Какие свойства присущи только географической оболочке 7 класс география

Какие свойства присущи только географической оболочке 7 класс география thumbnail

Прежде чем говорить о строении и свойствах географической оболочки, необходимо понять, что такое географическая оболочка. «Отцом» данного термина является известный учёный-географ А. А. Григорьев, который ввёл его в 1932 году.  В ней мы живём, она является нашим домом, а чтобы дом оставался прочным, нужно заботиться о нём, хорошо знать состав и разбираться в свойствах географической оболочки.

Какие свойства присущи только географической оболочке 7 класс география

Строение географической оболочки

История развития планеты Земля  неразрывно связана с формированием географической оболочки. Как известно, жизнь на Земле появилась не сразу. Тогда единая географическая оболочка состояла из трёх компонентов: литосферы, атмосферы и гидросферы. Но всё изменилось с появлением живых организмов. Их «рождение» определило появление нового слоя – биосферы. Таким образом, сегодня земной шар состоит из следующих оболочек:

  • нижние слои атмосферы;
  • верхние части литосферы;
  • вся гидросфера;
  • вся биосфера.

Все вышеперечисленные оболочки существуют не изолированно. Они тесно соприкасаются друг с другом и взаимодействуют. Результатом такого близкого «соседства» оказалось невозможность определить их чёткие границы.

В среднем мощность географической оболочки составляет около 55 км. В сравнении с размерами Земли она представляется лишь тонкой плёнкой.

Какие свойства присущи только географической оболочке 7 класс география

Рис. 1 Компоненты географической оболочки

Атмосфера

До сих пор между учёными ведутся споры о границах географической оболочки. Рассмотрим часто приводимую в зарубежных и отечественных исследованиях теорию.

Первое – нижняя часть атмосферы. Её высота достигает 25-30 км. Она состоит из тропосферы (8-16 км)и нижних слоёв стратосферы (11-30 км). В них отмечается постепенное падение температуры, существование пыли вулканического происхождения, паров воды и живых организмов.

ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этой

  • 1. Страбон

Именно в стратосфере расположен так называемый озоновый слой, который защищает все живые организмы и целые биологические системы от губительных солнечных ультрафиолетовых лучей.

Какие свойства присущи только географической оболочке 7 класс география

Рис. 2 Составляющие атмосферы

Литосфера

К географической оболочке относится верхний слой литосферы – верхняя часть земной коры. Почему только верхняя?

Нельзя забывать, что все оболочки находятся в постоянном взаимодействии, а воздействие атмосферы и гидросферы распространяется на литосферу, начиная с поверхности нашей планеты и до глубины 4-5 км.

Гидросфера и биосфера

Гидросфера – это совокупность всех водных запасов нашей планеты. К географической оболочке относится практически вся гидросфера. Исключение – незначительная часть, которая расположена на больших глубинах.

Биосфера по праву считается самой большой частью географической оболочки. Почему? Ответ на этот вопрос лежит в буквальном переводе данного термина с древнегреческого языка, где bios – жизнь, а schaira – шар. Иными словами, там, где есть жизнь, где возможна деятельность живых организмов, там и находится биосфера. То есть её границы совпадают с границами литосферы, гидросферы и атмосферы: жизнь есть до 4-5 км под землёй, на поверхности земного шара, в воде, на больших глубинах, и в воздухе, начиная с нижних слоёв и заканчивая на высоте 30 км.

Какие свойства присущи только географической оболочке 7 класс география

Рис. 3 Границы биосферы

Основные свойства географической оболочки

Тесное взаимодействие всех составляющих географической оболочки (ГО)  привело к возможности появления особых, присущих только ей свойств:

  • Только в ГО вещества могут пребывать в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Данное свойство очень важно для протекания всех процессов, и особенно – для возникновения жизни;
  • Только для ГО характерно зарождение жизни, а затем и появление человека и человеческого общества. Воздух, вода, солнечная энергия, растения, животные, полезные ископаемые – все условия для развития человека.
  • Только в ГО все существующие процессы происходят, в первую очередь, благодаря солнечной энергии, и уж потом внутренним земным источникам энергии.

Что мы узнали?

Итак, географическая оболочка является важным объектом изучения географической науки. Под ней понимают тесное соприкосновение и взаимодействие атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы. Еще раз назовём основные свойства географической оболочки.

Благодаря такому ГО стало возможным разнообразие видов энергии, зарождение жизни на нашей планете, появление человека, развитие человеческого общества. Кроме того только в географической оболочке одно и то же вещество может пребывать в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Данная статья поможет закрепить изученный материал по географии в 7 классе.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Александр Котов

    7/7

  • Татьяна Мынина

    7/7

  • Руслан Фаизов

    7/7

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 355.

Источник

Конспект урока по теме «Географическая оболочка Земли и её свойства»

Цель: Способствовать формированию знаний о географической оболочке, ее свойствах

и о природных комплексах.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Задачи урока:

  1. – Сформировать представление о географической оболочке и ее свойствах;

  2. – продолжить работу по обучению учащихся решать проблемные вопросы, обобщать материал и делать выводы;

  3. -Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  4. – развивать познавательную активность, расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к природе.

Читайте также:  Какие лечебные свойства каланхоэ

Методы: проблемное изложение, частично -поисковый.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Средства обучения: учебники: «География: материки, океаны, народы и страны» Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.,раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, таблицы «Строение географической оболочки», «Природный комплекс зоны влажных экваториальных лесов и круговорот веществ в нем», «Природный комплекс зоны саванн и круговорот веществ в нем», атласы.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

  • Сопоставлять границы географической оболочки с границами других оболочек Земли.

  • Обосновывать проведение границ.

  • Объяснять свойства географической оболочки.

  • Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

  • Выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД:

  • Оценивать собственные поступки и поступки других людей по отношению к природе.

  • Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, воспитывать чувство долга- сохранить природу.

Ход урока

I. Организация класса, приветствие, создание доброжелательной рабочей обстановки в классе, проверка готовности рабочих мест.

Учитель.

– Проверим готовность рабочего места к уроку.

– Здравствуйте, садитесь.

2. Проверка Д/З.

3. Актуализация знаний.

Какие оболочки Земли вы изучали? (биосферу, гидросферу, литосферу)

А какая из них твердая? (литосфера) Жидкая? (гидросфера) Газообразная? (атмосфера)

Назовите живую оболочку Земли. (биосфера)

А оболочки существуют отдельно друг от друга (нет, они взаимодействуют друг с другом)

– Что мы будем изучать на уроке? Какая тема урока? (Географическая оболочка)

-Откройте тетради и запишите тему и план урока в тетрадь. Для этого откройте учебники, найдите §13. (Делают записи в тетради)

– На доске, ребята, вы видите, записан вопрос: «Чему сегодня я могу научиться на уроке?» Сформулируйте для себя цель, и запишите себе в тетрадь. В конце урока вы проверите, достигли ли вы своей цели. На столе у вас лежат листы самоконтроля. Не забывайте себя оценивать.

– Переходим к рассмотрению первого пункта плана – Строение географической оболочки.

– Из каких слоев состоит наша Земля? (Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера)

– Молодцы, знаете. Когда наша планета сформировалась, 4,5 млрд.лет назад, одной из земных оболочек не было. Скажите, какая из земных оболочек появилась позже всех? (Биосфера)

– А сейчас, давайте ответим на вопросы в начале § 13. (Уч-ся читают и отвечают на вопросы)

Учитель.

-Закройте учебники. Используя те знания, которые мы вспомнили, попытайтесь ответить на вопрос. Что такое географическая оболочка? (Уч-ся пытаются ответить)

– Можно ли провести границы между земными оболочками? (Нет) Почему? (Потому что вещество одной оболочки проникает в другие)

-Границы географической оболочки выражены нечетко, поэтому ученые определяют их по-разному. Чаще всего считаю, что границы совпадают с границами распространения жизни.

– Приведите примеры, где вы это видели в природе. (Пытаются ответить)

Учитель.

– За окном растет дерево. Можно ли сказать . что этому дереву для роста и развития необходимо проникновение всех оболочек? ( Да, так как солнечные лучи дают ему свет и тепло, а оно выделяет кислород, поглощая углекислый газ; корнями дерево поглощает влагу с питательными веществами и т.д.)

– Давайте тогда попытаемся ответить на вопрос- что же такое географическая оболочка? (Если учащиеся затрудняются дать определение, то находят его в тексте и записывают в тетрадь)

-Географическая оболочка – это целостная и непрерывная оболочка Земли, включающая нижнюю часть атмосферы, верхнюю часть литосферы, всю гидросферу и всю биосферу(записывают)

-Географическая оболочка является самым крупным природным комплексом нашей планеты.

Учитель

-Переходим к рассмотрению рисунка на доске. Перед вами рисунок «Строение географической оболочки». Давайте скажем, как же устроена географическая оболочка? (Один из уч-ся отвечает)

Читайте также:  Какими свойствами обладают все точки окружности

– Сделайте рисунок в тетрадях. Раскрасите его дома. ( Уч-ся зарисовывают)

– Выполнили? А теперь еще раз повторим части ГО.(Учитель показывает на доске, а уч-ся хором отвечают)

2. Свойства географической оболочки. – А теперь поговорим о свойствах географической оболочки. Это второй пункт нашего плана.

Учитель рассказывает о компонентах ГО, свойствах веществ.

-Любое явление существует и развивается благодаря, какому-то источнику энергии. Какому? Да, именно солнечное излучение дает Земле 99,8% всего получаемого тепла. Часть его отражается верхними слоями атмосферы, и где-то лишь 40% достигает земной поверхности.

– Какие природные процессы на Земле вызывает приток солнечной энергии? 1) Солнце нагревает поверхность суши: от нее нагревается воздух, образуются облака; поднимаясь вверх, воздух все больше охлаждается, образуются осадки.

2) Солнечные лучи нагревают поверхность океана, в результате испарения над его поверхностью образуются облака.

3) Солнечные лучи неравномерно нагревают земные участки, образуются области разного атмосферного давления, возникает ветер, воздушные массы начинают перемещаться.

4) Под влиянием солнечных лучей возникают тропические ураганы, смерчи, циклоны.

5) Все тела на поверхности нагреваются и охлаждаются, в результате происходит выветривание, изменяется рельеф Земли.

6) Только при солнечном свете зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

-Какие еще горные породы являются для нас хранителями солнечного тепла прошлых лет? (Каменный уголь, нефть, газ, горючие сланцы)

Исходя из вышеперечисленных, можно сделать вывод: Все компоненты географической оболочки связаны между собой, благодаря круговороту веществ и энергии – это главный механизм природных процессов.

Итак, свойства географической оболочки запишем в тетради:

1) Целостность – единство географической оболочки, обусловленное тесной взаимо-связью всех компонентов природы.

2) Ритмичность – повторяемость во времени природных явлений. Она обусловлена космическими и геологическими причинами.

3) Зональность – закономерная смена природных комплексов при переходе от экватора к полюсам.

Виды ландшафтов:

-Природные

-Антропогенные

  1. Закрепление материала.

-Что такое географическая оболочка?

-Что такое природные ресурсы?

-Какие свойства характерны для географической оболочки?

  1. Домашнее задание. П. 14, вопросы на странице 109. Составить схему природные ресурсы и их виды.

  1. А теперь подведем итоги (рефлексия).

– Что нового вы узнали на уроке?

– Чему научились?

Сегодня я узнал(а) …..

Было интересно …..

Было сложно …..

Я выполнял(а) задание ….

Я понял(а), что …..

Теперь я могу ….

Я почувствовал(а), что ….

  • Я приобрел(а) …..

  • Я научился (научилась) …..

  • У меня получилось….

  • Я смог (смогла) …..

  • Урок дал мне для жизни …..

  • Мне захотелось ….

  • Мне не понравилось ….

Источник

Тема: Строение и свойства географической оболочки

Цель: формировать понятие географической оболочки, взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов природы, развивать умения и навыки обучающихся объяснять основные свойства географической оболочки, описывать по схемам круговороты воды, воздуха, биологический круговорот.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

Обучающиеся зачитывают доклады по теме «Гидросфера»

Вопросы:

  1. Какими основными свойствами обладают воды Мирового океана?

  2. Что называется соленостью? Как поддерживается соленость вод?

  3. Объясните причину того, что соленость воды в экваториальной зоне (34‰) ниже средней океанической, в тропической зоне (36‰), наоборот, выше.

  1. Изучение нового материала

Слайд 1 – Земля, воздух и вода – то, что мы с рождения видим вокруг себя и что на первый взгляд кажется вечным и неизменным. Но все это лишь звено в длинной цепи преобразований. Литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера образуют единый организм, развиваются и меняются не в меньшей степени, чем живые существа, населяющие Землю. Запишите тему нашего урока.

Слайд 2 – Географическая оболочка как целостная система формировалась и развивалась непрерывно под влиянием взаимодействия внешних и внутренних сил. В результате различные процессы, происходящие в ней, наслаиваются друг на друга и формируют сегодняшний неповторимый облик нашей планеты. Так что же такое географическая оболочка?

Слайд 3 – Запишем определение. Географической называется оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера.

Слайд 4 – Все компоненты географической оболочки взаимодействуют друг с другом. Резких границ оболочка не имеет. Мощность составляет в среднем 55 км.

Слайд 5 – Задание. Докажите высказывание примерами: «Все компоненты географической оболочки существуют не изолированно. Они взаимодействуют друг с другом».

/Ответы обучающихся/

Слайд 6 – В результате взаимодействия компонентов географическая оболочка обладает присущими только ей свойствами.

Слайд 7 – Свойства географической оболочки.

  • Образование органических веществ из неорганических живыми организмами;

  • Вещества находятся во всех трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном;

  • Все процессы происходят под действием солнечной энергии;

  • Происходят круговороты веществ и энергии.

Читайте также:  Какими уникальными свойствами обладают числа 3 и 11

– Рассмотрим более подробно эти свойства.

Слайд 8 – Образование органических веществ из неорганических живыми организмами.

Вопрос: О каких природных процессах вам уже известно, где происходит преобразование веществ? /Ответы обучающихся/

Слайд 9 – Живые участники круговорота веществ в природе (схема)

Слайд 10 – Вторым свойством мы выделили нахождение веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии. Данное свойство имеет огромное значение для всех процессов, происходящих в географической оболочке.

  • Вещества, находящиеся во всех трех агрегатных состояниях (жидком, твердом и газообразном), создают условия для возникновения жизни на Земле.

Только здесь возникла сначала жизнь, а затем появились человек и человеческое общество.

Слайды 11-12 – Все процессы происходят под воздействием солнечной энергии и в меньшей степени внутренних земных источников. Изменение солнечной активности сказывается на всех процессах географической оболочки:

  • Магнитные бури,

  • Изменение роста и развития растений,

  • Размножения и миграции насекомых,

  • Ухудшение состояния здоровья пожилых людей и детей.

Слайд 13 – Связь между ритмами солнечной активности и живыми организмами показал русский биофизик Александр Леонидович Чижевский еще 20-30-х годах ХХ века.

Слайды 14-15 – Географическую оболочку иногда называют природной средой или просто природой, имея в виду главным образом природу в границах геооболочки.

Все компоненты оболочки связаны в единое целое посредством круговорота веществ и энергии. Это важнейший механизм природных процессов.

Слайд 16 – Существуют различные круговороты, с одним из них вы уже знакомы – это круговорот воды в природе. Расскажите, как он осуществляется. /Ответы обучающихся/

Слайды 17-18 – Огромная роль в жизни географической оболочки принадлежит биологическому круговороту.

Составим упрощенную схему биологического круговорота.

Одни и те же элементы многократно образуют органические вещества живых организмов и многократно снова переходят в минеральное состояние.

Слайд 19 – Ведущая роль во всех круговоротах принадлежит круговороту воздуха в тропосфере, который включат всю систему ветров и вертикальное движение воздуха. Движение воздуха в тропосфере втягивает в глобальный круговорот и гидросферу, образуя мировой круговорот воды. От него зависят и другие природные процессы.

Слайд 20 – Наиболее активно круговороты происходят в экваториальном и субэкваториальном поясах. В полярных областях протекают особенно медленно. Но все круговороты взаимосвязаны.

Каждый последующий круговорот отличается от предыдущих, не образуя замкнутого круга.

Слайд 21 – Рассмотрим схему круговорота веществ в земной коре. Растения, например, берут из почвы питательные вещества, а отмирая, отдают их значительно больше, так как органическая масса растений создается в основном за счет углекислого газа атмосферы, а не за счет веществ, поступающих из почвы. Благодаря круговоротам происходит развитие всех компонентов природы и географической оболочки в целом.

Слайд 22 – Трудно представить нашу планету без растений и животных. Возникновение биосферы является принципиально важным этапом развития географической оболочки и всей Земли как планеты.

Слайд 23 – Главная роль живых организмов – обеспечение развития всех жизненных процессов, в основе которых лежит солнечная энергия и биологический круговорот веществ и энергии.

Слайд 24 – Этапы жизненных процессов:

  • Создание в результате фотосинтеза органического вещества первичной продукции.

  • Превращение первичной (растительной) продукции во вторичную (животную).

  • Разрушение первичной и вторичной биологической продукции бактериями, грибами.

Слайд 25 – Этапы развития географической оболочки.

  • 1 этап – добиогенный (3 млрд лет) – в атмосфере мало кислорода и много углекислого газа.

  • 2 этап – (около 570 млн. лет) формирование и развитие живых организмов, появление человека.

  • 3 этап – современный (начался около 40 тыс. лет назад) большое антропогенное влияние на все земные оболочки.

Слайд 26 – В.И. Вернадский считал живые организмы самой могущественной по своим конечным результатам силой на земной поверхности, преобразующей природу.

  1. Закрепление изученного материала

Слайд 27Ответьте на вопросы:

  1. Какие части оболочек Земли объединены в географическую оболочку?

  2. Как вы понимаете, что мощность оболочки составляет 55 км?

  3. Что понимается под непрерывностью развития географической оболочки?

  4. Как вы понимаете целостность географической оболочки?

Задание:

  1. Перечислите главные свойства географической оболочки?

  2. Приведите примеры ритмичности географической оболочки.

  3. Перечислите компоненты природы.

  4. Составьте схему одного из природных круговоротов.

Слайд 28 – Молодцы! Вы справились с поставленными задачами!

  1. Подведение итога урока. Выставление оценок за работу на уроке.

Слайд 29 – Домашнее задание: § 13 прочитать. Составьте рассказ о роли каждого компонента в жизни природы

Источник