Какие свойства песка и глины

Какие свойства песка и глины thumbnail

татьяна ушакова
Конспект НОД на тему «Свойства глины и песка»

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность старшая гр.

Форма организации: экспериментирование.

Тема: «Свойства глины и песка».

Цели: расширение знаний детей о свойствах глины.

Задачи:

1. Углубить представления детей о свойствах глины, в сравнении со свойствами песка (сыпучесть, липкость, вязкость, пластичность, способность пропускать воду, выясняя их отличия. Показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц – зернышек – песчинок, а глина из слипшихся частичек.

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи ; творческие способности детей при создании скульптур.

3. Воспитывать желание помочь персонажу; интерес к окружающей действительности.

Материалы и оборудование:Незнайка, ИКТ картинки замков из песка,картинка замка из кирпича,контейнеры с глиной и песком; стаканы с песком и глиной, листы бумаги, лупы, пластиковые маленькие ложечки, поднос на каждого ребенка; красный кирпич, бумажные полотенца для рук. Глина, доски, стеки, предметы сделанные из глины.

Мотивация детей к деятельности.

Приходит Незнайка с (видео) картинками, где изображены замки из песка.

П,С – Хочу построить такой замок, а Знайка надомной смеется, говорит, что это невозможно. Что я не смогу там жить.

– Помогите мне.

Постановка детьми цели деятельности.

Проблемный диалог: – Как помочь Незнайке?

-Вы видели такие замки?

-А сами строили?

-А что вы скажите про такой замок?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.

– Сложное задание задал Незнайка. Каким должен быть замок?

-Правильно, замок должен быть крепким, прочным, не рассыпаться, не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет?

Давайте посмотрим еще одну картинку замка. Из чего он построен? /кирпича/. Как вы думаете,из чего можно сделать кирпичи: из песка или из глины? Как можно проверить? /предположения детей/. Правильно, опытным путем.

Дети проходят за столы с песком.

Опыт 1. Что лучше лепиться?

-Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок? Проверим. /дети пытаются лепить сухой песок/.

– Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

– Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

Смачивают водой песок.

– Куда исчезла вода? /она «забралась» в песок и спряталась/. Каким стал песок? /мокрый/. Можно ли теперь лепить из него? Попробуйте слепить кирпичик.

Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

– Как думаете, а какая должна быть глина, чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины.

– Что мы можем сказать про нее, какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят – вязкая.

– Что лучше лепится: глина или песок? /глина/. Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

Вывод: сухой песок не лепится, а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому из нее хорошо лепить фигурки.

Дети моют руки.

– Как вы думаете,какой кирпичик прочнее: песочный или глиняный? Как можно узнать? /предположения детей/. Проверим.

Опыт 2. Что легче ломается?

Дети пробуют разломать кирпичи.

– Что случилось с песочными кирпичами? …

-Рассыпались. А глиняные рассыпаются?

Вывод: из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать.

– А для прочности глиняные кирпичи обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. /показ красного кирпича/.

Дети моют руки.

– Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет? Давайте рассмотрим песок и глину.

Дети садятся за круглые столы.

Опыт 3. Из чего состоят песок и глина?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

– Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

– Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

– Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Читайте также:  Какой из компонентов мембраны обуславливает свойство избирательной проницаемости

– Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину? Как можно проверить?

Опыт 4. Проходит ли вода через песок и глину?

В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду.

-Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?

Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

– Так,какие же кирпичи лучше защитят от дождя: песочные или глиняные? Почему? Верно, песочные кирпичи будут пропускать воду, а глиняные – нет. Молодцы!

– Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей: сухая или сырая? Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут из песка?

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.

– Знаниями мы Незнайку вооружили, а как еще ему помочь? Что еще может быть в замке из прочного материала? (чем украшают замки) Конечно, сделайте статуи из оставшейся глины.

Рефлексия. -Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Как думаете, Незнайка не зря к вам обратился за помощью? А вы довольны тем, что помогли ему?

-В чем вы испытывали затруднение?

-Какие поделки подарим Незнайке?

-И я думаю, Незнайка рад встречи с вами. Вы помогли выбрать ему нужный материал, и конечно, он рад вашим подаркам.

Незнайка восхищается их работами, благодарит за помощь и подарки

Источник

Форма урока: учебно-исследовательский проект.

Цели урока:

  • Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и
    глины и их значении в жизни человека.
  • Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и
    коммуникативных способностей ребёнка.
  • Формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться,
    распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Оборудование: учебник, образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики
с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата,
мерные стаканчики.

Этапы деятельности:

  1. Актуализация знаний.
  • Что такое горные породы? Приведите примеры.
  • Люди какой профессии занимаются изучением горных пород?
  • Геологи не только в экспедициях разведывают залежи горных пород, но и
    проводят исследования в лабораториях. Мы сегодня выступим в роли
    учёных-геологов, проведём исследования с целью изучения свойств горных
    пород.

  1. Определение предмета исследования.

– Какие горные породы мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав, что
находится в чёрном ящике. Внимание! Чёрный ящик!

Дети отгадывают загадки.

Если встретишь на дороге-
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобиться сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

  1. Постановка проблемы исследования.

– Итак, сегодня на занятии мы будем изучать свойства песка и глины. Для чего
нам это нужно? Всё ли мы знаем о песке и глине? На все ли вопросы можем найти
ответ? Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на
глинистых они держатся долгое время?

  • Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один
    утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав?
  • Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой
    дом более прочный?
  • Какая связь между песком и стеклянным стаканом?

Выдвижение гипотез детьми.

– Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, мы с вами выполним
учебный исследовательский проект по изучению свойств песка глины. Наша задача:
по результатам проведённых исследований создать сводную таблицу. Какие из
методов можем использовать?

Дети предлагают возможные варианты, составляют схему.

  1. Деление на группы. Распределение ролей.

– Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе
выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

  • 1 группа. ” Наблюдатели”.
  • 2 группа. ” Экспериментаторы”.
  • 3 группа. ” Испытатели”.

Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все
описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По
результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы, заносят
свои выводы в сводную таблицу.

  1. Практическая работа. Проведение опытов.

Каждая группа получает задание.
(Приложение 1)

1 группа. ” Наблюдатели”.

  • Опыт 1. Рассматривают песок и глину. Определяют их цвет и
    состояние. Высыпают песок и глину из стакана на лист бумаги. Трут песком и
    глиной по стеклу. Записывают результаты наблюдений. Делают выводы.
  • Опыт 2. Рассматривают песок и глину через лупу. Отмечают, что
    песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни
    песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного
    стекла. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: жёлтые,
    серые, коричневые, белые.
Читайте также:  Какие свойства характерны водной среде обитания

2 группа. “Экспериментаторы”.

  • Опыт 1. В два стеклянных стакана вставляют стеклянные воронки. В
    воронки помещают фильтр из комочков ваты. На фильтр одной воронки кладут
    влажный песок, а на фильтр второй – размельчённую смоченную глину. С помощью
    мерных стаканов ученики отмеряют одинаковое количество воды и наливают эту
    воду одновременно в обе воронки. Они видят, что песок хорошо пропускает
    воду, а глина – плохо. Глина дольше удерживает воду. Выводы записывают.
  • Опыт 2. Для эксперимента используются образцы сухой глины и вода.
    Чтобы установить, как глина впитывает воду, ученики смачивают её водой и
    наблюдают, что происходит: мокрое пятно на поверхности образца очень быстро
    исчезает. Делается вывод: глина хорошо впитывает в себя воду.
  • Опыт 3. Устанавливает свойства глины в том случае, если она
    обильно смочена водой. Для этого в блюдце с водой кладут небольшой кусок
    глины: вода вскоре исчезает с блюдца, понемногу подливая воду, глину
    разминают до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой. Глина стала
    пластичной. Выводы записывают.

3 группа. ” Испытатели”.

  • Задание 1. Ученики придают сырому песку и мокрой глине форму
    шарика. Ждут, пока немного подсохнет. Определяют, что лучше сохраняет форму:
    песок или глина? Делают выводы. Сырой глине можно придать форму, это мягкий
    материал. Глина легко мнётся, продавливается. После высыхания хорошо
    сохраняет форму. Песок плохо сохраняет форму, при надавливании шарик из
    песка рассыпается.
  • Задание 2. Ученики из влажной глины лепят чашку и наливают в неё
    воды. Проверяют, пропускает ли эта чашка воду. Делают вывод: изделия из
    глины не пропускают воду.

  1. Представление результатов. Формулирование выводов.

Представители от группы зачитывают свои записи классу, делают выводы,
заполняют сводную таблицу.

ПесокГлина
  • рыхлый
  • непрозрачный
  • сыпучий
  • хорошо пропускает воду
  • плохо сохраняет форму
  • орму
  • плотная
  • непрозрачная
  • вязкая
  • пластичная
  • плохо пропускает воду
  • можно придать любую форму
  • легко мнётся, продавливается
  • хорошо сохраняет форму
  1. Использование полученных выводов.

– Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем более точно ответить на
вопросы, поставленные в начале урока, подтвердив или опровергнув наши
предположения. Основываясь на ваших выводах, дайте ответ на вопросы:

  • Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на
    глинистых они держатся долгое время?
  • Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один
    утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав?
  • Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой
    дом более прочный?

– О чём идёт речь?

  • Вязкая горная порода, которая очень осложняет передвижение после дождя.
  • Сыпучая, рыхлая горная порода, хорошо пропускает воду.

-Выдели свойства, общие для песка и глины.

  1. Использование песка и глины.

-Где и как люди могут использовать песок и глину, учитывая свойства этих
полезных ископаемых?

Задание: опираясь на таблицу и используя текст учебника, определить,
где могут использоваться песок и глина. Дети работают с учебником и таблицей,
делают вывод.

Глина нашла применение в хозяйственной деятельности человека благодаря своей
пластичности. Из неё делают разнообразную посуду, игрушки, кирпичи и другие
изделия. При прокаливании глина приобретает твёрдость и прочность. Песок
сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому его используют в строительстве
дорог. Кварцевый песок используют при производстве стекла.

Представители от групп выходят к доске и дополняют таблицу предложенными
предметными картинками, иллюстрирующими использование песка и глины в
деятельности человека.

  1. Закрепление изученного.

Работа в парах. Тест “Свойства песка и глины”. (Приложение
2)

  1. Итог урока. Самооценка

. (Приложение 3)

Источник

При определении доз извести, сроков внесения удобрений и их количества, необходимо учитывать механический состав грунта, содержание в нем глинистых частиц.

По этому показателю грунты подразделяются на пески, супеси, лёгкие, средние и тяжелые суглинки, а также на лёгкие, средние и тяжёлые глины.

Из этой статьи вы узнаете: 
– Почему нельзя определять состав почвы по ее цвету;
– Как в домашних условиях определить количество глинистых частиц  по мокрому методу;
– Как провести сухой тест для суглинков и супеси. 

Читайте также:  Какое свойство характерно только для воды

Почему нельзя определить состав почвы по ее цвету</h3>

Песок, супесь, суглинок, глина – некоторые садоводы ошибочно судят о механическом составе почвы по ее цвету. При такой оценке они часто неправильно определяют количество глинистых частиц,  думая на суглинок, что это супесь, а суглинок принимая за глину.

Цвет земли на участке и ее оттенки зависят не только от содержания глины, но и от её минералогического состава. Дело в том, что на цвет земли, кроме гумуса, влияет ее склонность содержать в себе соединения алюминия, иногда – железа и марганца. В условиях переувлажнения образуется глеевый горизонт с сизой окраской, обусловленной содержанием алюмоферросиликатов, появляющихся при взаимодействии железа с глинистыми минералами. Железо с марганцем образуют закисные соединения (ядовитые для растений), придающие  ржаво-охристую окраску.

Часто повторяя цвет суглинка, супесь не является идеальным грунтом, и требует проведения мероприятий по улучшению своих качеств. Поэтому механический состав почвы необходимо определять по степени её связности.

Как определить, суглинок или глина у вас на участке 

Для полевых условий существует старая методика, не требующая никаких инструментов и доступная всем. По этому методу, называемому «мокрым», образец почвы увлажняют (если вода далеко, то можно и слюнями) и перемешивают до тестообразного состояния. Из подготовленной земли на ладони скатывают шарик и пробуют раскатать его в шнур (специалисты иногда просторечно называют его колбаской) толщиной около 3 мм или чуть больше, затем свернуть в кольцо диаметром 2-3 см.

Результат теста

Грунт

Не образует ни шарика, ни шнура.

Песок.

Образует шарик, который раскатать в шнур (колбаску) не удаётся. Получаются только его зачатки.

Супесь.

Образует шнур, который можно свернуть в кольцо, но оно получается очень непрочное и легко распадается на части при скатывании с ладони или при попытке взять его в руки.

Лёгкий суглинок.

Образует сплошной шнур, который можно свернуть в кольцо, но оно получается с трещинами и переломами.

Средний суглинок.

Легко раскатывается в шнур. Кольцо получается с трещинами.

Тяжёлый суглинок.

Можно скатать в длинный тонкий глиняный шнур, из которого получается кольцо высокой пластичности без трещин.

Глина.

 

Иногда в своем желании как можно точнее определить грунт на участке, садоводы перелистывают десятки старых томов геологических справочников в поисках ответов на вопросы, что старше, суглинок или глина, или какое древнее море виновато в том, что садоводство под Москвой стоит на песчаном грунте. Но для того, чтобы повысить урожайность почвы,  старого доброго «мокрого метода» определенно достаточно. Единственное: необходимо быть внимательными при определении супесей и суглинков, так как они могут быть пылеватыми.

Суглинок или супесь. Сухой метод для пылеватых грунтов

Эти разновидности различают по сухому методу следующим образом. Пылеватые супеси и лёгкие пылеватые суглинки образуют непрочные комочки, которые при раздавливании пальцами легко распадаются. При растирании супеси производят шуршащий звук и ссыпаются с руки. При растирании пальцами лёгких суглинков ощущается ясно различимая шероховатость, глинистые частицы втираются в кожу. Средние пылеватые суглинки дают ощущение мучнистости, но несут ощущение тонкой муки со слабозаметной шероховатостью. Их комки раздавливаются с некоторым усилием. Тяжелые пылеватые суглинки в сухом состоянии с трудом поддаются раздавливанию, дают ощущение тонкой муки при растирании. Шероховатость не ощущается.

Теперь, получив результаты теста, вы сможете сравнительно точно определить, когда и сколько чего вносить, можете, так сказать «суглить» свою глину. Органические удобрения, в первую очередь навоз, для  малотребовательных к органике культур на сравнительно лёгких суглинистых почвах надо вносить меньшими объемами (примерно по 4 кг/м2), но чаще и наоборот, свойства тяжёлых грунтов позволяют вносить навоз реже, но в более высоких количествах (до 8 кг/м2). Механический состав земли на участке надо иметь в виду и при посеве семян, регулируя глубину их заделки.

Александр Жаравин,  агроном,
г. Киров
По материалам Флора Price

На FORUMHOUSE вы сможете больше узнать о способности разных типов грунтов быть основаниями для зданий и сооружений; прочитать статью, в которой старший научный сотрудник НИИ садоводства Сибири им. Лисавенко рассказывает о том, как вырастить декоративный сад на глинистой и песчаной почве, посмотреть видео, которое поможет с выбором декоративных растений. 
 

Источник