Какие свойства присущи только географической оболочке 7 класс

Какие свойства присущи только географической оболочке 7 класс thumbnail

Прежде чем говорить о строении и свойствах географической оболочки, необходимо понять, что такое географическая оболочка. «Отцом» данного термина является известный учёный-географ А. А. Григорьев, который ввёл его в 1932 году.  В ней мы живём, она является нашим домом, а чтобы дом оставался прочным, нужно заботиться о нём, хорошо знать состав и разбираться в свойствах географической оболочки.

Какие свойства присущи только географической оболочке 7 класс

Строение географической оболочки

История развития планеты Земля  неразрывно связана с формированием географической оболочки. Как известно, жизнь на Земле появилась не сразу. Тогда единая географическая оболочка состояла из трёх компонентов: литосферы, атмосферы и гидросферы. Но всё изменилось с появлением живых организмов. Их «рождение» определило появление нового слоя – биосферы. Таким образом, сегодня земной шар состоит из следующих оболочек:

  • нижние слои атмосферы;
  • верхние части литосферы;
  • вся гидросфера;
  • вся биосфера.

Все вышеперечисленные оболочки существуют не изолированно. Они тесно соприкасаются друг с другом и взаимодействуют. Результатом такого близкого «соседства» оказалось невозможность определить их чёткие границы.

В среднем мощность географической оболочки составляет около 55 км. В сравнении с размерами Земли она представляется лишь тонкой плёнкой.

Какие свойства присущи только географической оболочке 7 класс

Рис. 1 Компоненты географической оболочки

Атмосфера

До сих пор между учёными ведутся споры о границах географической оболочки. Рассмотрим часто приводимую в зарубежных и отечественных исследованиях теорию.

Первое – нижняя часть атмосферы. Её высота достигает 25-30 км. Она состоит из тропосферы (8-16 км)и нижних слоёв стратосферы (11-30 км). В них отмечается постепенное падение температуры, существование пыли вулканического происхождения, паров воды и живых организмов.

ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этой

  • 1. Страбон

Именно в стратосфере расположен так называемый озоновый слой, который защищает все живые организмы и целые биологические системы от губительных солнечных ультрафиолетовых лучей.

Какие свойства присущи только географической оболочке 7 класс

Рис. 2 Составляющие атмосферы

Литосфера

К географической оболочке относится верхний слой литосферы – верхняя часть земной коры. Почему только верхняя?

Нельзя забывать, что все оболочки находятся в постоянном взаимодействии, а воздействие атмосферы и гидросферы распространяется на литосферу, начиная с поверхности нашей планеты и до глубины 4-5 км.

Гидросфера и биосфера

Гидросфера – это совокупность всех водных запасов нашей планеты. К географической оболочке относится практически вся гидросфера. Исключение – незначительная часть, которая расположена на больших глубинах.

Биосфера по праву считается самой большой частью географической оболочки. Почему? Ответ на этот вопрос лежит в буквальном переводе данного термина с древнегреческого языка, где bios – жизнь, а schaira – шар. Иными словами, там, где есть жизнь, где возможна деятельность живых организмов, там и находится биосфера. То есть её границы совпадают с границами литосферы, гидросферы и атмосферы: жизнь есть до 4-5 км под землёй, на поверхности земного шара, в воде, на больших глубинах, и в воздухе, начиная с нижних слоёв и заканчивая на высоте 30 км.

Какие свойства присущи только географической оболочке 7 класс

Рис. 3 Границы биосферы

Основные свойства географической оболочки

Тесное взаимодействие всех составляющих географической оболочки (ГО)  привело к возможности появления особых, присущих только ей свойств:

  • Только в ГО вещества могут пребывать в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Данное свойство очень важно для протекания всех процессов, и особенно – для возникновения жизни;
  • Только для ГО характерно зарождение жизни, а затем и появление человека и человеческого общества. Воздух, вода, солнечная энергия, растения, животные, полезные ископаемые – все условия для развития человека.
  • Только в ГО все существующие процессы происходят, в первую очередь, благодаря солнечной энергии, и уж потом внутренним земным источникам энергии.

Что мы узнали?

Итак, географическая оболочка является важным объектом изучения географической науки. Под ней понимают тесное соприкосновение и взаимодействие атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы. Еще раз назовём основные свойства географической оболочки.

Благодаря такому ГО стало возможным разнообразие видов энергии, зарождение жизни на нашей планете, появление человека, развитие человеческого общества. Кроме того только в географической оболочке одно и то же вещество может пребывать в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Данная статья поможет закрепить изученный материал по географии в 7 классе.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Александр Котов

    7/7

  • Татьяна Мынина

    7/7

  • Руслан Фаизов

    7/7

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 351.

Источник

Конспект урока по теме «Географическая оболочка Земли и её свойства»

Цель: Способствовать формированию знаний о географической оболочке, ее свойствах

и о природных комплексах.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Задачи урока:

  1. – Сформировать представление о географической оболочке и ее свойствах;

  2. – продолжить работу по обучению учащихся решать проблемные вопросы, обобщать материал и делать выводы;

  3. -Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  4. – развивать познавательную активность, расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к природе.

Методы: проблемное изложение, частично -поисковый.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Средства обучения: учебники: «География: материки, океаны, народы и страны» Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.,раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, таблицы «Строение географической оболочки», «Природный комплекс зоны влажных экваториальных лесов и круговорот веществ в нем», «Природный комплекс зоны саванн и круговорот веществ в нем», атласы.

Планируемые результаты:

Читайте также:  Какие свойства живого есть у вирусов

Предметные УУД:

  • Сопоставлять границы географической оболочки с границами других оболочек Земли.

  • Обосновывать проведение границ.

  • Объяснять свойства географической оболочки.

  • Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

  • Выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД:

  • Оценивать собственные поступки и поступки других людей по отношению к природе.

  • Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, воспитывать чувство долга- сохранить природу.

Ход урока

I. Организация класса, приветствие, создание доброжелательной рабочей обстановки в классе, проверка готовности рабочих мест.

Учитель.

– Проверим готовность рабочего места к уроку.

– Здравствуйте, садитесь.

2. Проверка Д/З.

3. Актуализация знаний.

Какие оболочки Земли вы изучали? (биосферу, гидросферу, литосферу)

А какая из них твердая? (литосфера) Жидкая? (гидросфера) Газообразная? (атмосфера)

Назовите живую оболочку Земли. (биосфера)

А оболочки существуют отдельно друг от друга (нет, они взаимодействуют друг с другом)

– Что мы будем изучать на уроке? Какая тема урока? (Географическая оболочка)

-Откройте тетради и запишите тему и план урока в тетрадь. Для этого откройте учебники, найдите §13. (Делают записи в тетради)

– На доске, ребята, вы видите, записан вопрос: «Чему сегодня я могу научиться на уроке?» Сформулируйте для себя цель, и запишите себе в тетрадь. В конце урока вы проверите, достигли ли вы своей цели. На столе у вас лежат листы самоконтроля. Не забывайте себя оценивать.

– Переходим к рассмотрению первого пункта плана – Строение географической оболочки.

– Из каких слоев состоит наша Земля? (Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера)

– Молодцы, знаете. Когда наша планета сформировалась, 4,5 млрд.лет назад, одной из земных оболочек не было. Скажите, какая из земных оболочек появилась позже всех? (Биосфера)

– А сейчас, давайте ответим на вопросы в начале § 13. (Уч-ся читают и отвечают на вопросы)

Учитель.

-Закройте учебники. Используя те знания, которые мы вспомнили, попытайтесь ответить на вопрос. Что такое географическая оболочка? (Уч-ся пытаются ответить)

– Можно ли провести границы между земными оболочками? (Нет) Почему? (Потому что вещество одной оболочки проникает в другие)

-Границы географической оболочки выражены нечетко, поэтому ученые определяют их по-разному. Чаще всего считаю, что границы совпадают с границами распространения жизни.

– Приведите примеры, где вы это видели в природе. (Пытаются ответить)

Учитель.

– За окном растет дерево. Можно ли сказать . что этому дереву для роста и развития необходимо проникновение всех оболочек? ( Да, так как солнечные лучи дают ему свет и тепло, а оно выделяет кислород, поглощая углекислый газ; корнями дерево поглощает влагу с питательными веществами и т.д.)

– Давайте тогда попытаемся ответить на вопрос- что же такое географическая оболочка? (Если учащиеся затрудняются дать определение, то находят его в тексте и записывают в тетрадь)

-Географическая оболочка – это целостная и непрерывная оболочка Земли, включающая нижнюю часть атмосферы, верхнюю часть литосферы, всю гидросферу и всю биосферу(записывают)

-Географическая оболочка является самым крупным природным комплексом нашей планеты.

Учитель

-Переходим к рассмотрению рисунка на доске. Перед вами рисунок «Строение географической оболочки». Давайте скажем, как же устроена географическая оболочка? (Один из уч-ся отвечает)

– Сделайте рисунок в тетрадях. Раскрасите его дома. ( Уч-ся зарисовывают)

– Выполнили? А теперь еще раз повторим части ГО.(Учитель показывает на доске, а уч-ся хором отвечают)

2. Свойства географической оболочки. – А теперь поговорим о свойствах географической оболочки. Это второй пункт нашего плана.

Учитель рассказывает о компонентах ГО, свойствах веществ.

-Любое явление существует и развивается благодаря, какому-то источнику энергии. Какому? Да, именно солнечное излучение дает Земле 99,8% всего получаемого тепла. Часть его отражается верхними слоями атмосферы, и где-то лишь 40% достигает земной поверхности.

– Какие природные процессы на Земле вызывает приток солнечной энергии? 1) Солнце нагревает поверхность суши: от нее нагревается воздух, образуются облака; поднимаясь вверх, воздух все больше охлаждается, образуются осадки.

2) Солнечные лучи нагревают поверхность океана, в результате испарения над его поверхностью образуются облака.

3) Солнечные лучи неравномерно нагревают земные участки, образуются области разного атмосферного давления, возникает ветер, воздушные массы начинают перемещаться.

4) Под влиянием солнечных лучей возникают тропические ураганы, смерчи, циклоны.

Читайте также:  Какими свойствами обладает азот

5) Все тела на поверхности нагреваются и охлаждаются, в результате происходит выветривание, изменяется рельеф Земли.

6) Только при солнечном свете зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

-Какие еще горные породы являются для нас хранителями солнечного тепла прошлых лет? (Каменный уголь, нефть, газ, горючие сланцы)

Исходя из вышеперечисленных, можно сделать вывод: Все компоненты географической оболочки связаны между собой, благодаря круговороту веществ и энергии – это главный механизм природных процессов.

Итак, свойства географической оболочки запишем в тетради:

1) Целостность – единство географической оболочки, обусловленное тесной взаимо-связью всех компонентов природы.

2) Ритмичность – повторяемость во времени природных явлений. Она обусловлена космическими и геологическими причинами.

3) Зональность – закономерная смена природных комплексов при переходе от экватора к полюсам.

Виды ландшафтов:

-Природные

-Антропогенные

  1. Закрепление материала.

-Что такое географическая оболочка?

-Что такое природные ресурсы?

-Какие свойства характерны для географической оболочки?

  1. Домашнее задание. П. 14, вопросы на странице 109. Составить схему природные ресурсы и их виды.

  1. А теперь подведем итоги (рефлексия).

– Что нового вы узнали на уроке?

– Чему научились?

Сегодня я узнал(а) …..

Было интересно …..

Было сложно …..

Я выполнял(а) задание ….

Я понял(а), что …..

Теперь я могу ….

Я почувствовал(а), что ….

  • Я приобрел(а) …..

  • Я научился (научилась) …..

  • У меня получилось….

  • Я смог (смогла) …..

  • Урок дал мне для жизни …..

  • Мне захотелось ….

  • Мне не понравилось ….

Источник

Прежде чем говорить о строении и свойствах географической оболочки, необходимо понять, что такое географическая оболочка. «Отцом» данного термина является известный учёный-географ А. А. Григорьев, который ввёл его в 1932 году.  В ней мы живём, она является нашим домом, а чтобы дом оставался прочным, нужно заботиться о нём, хорошо знать состав и разбираться в свойствах географической оболочки.

Свойства географической оболочки и ее строение 7 класс

Строение географической оболочки

История развития планеты Земля  неразрывно связана с формированием географической оболочки. Как известно, жизнь на Земле появилась не сразу. Тогда единая географическая оболочка состояла из трёх компонентов: литосферы, атмосферы и гидросферы. Но всё изменилось с появлением живых организмов. Их «рождение» определило появление нового слоя – биосферы. Таким образом, сегодня земной шар состоит из следующих оболочек:

  • нижние слои атмосферы;
  • верхние части литосферы;
  • вся гидросфера;
  • вся биосфера.

Все вышеперечисленные оболочки существуют не изолированно. Они тесно соприкасаются друг с другом и взаимодействуют. Результатом такого близкого «соседства» оказалось невозможность определить их чёткие границы.

В среднем мощность географической оболочки составляет около 55 км. В сравнении с размерами Земли она представляется лишь тонкой плёнкой.

Свойства географической оболочки и ее строение 7 класс

Рис. 1 Компоненты географической оболочки

Атмосфера

До сих пор между учёными ведутся споры о границах географической оболочки. Рассмотрим часто приводимую в зарубежных и отечественных исследованиях теорию.

Первое – нижняя часть атмосферы. Её высота достигает 25-30 км. Она состоит из тропосферы (8-16 км)и нижних слоёв стратосферы (11-30 км). В них отмечается постепенное падение температуры, существование пыли вулканического происхождения, паров воды и живых организмов.

Именно в стратосфере расположен так называемый озоновый слой, который защищает все живые организмы и целые биологические системы от губительных солнечных ультрафиолетовых лучей.

Свойства географической оболочки и ее строение 7 класс

Рис. 2 Составляющие атмосферы

Литосфера

К географической оболочке относится верхний слой литосферы – верхняя часть земной коры. Почему только верхняя?

Нельзя забывать, что все оболочки находятся в постоянном взаимодействии, а воздействие атмосферы и гидросферы распространяется на литосферу, начиная с поверхности нашей планеты и до глубины 4-5 км.

Гидросфера и биосфера

Гидросфера – это совокупность всех водных запасов нашей планеты. К географической оболочке относится практически вся гидросфера. Исключение – незначительная часть, которая расположена на больших глубинах.

Биосфера по праву считается самой большой частью географической оболочки. Почему? Ответ на этот вопрос лежит в буквальном переводе данного термина с древнегреческого языка, где bios – жизнь, а schaira – шар. Иными словами, там, где есть жизнь, где возможна деятельность живых организмов, там и находится биосфера. То есть её границы совпадают с границами литосферы, гидросферы и атмосферы: жизнь есть до 4-5 км под землёй, на поверхности земного шара, в воде, на больших глубинах, и в воздухе, начиная с нижних слоёв и заканчивая на высоте 30 км.

Свойства географической оболочки и ее строение 7 класс

Рис. 3 Границы биосферы

Основные свойства географической оболочки

Тесное взаимодействие всех составляющих географической оболочки (ГО)  привело к возможности появления особых, присущих только ей свойств:

  • Только в ГО вещества могут пребывать в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Данное свойство очень важно для протекания всех процессов, и особенно – для возникновения жизни;
  • Только для ГО характерно зарождение жизни, а затем и появление человека и человеческого общества. Воздух, вода, солнечная энергия, растения, животные, полезные ископаемые – все условия для развития человека.
  • Только в ГО все существующие процессы происходят, в первую очередь, благодаря солнечной энергии, и уж потом внутренним земным источникам энергии.

Что мы узнали?

Итак, географическая оболочка является важным объектом изучения географической науки. Под ней понимают тесное соприкосновение и взаимодействие атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы. Еще раз назовём основные свойства географической оболочки.

Читайте также:  Какие бывают свойства сознания

Благодаря такому ГО стало возможным разнообразие видов энергии, зарождение жизни на нашей планете, появление человека, развитие человеческого общества. Кроме того только в географической оболочке одно и то же вещество может пребывать в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Данная статья поможет закрепить изученный материал по географии в 7 классе.

Предыдущая

ГеографияРитмичность географической оболочки с примерами

Следующая

ГеографияЦелостность географической оболочки: примеры и доказательство благодаря чему она целостна

Источник



1. Вспомните, что такое биосфера. Какие ещё существуют оболочки Земли?

Биосфера – живая оболочка Земли. Существуют, атмосфера, литосфера и гидросфера.

2. Какую роль играет вода в природе?

Роль воды в природе: вода имеет важное значение для жизни всего живого. Именно в воде появились первые признаки жизни, и первые организмы. Также без воды не может существовать вся экосистема (животные, растения, птицы, бактерии). Вода в атмосфере стабилизирует климат и погоду Земли. Участвует в геологических процессах (почва, горы, холмы). Вода является драгоценным сырьем для сохранения жизни на планете.

3. Пользуясь знаниями по физике, расскажите, что такое энергия.

Энергия – скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения и взаимодействия материи, мерой перехода движения материи из одних форм в другие.

4. Вспомните из курсов природоведения и биологии, как происходит образование органических веществ в зелёных растениях.

Образование органических веществ в зеленых растениях происходит при фотосинтезе, который проходит в тех областях растений, где есть хлоропласты.

Вопросы и задания

1. Каково строение (состав и взаимодействие между компонентами) географической оболочки?

Географическую оболочку изучает наука география. Географическая оболочка представляет собой сложное образование, получившееся при взаимодействии и взаимопроникновении атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы. Гидросфера и биосфера включены в географическую оболочку полностью, а литосфера и атмосфера – лишь частично (литосфера своей верхней частью, а атмосфера – нижней частью). Взаимодействие геосфер в географической оболочке происходит под воздействием энергии Солнца и внутренней энергии Земли.

2. Какие свойства присущи только географической оболочке?

Взаимодействие различных геосфер в пространстве географической оболочки приводит к тому, что она обладает рядом свойств, которыми не обладает каждая сфера в отдельности. Например, три состояния вещества – твердое, жидкое и газообразное – возможны только в пределах географической оболочки. Это одна из причин того, что именно в географической оболочке зародилась и развивается жизнь, появился человек. Человек для своей жизни использует вещества всех остальных сфер. На литосфере стоят города и другие населенные пункты, превращенная в почву верхняя часть литосферы дает людям растительную пищу, биосфера стала источником пищи для животных, ну а без воздуха и воды не сможет жить не только человек, но и все растения, животные и даже микроорганизмы.

3. Благодаря чему географическая оболочка является целостным природным образованием?

Географическая оболочка является целостным образованием, и изменение одной из ее частей (например, одной из геосфер) непременно отразится на состоянии других частей. Вода входит в состав воздуха, а воздух, в свою очередь, находится в воде. И вода, и воздух находятся в литосфере и вместе с биосферой способствуют образованию такого особого природного компонента, как почва, которая необходима для роста растений. Растения, в свою очередь, используются человеком и животными. Важнейшим свойством географической оболочки является круговорот вещества и энергии. Мы уже достаточно подробно познакомились с круговоротом воды в природе и с круговоротами воздушных масс. Огромное значение для жизни на Земле имеет биологический круговорот. Под действием солнечных лучей в зелёных растениях из воды и углекислого газа образуется новое органическое вещество. Это вещество служит пищей для живых организмов, которые, умирая, попадают в почву, и способствует жизни зеленых растений, отдавая им минеральные вещества. Этот биологический круговорот вещества и энергии лежит в основе жизни всех живых существ. При этом каждый новый круговорот отличается от предыдущего том, что образуется больше органического вещества, чем теряется. Так происходит поступательное движение к развитию биосферы и других сфер географической оболочки. Вместе со своими составными частями меняется и развивается географическая оболочка в целом.

4. Расскажите о роли каждого компонента в жизни природы.

Природные компоненты – это то, из чего состоят геосферы, которые при взаимодействии образуют географическую оболочку (например, литосфера состоит из горных пород и минералов; гидросфера – из воды; биосфера – из растений, животных, грибов, микроорганизмов; атмосфера – из воздуха). Рассмотрим роль таких компонентов природы, как горные породы и минералы. Эти компоненты составляют литосферу. Они входят в состав всех полезных ископаемых и являются основой для образования почвы. Горные породы и минералы составляют верхнюю, твердую часть литосферы – земную кору, которая является основой всех жизненных процессов, происходящих на Земле. Горные породы и минералы используют в качестве строительных материалов; они служат основанием для строительства различных зданий.

Источник