Какие свойства памяти или другие психологические

Какие свойства памяти или другие психологические thumbnail

Личностное развитие предполагает накопление индивидуумом экзистенциального опыта, что требует актуализации человеком всех мыслительных процессов, включая процессы запоминания. Принимая во внимание многоаспектность памяти как психологического феномена, дать однозначную дефиницию психологического свойства достаточно проблематично.

Определение 1

В наиболее общем виде под памятью понимают психическое свойство личности, ее способность к накоплению, хранению и воспроизведению информации и опыта; способность к воспоминанию и воспроизведению отдельных переживаний прошлого, осознавая не только само переживание, но и его место в индивидуальной истории личности.

Основные свойства памяти как психологического феномена

Как познавательный процесс память характеризуется следующими свойствами:

  1. Объем – способность сохранять значительные объемы информационных данных;
  2. Точность – указанное свойство проявляется в запоминании не только общего содержания информации, но и отдельных фактов и событий;
  3. Готовность к воспроизведению – способность оперативно воспроизводить в сознании личности информационные данные. Указанное свойство памяти позволяет человеку эффективно использовать накопленный раннее экзистенциональный опыт;
  4. Скорость запоминания – индивидуальная характеристика памяти, которая находит свое отражение в оперативности запоминания информации;
  5. Длительность – способность личности на протяжении длительного времени сохранять пережитый опыт. Следует отметить, что данное качество индивидуально, имеет выборочный характер;
  6. Помехоустойчивость – свойство памяти, обеспечивающее возможность личности противостоять звуковому фону, помехам, концентрироваться на главной информации, которую необходимо сохранить в памяти для последующего воспроизведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Виды памяти

На основании критерия психической активности выделяют следующие виды памяти:

  1. Образная память представляет собой свойство личности запоминать образы, сформированные при помощи процессов восприятия через сенсорные системы и воспроизводимые в виде представлений. В структуре образной памяти выделяют зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильные виды запоминания;
  2. Двигательная память находит свое отражение в способности запоминать, сохранять и воспроизводить двигательные операции. Указанный вид памяти формирует основу любых двигательных актов и трудовых навыков;
  3. Эмоциональная память – запоминание чувств, эмоций;
  4. Семантическая, словесно-логическая память – запоминание мыслей, идей, концепций, выраженных в вербальной форме.

На основании критерия участия мышления в процессе запоминания информационных данных выделяют логическую и механическую память.

Определение 2

Под механической памятью понимается процесс запоминания и сохранения, основанный на многократном повторении информации без глубокого ее осмысления.

Определение 3

Логическая память основывается на использовании семантических взаимосвязей между запоминаемыми предметами, объектами, явлениями, процессами.

Психологические процессы в структуре памяти

Возможности запоминания и последующего воспроизведения информации обеспечиваются следующими психологическими операциями:

  1. Запоминание – процесс памяти, обеспечивающий закрепление нового материала. Различают произвольное и непроизвольное, смысловое и механическое, опосредованное и непосредственное запоминание;
  2. Сохранение – процесс, обеспечивающий удержание результатов запоминания на протяжении длительного времени;
  3. Воспроизведение – поэтапный процесс, включающий стадию узнавания объекта, на которой осуществляется сравнение прошлого опыта с актуальным образом; стадию припоминания – активного поиска и добывания необходимого материала из долговременной памяти; на третьей стадии осуществляется репродукция человеком эмоционально-наполненного образа, полное определение образа объекта по всем параметрам;
  4. Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости, уменьшению объемов закрепленного в памяти материала. Данный процесс предупреждает перезагрузку памяти.

Таким образом, память представляет собой психический процесс, обеспечивающий запоминание и сохранение информационных материалов, способствующий личностному развитию, накоплению экзистенциального опыта.

Источник

Познавательная деятельность

Так устроен человеческий мозг, что познавательный процесс заключается в выстраивании субъективного образа окружающего мира, который в той или иной степени отображает объективную реальность. Познавательная деятельность в то же время помогает воспринимать мир через призму рациональности и чувственности, где рациональная составляющая представлена воображением и мышлением, а чувственная – ощущениями и эмоциями.

Рис. 1. Определение термина память

Рис. 1. Определение термина память

Качественная работа всех элементов познавательных процессов обеспечивает полноценную и насыщенную жизнь, а весь опыт, полученный при этом, сохраняется на уровнях сознания и подсознания благодаря процессам запоминания.

Важно! Значение памяти в жизни человека переоценить невозможно – без нее любая, даже самая простая, форма деятельности была бы неосуществима. Образы и ощущения не откладывались бы в сознании человека и его развитие оставалось на уровне младенца.

Теории исследования памяти

Способность живых существ управлять мнемическими процессами памяти позволяет ориентироваться им во времени и пространстве. Потерю же памяти для человека можно сравнить с утратой свободы и себя, своего места в мире. Структуру и принципы работы этого вида высшей нервной деятельности изучают психологи, биохимики и физиологи. Основная цель исследователей – определить и понять, как работают механизмы, принимающие участие в запоминании и воспроизведении полученной информации, и как оптимизировать этот процесс. Специалисты считают, что владея знаниями о том, как функционирует память, о ее свойствах и закономерностях, каждый человек сможет оценить для себя по достоинству всю важность познавательных процессов и феномен памяти. Распространение получили такие теории изучения памяти.

Бихевиористическая

Сторонники данного учения отдают главную роль особым упражнениям для фиксации материала. Акцентируя внимание на условных рефлексах, ученые ставили перед собой цель – доказать, что память – отдельная от конкретных действий, самостоятельная функция человека. Бихевиористы считают, что на эффективное запоминание объектов и процессов влияют такие факторы:

  • Возраст индивида;
  • Личностные особенности;
  • Количество и узнаваемость материала;
  • Промежуток между процессами фиксации.

Нейрофизиологическая

С точки зрения нейрофизиологии, в человеческом мозге создаются нейронные замкнутые цепи, по которым циркулируют определенные нервные импульсы. В этих связях хранится обработанный мозгом материал, и с каждым повтором одного и того же потока, процесс протекает легче и быстрее. Точная работа данных механизмов на физическом уровне помогает выполнить основные задачи памяти в психических процессах человека.

Рис. 2. Виды памяти

Рис. 2. Виды памяти

Ассоциативная

В центре этой концепции находятся ассоциации, которые выполняют связующую роль между психологическими явлениями. Они устанавливаются между отдельными составляющими материала, которые фиксирует, а потом воспроизводит человеческий мозг. Психологи установили такие закономерности в происхождении ассоциаций:

  • Схожесть. Процесс включения памяти происходит при помощи связей между схожими элементами и опирается на сходные нервные реакции, которые при этом возникают.
  • Смежность. В центре процесса стоит совмещение предыдущего и текущего материалов, связанные в пространстве и времени. Благодаря смежности информационных блоков человек овладевает речевым материалом и другими социальными навыками.
  • Контраст. В этом процессе сопоставляются и сравниваются противоположные явления и объекты, образовывая новые нейронные связи.

Важно! К сожалению, эта теория не поясняет избирательность в запоминании ассоциативного материала и влияние его содержания на основные процессы памяти.

Когнитивная

Согласно представлениям этой теории, процедура фиксации базируется на разных информационных блоках и на процессах их дальнейшей обработки. Каждый отдел выполняет свою конкретную работу:

  • Распознавание уникальных особенностей;
  • Разработка своеобразной карты для ориентации в материале;
  • Хранение на протяжении необходимого времени;
  • Предоставление необходимых деталей в конкретной форме и в нужный момент.
Читайте также:  Объект моделирования дом какие свойства

Физическая

На физическом уровне все действия проходят в коре головного мозга. Там остаются следы возбуждения, которые впоследствии способствуют возникновению ассоциативных связей уже без дополнительных раздражителей. Это свойство ЦНР позволяет сохранять и использовать информацию об отсутствующем предмете или материале по требованию. Исходя из вышеперечисленного материала, память человека реализуется за счет многих механизмов, одни – он может контролировать, другие – нет.

Мнемические процессы памяти

Память – это познавательная работа, которая состоит из четырех равных по значению процессов. Сбой на каком-то из этапов ведет к разрушению всей системы. Специалисты выделяют такие мнемические действия в памяти.

Запоминание

Этот процесс отвечает за благополучное усвоение незнакомой информации путем сопоставления с уже знакомыми элементами. Эффективность фиксации зависит от целей, мотиваций и способов проведения процесса. Запоминание бывает:

  • произвольным
  • механическим
  • осмысленным
  • непроизвольным

Хранение

Этот процесс отвечает за удерживание информации в памяти. На физиологическом уровне это установка и укрепление связей в мозге при помощи подкрепления внешними раздражителями. Факторы, способствующие удержанию материала:

  • значимость предмета;
  • понимание сути;
  • применение запомнившегося;
  • частота использования материала.

Воспроизведение

Заключается в актуализации пройденного материала и проходит в три этапа:

  • Узнавание. Происходит путем сравнения прошлого образа и актуального опыта.
  • Поиск идентичности. Выискивание и извлечение из долгосрочной памяти нужного материала.
  • Установление образа. Включение полного и эмоционального насыщенного отображения объекта или действия со всеми параметрами.

Забывание

Данный процесс ведет к утрате четкости образа и уменьшению заполняемого места информацией в долгосрочной памяти, что со временем ведет к трудностям воспроизведения и к удалению полученных знаний.

Важно! У этого процесса есть положительная особенность – на этом этапе мозг избавляется от неактуального материала, что благоприятно сказывается на продуктивности его работы.

Классификация видов памяти

Классифицируют память по таким основным критериям:

  • долгосрочность хранения материала;
  • степень опосредованности задействованных механизмов;
  • свойства психической активности в данном моменте.

Рис. 3. Процессы памяти

Рис. 3. Процессы памяти

Психологическая активность

По сути и свойствам психологической активности выделяют такие типы памяти.

Образная

Вмещает в себя все базовые принципы запоминания, которые распространяются на уже знакомые предметы и явления. Отличительная черта данной памяти заключается в том, что материал во время хранения искажается и при воспроизведении отмечаются неточности. Выделяют такие метаморфозы, происходящие с образами:

  • Гипертрофию некоторых деталей;
  • Упрощение подробностей;
  • Изменение цветовой палитры изображения;
  • Стремление сделать образ более упрощенным, однообразным и симметричным;
  • Изменение положения и ориентации фигуры в пространстве;
  • Расширение и округление формы предмета.

Такие преобразования в памяти делают ее менее достоверной. С другой стороны – такая особенность может создать общую схему материала для эффективного запоминания.

Важно! Такой вид психического процесса хорошо развит у детей и людей, выражающих себя через искусство.

Словесно-логическая

Этот вид памяти содержит в себе высказывания и мысли, помогает отслеживать закономерности и усваивать сложный материал.

Важно! Это сугубо человеческий вид памяти. Остальные виды памяти в своих простейших формах присущи всем остальным животным.

Эмоциональная

Хранит в себе воспоминания о пережитых чувствах и эмоциях. Она делает личностную память сугубо индивидуальным явлением, придавая приобретенному опыту глубоко чувственный характер.

Важно! От задействования эмоциональной памяти зависит скорость и прочность запоминания материала: что вызывает у человека сильную эмоцию – откладывается в подкорке без труда и хранится долго.

Двигательная

Данный вид памяти проявляет себя в запоминании, сохранении и осуществлении систем движений. Она предназначена для формирования двигательных навыков. Примером хорошей двигательной памяти является сноровка и ловкость.

Важно! Такая память развивается раньше других форм и у некоторых людей она остается ведущей на всю оставшуюся жизнь.

Длительность хранения

Типология процессов памяти по продолжительности хранения выглядит следующим образом.

Мгновенная

Характеризуется удержанием только что полученного материала без дальнейшей обработки. После получения информации мозг начинает ее обрабатывать только при условии дальнейшего использования.

Кратковременная

Обеспечивает качественное и точное воспроизведение материала только на протяжении нескольких секунд с момента запоминания. Характеризуется неспособностью вмещать в себя большой объем информации и долго его удерживать.

Важно! Переход информации из мгновенной в кратковременную чаще всего обусловлен заинтересованностью личности.

Оперативная

Рассчитана на обслуживание конкретных действий, осуществляемых индивидом, когда необходимо разделить и выполнить работу по частям. В этой памяти хранятся промежуточные результаты до полного решения всей задачи. Впоследствии информация стирается из этого отдела за ненадобностью. Объем этой памяти предназначен для удержания информации из кратковременной памяти и материала из долговременной, который касается осуществляемого действия.

Долговременная

Характеризуется точностью и неограниченным сроком хранения информации. На этом уровне происходит накопление опыта и знаний. Когда человеку необходимо, нужная информация актуализируется в памяти на время, потом снова уходит в глубину сознания. Благодаря этой особенности, человек не осознает каждый момент своей жизни всю информацию, хранящуюся в отделах памяти, и тем самым не перегружает работу головного мозга.

Генетическая

Этот вид памяти воспроизводится в самом генотипе и передается по наследству. На него невозможно оказывать влияние через обучение или другие виды воздействия.

Важно! Генетическая память выражается и усиливается в мутациях.

Рис. 4. Функции памяти

Рис. 4. Функции памяти

Осознанность

Различают такие виды памяти по степени осознанности человека в происходящем процессе.

Непроизвольная

Самый удобный и простой вид запоминания, когда сам процесс проходит автоматически и без усилий со стороны индивида. Чаще всего включается при сложной, но интересной интеллектуальной работе, и при важных событиях для человека.

Важно! Феномен такого вида фиксации в том, что он всегда срабатывает при эмоционально тяжелых случаях и неудачах.

Произвольная

Во включении данного вида памяти принимает участие воля человека, направленная на достижение желаемого результата. Произвольную память можно контролировать и тренировать.

Метапамять

Отличается осознанным включением человека в процессы запоминания и воспроизведения. Свойственна людям, которые знают об устройстве своей памяти, развивают ее и с успехом пользуются ее преимуществами. Таких людей называют интеллектуалами.

Интересные факты о памяти

  • Первые воспоминания человек получает еще в утробе матери.
  • Александр Македонский обладал феноменальной памятью – помнил поименно более 25 000 своих солдат.
  • У людей, которые однообразно питаются, ухудшаются процессы запоминания.
  • Специалисты отмечают, что розмарин улучшает память.
  • Национальность человека с приобретенной амнезией врачи определяют по бранным словам – это то, что он запоминает на всю жизнь.
  • Беспорядок в окружающей среде плохо отражается на мнемических процессах памяти.
  • Лучше всех память развита у пчеловодов, артистов и ученых.
  • Самый популярный портрет Линкольна написал его почитатель по памяти, когда узнал о его гибели.
  • Абсолютный рекордсмен по владению своей памятью – Джон фон Нейман. Он мог с легкостью воспроизводить содержание прочитанных много лет назад книг и переводить их на немецкий и английский языки.
  • Центр восприятия запахов в человеческом мозге находится рядом с отделами памяти, поэтому они вызывают воспоминания. Специалисты считают, что такое устройство передалось нам генетически от первобытных предков, которым память на запахи помогала выживать.
Читайте также:  Какая ткань обладает свойством возбудимости и сократимости

Человеческая память относится к основным свойствам личности. Она является одним из главных инструментов в развитии человека и помощником в реализации его индивидуальных способностей. Без нее практически невозможно выстроить благоприятные и гармоничные межличностные отношения. Если смотреть с точки зрения жизни на планете, то ни одно живое существо не проживет долго без нейронных связей, которые отвечают за запоминание и воспроизведение. Для лучшего представления о том, как работает память, посмотрите это видео.

Источник

Память – это один из важнейших познавательных процессов. Ее место в нашей жизни трудно переоценить, ведь от того, насколько мы быстро запоминаем и надолго сохраняем необходимую информацию, зависит успех в любой деятельности. Желая улучшить свою память, сделать ее более эффективной и поставить себе на службу, мы не всегда задумываемся о том, какая память нам нужна. Ведь это явление нашей психики по-разному проявляется в различных сферах нашей жизни.

Память как процесс: этапы сохранения информации

Память не зря относят к познавательным процессам. Как любой процесс, запоминание и сохранение требуют времени и имеют свои уровни или этапы, которые тоже рассматриваются как виды памяти.

Оперативная память

Этот вид хоть и относится к процессам запоминания, но стоит несколько обособлено. Оперативная память обслуживает деятельность человека. Информация на этом уровне хранится недолго, но, главное, мозг вообще не рассматривает ее как ту, что требуется запомнить. Почему? Потому что она нам нужна исключительно для совершения конкретных операций. Например, чтобы понять предложение, нужно сохранить в памяти значения прочитанных слов. Иногда, правда, встречаются такие длинные предложения, что пока дочитаешь до конца, забудешь, что было в начале.

Оперативная память поверхностна и непродолжительна, она рабочая. Но она необходима для успешной деятельности, ее можно развить и увеличить объем. Тренируется она исключительно в деятельности. Так, читая, мы постепенно учимся понимать все более сложные и длинные предложения во многом за счет улучшения оперативной памяти. Хорошая оперативная память – это то, что отличает профессионалов.

Сенсорная память

Это самый первый этап процесса запоминания информации, который можно назвать физиологическим или рефлекторным уровнем. Сенсорная память связана с очень непродолжительным сохранением сигналов, поступающих к нервным клеткам органов чувств. Длительность сохранения информации в сенсорной памяти от 250 миллисекунд до 4 секунд.

Наиболее известны и изучены два вида сенсорной памяти:

  • зрительная,
  • слуховая.

Причем звуковые образы хранятся несколько дольше. Такая особенность позволяет нам понимать речь и слушать музыку. То, что мы воспринимаем не отдельные звуки, а целостную мелодию – заслуга сенсорной памяти. А новорожденный ребенок, у которого органы чувств еще не совсем развиты, весь мир видит как скопление цветовых пятен. Способность воспринимать целостную картину – тоже результат развития зрительной сенсорной памяти.

Та информация, которая привлекла наше внимание, переходит из сенсорной памяти в кратковременную. Правда, это очень незначительная часть сигналов, принимаемых нашими органами чувств, большинство не привлекает нашего внимания. Американский изобретатель Т. Эдисон писал: « Мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз». И часто проблемы с памятью на самом деле связаны с недостаточной способностью концентрировать внимание.

Кратковременная память

Восприятие

Это первый этап обработки предназначенной для хранения информации. На уровень кратковременной памяти поступает практически все, что привлекает наше внимание, но задерживается там очень недолго – порядка 30 секунд. Именно это время необходимо мозгу, чтобы начать обработку полученных данных и определить степень их нужности.

  • Объем кратковременной памяти тоже невелик – 5-7 не связанных друг с другом элементов: слов, цифр, зрительных образов, звуков и т. д.
  • На этом уровне происходит процесс оценки информации; нужная дублируется, повторяется, у нее есть шанс попасть на более длительное хранение.

Для более длительного сохранения информации (но не более 7 минут) необходимо поддержание сосредоточенного внимания, которое и является сигналом нужности информации. А сбой в области внимания приводит к явлению, которое называется замещением. Оно возникает тогда, когда поток поступающей в мозг информации достаточно велик, и она не успевает обрабатываться в кратковременной памяти. В результате только что поступившие данные заменяются новыми и безвозвратно утрачивается.

Такая ситуация встречается при подготовке студентов к экзамену, когда стремясь в ограниченный промежуток времени «проглотить» максимально большое количество информации, студент мешает своему мозгу нормально ее усвоить. Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить перевод его в долговременную память можно с помощью сознательного повторения и проговаривания. Чем дольше сохраняется информация в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается ее запоминание.

Долговременная память

Это склад разнообразных данных, который отличается практически бессрочным хранением и огромным объемом. Иногда, например, студент перед экзаменом жалуется, что столько всего просто невозможно запомнить. А так как информации слишком много, голова буквально ей переполнена и больше не влезает. Но это самообман. Мы не можем сохранить информацию в долговременной памяти не потому, что там нет места, а потому, что неправильно запоминаем.

На уровень долговременной памяти поступает и долго хранится только:

  • включенная в деятельность;
  • осмысленная;
  • обработанная информация, привязанная смысловыми и ассоциативными связями к уже там имеющейся.

Чем больше человек знает, тем легче он запоминает последующую информацию, так как связи нового с уже известным устанавливаются быстрее.

Проблема с сохранением данных в долговременной памяти может быть связана и с другими причинами. Находящуюся на долгосрочном хранении информацию бывает не так-то просто оттуда извлечь. Дело в том, что долговременная память имеет два слоя:

  1. Верхний, где хранятся часто используемые знания. Для их припоминания не требуется усилий, они как бы всегда под рукой.
  2. Нижний уровень, на котором находится «закрытая» информация, которая давно не использовалась, поэтому оценивается мозгом как малозначимая или вообще ненужная. Для ее припоминания требуются усилия и специальные мнемические (связанные с процессами памяти) действия. Чем реже используется информация, тем на более глубоких слоях долговременной памяти она хранится. Иногда чтобы до нее докопаться требуются кардинальные меры, например, гипноз, а иногда достаточно какого-то незначительного события, которое вызовет цепочку ассоциаций.
Читайте также:  О каком свойстве воды идет речь

Но разнообразие видов памяти не ограничивается этапами, различающимися по длительности сохранения информации.

Виды памяти: что мы запоминаем

Действия

В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.

Образная память

Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

  • зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
  • слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  • осязательные – тактильные ощущения;
  • обонятельные – запахи;
  • вкусовые – разнообразные вкусы.

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью. Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного. Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:

  • аутизм;
  • шизофрению;
  • склонность к суициду.

Моторная или двигательная память

Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности. Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти. Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

  • обучение детей письму;
  • овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  • даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже. Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события. Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то. Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

Словесно-логическая память

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.

Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.

Виды памяти: как мы запоминаем

Конспектирование

Обилие поступающей в мозг информации требует ее сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывает, что для запоминания требуется приложить усилия. В зависимости от степени активности психической деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память

Мечта каждого школьника и студента, чтобы знания запоминались сами по себе безо всяких усилий. Действительно, очень много информации так и запоминается – непроизвольно, то есть без волевых усилий. Но чтобы включился механизм непроизвольной памяти, необходимо важное условие. Запоминается непроизвольно то, что привлекло наше непроизвольное внимание:

  • яркая, сильная и необычная информация (громкие звуки, сильные вспышки, фантастические картины);
  • жизненно важная информация (ситуации связанные с угрозой для жизни и здоровья самого человека и его близких, важные, ключевые события в жизни и т. д.);
  • данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека;
  • эмоционально окрашенная информация;
  • то, что непосредственно связано с профессиональной или включается в трудовую, творческую деятельность.

Другая информация сама собой не сохраняется, разве что умный студент сможет увлечь себя и заинтересоваться учебным материалом. Тогда для его запоминания придется приложить минимум усилий.

Произвольная память

Любое обучение, будь то школьные занятия или овладение профессиональной деятельностью, содержит не только яркую, увлекательную информацию, но и просто нужную. Она необходима, хоть и не слишком интересна, и ее следует запомнить. Для этого-то и служит произвольная память.

Это не только и даже не столько простое убеждение себя, что «вот это надо обязательно сохранить у себя в голове». Произвольная память — это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.

Первые приемы мнемотехники были и разработаны в Древней Греции, но они и сейчас эффективно используются, а также создано много новых методик, облегчающих запоминание сложной информации. К сожалению, большинство людей с ними мало знакомо и используют просто многократное повторение информации. Это, конечно, самый простой, но и наименее эффективный прием запоминания. В нем теряется до 60 % информации, а усилий и времени он требует много.

Вы познакомились с основными видами памяти, которые изучает психология и которые имеют принципиальное значение в жизни человека, в овладении знаниями и профессиональными умениями. Но в различных областях науки можно встретиться еще и с другими видами этого психического процесса. Например, есть генетическая, автобиографическая, реконструктивная, репродуктивная, эпизодическая и другие виды памяти.

Источник