Какие свойства присуще социальной группе

Какие свойства присуще социальной группе thumbnail

Социа́льная гру́ппа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

История[править | править код]

Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока ещё сохранив техническую окраску[1]. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединённым по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологическая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями. Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединённых по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса»[2].

Слово «группа» попало в русский язык в начале XIX в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo — узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию[3]. Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала XIX в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает»[4].

Признаки[править | править код]

  • наличие внутренней организации;
  • общая (групповая) цель деятельности;
  • групповые формы социального контроля;
  • образцы (модели) групповой деятельности;
  • интенсивные групповые взаимодействия;
  • чувство групповой принадлежности или членства;
  • ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;
  • ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

Содержание понятия «социальная группа» включает в себя ряд моментов, которые выступают критериями отличия социальных групп от практических, номинальных, «групп на бумаге» и групп вообще. Такими свойствами являются:

  • социальная интеракция — активное коммуникативное взаимодействие, как внутригрупповое, так и межгрупповое;
  • стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым распознается членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (узнаваемый образ в массовом сознании по характерным признакам);
  • сигнификация — коммуникация между членами группы осуществляется с помощью особых знаковых систем, «кодов» (сленг, общие названия, одежда, внешняя символика, особые ритуалы, манеры и т. д.);
  • хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе (стиль жизни данной группы, коллективные привычки, повседневные обыкновения);
  • идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального контроля (цензы, коды, символы, кодексы и т. д.);

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

  • коллективная субъектность — социальная группа выступает как коллективный субъект социального действия (социальной активности), результатом которого являются социальные изменения и построение системы многоуровневых социальных связей и отношений с другими субъектами (социальными группами, организациями, общностями, институтами).

Коллективный субъект, согласно концепции, предложенной А. В. Петровским[5], сам выступает как иерархически организованная, многоуровневая система активности, или социальная позиция, состоящая из различных по степени опосредованности процессом совместной деятельности элементов (позиций). В качестве ведущего фактора становления и развития всех форм внутригрупповой активности выделяется социально значимая совместная деятельность[6].

Виды групп[править | править код]

По численности:

  • Малая (2-10 человек)[7]
  • Большая[7]

По характеру взаимодействия:

  • Первичная (члены группы непосредственно взаимодействуют друг с другом, взаимоотношения отличаются интимностью, взаимной симпатией и пониманием. Примеры: семья, группа друзей)[8]
  • Вторичная (члены группы связаны между собой опосредованно, деятельностью по достижению общей цели. Примеры: группа сотрудников организации, политическая партия)[8]

По факту существования:

  • Номинальная (искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой. Примеры: клиенты определённой компании, лица с высшим образованием)[7]
  • Реальная (реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами. Примеры: семья, класс, политическая партия, нация)[7]

По способу организации и регулирования взаимодействия:

  • формальная (официальная) (статус её членов и внутригрупповые отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Примеры: школьный класс, профсоюз, политическая партия)[7]
  • неформальная (неофициальная)

Структура социальных групп[править | править код]

Структура группы — способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: «ядро» (а в некоторых случаях — ядра) и «периферию» с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определённому критерию.

Конкретные индивиды могут и обладать всеми сущностными чертами субъектов данной общности, они постоянно переходят в своем статусном комплексе (репертуаре ролей) с одной позиции на другую. Ядро же любой группы относительно устойчиво, оно состоит из носителей этих сущностных черт — профессионалов символического представительства.

Другими словами, ядро группы — это совокупность типических индивидов, наиболее постоянно сочетающих присущие ей характер деятельности, структуру потребностей, нормы, установки и мотивации, отождествляемые людьми с данной социальной группой. То есть занимающие позицию агенты должны сложиться в качестве социальной организации, социальной общности, или социального корпуса, обладающего идентичностью (признанными представлениями о себе) и мобилизованного вокруг общего интереса.

Поэтому ядро — концентрированный выразитель всех социальных свойств группы, определяющих её качественное отличие от всех иных. Нет такого ядра — нет и самой группы. В то же время состав индивидов, входящих в «хвост» группы, непрерывно меняется вследствие того, что каждый индивид занимает множество социальных позиций и может переходить с одной позиции на другую ситуативно, из-за демографического движения (возраст, смерть, болезнь и т. п.) или как результат социальной мобильности.

Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию (а также декомпозицию).

Композиция (лат. compositio — составление) — организация социального пространства и его восприятия (социальной перцепции). Композиция группы — это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса.

Декомпозиция — противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путём проекции на различные социальные поля и позиции.
Нередко композицию (декомпозицию) группы отождествляют с набором демографических и профессиональных её параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть «размытой» или поглощенной другими позициями.

Что касается членства в группе конкретного индивида как элемента композиции, то действительно он сталкивается с окружающим миром, который окружает его и позиционирует его как члена группы, то есть его индивидуальность в этой ситуации становится «несущественной», в нём как в личности, как члене группы, видят прежде всего целую группу.

Функции социальных групп[править | править код]

Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

  • Социализации: только в группе человек может обеспечить своё выживание и воспитание подрастающих поколений;
  • Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;
  • Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
  • Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

Социальные группы в настоящее время[править | править код]

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире — среднего слоя (среднего класса)[9].
По прогнозной оценке С. Лэша и Джона Урри (Lash S., Urry J.) общество обнаруживает и дальше все больше будет обнаруживать определённое движение от «организованного», регулируемого государством к его «дезорганизованной» форме, характеризующейся культурной фрагментацией, большей свободой и меньшей регуляцией. Групповая структуризация характеризуется «радикальным плюрализмом» в упорядоченности внутригрупповых структур, а также нестабильностью и неустойчивостью субординационных взаимосвязей между ними при сохранении согласованности основных компонентов системы групповой активности и поддержании баланса интересов[10]. Так, Ульрих Бек отмечает влияние на развитие групповой идентификации процесса индивидуализации, в ходе которого человек утрачивает все традиционные связи — с семьей, знакомыми, друзьями, с социальным классом. Индивиды становятся все более самостоятельными в осуществлении выбора, формировании собственной идентичности и групповой идентификации[11]. У. Бек полностью поддерживает идеи постструктурализма о неодетерминизме и нелинейном развитии, отмечая, что тот, кто «всё ещё находится в плену мифа о линейности и разделяет тезис о культурной конвергенции как непосредственном следствии экономической унификации, — попросту невежественный человек»[12]. Сетевая инфраструктура, двигаясь в направлении интегрированной глобальной сложности в режиме реального времени, оказывает значительное влияние на все социальные связи и отношения, перенастраивая их каждый раз.

См. также[править | править код]

  • Коллективная идентичность
  • Социальная изоляция
  • Психология толпы
  • Суперорганизм
  • Тусовка

Ссылки[править | править код]

  • Определение КС РФ № 564-О-О о конституционности запрета возбуждения ненависти к социальным группам в статье 282 УК РФ

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии. — 1983. — № 4. — С. 133.
  2. Качанов Ю. Л., Шматко Н. А. Проблема реальности в социологии: как возможна социальная группа? // Социологические исследования. — 1996. — № 12. — С. 90-105
  3. ↑ Классический пример — скульптурная композиция «Лаокоон» родосских мастеров Агесандра, Атенодора и Полидора (ок. 50 г. до н. э.)
  4. ↑ Цит. по: Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии. — 1983. — № 4. — С. 134.
  5. ↑ См. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996
  6. ↑ См. Платонов Ю. П. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С.318.
  7. 1 2 3 4 5 Понятие социальной группы. Виды социальных групп – Социология – лекции, шпаргалки. socialworkstud.ru. Дата обращения 31 января 2020.
  8. 1 2 Социальные группы, их классификация. storyo.ru. Дата обращения 31 января 2020.
  9. ↑ Раздел V. Социальные процессы. Глава 3. Социальная мобильность. // Фролов С. С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. — М.: Наука, 1994.
  10. ↑ Lash, S. and J. Urry Economies of Signs and Space. London: Sage Publications. 1994.
  11. ↑ Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. — М.: Прогресс–Традиция, 2000. — С. 14.
  12. ↑ Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 213.

Литература[править | править код]

на русском языке

  • Андреева Г. М. Социальная психология. 5-е изд. М., 2006.
  • Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М., 2002;
  • Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998;
  • Группа социальная / Дубовская Е. М. // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 86. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5.
  • Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М., 2001;
  • Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998;
  • Психология и культура / Ред. Д. Мацумото. СПб., 2003;
  • Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999;

на других языках

  • Classic contributions to social psychology / Ed. T. P. Hollander, P. G. Hunt. N. Y.; L., 1972;
  • Stogdill R. Handbook of leadership. 2nd ed. N. Y.; L., 1981;
  • Homans G. The human group. New Brunswick, 1992;

Источник

Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.

В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.

Характеристики социальных групп и общностей:

  • По демографическому признаку (половозрастная структура);
  • По этническому происхождению (представители определённой нации, племени);
  • По расовому критерию (монголоидная, европеоидная или негроидная раса);
  • По территориальному размещению;
  • По профессиональной деятельности;
  • По уровню образования, измеряемого в годах;
  • По вероисповеданию;
  • По классовому признаку (низший, средний и высший);
  • По политическим взглядам.

Классификация социальных групп

Разновидность социальных групп

1) Характер взаимодействия:

  • Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
  • Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.

2) Способ организации и регуляции действий:

  • Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
  • Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.

3) Принадлежность индивидов к группе:

  • Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
  • Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
  • Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.

4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:

Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:

  • малый количественный состав (2-30 человек);
  • межличностные отношения и близость индивидов;
  • длительное время существования;
  • наличие общих целей и задач;
  • наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
  • высокий уровень информативности каждого члена;
  • наличие лидера;
  • разделение социальных ролей;
  • эмоциональное общение индивидов;

Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.

Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности.  Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.

Общество – самая большая социальная группа.

В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.

Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:

  • общность личностных и общественных интересов;
  • общность задач, целей и ценностей.

Функции коллектива:

  • предметная – достижение поставленных задач;
  • социально-воспитательная – формирование ценностей и норм в обществе.

5) Социально-значимые признаки:

Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.

Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.

Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.

Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.

  1. Публика – группа, носящая кратковременные интересы, но связанные эмоциональной окраской (митинги, демонстрации, выставки).
  2. Масса – объединение людей, не имеющее общие интересы и опосредованные контакты. Масса оказывает формирующее воздействие в моде, субкультуре, вкусах.

Функции социальной группы:

  • первичная и вторичная социализация;
  • ознакомление и принятие ценностей и правил в обществе;
  • даёт ощущение принадлежности к социальной общности.

Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение. 

Смотрите также:

  • Социальная стратификация и мобильность
  • Молодёжь как социальная группа
  • Этнические общности
  • Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Источник