “архетипы”, “минимализм” и др.
Широкое распространение получил и так называемый фирменный стиль, предполагающий общие признаки и черты всех материальных объектов: фирменных бланков, промышленных изделий, упаковки, средств транспорта, фирменной одежды, зданий и т.д. Всем известен, например, стиль фирмы “Оливетти”, служащий в течение многих лет надежной рекламой фирме.
Соответствие моде – соответствие изделий совокупности эстетических требований, господствующих в определенной общественной среде в определенное время.
В отличие от стиля эстетические признаки формы изделий, обусловливающие их модность, подвержены изменениям. При этом значение моды для разных групп товаров различно: наиболее важно оно для изделий, формирующих внешний вид человека, менее важно – для товаров хозяйственного назначения.
Изделия, не соответствующие требованиям моды, частично или полностью теряют свою потребительную ценность.
Эволюция моды связана с постоянно происходящими изменениями в обществе. Благодаря смене моды, облик человека меняется, становится созвучным своему времени.
По степени модности изделия можно подразделить на группы: изделия, выполненные по последним предложениям моды (“крик” моды); изделия, рекомендуемые как модные в текущем сезоне; изделия прошлых лет, классических форм, продолжающие быть модными; изделия, вышедшие из моды.
Модные формы, прежде всего силуэт, в одежде и обуви повторяются через определенные периоды, но всякий раз они новы за счет материалов, новых технологий, создаваемого образа, связанного с новыми эстетическими требованиями. По данным Т.В. Козловой, цикл, в течение которого обновляется эстетическая форма костюма, составляет 21-24 года, а полуцикл – от 10,5 до 12,5 лет. Существуют также циклы продолжительностью 3, 8, 13, 34, 55 лет, в пределах которых развиваются какие-либо детали, формы, внешний вид используемых материалов.
Степень модности и стиль определяют престижность изделий, создают имидж человека. Поэтому проблемы, связанные с этими эстетическими свойствами, существенно влияют на эстетическое восприятие, формирование культуры человека.
Особенностью моды является то, что некоторые ее направления принимаются лишь ограниченной частью населения (например, разработки известных дизайнеров в области одежды), а часть направлений используется при проектировании одежды, предназначенной для массового потребителя и может охватывать огромные слои населения. Массовая мода весьма чувствительна к однообразию, поэтому при закупках одежды и обуви товароведам нужно оптимально ограничивать объемы партий одинаковых товаров.
Рациональность формы – соответствие формы изделия назначению, особенностям технологии изготовления, применяемым материалам, эргономическая обусловленность.
Соответствие формы изделия его назначению состоит в том, что изделие современно по форме, т.е. выполнено в соответствии со сложившимися в обществе эстетическими нормами и представлениями, и эта форма не затрудняет обращения с изделием, не вызывает отрицательной реакции человека при использовании изделия по назначению.
Нерациональность формы характерна для изделий, созданных с преобладающим влиянием стилизации, избытком украшений, использованием морально устаревших конструктивных решений, процессов, материалов, ошибочных приемов художественного конструирования.
Эргономическая обусловленность характеризует степень гармоничного сочетания в форме изделия красоты и удобства пользования. Изделия современных форм, изготовленные без должного учета антропометрических, физиологических и других эргономических требований человека, не представляют собой эстетической ценности, а в ряде случаев могут нанести вред человеку. Это касается, например, обуви с очень узким длинным носком или очень высоким каблуком, высокой платформой и т.д.
Целостность композиции характеризует гармоничное единство частей и целого, органичную связь элементов формы изделия.
“Композиция” в переводе с латинского означает сочинение, соединение, составление, связь, структура.
Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.
В фронтальной композиции элементы формы распределяются в одной плоскости в двух направлениях – вертикальном и горизонтальном, например, ткани, ковры, обои.
Объемная композиция представляет собой объемную форму, расположенную в трехмерном пространстве. Выразительность и гармоничность объемных композиций зависит от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующих форму поверхностей. Это большинство непродовольственных товаров: обувь, бытовые машины, мебель и др.
Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей, а также интервалов между ними. Используется в решении улиц, площадей, микрорайонов.
Элементы любой формы весьма многообразны. Для их приведения к единству используют такие средства композиции, как ритм, равновесие, масштаб и масштабность, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, позволяющие выявить в композиции главное и второстепенное, придать форме и ее элементам единый характер, достичь гармоничной соразмерности частей и целого и т.д.
Организация объемно-пространственной структуры изделий предполагает органическую связь, соразмерность, соподчиненность, единый характер всех элементов формы в соответствии с функцией изделия.
Например, размер и формы ручек управления в радиотоварах и бытовых машинах должны гармонично сочетаться с размерами и формой корпуса, зрительно не выделяясь, как обособленные элементы.
Тектоничность – это отражение в художественной форме взаимосвязи конструкции и материала изготовления: прочности, устойчивости, распределения нагрузок, взаимодействия несущих и несомых элементов. Тектоничным является такое изделие, в форме которого верно отражается работа конструкции, т.е. несущие элементы и формой выражают прочность, несомые элементы воспринимаются как более легкие.
Пластичность характеризует красоту взаимопереходов объемов и плоскостей, плавность и гибкость элементов формы. Пластичными являются рельефные, объемные формы с мягкими переходами основных образующих. Современные дизайнеры в разработках новых изделий широко используют пластичные формы, существующие в природе, – скорлупу яйца, ореха, фигурки птиц, рыб, животных, насекомых. Это позволяет значительно повысить эстетическую ценность и эксплуатационные характеристики проектируемых изделий – от простых инструментов до современных высокоскоростных автомобилей.
В обеспечении целостности композиции важнейшее значение имеет колорит – соотношение всех цветов, используемых в оформлении изделия. Его значение обусловлено не только существенным влиянием на потребительную ценность товаров, но и психологическим воздействием на человека. Вопросами колорита и цвета занимается наука цветоведение, тесно связанная с физикой, физиологией и психологией человека, эстетикой, искусствоведением. Закономерности цветоведения используются и в товароведении при анализе и оценках эстетических свойств товаров.
Колорит зависит от доминирующих в оформлении изделия цветов, их соотношения, цветовых тонов, а для изделий, имеющих рисунки (ткани, трикотажные полотна, ковры) определяющее значение имеет цвет фона рисунков, их гармония. Цвет фона может подчеркнуть четкость и рельефность узора или совершенно испортить его.
Принцип гармонии в изделиях с объемной композицией непосредственно связан с эстетикой цвета: цвет дополняет и завершает всю композицию, с его помощью можно улучшить не совсем удачные пропорции, выделить особенности объемно-пространственной структуры, усилить пластику. Для покупателей цвет часто бывает определяющим фактором решения о покупке.
Цвет – свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света.
Первое впечатление от изделий возникает благодаря цвету, это очень сильный фактор восприятия предметов окружающего мира.
Наблюдаемые в природе цвета разделяются на две группы: хроматические и ахроматические. Ахроматические (бесцветные) цвета включают белый, серый и черный. Они различаются между собой только количеством отражаемого цвета: белые поверхности отражают 70-90% падающего на них цвета, а черные – 3-4%. Серый цвет имеет множество оттенков от светло-серого с коэффициентом отражения 50-60% до темно-серого с коэффициентом отражения 10-20%. В гамме ахроматических цветов человеческий глаз различает около 300 оттенков.
Хроматические цвета – это цвета, различаемые человеком в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Хроматический цвет характеризуется такими физическими свойствами, как цветовой тон, насыщенность (светлота) и яркость.
Цветовой тон определяется преобладающей длиной волн отражаемого цвета: для фиолетового цвета она составляет 390-450 нанометров, синего – 450-480, голубого – 480-510, зеленого – 510-550, желтого – 550-585, оранжевого – 585-620, красного – 620-800.
Насыщенность характеризуется степенью разбавления спектрального цвета белым или черным цветом. Насыщенность чистого спектрального цвета принимается за 100%, а ахроматического – за 0. Цвета, насыщенность которых уменьшается белым цветом, называют разбавленными, черным – затемненными. Чем больше разбавлен цвет, тем менее насыщенным он становится. Например, красный цвет имеет насыщенность 30%. Это /значит, что он состоит из 30% красного цвета и 70%) белого. Добавление черного к желтому дает различные вариации коричневых цветов, а к красному – делает его более мрачным и тоже с оттенком коричневого.
С точки зрения оптической физики в природе существует четыре чистых основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий. Все многообразие оттенков получается смешением этих четырех цветов и добавлением к ним белого и черного. В результате образуется бесконечный ряд цветов, имеющих один цветовой тон, но разную насыщенность и светлоту.
Яркость – это количество цвета, отражаемого поверхностью: она характеризуется коэффициентом отражения. Яркость может восприниматься человеком не как абсолютная величина, а как относительная, в зависимости от фона. Так, серый квадрат на черном фоне кажется более светлым, чем такой же квадрат на белом фоне. Желто-оранжевый цвет на черном фоне становится коричневым на белом.
При выборе колорита важно знать, что цвет оказывает эмоционально-психологическое воздействие на человека. Устойчивые представления об этом вырабатывались у людей в течение сотен лет. Так, считается, что черный цвет вызывает угнетенное состояние, ассоциируется с мраком; зеленый -цвет листвы, успокаивает, снижает давление, способствует отдыху уставших глаз; красный – возбуждает, повышает кровяное давление.
В нашем ощущении цвет может быть теплым или холодным, удаляющим или приближающим предмет. Теплые цвета (красно-оранжевые, желтые) увеличивают поверхность предмета, зрительно приближают его, а холодные (голубые, синие, фиолетовые) зрительно удаляют предмет, уменьшают его поверхность.
Цвет, используемый дизайнером для оформления конкретных изделий, существенно зависит от их назначения. Традиционно различный характер имеют цветовые решения автомобилей и летательных аппаратов, станков и измерительных приборов, мебели и радиоаппаратуры. В одежде есть свои специфические функциональные цвета, которым отдается предпочтение во все времена независимо от моды, – цвета, связанные с оттенком кожи, окраской волос, цветом глаз и т.д.
С колоритом тесно связан и характер поверхности изделия, так как от него зависит восприятие цвета, массы, формы. Различают фактуру и текстуру поверхности.
Фактура – видимое строение поверхности изделия. В зависимости от материала и характера его обработки она бывает гладкой и шероховатой, блестящей и матовой, крупно- и мелкозернистой. Каждый материал (ткань, бумага, кожа, металл) имеет свою фактуру.
Фактура материала – самостоятельный активный элемент формы модели, оказывающий не менее значительное влияние на пропорциональные соотношения элементов формы, чем размер и цвет изделия.
Недостаточное внимание к свойствам фактуры часто приводит к неудачному сочетанию в одном изделии разных материалов, что зрительно создает дробность и дисгармонию формы. Если изделие имеет недостаточно выраженные фактуру и цвет, то его форма выглядит неорганизованной, невыразительной.
Текстура – видимые на поверхности элементы внутренней структуры материала. Например, текстура древесины – естественный рисунок разреза древесины. Наибольшую ценность при производстве изделий представляют текстура древесины, минералов.
При проектировании изделий широко используются имитации синтетических материалов под текстуру дерева, гранита, мрамора, фактуру кож.
При высоком уровне мастерства бывает трудно отличить настоящий материал от его имитации. Однако следует помнить, что подлинное всегда эстетически выше самой искусной имитации.
Графические и изобразительные элементы (надписи, знаки, обозначения и др.) должны быть органично вписаны в композицию. В зависимости от их функций они могут занимать в композиции сугубо подчиненное положение или выступать в роли декоративных элементов художественно обогащающих форму.
Совершенство производственного исполнения стабильность товарного вида определяются чистотой исполнения контуров и соединений отдельных деталей отсутствием видимых дефектов изготовления тщательностью отделки поверхностей, устойчивость элементов формы и поверхности к внешним воздействиям четкостью исполнения фирменных знаков сопроводительной документации.
Источник